Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лига нового воспитания (53 страны)↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Школы Юнеско Пед.течения начала 20в -свободное воспитание (Монтессори) -экспериментальная педагогика (Мейман) -педагогика действия (Лай) -прагматическая педагогика (Дьюи) Свободное воспитание- направление в педагогике, отрицавшее необходимость систематического воспитания и обучения детей и отстаивавшее саморазвитие ребенка (Э.Кей,Монтессори,Толстой,Шацкий) Экспериментальная педагогика Цель- всестороннее изучение ребенка и обоснование пед. теории экспериментальным путем. В 1920-е стал популярен термин «педология» Педагогика действия- получило распространение в Германии. Воспитание и обучение должно осуществляться на основе принципа действия. Акцент на практическую и творческую деятельность учащихся(рисование,опыты,моделирование) Прагматическая педагогика Возникло в сша. направлено на организацию традиционной школы на основе ее сближения с жизнью, опоры на детскую активность, интересы и потребности. Обучение через деятельность Самореализация личности в русле удовлетворения ее прагматических интересов
№ 19 Реформаторская педагогика (Г.Кершенштейнер, Дж.Дьюи, М.Монтессори, Р.Штайнер, С.Френе). С конца XIX в. традиционная школа и педагогика стали подвергаться критике в вину несоответствия школьного образования новым общественно-экономическим условиям. Эти причины привели к тому, что стало появляться большое количество реформаторских течений. Идея соединения умственного и ручного труда, как средство выработки общих трудовых навыков, необходимых трудящемуся любой профессии, была более ярко отражена в теории « трудовой школы» и «гражданского воспитания» немецкого педагога Георга Кершенштейнера (1854–1932). В статье «Школа будущего - школа труда» он изложил основные принципы организации такой школы, представил модель новой трудовой школы. Трудовая школа должна стать таким образовательным учреждением, которое готовило бы детей главным образом из народа к будущей трудовой деятельности, такая школа должна давать ученику минимум знаний, максимум умений и трудолюбия, а также соответствующие гражданские убеждения. В тесной связи с концепцией трудовой школы у Г.Кершенштейнера выступала теория гражданского воспитания, изложенная им в работе «Понятие гражданского воспитания». В ней он рассматривал народную школу и армию как наиболее действенные государственные воспитательные институты, способные формировать у молодежи желание трудиться на благо отечества и защищать его. Учить детей работать практически нужно для того, чтобы став взрослыми, «они понимали цель и благо государства, службе ему посвящали бы себя, работали преданно во имя людей или великой идеи» Одним из ярких представителей реформаторской педагогики являлся американский педагог Джон Дьюи, который стоял у истоков прагматизма. Он считал, что в основе отбора лежит принцип полезности, “истинно то, что полезно”. Он создал собственную и по-своему последовательную педагогическую концепцию, основанную на соответствии школьного образования интересам и потребностям ребенка. Мария Монтессори свою систему называет методом научной педагогики, так как он основывается на физиологии и психологии. Ее система построена на природосообразном воспитании, свободном развитии растущей личности, принципами которого является деятельность, самовоспитание, раскрытие задатков природы. Цель школы в открытии простора свободы и естественным проявлениям личности ребенка. Особенности системы;
№20 Принцип природосообразности(Коменский,Руссо,Песталоцци,Дистервег) Согласно принципу природосообразности по Коменскому, обучение и воспитание должны следовать законам природы, частью которой является человек. №21 Личность учителя (Коменский Руссо песталоцци Дистервег) Коменский огромную роль уделял личности учителя, поэтому учитель должен быть: честным,деятельным, настойчивым,высоконравственным, должен безгранично любить своё дело, учитывать и будить интерес учащихся к учению. Ж.Ж.Руссо в решении сложных задач большую роль отводил воспитателю: умению предоставлять свободу ребенку. Гуманистическая заповедь Руссо состоит в том, чтобы воспитатель лишь наводил своего воспитанника на решение того или иного вопроса. Песталоцци отводил большую роль учителю. Учитель не только образованный человек, подготовленный к тому, чтобы передать детям свои знания, его функции являются более сложными и ответственными. Он прежде всего должен искренне любить детей, чувствовать себя как бы их отцом и считать, что все необходимое для их воспитания и развития должно входить в круг его обязанностей. Ребенок от природы обладает деятельными силами, поэтому задача педагога, по ею мнению, дать учащемуся соответственный материал, необходимый для упражнения этих сил. Дистервег относил профессиональные качества учителя к своим дидактическим правилам «развивающего, воспитательного и образовательного» учения. Он выделял следующие требования: • нужно стремиться к тому, чтобы преподавание было интересным, увлекательным для детей • учитель должен следить за правильной речью учащихся, правильным изложением своей мысли при ответе на заданный вопрос. • учитель не может останавливаться в своём развитии • учитель должен постоянно обогащать свои знания и развивать свои профессиональные способности Заботясь о саморазвитии своих учеников, учитель должен саморазвиваться.
