Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическое сотрудничество кнр С крупными европейскими странами на современном этапе (Великобритания, германия, Франция)

Поиск

 

Отношения КНР с наиболее крупными государствами-членами ЕС представляется целесообразным рассмотреть в плане общего и особенного: общих позиций и тенденций в рамках ЕС и особенностей в отношениях с отдельными государствами. В качестве примера сконцентрируемся на трех крупнейших государствах Европы - Германия, Франция, Великобритания, которые имеют длительную историю взаимоотношений с Китаем, в настоящее время являются одними из основных партнеров Пекина. Кроме того, эти государства являются самыми авторитетными в ЕС, их позиция оказывает влияние на политику менее «статусных» стран-членов.

Сотрудничество Китая с Германией, Францией, Великобританией и другими крупными государствами Европы проходит в рамках стратегии общей внешней политики и политики безопасности ЕС. Крупные страны Европы, несмотря на право вести самостоятельную внешнюю политику, должны руководствоваться не только своими интересами, но и общими принципами, установленными ЕС. Вследствие этого между странами-членами ЕС происходят разногласия, в том числе, в отношении политики КНР. Главным камнем преткновения, на данный момент, является эмбарго на поставку вооружений ЕС в Китай. Франция и Германия требуют отмены этой санкции, что принесет странам солидную экономическую выгоду, но, так как большинство стран-членов ЕС выступили против инициативы Германии и Франции, последние вынуждены считаться с этим, и не могут в одностороннем порядке отменить эмбарго. Еще одним показательным примером в истории двусторонних отношений, который свидетельствует о том, что в рамках ЕС существовали разногласия в отношении китайской стратегии, являются события 1989 г. на Тяньаньмэнь. Тогда все европейские государства осудили действия китайского правительства, однако Великобритания выступила против введения экономических санкций, потому это могло оказать негативное влияние на Гонконг, так как на момент 1989 г. проблема возвращения Гонконга еще не была решена. Поскольку большинство европейских стран выступили за введение экономических и торговых ограничений, Великобритании пришлось, в ущерб своим интересам, считаться с позицией большинства европейских государств.

Китай также столкнулся со специфической ситуацией, когда должен сотрудничать, развивать всесторонние отношения не только со странами в отдельности, но и с объединением этих же государств. Следовательно, правительство КНР в отношении ЕС придерживается следующей стратегии: развитие всесторонних партнерских отношений с ЕС на основе принципа равенства и взаимоуважения, с одновременным развитием отношений с каждым европейским государством в отдельности.

Такой специфический подход отнюдь не мешает развитию отношений Китая с Европейскими государствами в отдельности, а напротив укрепляет их. Помимо широкого сотрудничества с ЕС, по тем же принципам осуществляется сотрудничество с каждой страной в отдельности. Таким образом, Китай и европейские страны получают возможность разрешать различные двусторонние проблемы и споры более интенсивно и продуктивно.

