Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативные основы и стратегия сотрудничества ЕС и кнр

Поиск

 

С момента установления в 1975 г. дипломатических отношений между ЕЭС и КНР, сторонами были подписан ряд двусторонних документов, однако, до 1995 г., в соглашениях делался упор исключительно на экономическое сотрудничество: например, «Торговое соглашение между ЕЭС и КНР» 1978 г. (Trade Agreement between the European Economic Community and the People's Republic of China), «Торговое и экономическое соглашение о сотрудничестве между ЕЭС и КНР» (Trade and Economic Cooperation Agreement between the European Economic Community and the People's Republic of China), от 16 сентября 1985 г. Со стороны КНР были препятствия для установления политического диалога, ведь ЕЭС на тот момент являлось сугубо экономической, а не политической структурой. После кризиса в отношениях 1989 г., европейские страны не спешили налаживать политический диалог с материковым Китаем, делая упор на экономическое и торговое сотрудничество. Только в 1994 г. КНР и ЕС пришли к соглашению о начале политического диалога. В этом соглашении говорилось о том, что стороны готовы восстановить политический диалог на условиях равноправия, взаимоуважения, признания суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга.

Еврокомиссия принимает множество документов, касающихся разработки политической стратегии в отношении КНР. Всего ЕС было принято 5 основополагающих документов, посвященных китайской политике. Первый документ о стратегии ЕС по отношению к КНР, в котором говорилось о политических целях, назывался «Долгосрочная политика для Китайско-Европейских отношений» (A long term policy for China-Europe relations) и был издан Еврокомиссией в 1995 г. Однако в нем уделялось больше внимания торговому и экономическому сотрудничеству, чем собственно политическим отношениям. Отчасти это объясняется тем, что политический диалог находился на начальном этапе развития. Тем не менее, в документе отводилось важное место проблемам, с которыми сталкивается ЕС и КНР. Судя по докладам последующих лет, данные проблемы не решены до сих пор, ибо повторяются буквально в других документах. Это, так называемые, перманентно нерешаемые проблемы, которые требуют длительного времени.

В 1996 г., был принят документ «Новая стратегия ЕС в отношении Китая» (EU new strategy towards China), в 1998 г. Еврокомиссия публикует документ о «Строительстве всестороннего партнерства с Китаем» (Building a Comprehensive Partnership with China). Очень важна формулировка этого документа, а именно - строительство всестороннего партнерства, что говорит о динамике, которая произошла в стратегии ЕС, о том, что европейские государства осознали необходимость развития диалога с Пекином во всех областях, включая политическую. В более ранних докладах не делался упор на всестороннее развитие отношений. В отличие от них в данном докладе политическому аспекту уделяется большая часть, которая затем легла в основу стратегии ведения политического диалога с КНР. В 2001 г. был опубликован документ под названием «Стратегия ЕС в отношении Китая: дополнения к документу от 1998 г. и дальнейшие шаги для более эффективной политики ЕС» (EU strategy towards China: implementation of the 1998 Communication and Future Steps for a more Effective EU Policy). В 2003 г. был издан документ КЕС (Комиссии Европейского Союза) под названием «Зрелое партнерство - разделение интересов и вызовов в отношениях ЕС и Китая» (A maturing partnership - shared interests and challenges in EU-China relations). В нем впервые отношения ЕС и КНР квалифицируются как «зрелое партнерство». Это указывает на то, что страны-члены ЕС стремятся углублять сотрудничество во всех сферах и объединяться с Китаем для решения проблем современного мира. И в названии документа закладывается цель углубления уже достигнутого всестороннего сотрудничества. Наличие большого количества стратегических докладов и документов ЕС в отношении Китая говорит о том, насколько актуальна для ЕС эта тема.

