Механизм политического диалога. Саммиты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм политического диалога. Саммиты



 

В 1994 г. между ЕС и КНР было заключено соглашение об установлении политического диалога. Диалог между европейскими странами и КНР начался в 1996 г. в рамках форума «Азия - Европа» (АСЕМ - Asia-Europe Meeting), однако и ЕС и КНР понимали необходимость создания двустороннего политического диалога, чтобы решать проблемы двусторонних отношений, чему не удавалось уделить достаточного внимания во время форума, на котором обсуждались более широкий круг проблем. Тем более что АСЕМ проводился только раз в два года, и, безусловно, этого было не достаточно для плодотворного сотрудничества.

Обратимся к описанию двустороннего механизма. Политический диалог между странами-членами ЕС и КНР строится по следующей схеме. Ежегодно, начиная с 1998 г., проводится Саммит ЕС-Китай, один-два раза в год проводятся министерские встречи Тройки с министрами КНР. Один раз в период председательства той или иной европейской страны в ЕС в столице страны-председателя проводится встреча главы председательствующей страны с китайским послом. Также во время председательства той или иной страны в ЕС единожды проводится встреча Министра иностранных дел КНР и глав миссии ЕС в Пекине, встречи политических и региональных представителей. Помимо этого проводятся регулярные экспертные встречи по вопросам: политики Азиатских государств, контроля над экспортом вооружений, консультации на высшем уровне по вопросам нелегальной миграции, один раз в президентство европейской страны проводится Диалог о правах человека.

Однако основные встречи проходят во время ежегодных саммитов, когда заключаются различные договоры, стороны выступают с совместными заявлениями и обсуждают различные проблемы. Их можно разделить на долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочные: проблемы прав человека в Китае, эмбарго на поставки европейского вооружения в Китай, проблема Тайваня, вопрос о нелегальной иммиграции китайских граждан в страны ЕС, международные проблемы (терроризм, торговля людьми, Корейский полуостров, ситуация на Ближнем Востоке, конфликт Индии и Пакистана, ситуация вокруг Ирака и Афганистана, проблема глобализации, защита окружающей среды, разоружение, контроли вооружения, проблема голода и бедности). Из года в год во время саммитов на повестку дня ставятся одни и те же вопросы, что говорит о нерешенности как двусторонних, так и международных проблем.

К краткосрочным можно отнести такие проблемы как: развитие транспортных коммуникаций, в том числе морских, телекоммуникаций, туризма, реализация совместных проектов и образовательных программ, стимулирование культурного обмена, таможенное, научно-техническое сотрудничество и т. д. По ним на саммитах заключаются различные соглашения.

Первый саммит ЕС-Китай состоялся в Лондоне, в апреле 1998 г., второй и третий проводились в Пекине - в декабре 1999 г. и в октябре 2000 г. Четвертый саммит проводился 5 сентября 2001г. в Брюсселе. Пятый - в Копенгагене, 22 сентября 2002 г., шестой снова был в Пекине, 28 октября 2003г, седьмой - в Гааге, 8 декабря 2004 г., и последний, восьмой, состоялся в Пекине 5 сентября 2005 г.

Со стороны ЕС на ежегодных саммитах присутствуют - президент Еврокомиссии, премьер-министр, являющийся одновременно президентом Европейского Совета, министр иностранных дел страны-председателя в ЕС на момент проведения саммита, Высокий представитель ЕС по ведению международной политики и политики безопасности. Со стороны КНР в работе саммита принимают участие премьер-министр КНР в сопровождении делегации министров различных ведомств, в частности, главы МИД, министерства финансов и торговли, министерства по экономическому сотрудничеству.

