Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный экзамен по химии

Поиск

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ХИМИИ

 

ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Направление: __ 44.03.05  Педагогическое образование __

(код, наименование)

Уровень образования: ___ бакалавриат ________________

(бакалавриат, магистратура, среднее профессиональное образование)

Профильная направленность: «Химия. Биология», « Биология. Химия»

 

Челябинск 2015

 


 


 


 

Оглавление

 

ЦЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА. 5

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ВИДАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОВЕРЯЕМЫХ В ХОДЕ ЭКЗАМЕНА.. 5

СОДЕРЖАНИЕ ЭКЗАМЕНА. 7

ФОРМА И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА.. 29

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ.. 31

КРИТЕРИИ И ШКАЛЫ ОЦЕНИВАНИЯ. 37

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ.. 40

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ И МАТЕРИАЛОВ, КОТОРЫЕ СТУДЕНТ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА ЭКЗАМЕНЕ. 44

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 45

 


ЦЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

 

Государственный экзамен проводится по окончании всего курса обучения с целью: проверки уровня и качества профессиональной подготовки студентов, определения уровня освоения выпускниками основной профессиональной образовательной программы и соответствие этого уровня требованиям Федерального государственного образовательного стандарта по направлению 44.03.05 Педагогическое образование,  профили «Химия. Биология», «Биология. Химия».

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ВИДАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОВЕРЯЕМЫХ В ХОДЕ ЭКЗАМЕНА

 

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) Знания, умения и навыки, обеспечи­вающие формирование компетенций (в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)

Компетенции, формируемые и проверяемые
на государственном экзамене

Общепрофессиональные компетенции (ОПК)

Готовностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); З.1 знать основные документы, регламентирующие обучение, развитие и воспитание обучающихся; З.2 знать роль химической науки в формировании социально-бытовой сферы и промышленно-производственной среды; У.1 уметь осуществлять виды профессиональной деятельности учителя химии В.1 владеть методами проведения занятия по химии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, в том числе с учетом их особых образовательных потребностей.
Владением основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5); З.3 знать способы взаимодейст­вия педагога с различными субъектами педагогического процесса; У.2 уметь участвовать в общественно-профес­сиональных дискуссиях, грамотно излагая материал химического содержания и соблюдая профессиональную этику; В.2 владеть различными средствами комму­никации в профессиональной педагогической деятельности, на основе профессиональной этики

 

СОДЕРЖАНИЕ ЭКЗАМЕНА

Содержание программы по химии

 

Материя, формы ее существования. Вещество и поле. Материя и движение, химическая форма движения материи. Роль химии в охране окружающей среды.

Строение атома.

Корпускулярно-волновой дуализм излучения. Уравнение Планка. Фотоэффект. Спектры атома. Корпускулярно-волновой дуализм частиц. Принцип неопределенности Гейзенберга.

Квантовые числа как параметры, определяющие волновую функцию. Главное (n), орбитальное (l), магнитное (ml) квантовые числа. Атомные орбитали (АО).

Физический смысл квантовых чисел: квантование энергии элект­рона, энергетические уровни, квантование орбитального углового момента и орбитального магнитного момента, вид атомных s-, p- и d- орбиталей. Основное и возбужденное состояния.

Собственный угловой и магнитный моменты электрона (спин) и спиновое квантовое число (ms).

Многоэлектронные атомы. Закон Мозли. Ядро атома как динамическая система протонов и нейтронов. Заряды ядер атомов. Изотопы.  Приципы и правила заполнения АО: принцип наименьшей энергии, принцип Паули, правило Гунда. Порядок заполнения АО. Электронные формулы.

Некоторые свойства атомов. Атомные радиусы. Энергия ионизации. Сродство к электрону. Относительная электроотрицательность. Условные ионные радиусы.

Магнитные свойства атомов. Диамагнетизм, парамагнетизм.

Химическая связь.

Основные характеристики химической связи: длина связи, энергия связи. Основные типы химической связи: ковалентная и ионная.

Полярность связи. Дипольный момент связи и молекулы в це­лом. Эффективный заряд атома в молекуле. Электроотрицательность элементов. Степень окисления. Валентность. Ковалентность атома.

Ковалентная связь. Основные методы решения электронного уравнения Шредингера для молекул. Метод валентных связей (ВС). Физическая идея метода: образование двухцентровых и двухэлектрон­ных связей, принцип максимального перекрывания АО.