Проблемы, которые обсуждаются в докладах и документах, можно подразделить на двусторонние и международные, решение которых идет в процессе всестороннего сотрудничества ЕС и КНР. К основным двусторонним проблемам ЕС относит ситуацию по правам человека в Китае и проблему Тайваня. Правительство КНР квалифицирует три главные проблемы двусторонних отношений: ситуацию с Тайванем, существование эмбарго на поставки вооружений в Китай, и проблему вокруг Тибетского правительства в изгнании. К международным проблемам стороны относят такие вопросы как - борьба с международным терроризмом, преступностью, распространением наркотиков, защита окружающей среды, борьба с бедностью, поиск лечения таких болезней как СПИД, птичий грипп, атипичная пневмония, проблема ядерного вооружения, решение конфликтов на Ближнем и Среднем Востоке, борьба с продажей людей, ситуация вокруг Корейского полуострова и спорные вопросы (острова Спратли, Сенкаку).

За прошедшие несколько лет КЕС также издает многочисленные акты, документы и доклады, касающееся сотрудничества ЕС и КНР, например, так называемые рабочие документы КЕС «Стратегии ЕС в отношении Китая» («EU Strategy towards China»), (Country Strategy Paper), «Национальные индикативные программы (Китай)»(National Indicative Programme - China). В них затрагиваются уже все сферы двусторонних отношений: политический диалог, экономическое сотрудничество, проблемы, с которыми сталкиваются стороны в процессе сотрудничества. Проводится подробный анализ политической, экономической, общественной ситуации в Китае, ведение внешней политики китайскими властями. Отмечается прогресс, достигнутый китайским правительством в тех или иных областях, анализируются различные меры, выполняемые китайским правительством, выделяются моменты, которые беспокоят ЕС (ситуации вокруг соблюдения экономических, политических и социальных прав граждан КНР, бедности, нелегальной иммиграции из Китая).

В документах, принятых КЕС, признается влияние Китая на международную политическую и экономическую ситуацию, и отмечается, что в интересах ЕС поддерживать стабильность в этом государстве. В докладах говорится об огромном росте влияния КНР на мировой политической арене, однако проблема заключается в том, насколько готов Китай разделять ответственность, которую влечет за собой его ускоренная мощь. Следовательно, для ЕС необходимо обеспечение как политической, так и экономической стабильности Китая.

Одним из основных документов, принятых ЕС по выработке стратегии в отношении КНР (на который есть ссылки в других документах), является Сообщение Еврокомиссии от 1998 г. «Строительство всестороннего партнерства с Китаем» (Building a Comprehensive Partnership with China). В нем провозглашены следующие основные цели и принципы ведения политики в отношении Китая, которые затем подтверждаются и дополняются другими документами.

. Привлечение Китая в международное сообщество путем развития политического диалога.

. Поддержка трансформации китайского общества в сторону открытости, законности и уважения прав человека.

. Способствование интеграции Китая в мировую экономику и торговлю, поддерживая процесс экономических и социальных реформ в стране.

. Использование более рационально существующие европейские ресурсы и возможности.

. Увеличение влияния ЕС в Китае.

. Борьба с бедностью в Китае.

В многочисленных докладах и актах правам человека в Китае отводится особое место. Эта проблема напрямую связана с целями и задачами, которые ставит перед собой ЕС. По мнению европейских стран, несоблюдение Пекином демократических свобод является серьезным препятствием в развитии двусторонних отношений и интеграции Китая в мировую политику. Еще одна задача ЕС - обеспечение конструктивной роли Китая в решении проблем дальневосточного региона, в частности, способствование сотрудничеству Пекина с демократическими странами для разрешения ситуации вокруг Корейского полуострова, территориальной независимости островов Спратли, территориальных споров вокруг островов Сенкаку. В докладах ЕС 2003 г. говорится о сотрудничестве стран-членов ЕС и Китая в решении таких интернациональных проблем как борьба против международного терроризма и международных криминальных структур, вируса СПИД, атипичной пневмонии. ЕС рассматривает КНР как «важнейшего стратегического партнера и гаранта международной стабильности и мира». Таким образом, ЕС не стремится концентрировать свое внимание только на двусторонних проблемах и осознает необходимость сотрудничества с Китаем в поиске решений международных проблем.

