Советы для родителей будущих первоклассников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Советы для родителей будущих первоклассников



1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Интерес – лучшая из мотиваций (удовлетворение от интеллектуальных занятий)

2. Повторяйте упражнения (развитие умственных способностей детей определяется временем и практикой: если не получается – вернуться позднее, сделав более легкое)

3. Терпение – не давать задания превышающие его интеллектуальные возможности.

4. Мера – узнать пределы выносливости и увеличивать время занятий постепенно.

5. Увлекательней – плохо усваивают монотонный, строго регламентированный, повторяющийся материал. Игра!!!

6. Развивайте навыки общения – научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи.

7. Избегайте неодобрительной оценки, никогда не сравнивайте его с другими детьми. Формируйте уверенность в своих силах.

  Задание 3

Упражнение «Волшебный листок»

1. Подбрасываем листок вверх прямыми ладошками.

2. Пальцы соединяем «шалашиком», подбрасываем и ловим листок, при этом повторяем названия пальцев «Здравствуй, пальчик большой», «Здравствуй, пальчик указательный» и т.д.

3. Учимся сворачивать листок пополам, соединяя уголочки листа и фиксировать место сгиба ногтями.

4. Учимся тихоньки и аккуратно разрывать листок на две равные части.

5. Помашем листочками в вытянутых руках, «как деревья», «как птицы» и т.д.

6. Сминаем каждый листок одновременно в вытянутых в разные стороны руках, не помогая частями тела, плоскостью стола и т.д. (где шарик меньше – рука лучше работает, можно говорить о ведущей руке)

7. На весу разворачиваем оба шарика одновременно, не помогая частями тела, плоскостью стола и т.д. Пока отложили листочки.

8. Работа с пальцами: показать пальцы, что держат ручку, кисточку, карандаш. (большой, средний, указательный – закрепление названий)

9. «Попугать» друг друга этими пальцами (сложность для ребенка работы только этими пальцами)

10. А теперь «поработаем экскаватором» - сделаем шарики из бумаги только этими тремя пальцами каждой рукой одновременно.

11. Разворачиваем шарики только тремя пальцами.

12. Опять сворачиваем бумагу в шарики поплотнее, уже используя вся ладонь. Играем в «катапульту» – шарик из бумаги помещаем на правый кулачек, учимся «бить щелбаны» левой рукой в цель – корзину для мусора. То же противоположной рукой (дети не умеют бить «щелбаны»)

Задание 4

Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи

Я предлагаю  задания по формированию графических навыков. Но прежде, чем приступить к занятиям, ознакомьтесь с методическими рекомендациями:

· на первом занятии научите ребенка ориентироваться в тетради (тетрадь с крупной клеткой), ребенок должен показывать правый верхний и правый нижний углы, левый верхний и левый нижний углы, середину тетради в крупную клетку;

· фломастер можно применять только на первых занятиях, а затем - только ручку;

· расстояние между строчками при письме должно быть равно двум клеточкам, а между элементами оно может быть разным;

· количество заполняемых строчек зависит от возможностей детей;

· образец следует давать в тетрадях, объяснять детально;

· сначала ребенок должен пальцем воспроизвести рисунок на столе, после чего обратным концом ручки обвести образец в тетради.

Эти задания помогут научить ребенка:

· ориентироваться в тетради в крупную клетку;

· рисовать прямые линии, квадраты по точкам и без них;

· рисовать косые линии по точкам и без них, штриховать;

· рисовать дуги, овалы по точкам и без них.

Ниже приводится практический материал по обучению детей графическим навыкам и зрительные диктанты.

Дети на занятиях должны научиться работать фломастером.

1. Проводить линии по точкам сверху вниз.


Проводить линии от одной опорной точки до другой, сверху вниз.


Самостоятельно проводить вертикальные линии в одной клетке по образцу.


2. Проводить линии по точкам слева направо в одной клетке, пропуская две клетки.


Проводить горизонтальные линии от одной точки до другой.


Самостоятельно проводить линии слева направо в одной клетке по образцу (количество строчек не ограничено).


3. Рисовать уголки по поставленным точкам, пропуская между уголками две клетки.


Нарисовать уголок по опорным точкам.


Самостоятельно нарисовать уголок по образцу.


4. Нарисовать бордюр, состоящий из вертикальных и горизонтальных линий, не отрывая фломастер от листа.


5. Нарисовать вертикальные палочки в двух клетках.


Нарисовать горизонтальные линии в двух клетках.


Нарисовать вертикальные и горизонтальные линии по образцу.


6. Нарисовать квадраты по точкам, пропуская две клетки.


Самостоятельно нарисовать квадраты.


7. Соединять квадраты, не отрывая фломастер от рисунка.

 

Родителям показываются различные варианты рисунков, способствующих развитию мелкой моторики руки.

