Лига нового воспитания (53 страны) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лига нового воспитания (53 страны)



Школы Юнеско

Пед.течения начала 20в

-свободное воспитание (Монтессори)

-экспериментальная педагогика (Мейман)

-педагогика действия (Лай)

-прагматическая педагогика (Дьюи)

Свободное воспитание- направление в педагогике, отрицавшее необходимость систематического воспитания и обучения детей и отстаивавшее саморазвитие ребенка

(Э.Кей,Монтессори,Толстой,Шацкий)

Экспериментальная педагогика

Цель- всестороннее изучение ребенка и обоснование пед. теории экспериментальным путем. В 1920-е стал популярен термин «педология»

Педагогика действия- получило распространение в Германии. Воспитание и обучение должно осуществляться на основе принципа действия. Акцент на практическую и творческую деятельность учащихся(рисование,опыты,моделирование)

Прагматическая педагогика

Возникло в сша. направлено на организацию традиционной школы на основе ее сближения с жизнью, опоры на детскую активность, интересы и потребности.

Обучение через деятельность

Самореализация личности в русле удовлетворения ее прагматических интересов

 

19 Реформаторская педагогика (Г.Кершенштейнер, Дж.Дьюи, М.Монтессори, Р.Штайнер, С.Френе).

С конца XIX в. традиционная школа и педагогика стали подвергаться критике в вину несоответствия школьного образования новым общественно-экономическим условиям. Эти причины привели к тому, что стало появляться большое количество реформаторских течений.

Идея соединения умственного и ручного труда, как средство выработки общих трудовых навыков, необходимых трудящемуся любой профессии, была более ярко отражена в теории « трудовой школы» и «гражданского воспитания» немецкого педагога Георга Кершенштейнера (1854–1932). В статье «Школа будущего - школа труда» он изложил основные принципы организации такой школы, представил модель новой трудовой школы. Трудовая школа должна стать таким образовательным учреждением, которое готовило бы детей главным образом из народа к будущей трудовой деятельности, такая школа должна давать ученику минимум знаний, максимум умений и трудолюбия, а также соответствующие гражданские убеждения.

В тесной связи с концепцией трудовой школы у Г.Кершенштейнера выступала теория гражданского воспитания, изложенная им в работе «Понятие гражданского воспитания». В ней он рассматривал народную школу и армию как наиболее действенные государственные воспитательные институты, способные формировать у молодежи желание трудиться на благо отечества и защищать его. Учить детей работать практически нужно для того, чтобы став взрослыми, «они понимали цель и благо государства, службе ему посвящали бы себя, работали преданно во имя людей или великой идеи»

Одним из ярких представителей реформаторской педагогики являлся американский педагог Джон Дьюи, который стоял у истоков прагматизма. Он считал, что в основе отбора лежит принцип полезности, “истинно то, что полезно”. Он создал собственную и по-своему последовательную педагогическую концепцию, основанную на соответствии школьного образования интересам и потребностям ребенка.
Дьюи разработал собственный вариант педагогики - инструментализм, где на 1 место выдвигал опыт, накопленный детьми. Воспитание - реконструкция опыта ребенка: обогащение опыта, накопленного детьми, является более важной задачей, чем сообщение им систематических знаний. Ребенок узнает новое не ради самих знаний, а ради деятельности и интересуется тем, что может сделать сам.
Основные положения:
* отсутствие заранее составленных учебных курсов
* Материал обучения берется из окружающей жизни
* Обучение через делание
* Ребенок определяет как качество, так и количество обучения
* Отрицание классно-урочной системы и руководящей роли учителя
Ребёнку присущи 4 основные влечения: к общению, к исследованию, к конструированию, к художественному выявлению себя; упражняя эти ресурсы, мы развиваем ребёнка. К методам развития Дьюи относил следующие:
- самостоятельное создание детьми орудий труда
- использование этих орудий для изготовления предметов
- практическая работа, экскурсии, рисунки
- отчеты о приобретенных сведениях как средства общения
Центр тяжести переносился с учителя на активную работу самого ребёнка.