Таким образом, ЕС стремится к дальнейшему привлечению Китая в международное сообщество путем развития все более конструктивного диалога. Для этого необходимы плановые встречи, конференции на всех уровнях, сотрудничество в частных областях. Двусторонним встречам, согласно рекомендациям, должна предшествовать более тщательная подготовка. Чтобы укрепить программы сотрудничества, представители ЕС рекомендуют увеличивать долгосрочное сотрудничество, стимулировать и поддерживать все демократические реформы, проводимые в КНР. Об этом неоднократно упоминается практически во всех стратегических документах и докладах, посвященных КНР.

Одной из главных целей, которые ставит перед собой ЕС, - поддержка вступления Китая на путь открытого общества, что означает фокусировку большего внимания на проблеме прав человека в КНР, поддержку любых демократических реформ в Китае, подготовку программ помощи в области прав человека, поддерживающих роль закона и реформ в экономической, социальной, культурной сферах, направленных на демократизацию китайского общества. Также ЕС должна предоставить консультации по отмене пыток и смертной казни, которые широко применяются в китайском правосудии.

Что касается вопросов прав человека, «в этом отношении предстоит много работы», - говорится в одном из докладов. Соблюдение и уважение прав человека и гражданина в Китае далеко от международных стандартов. Для решения этой проблемы, необходимо развивать диалог о соблюдении прав человека между ЕС и КНР с целью закрепления на материковом Китае основных свобод и прав граждан КНР и сотрудничества с международными правозащитными организациями. С 1997 г. начали проводиться официальные переговоры по данным вопросам. Отмечается прогресс, достигнутый в этой области, в частности, в докладе 2001 г. говорится о том, что видимым шагом вперед на пути демократизации на местном уровне является введение прямых выборов в деревнях, что впоследствии может быть перенесено на более высокие уровни. В докладах указывается на то, что диалог в области прав человека будет считаться продуктивным только в том случае, если прогресс будет очевидным. Помимо этого, улучшение ситуации вокруг демократических свобод и прав человека в КНР ускорит интеграцию Китая в международное сообщество и подкрепит его экономические реформы и рост. Для поддержки диалога в этой области, согласно докладам, ЕС основывает различные фонды и создает программы помощи сотрудничеству с Китаем. С помощью этих фондов и программ, ЕС рассчитывает играть более позитивную роль в изменении ситуации. Практические шаги, которые должны осуществлять страны-члены ЕС для более эффективного сотрудничества вокруг демократизации китайского общества, согласно докладу от 2001 г. и от 2003 г., таковы:

1. Делать переговоры более результативными и эффективными.

2. Продолжать поддерживать КНР в его ратификации Конвенции по Политическим и Гражданским Правам ООН.

.   Предлагать Китаю различные проекты для реформирования в этой сфере.

.   Продолжать развивать совместные программы в области экономических, социальных, культурных, политических прав (программа поддержки экономических, социальных и культурных прав в провинции Юннань, Китайской Федерации Инвалидов и т.д.).

.   Осуществлять на практике заключенные соглашения.

В ежегодных докладах неизменно отмечается развитие двусторонних отношений, выражающееся в увеличении научно-технического, культурного, экономического сотрудничества. Важным прогрессивным шагом считается подписание двустороннего соглашения о вступлении КНР во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) 19 мая 2000 г. Также отмечается прогресс развития сотрудничества в сферах делопроизводства, законодательной, различных образовательных проектах. В докладе от 10 сентября 2003 г. приводится таблица совместных проектов ЕС и КНР в области развития человеческих ресурсов (международный Европейско-Китайский проект «Молодой менеджер», проект начального образования в провинции Ганьсу, программа обучения переводчиков с китайского языка, Проект создания центров Европейских исследований в Китае); увеличения роли закона (Европейско-Китайская программа о легальном юридическом сотрудничестве, Европейско-Китайская тренниг-программа «Деревенское правительство», Программа по защите прав интеллектуальной собственности, Программа по защите прав человека в Китае, программа поддержки экономических, социальных и культурных прав в провинции Юннань). ЕС вкладывает в развитие этих и других проектов около 260 270 000 евро.