Отношения КНР и ФРГ, с момента подписания соглашения об установлении политического диалога между ЕС и КНР (1994 г.), развиваются очень стремительно, и, несмотря на ряд противоречий (в первую очередь это пристальное внимание Германии к проблеме прав человека в Китае), ведется всестороннее сотрудничество во всех областях, постоянно проводятся двусторонние встречи на высшем уровне. Во время визита премьер-министра КНР Вэнь Цзябао для встречи с канцлером ФРГ Г. Шредером, которая проходила с 6 по 8 декабря 2004 г., Вэнь Цзябао заявил: «Отношения Германии и Китая достигли очень тесных отношений стратегического партнерства. Китайская сторона приветствует желание немецкого правительства развивать отношения с Китаем, выражает удовлетворение о том, что германская сторона придерживается принципа «единого Китая» и выступает против «Тайваньской независимости». А также обещает со всевозможным усердием развивать всесторонние отношения стратегического партнерства». На каждой встрече упоминается проблема Тайваня. Власти ФРГ заверяют Пекин в том, что «Правительство ФРГ продолжает поддерживать принцип «Единого Китая», и заверяет китайскую сторону в том, что ни в коем случае не будет осуществлена продажа вооружений Китайской Республики. Также немецкая сторона стремится к отмене эмбарго на поставки в Китай европейского вооружения». Однако в отношении решения проблемы Тайваня, представители Германии всегда подчеркивают, что присоединение КР к КНР должно происходить путем «взаимных уступок и мирными методами, учитывая чаяния многомиллионного населения Тайваня, только в этом случае германская сторона будет поддерживать Китай». Такой же позиции в тайваньском вопросе придерживается ЕС. Очень важным является тот момент, что, в отличие от Англии, у Германии нет противоречий с КНР по поводу отмены эмбарго, которой так долго добивается Пекин. Во время двусторонних встреч лидеры ФРГ и КНР обмениваются мнениями и по международным вопросам. В частности, обсуждаются поиски решения конфликтов на Ближнем Востоке, методы борьбы с международным терроризмом, защита окружающей среды. Во время каждой встречи сторонами подписываются многочисленные соглашения и контракты о сотрудничестве в различных сферах. Большая часть из них касается сферы торговли и экономики.

Основной политической проблемой в отношениях Германии и Китая является проблема Синцзян-Уйгурского АР. Германскими правозащитными организациями и наблюдателями постоянно отмечается нарушение прав человека в этом регионе и политика притеснения коренного населения. Однако китайская сторона говорит лишь о том, что в Германии и КНР существует различный политический строй и, как следствие этого, возникают неизбежные «недопонимания». И эти противоречия не оказывают, по мнению китайских исследователей и политиков, негативное влияние на развитие двусторонних официальных отношений.

Немецкой и китайской сторонами организовываются встречи не только на высшем, но и на местном уровнях для решения более специальных вопросов. Так, ежегодно проводятся встречи министров финансов, науки, просвещения, культуры, здравоохранения, экономики ФРГ и КНР.

Отношения Великобритании и КНР имеют специфический характер, так как до 1997 г. Англии принадлежал Гонконг, в качестве ее колонии. До 1997 г. между Пекином и Лондоном проводились различные консультации о передаче Гонконга под юрисдикцию КНР, которые успешно завершились. Китайским исследователям свойственно делить современные двусторонние отношения на два периода: до 1997 и после 1997 г. В 1998 г. Англия и Китай объявили об установлении всесторонних партнерских отношений. В мае 2004 г. два государства выступили с совместным заявлением, в котором было провозглашено установление отношений стратегического партнерства и был создан механизм ежегодных встреч глав правительств Англии и КНР. На этих встречах сторонами обсуждаются торговое, экономическое, техническое, культурное сотрудничество, сотрудничество в области финансов, инвестиций, энергетики, защиты окружающей среды. Во время встреч между сторонами подписываются всевозможные соглашения о политическом, экономическом и др. сотрудничестве.

Механизм взаимодействия Англии и КНР происходит по той же схеме, что и с Германией. Помимо встреч глав правительств, проводятся многочисленные совещания представителей различных министерств, на которых обсуждаются проблемы экономического, стратегического сотрудничества. Однако важной проблемой на пути развития двусторонних отношений является жесткая позиция Англии в отношении отмены эмбарго на поставки вооружений ЕС в Китай. Англия категорически против отмены этой санкции, заявляя, что причины, по которым Европейские государства ввели эмбарго, по-прежнему существуют в Китае. Более того, несмотря на экономические выгоды, которые принесла бы Англии отмена эмбарго, страна не собирается терять такого важного стратегического партнера как США, который для Англии более значим, чем Китай. Такая непоколебимая позиция в этом вопросе, как и в вопросе прав человека, затрудняет переговоры с КНР и не позволяет Европарламенту принять резолюцию об отмене эмбарго. Помимо этого, Лондон пристально следит за тем, чтобы в Гонконге соблюдались права человека, не было ни общественного, ни экономического насилия и давления на население Гонконга. В Гонконге постоянно находятся английские наблюдатели, что часто вызывает протест Пекина, который квалифицирует это как вмешательство во внутренние дела государства.