На саммитах обсуждаются проблемы двустороннего сотрудничества. Рассмотрим их более подробно. Особое место отводится ситуации вокруг соблюдения прав человека в Китае. Комиссар ЕС по Международным отношениям К. Паттен в своем выступлении на пятом саммите подчеркнул: «Граждане Китая составляют 1/5 часть населения планеты, и успех Китая нужен всем нам. Следовательно, для ЕС необходимо прийти с Китаем к общему мнению в вопросах прав человека и нелегальной иммиграции». Во время каждого саммита ЕС подчеркивает необходимость увеличивать диалог в этой сфере, одновременно отмечается и прогресс, которого достиг в плане соблюдения прав человека материковый Китай. В рамках ежегодного саммита ЕС-Китай, проводятся постоянные консультации по данному вопросу. Диалог в области прав человека был установлен раньше, чем двусторонний политический диалог в рамках саммита ЕС-Китай. Первые консультации по этому вопросу проводились уже с 1997 г.

Другая проблема, постоянно обсуждаемая на каждом саммите (следовательно, пока нерешенная), - проблема нелегальной иммиграции китайского населения в страны ЕС. Несмотря на то, что китайские власти не констатируют большое количество нелегальных китайских иммигрантов в странах-членах ЕС, количество нелегальных выходцев из материкового Китая постоянно растет, что не может не беспокоить власти ЕС. В ходе переговоров были достигнуты соглашения о сотрудничестве в следующих направлениях:

1. Упрощение процедуры депортации китайских нелегалов из стран ЕС в КНР.

2. Сотрудничество в борьбе против подделки документов и нелегального использования подлинных документов.

.   Интенсивный обмен информации о способах борьбы сторон с нелегалами.

На четвертом саммите сторонами был отмечен прогресс, который со времени проведения первого саммита произошел в области сотрудничества по борьбе против нелегальной иммиграции.

Более тесное сотрудничество приводит к различного рода секторальным переговорам. Результатом диалога в этих областях является подписание соглашений в области транспорта, окружающей среды, науки и технологии, культурного обмена, образования, таможни, телекоммуникации, энергетики, космических программ.

Значительное место в обсуждении отводится международным проблемам. При этом очень важно, что ЕС и Китай обсуждают не только двусторонние отношения, но и сотрудничают в поиске решений региональных и международных проблем. Их диалог ведется и в рамках ООН - в контакте с другими странами-членами ООН, в рамках форума АСЕМ, а также в двустороннем порядке, без участия третьих стран. В частности, говорится о необходимости осуществления сотрудничества в содействии разрешения ситуации на Корейском полуострове мирным путем, способствованию мира на Ближнем и Среднем Востоке, принятия активных мер для установления диалога между Индией и Пакистаном, способствовании процессу демократизации в Афганистане. Страны-члены ЕС и КНР позиционируют себя в этих вопросах исключительно как мирные государства, и выступают за предотвращение агрессии в этих регионах. Эти проблемы обозначаются в каждом совместном заявлении и коммюнике, принятом по окончании саммитов.

Так, во время пятого саммита, в совместном заявлении было отмечено: «Обе стороны понимают, что в борьбе против терроризма необходимы координация и сотрудничество на высшем уровне…. Лидеры согласны, что после событий 11 сентября мировому сообществу важно более чем когда-либо доказать свою способность в борьбе против терроризма, для чего необходимо укреплять сотрудничество на равноправной основе, с целью мирного решения всех вызовов, с которыми мы столкнулись». С проблемой терроризма страны ЕС и КНР не могут не считаться, и при каждой встрече сторонами обсуждаются способы борьбы с этой интернациональной угрозой. При этом Китай, в отличие от Европейских государств, не сталкивался с проблемой международного терроризма вплотную. Представители властей КНР, равно как и китайские эксперты, осторожно говорят о проблеме международного терроризма: «Несмотря на то, что угроза террористических актов в каждой стране различна, большинство стран придерживаются одной точки зрения: терроризм - это угроза человечеству, и только объединив все усилия, можно бороться с ним». Тем не менее, борьба против угрозы и вызова международному миру осуществляется в интересах КНР. Пекин считает, что мир недостаточно сплочен перед угрозой терроризма, необходимо более тесное сотрудничество в этой области как на уровне ООН, Шанхайской пятерки, АСЕМ, АСЕАН, так и на локальных уровнях. Показательным является то, что Пекин уделяет особое внимание террористическим актам, произошедшим в России, называя их «одними из самых жестоких в истории человечества и требующих борьбы мирового сообщества с ними». Но, в отличие от Западных стран, Китай не принимает активного участия в различных антитеррористических операциях. Таким образом, можно сделать предположение о том, что правительство КНР не собирается идти на «открытую» конфронтацию с международными террористическими организациями, но осознает необходимость борьбы с ними.

