Сформулировали начальные представления об обучении и воспитании. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сформулировали начальные представления об обучении и воспитании.



№2.

Гос-ва полисы Древней Греции:

-Спатра

-Афины

Данные системы образования оказали огромное влияние на развитие теории и практики образования в Европе

Спарта:                                                       Афины:

-Воспитание война     -Всестороннее развитие личности

-Военно-физ.воспитание                   физ,умственное,нравственное,эстетическое

-авторитарный хар-р воспитания -демократический хар-р воспитания

Воспитание в Спарте:

С 7 лет мальчики-спартиаты помещались в агеллы ( молодежная группировка, цель-общая физ. подготовка)где воспитывались и обучались до 18 лет. Особое внимание обращалось на физическое воспитание подростков. Много внимания уделялось военно-гимнастическим упражнениям. К физическому воспитанию присоединялись музыка,пение и религиозные танцы.

Педоном- должностное лицо,наблюдающее за нравственным поведением,военно-физ. упражнениями спартиатов

Криптии- масссовые убийства рабов
Главной задачей было воспитание презрения, безжалостности к рабам у подрастающих рабовладельцев. Нравственное и политическое воспитание давалось во время специальных бесед государственных руководителей с молодежью. Детей приучали к четкости и краткости ответов («лаконическая речь»).
Юноши 18—20 лет переводились в особую группу эфебов и несли военную службу. Большое внимание было обращено на военное и физ. воспитание девушек.

Афинская система: Афиняне считали идеальным человеком того, кто прекрасен в физ. и нравственном воспитании и стремились к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физ. воспитания.

С 7 лет мальчики начинали ходить в школу, а девочки в этом возрасте продолжали получать домашнее воспитание. С 7 до 12 лет дети обучались в школах грамматиста и кифариста (одновременно либо поочередно). Занятия проводили учителя- дидаскалы. Мальчиков в школу водил раб которого называли педагог. В школе грамматиста обучали читать,писать и считать. В школе кифариста давалось литературное образование и эстетическое воспитание. В 12-16 лет мальчики переходили в уч. Заведение наз. палестрой. Там на протяжении 2-3 лет их обучали борьбе. Богатая часть населения(16-18) далее поступала в гимнасии, где изучала философию,политику и литературу. С 18-20 лет юноши переходили в эфебию,где продолжалось их военное и политическое воспитание.

 

№3 Древний рим

Особенности воспитания:

- большая роль семьи и семейного воспитания. Дети воспитывались в строгости, скромности, учили уважать старших, любить отечество. Простота, умеренность, воздержанность, личный пример – основа. Отец обладал большой властью в семье.

-практический характер воспитания и обучения. Мальчики под наблюдением отца изучали домашние полевые работы, осваивали искусство владения оружием. Девочки воспитывались под руководством матери

- уважительное отношение к религии как основе нравственного воспитания личности

Типы школ:

-Тривиальные (7-12 лет)- грамота, счет, законы Рима

-Гимназии(12-15 лет)- латынь, древнегреч,,матем, Римское право

-Риторские (16-20) – риторика, философия, политика, история, экономика, право

Дети из простых семей получали практическую трудовую подготовку, а детей привилегированных граждан готовили к активной государственной деятельности.

Первым делом было выработка у представителей всех слоев населения такого качества, как преданность родине, государству.

В отличие от греческого воспитание в образовательно-воспитательной системе Рима находится место и для бедного, но свободного населения. Для детей плебеев были доступны начальные школы,где учили читать, писать и считать.В эти школы допускались и девочки.

Богатые римляне предпочитали домашнее начальное обучение своих детей.

В середине II в. до н.э. возникают грамматические школы для детей наиболее состоятельного населения. Сюда поступали мальчики 12-лет, которые получили предварительную домашнюю подготовку, и учились здесь до 16 лет. Это были школы повышенного типа, их прототипом стали афинские гімнасії. В них изучали греческий и латинский языки, теорию словесности, греческую литературу и историю. Наряду с мужскими грамматическими школами возникают и женские, что для истории педагогики было новым.

 Во (II-I вв. до н. э.) возникают риторские школы, которые были высшей степенью школьного римского образования. Они готовили юношей из наиболее богатых семей к будущей государственной деятельности. Здесь за достаточно высокую плату овладевали ораторским искусством, изучали в большом объеме философию, риторику, правоведение, давались некоторые сведения из математики, астрономии, музыки.

в римских школах всех типов из обязательного перечня полностью исключено физическое воспитание и почти отсутствует музыка. В конце Римской империи, когда христианство становится господствующей религией, на должности учителей все больше попадают представители христианского духовенства. Учебно-воспитательная работа приобретает постепенно религиозный характер. Поскольку христианская церковь не поддерживала образовательно-воспитательных идеалов античности, то к концу эпохи древнего мира (IV-V вв.) значительно снизился уровень образованности, который был достигнут в древних Греции и Риме.