Мария Монтессори свою систему называет методом научной педагогики, так как он основывается на физиологии и психологии. Ее система построена на природосообразном воспитании, свободном развитии растущей личности, принципами которого является деятельность, самовоспитание, раскрытие задатков природы. Цель школы в открытии простора свободы и естественным проявлениям личности ребенка. Особенности системы;
* самостоятельный выбор деятельности и оформление ее результатов
* развитие у ребенка концентрации внимания в процессе выполнения действий
* индивидуальный темп работы
* упражнения по оказанию помощи другим и разрешение помочь себе
* наличие материалов для самоконтроля и проверки правильности выполнения заданий
Рудольф Штайнер- представитель вальфдорской педагогики считал, что школьное воспитание должно служить развитию человека:
- необходимо вводить преподавание иностранного языка с первого года обучения
- в обучение входят такие предметы как черчение, геометрия, эвритмия(язык, музыка, движение)
- художественное оформление классных комнат, проведение праздников.
Педагогика позволяет развивать художественные, интеллектуальные, нравственные задатки и религиозные переживания ребенка. Принципы вальфдорской педагогики:
* демократичность - партнерские отношения
* эстетическая направленность
* отказ от отметок успеваемости
* тесная связь с родителями
* ориентация в учебном процессе на развитие и настроение конкретного ребенка
* принцип экономичности - исключение всего, что сдерживает духовное развитие ребенка.
Развиваются 3 сферы внутренней деятельности человека - мышление, чувство, воля
Френе. Школа перестает быть комплексом классов, а превращается в детское предприятие, тесно связанное с жизнью. В развитии творческой личности Ф. выделял 3 фазы: -Проб и ошибок -Упорядочивания - Игры-работы
Свободная деятельность ребенка является его обучением. Но к ребенку также предъявляются определенные требования, осуществляется контроль.

 

№20 Принцип природосообразности(Коменский,Руссо,Песталоцци,Дистервег)

Согласно принципу природосообразности по Коменскому, обучение и воспитание должны следовать законам природы, частью которой является человек.
Чтобы человек стал человеком, он должен получать образование. Я.А. Коменский полагал, что в школе не должно быть места насилию. Не следует насильно принуждать детей учиться. Школа всеми средствами должна, по мнению Я.А. Коменского, воспламенять в детях стремление к знанию и учению. Воспитание должно строиться сообразно с природой. Он является одним из первых педагогов, придававших особое значение принципу природосообразности в воспитании и обучении подрастающего поколения. По Коменскому, согласно принципу природосообразности, человек - частица природы и должен следовать законам ее развития. В соответствии с этим аспектом понимания принципа природосообразности Коменский ставит перед человеком три цели: быть разумным созданием; созданием, господствующим над другими созданиями; созданием, представляющим образ творца.
Руссо отвергал культуру вообще, он противопоставлял культуре природу, боготворил ее. Воспитание человека должно быть природосообразным: воспитание должно быть на лоне природы, вдали от культуры, в воспитании ребенка необходимо следовать его природе: учитывать возрастные и индивидуальные особенности, потребности и интересы.
И.Г. Песталоцци (1746-1827)на первый план в воспитании выдвигал идею об активной роли самого ребенка в развитии заложенных в нем от природы задатков. Он подчеркивал, что цель воспитания заключается в развитии всех природных сил и способностей человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим. Потенциальным внутренним силам, которыми ребенок обладает к моменту рождения свойственно стремление к действию. По его убеждению, человеку изначально даны силы троякого рода. Это сила знания, она таится в задатках к внешнему и внутреннему созреванию. Сила умения вырастает из задатков к всестороннему развитию и ловкости тела. Сила души опирается на изначальное стремление к тому, чтобы любить, стыдиться и владеть собой.
Дистервег. Обучение должно быть согласовано с человеческой природой и законами ее развития. Дистервег выделял 3 ступени возрастного развития: 0-9 лет - господство ощущений, преобладание физической деятельности. При обучении нужно руководствоваться чувственным познанием, упражнять чувства
9-14 лет - развитие памяти, накопление представлений. Задача обучения - приобщение ума детей к чувственно воспринимаемому материалу, его прочному усвоению и приобретению необходимых учебных навыков. Проявление начала абстрактного мышления, следует научить делать общие заключения, выводить правила а применять их на практике. От 14-... - господство разума.

№21 Личность учителя (Коменский Руссо песталоцци Дистервег)

Коменский огромную роль уделял личности учителя, поэтому учитель должен быть: честным,деятельным, настойчивым,высоконравственным, должен безгранично любить своё дело, учитывать и будить интерес учащихся к учению.

Ж.Ж.Руссо в решении сложных задач большую роль отводил воспитателю: умению предоставлять свободу ребенку. Гуманистическая заповедь Руссо состоит в том, чтобы воспитатель лишь наводил своего воспитанника на решение того или иного вопроса.

