В основе семейных конфликтов лежит нарушение понимания друг друга, скрытые отношения: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В основе семейных конфликтов лежит нарушение понимания друг друга, скрытые отношения:



-взаимозависимости,

- соперничества,

- доминантности,

- защиты и опеки.

В характере взаимодействия супружеских пар, у которых дети имеют невротические нарушения, существуют свои особенности:

- неадекватность взаимного восприятия,
- сниженная согласованность представлений друг о друге,
- преобладание изолированных решений,
- однотипное реагирование на возникающие трудности и различная направленность реагирования.

Зденек Матейчек писал: «Иногда создается впечатление, что отклонения в поведении (человека) и особенности характера – «врожденные», на самом же деле так из поколения в поколение передается эмоциональная нищета, неблагоприятная жизненная атмосфера, нездоровые условия развития».

В исследованиях Е.А. Веселковой были рассмотрены следующие типы нарушений внутрисемейных отношений:

- исполнительный тип,

- тип внутренней депривации,

- директивно-разрешающих отношений,

- симбиотический,

- напряженный тип.

Которые приводили к различным клиническим формам неврозов у детей.

Исполнительный тип семейных отношений

Происходит замена (или игнорирование) индивидуальных возможностей ребенка на стремление и желание родителей. В результате чего возникает противоречие между необходимостью и желанием. Исчезает истинное детское желание, заменяясь необходимостью: «Будь первым!», «Будь лучшим!».

Так как возможности и резервы организма ребенка ограничены, наступает момент диссоциации «должен (надо)» и «могу», сопровождающийся изменением положительной оценки собственного «Я» на отрицательную. Развитие собственной неудовлетворенности появляется, как результат внешнего требования. Клинические проявления представляют собой вариант оправдания за невозможность желанной реализации. Болезнь определяется внешним конфликтом с окружающими за сохранение чувственной взаимосвязи с близкими. Ребенок принимает решения: «Пусть я буду больным, но любимым».

Момент перехода психологического конфликта в заболевание связан с фиксацией осознания на собственной неспособности при постоянном требовании результата. Для детского возраста исполнительный тип внутрисемейных отношений характеризуется:

- истощением нервной системы в связи с непосильной (психической, физической или интеллектуальной) нагрузкой,

- аффективными переживаниям своей неполноценности и несостоятельности,

- боязнью наказания,

- чувством стыда и т.д.

Все это чаще формируется:

- длительными конфликтами в семье,

- чрезмерной требовательностью к ребенку,

- постоянными ограничениями желаний ребёнка.

Характерная клиническая картина исполнительного типа внутрисемейных отношений выглядит следующим образом:

- сочетание усталости, пассивности, вялости, сонливости и некоторой психомоторной заторможенности в начальном периоде общения или первой половине дня, и двигательной подвижностью, суетливостью, отвлекаемостью и истощаемостью внимания, появлением раздражительности эксплозивных реакций и импульсивности в конце дня, а в общении - после периода адаптации,
- выраженная пугливость, плаксивость,
- отмечается ухудшение аппетита,
- расстройства сна, наблюдаются трудности засыпания, ночные кошмары, отрывочного, эпизодического характера,
- нетерпимость к резким звукам, запахам, колебаниям температуры, наличие сопутствующих системных нарушений сопровождающих эту клиническую форму: энурез, заикание,
- сочетание с соматической ослабленностью.

Психотерапия при исполнительном типе внутрисемейных отношений направлена на восстановление удовлетворенности от самореализации как ребенка, так родителей.

ТИП ВНУТРЕННЕЙ ДЕПРИВАЦИИ

Требования ребенка в сопереживании, не замечаются взрослыми. Родители не придают значимости переживаниям ребенка в данный момент времени. Происходит игнорирование чувств и эмоций ребенка. Даже при определении детских чувств возникает частое их обесценивание с родительской или взрослой позиции, сопровождающееся предписанием: «Будь сильным!». Так возникает конфликт между желаниями и предложениями.

Невроз страхов - это самый быстрый и легкий способ привлечь внимание взрослых к своим переживаниям и в то же время возможность уйти от решения проблем. Именно эта форма невротических расстройств часто является проявлением типа внутренней депривации. Детский способ реагирования не всегда приносит облегчение: может возникнуть страх своих чувств, эмоций и желаний. Для сохранности своей собственной позитивной оценки «Я» у ребенка уже самостоятельно возникает необходимость игнорировать свои чувства, эмоции и желания. В основе этого явления и лежит внутриличностный конфликт.

Клиническая картина невротических расстройств внутрисемейной деформации по типу внутренней депривации у детей 6 - 7лет характеризуется ведущим и определяющим все их поведение синдромом страха:

- приступы (чаще ночных, чем дневных) с тревожным настроением, дрожью, двигательной активностью, соматовегетативными расстройствами,
- сопровождение такими факультативными системными нарушениями как энурез, тики или заикание,

- сочетание с нарушением контакта со сверстниками и взрослыми.

Психотерапевтическое воздействие в данном случае направлено на отреагирование своих чувств и эмоций в сочетании с двигательным освобождением, а также на обучение открыто выражать свои желания. При работе в группе, у взрослых формируются умения слышать, понимать и видеть потребность, желание и эмоции своих детей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-25; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.005 с.)