Древнеримская теоретическая педагогика представлена прежде всего Квінтіліаном. Марк Фабій Квинтилиан - выдающийся римский педагог и оратор. Создал первую в Риме государственную риторскую школу, где 20 лет обучал ораторскому искусству цвет римской молодежи. Основоположник педагогической литературы, написал первый в истории трактат по педагогике, “Об образовании оратора“ (12 разделов),где впервые дается законченная система педагогических (дидактических) указаний. Конечную цель воспитания Квинтилиан видит в подготовке высокообразованного оратора: каждый свободный человек должен вести активную общественную жизнь, а это возможно только при условии овладения ораторским искусством. По его учению человек от природы наделен определенными дарованиями. Тупых детей нет, речь может идти лишь о лучших или худших дарениях. Поэтому при условии счастливого сочетания природных дарований и воспитания почти каждый может стать оратором. При этом определяющую роль педагог предоставляет воспитанию. Квинтилиан делает ряд ценных указаний и относительно семейного воспитания. Особо подчеркивал, чтобы родители и все лица, которые окружают ребенка, были высоконравственными и разговаривали с ним на чистом классическом без местных диалектов языке, ведь будущему оратору необходимо хорошо разговаривать.

 Квинтилиан впервые в истории педагогики формулирует ряд требований к учителю: учитель должен любить детей, быть для них хорошим примером во всем, разговаривать чистым и грамотным языком, быть образованным. Для работы в школе повышенного типа учитель обязательно должен предварительно работать определенное время в элементарной школе.

№4 (Сократ,Платон,Аристотель,Демокрит,Квинтилиан)

Сократ – древнегреч.  философ, автор сократического метода (учитель подводит ученика к выводам с помощью спец. вопросов). Имел много учеников, но не оставил после себя трудов.

 «Познай себя»

«Я знаю,что лишь ничего не ззнаю»

Платон- великий древнегреч. философ-идеалист, ученик Сократа. Он считал первичным мир идей а мир чувственных вещей считал вторичным, развивал мысль о существовании бестелесных форм вещей которые называл видами или идеями.

Основатель первой в истории академии

Автор труда «Государство»

Аристотель- великий древнегреч. Философ, ученик Платона, учитель А. Македонского.

Разработал все отрасли знания своего времени и подготовил лекторские конспекты по зоологии, анатомии, астрономии.

Основатель первого лицея.

Упорядочил возрастную периодизацию пифагорейцев:

0-7 лет (детство)- физ. воспитание

7-14 лет (отрочество)-физ. и умственное воспитание

14-21 (юность) – нравственное, эстетическое воспитание

Содержание образования по Аристотелю:

- Подготовительный блок (чтение,письмо,арифметика,гимнастика,рисование,музыка)

- Основной блок (история астрономия матем философия знания о мире природе и обществе)

- Знания для руководства в жизни и гос-ве (этика,политика)

- Знания для творчества (риторика, поэтика)

Демокрит – философ-материалист.Много внимания уделяет в своих трудах вопросам воспитания, обращается к законам природы, к подлинному знанию, которое разрушает суеверие и страх. Он отвергает веру в богов, считая, что «воля богов» — это только выдумка, воображение людей.
Одним из первых Демокрит выдвинул вопрос о природосообразности воспитания. «Природа и воспитание подобны», — писал он. Демокрит указывал, что «учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда», подчеркивал огромную роль труда в воспитании и требовал «постоянного труда, который от привычки к нему делается легче». Он предостерегал от дурного примера и считал очень важным упражнения в нравственных поступках.
Демокрит будил критическое отношение к рабовладельческим устоям, звал к настоящему познанию природы, к соединению воспитания с трудом.

определенное время в элементарной школе.

Марк Фабій Квинтилиан - выдающийся римский педагог и оратор. Создал первую в Риме государственную риторскую школу, где 20 лет обучал ораторскому искусству цвет римской молодежи. Основоположник педагогической литературы, написал первый в истории трактат по педагогике, “Об образовании оратора“ (12 разделов),где впервые дается законченная система педагогических (дидактических) указаний. Конечную цель воспитания Квинтилиан видит в подготовке высокообразованного оратора: каждый свободный человек должен вести активную общественную жизнь, а это возможно только при условии овладения ораторским искусством. По его учению человек от природы наделен определенными дарованиями. Тупых детей нет, речь может идти лишь о лучших или худших дарениях. Поэтому при условии счастливого сочетания природных дарований и воспитания почти каждый может стать оратором. При этом определяющую роль педагог предоставляет воспитанию. Квинтилиан делает ряд ценных указаний и относительно семейного воспитания. Особо подчеркивал, чтобы родители и все лица, которые окружают ребенка, были высоконравственными и разговаривали с ним на чистом классическом без местных диалектов языке, ведь будущему оратору необходимо хорошо разговаривать.

 Квинтилиан впервые в истории педагогики формулирует ряд требований к учителю: учитель должен любить детей, быть для них хорошим примером во всем, разговаривать чистым и грамотным языком, быть образованным. Для работы в школе повышенного типа учитель обязательно должен предварительно работать определенное время в элементарной школе.

 

№5 Византия

Византия (5 в.до н.э. – 15в.)- Гос-во, занимавшее территорию Балканского полуо-ва, Малой Азии.