Два механизма образования ковалентной связи: взаимодействие неспарен­ных электронов и донорно-акцепторное взаимодействие.

Ковалентности атомов элементов 1, 2 и 3 периодов.

Теория направленных валентностей. Насыщаемость, направлен­ность и поляризуемость ковалентной связи. Гибридизация АО. Типы гибридизации и стереохимия молекул в свете представлений метода ВС σ- и π-связи.

Основные положения метода молекулярных орбиталей. Метод МО ЛКАО. Порядок заполнения молекулярных орбиталей. Электронные формулы гомонуклеарных молекул, образованных элементами 1 и 2-го периодов.

Ионная связь. Катионы и анионы в молекулах и твердых ве­ществах. Область применимости ионной модели. Свойства соединений с ионной и ковалентной связью. Межмолекулярные взаимодействия. Жидкости и твердые тела. Атомные, молекулярные и ионные кристаллические решетки. Теория МО для твердых тел.

Вода. Растворы.

Вода в природе. Проблема чистой воды. Состав и строение молекул воды. Полярность молекул. Характеристика водородной связи. Физичес­кие свойства воды. Аномалии воды и их объяснение. Вода как растворитель. Химические свойства воды. Роль воды в биологических процессах. Промышленное значение воды.

Дисперсные системы. Их классификация. Учение Д.И.Менделеева о растворах. Механизм процесса растворения веществ. Тепловой эффект растворения, изменения объема при растворении.

Растворимость твердых веществ в воде. Растворимость жидкостей и газов в воде. Растворы насыщенные и ненасыщенные. Способы выражения состава растворов.

Свойства разбавленных растворов. Явление осмоса. Осмотическое давле­ние. Закон Вант-Гоффа. Давление насыщенного пара над растворами и его за­висимость от концентрации и температуры. Тем­пература кипения и замерзания растворов. Законы Рауля. Криоскопи­ческие и эбулиоскопические константы. Определение относительных молекулярных масс веществ в растворах.

Коллоидные растворы. Строение коллоидных частиц. Гели и золи. Основ­ные свойства коллоидных систем. Значение коллоидов в биологических системах.

Комплексные соединения.

Реакции комплексообразования. Основные положения координа­ционной теории. Роль русских ученых в развитии химии комплексных соединений. Комплексообразователь, лиганды. Внутрен­няя и внешняя сфера комплекса. Координационное число комплексообразователя Заряд комплексного иона. Номенклатура комплексных соединений.

Характер химической связи в комплексных соединениях. Характер элект­ролитической диссоциации комплексных соединений. Устойчивость комплек­сов в растворах. Понятие о константе нестойкости. Значение комплексных соединений в производстве и в живой природе.

Водород.         

Положение водорода в периодической системе. Строение атома. Изото­пы водорода. Характеристика двухатомной молекулы водорода. Промышлен­ные и лабораторные способы получения водорода. Физические и химические свойст­ва водорода. Водородные соединения металлов и неметаллов. Их свойства.

Общие свойства металлов.

Положение в периодической системе элементов, образующих простые вещества металлического характера. Природа металлическо­го состояния. Структура металлов. Типы кристаллических решеток. Металлы в природе.

Общие физические свойства металлов. Общая характеристика химичес­ких свойств металлов. Химическая активность металлов. Металлы как восстанови­тели. Работы Н.И. Бекетова. Важнейшие способы получения металлов из руд. Сплавы, их свойства. Типы сплавов. Использование сплавов в народном хозяйстве страны. Биологическая роль металлов. Электро­химический ряд напряжений металлов. Взаи­модействие металлов с водой, водными растворами кислот и солей.

Спирты.

Изомерия, номенклатура. Физические свойства, влияние на них водородных связей.

Способы получения. Окисление парафиновых углеводородов, гид­ролиз алкилгалогенидов, гидратация этиленовых углеводородов. Синтез спиртов из карбонильных соединений с использованием магнийорга­нических соединений. Промышленные способы получения и применение важнейших спиртов - этилового, метилового. Многоатом­ные спирты.

