Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тайваньская проблема в отношениях кнр и ЕС

Поиск

 

Особого внимания заслуживает тайваньская проблема и ее место в двусторонних отношениях КНР и ЕС.

Сформировавшись как межгосударственное объединение с элементами конфедерации ЕС ведет все более независимую и выгодную прежде всего Европе внешнюю политику. Одним из ведущих направлений внешней политики ЕС признано развитие более тесных отношений с азиатскими государствами. В делах азиатских государств ЕС стремится играть большую роль, увеличивая свое влияние в этом регионе. В свою очередь Тайвань пристально смотрит на ЕС как на ключ к решению собственных проблем, используя «практическую дипломатию» как основной принцип, отходя тем самым от принципа «тяжелая Америка, легкая Европа» в своей внешней политике, стремится все больше развивать отношения со странами Западной, Центральной и Восточной Европы. Отношения между Европой и Тайванем многократно возросли и вступили в новый период расширяющегося сотрудничества.

После Второй мировой войны отношения между Тайванем и ЕС прошли несколько этапов. В конце 1940-х гг. в политической, военной, экономической сферах Тайвань во всем опирался на США, в отношении дипломатии проводил основной курс «тяжелая Америка, легкая Европа». В 1950-е гг., несмотря на то, что Тайвань поддерживал дипломатические отношения с такими европейскими странами как Франция, Италия, Испания, Португалия, Греция, Бельгия и др., в это же время основным центром тайваньской дипломатии был Вашингтон. Даже несмотря на возрастающее влияние складывающегося Европейского Сообщества, принцип «сильной Америки, и слабой Европы» оставался незыблемым. Однако правительство Тайваня не могло не обратить внимание на формирование ЕЭС и поспешило в как можно скорее развивать экономические отношения.

В 1960-е годы европейское экономическое объединение уже достигло успехов в интеграции, росте национальных экономик, а «Великая культурная революция» нанесла серьезный удар по внешней политике КНР. Тайвань получил редчайший случай углубить свои отношения с Европой. Усердия тайваньского правительства привели к тому, что отношения Европы и Тайваня сдвинулись с мертвой точки: в 1969 г. Тайвань добился присоединения Австрии к договору об «отношении преференций таможенных пошлин». В Испании, Австрии были основаны «Центр исследований Сунь Ятсена», «Исследовательский институт китайской культуры». Однако по мнению некоторых китайских исследователей, такая политика Тайваньских властей в начале 1970-х гг. потерпела провал (Чан Дань Вэй, Сюй Го Ли). После того как Тайвань был выведен из состава ООН, и дипломатические отношения США и КНР стали официальными, самые крупные европейские государства разорвали дипломатические отношения с Тайванем и установили дипломатические отношения с КНР. В итоге, 8 мая 1975 г. Европейское сообщество и КНР достигли соглашения об установлении дипломатических отношений. В сентябре этого же года правительство КНР отправило в Брюссель свой дипломатический корпус. В мае 1988 г. исполнительный комитет европейского сообщества отправил свою делегацию в Пекин. Что касается Тайваня, то официальные дипломатические отношения сохранялись только с Ватиканом, отношения европейских стран и Тайваня переживали не лучший период.

В 1970-е гг. Тайвань переживал кризис дипломатической политики, которая ограничивалась только влиянием и помощью США. Затем правящее руководство Китайской Республики (КР) выдвинуло курс на «развитие отношений с Европой», пошатнулся принцип «тяжелая Америка, легкая Европа». Чтобы выбраться из одинокого положения, в котором проходило отрицание странами Западной Европы официального существования Тайваня и признание ими принципа «единого Китая», после визитов представителей тайваньских властей в страны Европы, там были основаны «Центр торговли Дальнего Востока», «Торговая канцелярия», «Центр новостей» и другие органы. Цель их создания - развитие экономических, культурных, технических связей с Европой и компенсация таким образом отсутствия дипломатических отношений.

Изменения, которые произошли на мировой политической арене в 1980-е гг., дали новый толчок развитию отношений КР и европейских государств. После окончания холодной войны, на первый план выдвинулось экономическое и торговое сотрудничество. Международное экономическое сотрудничество переживало период расцвета, на основе Европейского сообщества в 1992 г. был основан Европейский Союз, который постепенно расширялся, и превратился в единую рыночную единицу. Огромное население, рынок, экономические возможности ЕС приводили к теснейшему сотрудничеству с США, Японией.

