Тема 1: АП как отрасль российского Права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1: АП как отрасль российского Права.



Тема 1: АП как отрасль российского права.

 

1. АП как отрасль. Её история и специфика.

2. Предмет АП.

3. Метод АП.

4. Система АП.

Предмет АП.

- это совокупность общ. отношений, возникающих при осуществлении и. властью и и. органами ОМСя своих полномочий и а-ное судопроизводство. - неточное

Группы общественных отношений – особенности – виды:

1. Гос.-управленческие (внутриаппаратные) - 

· возникают внутри системы и. власти и имеют форму орган – орган, орган – должн. лицо, должн. лицо – должн. лицо (запрос информации).

· всегда связаны с орг. подчинённостью или подведомственностью субъектов между собой или вертикально-властной координацией.

· это отношения имеют целью обеспечение надлежащего функционирования гос. администрации, эффективность её деятельности.

· это отн. почти полностью регламентированы на подзаконном уровне.

· не все эти отн. обеспечены суд. защитой (рук-ль – его замы, реорганизация органа)

1) структурно-компетенционные – это отн. по формированию, реорганизации и упразднению ОИВ.

2) внутриаппаратные делопроизводственные – организация дея внутри ОИВ.

3) отн. по управлению гос. собственностью, за искл. отн-й, урегулированных ГП, ФинП, в т. ч. отн. между ГО и подведомственными им предприятиями и учреждениями.

4) гос.-служебные – гос. служба.

5) межведомственные координационные, возникающие между 2мя не соподчинёнными друг другу органами – совм. принятие НА

2. Административно-процедурные (внешние аппаратные) –

· возникают между органами и. власти и гражданами, организациями

· невластные субъекты реализуют в этих отн. свои права

· отн. возникают по инициативе невластной стороны (замена паспорта к 20и годам)

· к. п., возможен односторонний отказ и выход невластного субъекта из этих отн.

· в ходе этих отн. и. власть проверяет условия получения права или исполнения обязанности: если условия и порядок вступления в эти отн. соблюдены, то предположительно в разрешении дела издаётся индивидуальный прав. акт. Возникают в сфере регистрации, получения лицензий, права…

· в ходе этих отн. реализуются функциональные полномочия ОИВ (ГИБДД реализует приятие экзамена и выдачу разрешения).

· эти отн. обеспечены полной суд. защитой

· частично урегулированы законодательством

1) отн. по приданию или признанию за невластным субъектом специального правового статуса или права (регистрация имущества).

2) отн. по выдаче спец. разрешений (лицензирование, сертификация).

3) рассмотрение обращений граждан (все жалобы, и заявления, предложения, не относимые к первым 2м).

3. Контрольно-надзорные

· возникают между органами и. власти и гражданами, организациями

· возникают по инициативе ОИВ

· со стороны и. власти в них участвуют особый вид органов – службы, осуществляются особыми видами структурных подразделений - инспекции

· должн. лица, осуществляющие контроль и надзор – к. п. инспектора

· цель – обеспечение гос., общ. и личной безопасности

· регламентированы законодательно (почти полностью)

· снабжены полностью суд. зашитой

· в рамках их возможно применение мер гос. принуждения

1) применение мер текущего контроля (периодические проверки, обследования)

2) применение предупредительных мер принуждения, не связанных с совершением правонарушения (карантин, эвакуация)

3) отн. по охране предметов, объектов и территорий (режим гос. границы, ЗАТО, заповедника, През., Пред. Правительства)

4. Административно-деликтные (по привлечению к АО)

· в них участвуют суды

· возникают на основе охранительных норм права, закреплённых в разделе 2 КоАП РФ и законах субъектов РФ «об АПН»

· осуществляются в особой проц. форме – производство по делам об АПН

· властные и невластные субъекты выступают в роли проц. оппонентов

· регулируются только законом

5. Административно-юстиционные (по разрешению споров, вытекающих из деятельности и. власти).