Очень важное место на саммитах уделяется обсуждениям проблем окружающей среды. Лидеры государств подчеркивают огромное значение программ ООН по изучению климатических изменений, Киотского протокола.

Тайваньский вопрос на саммитах - также один из основных. Ежегодно ЕС подтверждает соблюдение принципа единого Китая. В свою очередь, китайское правительство гарантирует допустимость только мирного решения этого вопроса в рамках тезиса «Одно государство - две системы».

Во время 6-го ежегодного саммита сторонами были заключены новые соглашения: Меморандум взаимопонимания между Национальной Администрацией Туризма КНР и ЕС по вопросам виз для туристических групп из КНР (Memorandum of understanding between the National Tourism Administration of the PRC and the European Community on visa and related issues concerning tourist groups from the PRC), который облегчал процедуру выдачи Шенгенских виз для туристических групп из Китая. При этом особое место в документе отводится нелегальным иммигрантам. В частности говорится о необходимости разработки совместных действий для борьбы против «невозвращенцев» туристических групп. В случае задержки туристов в Европейских странах после окончания срока визы, туристические агентства обязаны предпринять всевозможные меры для поиска этих людей и возврата их в Китай.

На саммите также было подписано соглашение об участии Китая в Спутниковой навигационной программе «Галилей» Европейского Союза.

Следует отметить, что сотрудничество КНР с Европейскими государствами не ограничивается только общим саммитом ЕС с Китаем. Помимо него ежегодно проводятся Саммиты Китай - Франция, Китай - Великобритания на уровне глав правительств. С Англией установлен механизм сотрудничества по борьбе с терроризмом. С Германией идет диалог на уровне премьер-министров, который получил название «Форум Китайско-германского диалога». Также МИД КНР совместно с Министерствами иностранных дел Великобритании, Германии, Франции, Италии и другими десятью государствами-членами ЕС проводит разноуровневые политические консультации по вопросам двусторонних отношений, дипломатической политики, разоружения, антитеррористического сотрудничества, прав человека, сотрудничества в ООН, что, по мнению китайских политиков, приводит к еще большему взаимоуважению и доверию.

Помимо двусторонних саммитов сотрудничество ЕС и КНР происходит в рамках саммита АСЕМ: Форум «Азия-Европа». Причем, как уже отмечалось выше, сотрудничество в рамках этого форума началось раньше, чем двусторонний диалог.

Форум «Азия - Европа», проводится раз в 2 года. Он является еще одной формой диалога между Европейским Союзом и Китайской Народной Республикой. В рамках названной встречи проходят саммит стран Азии и Европы, совещания министров иностранных дел, экономики, финансов, культуры науки и техники. Встреча «Азия - Европа» нацелена на установление партнерских отношений нового типа между азиатским и европейским континентами, создание благоприятных условий для социально-экономического развития Азии и Европы и содействие поддержанию мира и стабильности на всей планете. Форум АСЕМ оказывает весомое влияние на международную обстановку в мире, так как Европа и Азия являются влиятельными регионами в мире. Это жизнеспособный форум, реагирующий на любые происходящие в мире изменения. На нем обсуждаются вопросы всестороннего сотрудничества Европейских и Азиатских стран. Несмотря на то, что форум проводится раз в два года (что, безусловно, недостаточно для проведения глубоких консультаций), сотрудничество в его рамках протекает достаточно продуктивно (постоянные встречи в рамках форума).