Темпы и масштаб экономического развития Тайваня также привлекли внимание ЕС. В 1981 г. Тайвань и европейское сообщество установили долгосрочные, постоянные торгово-экономические консультации, что еще более ускорило процесс сотрудничества. В 1983 г. делегация Французского промышленного общества в своем докладе говорила о том, что Тайвань в 90-е гг. превратится в «новую Японию». Европейские государства в срочном порядке учредили на Тайване торгово-коммерческие канцелярии, еще 20 европейских банков открыли здесь свои филиалы. Чтобы преодолеть тупиковое положение в связи с разрывом дипломатических отношений европейских государств и КР, в 1984 г. Европейский Парламент выдвинул «Доклад Вана Аэрссена» («Van Aerssen Report»), в котором говорилось о необходимости развития экономических и торговых связей с Тайванем и подкрепления этого сотрудничества соответствующими соглашениями. В феврале 1985 г. Европейский Парламент принял «Торговую резолюцию по Тайваню» (Resolution on Trade with Taiwan). Самыми важными пунктами этот документа являются: официальное поощрение, развитие и проведение неофициальных переговоров, конференций, консультаций по торгово-экономическим вопросам; равноправное отношение к Тайваню; оказание содействия присоединению Тайваня к «общему торгово-таможенному соглашению»; поощрение визитов Тайваньских официальных представителей и обмен новостями; в дальнейшем повышение взаимовыгодное сотрудничество. В 1988 г. в Тайбэйе был основан Европейский Совет по Коммерции и Торговле (European Council of Commerce and Trade), в который входили представители Франции, Германии, Англии, Голландии и еще 25-ти государств. Европейский Совет по Коммерции и Торговле каждый год выпускает брошюры с рекомендациями, предложениями, касающимися перспектив развития строительной отрасли, отрасли связи, условий работы иностранных специалистов, а также других вопросов, заслуживающих внимания двух сторон. Создание Совета стало связующим звеном в экономическом, торговом сотрудничестве европейских стран и КР.

В 1988 г. Тайвань предложил проект «о равномерном развитии внешней торговли», главным содержанием которого было поощрение развития связей с Европой. Инцидент, произошедший в 1989 г. на площади Тяньаньмэнь в Пекине весьма негативно повлиял на официальное развитие отношений европейских государств и КНР, что предоставило еще более широкие возможности для сотрудничества стран-членов европейского сообщества и Тайваня. Воспользовавшись селективным наказанием КНР странами европейского континента (эмбарго на поставки оружия в КНР), в 1990 г. Тайвань направил в Бельгию делегацию и основал «малый орган по работе с Европейским Сообществом» (в 1992 г. название сменилось на «малый орган по работе с Европейским Союзом»), отвечающий за отношения с европейскими странами. Выдвигаемые Тайванем такие принципы как принцип свободной рыночной экономики, достижение демократических свобод, нашли отклик среди европейских государств и привели к еще более тесному сотрудничеству, что проявилось в смягчении визового режима для жителей Тайваня при поездках в Европу, совместной двусторонней работе различных органов, что еще больше укрепило сотрудничество двух сторон.

Был установлен диалог на высоком уровне между КР и Европейским Сообществом. На волне развития торгово-экономических отношений на высшем уровне представителей КР с такими крупными европейскими государствами как Англия, Германия, Испания, Бельгия постоянно проходили встречи, консультации по вопросам торговли и коммерции. К примеру, - «Европейско-тайваньские конференции по торгово-коммерческим вопросам», «Двусторонние конференции круглого стола по промышленным вопросам», по развитию двустороннего сотрудничества в области перевозок, защиты окружающей среды и дальнейшего расширения двусторонних отношений - предоставили еще больше возможностей.