№22 Я.Корчак Януш Корчак вырабатывал собственную концепцию детства и путей формирования ребёнка как личности. Концепция Корчака изложена в его книге «Как любить детей». Руководил детскими приютами, выступал как эксперт в суде по делам несовершеннолетних. Корчак выпустил ряд книг о воспитании, в т.ч. «Воспитательные моменты», «О школьной газете», «Право ребенка на уважение», «Правила жизни», «Шутливая педагогика» и т.д. Исходный тезис педагогической концепции Корчака – ребёнок и его благо. Ребёнок – самостоятельная, независимая от другой воли личность. Вопреки представлению, что ребёнок – лишь будущий человек, а детство – подготовительный этап взрослой жизни, Корчак утверждал идеи полноценности ребёнка как человека, самоценности детства как подлинного, а не предварительного этапа «настоящей» жизни. Вытекающая отсюда равноценность ребёнка и взрослого означала признание права ребёнка быть тем, кто он есть, – права на индивидуальность, права на уважение его человеческого достоинства. А это требует полной и решительной ломки существующего неравноправного отношения к ребёнку, пренебрежения к нему, манипулирования его личностью, проявляющихся как в бесцеремонности родителей, так и в тотальной нивелировке детей государством. Цель воспитания – полное, свободное и гармоничное развитие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребёнка, формирование его личности в духе идеалов добра, красоты и свободы, личности, обладающей внутренней самостоятельностью и чувством собственного достоинства. Стержнем воспитательной системы Корчака было пробуждение в ребёнке потребности к самопознанию, самооценке, самоконтролю и воли к самоусовершенствованию. Ребёнок рассматривается как субъект воспитания: «воспитания без участия в нём самого ребёнка не существует». Условие и мощный фактор эффективности этого процесса: – демократически организованный самоуправляемый детский коллектив, обеспечивающий полноту жизни ребёнка; – включение его в нормы коллективной социальной жизни, коррекцию его поведения, направление его самовоспитания. Я. Корчака можно отнести к сторонникам своеобразного «разумного воспитания». Разумное воспитание, по Корчаку, характеризуется бескорыстием, конкретным и диалектическим видением ребенка, постоянным и глубоким изучением его, пониманием и терпимостью воспитателя во взаимоотношениях с детьми. Основным методом разумного воспитания является ослабление отрицательных и развитие положительных черт характера детей. К вопросу о методах педагогического воздействия Корчак подходит с позиции сравнения врачебной и педагогической этики. Главное положение медицины – «не вредить» – должно быть и в воспитании.
№23 Воспитание у др. славян в Киевской руси (9-12вв) В практике воспитания можно обнаружить сохранения традиций первобытно-общинной эпохи. Включение детей в различные виды деятельности в достаточном раннем возрасте, то же различие в воспитании мальчиков и девочек,те же обряды инициации. Дети знати должны были готовиться к руководству жизнью общины, к овладению священным знанием, дети рядовых общинников учились трудовой деятельности. Воспитание детей осуществлялось прежде всего в семье, роль родителей в это время значительно возросла, особенно существенным было влияние матери. В обиходной речи появлялись слова, обозначающие различные возрастные группы: молодой -до 3-6 лет, чадо-до 7-12, отрок-подросток 12-15. Большое значение в этот период придавалось военному обучению и экономически общины уже могли позволить себе содержать дружины. У восточных славян уже обозначалась такая форма обучения как ученичество. Вообще воспитание в ту эпоху осуществлялось в соответствии с языческим мировоззрением древних славян. Вся жизнь др. славянина была органично связана с добрыми и злыми силами природы. Языческая культура не знала письменности: все понятия о жизни, конкретные знания передавались устным путем. Деловая жизнь городов не могла развиваться. без использования той или иной формы письменности. В 9 в. оявляется письменность. Кирилл и Мефодий усовершенствовали греческую азбуку создали алфавит с учетом звуков русского языка. После крещения киевлян (988г.) князем Владимиром была предпринята попытка организации христианской школы. Это одно из первых официальных свидетельств о начале систематического обучения на Руси. Образование на первых порах насаждалось сверху, т.