Возрастные группы: дети и подростки, взрослые, старики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастные группы: дети и подростки, взрослые, старики.



Возрастные группы: дети и подростки, взрослые, старики.

Продолжительность жизни-17 лет

Физическая зрелость-13 лет

  Воспитание было эффективным, так как:

1. Дети принадлежали племени, пользовались большой свободой

2. Гуманное воспитание (наказания почти не применялись)

3. Процесс воспитания совпадал с процессом жизнедеятельности ребёнка

4. Воспитательные отношения базировались на активности и самостоятельности

подрастающего поколения.    

5. Воспитательное воздействие было инстинктивное, непосредственное, спонтанное

6. Не отделялось oт совместною труда, поэтому было естественным

В истории развития педагогики практикуется 2 главных типа воспитания:

¦ Первобытное

¦   Соц. ориентированного человека

Социально-имущественные расслоения изменили смысл содержания воспитания

(превращается в сословно-семейное.)

Для получения умственного образования создаются специальные учреждения- школы,

 которые использовались для укрепления власти вождей, жрецов, старейшин.

Физический труд- удел эксплуатируемых,

школьное воспитание- удел избранных.

Постепенно появляются «дома молодёжи» для бедных и богатых.

Все подростки проходят инициацию -процедуру посвящения во взрослые в виде религиозного обряда, сопровождавшееся песнопением, магическими заклинаниями, физ. испытаниями.

В IV тыс. до н. э. по берегам Персидского залива, заселенном шумерскими народами,возникает ряд государств, в которых был достигнут высокий уровень развития культуры (Междуречье).

Здесь успешно развивались математика, астрономия, агротехника.

К I тыс. до н. э. складывается шумерский идеал образования,

включающий высокий уровень овладения письмом,

составления документов, искусством пения и музыки,

умение принимать разумные решения, знание магических обрядов.

Древний Египет:

- Школы при храмах (астрономия,матем,медицина)

- Школы при дворах( военная,чтение и письмо,дворцовый этикет)

-Школы писцов

Индия:

Касты:

- брахманы( жрецы)-религиозное обр-е

- кшатрии( воины,правители)

- вайшьи( торговцы)

- шудры( слуги)

(заучивание стихов и гимнов,грамматика,лит-ра,

матем,история,мед,красноречие)

Буддизм(4-5в.н.э.)

Цель: достижение духовного просветления как высшего состояния удовлетворения путем отречения духа от тела,которое нужно подавлять и укрощать

Идея: братская любовь,милосердие,запрет на убийства,не красть,не пить.

Древний Китай:

П ривилегированные сословия:жрецы,аристократы

- Светские школы: 6 видов письма, 9 видов счета, чтение,

декламация стихов,военно-физ.воспитание

- школы для жрецов: общеобразовательные предметы,

магия, музыка, религия

Конфуций- кит.философ. Основал первую частную школу

По воспитания человеческих характеров. «Беседы и суждения»

В целом народы Древнего Востока дали человечеству

 бесценный опыт обучения и воспитания,

Создали первые в истории человечества школы,

Рыцарское воспитание

Цель: воспитание старшего сына феодала-рыцаря

Воспитание дворянина (основы любви, войны и религии)

7-14 лет в замке сюзерена в рамках пажа

С 14 лет- оруженосец

С 21 года – рыцарь

7 рыцарских добродетелей (содержание обр-я)

Верховая езда, плавание, фехтование, владение копьем щитом и мечом, охота, шахматы, умение слагать и петь стихи

Женское воспитание

Отсутствие школ для девочек, получали домашнее воспитание. Девочки из знатных семей воспитывались в семье под надзором матерей или у спец. воспитательниц. Нередко обучали чтению и письму монахи. Девочек из бедных семей приучали вести хоз-во, обучали рукоделию и религ. наставлениям

Широко прим. практика воспитания девочек из знатных семей в женских монастырях, где их воспитывали в духе религиозности, обучали латыни, знакомили с Библией и приучали к благородным манерам.

