Черты развития Просвещения в 17в 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Черты развития Просвещения в 17в



- сословность образования (наилучшие школы – дворянству и духовенству)

- влияние церкви

Типы школ в 17в:

-Начальные (элементарные)

-Средние повышенного типа (латинские, грамматические, публичные, гимназии, колледжи)

- Высшие (университеты, академии, семинарии)

Начальная школа:

-была в бедственном положении

-программа обучения представлена неск. предметами (письмо, чтение катехизиса,церковное пение)

Недостатки:

- переполненность школ

-учителя-случайные люди(отставные солдаты, ремесленники, священники)

-физ. наказания

- основной принцип обучения – зубрежка

- акцент на религиозное воспитание

С середины 17в. место учителя-священника занимает светский учитель. Его назначение согласовывается с церковью, но школа не зависела от нее. Труд учителя оплачивает община.

Средняя школа:

- Первые колледжи – Франция, середина 15в.

-Первые гимназии – Германия, 16в.

-Первые публичные школы – Англия, конец 14в-15в.

Школы учреждались на частные пожертвования или королевские субсидии. Обучались дети состоятельных родителей

Высшая школа

- университеты были ареной соперничества церкви и светской власти

-кат. университеты в Италии,Испании,Франции подчинялись кат. церкви

-протестантские университеты в Германии подчинялись светской власти

- иезуитские университеты-ордену иезуитов

Орден иезуитов основан в 1540 г.

Возглавлял – генерал Игнатий Лойола (подчинялся только папе)

«Для достижения цели все средства хороши»

Цель иезуитской педагогики: воспитание юношества из привилегированных сословий в католическом духе. У иезуитов обучался свет кат. дворянства

Большая часть школ были интернатами, чтобы дети полностью попадали под влияние учителей и забыли своих родителей. Главный принцип – слепое подчинение авторитету наставника. Обучение было престижным

Система обр-я:

Начальные школы ( при православных братствах и протестантских соборах)

Иезуитские уч. заведения (школы при кат. орденах, коллегиумы, академия)

- Коллегии и коллегиумы (средняя школа)

- Семинарии (для подготовки учителей)

- Академии (высшая школа для подготовки преподавателей, церковных юристов)

Педагогика иезуитов:

- классно-урочная система

-регулярное повторение материала(суббота)

-ежемесячные конкурсы сочинений

-обязательные поездки и экскурсии

-система поощрений и наказаний

-светское воспитание

-групповое и индивидуальное соперничество

- регулярное выделение лучших и отстающих

Авторитет учителя:

Способы приобретения авторитета (заслужить доверие, заслужить любовь, заставить бояться)

Учителю следовало быть беспристрастным судьей. Должен был дать ребенку понять, что любой его поступок будет известен и наказан.

Особенности обучения:

- В школах иезуитов заботились о здоровье учащихся.школы просторные чистые проветренные и хорошо освещенные

-учеников ограждали от перегрузок. Занятия не более 5 ч. ежедневно. Короткий учебный год (180 дней) и прерывался частыми каникулами и праздниками

-мягкое обращение преподавателей с учениками. Телесные наказания поручались товарищам провинившихся и спец. корректорам

- поощрялись нездоровое соперничество,взаимное доносительство

- иезуиты сочетали реакционные пед. установки и эффективные приемы обучения и воспитания

 

№10 Пед. взгляды и деятельность Коменского

Ян Амос Коменский (1592-1670)

Чешский мыслитель и педагог. Основоположник научной педагогики. Член протестантской общины. Окончил братскую и латинскую школу. Учился в Гейдельбергском университете.Во время учебы ездил по городам Европы. Вернулся на родину и стал учителем и священником.

В Польше руководил братской школой

Выезжал в Англию для участия в Советах

В Венгрии- консультант по школьным вопросам.

В Голландии провел последние годы жизни

Цель воспитания – подготовка к вечной жизни

Составляющих воспитания

- познание себя и окруж. мира (умственное воспитание)

- управление собой (нравственное воспитание)

- стремление к Богу (религиозно воспитание)

Система образования Коменского:

- до 6 лет «Материнская школа» - дошкольное воспит.

6-12 лет Элементарная школа (школа родного языка) –начальное образование

12-18 лет латинская школа(гимназия)- среднее образование

18-24 года академия – высшее образование

Труды:

«Материнская школа» (пособие по дошкольному образованию)

«Открытая дверь языков и всех наук» (учебник латинского)

«Великая дидактика» (теоретический труд по средней школе)

«мир чувственных вещей в картинках» (школьная энциклопедия)

 

№11 Дидактика и классно-урочная система Коменского

Дидактика- первая научная теория в истории педагогики, подчиненная идее всестороннего развития личности.

Коменский был новатором в области дидактики, разработал принципы обучения и правила организации учебной работы.

12Я.А.Коменский выработал оригинальную систему, получившую название классно-урочная. Он стремился к такой организации обучения, при которой было бы предусмотрено четкое распределение всех видов школьной работы по годам, месяцам и дням обучения.

При организации процесса обучения дети одного возраста и приблизительно одного УРОВНЯ знаний под общим руководством учителя должны были одновременно продвигаться вперед к единой для всех образовательной цели. Так возникли классы с постоянным составом учеников, учебный год со строго определенным началом и концом, продолжительностью учебного дня - от 4 уроков в школе родного языка до 6 уроков в день в латинской школе. Требования к огранизации обучения могут быть сведены к следующему: обучение должно начинаться с наблюдения за этими вещами, лишь после этого можно обсуждать увиденное. Рекомендовал использовать в процессе обучения различные вспомогательные средства -картины, макеты.