Школа и образование унаследованы от греко-римской культуры. За 1000 лет своего развития Византия впитала культурные ценности Западной и восточной цивилизации

Особенности обр-я:

-высокий соц. Статус образования и образованности

- наличие общего образования - условие получения гос. должности

- нет соц. ограничений на образование – все, кто хотел учиться, учился

- высокая культура дом. образования

- платное обучение за исключением монастырских школ

Идеал воспитания:

Классическое образование

Христианско-православное мировоззрение

Литературная образованность

Школы грамоты- нач. образов-е (5-7лет)(грамота, счет, церковное пение)

Грамматические школы - среднее образ-е.(формирование общей культуры, красноречия, развитие мышления)

Обучение на греческом яз.

Высшее обр-е:

-высшая школа «Аудиториум»( Костантинополь)- Подгот. Образованного госуд, церковного деятеля

- высшие школы (философские, мед, юридич)

-кружки-салоны- объединения эрудитов вокруг мецената-философа

-монастыри – высшее богословское обр-е

Иоанн Дамаскин- средневековый схоласт,азал большое влияние на западноевропейское богословие. Высоко оценивал роль образования и книжного обучения. Труд «Источник знаний»( рассмотрены особенности памяти, даны рекомендации по работе с книгой и организации диспутов)

Патриарх Фотий- организатор школьного дела, учитель Кирилла и Мефодия. Создал в константинополе школу для элиты, разработал для них содержание образования.Труд Тысячекнижие» содержит 300 пересказов произведений античных авторов.

Михаил Пселл- гос.деятель, философ, учитель дворцовой школы, автор учебников. Идеальный византиец по Пселлу «телесно прекрасен, светски образован, умеет восхищаться красотой мира, обладает христианской твердостью и душевным благородством»

№6 Воспитание и образование в Зап. Европе. Средневековый университет

Средние века -огромный пласт, охват. 12 столетий

Раннее – 5-9 вв

Развитое- 11-12 вв

Позднее – 14-16 вв

Сословия:

-дворянство

-духовенство

-крестьянство(горожане )

Человек принадлежал к опр. сословию, от рождения считался благородным/подлым (несущим опр. повинности).для перехода в др. сословие нужны были заслуги(затруднено).

Разделение обязанностей:

Феодалы гарантировали защиту населения, обеспечивали порядок(сражались)

Духовенство заботилось о духовном состоянии общества (молились)

Крестьяне обеспечивали всех необходимыми сред-ми существования (работали)

Феод. лестница:

Высший уровень: монарх-император, король, царь

Первый (высшая знать): герцог, граф, лорд, высшая церковная иерархия

Второй: маркиз, барон, средняя церковная иерархия

Третий: рыцарь,шевалье, дворяне

Типы церковных школ:

-Монастырские (внешние для знати, внутр. для духовенства)

Приходские (нижняя ступень образования)

Соборные (семь свободных искусств)

Нач.уровень (грамматика диалектика риторика)

Высший уровень ( арифмет. геометрия астрономия музыка)

Обучение:

Читать по-латыни буквослагательным методом(механическое запоминание)-крайне трудно

Материал для чтения-религиозные книги(рукописные)(разный почерк затруднял чтение)

Сложная техника письма

Содержание обучения: (религиозно-мистич. хар-р)

Грамматика( грам.формы латинского яз. и разбор духовных книг)

Риторика (церковные законы,составление деловых бумаг церковного хар-ра

Диалектика (спор на религ. темы и защита религ. догматов)

Арифметика (4 арифм. действия, мистическое значение чисел)

Астрономия ( расчеты для установления даты пасхи и предсказаний по звездам)

Музыка (связано с церковным богослужением)

Рыцарское воспитание

Цель: воспитание старшего сына феодала-рыцаря

Воспитание дворянина (основы любви, войны и религии)

7-14 лет в замке сюзерена в рамках пажа

С 14 лет- оруженосец

С 21 года – рыцарь

7 рыцарских добродетелей (содержание обр-я)

Верховая езда, плавание, фехтование, владение копьем щитом и мечом, охота, шахматы, умение слагать и петь стихи

Женское воспитание

Отсутствие школ для девочек, получали домашнее воспитание. Девочки из знатных семей воспитывались в семье под надзором матерей или у спец. воспитательниц. Нередко обучали чтению и письму монахи. Девочек из бедных семей приучали вести хоз-во, обучали рукоделию и религ. наставлениям

Широко прим. практика воспитания девочек из знатных семей в женских монастырях, где их воспитывали в духе религиозности, обучали латыни, знакомили с Библией и приучали к благородным манерам.

Нередко грамотность женщин была шире, чем среди рыцарей

Семья-монастырь (возвращение в семью или уход в монахини)

Обучение горожан

Цеховые школы ( для детей ремесленников) ученик-подмастерье-мастер

Гильдейские школы (для детей купцов ) создавались городским населением (счет чтение письмо на родном яз.)

Религия не занимала в них господств. Положения

Школы нарушали монополию церкви в области обучения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.7 (0.047 с.)