Нередко грамотность женщин была шире, чем среди рыцарей

Семья-монастырь (возвращение в семью или уход в монахини)

Обучение горожан

Цеховые школы ( для детей ремесленников) ученик-подмастерье-мастер

Гильдейские школы (для детей купцов ) создавались городским населением (счет чтение письмо на родном яз.)

Религия не занимала в них господств. Положения

Школы нарушали монополию церкви в области обучения

Факультеты

Подготовительный( по окончанию- бакалавр.при прослушивании курса философии – магистра) По окончании – переход на

Богословский

Юридический

Медицинский- доктор наук

Виды занятий: лекции, диспуты и практикумы

 

№7 Возрождение

Эпоха Возрождения- эпоха перехода от религиозного хар-ра и содержания образования и воспитания к светскому образу мыслей.

Идейный стержень – гуманизм-ценность человека как личности, его право на свободу и счастье

Идеи Возрождения(14-16вв)

Всестороннее развитие личности

Уважение к личности ребенка

Опора на физ. воспитание и труд как средства формирования личности

Процесс обучения добровольный и сознательный

Отриц. отношение к физ. наказаниям

Акцент на изучение родного языка

Развитие эстетического вкуса

Витторино де Фельтре

Выдающийся математик, профессор философии, первый школьный учитель нового типа. Создал школу «Дом Радости» (1424) в замке на лоне природы. Основа организации – гуманистическая педагогика. Нет телесных наказаний. Большое внимание физ. воспитанию. Порядок и дисциплина поддерживались с помощью надзора и личного примера воспитателей. Характерная черта- сочетание умственного физ. нравственного и эстетического воспитания.

Большое значение придавали религиозному воспитанию.

Франсуа Рабле

Французский писатель-гуманист, священник. Доктор медицины. Автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» (дал блестящую сатиру на средневековое воспитание и противопоставил ему гуманистическое воспитание с продуманным режимом дня, многосторонним образованием, развитием самостоятельности, мышления, творчества, активности. Показал,как нужно воспитывать «свободного и благонравного человека»

МИШЕЛЬ МОНТЕНЬ (1533-1592) – написал труд «Опыты» (сборник эссэ на различн.темы). Пед.идеи – осуждает педантизм и догматизм. Говорит о необходимости. развития мышления Высока роль физ.воспит., но только в связи с умственным – необходимо воспитывать всё вместе. В опытах предлагал развивающее обучение, выработку самостоятельного.мышления, физ. воспитания. (плавание, фехтование). Воспитывал любовь к науке. Выступал против жестокости наказаний средневековых школ. По его убеждению,ребенок превращается в личность не столько благодаря.полученым знаниям,сколько развивая способность к критическим суждениям. Он рекомендовал,чтобы ученик больше говорил,а учитель больше слушал.

Эразм Роттердамский Голландский мыслитель,профессор Кембриджа. Автор трактатов «Похвала глупости», « План учения», «Воспитание христианина». Учился и жил во Франции, Англии, Германии. Защищал право женщин на образование. Считал,что программа образования должна быть одинакова,но женщинам лучше давать языковое образование и в меньшем кол-ве естественно-научные знания. Противник физ. наказаний в школе.

№8 Томас мор Томаззо Кампанеллла

Позднее Средневековье было ознаменовано развитием новой прогрессивной к-ры. получившей название Возрождение. Итальян. мыслители 15-16вв. полагали, что наилучший путь воспитания - изучение классической Греко-римской к-ры.

Томаззо Кампанеллла

Итальянский гуманист, социалист-утопист. 27 лет провел в тюрьме как бунтарь и еретик. Автор трактата «Город Солнца» (1623):

- придавал огромное значение организации обучения юных граждан

-девочки и мальчики учатся вместе получают разностороннее образование (умственное физ. знаний ремесел)

- широкое использование наглядности

-воспитание организовано так,чтобы дети смогли развить все свои способности.

