События на площади Тяньаньмэнь и кризис отношений кнр и стран Европы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

События на площади Тяньаньмэнь и кризис отношений кнр и стран Европы



 

Начавшееся в апреле 1989 г. движение студенческой молодежи в Пекине встретило сочувствие западноевропейской общественности. К началу июня в Западной Европе в целом сформировалось определенное негативное отношение к позиции тех руководителей Китая, которые выступали за принятие твердых мер по восстановлению порядка. В июне произошла кульминация выступлений студентов. Их демонстрация на площади Тяньаньмэнь была расстреляна правительственными войсками. События вызвали в различных кругах стран Западной Европы острую реакцию, в том числе и моральные осуждения действий китайского руководства, говорилось об отмене ряда визитов на правительственном уровне. Одновременно подчеркивалась необходимость принятия взвешенных согласованных решений в рамках Европейского Сообщества, которые не наносили бы непоправимого удара по сложившейся системе экономического сотрудничества с Китаем. «Следует избегать поспешных решений» - заявил канцлер ФРГ Г. Коль. Руководители ФРГ, однако, не хотели применять экономические санкции по отношению к КНР, так как это было невыгодно интересам собственной страны. Но под давлением общественности 14 июня правительство ФРГ приняло решение приостановить финансовую помощь Китаю, отложить подписание новых соглашений в этой сфере, приостановить контакты на высшем уровне. О решении заморозить политические контакты на правительственном уровне, воздержаться от подписания новых контрактов сообщило 6 июня правительство Франции. Согласование позиций в отношении событий в Китае завершилось принятием 27 июня на сессии европейского совета в Мадриде главами правительств «общего рынка» решения о приостановке продажи оружия Китаю, отказе о предоставление новых займов и кредитов, от встреч на высшем уровне. «Осуждение репрессий в Китае, осуществленных в нарушении прав человека», содержалось и в Политической декларации совещания руководителей семи ведущих западных государств в Париже.

Китайская сторона отвергла содержавшиеся в этой декларации обвинения, призвала Запад занять более реалистическую позицию в отношении Китая. Также китайским правительством был констатирован тот факт, что попытка изолировать Китай от мирового сообщества нанесет ущерб миру и стабильности во всем мире, в том числе интересам западных стран. Китайская сторона выразила надежду на возобладание позиций тех, кто выступает за дальнейшее развитие торгово-экономических отношений с Китаем и против вытеснения КНР из международного сообщества.

Ни западноевропейские правительственные круги, ни китайские руководители не были заинтересованные в дальнейшем обострении отношений. Зафиксировав осуждение позиций друг друга, стороны в дальнейшем постарались избежать заявлений, которые привели бы к необратимому ухудшению китайско-западноевропейских связей. Все представители западноевропейских политиков понимали, что нельзя изолировать Китай от мирового сообщества, иначе это может привести к нестабильности. Премьер-министр Великобритании М. Тэтчэр в Париже высказалась категорически против экономических санкций в отношении Китая, объясняя это тем, что экономические санкции могут обернуться и против Сянгана.

Нежелание западноевропейских правительственных кругов осложнять отношения с китайским руководством вошло в противоречие с движением общественности в этих странах. Такое движение летом-осенью 1989 г. приобрело столь значительный размах, что руководители западноевропейских государств не могли с ним не считаться. Наиболее серьезные последствия эта ситуация имела для отношений Китая с Францией. 29 июня было совершено вторжение в помещение отдела образования посольства КНР в Париже. Участники этой акции разбрасывали листовки и вывесили на фасаде здания лозунги, направленные против правительства КНР. В протесте МИД КНР правительству Франции действия французской полиции по наведению порядка были названы «слишком медленными». Китай расценил эту медлительность как «попустительство». Китайская сторона потребовала от французского правительства наказать виновных лиц и принять меры по обеспечению безопасности и нормальной работы китайского посольства, а также не допускать подобных инцидентов в будущем. 7 июля представитель МИД КНР сделал новое представление послу Франции в КНР в связи с политической и пропагандистской «подстрекательской» деятельностью на французской территории активных участников июньских событий Янь Цзяци и Уэр Кайси. Трансляция их выступлений французским телевидением и публикация их заявлений в прессе были расценены как разрешение со стороны правительства Франции. Тем не менее, французское правительство допустило проведение 25 сентября в Париже учредительного съезда «фронта демократического Китая», что вызвало новые резкие протесты со стороны КНР. Во избежание дальнейшего ухудшения двусторонних отношений правительство Франции попыталось снять с себя ответственность за деятельность на своей территории китайских эмигрантских организаций и за недружественные по отношению к руководству КНР публикации французской прессы. В Пекине положительно было встречено заявление министра иностранных дел Р. Дюма о том, что «Франция не разрешит политическим эмигрантам заниматься на французской территории деятельностью, направленной против правительств, с которыми Франция имеет дипломатические отношения».