· 3 вида субъектов – суд, ОИВ и невластные субъекты (или без последних)

· возникают в связи с разрешением споров, вытекающих из деятельности ИВ

· порядок разрешения споров регламентирован ГПК, АПК, проект проц. кодекса – КАС (а-ного судопроизводства)

1) обращение невластного субъекта за защитой от неправомерных действий, решений ИВ (обжалование инд. и нормат. актов ОИВ)

2) спор между 2мя ОИВ (не соподчинёнными, и нет общего вышестоящего) – на разных уровнях (фед. и региональ. или региональ и мест.)

3) обращение ГО в суд за подтверждением правомерности своих действий


Метод АП регулирования

Метод П регулирования влияет на след. вопросы:

1. Правовое положение сторон (подчинённость)

2. Способы защиты сторонами своих прав (суд., адм. порядок)

3. Возникновение, прекращение и изменение правоотношений (возм. возникновение без волеизъявления сторон)

4. Способы реализации или исполнения сторонами своих прав и обязанностей (в соответствии с НА)

Особенности метода АП:

1. – это метод властных предписаний, когда 1сторона даёт обязательные для 2стороны указания (формы различны)

2. – это метод неравенства сторон

3. императивность регулирования (значение имеет волеизъявление 1го из участников)

4. централизованное регулирование (в больш. случаев стороны не м. самостоятельно определять содержание правоотношения - перечень)

5. субординация сторон – стороны подчинены друг другу

2 вида подчинённости:

1. организационная (начальник – подчинённый, выше- - нижестоящий орган)

2. функциональная (подчинённость органу только в рамках исполнения определённой функции)

Приёмы реализации метода:

1. адм. РАСПОРЯДИТЕЛЬСТВО– органу или ДЛ предоставляется право обязать подчинённого (о-но или ф-но) совершить определённые действия.

2. адм. ПРАВОУДОСТОВЕРЕНИЕ– издание ИВю инд. акта, которым констатируется наличие опр. объёма прав и обязанностей (признание лица инвалидом)

3. адм. РАЗРЕШЕНИЕ– ОИВ разрешает совершение опр. вида действий или осуществление деятельности

4. адм. УСМОТРЕНИЕ–ДЛ вправе принять решение из нескольких вариантов

5. адм. ОГРАНИЧЕНИЕ– совокупность норм, которые запрещают опр. поведение или совокупность мер, которые запрещают чужые действия.

Приёмы и методы частного права: соглашение между органами по делегированию полномочий, проц. права…


Система АП

- деление отрасли на части, подотрасли, институты

Задача системы отрасли – создать каркас, вокруг которого формируется законодательство, суд. практика

Система АП состоит из Общей и Особенной части

Общая:

1. общие положения и общие принципы АП

2. общие вопросы организации и деятельности ИВ

3. служебное право

4. институт спец. а-но-правовых статусов

5. институт а-х процедур, который регламентирует порядок взаимодействия ОИВ с гражданами и организациями

6. институт а-но-правового принуждения

7. а-но-деликтное право – привлечение к АО

8. а-ное судопроизводство

Особенная: подходы:

1. выделение сфер управления:

1) в сфере а-но-политической деятельности: внутренние дела, оборона, безопасность, юстиция, внеш. политика.

2) в сфере экономической деятельности: финансы, ценные бумаги, гос. имущество.

3) в социально-культурной сфере: соц. обеспечение, здравоохранение, образование, наука…

2. формируется по подотраслям – отн-о обособленные прав. образования:

1) тамож. право

2) образоват. право

3) градостроительное право

4) антимонопольное право

5) медицинское

6) транспортное

7) военное

Объединены приёмами и методами регулирования


Действие норм во времени

Время вступления в силу

Зависит от 2х следующих факторов:

1. от вида органа

2. от вида акта (внешне-, внутри аппаратный в т. ч.)

Если акт не публикуется дольше, также проходит 10 дней, и он вступает в силу.

Дата вступления акта в силу, определяемая с момента подписания, касается только внутриаппаратных норм.