Европейские и тайваньские неофициальные контакты были полностью восстановлены. На европейском континенте - помимо своего посольства в Ватикане, с которым по-прежнему сохранялись официальные дипломатические отношения, КР основала свои представительства Англии, Германии, Франции, Испании, Португалии, Италии и еще в 22-х государствах. Кроме того, в крупных промышленных и финансовых центрах европейских государств таких как Гамбург, Мюнхен, Эдинбург, Женева и других Тайванем были основаны канцелярии КР. По общим подсчетам всего было создано около 25-ти представительных органов. Например, в Голландии в августе 1979 г. КР учредила торгово-коммерческую канцелярию; в сентябре 1990 г. к ней добавилась тайбэйская экономико-культурная канцелярия; в июле 1997 г. было основано «направленное в Голландию Тайбэйское представительство». По мнению китайского исследователя Лу Жаоцзе, «Тайвань использовал эти дипломатические наименования, чтобы превратить тайваньский остров в самостоятельную политическую единицу, с помощью восстановления культурных и научных связей, чтобы поставить на официальные рельсы дипломатические отношения с Западной Европой».  Кроме Ватикана, который имеет свое посольство на Тайване, Англия, Германия, Франция, Голландия, Италия, Венгрия и другие 16 государств учредили свои представительные органы в Китайской Республике.

Что является еще более важным, европейские страны дали зеленый свет на поставку вооружений в КР, в то время как в отношении поставок вооружений в КНР действовало эмбарго, в 1990-м г. французское правительство приняло решение о поставке таких вооружений в КР: 6 фрегатов типа «Лафайет» на сумму 480 миллионов долларов. В 1992 г. Франция вновь приняла решение о поставках 60-ти самолетов «Мираж» на сумму 320 миллионов долларов; Италия тоже выразила желание продать Тайваню торпедные катера; министр экономики Германии Ю. Мёллеманн поддержал решение о поставке на Тайвань подводных лодок и эсминцев на сумму 1 млрд. 200 миллионов марок. После продажи французами истребителей «Мираж», фрегатов Лафайет обе стороны заинтересованные в поступательном развитии сотрудничества в сфере технического вооружения и службы тыла, Тайбэй и Париж подписали соглашение о «поддержке службы тыла», что еще больше стимулировало французскую помощь в перевооружении Тайбэйя.

С середины 90-х гг., когда экономическое развитие КНР стало развиваться все более стремительно, Китай становился важным объектом в европейской внешней политике. ЕС начинает эпоху стабилизации отношений с КНР. ЕС изменил свои позиции в области экономического развития, также был отмечен прогресс в отношении прав человека в Китае. Внешнеполитический курс был направлен в сторону материкового Китая.

В 2000 г., когда Чэнь Шуйбянь пришел к власти, в отношении ЕС был упрочнен курс «демократической и правовой дипломатии». Расширился и углубился диалог с ЕС в общественной, культурной, научной, образовательной сферах, в сфере защиты окружающей среды, что привело к еще большему развитию «практического» развития контактов между Тайванем и ЕС.

В отношениях КР и ЕС, торгово-экономические мероприятия являются основными, так как официальных политических отношений ЕС с КР не установлено. Мы не будем уделять большое место анализу торговым и экономическим отношениям Тайбэйя и Брюсселя, так как это не является предметом нашего исследования. Однако в контексте взаимоотношений КР и европейских стран необходимо упомянуть об этом важном аспекте.

Бурное экономическое развитие стран Азии, привело к тому, что этот район превратился в один из самых потенциально развитых регионов земного шара. ЕС, в ситуации постоянного экономического развития азиатского региона, стремится укрепить свои позиции на азиатском континенте, что предоставило хорошую возможность для еще большего развития тайваньско-европейских отношений. Тайвань использовал заинтересованность Европы в расширении своего влияния в азиатских странах, для укрепления торгово-экономических отношений, развития взаимных капиталовложений и торговли, что привело к еще большему развитию отношений между ЕС и КР.

В июле 1989 г. экономическим отделом правительства КР была разработана «Программа улучшения тайваньско-европейского экономического и торгового сотрудничества», которая выдвигала нижеследующие цели:

1. Принимать во внимание полноценное объединение Европейского Сообщества и создания единой валютной единицы на территории Европы.

2. Вследствие пристального внимания Европы к растущему экономическому развитию стран азиатского региона, увеличения капиталовложений Тайваня в китайскую экономику, техническому сотрудничеству, превратить Тайвань в операционный азиатский центр.