И что очень важно, это первый прямой диалог стран-участников со стороны Европейского Союза и стран Азии, без посредничества Америки или России. Однако страны-члены АСЕМ проводят консультации с Российской Федерацией. Каждые два года проходят совместные встречи АСЕМ и России, на которых обсуждаются общие региональные и международные проблемы. Например, во время третьей встречи АСЕМ и России, которая состоялась в 2000 г., страны-члены форума «Азия-Европа» выступили с инициативой расширения АСЕМ и с предложением России вступить в эту организацию.

После подписания Маастрихтского договора в 1992 г. Европейским Союзом была разработана стратегия в отношении Азии, основные направления которой можно обозначить следующим образом:

· необходимость развития различных программ (образовательные, инвестиционные, торговые программы) совместно с азиатскими странами;

·   углубление торговой интеграции АСЕАН и ЕС;

·   активизация сотрудничества в антитеррористической борьбе.

ЕС ставит перед собой цель углублять сотрудничество со странами азиатского региона, развивать отношения не только с Китаем, но и со всеми странами Азии. Следовательно, в интересах ЕС, как объединения отдельных стран с элементами конфедерации, создать одновременный диалог с большинством стран Азии, для ведения более конструктивного сотрудничества. Азиатские государства также были заинтересованы в создании форума, что позволит им укрепить сотрудничество с ЕС.

В октябре 1994 г. премьер-министр Сингапура Го Чок Тонг и президент Франции Франсуа Миттеран выдвинули инициативу по проведению встречи «Азия - Европа».

Китай воспринял идею создания форума с воодушевлением, так как на момент проведения первого саммита АСЕМ (1-2 марта 1996 г., Бангкок) между ЕС и КНР еще не было разработано четкого механизма политического диалога. Начать политическое взаимодействие с ЕС в рамках данного форума представлялось Пекину выходом из сложившегося положения, когда политический диалог с европейскими странами не был восстановлен в полной мере. А на основе форума, КНР планировала впоследствии установить систему проведения двусторонних саммитов, что и произошло в 1998 г.

Первая встреча состоялась 1-2 марта 1996 г. в столице Таиланда Бангкоке, второй саммит форума «Азия-Европа» проводился в Лондоне 3-4 апреля 1998 г, третий саммит проходил в Сеуле 20-21 октября 2000 г, четвертый - в Копенгагене с 22 по 24 сентября 2002 г., пятый форум «Азия-Европа» проводился в Ханое с 7 по 9 октября 2004, и, наконец, шестой форум планируется провести в Финляндии с 14 по 15 сентября 2006 г.

Диалог между Азией и Европой рамках данного форума происходит на равных, что, по мнению многих китайских исследователей, не является выгодным для США, которые стремятся доминировать на современной международной политической арене. Более того, китайские исследователи (Сун Цян, Циао Ли), говорят о том, что после окончания Второй мировой войны закончился век Европы, а после окончания Холодной войны начался век Азии. В этой ситуации Вашингтон не заинтересован в прямом сотрудничестве Старого света с азиатскими государствами.

В основу всех саммитов был положен лозунг «Партнерство Азии и Европы для процветания и стабильности в новом тысячелетии». На форумах обсуждаются такие вопросы как, расширение культурных обменов между странами, преодоление последствий финансового кризиса, в котором находилась Азия.

В состав участников форума «Азия - Европа» на момент создания форума и проведения первых саммитов входили 10 стран Азии, в том числе Япония, Китай и Южная Корея, а также страны АСЕАН (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Таиланд, Сингапур, Филиппины) и 15 стран Европы (Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция). Во время третьего саммита были установлены критерии, по которым можно принимать новых членов в АСЕМ. Так, при расширении ЕС новые члены Европейского Союза автоматически становятся участниками АСЕМ (таким образом, в настоящее время в форуме участвуют 25 европейских государств). Кандидатуры других участников будут рассматриваться индивидуально, из такого расчета, какой вклад «новички» смогут внести в работу форума.