В докладах просматриваются также опасения ЕС в отношении материкового Китая. Несмотря на то, что политика реформ и открытости привела к значительному экономическому росту, дала большие возможности для европейского бизнеса, повысила уровень жизни китайского населения, международное сообщество постоянно сталкивается с трудностями. Ничто на материковом Китае не может быть гарантировано, китайскую политику отличает нестабильность. Прогресс, связанный с реформированием, не является в Китае безусловным и стабильным, что вызывает обеспокоенность со стороны европейских стран.  Китай не является «обычным партнером ЕС», так как в этой стране существует иная политическая система. Следовательно, в собственных интересах Европейского Союза поддерживать и стимулировать открытость Китая, прогрессивные реформы, его интеграцию в международное сообщество как в политическом, так и в экономическом отношениях. Такие, связанные с Китаем проблемы, как - нелегальная эмиграция, ограничение прав человека, организованная преступность, увеличение загрязнения окружающей среды, отмывание денег, рост вооружения, ситуация вокруг Тайваня и их решение может оказывать влияние на международную стабильность. Для ЕС необходимо развитие всесторонних отношений, что позволит углублять совместную работу при решении глобальных и региональных проблем. Причем, сотрудничество должно осуществляться на всех уровнях, начиная с диалога на высшем политическом уровне во время саммитов ЕС-Китай и заканчивая проведением переговоров с региональным властями для решения таких проблем, как нелегальная эмиграция китайского населения в страны ЕС. Совместную борьбу с нелегалами, согласно докладам, необходимо вести в следующих направлениях: действия по обнаружению подделки документов и нелегального использования подлинных документов; информационные кампании; визиты на высшем уровне представителей центральной и региональной властей в страны-члены ЕС; проведение рабочих семинаров для усиления сотрудничества против нелегальных эмигрантов.

Отдельные параграфы во всех документах и докладах, касающихся Китая, отведены Особым Административным Районам (ОАР) Гонконгу (Сянган) и Макао (Аомынь). В частности, в стратегическом документе 1995 г. также говорится о перспективе передачи Гонконга под юрисдикцию КНР. В докладе от 1995 г. указывается на то, что Гонконг и Макао будут переданы под юрисдикцию Пекина только в том случае, если правительство материкового Китая будет гарантировать автономию этих двух административных регионов, согласно подписанным двусторонним соглашениям между Англией и КНР, Португалией и КНР. В документе выдвигались требования о соблюдении экономических и торговых интересов Гонконга и Макао, а также сохранения их экономической и торговой независимости. Европейский Союз не может рассматривать эти территории наряду с материковым Китаем, учитывая их особое положение в европейской политике. Сянган и Аомынь ранее являлись колониями европейских стран (Великобритании и Португалии). Согласно системе «одно государство - две системы» в этих ОАР существует другой политический строй, и в каждом докладе Еврокомиссии говорится о незыблемости демократических свобод и об автономии этих регионов. Помимо того, что в документах особое место отводится ОАР, существует множество ежегодных докладов и соглашений, затрагивающих только политику ЕС в отношении Гонконга и Макао. То есть территории ОАР рассматриваются европейскими государствами несколько обособленно.

Правительство КНР также отводит большую роль отношениям с Европейским Союзом, однако не создает весомого количества документов, посвященных стратегии ведения политики в отношении ЕС. Это объясняется тем, что Пекином еще не сформирована четкая и ясная стратегия в отношении ЕС, так как ЕС не представляет собой политически единое пространство, хотя Пекином осознается необходимость двустороннего сотрудничества во всех областях. Первым и пока последним стратегическим документом, который был опубликован правительством КНР, является «Документ о политике Китая в отношении ЕС» (中国对欧盟政策文件) от 13 октября 2003 г. В нем китайской стороной признается огромная роль ЕС в мировой политике и утверждается, что КНР намерена вести мирную международную политику. Цель документа - разработать план сотрудничества с ЕС на ближайшие пять лет (2003-2008 гг.) и укрепить всестороннее сотрудничество между европейскими странами и Китаем. Следовательно, по расчетам правительства, через 5 лет после его издания, появится новый стратегический документ с последующим пятилетним планом (2008-2013 гг.). Во всех докладах китайского правительства говорится о том, что отношения КНР и ЕС улучшаются с каждым годом. И нынешний период - это период, «когда двусторонние отношения лучше, чем за весь период истории». И китайская, и европейская стороны придерживаются принципа демократии, сохранения мира, ведут совместную работу по борьбе с терроризмом, по защите окружающей среды. Помимо этого КНР и страны-члены ЕС являются важнейшими торговыми и экономическими партнерами, что создает солидную основу для развития дальнейших отношений.