Химические свойства. Кислотно-основные свойства спиртов. Теория кислот и оснований Бренстеда-Лоури и Льюиса. Сопряженные кислоты и основания. Примеры. Сравнение кислотных и основных свойств первич­ных, вторичных и третичных спиртов. Алкоголяты. Реакции моно- и бимолекулярного нуклеофильного замещения гидроксильной группы в спиртах. Замещение гидроксила на галоген (реакции с галогено­водородными кислотами и галогенидами фосфо­ра). Дегидратация спиртов: условия, необходимые для получения сложных эфиров минеральных кислот, простых эфиров и этиленовых углеводородов. Реакции алкилирования и ацилирования спиртов – получение простых и сложных эфиров. Алкилирующие и ацилирующие средства, условия проведения реакций.

Альдегиды и кетоны.

Электронное строение карбонильной группы. Подвижность α-водородного атома.

Методы получения карбонильных соединений: окислением спиртов, из карбоновых кислот и их солей, из геминальных дихлорпроизводных, гидратацией алкинов (реакция И.Г. Кучерова).

Химические свойства. Реакции присоединения водорода, цианисто­водородной кислоты, магнийорганических соединений, спиртов. Меха­низм нуклео­фильного присоединения к карбонильной группе (АN). Альдольно-кротоновая конденсация. Механизм. Сравнение реак­ционной способности альдегидов и кетонов. Реакции окисления.

Промышленные способы получения и применения формальдегида, уксусного альдегида, ацетона.

Ароматические углеводороды.

Гомологический ряд бензола. Строение бензола (А. Кекуле). Валентная изомерия. Валентные изомеры бензола: бициклогексадиен, призман, бензвален. Современные представления о строении бензола, ароматические свойства. Значение ароматических углеводородов для органического синтеза. Монозамещенные производ­ные бензола. Индукционный и мезомерный эффекты электроно­донорных и электроноакцепторных заместителей.

Правила ориентации для реакций электрофильного замещения (влияние заместителей в ядре на реакционную способность аромати­ческих соединений и на место вступления второго заместителя). Объяснение правил ориентации на основе электронной теории: а) с учетом распределения электронной плотности в нереагирующей молекуле (индукционный и мезомерный эффекты электронодонорных и электронооакцепторных заместителей) – статический фактор; б) с учетом устойчивости образующихся в промежуточной стадии σ-комплексов – динамический фактор. Сравнение реакционной способности в реакциях электрофильного замещения монозамещенных производных бензола.

Углеводы.

Классификация. Моносахариды. Оптическая изомерия. Соединения D и L - рядов; D(+) и L(-) - глицериновый альдегид. Число оптических изомеров пентоз и гексоз. Антиподы, диастереомеры, эпимеры. Коль­чато-цепная и кетоенольная таутомерия. Мутаротация. Карбонильные и циклические (α- и β-) формы моносахаридов. Формулы Фишера, Колли-Толленса, Хеуорса. Конформационные (СI) формулы α- и β-D-глюкозы. Реакции, характерные для карбонильной формы: окисление глюкозы реактивом Фелинга, аммиач­ным раствором оксида серебра. Реакции циклических форм – метилирование и ацетилирование. Важнейшие представители моносахаридов – глюкоза, фруктоза, рибоза, дезоксирибоза.

Два типа дисахаридов (на примере мальтозы и сахарозы): различие в их строении и химических свойствах. Биологическое значение.

Высшие полисахариды. Общая характеристика. Крахмал, гликоген, целлюлоза; их строение. Кислотный и ферментативный гидролиз крахмала (промежуточные и конечный продукты). Гидролиз целлюло­зы, его значение. Важнейшие производные целлюлозы: ди- и тринитраты, ди- и триацетаты; их применение для получения пластмасс, искусствен­ных волокон, взрывчатых веществ, пленок, лаков. Производство вискозного волокна.

Роль углеводов в процессах жизнедеятельности. Метаболизм углеводов в организме: пути распада поли- и олигосахаридов; обмен глюкозо-6-фосфата; обмен ПВК; биосинтез углеводов.

Аминокислоты и белки.

Аминокислоты. Классификация. α-аминокислоты, их строение, химичес­кие свойства, биохимическая роль. Заменимые и незаменимые аминокис­лоты. Применение незаменимых аминокислот в животно­водстве для повышения продуктивности.

Ди- и полипептиды. Пептидная связь, ее строение. Природные пептиды (глутатион, пептидные гормоны и их биологическая роль).