Пределы действия норм

1. Перспективное действие нормы:

Действует на вновь возникающие общественные отношения

2. Немедленное действие нормы:

Действует на отношения в последствии и существующие на момент вступления нормы в силу

3. Ретроспективное действие нормы:

Смягчение А. ответственности

Прекращение действия нормы:

  • Прямая отмена
  • Косвенная отмена (была издана новая норма)
  • Истечение срока действия срочной нормы
  • Устаревание нормы

Система источников АП

Федеральный уровень

1) Административный закон

Классификация административного закона (ФЗ и З субъектов) (ФЗ «О защите юр. лиц и ИП при проведении гос. или муниц. контроля» является 100 % Административный, а другие – смешанные).

a. Кодексы (может создаваться несколько кодексов) КоАП, Таможенный, раньше – Кодексы Субъектов

b. Основы законодательства (Об охране здоровья граждан)

c. Статутные акты – определяют статус одного или группы субъектов (ФКЗ «О Правительстве», ФЗ «О правовом положении инностранных граждан»)

d. Отраслевые законы (ФЗ «Об образовании»)

e. Предметно-функциональные законы – порядок осуществления определенной функции в различных отраслях общественной жизни (ФЗ «О защите юр. лиц и ИП при проведении гос. или муниципального контроля»)

Федеральный уровень:

A. ФКЗ, ФЗ

B. Указы Президента РФ

Указы Президента выполняют следующие функции по установлению норм права:

· определяют систему и структуру систему и структуру ФОИВ – какие есть, строение

· организуют фед. гос. службу

· обеспечивают применение мер гос. и общественной безопасности

· восполняют пробелы в законодательном регулировании

· иные функции (статус Президента не определён + позиция КС).

C. Акты Правительства.

Постановление – всегда носят нормативный характер, распоряжения не регулируют внешнеаппаратные отношения, высшая ступень иерархии актов ОИВ.

Постановления выполняют 2 функции:

· регулируют деятельность ОИВ – порядок взаимодействия

· регулируют жизнедеятельность населения

D. Акты центральных ФОИВ

НА федеральных министерств, служб и агентств. По общему правилу – только министерства могут издавать НА. Службы и агентства могут издавать внешнеаппаратные НА только в тех случаях, когда это прямо закреплено в Положениях об этих органах. Иначе они могут издавать только внутриаппаратные акты (Перечень должностных лиц, уполномоченых…).

Отдельно стоят акты ЦБ и Генеральной прокуратуры – не являются источниками АП.

Уровень субъектов РФ.

B. Акты ОИВ субъектов.

· Нормативные акты высшего должностного лица субъекта

· Нормативные акты высшего ИО

по ФЗ «ОБ общих принципах организации…»

C. Акты центральных ИВ субъектов специальной компетенции – областные. министерства.

Субъект самостоятельно решает, предоставлять им право издания НА или нет.

Муниципальный уровень.

A. НА представительных и исполнительно-распорядительных ОМС.

Локальные акты

Могут приниматься, если в организации выполняются публичные функции

Нормативные договоры

1. заключаются между двумя или более ОИВ

2. касаются исполнения этими органами публично-властных полномочий.

Соглашение о совместном осуществлении полномочий ФМС и МВД, делегирование полномочий, международные межправительственные соглашения

Нетрадиционные источники АП

1. судебная практика (решения КС, его правовые позиции, обобщения ВС и ВАС).

2. административная практика (деловые обыкновения – сокращённые наименования ФОИВ

3. научная доктрина

ВЫВОД: Административное право некодифицировано, находится в совместном ведении РФ и субъектов, систематизировано по отраслям управленческой деятельности.

Тема 4: Субъекты АП

1. Административная правосубъектность физ.лиц

Участниками ПО м. б. не только вменяемые физ. лица

Существуют многочисленные механизмы ограничения прав

Правосубъектность делится на 2 части – общая и специальная

Общая А. правосубъектность – возможность иметь и своими действиями осуществлять только те права и обязанности, для приобретения и осуществления которых нужно только достижение определённого возраста и волеизъявление.

Вклюает способность лица нести АО.

1. общая А. правоспособность

2. общая А. дееспособность

3. А. деликтоспособность

Общая А. правоспособность включает способность иметь те права и обязанности, реализация которых связывается только с достижением возраста и изъявлением желания, а так же сравнит. небольшой группы административных прав, которые за ребёнка могут реализовать его представители.

(не знаем, что умрёт, потому говорим, что право на образование есть с рождения, но реализуется с достижением опр. возраста).