.   Претворять в жизнь принципы свободной экономики и торговли, принцип всесторонней международной политики, увеличивая тем самым двусторонние торговые, экономические, рыночные отношения с Европой.

.   Накапливая все силы, повысить практический характер отношений КР и ЕС.

В 1992 г. экономическим отделом КР был создан специальный «малый орган для исследований единого европейского рынка», который занимался изучением европейского законодательства в области торговли, капиталовложений, науки и других областей для стимулирования всесторонних отношений с Европой. Был принят «план улучшения торговых и экономических отношений с Европой». В течение первых четырех лет, указывалось в плане, главным является создание единого европейского рынка, что должно расширить двусторонние отношения. В течение следующих четырех лет основная цель - в развитии практических отношений между Европой и Тайванем. Третий период - с 1997 по 2001 гг., и суть заключалась в продолжении развития задач второй четырехлетки. С 2002 г. начинается четвертый период.

В ситуации, отсутствия между КР и Европы официальных дипломатических отношений, принцип торговых и экономических связей становился основным, стимулируя тем самым отношения Европы и Тайваня.

Экономические связи между Тайванем и ЕС с каждым днем становятся все теснее, Европа превратилась в третьего рыночного партнера Тайваня, доля Европейского Союза во внешней торговле Тайваня составляет 10%, и уступает лишь Америке и Азии. Среди десяти ведущих торгово-экономических партнеров Тайваня, Европа занимает четвертое место, и торговля с Европой составляет 12% всего торгового оборота Тайваня. ЕС является крупнейшим инвестором в тайваньскую экономику, европейские товары широко представлены на тайваньском рынке, ведется активное сотрудничество в области компьютерных технологий и электроники. Согласно европейской статистике, количество жителей Тайваня, вступающих в торговые отношения с ЕС, превышает количество жителей США и количество населения десяти торговых партнеров ЕС. Согласно ресурсам статистики таможни КР, торговый оборот между КР и ЕС за последние 15 лет устойчиво возрастал. Особенно сильный рост отмечен в 2003 г. (+9.3%) и в 2004 г. (+18.6%), при этом 2004 г. является периодом наивысшего роста. В 2004 г. ЕС являлся четвертым торговым партнером КР после Японии, Китая и США. На ЕС приходится 11.4% всего экспорта товаров Тайваня, импорт из ЕС составляет 9.9% всего тайваньского импорта. Однако Тайвань развивает торговые отношения и с отдельными странами-членами ЕС. Так, в 2004 г. Германия является одним из важнейших торговых партнеров КР, причем ведущее положении Германии сохраняется уже несколько лет. Германия, наряду с Францией и Швецией, проводит активное сальдо в отношении Тайваня. Постоянно расширяется двустороннее капиталовложение.

Согласно расчетам «постоянного комитета о рассмотрении капиталовложений при экономическом отделе», с 1952 по 2001 гг., капиталовложения Европы в КР достигли, по общим подсчетам, суммы золотом в 65.200.000.000 долларов. Во время третьего периода, активизировалась деятельность в области торговли и экономики, что подтолкнуло Европу к увеличению капиталовложений до 36.100.000.000 долларов. Основными направлениями капиталовложений европейских государств были фабричная промышленность и сфера торговли, химическая разработка лекарств, электричество, электроника, сфера страхования денежного обращения, черная металлургия, автоматизация и международная торговля. Такие знаменитые европейские межнациональный компании как «Phillips», «Siemens», открывают на Тайване фабрики и представительства. Если говорить об отдельной европейской стране, на первом месте в области капиталовложений на Тайвань стоит Голландия, затем - Англия, Германия, Швеция и Франция. Тайвань заключил с европейскими государствами около 562 договоров в области технического сотрудничества. По количеству соглашений, заключенных в этой области Европейские государства стоят на третьем месте после Японии (2482 договора) и Америки (1015 договоров). В последние годы особо важное место в технической сфере сотрудничества занимает электроника, автоматизация и химическая промышленность. В сфере технического сотрудничества с Тайванем Европе принадлежит одна из ведущих ролей.