Белки, аминокислотный состав. Структурная организация белков и фермен­тов. Физические и химические свойства белков. Строение и механизм действия ферментов. Иммобилизация ферментов и ее практическое значение. Метабо­лизм белков в организме: пути распада белков; метаболизм аминокислот; пути связывания аммиака; механизм реакций с участием аминотрансферазы – АЛТ. Молекулярный механизм передачи генетической информации в организме. Этапы биосинтеза белка: инициация, элонгация, терминация.

Содержание программы по методике обучения химии

Основные компетенции учителя химии современной школы. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования в области педагогического образования. Современные требова­ния к профессиональной подготовке учителя химии. Профессиональные компетенции учителя химии. Трудовые функции учителя химии в соответствие с профессиональным стандартом педагога.

Система, уровни и содержание химического образования. Инновации в химическом образовании.

Государственный образовательный стандарт (ГОС) и Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС ОО). Фундаментальное ядро содержания. Современное среднее химическое образование. Требования ГОС и ФГОС к результатам химического образования.Основные дидактические единицы школьного курса химии. Место химии как учебного предмета в основной образовательной программе школы. Универсальные учебные действия, формируемые при изучении химии в общеобразовательной школе. Базовый, интегративный и профильный уровни изучения естественно-научных предметов в полной средней школе. Элективные курсы. Внеурочная деятельность по химии. Инновационные направления развития химического образования.

Общая характеристика образовательного, воспитывающего и развивающего потенциала курса химии. Идея единства образовательной, воспитывающей и развивающей функций обучения химии. Усвоение основ химической науки. Системно-деятельностный подход и его реализация в химическом образовании. Формирование личностных, метапредметных и предметных результатов в процессе обучения химии. Система ценностей и ориентаций в содержании химического образования. Деятельность современного учителя по организации нравственно-патриотического, экологического, экономического, эстетического, воспитания.

Формирование естественнонаучной картины мира в сознании обучающихся, возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества для решения проблем устойчивого развития человечества.

Содержание и построение курса химии средней школы. Общие и дидактические требования к содержанию курса химии средней школы. Важнейшие принципы отбора химических теорий, законов, фактических знаний об элементах, веществах и химических реакциях, химических производствах, системы специальных умений и навыков для включения в содержание школьной программы. Важнейшие принципы построения школьного курса химии. Внутрикурсовые и межпредметные связи в курсе химии.

Анализ учебных программ и учебников химии общеобразовательной школы. Классификация школьных курсов химии (пропедевтические, базовые, интегративные, профильные курсы, с ориентацией на понятия о веществе, с ориентацией на понятия о химической реакции, линейные, концентрические). Примерная программа по химии. Современные авторские учебные программы и школьные учебники по химии. Рабочая программа учителя химии и требования к ней.

Общие основы процесса обучения химии. Обучение и учение как особые виды человеческой деятельности. Принципы процессов преподаванияи учения. Этапы перехода от незнания к знанию. Закономерности процесса познания. репродуктивное, активное и интерактивное обучение. Индукция, дедукция, трансдукция как способы формирования новых суждений. Проблемное обучение как важное средство развития мышления учащихся.

Методы обучения химии. Понятие о методе обучения. Классификация методов обучения. Словесные, словесно-наглядные, словесно-наглядно-практические методы обучения. Устная и письменная речь, требования к речи учителя и ученика. Развитие коммуникативных УУД при обучении химии. Особенности работы на доске, интерактивной доске и фиксирование материала в тетради учащихся. Работа с учебником. Особенности работы с электронными учебниками, ЭОР и книгами по химии.

Словесно-наглядные методы. Требования к наглядности и ее демонст­рированию. Сочетание слова и действий учителя. Техника и Технологии и методика учебного химического эксперимента, его виды. Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий (УУД) в процессе обучения химии. Использование обобщенных планов деятельности по организации наблюдений и проведения эксперимента. Формирование регулятивных УУД в обучении химии.

Словесно-наглядно практические методы обучения, их классификация и требования к их применению. Формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представ­ления обоснованных аргументов действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач. Кино, телевидение и современные ИКТ в обучении химии. Самостоятельная работа. Технологии и методика использования и решения расчетных и экспериментальных задач. Ситуационные и контекстные задачи как формы реализации системно-деятельностного подхода в обучении химии. Организация практических и лабораторных работ по химии. Практические работы по химии; виды, технологии и методика проведения и организации, оформление, этапы выполнения. Инструкции к работам. Решение экспериментальных задач. Оценка и контроль экспериментальных умений. Практикумы по химии. Лабораторные опыты в процессе изучения химии. Домашний химический эксперимент и требования к нему. Интерактивные методы обучения химии. Взаимосвязь и совершенствование методов обучения.