Томас Мор

Английский мыслитель, лорд-канцлер. Автор пед. трактата «Утопия». Подверг критике несправедливый соц. строй Англии и противопоставил ему идеальный строй на фантастическом острове Утопия («место которого нет»), где не существует частной собст-ти, всем детям дается равное обр-е, большое значение придается физ. воспитанию и подготовке к труд. деят-ти.

Видел во всеобщем образ-ии несокрушимость общества. Особое внимание уделял проблеме женского образования.

 

№9 Реформация и Контрреформация.Иезуиты

Высшая школа

- университеты были ареной соперничества церкви и светской власти

-кат. университеты в Италии,Испании,Франции подчинялись кат. церкви

-протестантские университеты в Германии подчинялись светской власти

- иезуитские университеты-ордену иезуитов

Орден иезуитов основан в 1540 г.

Возглавлял – генерал Игнатий Лойола (подчинялся только папе)

«Для достижения цели все средства хороши»

Цель иезуитской педагогики: воспитание юношества из привилегированных сословий в католическом духе. У иезуитов обучался свет кат. дворянства

Большая часть школ были интернатами, чтобы дети полностью попадали под влияние учителей и забыли своих родителей. Главный принцип – слепое подчинение авторитету наставника. Обучение было престижным

Система обр-я:

Начальные школы ( при православных братствах и протестантских соборах)

Иезуитские уч. заведения (школы при кат. орденах, коллегиумы, академия)

- Коллегии и коллегиумы (средняя школа)

- Семинарии (для подготовки учителей)

- Академии (высшая школа для подготовки преподавателей, церковных юристов)

Педагогика иезуитов:

- классно-урочная система

-регулярное повторение материала(суббота)

-ежемесячные конкурсы сочинений

-обязательные поездки и экскурсии

-система поощрений и наказаний

-светское воспитание

-групповое и индивидуальное соперничество

- регулярное выделение лучших и отстающих

Авторитет учителя:

Способы приобретения авторитета (заслужить доверие, заслужить любовь, заставить бояться)

Учителю следовало быть беспристрастным судьей. Должен был дать ребенку понять, что любой его поступок будет известен и наказан.

Особенности обучения:

- В школах иезуитов заботились о здоровье учащихся.школы просторные чистые проветренные и хорошо освещенные

-учеников ограждали от перегрузок. Занятия не более 5 ч. ежедневно. Короткий учебный год (180 дней) и прерывался частыми каникулами и праздниками

-мягкое обращение преподавателей с учениками. Телесные наказания поручались товарищам провинившихся и спец. корректорам

- поощрялись нездоровое соперничество,взаимное доносительство

- иезуиты сочетали реакционные пед. установки и эффективные приемы обучения и воспитания

 

№10 Пед. взгляды и деятельность Коменского

Ян Амос Коменский (1592-1670)

Чешский мыслитель и педагог. Основоположник научной педагогики. Член протестантской общины. Окончил братскую и латинскую школу. Учился в Гейдельбергском университете.Во время учебы ездил по городам Европы. Вернулся на родину и стал учителем и священником.

В Польше руководил братской школой

Выезжал в Англию для участия в Советах

В Венгрии- консультант по школьным вопросам.

В Голландии провел последние годы жизни

Цель воспитания – подготовка к вечной жизни

Составляющих воспитания

- познание себя и окруж. мира (умственное воспитание)

- управление собой (нравственное воспитание)

- стремление к Богу (религиозно воспитание)

Система образования Коменского:

- до 6 лет «Материнская школа» - дошкольное воспит.

6-12 лет Элементарная школа (школа родного языка) –начальное образование

12-18 лет латинская школа(гимназия)- среднее образование

18-24 года академия – высшее образование

Труды:

«Материнская школа» (пособие по дошкольному образованию)

«Открытая дверь языков и всех наук» (учебник латинского)

«Великая дидактика» (теоретический труд по средней школе)

«мир чувственных вещей в картинках» (школьная энциклопедия)

 

№11 Дидактика и классно-урочная система Коменского

Дидактика- первая научная теория в истории педагогики, подчиненная идее всестороннего развития личности.