Песталоцци отводил большую роль учителю. Учитель не только образованный человек, подготовленный к тому, чтобы передать детям свои знания, его функции являются более сложными и ответственными. Он прежде всего должен искренне любить детей, чувствовать себя как бы их отцом и считать, что все необходимое для их воспитания и развития должно входить в круг его обязанностей. Ребенок от природы обладает деятельными силами, поэтому задача педагога, по ею мнению, дать учащемуся соответственный материал, необходимый для упражнения этих сил.

 Дистервег относил профессиональные качества учителя к своим дидактическим правилам «развивающего, воспитательного и образовательного» учения. Он выделял следующие требования:

• нужно стремиться к тому, чтобы преподавание было интересным, увлекательным для детей

• учитель должен следить за правильной речью учащихся, правильным изложением своей мысли при ответе на заданный вопрос.

• учитель не может останавливаться в своём развитии

• учитель должен постоянно обогащать свои знания и развивать свои профессиональные способности

Заботясь о саморазвитии своих учеников, учитель должен саморазвиваться.

 

№22 Я.Корчак

Януш Корчак вырабатывал собственную концепцию детства и путей формирования ребёнка как личности. Концепция Корчака изложена в его книге «Как любить детей». Руководил детскими приютами, выступал как эксперт в суде по делам несовершеннолетних. Корчак выпустил ряд книг о воспитании, в т.ч. «Воспитательные моменты», «О школьной газете», «Право ребенка на уважение», «Правила жизни», «Шутливая педагогика» и т.д.

Исходный тезис педагогической концепции Корчака – ребёнок и его благо. Ребёнок – самостоятельная, независимая от другой воли личность. Вопреки представлению, что ребёнок – лишь будущий человек, а детство – подготовительный этап взрослой жизни, Корчак утверждал идеи полноценности ребёнка как человека, самоценности детства как подлинного, а не предварительного этапа «настоящей» жизни. Вытекающая отсюда равноценность ребёнка и взрослого означала признание права ребёнка быть тем, кто он есть, – права на индивидуальность, права на уважение его человеческого достоинства. А это требует полной и решительной ломки существующего неравноправного отношения к ребёнку, пренебрежения к нему, манипулирования его личностью, проявляющихся как в бесцеремонности родителей, так и в тотальной нивелировке детей государством.

Цель воспитания – полное, свободное и гармоничное развитие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребёнка, формирование его личности в духе идеалов добра, красоты и свободы, личности, обладающей внутренней самостоятельностью и чувством собственного достоинства.

Стержнем воспитательной системы Корчака было пробуждение в ребёнке потребности к самопознанию, самооценке, самоконтролю и воли к самоусовершенствованию. Ребёнок рассматривается как субъект воспитания: «воспитания без участия в нём самого ребёнка не существует».

Условие и мощный фактор эффективности этого процесса:

– демократически организованный самоуправляемый детский коллектив, обеспечивающий полноту жизни ребёнка;

– включение его в нормы коллективной социальной жизни, коррекцию его поведения, направление его самовоспитания.

Я. Корчака можно отнести к сторонникам своеобразного «разумного воспитания». Разумное воспитание, по Корчаку, характеризуется бескорыстием, конкретным и диалектическим видением ребенка, постоянным и глубоким изучением его, пониманием и терпимостью воспитателя во взаимоотношениях с детьми. Основным методом разумного воспитания является ослабление отрицательных и развитие положительных черт характера детей. К вопросу о методах педагогического воздействия Корчак подходит с позиции сравнения врачебной и педагогической этики. Главное положение медицины – «не вредить» – должно быть и в воспитании.

 

№23 Воспитание у др. славян в Киевской руси (9-12вв)

В практике воспитания можно обнаружить сохранения традиций первобытно-общинной эпохи. Включение детей в различные виды деятельности в достаточном раннем возрасте, то же различие в воспитании мальчиков и девочек,те же обряды инициации. Дети знати должны были готовиться к руководству жизнью общины, к овладению священным знанием, дети рядовых общинников учились трудовой деятельности. Воспитание детей осуществлялось прежде всего в семье, роль родителей в это время значительно возросла, особенно существенным было влияние матери. В обиходной речи появлялись слова, обозначающие различные возрастные группы: молодой -до 3-6 лет, чадо-до 7-12, отрок-подросток 12-15. Большое значение в этот период придавалось военному обучению и экономически общины уже могли позволить себе содержать дружины. У восточных славян уже обозначалась такая форма обучения как ученичество. Вообще воспитание в ту эпоху осуществлялось в соответствии с языческим мировоззрением древних славян. Вся жизнь др. славянина была органично связана с добрыми и злыми силами природы. Языческая культура не знала письменности: все понятия о жизни, конкретные знания передавались устным путем. Деловая жизнь городов не могла развиваться. без использования той или иной формы письменности.