Развитие обучающихся в изучении химии. Развитие обучающихся в процессе изучения химии. Психолого-педагогические основы развивающего обучения, средства развивающего обучения. Системно-деятельностный и дифференци­рованный подходы в обучении химии. Проблемное обучение как условие развития мышления учащихся, и мотивации школьников на уроке. Проблемный химический эксперимент, Технологии и методика его использования и проведения, его роль в формировании метапредметных УУД.

Развитие самостоятельности, творческой активности, формирование мотивации, интереса и активизация учебно-познавательной деятельности при обучении химии.

Современные технологии в обучении химии. Личностно- ориентиро­ванные технологии обучения химии: технология творческих педагогических мастерских; технология консультирования; технология обучения химии на основе системно-деятельностного подхода; кейс-технологии, ворк-шоп. Технологии критического мышления в обучении химии: приемы инсерт, кластеры, синквейн, шесть шляп мышления и т.п. Предметно-ориентированные технологии обучения химии: технология модульного обучения; технология проблемного обучения; технология обучения химии на основе поэтапного формирования умственных действий, адаптивная технология обучения и т.п. Особенности реализации различных технологий при изучении отдельных разделов школьного курса химии.

Информационно-коммуникационные технологии в обучении химии. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Краткая характеристика. Цифровые лаборатории по химии и их использование в учебно-воспитательном процессе. Современная информа­ционно-коммуникационная среда обучения химии в средней школе. Ее роль в формировании УУД при обучении химии.

Средства обучения химии. Система средств обучения химии (химические реактивы, технические средства обучения, информационные и программные средства обучения, наглядность, дидактические материалы, учебник, рабочая тетрадь и т.д.).

Проектирование и планирование учебной работы учителя химии. Виды программ по химии (примерная, авторская рабочая).Рабочие программы по химии, требования к их составлению. Виды планирования, этапы его составления. Требования к уроку химии в соответствие с ГОС и ФГОС среднего образования. Требования к конспекту урока, развёрнутый и краткий план и конспекты уроков химии. Технологическая карта как модель урока химии в соответствие с требованиями ФГОС, особенности ее проектирования и роль в реализация задач современного урока химии.

Организационные формы обучения химии в школе. Формы обучения химии в школе. Урок – основная форма организации учебной работы в школе. Требования к современному уроку в соответствие с ФГОС ООО, ориентация на личностные, метапредметные и предметные результаты обучения. Классификации уроков. Деятельность учителя и обучающихся на уроке в соответствие с ФГОС ООО. Система уроков по химии. Структура уроков различных типов. Требования к урокам различных типов. Анализ урока химии.

Другие формы занятий по химии: интегративные уроки, экскурсии, конференции, дискуссии, дебаты, организация проектной деятельности на уроках и во внеурочной работе по химии. Элективные курсы в предпрофильном и профильном обучении. Факультативы.

Дидактические игры и занимательность в обучении химии. Дидакти­ческие игры. Технологии и методика составления и применения дидактических игр в обучении химии. Классификация дидактических игр по различным критериям. Опыт применения дидактических игр и его резуль­таты. Место и значение различных форм занимательности в учебном процессе. Технологии и методика составления различных форм заниматель­ности (анаграммы, логогрифы, метаграммы, шарады, загадки, ребусы, головоломки, кроссворды, чайнворды, рассказы-загадки, занимательные опыты и т.д.). Технологии и методика применения различных форм дидактических игр в обучении химии.


Технологии и методика организации внеурочной и внеклассной деятельности по химии. Роль, задачи и принципы организации внеурочной работы по химии. Реализация системно-деятельностного подхода и индиви­дуализации во внеурочной работе по химии. Требования к программам внеурочной работы по химии. Развитие универсальных видов учебных действий и ориентация на личностные и метапредметные результаты при реализации внеурочной деятельности. Виды внеурочной деятельности. Химический кружок. Химические /тематические/ вечера. Тематические классные часы, диспуты, вечера вопросов и ответов. Тематические стенды, выставки. Неделя (декада) химии в школе.