Политическому сотрудничеству с ЕС в китайских документах отводится значительно больше внимания. Одним из основных аспектов является увеличение обмена визитами на высшем уровне и политического диалога по различным проблемам, исполнение всех достигнутых и подписанных соглашений, которые принимаются сторонами во время саммитов и других встреч на разных уровнях.  Одна из приоритетных задач для Пекина, согласно документам, - развитие отношений не только с ЕС, но и со всеми странами-членами ЕС, включая новые.

Следует подчеркнуть, что китайская сторона в своих документах не выделяет проблемы, которым отведено значительное место в европейских докладах (права человека, Тайвань, нестабильность китайского общества). Она отмечает, что в двусторонних отношениях не существует фундаментальных конфликтов, а противоречия, которые возникают время от времени связаны лишь с различным политическим строем европейских стран и КНР, разным уровнем культурного, исторического и экономического развития. Следовательно, различные взгляды на ту или иную проблему являются абсолютно естественными. Иными словами, китайская сторона предпочитает не преувеличивать проблемы, которые акцентируются европейскими странами, называя их не проблемами, а противоречиями. В документах китайского правительства многократно подчеркивается, что двусторонние отношения должны быть построены на таких принципах как равноправие, невмешательство во внутренние дела, взаимоуважение. В особенности это касается ситуации вокруг Тайваня, которая является сугубо внутренним делом государства, и КНР будет решать эту проблему самостоятельно. Тем не менее, в стратегических документах китайского правительства говорится о требованиях, которые предъявляет КНР к европейским странам, в целях более плодотворного развития двусторонних отношений. Самое главное из них - уважение принципа Единого Китая. К примеру, тайваньский вопрос может послужить серьезным тормозом в развитии двустороннего диалога. Пекин призывает все страны-члены ЕС уважать принцип Единого Китая, поддерживать политику Китая по отношению к Тайваню, не допускать идеи тайваньских властей о создании «двух Китаев» или «одного Китая и одного Тайваня». Для соблюдения этих принципов, Китай выдвигает ряд требований к европейским властям:

. Запретить визиты в страны ЕС любых политических представителей Тайваня, не поддерживать никаких официальных контактов с Тайваньскими властями. Контакты ЕС с Тайванем должны проводиться только на неправительственном и неофициальном уровне.

. Не поддерживать участие Тайваня в любых международных организациях; несмотря на то, что Тайвань вошел в ВТО под именем «Китайский Тайбэй», что отнюдь не означает изменения в статусе острова как территориальной части Китая.

. Не продавать Тайваню оружия, оборудования, товаров, материалов и технологий, которые могут быть использованы в военных целях.

Следует заметить, что в отношении проблемы Тайваня в европейских документах не говорится ничего, кроме того, что ЕС не потерпит военного решения конфликта. Для Китая же эта проблема является одной из ключевых. Тем не менее, не все страны-члены ЕС соблюдают требования, которые им предъявляет КНР.

Как уже отмечалось, одной из основных проблем, о которой подробно говорится во всех докладах и документах КЕС, является проблема прав человека в Китае. Собственно в китайских документах этой проблеме отводится очень мало внимания. Правительство КНР больше волнует вопрос вокруг Тибета, однако не в контексте соблюдения или несоблюдения там прав человека. Пекин призывает страны-члены ЕС не вступать контакты с так называемым «Тибетским правительством в изгнании» и с Далай-ламой, в то время как страны Европы обеспокоены несоблюдением на этой территории прав человека. Что касается проблемы прав человека в целом, то в документах китайского правительства говорится о том, что Пекин готов к диалогу, обмену информацией, консультациям с ЕС. Для развития двусторонних отношений, необходимо способствовать сотрудничеству и взаимопониманию между законодательными органами КНР и ЕС. «Отношения между ВСНП и Европейским Парламентом, а также с парламентами всех стран-членов ЕС являются важнейшей составляющей частью отношений между ЕС и Китаем». Китайское правительство поддерживает обмен и диалог с европейскими законодательными органами на основе взаимного уважения. Кроме того, в докладе придается большое значение увеличению обменов между политическими партиями ЕС и КНР. «Китайское правительство надеется увидеть возросший обмен и сотрудничество между КПК и крупнейшими политическими партиями ЕС, парламентскими политическими группами, региональными политическими организациями на основе независимости, полного равенства, уважения, взаимное невмешательство во внутренние дела».