В 9 в. оявляется письменность. Кирилл и Мефодий усовершенствовали греческую азбуку создали алфавит с учетом звуков русского языка.

 После крещения киевлян (988г.) князем Владимиром была предпринята попытка организации христианской школы. Это одно из первых официальных свидетельств о начале систематического обучения на Руси. Образование на первых порах насаждалось сверху, т.к. школа была явлением совершенно новым и воспринималась с опаской. Постепенно школы «учения книжного» открывались не только в Киеве, но и в Новгороде, Владимире и др. городах. Школы «учения книжного» представляли собой повышенную по сравнению с простым обучением грамоте ступень образования Простое обучение письму, чтению и счету осуществлялось чаще «мастерами грамоты» и было их основным ремеслом. Обучение грамоте и обучение вере воспринималось как единый процесс. Одной из подобных книг, дошедших до нашего времени, является «Изборник Святослава» (1073г.). «Изборник» должен был в достаточно краткой и легкой форме помочь ученикам овладеть элементами знаний.В нем содержались высказывания и тексты Сократа, Демокрита, математический трактат Аристотеля и педагогическое сочинение самого Святослава по методике чтения, а также «Поучение князя Владимира Мономаха детям».

Владимир Мономах Киевский князь, автор одного из первых педагогических сочинений «Поучение» требует воспитания любви к Богу, советует не отлынивать от работы, учиться, вести деятельную жизнь, творить добро, почитать старших. Главный способ воспитания - подражание детей отцу. Был за упрочнение семьи, высоко ставил роль отца в воспитании у мальчиков трудолюбия, способности исполнять все мужские дела, быть воином.Основные качества человека, которые надо формировать у детей - религиозность, уважение к старшим, братское отношение к ровесникам, милостливость к бедным, осторожность, самообладание, находчивость и хладнокровие в опасных ситуациях.Основное умение - умение рачительно управлять своим домом. Одним из главных средств воспитания детей считал образование. Впервые в отечественной литературе выдвинул задачу связи воспитания с практическими потребностями личности. Мономах считал, что сверх воспитание зависит не от отдельных наставлений, а от совокупности многообразных воспитательных средств, включающих этикет, манеры и тон поведения. Главное в военно-физическом воспитании - тренировка. Лучшая тренировка это охота. Писал, что человека спасают лишь добрые дела. а не пост, не уединение, не монашество.

 Ярослав Мудрый организовал перевод книг с греческого языка на рус., основал 1 на Руси библ.важной особен.древне русск.культ.и образов.было то,что языком богослужения,лит-ры и школы стал не греч.не лат.,а родной славянский язык. Кириллом и Мефодием был осущ. Перевод основных богослужебных книг и учебной литературы с греческого на славянский что способствовало распространению религии и стимулировало процесс обуч.грамоте.1054 разделение церквей на православную и католическую. Выбор веры был одновременно и выбором школы, характера образования. Для переписки книг Ярослав привлек большое кол-во писцов.

 «Домострой» ХVIв. отражает те идеалы, которые сложились в Древней Руси после принятия христианства. В «Домострое» три основные части. В первой содержатся назидания относительно религиозной жизни. Вторая часть посвящена семейным отношениям. Ставится задача обучения детей тому, что нужно в домашнем обиходе, а также грамоте, книжным наукам. Третья часть содержит хозяйственные рекомендации В 1632г. открывается Киевская академия. Первым высшим учебным заведением в России стала созданная в Москве в 1687г. под влиянием Киевской академии Славяно-греко-латинская академия. После открытия в 1755г. Московского университета Академия постепенно превратилась в духовное учебное заведение.

 