Проектная работа школьников по химии. Требования к проектиро­ванию и оценке ее результатов с учетов формирования УУД. Место организации проектов в учебном процессе. Алгоритм выполнения работы над проектом: овладение умениями видеть проблемы, формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперимент, оценивать полученные результаты, овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни, формирование проектного мышления и портфолио проекта. Воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде. Основные требования к использованию метода проектов в учебном процессе. Презентация и защита учебных проектов. Формы проектной деятельности учащихся. Роль учителя в организации проектной деятельности учащихся. Обзор проектных работ обучающихся по химии и дисциплинам естественнонаучного цикла.Проектные дневники школьников. Оценка метапредметных результатов проектной деятельности по химической тематике. Исследовательская работа обучающихся по химии.

Внеклассная работа на предприятиях, пришкольных участках и по организации работы школьного кабинета химии. Домашняя химическая лаборатория школьника. Профессиональная ориентация обучающихся на профессии, связанные с химией.

Выездные химические и многопрофильные школы как формы работы с учащимися, проявляющими выдающиеся способности в области химии. Индивидуальная работа с учениками по химии. Подготовка и проведение химических олимпиад, конференций конкурсов. Организация НИР школьников по химии.

Профессиональная ориентация обучающихся при изучение химии. Предпрофильная подготовка на завершающем этапе основной школы.

Современные средства оценки результатов обучения химии. Методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса по химии. Мониторинг резуль­татов. Оценка эффективности обучения химии. Контроль и оценивание результатов обучения.Цели, задачи и значение оценки и контроля результатов обучения. Формы, виды и методы контроля. Методы устного контроля. Индивидуальный и фронтальный устный опрос. Методы письменного контроля результатов обучения. Самостоятельная проверочная работа. Химический диктант. Контрольная работа, содержание, технологии и методика проведения, анализ результатов. Тестовый контроль. Эксперимен­тальная проверка знаний и умений, учёт и контроль экспериментальных умений. Зачёт. Комплексные работы, направленные на проверку метапред­метных результатов обучения по естественнонаучным предметам.

Государственная итоговая аттестация по химии. Организация государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена по химии (ГИА и ЕГЭ). Критерии оценки результатов обучения. Контрольно-измерительные материалы по химии; спецификация, кодификатор. Единый государственный экзамен по химии: структура особенности оценивания результатов. Подготовка обучающихся к поступлению в вузы по химии. Методические рекомендации по организации повторения и обобщения знаний обучающихся по химии. Роль ИКТ в организации контроля и оценки знаний по химии.

Основы научно-исследовательской работы (НИР) в области методики преподавания химии в школе. Основные направления НИР по методике обучения химии в школе. Актуальность, объект, предмет, цель и методы исследования. Разработка рабочей гипотезы. Педагогический эксперимент. Методы обработки результатов педагогического эксперимента. Планирование и реализация НИР учителя химии. Результаты научно-исследовательской работы в школе. Развитие творческого потенциала учителя химии.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

Экзаменационные билеты включают в себя два вопроса: один теоретический вопрос, второй вопрос предполагает защиту методического мини-проекта и направлен на раскрытие возможностей реализации современных образовательных технологий и методических особенностей изучения отдельных тем школьного курса химии.  