Изучение учебного материала должно быть последовательным, переходящим от простого к сложному. Метод обучения должен был возбуждать у детей радость от овладения знаниями. Предлагал систематический учебный труд школьников в классе, выполнение ими дом.заданий. Только учитывая все это можно будет реформировать школу, превратив ее в место, где формируется человеческая личность.

Учебный год: каникулы, деление на учебные четверти,одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система, учет знаний учащихся.

Классно-урочная система:

-прием детей в школу 1 раз в год

-дети группируются в отд. классы в соответствии с возрастом и знаниями

- учитель ведет занятия со всем классом

- учебный год разделен на четверти, чередующиеся с каникулами

- продолж-ть учебного дня: 4ч. в начальной, 6ч. в средней

- форма обучения-урок, который проводится по твердому расписанию. каждый урок должен иметь цель и тему.

Принципы обучения:

Наглядность, систематичность, последовательность, посильность, прочность

«золотое правило дидактики»

«все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами»

Роль учебника

- в каждом классе следует составлять спец. учебники для учащихся и включать в них изложенный в системе материал по предмету

- учебники должны быть написаны понятным языком и служить вернейшей картиной

- внешний вид учебников должен быть привлекателен для детей

«Учитель-пример для ученика, его наставник и друг. Во многом отношение ученика к школе, учению целиком определяется учителем. Это должны понимать и родители и поддерживать авторитет учителя в глазах детей»

 

№12 Концепция воспитания Джона Локка

Джон Локк

Английский философ и педагог. Закончил Оксфорд. Более 30 лет преподавал там греческий, риторику и этику.

Обоснование философской концепции сущности и происхождения знаний:

«Опыт о человеческом разуме» - эмпирическая теория познания

«Мысли о воспитании» - программа воспитания джентльмена, делового человека буржуазного общества

Взгляды:

- на становление человека оказывает влияние внешняя среда. Идеи не рождаются вместе с человеком. От рождения до приобретения личного опыта ум ребенка подобен чистому листу.

- воспитание и обстоятельства жизни ребенка считал ведущими факторами его развития

Цель воспитания - воспитание предприимчивого буржуа, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно

Цель жизни - обеспечение счастья индивида, состояния «в здоровом теле здоровый дух»

Программа воспитания джентльмена:

- Физ. здоровье – альфа и омега воспитания, поскольку здоровье необходимо нам для наших дел и благополучия

- формирование устойчивых привычек нравственного поведения: основа- положит. пример и среда. Следует избегать как поощрений так и наказаний. Тк есть опасность рабского послушания или стремление воспитанника к наградам, а не к тому, за что они даются. Возможно применение физ. наказаний, с тем чтобы сломить упрямство ребенка.

- акцент на практические предметы (чтение, письмо, языки, геометрия, география, рисование, с/х, верховая езда)

№13 Руссо. «Эмиль или о воспитании»

Жан Жак Руссо (1712-1778)

Французский просветитель, философ. Теоретик свободного воспитания. Автор «Эмиль или о воспитании». Родился в семье часовщика и не получил должного образования, перепробовал много профессии. В Париже принял участие в работе над энциклопедией. В 1749 на конкурсе Дижонской академии его сочинение «Рассуждение о науках и искусствах» было признано лучшим.

«Эмиль или о воспитании»

После выхода в свет сразу же было запрещено, а Екатерина 2 запретила ее ввоз в Россию из-за жесткой критики существующей сословной системы воспитания, ограниченности и антигуманности в аристократической среде. Содержит проект воспитания нового человека, концепцию «естественного воспитания» (цель воспитания – естественное развитие ребенка, макс. Содействие реализации заложенных в нем способностей засчет создания оптимальных условий)

Идеи Руссо:

- главное естественное право человека- свобода

- наилучшее воспитание - через самостоят. накопление жизненного опыта

- воспитание – естественный активный позитивный процесс, когда ребенок живет в радости и самостоятельно постигает окруж. мир

Возрастная периодизация:

До 2 лет (младенчество) физ. развитие (здоровая пища и сон) и ознакомление ребенка с окруж. миром

2-12 лет (детство) воспитание органов чувств Не следует читать наставлений и заставлять заучивать сказки, поскольку ребенок еще не способен самостоятельно рассуждать. Единственная книга, которая учит самостоятельности – Робинзон крузо.

12-15 лет (отрочество) – умственное и трудовое воспитание. Подросток еще не обладает в должной мере нравственными понятиями и должен изучить связанное с окруж. миром (география астрономия природоведение)

15-22 лет (юность) – нравственное и религиозное воспитание в обществе:

-воспитание добрых чувств, суждений, доброй воли.

До 17-18 юноше не следует говорить о религии

Воспитание девочек Руссо ограничивал эстетическим, религиозным и физ. воспитанием,считая,что никаких серьезных знаний им не нужно.

Значение теории Руссо:

- разработал программу формирования личности, предусматривавшую естественное физ., нравственное, трудовое воспитание

- выдвинул тезис активного обучения, связи воспитания с жизнью и личным опытом ребенка, настаивал на трудовом воспитании

- идеи повлияли на развитие педагогики в 19-20 вв (Песталоцци, Толстой, Монтессори)

№14 Песталоцци



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.99 (0.03 с.)