к. школа была явлением совершенно новым и воспринималась с опаской. Постепенно школы «учения книжного» открывались не только в Киеве, но и в Новгороде, Владимире и др. городах. Школы «учения книжного» представляли собой повышенную по сравнению с простым обучением грамоте ступень образования Простое обучение письму, чтению и счету осуществлялось чаще «мастерами грамоты» и было их основным ремеслом. Обучение грамоте и обучение вере воспринималось как единый процесс. Одной из подобных книг, дошедших до нашего времени, является «Изборник Святослава» (1073г.). «Изборник» должен был в достаточно краткой и легкой форме помочь ученикам овладеть элементами знаний.В нем содержались высказывания и тексты Сократа, Демокрита, математический трактат Аристотеля и педагогическое сочинение самого Святослава по методике чтения, а также «Поучение князя Владимира Мономаха детям». Владимир Мономах Киевский князь, автор одного из первых педагогических сочинений «Поучение» требует воспитания любви к Богу, советует не отлынивать от работы, учиться, вести деятельную жизнь, творить добро, почитать старших. Главный способ воспитания - подражание детей отцу. Был за упрочнение семьи, высоко ставил роль отца в воспитании у мальчиков трудолюбия, способности исполнять все мужские дела, быть воином.Основные качества человека, которые надо формировать у детей - религиозность, уважение к старшим, братское отношение к ровесникам, милостливость к бедным, осторожность, самообладание, находчивость и хладнокровие в опасных ситуациях.Основное умение - умение рачительно управлять своим домом. Одним из главных средств воспитания детей считал образование. Впервые в отечественной литературе выдвинул задачу связи воспитания с практическими потребностями личности. Мономах считал, что сверх воспитание зависит не от отдельных наставлений, а от совокупности многообразных воспитательных средств, включающих этикет, манеры и тон поведения. Главное в военно-физическом воспитании - тренировка. Лучшая тренировка это охота. Писал, что человека спасают лишь добрые дела. а не пост, не уединение, не монашество. Ярослав Мудрый организовал перевод книг с греческого языка на рус., основал 1 на Руси библ.важной особен.древне русск.культ.и образов.было то,что языком богослужения,лит-ры и школы стал не греч.не лат.,а родной славянский язык. Кириллом и Мефодием был осущ. Перевод основных богослужебных книг и учебной литературы с греческого на славянский что способствовало распространению религии и стимулировало процесс обуч.грамоте.1054 разделение церквей на православную и католическую. Выбор веры был одновременно и выбором школы, характера образования. Для переписки книг Ярослав привлек большое кол-во писцов. «Домострой» ХVIв. отражает те идеалы, которые сложились в Древней Руси после принятия христианства. В «Домострое» три основные части. В первой содержатся назидания относительно религиозной жизни. Вторая часть посвящена семейным отношениям. Ставится задача обучения детей тому, что нужно в домашнем обиходе, а также грамоте, книжным наукам. Третья часть содержит хозяйственные рекомендации В 1632г. открывается Киевская академия. Первым высшим учебным заведением в России стала созданная в Москве в 1687г. под влиянием Киевской академии Славяно-греко-латинская академия. После открытия в 1755г. Московского университета Академия постепенно превратилась в духовное учебное заведение.