· приобретается с момента рождения

· обладает свойством всеобщности

· равенство

· не может быть ограничена, изъята или отчуждена

· гарантируется государством

· не зависит от каких-л. внешних факторов (состояние здоровья, псих. развития, местонахождения)

· является необходимой предпосылкой для приобретения лицом опр. совокупности прав и обязанностей, которыми обладают, все граждане РФ (общего АП статуса).

Общая А. дееспособность

В отличие от ГП, где этапы увеличения дееспособности зафиксированы законодательно, общая А. дееспособность возникает спустя опр. время после рождения и увеличивается со временем, но этапы не выделены легально.

Макс. объём А. дееспособность достигает к 18и годам, но она не полная (управление ТС зависит не от возраста, а от получения прав).

Этапы:

1. элементарная А. дееспособность – возникает с момента, когда физ. лицо в состоянии самостоятельно сформулировать опр. волеизъявление по отношению к представителю публ. власти (умеет говорить, знает, что это – дяденька милиционер, может сказать, что он потерялся) или в силу своих псих. и физ. данных м. совершить объективно-противоправное деяние (знает, что такое спички, поджигает чей-нибудь дом, в отношении него м. б. применены нормы А. пресечения).

Предполагает для ребёнка реализовывать опр. набор прав:

1) процедуры реализации К-ных прав: на свободу передвижения (самостоятельно передвигаться), на обращение (общая А. жалоба).

2) процедуры обращения за А. (полицейской) помощью: за содействием в ОВД, органы опеки и попечительства…

3) процедуры соблюдения ряда административно-правовых обязанностей: ПДД, противопожарные правила….

4) процедуры пресечения объективно-противоправных деяний

Не структурирована и не позволяется установить конкретный объём прав и обязанностей, которые ребёнок м. реализовать своими действиями.

2. увеличения дееспособности – с момента возникновения элементарной дееспособности до достижения 18 лет.

Появление новых прав, которые м. реализовывать самостоятельно: на образование – с 7и, на самостоятельное обращение к врачу – с 14 лет.

3. общая А. дееспособность

АПу НЕ ИЗВЕСТЕН институт признания физ. лиц недееспособными или ограниченно дееспособными. Поскольку в большинстве публ. отношений треб. личное обращение гражданина, постольку регламентация излишня (больные и так не могут).

В случаях, когда это возможно, АП использует институт гражд. недееспособности гражданина

(регистрация ИП).

Административно-деликтное право использует категорию «невменяемость».

А. деликтоспособность возникает позже элементарной дееспособности малолетнего (с 16и лет). 16-18 лет – дифференцирована в зависимости от возможности применения к лицу различных мер О.

Дисциплинарная деликтоспособность – после элементарной (ребёнка в садике м. поставить в угол). Меняется со временем.

Специальная А. правосубъектность

Очень многие публ. права физ. лицо не только не может реализовать, но и не способно обладать ими, поскольку закон не гарантирует и не закрепляет такой возможности за каждым в силу специфики самого субъективного права (интеллектуальный уровень, который проверяется тестированием; уровень здоровья – не м. сказать, будет ли малолетний удовлетворять этим требованиям).

· У этих прав нет стадии общего состояния (п. есть, но не м. б. реализовано). Стадии обладания и пользования этими правами не разделимы (оружие). Лицо д. б. признано не только правоспособным по отношению к конкретному праву, но и дееспособным. Критерии, которым необходимо соответствовать не ограничиваются возрастом и волеизъявлением. Они м. б. связаны

· с физиологическими свойствами личности (пол, возраст, состояние здоровья, интел. уровень)

· с социально-демографическими, мировоззренческими свойствами (национальность, место жительства, место нахождения, образование, проф. деятельность, вероисповедание, соц. статус) (жертва полит. репрессий).

· применение мер принуждения – правомерное лишение или ограничение спец. публ. прав, К-ных прав и свобод, иных отраслевых прав (лишение лицензии).

Специальная праводееспособность неразрывно связана с тем конкретным субъективным правом или обязанностью, обладание или пользование которым она обеспечивает. Все спец. права обл. своей собств. праводееспособностью, которая возникает при своих условиях и уникальным содержанием (за нас никто не может реализовать это право, по доверенности).