№24 Просвещение и школа на бел. Землях в период ВКЛ и РП

На развитие письменности большое влияние оказало принятие христианства. Школы основывались при монастырях и княжеских дворах. Письменность развивается не только среди князей, но и среди простых людей. Большое влияние на развитие просвещения и культуры оказали белорусские просветители. Одной из представителей белорусской культуры была Ефросинья Полоцкая. Ефросинья основала 2 монастыря, где переписывали книги десятки грамотных людей. Основала при них школы, что способствовало развитию письменности. В Софийском соборе учились не только «книжной мудрости», но и христианским заповедям. Кроме церковнославянского, дети учили греческий, латинский языки, получали сведения по природоведению, истории, риторике, медицине. Деятельность Кирилла Туровского была многогранной: он проповедовал, писал церковные трактаты,дидактические притчи. Туровский считал, что грамотность ипросвещение являются условием совершенствования человека. Он мечтал о том времени, когда знания будут доступны не только богатым людям. В период, когда Беларусь входила в состав ВКЛ (вт п 13-1569) белорусский язык становится государственным. Была развита переписка сочинений и рукописей не только церковно-религиозного, но и светского характера. С 14 в. на тер. Беларуси проникает католицизм, открываются католические храмы и школы. В католических начальных школах учили чтению, письму, счету, молитвам. В городах действуют трехклассовые кафедральные католические школы, в которых помимо языков изучалась арифметика, грамматика, пение. На бел землях просвещение и педагогическая мысль в 16-17 вв. развивалась в условиях сосуществования и противоборства римско-католической церкви, протестантизма, православия и униатства. с 16 в. наряду с традиционными очагами развития грамотности (семья, монастыри) возникают иные центры обучения и воспитания: латинские, католические, протестантские, униатские, братские и др. школы. В 20-60-е гг. 16 в. особую активность проявлял иезуитский орден. В деятельности иезуитов ведущее место занимала школа и педагогика. Стремясь захватить просвещение в ВКЛ, иезуиты создают сеть школ-коллегиумов. Светский характер образования, веротерпимость, бесплатность привлекали в иезуитские коллегиумы не только католиков, но и представителей др. конфессий. С создание в Вильно на базе коллегиума академии, сложилась целостная система католического образования: начальные (приходские), средние (коллегии) школы и высшая школа (академия). Арианские школы притягивали себе молодежь независимо от ее конфессиональной принадлежности. Воспитанников этих школ зачастую приглашали в качестве домашних учителей в дома знати. Тут изучались языки, философия, медицина, право, естественные науки и математика. Униатские школы предназначались в основном для бедног населения. В них изучались катехезис, языки. Борьба за народные традиции велась братствами через сеть братских школ. Они считались наиболее демократическими учебными заведениями того времени, поскольку были всесословными. Плата за обучение была разной, в зависимости от достатка семьи. Образование было нацелено на изучение языков. братские школы отличались строгой дисциплиной, но физические наказания применялись редко. Особое внимание уделялось вопросам нравственности. Важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса было воспитание добродетельного христианина. В нач 18 в римско-католический орден пиаров открывает пиарские школы. Особой популярностью пользовалось у шляхты обучение на польском. Эдукационная комиссия – орган управления системой образования. Школа должна была стать бессословной и светской. За 20 лет деятельности открыла 20 школ.

 

№25 Пед. мысль на бел. Землях в 14-17вв. Скорина,Будный,Полоцкий

 

В начале 14 в. княжества Зап. Руси в основном вошли в состав ВКЛ - феодального гос-ва, в котором основную массу населения до Люблинской унии составляли «русские», т.е. белорусы и украинцы, о после нее - белорусы.

Школы на территории Б. в 14-15 вв. обычно возникали в крупных феодальных поместьях, а также в монастырях и городах. Детей учили странствующие учителя. Госуд. языком в ВКЛ был старобелорусский. Многие дети осваивали лишь азы грамотности, язык рукописных книг был перегружен старослав. и греч. словами и значительно отличался от разговорной речи. Первый круг обучения завершался тем, что уч-к умел читать лишь отдельные фразы.

В конце 15 в. в Б. наблюдается заметное развитие образования, распространение письменности, оживление духовной жизни. До нашего времени сохранилось значит, кол-во письменных памятников, первое место среди которых занимают конфессиональные произведения в виде евангелия, псалтыри и апостола. При тогдашних монастырях и церквах, при дворах крупных феодалов существовали школы, где изучались грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. В школах повышенного типа учащиеся знакомились с философией, теологией, языками.

Выдающимся вкладом в развитие бел. культуры была деятельность Ф. Скорины, бел. издателя, энциклопедиста-просветителя. В 1517 г. в Праге он впервые издает на русском языке 23 книги Библии с комментариями и Псалтырь на славянском. Выходят Апостол и Малая подорожная книжица. В предисловии и комментариях к Библии С. показывает пути и средства изучения семи свободных искусств: грамматики, риторики, диалектики, музыки, арифметики, геометрии и астрономии. Для каждого из предметов он указывает соответствующие книги и разделы Библии. К 7 свободным искусствам он предлагает добавить изучение истории и добродетельности. Реальные земные потребности человека занимают самое важное место в размышлениях С. Самопознание, изучение внутреннего мира человека он считает главным как в интеллектуальной деятельности, так и в моральном совершенствовании.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.028 с.)