В 90-е гг., капиталовложения Тайваня в европейскую промышленность также возросли. Основными областями вложения Тайбэйя в европейскую экономику являются: велосипедная, информационная, электронная промышленности, область торговли, банковского дела, воздушных перевозок, текстильная промышленность. Особенно успешны капиталовложения в области электронной информации. Говоря об отдельных государствах, тайваньские капиталовложения распределяются в основном между Германией, Голландией, Англией и Францией. Англия является одной из основных стран, куда идет тайваньский капитал. В настоящее время Тайвань вкладывает средства более чем в 200 различных английских предприятий.

Преграды, стоящие на пути двустороннего торгово-экономического сотрудничества постепенно преодолевались. В 90 гг. КР и Европейское Сообщество подписали ряд соглашений, в частности «Документ о взаимном отказе от налоговых пошлин в сфере морских перевозок»; был признан взаимный авторитет торговых марок, а с Данией, Швецией, Англией были подписаны соглашения о двусторонней отмене налоговых пошлин, что исключило преграды на пути двусторонней торговли.

В процессе формирования Европейского Сообщества в более прочное объединение европейских государств Тайвань эффективно стимулировал развитие торгово-экономических связей с государствами Европы. В области рыночной торговли изменился извечный тайваньский принцип «Сильная Америка, слабая Европа».

При интенсивном росте торговых и экономических отношений представители европейской стороны заявляли, что «принцип единого Китая отнюдь не мешает развивать и укреплять отношения ЕС с КР». Помимо этого европейская сторона заявляла о том, что будет всячески поддерживать вступление и активное участие КР в международные организации, такие как ВТО, Международная Организация Здравоохранения.

Укрепление торгово-экономического сотрудничества между КР и ЕС стало лишь первым шагом в развитии отношений между Тайбэйем и европейскими странами. По мнению китайских исследователей, воспользовавшись преимуществом, которое складывалось на основе развития торговых экономических отношений с Европой, главным моментом для Тайбэйя является установление официальных дипломатических отношений с европейскими государствами. «Ключевой момент в том, что экономические отношения в будущем можно превратить в огромную политическую силу». Одной из главных целей правительства Тайбэйя является использование успехов в торгово-экономическом сотрудничестве как основы для развития политических отношений, чтобы добиться тем самым признания европейскими государствами Китайской Республики, установить с ними официальные дипломатические отношения. Тем самым, основным стратегическим направлением тайваньской внешней политики в отношении ЕС является тезис об «Эффективных дипломатических отношениях».

В целом стратегия Тайваня в отношении ЕС имеет два приоритетных направления: развитие отношений с ЕС и отношения со странами-членами ЕС в отдельности. В области первого приоритетного направления главным являются развитие в области торговых экономических отношений и безопасности. Для второго - ключевыми являются многочисленные соглашения, заключенные с отдельным европейским государством. Отсюда следует вывод о том, что Тайвань не только не теряет надежд создать «Эффективные дипломатические отношения» с ЕС, но и концентрируется на укреплении связей с каждым в отдельности европейским государством, особенно с такими крупными странами Европы как Германия, Франция, Англия, Италия. На них делается ставка в расчете на то, что этот процесс распространится впоследствии и на другие страны.

КР стремится создать полноценные, всесторонние отношения с ЕС. В январе 1992 г. на Тайване был основан «малый орган, контролирующий работу с европейским сообществом», который занимался контролем тайваньской администрации в области развития отношений с Европой. Из-за тенденции основания различных тайваньских органов в Европе, на Тайване стали говорить об «эпохе официальных отношений», «эпохи Тайбэйя». Одним из самых главных тайваньских органов, основанных в Европе, является «Тайбэйское представительство».