Наличие правосубъектность, общей или специальной, выступает предпосылкой для приобретения Административно-правовых статусов, соответственно, общего и специальных. Правовой статус представляет собой конкретный набор фактически существующих прав и обязанностей.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЖАЛОБА

Признаки:

1. регулирование отдельным правовым актом, общая процедура применена быть не может. Сотрудник Таможенных органов (вышестоящий придёт через 2 дня, а у вас самолёт через 30 мин.)

2. может быть подана только строго указанными лицами, к. п. обладающими спец. Псубъектностью. Отношения по тамож. досмотру.

3. подаётся в строго указанный орган или опр. должн. лицу – тому, чьи действия обж., а он передаёт ж. в подведомственность.

4. особая форма – предполагает не только саму ж., но и обязат. перечень прилагаемых к ней документов.

5. сроки подачи свои в отношении каждой.

6. шире перечень решений

Общая А ж подаётся только в ГО или ОМС, должн. лицу ПА и только на действия ПА (ГУП и МУП не обязаны).

Судебная жалоба

М. подаваться как после, так и вместо А (можно прервать цепочку обжалований в любой момент).

Формально м. вместе, но приоритет будет иметь решение по с. ж. Если ГО стало известно о подаче с. ж., он прекращает производство по делу об А. ж.

Процедура подачи и рассмотрения – на пересечении АП И ГПП.

ФЗ «Об обжаловании действий и решений, нарушающий права граждан», гл. 25 ГПК, гл. 24 АПК. Чтобы реализовать право на суд. жалобу, лицу нужно:

1. обладать ГПр-й ДС-ю

2. быть заинтересованным лицом – или неправомерный акт, действия направлены на нас непосредственно, или они имеют общественное значение (землепользование).

Объектом обжалования могут выступать решения (инд. акты) и действия, которые не оформлены в виде правового акта, но влекут негативные последствия. Действие должно:

· обладать признаками властности,

· совершаться от лица ПА

· влечь правовые последствия.

Суды рассматривают решения и действия на предмет их законности (соответствия вышестоящего прав. акта).

А. ж. не связана этими требованиями - на предмет целесообразности, не властные действия (личные качества сотрудника милиции после раб. дня).

В зависимости от адресата акта и правоотношения, в рамках которого он принят, решения обжалуются в арб. суды (АПК), суды общей юрисдикции, воен. суды.

Общественные объединения

АПС возникает с момента принятия решения о создании

наличие обязанностей, связанных с соблюдением требований о свободе совести и религ. объединение, не осуществлять экстремистскую деятельность

К АО м. б. привлечены только юр. лица, ОО не обл. статусом юр. лица, А. деликтоспособностью не обладают. К ним применяются иные формы АП воздействия. Они направлены на пресечение противоправных действий.

2. Общий правовой статус юр. лиц

ГП деление юр. лиц имеет значение только для регистрации

АП права и обязанности у всех одинаковые.

· Права и обязанности, связанные с созданием.

ФЗ «О гос. регистрации юр. лиц и ИП»

Процедура регистрации не может превышать 5 дней.

Документы м. б. посланы по почте/предоставлены лично.

Документы заверяются нотариально.

Законом предусмотрен закрытый перечень документов. Регистрация носит уведомительный характер (достоверность заполнения не проверяют).

Требование иных документов незаконно (на практике требуют подтверждения юр. адреса, устраивают выездные сессии для проверок – незаконно).

Регистрация в квартирах возможна, если юр. лицо не осуществляет производственную дея.

на практике устав. капитал оплачивают после регистрации, а не до…

Регистрацию неком. организаций осуществляет МинЮст.

ФЗ не распространяется на регистрацию религ. объединений, банков, страх. организаций

Независимо от того, кто проводит регистрацию, все документы попадают в ФНС.

Пост. Прав. от 19.06.02 №429 – все типовые формы, связанные с регистрацией.

Приказ ФМС от 01.11.04 – методические рекомендации по заполнению

Если законодатель ссылается на уполномоченный орган, то он указывает основополагающую функцию этого органа, которая прописана в положении о нём.

· Права и обязанности, связанные с осуществлением дея

1) обязанность лицензирования

ФЗ «О лицензировании»

Содержит лишь общие требования к процедуре лицензирования (органы, основные права лицензиатов). Конкретные требования к органам содержатся в Постановлениях Правительства РФ или высших ИО РФ. Порядок, формы – в А. регламентах соотв. органов.