Вопросы по химии

Требования к структуре и содержанию

Методических мини-проектов

Примерные критерии оценивания ответа выпускника на государственном экзамене

Критерии1 Отметка
- коэффициент сформированности компетенций от 0,7 до 1; - дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; - показана совокупность осознанных знаний об объекте изучения, доказательно раскрыты основные положения; - студент демонстрирует всестороннее систематическое и глубокое знание учебно-программного материала; - в ответе отслеживается четкая структура, выстроенная в логической последовательности; - ответ изложен научным, грамотным языком; - на все дополнительные вопросы студент дал четкие, аргументированные ответы - студент умеет объяснять закономерности и иллюстрировать их примерами из жизни, усвоил взаимосвязь основных понятий и их значение для приобретаемой профессии, проявляет творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала 5 «отлично»  
- коэффициент сформированности компетенций от 0,6 до 0,69; - дан полный, развернутый ответ по предложенной проблеме; - показано умение выделять существенные и несущественные моменты материала; - ответ четко структурирован, выстроен в логической последовательности, изложен научным, грамотным языком; - студент умеет объяснять закономерности и применять их, показывает систематический характер знаний, способен к их самостоятельному пополнению и обновлению при дальнейшем обучении и профессиональной деятельности - были допущены неточности в определении понятий, персоналий, терминов, дат; - на дополнительные вопросы были даны неполные или недостаточно аргументированные ответы 4 «хорошо»  
- коэффициент сформированности компетенций от 0,5 до 0,59; - дан неполный ответ по предложенной проблеме; - логика и последовательность изложения имеют некоторые нарушения; - допущены ошибки в изложении теоретического материала и употреблении терминов, персоналий; - в ответе не присутствуют доказательные выводы; - на дополнительные вопросы даны неточные или не раскрывающие сути проблемы ответы 3 «удовлетворительно»  
- продемонстрировал коэффициент сформированности компетенций ниже 0,5; - дан неполный ответ на поставленный вопрос; - логика и последовательность изложения имеют существенные нарушения; - при изложении теоретического материала допущены существенные ошибки (касающиеся фактов, понятий, персоналий); - в ответе отсутствуют выводы; - речь неграмотная; - студент отказывается отвечать на дополнительные вопросы или дает неверные ответы 2 «неудовлетворительно»  

Список литературы

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ И МАТЕРИАЛОВ, КОТОРЫЕ СТУДЕНТ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА ЭКЗАМЕНЕ

 

На экзамене разрешено использовать следующую литературу:

 

1. Программа государственного экзамена.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

3. Концепции и программы развития образования.

4. Справочная литература по химии.

5. Программы  по химии для средней школы.

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

На государственном экзамене

ФИО выпускника _________________________________________

Уровни

Критерии комплексной оценки сформированности компетенций

Экспертная оценка в баллах1

Средний балл2
Предс. ГЭК Зам. предс. ГЭК Член ГЭК Член ГЭК Член ГЭК  
Знать Обладает системными теоретическими знаниями, необходимыми для решения профессиональных задач           Кз=
Уметь Обладает умениями, обеспечивающими выполнение профессиональных задач           Ку=
Владеть Способен адекватно оценивать задачи в профессиональной области и использовать знания, умения и накопленный профессиональный опыт для их решения            

Коэффициент сформированности комплекса компетенций Кком3

 

Секретарь ГЭК ___________________ / ____________________ ФИО

Дата _______________

1 0 баллов – показатель не выражен;

0,5 баллов – показатель слабо выражен;

1 балл – показатель ярко выражен.

2 Средний балл по каждому уровню (Кз, Ку, Кв) рассчитывается как среднее арифметическое баллов экспертов

3 Кком = 0,36xКз + 0,28хКу + 0,36хКв

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Требования к оформлению технологической карты урока

Тема урока: _______________________

Место данного урока в системе уроков. ___________________________________________________________________

Цель урока: ________________________________________________________

Задачи урока: например,

1. Создать условия для углубления знаний о составе и свойствах...

2. Создать условия для развития у учащихся исследовательских качеств: логического мышления, умений прогнозировать, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы и т.д.

3. На примерах практической значимости... подвести обучающихся к осознанию того, что достижения в области химии позволяют использовать их на благо общества.

Опорные понятия: __________________________________________________

Новые понятия: _____________________________________________________

Дидактический материал: _____________________________________________

Оборудование:

1. Для химического эксперимента:

1. Лабораторные опыты «Название опыта________________________»,

2. Реактивы и оборудование:

2. Демонстрационный эксперимент:

2.1. «Название опыта________________________________________________»

2.1Реактивы и оборудование:

Мультимедийное оборудование: ______________________________________

Технологическая карта урока __________________________(продолжение)

Этап урока Планируемые результаты Деятельность учителя Деятельность обучающегося Используемые методы приемы формы Формируемые УУД Результат взаимодействия
Актуализация знаний и самоопре деление к деятельности Мотивация к изучению материала Создание условий для мотивации: «Формулирование девиза урока Постановка проблемного вопроса (формулировка вопроса) Отвечает на вопросы, Анализирует выданные реактивы и оборудование Демонстрация видеоряда Постановка проблемного вопроса Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. Познавательные: - использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - уметь формулировать собственное мнение и позицию; -  


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.176.111 (0.013 с.)