Коменский был новатором в области дидактики, разработал принципы обучения и правила организации учебной работы.

12Я.А.Коменский выработал оригинальную систему, получившую название классно-урочная. Он стремился к такой организации обучения, при которой было бы предусмотрено четкое распределение всех видов школьной работы по годам, месяцам и дням обучения.

При организации процесса обучения дети одного возраста и приблизительно одного УРОВНЯ знаний под общим руководством учителя должны были одновременно продвигаться вперед к единой для всех образовательной цели. Так возникли классы с постоянным составом учеников, учебный год со строго определенным началом и концом, продолжительностью учебного дня - от 4 уроков в школе родного языка до 6 уроков в день в латинской школе. Требования к огранизации обучения могут быть сведены к следующему: обучение должно начинаться с наблюдения за этими вещами, лишь после этого можно обсуждать увиденное. Рекомендовал использовать в процессе обучения различные вспомогательные средства -картины, макеты.

Изучение учебного материала должно быть последовательным, переходящим от простого к сложному. Метод обучения должен был возбуждать у детей радость от овладения знаниями. Предлагал систематический учебный труд школьников в классе, выполнение ими дом.заданий. Только учитывая все это можно будет реформировать школу, превратив ее в место, где формируется человеческая личность.

Учебный год: каникулы, деление на учебные четверти,одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система, учет знаний учащихся.

Классно-урочная система:

-прием детей в школу 1 раз в год

-дети группируются в отд. классы в соответствии с возрастом и знаниями

- учитель ведет занятия со всем классом

- учебный год разделен на четверти, чередующиеся с каникулами

- продолж-ть учебного дня: 4ч. в начальной, 6ч. в средней

- форма обучения-урок, который проводится по твердому расписанию. каждый урок должен иметь цель и тему.

Принципы обучения:

Наглядность, систематичность, последовательность, посильность, прочность

«золотое правило дидактики»

«все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами»

Роль учебника

- в каждом классе следует составлять спец. учебники для учащихся и включать в них изложенный в системе материал по предмету

- учебники должны быть написаны понятным языком и служить вернейшей картиной

- внешний вид учебников должен быть привлекателен для детей

«Учитель-пример для ученика, его наставник и друг. Во многом отношение ученика к школе, учению целиком определяется учителем. Это должны понимать и родители и поддерживать авторитет учителя в глазах детей»

 

№12 Концепция воспитания Джона Локка

Джон Локк

Английский философ и педагог. Закончил Оксфорд. Более 30 лет преподавал там греческий, риторику и этику.

Обоснование философской концепции сущности и происхождения знаний:

«Опыт о человеческом разуме» - эмпирическая теория познания

«Мысли о воспитании» - программа воспитания джентльмена, делового человека буржуазного общества

Взгляды:

- на становление человека оказывает влияние внешняя среда. Идеи не рождаются вместе с человеком. От рождения до приобретения личного опыта ум ребенка подобен чистому листу.

- воспитание и обстоятельства жизни ребенка считал ведущими факторами его развития

Цель воспитания - воспитание предприимчивого буржуа, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно

Цель жизни - обеспечение счастья индивида, состояния «в здоровом теле здоровый дух»

Программа воспитания джентльмена:

- Физ. здоровье – альфа и омега воспитания, поскольку здоровье необходимо нам для наших дел и благополучия

- формирование устойчивых привычек нравственного поведения: основа- положит. пример и среда. Следует избегать как поощрений так и наказаний. Тк есть опасность рабского послушания или стремление воспитанника к наградам, а не к тому, за что они даются. Возможно применение физ. наказаний, с тем чтобы сломить упрямство ребенка.