Лицензии выдаются не менее, чем на 5 лет, при условии соблюдения лицензиатом лицензионных требований.

Отзыв лицензии – не мера О, а мера А воздействия. Если для получения лицензии были предоставлены недостоверные сведения, то лицензия м. б. аннулирована.

2) обязанность по ведению бух. учёта

Если упрощённый (льготный) режим налогообложения, то необходимо в 5 дней после регистрации подать документы бух. учёта, но лучше вместе с документами о регистрации.

ФЗ «О бух. учёте»

Общее методическое руководство осуществляет Правительство РФ.

Формы, разъяснения уполномоченный орган направляет в МиФин РФ.

ГУП, МУП бух. отчётность направляют в

ü налоговую

ü орган, уполномоченный на управление гос. имуществом.

· Права и обязанности, связанные с соблюдением требований о безопасности продукции и работ (? соблюдения гос. стандартов).

ФЗ «О тех. регулировании» (устанавливает порядок осуществления регулирования).

Исключения: связь, бух. дея, аудит, образование. Конкретные тех. требования закреплены в ФЗах (точнее, тех. регламентах, которые утверждены ФЗами).

Сейчас таких ФЗ около 30и.

До утверждения тех. регламентов действуют ГОСТы, которые носят рекомендательный характер (это ведомственные акты). Они утверждаются Фед. агентством по тех. регулированию и метрологии.

Тех. регламенты и ГОСТы формируются и готовятся отраслевыми объединениями, согласуются с отраслевыми министерствами.

· Права и обязанности в области законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии

ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - устанавливает порядок санитарно-эпидемиологического нормирования и базовые требования к нему в отд. сферах.

Определяются требования к надзору, полномочия органов санитарно-эпидемиологического надзора по применению мер А. принуждения предупредительного характера

Фед. служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека (Роспотребнадзор) – тема для исследования

· Права и обязанности в сфере пожарной безопасности

ФЗ «О пожарной безопасности» - разграничивает полномочия между ФО и ОС.

Тех. регламент о требованиях

Уполномоченный орган – МЧС, структурные подразделения – противопожарные службы.

· Права и обязанности в сфере гос. контроля и надзора

ФЗ от26.12.08 №264-ФЗ «О защите прав юр. лиц и ИП при проведении гос. и мун. контроля»

Тенденция – ужесточение требований к юр. лицам и ИП

Мероприятия по контролю:

1. очередные

2. внеочередные

 

· Права и обязанности в сфере окр. среды

ФЗ «Об окр. среде»

Ведомственными НА устанавливаются требования к качеству окр. среды

Уполномоченный орган – Министерство природных ресурсов.

контроль осуществляет Росприроднадзор

Объект ликвидации=объект регистрации

АП статус предприятий и учреждений

Процедура одна на всех уровнях

АП статус – это ещё и порядок управления (волеизъявления) государства по отношению своего имущества в этих предприятиях.

ФЗ «О Г и МУП». Они создаются в тех сферах, где присутствует публ. интерес.

Органы, которым подведомственно УП:

1. по управлению в соотв. видах деятельности (отраслевые)

2. по управлению гос. имуществом

По управлению в соотв. видах деятельности (отраслевые):

· утверждение устава

· назначение руководителя

· мероприятия по проведению аттестации руководителя

· согласование назначения на должность главного бухгалтера

· утверждение порядка деятельности

· согласование совершения крупных сделок и сделок с заинтересованными

· утверждение бух. отчётности

· участие в ком/неком. организациях

По управлению гос. имуществом:

· утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг

· формирование уставного фонда

· утверждение передаточного акта или разделительного баланса

Любые полномочия ОГВ могут быть реализованы только посредством издания индивидуального передаточного акта (сначала акт, потом действие)

 

ИВ в РФ.

Состоит из федеральной подсистемы и подсистемы субъектов РФ.

Нормативная основа федеральной подсистемы:

1. КРФ – систему и структуру ФОИВ определяет Президент РФ.