Несмотря на то, что проблема Гонконга решена, Лондон стремится сохранить там свое влияние - как экономическое, так и политическое. В тоже время правительство материкового Китая также стремится укрепить там свои позиции. Гонконг стал ареной «идеологической» борьбы между Пекином и Лондоном. Эта борьба имеет свои результаты. Ежегодно 1 октября (Национальный праздник - день образования КНР) в Гонконге проходят демонстрации против пекинского правительства, которые разгоняются службами охраны правопорядка, и активистов отправляют в тюрьму. Лондон требует от Пекина их освобождения и борется за то, чтобы жители Гонконга могли свободно выражать свои мысли.

Таким образом, несмотря на оптимистический взгляд двух сторон на развитие отношений, существует целый ряд проблем, которые еще предстоит разрешить Лондону и Пекину.

В первой половине 1990-х гг. отношения Франции и КНР переживали не лучший период. Франция продавала вооружение Тайваню, в то время как в отношении материкового Китая действовало эмбарго на поставки вооружений, что вызывало протесты со стороны Пекина. Однако в 1994 г, когда между ЕС и КНР было подписано соглашение об установлении политического диалога, двусторонние политические отношения начали развиваться очень быстро. В 2004 г. с большим размахом отмечалось 40 лет со дня установления французско-китайских дипломатических отношений. Ежегодно проводятся встречи на высшем уровне между главами государств, правительств, министерств, на которых обсуждаются вопросы двустороннего сотрудничества. На каждой встрече французская сторона подтверждает свое следование принципу Единого Китая и выступает против независимости Тайваня. Однако ей постоянно подчеркивается: решение этого конфликта должно осуществляться только по схеме «одно государство-два строя» и мирными методами.

В отношении эмбарго, между сторонами также не существует разногласий. Франция, как и Германия, выступает за скорейшую отмену эмбарго, называя эту санкцию «пережитком прошлого», и видит реальные выгоды, которые принесет ей отмена эмбарго. Потому Франция является одним из инициаторов принятия резолюции ЕС по этому вопросу. Для Парижа ключевым моментом в отмене эмбарго является экономический, а отнюдь не политический фактор. Так, продавая вооружение КР в начале 1990-х гг., Франция преследовала экономические интересы, отодвигая политический аспект на второй план. Однако в одностороннем порядке Франция не имеет права отменить санкцию и начать торговлю с КНР. Париж должен получить согласие большинства Европейских стран. Тем не менее, как уже было сказано, в этом вопросе между Пекином и Парижем разногласий не существует. Франция отмечает нестабильность, которая существует в Китае в отношении прав человека, однако не увязывает эту проблему с эмбарго.

Отношения Китая и Франции также развиваются всесторонне. Ведется всестороннее культурное, техническое, торговое, экономическое сотрудничество, заключаются соглашения в этих сферах (1996 г. - Соглашение о морских перевозках, 1997 г. - Соглашение о защите окружающей среды, Соглашение о сотрудничестве в санитарии, Соглашение о сотрудничестве в области образования, Соглашение о культурных обменах).

Таким образом, между крупными странами Европы и Китаем существует ряд противоречий и проблем, которые требуют незамедлительного решения для развития сотрудничества (проблема эмбарго, Тайваня и прав человека). Следует отметить, что те же проблемы обсуждаются и в рамках диалога ЕС - Китай. Следовательно, во время двусторонних встреч Европейские государства отмечают существующие проблемы и стремятся решать их не только в рамках ЕС, но и через двусторонние переговоры и сотрудничество. Каждое в отдельности европейское государство, являясь членом ЕС, обязано соблюдать правила «корпоративности» - и действовать по принципам, установленным ЕС. В то же время это ограничивает самостоятельность отдельных европейских государств в их политике по отношению к Китаю.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.68.29 (0.007 с.)