- акцент на практические предметы (чтение, письмо, языки, геометрия, география, рисование, с/х, верховая езда)

№13 Руссо. «Эмиль или о воспитании»

Жан Жак Руссо (1712-1778)

Французский просветитель, философ. Теоретик свободного воспитания. Автор «Эмиль или о воспитании». Родился в семье часовщика и не получил должного образования, перепробовал много профессии. В Париже принял участие в работе над энциклопедией. В 1749 на конкурсе Дижонской академии его сочинение «Рассуждение о науках и искусствах» было признано лучшим.

«Эмиль или о воспитании»

После выхода в свет сразу же было запрещено, а Екатерина 2 запретила ее ввоз в Россию из-за жесткой критики существующей сословной системы воспитания, ограниченности и антигуманности в аристократической среде. Содержит проект воспитания нового человека, концепцию «естественного воспитания» (цель воспитания – естественное развитие ребенка, макс. Содействие реализации заложенных в нем способностей засчет создания оптимальных условий)

Идеи Руссо:

- главное естественное право человека- свобода

- наилучшее воспитание - через самостоят. накопление жизненного опыта

- воспитание – естественный активный позитивный процесс, когда ребенок живет в радости и самостоятельно постигает окруж. мир

Возрастная периодизация:

До 2 лет (младенчество) физ. развитие (здоровая пища и сон) и ознакомление ребенка с окруж. миром

2-12 лет (детство) воспитание органов чувств Не следует читать наставлений и заставлять заучивать сказки, поскольку ребенок еще не способен самостоятельно рассуждать. Единственная книга, которая учит самостоятельности – Робинзон крузо.

12-15 лет (отрочество) – умственное и трудовое воспитание. Подросток еще не обладает в должной мере нравственными понятиями и должен изучить связанное с окруж. миром (география астрономия природоведение)

15-22 лет (юность) – нравственное и религиозное воспитание в обществе:

-воспитание добрых чувств, суждений, доброй воли.

До 17-18 юноше не следует говорить о религии

Воспитание девочек Руссо ограничивал эстетическим, религиозным и физ. воспитанием,считая,что никаких серьезных знаний им не нужно.

Значение теории Руссо:

- разработал программу формирования личности, предусматривавшую естественное физ., нравственное, трудовое воспитание

- выдвинул тезис активного обучения, связи воспитания с жизнью и личным опытом ребенка, настаивал на трудовом воспитании

- идеи повлияли на развитие педагогики в 19-20 вв (Песталоцци, Толстой, Монтессори)

№14 Песталоцци

Приют для сирот в Станце

Помещался в здании бывшего монастыря. Состояние детей было ужасно в физ и моральном отношении. Песталоцци стремился создать атмосферу семьи, стал для детей отцом и лучшим другом

Работа в школах г.Бургдорфа

Создал методику обучения детей грамоте и счету, превосходившая традиционные методы обучения. Власти предоставили возможность применить эту методику в более широком масштабе – открывает в городе среднюю школу с интернатом и при ней отделение для подготовки учителей.

Вклад в развитие дидактики

Преподавание географии

Учитель должен вести учеников от близкого к далекому. Дети, знакомясь со своей местностью приобретают элементарные географ. знания, которые потом расширяются и в итоге они должны получить представление о своей Земле.

№15 Дистервег

Возрастная периодизация

6-9 – чувственное познание

9-14 – развитие памяти и накопление знаний об окруж. мире.

14-16 - развитие мышления и нравственности

Принципы обучения и воспитания:

-Природосообразность ( учет возрастных и личностных особенностей ребенка)

-Культуросообразность (учет уровня культуры и воспитательного идеала общества)

-Самодеятельность (активность и инициативность личности)

Взгляды на систему образования

- требовал расширить учебный план начальной школы, включив в него естествознание, зачатки физики, практической геометрии и географии

-сторонник реальной школы, осуждал классические гимназии

Вклад в педагогику

- отстаивал тезис о педагогике как самостоят. науке

-разработал учение о ступенях обучения

1 ступень-ясность

2 ступень-ассоциация

3ступень-система

4 ступень-метод

-разработал теорию воспитывающего обучения

-ввел и обосновал термин воспитывающего обучения

-Задача- развитие разносторонних интересов

-Рассматривал интерес как важнейшее условие и средство успешного обучения

Классификация интересов

Эмпирический (к окруж.миру)