Практически в каждом пункте докладов китайского правительства указывается на необходимость вести двустороннее сотрудничество на основе принципов равенства, взаимоуважения. Пекин всячески подчеркивает, что ЕС не имеет никакого превосходства перед Китаем в решении тех или иных вопросов, и для китайского правительства будет считаться приемлемым только то сотрудничество, которое будет проводиться на основе этих принципов.

В отношении международных проблем и их решений, правительство КНР полностью солидарно с аспектами, которые выделяет КЕС в своих докладах. Китайской стороной подчеркивается необходимость более тесного сотрудничества в решении международных и региональных проблем. Это сотрудничество должно развиваться в рамках ООН, форума Азия-Европа (АСЕМ).

АСЕМ отводится особая роль. «Китай и ЕС должны работать сообща, чтобы превратить АСЕМ в идеальную модель интерконтинентального сотрудничества на основе равенства, в канал обменов между западной и восточной цивилизациями и превратить форум в одного из главных участников в процессе становления нового международного политического и экономического порядка».

Таким образом, в односторонних документах делается акцент на тех проблемах, которые являются для той или иной стороны наиболее важными. В них позиция стран обозначается более резко и четко, в то время как в двусторонних документах, совместных заявлениях (особенно напрямую касающихся двусторонних отношений) о проблемах говорится обтекаемо и осторожно. В последних упор делается на прогрессе в развитии двустороннего диалога. Например, по окончании седьмого саммита ЕС-КНР в совместном заявлении говорится очень мало о правах человека: «Главы обеих сторон понимают необходимость взаимопонимания в диалоге о правах человека, согласны продолжать и развивать уже существующий диалог в этих сферах, осуществлять на практике сотрудничество». Так как при любых двусторонних встречах китайской стороной поднимается вопрос об эмбарго на поставки вооружений из стран ЕС, в совместных заявлениях этой проблеме также отводится место. Китайская сторона подчеркивает, что отмена эмбарго приведет к всестороннему стратегическому партнерству с Европой. Главы Европейских стран говорят о том, что ЕС будет «усердно работать над этим вопросом». Вопрос обсуждается осторожно, в отличие от его рассмотрения в односторонних документах.

В каждом совместном заявлении упоминается о том, что ЕС придерживается принципа единого Китая, но только при условии, что проблема будет решена мирным путем.

В двусторонних документах важнейшая роль отводится международным проблемам и сотрудничеству ЕС и КНР в плане решения этих проблем. По мнению обеих сторон, все конфликты должны решаться только мирным путем - будь то терроризм или ситуация на Корейском полуострове. В частности, говорится о необходимости сотрудничества в рамках программы ООН по борьбе против СПИДА, совместном участии в различных образовательных программах. Большое место занимают вопросы сотрудничества по борьбе с международным терроризмом, при этом отмечается, что борьба должна вестись только на основе принципов ООН: уважения прав человека и в рамках международного права. Также во всех совместных документах стороны выражают надежду на скорое установления мира в Ираке и восстановление там прав человека. В совместных заявлениях также фигурирует проблема Ирана. В первую очередь, стороны выражают надежду на то, что конфликт мирового сообщества с Ираном будет решен мирным путем. Китай поддерживает Францию, Германию и Англию в их объединении для решения проблемы Ирана и проведении консультаций на высшем уровне.

Таким образом, как это ни парадоксально, в совместных заявлениях доминируют международные проблемы и вопросы сотрудничества в рамках ООН для решения международных конфликтов. Двусторонним проблемам уделяется значительно меньшее внимания, и они обсуждаются очень осторожно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.101.51 (0.01 с.)