Тема 2. Нормы и источники АП. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Нормы и источники АП.



 

1. Понятие и особенности АП-х норм.

2. Виды АП-х норм.

3. Действие АП-х норм во времени.

4. Система источников АП и общая х-ка А законодательства.

1. Понятие и особенности АП-х норм.

Норма АП – это норма права, которая:

1. регулирует общ. отношения, входящие в предмет АП,

2. направлена на возникновение, изменение и прекращение административных правоотношений

3. устанавливается Г, к. п. ИВю и ОМС + локаль. норма гос. предприятий и учреждений, регламентирующие осуществление ими публичных функций.

Позиция ВС: воспроизведение норм вышестоящего НАа в НА меньшей юр. силы не влечёт появления норм права – нельзя обжаловать

Особенности АП норм:

1. Особый круг общ. отношений, который регулируют нормы АП.

2. Нормы обладают специфическим набором способов воздействия на общественные отношения. Для них характерна императивность, непосредственное действие, ненуждаемость в расшифровке, универсальный характер.

3. Выполнением функций является определение механизма реализации гос.-властных полномочий, определение критериев правомерного и неправомерного поведения, определение порядка разрешения АП споров

По соотношению с нормами др. отраслей - нормы АП вторичны по отношению к нормам КП (обеспечение механизмов реализации норм КП)

По способу возникновения, изменения и прекращения – возникнуть А норма может в связи с требованиями вышестоящих норм, по усмотрению должностного лица или органа, по указанию вышестоящего органа или должностного лица, в связи с судебным решением; прекращение действия нормы может быть связано с её отменой вышестоящей нормой, во исполнение которой была принята первая, признание нормы недействительной или недействующей и устаревание нормы.

При неудачном закреплении в НА может повлечь неэффективность деятельности органов публичной администрации или лишить право механизма его реализации


Виды АП норм:

1. по целевому назначению

· регулятивные

· охранительные

· дефинитивные

· декларативные

· вводящие в действие др. нормы

2. по методу правового воздействия

· обязывающие

· запрещающие – абсолютные и относительные

· управомочивающие

· поощрительные?

· рекомендательные??общеобязательность??

3. по юридическому содержанию

· материальные

· процессуальные

a. Административно-процедурные (порядок взаимодействия властных и невластных субъектов при контрольно-надзорных отношениях и при реализации невластными субъектами своих прав)

b. Административно-деликтные раздел 4 КоАП Производство по делам об А-ных правонарушениях (порядок привлечения к А-ной ответственности)

c. судопроизводственные (порядок судебного разрешения споров, вытекающих из деятельности органов)

4. по уровню обобщённости правила

· общие (все отношения данного вида, если прямо не указано иное) «О порядке рассмотрения обращений граждан»

· специальные (особый порядок) Порядок подачи заявления о регистрации юр. лица или ИП

· исключительные (специальные по отношению к специальным)

5. по территории применения

· РФ

· субъекты АТО

· МО

· учреждения и предприятия

6. по времени действия

· бессрочные

· срочные (пределы действия могут быть определены событием, изданием др. акта, и до определённой даты)

7. по кругу адресатов

· внутриаппаратные, в т. ч. межведомственные (неск. органов)

· внешнеаппаратные (распространяют действие на невластных субъектов)

8. по порядку принятия

· в порядке единоначалия (решение о создании нормы принимает одно лицо)

· создаваемые коллегиально (норма создается несколькими лицами, входящих в состав одного органа)

· создаваемые по согласованию уровней (например, тарифное регулирование – субъект принимает, федерация проверяет)

· принимаемые совместно несколькими органами

Действие норм во времени

Время вступления в силу

Зависит от 2х следующих факторов:

1. от вида органа

2. от вида акта (внешне-, внутри аппаратный в т. ч.)

Если акт не публикуется дольше, также проходит 10 дней, и он вступает в силу.

Дата вступления акта в силу, определяемая с момента подписания, касается только внутриаппаратных норм.

Пределы действия норм

1. Перспективное действие нормы:

Действует на вновь возникающие общественные отношения

2. Немедленное действие нормы:

Действует на отношения в последствии и существующие на момент вступления нормы в силу

3. Ретроспективное действие нормы:

Смягчение А. ответственности

Прекращение действия нормы:

  • Прямая отмена
  • Косвенная отмена (была издана новая норма)
  • Истечение срока действия срочной нормы
  • Устаревание нормы

Система источников АП

Федеральный уровень

1) Административный закон

Классификация административного закона (ФЗ и З субъектов) (ФЗ «О защите юр. лиц и ИП при проведении гос. или муниц. контроля» является 100 % Административный, а другие – смешанные).

a. Кодексы (может создаваться несколько кодексов) КоАП, Таможенный, раньше – Кодексы Субъектов

b. Основы законодательства (Об охране здоровья граждан)

c. Статутные акты – определяют статус одного или группы субъектов (ФКЗ «О Правительстве», ФЗ «О правовом положении инностранных граждан»)

d. Отраслевые законы (ФЗ «Об образовании»)

e. Предметно-функциональные законы – порядок осуществления определенной функции в различных отраслях общественной жизни (ФЗ «О защите юр. лиц и ИП при проведении гос. или муниципального контроля»)

Федеральный уровень:

A. ФКЗ, ФЗ

B. Указы Президента РФ

Указы Президента выполняют следующие функции по установлению норм права:

· определяют систему и структуру систему и структуру ФОИВ – какие есть, строение

· организуют фед. гос. службу

· обеспечивают применение мер гос. и общественной безопасности

· восполняют пробелы в законодательном регулировании

· иные функции (статус Президента не определён + позиция КС).

C. Акты Правительства.

Постановление – всегда носят нормативный характер, распоряжения не регулируют внешнеаппаратные отношения, высшая ступень иерархии актов ОИВ.

Постановления выполняют 2 функции:

· регулируют деятельность ОИВ – порядок взаимодействия

· регулируют жизнедеятельность населения

D. Акты центральных ФОИВ

НА федеральных министерств, служб и агентств. По общему правилу – только министерства могут издавать НА. Службы и агентства могут издавать внешнеаппаратные НА только в тех случаях, когда это прямо закреплено в Положениях об этих органах. Иначе они могут издавать только внутриаппаратные акты (Перечень должностных лиц, уполномоченых…).

Отдельно стоят акты ЦБ и Генеральной прокуратуры – не являются источниками АП.

Уровень субъектов РФ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.183 (0.012 с.)