Другая цель стратегии тайваньских властей - стимулирование, подталкивание европейских государств на создание официальных представительств на Тайване. В марте 2003 г. Исполнительный комитет ЕС принял решение об учреждении в Тайбэйе «Европейского экономического и торгового офиса», главой которого был назначен Б. Макдональд. Создание этого органа является одним из важнейших факторов в области развития отношений КР и ЕС и отношений КНР и ЕС. Еще в 1988 г., во время IV-го съезда «Консультативного совета по экономики и торговли Европейского Сообщества и Тайваня», Тайбэй начал активно приглашать европейские комитеты основывать на Тайване свои представительства. Но из-за ожесточенного противодействия этому со стороны КНР, Европейское Сообщество отказывалось от приглашений такого рода. 5 июля 2001 г., после завершения переговоров о вступлении Тайваня в ВТО, в докладе о направлении представительных иностранных органов Европейского исполнительного комитета говорилось о том, что после вступления КР в ВТО, исполнительный комитет рассматривает возможность направления на Тайвань контролирующих органов для анализа там рыночной ситуации, в частности, европейское торговое представительство. Этого и добивалась тайваньская сторона, поскольку такой орган является официальным представительным органом ЕС. Тайваньское правительство тут же сделало заявление: «ЕС стремится к развитию отношений с нашим государством, к развитию демократии, свободы, прав человека; и основание официальных органов ЕС в нашем государстве еще раз подтверждает это». Пекин, в свою очередь, выступил с резким заявлением против основания на Тайване официального органа ЕС. Чтобы успокоить руководство КНР, правительство ЕС многократно заверяло Китай о том, что оно гарантирует и уважает принцип «единого Китая», а основанное на Тайване представительство не будет выполнять политических функций, в главные обязанности представительства входит решение вопросов, связанных с торговлей, экономическим развитием, инвестициями, научными исследованиями, образованием, культурой. Тем не менее, это официальный орган ЕС на Тайване, и его учреждение добавит противоречий в европейско-китайские отношения. Материковый Китай добивается полной политической изоляции Тайваня, как части Китая. Согласно доктрине пекинского правительства, все официальные взаимоотношения с Тайбэйем должны вестись только через КНР, так как Тайвань является неотъемлемой частью Китая.

Опора на незыблемые принципы своего государственного строя как демократия, свобода, защита прав человека, позволяет тайваньскому правительству стимулировать диалог со всеми европейскими странами, демонстрируя им таким образом успехи, которые достиг Тайвань на демократическом пути, противопоставляя их проблемам с правами человека и демократическими свободами на материковом Китае. Экономика, торговля и демократия являются тремя основными тезисами во внешней политики Тайваня по отношению к ЕС.

С развитием торгово-экономических отношений КР выдвигает тезисы о «партийной дипломатии», «дипломатии городов», «демократической дипломатии», «дипломатии народов», стремясь использовать эти пути для постепенного углубления диалога с Европарламентом, с различными политическими объединениями каждого европейского государства.  На неполитическом уровне идет стимулирование развития культурных, образовательных, научных связей. Это приводит к диалогу международных неправительственных организаций с различными местными народными ассоциациями, тем самым ЕС предоставляет своим гражданам случай глубже ознакомиться с Тайванем, повышает признание и поддержку КР со стороны европейских государств.

Дипломатия подразумевает также расширение и развитие научных и культурных связей с Европой, посредством развития диалога и сотрудничества в этих областях. Тайваньская сторона надеется преодолеть двусторонние разногласия и недопонимания, чтобы заложить еще более прочную основу для дальнейшего развития двусторонних отношений. В 2003 г. Тайвань организовывает в Европе такие мероприятия как «Воспоминания об Императоре», «Выставка, посвященная Дворцу Сына Неба», «Сокровище Тайваня» и другие. Они расширяют знания европейцев о КР, меняют стереотипы во их взглядах на Тайвань, который воспринимался лишь как к «проблемный остров».

Вследствие развития тайваньско-европейских отношений, в плане двух «полюсов» (КНР и КР) появляется новое объединение, оказывающее влияние на эти отношения - Европейский Союз. За последние несколько лет влияние ЕС в этом регионе становится все более значимым. Важнейшим фактором в отношении материкового Китая и КР стала именно позиция ЕС.