Азиатские страны-члены АСЕМ, исходя из превалирования в настоящий момент европейских государств (25 европейских и 13 азиатских стран), считают целесообразным отдавать приоритет при приеме новым членам из Азии. На рабочем совещании в Бангкоке в марте 2003 г. группа азиатских стран выдвинула следующие критерии приема новых членов:

1. Географическое положение.

2. Политические и экономические связи со странами АСЕМ.

.   Потенциальный вклад в процесс развития АСЕМ. Кроме того, азиатские страны- члены АСЕМ высказались за двухступенчатую процедуру приема новых членов: кандидатура страны сначала должна быть одобрена странами своего региона (Европы или Азии), а затем принята консенсусом всеми членами АСЕМ.

Во время первого саммита сторонами были приняты документы, устанавливающие основные принципы и цели форума. В первую очередь это «Декларация о всеобщем видении Азии и Европы», «Создание политического диалога». Согласно документам, принципы и цели таковы: вследствие долгосрочного диалога развивать совместное сотрудничество, создать условия для экономического и общественного развития, а также способствовать миру. Назначение форума было определено как стимулирование диалога, сотрудничества и понимания между европейскими и азиатскими народами. Также в документах устанавливалось, что страны Европы и Азии только с помощью конструктивного диалога должны решать взаимные противоречия и претензии. Диалог должен строиться на взаимном уважении и равенстве всех стран-участниц форума. На встрече была оценена важность уже существующего политического диалога и высказана необходимость продолжения и расширения диалога между странами Европы и Азии, что, подчеркнем, являлось особенно важным в контексте взаимоотношений ЕС-КНР, политический диалог которых пока самостоятельно не развивался. В документе говорится о незыблемости принципов, внесенных в Декларацию ООН, Всеобщую Декларацию по правам человека, декларацию, заключенную в Рио-де-Жанейро в 1992 г. об окружающей среде и развитии, Венскую декларацию 1993 г. об участии в международных конференциях по правам человека. В принятом документе говорится о принятии сторонами таких принципов мирной политики как контроль за вооружением, запрет на использование оружия массового поражения, и сокращение производства ядерного оружия.

В документе об «Укрепление экономического сотрудничества» указывалось на огромный экономический потенциал, особенно в сотрудничестве в области товаров, финансирования, инфраструктуры. Европа является обширным рынком товаров, инвестиций, капитала и сферы обслуживания. Азия - один из крупнейших поставщиков сырья и товаров различного потребления. Участники форума обязывались сделать все возможное для укрепления экономического и торгового сотрудничества между двумя регионами. Особенно это касалось стран-членов ЕС и КНР, чьи экономические контакты в последнее десятилетие возрастают. Как и в ряде других принятых документов, в нем подчеркивалось, что партнерство должно осуществляться только на равных взаимовыгодных условиях. Эта типичная формулировка при составлении многосторонних документов также дает нам понять, что азиатские страны не хотят доминирования европейских стран-членов форума. Сотрудничество должно базироваться на рыночной экономике, на открытой торговой системе, недискриминационной либерализации и на регионализме.

И все же пока Форум не приносит практических результатов, особенно странам Азии, которые на данный момент представлены в меньшинстве. Они пока не добились равноправного участия в работе форума. Но, еще раз подчеркнем, форум жизнеспособен и перспективен.

Таким образом, на современном этапе механизм политического диалога между ЕС и КНР, двусторонние политические отношения вышли на этап зрелости, механизм политического диалога отработан достаточно четко. С момента его создания не произошло ни одного сбоя в проведении как ежегодных, так и внутриквартальных саммитов. Политический диалог напрямую связан с проблемами в двусторонних отношениях, причем почти по каждой проблеме проводятся ежегодные встречи (это консультации в рамках саммита КНР-ЕС по правам человека, вопросам о нелегальной иммиграции и т.д.). Такая система позволяет более плодотворно обсуждать существующие проблемы и искать пути их решения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.019 с.)