Умозрительный (к причинам вещей и явлений)

Эстетический (к прекрасному)

Симпатический (к близким людям)

Социальный (ко всему человечеству)

Религиозный (к Богу)

Обосновал философию классической школы

Классическая школа (лицеи,гимназии): упор на изучение древних языков, античной лит-ры,истории,матем. Поступление в университет

Реальная школа (гимназии,училища): упор на изучение новых языков и предметов естественного научного цикла

Поступление в технические и с/х вузы

(сам был сторонником классической)

Был противником единой системы образования. Предлагал создать элементарную школу,городскую и гимназию

Только из гимназии можно было поступить в универ

Предметы гимназии – предметы,показывающие путь развития человечества (латынь и древнегреч., античная история и лит-ра,география и матем

Управление

Призвано подавить детcкую дикую резвость, поддерживая внешний порядок, ведет к осуществлению процесса воспитания (угроза,приказ,запрет,наказания)

Для детей, нарушающих дисциплину, следует завести штрафную книгу,где фиксировались все его прегрешения и предусматривалась система наказаний.

№17 Оуэн,Маркс,Энгельс

Конец 18-19вв. были весьма значительными для развития школьного дела в Европе и для становления педагогической науки в собственном смысле этого понятия. Этому способствовали серьёзные изменения в жизни общества, связанные с бурными развитием промышленности, потребовавшей от всех участников производства нового уровня и содержания образованности. Законы об обязательном начальном образовании.

Роберт 0уэн(1771-1858): Особенностью учебно-воспитательных учреждений 0. было отсутствие в них традиционного религиозного обучения. Стремясь к просвещению народа,0. требовал введения всеобщего начального обучения, отстранения духовенства и церкви от влияния на школу.В 1813 г. О. выпускает свой труд «Новый взгляд на общество, или опыт об образовании человеческого характера». Оуэн полагал, что если изменить условия среды и воспитания, то можно сформировать любой хар-тер. Но это учение рассматривало человека как пассивный продукт среды.

Маркс и Ф.Энгельс установили, что люди - активные участники истории. которые в процессе революционной практики изменяют общественные отношения и одновременно свою собственную природу.

Оуэн считал, что воспитание в новом, коммунистическом обществе будет всесторонним. Нравственное воспитание будет осуществляться в духе коллективизма. Роберт Оуэн первый обосновал и реализовал идею общественного воспитания ДЕТЕЙ С ПЕРВЫХ ЛЕТ ИХ ЖИЗНИ И СОЗДАЛ ПЕРВОЕ В МИРЕ ДОШКОЛЬНОЕ учреждениё для детей пролетариата.

К.Маркс и Ф. Энгельс.

Учение М. и Э. дало возможность выявить социальную природу воспитания и его классово- исторический характер. В «Манифесте Коммунистической партии» М и Э показали, что воспитание определяется общественными отношениями; они выяснили, что цели и задачи воспитания, его содержание и методы изменяются в различные эпохи. На основании изучения огромного фактического материала Э в работе «Положение рабочего класса в Англии», М. в «Капитале» дали подлинную картину всех сторон воспитания, которое получают дети рабочих в капиталистическом обществе. М. поставил на 1 место умственное воспитание. Наука для М. была, "исторически движущей, революционной силой. Э. выдвинул требование последовательного, систематичного обучения. Э. требовал глубокого и серьёзного изучения каждой науки. Знания приобретают путём настойчивого, упорного труда.

Физическое воспитание. Человек должен получить надлежащее физическое воспитание. М. в «Капитале» неоднократно,«подчёркивал значение гимнастики как средства воспитания, большое значение он придавал и военным упражнениям. В статье «Может ли Европа разоружиться» Э. обстоятельно освещал вопрос о физическом воспитании молодёжи. Основоположники марксизма, выступая за разностороннее физическое воспитание, стремились создать крепкое, сильное поколение пролетариата, которое во время грядущих революционных боёв сумеет добиться решающих побед, бороться против контрреволюции.