В процессе объединения Европы, особенно в мае 2004 г., когда 10 государств Восточной Европы были включены в состав ЕС, последний превратился в сильнейшее, влиятельное политическое объединение на международной арене. После окончательного объединения, изменилась и внешняя политика каждого государства-члена ЕС, которая стала вестись в соответствии с установленными ЕС нормами и принципами. Хотя на самом деле, каждое государство-член ЕС старается строить свою внешнюю политику сообразно своим собственным интересам, что вносит в европейскую внешнюю политику элемент плюрализма. В настоящее время ЕС еще не определил общей стратегии в области торговых, экономических отношений, безопасности и дипломатии. Таким образом, политика каждого члена-государства ЕС в этих сферах имеет суверенный характер. Однако это отнюдь не мешает достижению соглашений по различным вопросам между государствами, входящими в ЕС. ЕС все больше стремится к тому, чтобы играть ведущую роль на международной политической арене. Вслед за экономическим развитием азиатского региона, Европа стремится оказывать на этот регион все большее влияния и извлечь из сотрудничества с азиатскими странами максимальные выгоды. ЕС больше не желает играть второстепенную роль после США. В таких вопросах как проблема Корейского полуострова, проблемы Ирака, Афганистана, Ирана Европа имеет автономную точку зрения и активно принимает участие в решении этих проблем. В отношении Тайваня ЕС также имеет свою точку зрения. Вследствие увеличения роли ЕС на мировой политической арене, в вопросе о взаимоотношениях КНР и КР, Европейские государства могут играть такую же значительную роль, как и США.

Материковый Китай с оптимизмом смотрит на дальнейшее всестороннее развитие отношений с ЕС. Развитие китайского рынка привлекает все большее количество европейских инвесторов, стимулирует развитие рыночных отношений между ЕС и КНР. Европа не приветствует действия, которые могут нарушить стабильность в отношениях КР и КНР или будут препятствовать поступательному развитию островного и материкового Китая. Направив официальных представителей на Тайвань, ЕС дал понять, что заинтересован в поступательном развитии отношений с КР. Помимо всего прочего, ЕС с оптимизмом смотрит на развитие диалога между Тайбэйем и Пекином. Исполнительный глава Европейского Торгового Комитета Гай Виттич ясно выразил поддержку курса сотрудничества КР и КНР и поиска «третьего пути» решения проблемы. Очевидно, что вследствие экономического развития материкового Китая, отношения между ЕС и КНР приобретают мирный, открытый характер. В то же время Европа не приветствует применение силы КНР против Тайваня. В марте 1993 г. премьер-министр Италии С. Берлускони призвал Тайвань к терпимости, а Китай к ограничениям, мирному решению тайваньской проблемы. Многочисленные резолюции ЕС ясно давали понять что, материковому Китаю необходимо воздержаться от применения силовых методов в решении конфликта, и решать споры только во взаимном диалоге.

В настоящее время, в отношении проблемы Тайваня ЕС по-прежнему придерживается принципа «Единого Китая», поддерживая при этом неофициальные отношения с Тайбэйем, стимулируя торговые, экономические, культурные связи с КР. Стремясь сохранять с КНР официальные дипломатические отношения, ЕС намерено развивать более прочные отношения с Китайским Тайбэйем.

ЕС полностью поддерживает демократический курс, проводимый правительством КР, в то же время страны-члены ЕС активно критикуют материковый Китай за несоблюдение демократических свобод. Согласно заявлению исполнительного комитета ЕС от 23 января 2003 г., прогресс, которого добилась КР в области развития демократии и экономики, оказывает огромное влияние на мировое сообщество. В марте 2003 года во время конференции в Стокгольме, представители трех европейских государств - Швеции, Дании и Норвегии - объявили о том, что тайваньская демократия является одной из самых оживленных на азиатском континенте и Тайвань можно считать «первым демократическим государством китайской нации».

Европа всячески поддерживает курс КР в области прав человека, критикуя политику КНР. Проводятся двусторонние встречи, посвященные правам человека, развивается сотрудничество между демократическими государствами.

ЕС выступает против участия Тайваня в таких международных политических организациях как ООН, так как официально Тайвань не является самостоятельным государством, но в то же время поддерживает участие КР в экономических, культурных, общественных, образовательных, медицинских организациях. Европарламент в докладе 1996 г. «О роли Тайваня в международных организациях» и в докладе 2002 г. «О вступлении Тайваня в Международную Санитарную Организацию» выразил поддержку и дал согласие на вступление КР в международные неполитические организации.