2. ФКЗ «О Правительстве»

3. Указы Президента: от 09.03.04 №314 «О системе и структуре ФОИВ» - система

4. от 12.05.08 № «Вопросы системы и структуры ФОИВ» - структура

Нормативная основа региональной подсистемы:

1. ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов ГВ субъектов РФ»

2. Законы субъектов РФ (включает устав)

3. Акты ВДЛ

Понятие и признаки ИОГВ.

ОИВ – самостоятельная структурная часть государственного аппарата, входящая в систему ОИГВ и предназначенная для осуществления гос. управления в целях практической реализации законов и наделённая собственной компетенцией.

Признаки ОИВ:

1. наличие государственно-властных полномочий в области нормотворчества или правоприменения.

2. ОИВ обладает определенной самостоятельностью, т. е. может самостоятельно осуществлять предоставленные ему права и закреплённые за ним обязанности (отличает их от структурного подразделения)

3. находится в структурной и функциональной подчинённости другим органам ИВ

4. имеет определенную внутреннюю структуру, штаб гос. служащих и технического персонала (ВС: решение по Свердл. обл. – орган может состоять из 1го лица).

5. обладает правами юр. лица – чтобы получать финансирование из государственного бюджета и вступать в ГП отношения (учреждения).

6. финансируются из бюджета РФ или субъекта РФ

Виды ОИВ

1. По принципу федерализма:

· ФОИВ и

· ОИВС.

2. По содержанию компетенции:

· общей компетенции – перечень полномочий и предметов ведения которых явл. открытым – ВДЛС, Правительство РФ, ВысшИспОрган Субъекта

· специальной компетенции - перечень полномочий и предметов ведения которых явл. закрытым. Они делятся на:

а) По форме деятельности:

· коллегиальные

· единоначальные

б) По территории деятельности (место в структуре ведомства):

· центральные

· территориальные

в) По характеру компетенции:

· отраслевые – управление отраслью – здравоохранение, с/х

· межотраслевой компетенции - Минфин, Минэкономразвития

Система ФОИВ

Полномочия Президента РФ в отношении ФОИВ:

1. кадровые (назначение ДЛ)

· формирование Правительства = отправление в отставку

· назначение руководителей подведомственных ему служб/агентств

· назначение заместителей фед. министров в подведомственных ему фед. министерствах

· назначение заместителей начальников подведомственных ему служб/агентств

· назначение руководителей тер. органов подведомственных ему ФОИВ

· привлекает к дисциплинарной ответственности

Иные

· председательствует на заседаниях

· отменяет акты Правительства и подведомственных ему служб/агентств

· утверждает систему и структуру ФОИВ

· утверждает положение о подведомственных Президенту ФОИВ

· утверждает предельное количество замов в подведомственных ему ФОИВ, количество структурных подразделений и предельную штатную численность

· заслушивает отчёты и даёт обязательные для исполнения указания (в форме распоряжений), а также контролирует их исполнение непосредственно/через администрацию

Правительство РФ

Из ст. 110 КРФ не следует, что Правительство возглавляет ИВ в РФ («ИВ осуществляет Правительство РФ»)

В ст. 1 ФКЗ «О Правительстве» название («Правительство – высший ИО ГВ в РФ») не повторяется формулировкой статьи.

1. ОГВ

2. осуществляет ИВ

3. коллективный орган, возглавляющий ИВ в РФ

4. орган общей компетенции

1. ОГВ

· входит в систему ОГВ

· является самостоятельным органом

· реализует свои полномочия только при помощи характерных для него форм/способов деятельности

· имеет свою структуру, состав

· выступает от имени РФ

· федеральный

· коллегиальный (состоит из членов, основная форма деятельности – заседание).

2-3. занимает вышестоящее положение в ИВ

В отношении исполнительной власти субъектов конкретное … определяется отраслевым законодательством.

В случае отставки Председателя в отставку уходит всё Правительство.

Сейчас: Председатель Правительства, 2 первых зама, 6 простых замов, 17 фед. министров (включая тех, кто возглавляет Президентские министерства)

4. Перечень полномочий (ст. 13-22) не явл. исчерпывающим.

Функционирование и деятельность определяются:

ФКЗ от 17.12.97 – носит статутный характер

Определяет понятие, полномочия, круг вопросов, подведомственных Правительству, формы его деятельности, основы взаимоотношений Правительства с подведомственными ему ФОИВ.