Нравственное воспитание. Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения находит решение в сущности морали. М и Э установили, что мораль есть продукт исторического развития. В условиях классового общества мораль носит классовый характер. Для коммуниста самое важное - выступить против сложившегося положения и изменить это положение. Важнейшей чертой новой морали М и Э считают коллективизм. Только в коллективе получится индивидуум: средства, дающие ему возможность всестороннего развития, и только в коллективе возможна личная свобода. Рабочий класс борется за высокие идеалы коммунизма, несущие счастья всему человечеству. Только ком-кое воспитание - подлинно нравственное воспитание.

 

№18 свободное воспитание, экспериментальная педагогика, педагогика действия, прагматическая педагогика

С конца 19 века традиционная школа и педагогика стали подвергаться всё нарастающей критике по двум основным принципам: экономической и политической. Несоответствие школьного образования новым общественно- экономическим условиям. Эти причины привели к тому, что на рубеже веков появляется большое количество различных реформаторских течений, особенно в Германии, где тогда находился центр мирового социалистического движения.

Элементарное воспитание – направление в педагогике(конец19-20),объединившее педагогов,выступающих за реформу школы,изменение содержания и методов обучения и воспитания. Сыграло позитивную роль в развитии пед. теории и школьной практики

Концепция:

Школы-интернаты для детей состоятельных родителей (за городом)

Создание в школе воспитывающей среды, обеспечивающей умственное, физ и нравственное воспитание

В младших классах одинаковая для всех программа обучения

В старших классах – обучение по интересам, предметы по выбору

Развитие школьного самоуправления

Совместное обучение

Объединение детей в группы (12-15 чел)

Использование спорта и физ. труда

Работа в экспериментальном режиме

Организации сторонников нового воспитания:

Международное бюро новых школ ( обмен опытов и установление контактов)

Школы Юнеско

Пед.течения начала 20в

-свободное воспитание (Монтессори)

-экспериментальная педагогика (Мейман)

-педагогика действия (Лай)

-прагматическая педагогика (Дьюи)

Свободное воспитание- направление в педагогике, отрицавшее необходимость систематического воспитания и обучения детей и отстаивавшее саморазвитие ребенка

(Э.Кей,Монтессори,Толстой,Шацкий)

Прагматическая педагогика

Возникло в сша. направлено на организацию традиционной школы на основе ее сближения с жизнью, опоры на детскую активность, интересы и потребности.

Обучение через деятельность

Самореализация личности в русле удовлетворения ее прагматических интересов

 

19 Реформаторская педагогика (Г.Кершенштейнер, Дж.Дьюи, М.Монтессори, Р.Штайнер, С.Френе).

С конца XIX в. традиционная школа и педагогика стали подвергаться критике в вину несоответствия школьного образования новым общественно-экономическим условиям. Эти причины привели к тому, что стало появляться большое количество реформаторских течений.

Идея соединения умственного и ручного труда, как средство выработки общих трудовых навыков, необходимых трудящемуся любой профессии, была более ярко отражена в теории « трудовой школы» и «гражданского воспитания» немецкого педагога Георга Кершенштейнера (1854–1932). В статье «Школа будущего - школа труда» он изложил основные принципы организации такой школы, представил модель новой трудовой школы. Трудовая школа должна стать таким образовательным учреждением, которое готовило бы детей главным образом из народа к будущей трудовой деятельности, такая школа должна давать ученику минимум знаний, максимум умений и трудолюбия, а также соответствующие гражданские убеждения.