Ситуация, которая сложилась вокруг экономической блокады Китая, вынуждала китайское руководство всячески поддерживать те силы в западноевропейских странах, которые выступали против свертывания торгово-экономических и научно-технических связей с Китаем, считали политическую изоляцию нецелесообразной. О необходимости сохранения торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с западными странами заявил Генеральный секретарь ЦК КПК Цзян Цзэминь, выступая на торжественном собрании, посвященном 40-летию образования КНР. Он подчеркнул, что «в целях ускорения шагов социалистической модернизации КНР мы будем добросовестно учиться у западных стран передовой науке и технике. Опыту хозяйствования и управления, активно и эффективно использовать иностранный капитал». Уже в конце июля в китайской и западной прессе появились сообщения, что реализация ранее начатых совместных западно-китайских совместных проектов идет полным ходом. Европейским промышленникам было не выгодно сворачивать производство и сокращать капиталовложения в Китай. Промышленники отдельных регионов и городов Западной Европы оказывали определенное давление на свое правительство с целью смягчения ограничений на торговлю с Китаем. Готовность прилагать дальнейшие усилия к развитию торгово-экономического сотрудничества с Китаем выразили члены Бельгийско-китайского Комитета по экономике и торговле на состоявшемся в 1989 г. симпозиуме «Экономика и внешняя торговля Китая». Бельгийские промышленники, входящие в промышленно-торговое общество Антверпена, призвали бельгийское правительство отменить экономические санкции против Китая. Аналогичные призывы звучали со стороны промышленных кругов ФРГ. Китайская пресса активно говорила о намерениях известного французского модельера и бизнесмена П. Кардена открыть в конце 80-х гг. в Пекине ресторана «Максим», а также магазин модной одежды в Шанхае.

И все же отдельные признаки оживления связей в целом не меняли картину стагнации экономического и политического сотрудничества Китая со странами «общего рынка».

Июньские события в Китае значительно осложнили обстановку на Сянгане, вызвали серьезную обеспокоенность его жителей, увеличили поток эмигрантов оттуда и перемещение капиталов за границу. Обострение внутриполитической обстановки на Сянгане привело к серьезным осложнениям в политических связях между КНР и Англией. В сложившейся ситуации правительство Китая приняло ряд мер, чтобы восстановить доверие населения Сянгана. Накануне совещания семи ведущих капиталистических государств в Париже в июле 1989 г. премьер-министр Великобритании М. Тэтчер заявила, что на Великобритании «лежит большая ответственность в отношении Гонконга». Свое отрицательное отношение к экономическим санкциям против КНР М. Тэтчер также объяснила тем, что это может губительно сказаться на положении вокруг Сянгана. Важнейшим условием поддержания экономической стабильности Лондон считал привлечение в колонию дополнительных капиталовложений. В отличие от мер экономического характера попытки Лондона «восстановить доверие» населения Сянгана путем поддержки сил, выступающих за большую независимость от китайского правительства, вызвали резкие протесты Пекина. Это касалось в первую очередь проблемы изменения порядка выборов в сянганский парламент. КНР обвинила Великобританию в том, что Лондон инспирирует требования колонии об увеличении до 40% квоты депутатов, избираемых в парламент путем прямого голосования. Еще более жесткую позицию КНР заняла в отношении вопроса о присутствии китайских войск на территории Сянгана после 1997 г. (дата истечения срока аренды). Он стал предметом обсуждения на состоявшемся в сентябре 1989 г. в Лондоне заседании китайско-английской группы связи. В начале сентября пекинская газета «China Daily» недвусмысленно заявила о позиции китайского правительства по этой проблеме в связи с тем, что один из членов английской администрации Сянгана поставил под вопрос необходимость присутствия частей НОАК в Сянгане в мирное время. «Каждое суверенное государство имеет право размещать свои войска на территории тех районов, где оно желает». При такой позиции КНР переговоры зашли в тупик.

Испытывая затруднения в проведении прямого диалога с китайской стороной, Лондон решил вовлечь в обсуждение проблемы Сянгана своих европейских союзников. Попытки заручиться поддержкой этих стран по вопросу о Сянгане были предприняты на конференции глав государств и правительств стран-членов Содружества в Куала-Лумпуре. Попытки привлечение в проблему Сянгана другие страны вызвали резкие протесты со стороны Пекина. КНР выступала против любой формы обсуждения вопроса о Сянгане как международного.

Серьезную обеспокоенность китайского руководства вызывало развернувшееся в Сянгане широкое движение в поддержку участников июньских событий в Китае. Китайская сторона возложила на Великобританию ответственность за использование Сянгана в качестве базы подрывных действий против КНР.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.007 с.)