Формы деятельности Правительства:

1. заседание Правительства (не реже 1 раза в месяц)

2. заседание Президиума Правительства (орган для решения некоторых оперативных вопросов)

3. единоличная деятельность Председателя Правительства (до Путина Президиума не существовало)

Регламент Правительства РФ, утв. Постановлением Правительства от 01.06.04 - явл. процедурным, а не статутным документом.

Регулирует вопросы:

1. планирование деятельности Правительства

2. порядок проведения заседаний (не менее ½)

3. порядок принятия решений – голосование - консенсусом или большинством голосов

4. порядок подготовки и оформления актов Правительства – согласование постановлений/распоряжений между профильными ведомствами и Правительством. Могут создаваться временные консультативные органы, временные комиссии. Обязательны только для тех ГО, представители которых участвовали в голосовании и разработке.

5. присутствие Председателя Правительства в высших федеральных судах, палатах ФС.

Аппарат Правительства – это самостоятельный ГО, но не ОГВ.

Сейчас: Руководитель Аппарата Правительства – это зам. Председателя Правительства.

В структуре Аппарата создаются:

1. замы руководителя Аппарата

2. секретариаты

· замов Председателя Правительства

· Председателя Правительства/зама/аппарата

3. 17 департаментов Правительства по сферам и функциям дея

Одни подразделения – общие (правовой департамент), другие – отдельные.

Существует 1 департамент замов

Компетенция Правительства:

1. по руководству отд. сферами жизнедеятельности

2. по руководству подведомственными ему ФОИВ

1) кадровые полномочия

2) утверждает Положение о подведомственных ему ФОИВ – Правительство определяет предельное количество замов руководителя подведомственных ему ФОИВ, предельную штатную численность

3) вправе отменить/приостановить действие актов ФОИВ, подведомственных ему

4) распределяет функции и полномочия между ГО в случае их реорганизации

5) привлекает к дисциплинарной ответственности тех ДЛ, которых назначает

6) заслушивает отчёты, даёт обязательные указания в форме поручений

СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Виды с. п.:

· оперативные – повседневно решают весь круг задач ГО, осущ. все осн. власт. функции ГО 

· функциональные – решают обособленный строго ограниченный круг вопросов (в ОМЧС структур. п. осущ. контрольно-надзорная деятельность, координирующие гражданской обороны субъектов РФ, пожарники), руководитель м. перераспределять полномочия, но между функциональными подразделениями – нет

· территориально-обособленные – отделы, которые не явл. самостоятельными ОГВ и осуществляют функции О на отд. местности (Роспотребнадзор – нижнее с. п. управление по субъектам, создаются отделы по районам, межрайонные, действуют от имени органа)

· материально-технические и вспомогательные - в каждом ГО есть бухгалтерия, т. к. явл. юр. лицом; управление имуществом, транспорт, охрана…

Компетенция ФОИВ:

· предметы ведения

· полномочия – Положение об ОИВ – возможность совершения органом юридически властных действий

Не всегда слиты п. и о. (право составить протокол, но не о.)

Виды полномочий:

1. руководящие

2. контрольно-надзорные

3. регулятивные

4. координационные

По способу закрепления:

1. перечнем

2. обще-функциональный (рамочный): Президент, губернатор СО

3. делегированные (акт делегирования)

4. договорные (соглашение)

По порядку реализации:

1. связанные – при наличии юр. состава обязан принять 1 решение (регистрация)

2. реализуемые с разрешения вышестоящего (руководитель путём выдачи доверенности заму передаёт право заключать ГПД).

3. реализуемые совместно (проверка 2мя органами).

4. дискреционные - на основе усмотрения

Подведомственность - круг А дел, которые будут разрешаться органом с использованием предоставленных ему полномочий

Виды п.:

· исключительная – никакой орган, кроме данного не м. решить вопрос

· совместная – 2 и более органа могут принимать решение

Виды совместной:

· альтернативная – 1 из органов в соотв. сл. м. рассмотреть двояко (об А правонарушении – по месту совершения, если в отношении несовершеннолетнего – по месту жительства несовершеннолетнего)

·



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.26 с.)