Для европейских государств Тайвань является одним из ключевых партнеров. 11 апреля 2002 г. в докладе «Стратегическая политика ЕС по отношению к Китаю» ЕС выразил так свою политическую позицию по отношению к Тайваню: ЕС не может принять возможность применения военной силы КНР против Тайваня; решение проблемы должно быть основано только на взаимном принятии и согласии обеих сторон в этом вопросе. Следует при этом решении принимать во внимание интересы, желания и согласие 30-ти миллионного населения Тайваня. Для восстановления диалога между Пекином и Тайбэйем рекомендовано включить Тайвань в участие форума АСЕМ. Также выражается сожаление о невозможности предоставления европейского визы Чань Шуйбяню для посещения Европы и надежды на то, что, в соответствии с правами человека, ЕС сможет выдавать визы представителям тайваньских властей наравне с рядовыми гражданами Тайваня.

ЕС стремится играть важную роль в разрешении конфликта между КНР и КР. Пекин, со своей стороны, стремится не допускать каких-либо официальных отношений Тайваня с европейскими странами, так как это является нарушением принципа единого Китая. Однако Китай понимает, что в решении проблемы о присоединении, он все же должен будет считаться с позицией ЕС.

 


Заключение

 

В Азиатско-Тихоокеанском регионе на фоне наличия большого числа вызовов и угроз, в том числе присутствия таких потенциально взрывоопасных очагов конфликтности, как Корейский полуостров и Тайваньский пролив, спорные территории в Юго-Восточной Азии, экологические проблемы и др., взаимодействие Запада и Востока приобретает особое значение. Для Китая, как великой державы, которая может в отдаленной перспективе стать сверхдержавой, очень важным является строительство всесторонних отношений стратегического партнерства с европейскими государствами, как противовес политике США и Японии в АТР в целом. Значение КНР в АТР очевидно, однако Пекину необходимо укрепить свое влияние в Западной Европе. Для ЕС, в свою очередь, важно усилить свои позиции в АТР, в этих целях необходимо сотрудничество с крупнейшими восточными государствами, в число которых входит Китай. В интересах Пекина и Брюсселя поддерживать стабильность в регионе и развивать двустороннее сотрудничества в поиске решения мировых проблем.

Китайско-европейские отношения с момента образования КНР прошли сложный и длительный путь развития. Они были неровными, то угасали, то набирали силу. Это специфические отношения, поскольку Китаю, как и любой другой стране, сотрудничающей с ЕС, приходится иметь дело не только с отдельными европейскими странами, чей суверенитет еще никто пока не отменял, но и с их объединением - Европейским Союзом. Однако повторимся, что ЕС сложно назвать единым политическим объединением, а общую стратегию ЕС по внешней политике и политике безопасности - окончательно сформировавшейся. Отсюда частые противоречия во внешней политике Европейского Союза и его стран-членов. Китай умело играет на этих противоречиях, стараясь поворачивать политику европейских стран в свою сторону.

В начале XXI века отношения Китая и ЕС можно назвать стабильными. Установлен сбалансированный механизм политического взаимодействия, в котором не происходило ни одного сбоя. Между сторонами ежегодно проводятся саммиты, консультации и другие мероприятия. Активно развиваются культурный и научный обмены. Путем двустороннего сотрудничества сторонами было сломлено множество стереотипов в отношении друг друга. Китай перестал быть для европейцев оплотом «коммунистической тирании». Теперь Европа обращается к Китаю как к стратегическому партнеру и государству с тысячелетней историей и культурой.

В свою очередь Европа также перестала быть для Китая «врагом социалистического мира» и превратилась в экономического, торгового, политического, стратегического партнера.

Тем не менее, между сторонами существует целый ряд противоречий, которые необходимо разрешить для установления полного всестороннего стратегического сотрудничества. Это такие проблемы, как вопрос в отношении оружейного эмбарго, ситуация вокруг прав человека, отношения Брюсселя с Тайбэйем, нелегальная иммиграция. Они достаточно подробно представлены в данной работе. Несмотря на то, что эти проблемы пока не решены, они обсуждаются во время двусторонних встреч, идет поиск путей для их решения. Это позволяет говорить о возможности их разрешении в будущем, при условии взаимодействия, взаимоуважения сторон. Для решения проблем европейским странам также необходимо выработать единую стратегию внешней политики, добиться единства мнений все стран-членов ЕС, учитывая интересы как более «авторитетных», так и «малых». Принимая во внимание тот факт, что ЕС постоянно расширяется, и стран-членов ЕС с различной экономической ситуацией, различными интересами н<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.33 (0.012 с.)