В тесной связи с концепцией трудовой школы у Г.Кершенштейнера выступала теория гражданского воспитания, изложенная им в работе «Понятие гражданского воспитания». В ней он рассматривал народную школу и армию как наиболее действенные государственные воспитательные институты, способные формировать у молодежи желание трудиться на благо отечества и защищать его. Учить детей работать практически нужно для того, чтобы став взрослыми, «они понимали цель и благо государства, службе ему посвящали бы себя, работали преданно во имя людей или великой идеи»

Одним из ярких представителей реформаторской педагогики являлся американский педагог Джон Дьюи, который стоял у истоков прагматизма. Он считал, что в основе отбора лежит принцип полезности, “истинно то, что полезно”. Он создал собственную и по-своему последовательную педагогическую концепцию, основанную на соответствии школьного образования интересам и потребностям ребенка.
Дьюи разработал собственный вариант педагогики - инструментализм, где на 1 место выдвигал опыт, накопленный детьми. Воспитание - реконструкция опыта ребенка: обогащение опыта, накопленного детьми, является более важной задачей, чем сообщение им систематических знаний. Ребенок узнает новое не ради самих знаний, а ради деятельности и интересуется тем, что может сделать сам.
Основные положения:
* отсутствие заранее составленных учебных курсов
* Материал обучения берется из окружающей жизни
* Обучение через делание
* Ребенок определяет как качество, так и количество обучения
* Отрицание классно-урочной системы и руководящей роли учителя
Ребёнку присущи 4 основные влечения: к общению, к исследованию, к конструированию, к художественному выявлению себя; упражняя эти ресурсы, мы развиваем ребёнка. К методам развития Дьюи относил следующие:
- самостоятельное создание детьми орудий труда
- использование этих орудий для изготовления предметов
- практическая работа, экскурсии, рисунки
- отчеты о приобретенных сведениях как средства общения
Центр тяжести переносился с учителя на активную работу самого ребёнка.

Мария Монтессори свою систему называет методом научной педагогики, так как он основывается на физиологии и психологии. Ее система построена на природосообразном воспитании, свободном развитии растущей личности, принципами которого является деятельность, самовоспитание, раскрытие задатков природы. Цель школы в открытии простора свободы и естественным проявлениям личности ребенка. Особенности системы;
* самостоятельный выбор деятельности и оформление ее результатов
* развитие у ребенка концентрации внимания в процессе выполнения действий
* индивидуальный темп работы
* упражнения по оказанию помощи другим и разрешение помочь себе
* наличие материалов для самоконтроля и проверки правильности выполнения заданий
Рудольф Штайнер- представитель вальфдорской педагогики считал, что школьное воспитание должно служить развитию человека:
- необходимо вводить преподавание иностранного языка с первого года обучения
- в обучение входят такие предметы как черчение, геометрия, эвритмия(язык, музыка, движение)
- художественное оформление классных комнат, проведение праздников.
Педагогика позволяет развивать художественные, интеллектуальные, нравственные задатки и религиозные переживания ребенка. Принципы вальфдорской педагогики:
* демократичность - партнерские отношения
* эстетическая направленность
* отказ от отметок успеваемости
* тесная связь с родителями
* ориентация в учебном процессе на развитие и настроение конкретного ребенка
* принцип экономичности - исключение всего, что сдерживает духовное развитие ребенка.
Развиваются 3 сферы внутренней деятельности человека - мышление, чувство, воля
Френе. Школа перестает быть комплексом классов, а превращается в детское предприятие, тесно связанное с жизнью. В развитии творческой личности Ф. выделял 3 фазы: -Проб и ошибок -Упорядочивания - Игры-работы
Свободная деятельность ребенка является его обучением. Но к ребенку также предъявляются определенные требования, осуществляется контроль.

 

№20 Принцип природосообразности(Коменский,Руссо,Песталоцци,Дистервег)

Согласно принципу природосообразности по Коменскому, обучение и воспитание должны следовать законам природы, частью которой является человек.
Чтобы человек стал человеком, он должен получать образование. Я.А. Коменский полагал, что в школе не должно быть места насилию. Не следует насильно принуждать детей учиться. Школа всеми средствами должна, по мнению Я.А. Коменского, воспламенять в детях стремление к знанию и учению. Воспитание должно строиться сообразно с природой. Он является одним из первых педагогов, прид



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.145 с.)