№24 Просвещение и школа на бел. Землях в период ВКЛ и РП На развитие письменности большое влияние оказало принятие христианства. Школы основывались при монастырях и княжеских дворах. Письменность развивается не только среди князей, но и среди простых людей. Большое влияние на развитие просвещения и культуры оказали белорусские просветители. Одной из представителей белорусской культуры была Ефросинья Полоцкая. Ефросинья основала 2 монастыря, где переписывали книги десятки грамотных людей. Основала при них школы, что способствовало развитию письменности. В Софийском соборе учились не только «книжной мудрости», но и христианским заповедям. Кроме церковнославянского, дети учили греческий, латинский языки, получали сведения по природоведению, истории, риторике, медицине. Деятельность Кирилла Туровского была многогранной: он проповедовал, писал церковные трактаты,дидактические притчи. Туровский считал, что грамотность ипросвещение являются условием совершенствования человека. Он мечтал о том времени, когда знания будут доступны не только богатым людям. В период, когда Беларусь входила в состав ВКЛ (вт п 13-1569) белорусский язык становится государственным. Была развита переписка сочинений и рукописей не только церковно-религиозного, но и светского характера. С 14 в. на тер. Беларуси проникает католицизм, открываются католические храмы и школы. В католических начальных школах учили чтению, письму, счету, молитвам. В городах действуют трехклассовые кафедральные католические школы, в которых помимо языков изучалась арифметика, грамматика, пение. На бел землях просвещение и педагогическая мысль в 16-17 вв. развивалась в условиях сосуществования и противоборства римско-католической церкви, протестантизма, православия и униатства. с 16 в. наряду с традиционными очагами развития грамотности (семья, монастыри) возникают иные центры обучения и воспитания: латинские, католические, протестантские, униатские, братские и др. школы. В 20-60-е гг. 16 в. особую активность проявлял иезуитский орден. В деятельности иезуитов ведущее место занимала школа и педагогика. Стремясь захватить просвещение в ВКЛ, иезуиты создают сеть школ-коллегиумов. Светский характер образования, веротерпимость, бесплатность привлекали в иезуитские коллегиумы не только католиков, но и представителей др. конфессий. С создание в Вильно на базе коллегиума академии, сложилась целостная система католического образования: начальные (приходские), средние (коллегии) школы и высшая школа (академия). Арианские школы притягивали себе молодежь независимо от ее конфессиональной принадлежности. Воспитанников этих школ зачастую приглашали в качестве домашних учителей в дома знати. Тут изучались языки, философия, медицина, право, естественные науки и математика. Униатские школы предназначались в основном для бедног населения. В них изучались катехезис, языки. Борьба за народные традиции велась братствами через сеть братских школ. Они считались наиболее демократическими учебными заведениями того времени, поскольку были всесословными. Плата за обучение была разной, в зависимости от достатка семьи. Образование было нацелено на изучение языков. братские школы отличались строгой дисциплиной, но физические наказания применялись редко. Особое внимание уделялось вопросам нравственности. Важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса было воспитание добродетельного христианина. В нач 18 в римско-католический орден пиаров открывает пиарские школы. Особой популярностью пользовалось у шляхты обучение на польском. Эдукационная комиссия – орган управления системой образования. Школа должна была стать бессословной и светской. За 20 лет деятельности открыла 20 школ.
№25 Пед. мысль на бел. Землях в 14-17вв. Скорина,Будный,Полоцкий
В начале 14 в. княжества Зап. Руси в основном вошли в состав ВКЛ - феодального гос-ва, в котором основную массу населения до Люблинской унии составляли «русские», т.е. белорусы и украинцы, о после нее - белорусы. Школы на территории Б. в 14-15 вв. обычно возникали в крупных феодальных поместьях, а также в монастырях и городах. Детей учили странствующие учителя. Госуд. языком в ВКЛ был старобелорусский. Многие дети осваивали лишь азы грамотности, язык рукописных книг был перегружен старослав. и греч. словами и значительно отличался от разговорной речи. Первый круг обучения завершался тем, что уч-к умел читать лишь отдельные фразы. В конце 15 в. в Б. наблюдается заметное развитие образования, распространение письменности, оживление духовной жизни. До нашего времени сохранилось значит, кол-во письменных памятников, первое место среди которых занимают конфессиональные произведения в виде евангелия, псалтыри и апостола. При тогдашних монастырях и церквах, при дворах крупных феодалов существовали школы, где изучались грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. В школах повышенного типа учащиеся знакомились с философией, теологией, языками. Выдающимся вкладом в развитие бел. культуры была деятельность Ф. Скорины, бел. издателя, энциклопедиста-просветителя. В 1517 г. в Праге он впервые издает на русском языке 23 книги Библии с комментариями и Псалтырь на славянском. Выходят Апостол и Малая подорожная книжица. В предисловии и комментариях к Библии С. показывает пути и средства изучения семи свободных искусств: грамматики, риторики, диалектики, музыки, арифметики, геометрии и астрономии. Для каждого из предметов он указывает соответствующие книги и разделы Библии. К 7 свободным искусствам он предлагает добавить изучение истории и добродетельности. Реальные земные потребности человека занимают самое важное место в размышлениях С. Самопознание, изучение внутреннего мира человека он считает главным как в интеллектуальной деятельности, так и в моральном совершенствовании.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.28.213 (0.012 с.) |