 


 

Тема № 3. Познавательные процессы. Память. Приемы мнемотехники

 

Цель: изучить основные процессы и виды памяти, факторы забывания и способы уменьшения их влияния. Познакомить с приемами мнемотехник.

 

 На доске вывешен плакат, на котором указаны процессы и виды памяти:

Виды: ü Наглядно-образная ü Словесно –логическая ü Эмоциональная  
Процессы: ü Запоминание ü Сохранение ü Воспроизведение ü Забывание  
Свойства: ü Объем ü Прочность ü Точность ü Организованность

 

В начале занятия я хочу предложить вам упражнение.

Задание № 1. «Пиктограмма»

По очереди читаются словосочетания, а вы должны к каждому из них сделать небольшой рисунок, который помог бы вам запомнить это словосочетание. Нельзя использовать буквы, цифры, знаки, формулы. Словосочетания: веселый праздник, грустный день, неожиданная находка, приятное воспоминание, болезнь, успех, старый знакомый, злейший враг, мода, вдохновение. Нумеруйте изображения.

Память — основа психической деятельности человека. Без нее невозможен процесс мышления, а также адекватное окружающему миру поведение человека. Память — запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Благодаря памяти мы можем многократно использовать то, что мы однажды узнали и чему научились. Эта способность необходима для жизни в таком многообразном и меняющемся мире, как наш. Только представьте, если бы нам пришлось каждый раз заново осваивать какое-либо действие: как жарить яичницу, как одеваться, как сходить в магазин. Не говоря уже о том, что было бы, если бы мы не запоминали свой адрес, имя, своих родственников и друзей. Жизнь тогда была бы похожа на телевизионный сериал, с полным набором проблем, которые возникают у героев, страдающих амнезией. Они никого не узнают, многого не умеют, почти беспомощны.

Память помогает нам сохранить то, чего уже нет. Она и ее различные варианты (фото, рассказы, воспоминания) — форма существования нашего прошлого. Память связывает прошлое с настоящим и будущим человека. Благодаря ей, человек может осознать то, что когда-то происходило с ним и забылось, но продолжает влиять на него сейчас.

Память присуща всем живым существам, но в различных формах. Появились данные о способности к запоминанию даже у растений. Известны опыты, в ходе которых растения «узнавали» человека, ранее причинившего им вред. В самом широком смысле память можно определить как механизм фиксации информации, приобретенной и используемой живым организмом. Человеческая память — это сохранение человеком всего того, что с ним произошло, иногда даже помимо его воли (хочется забыть, а не можешь).

Основные процессы памяти, посредством которых она действует, — это запоминание, воспроизведение и забывание. Запоминание — главный процесс памяти, от него во многом зависит, насколько полно, точно и долго человек сохраняет информацию. Запоминание и воспроизведение могут быть произвольным или непроизвольным. Мы можем запомнить что-то как по собственному желанию, так и случайно, нечаянно, не прикладывая усилий. Точно так же можно вспомнить что-то, выученное специально, или припомнить что-то, случайно замеченное. Забывание же — это непроизвольный процесс, неподвластный человеку. Протекание процессов запоминания и воспроизведения зависит от того, насколько важна данная информация для человека. Важные для нас, оставившие след в душе вещи мы помним долго. Незначительные события быстро забываются и вспоминаются с трудом или не вспоминаются вовсе. Установлено, что крепче всего мы запоминаем значимую для нас информацию. Любому человеку нетрудно будет припомнить, что составляло смысл его жизни в каждом конкретном возрасте: мечты, желания, стремления, направленные на достижение определенной цели. Хорошо запоминается материал, когда он выступает в качестве цели наших действий — когда нам нужно его помнить. Очень прочные мнемонические («мнемос» — греч. «память», Мнемозина — богиня памяти) связи образуются при многократном обращении к какой-то информации — постоянно или длительно используемые знания запоминаются на всю жизнь.

Выделяют несколько видов памяти.

Если рассматривать память как физиологический процесс, возникающий при работе головного мозга, то она может быть кратковременной или долговременной. Что есть память на физиологическом уровне? Ее можно сравнить с множеством дорожек, как на грампластинке или на лазерном диске. При воздействии какого-либо события, переживания образуется нервный импульс, который «бежит» по определенной дорожке и оставляет на ней след. Так же, как при записи музыки или фильма на CD лазером «выжигаются» дорожки. Иногда эту дорожку импульс проторяет впервые (когда мы сталкиваемся с чем-то в первый раз) — тогда след от него неглубокий и быстро исчезает. Если же импульс пробегает по дорожке многократно (при повторении сигнала), то остается глубокий неисчезающий след, — так мы запоминаем что-то надолго. Кратковременная и долговременная память, по существу, — это разные стадии единого процесса. Сначала всегда идет кратковременное запоминание, а повторении события память о нем становится долговременной. В кратковременной памяти след от информации остается в течение 10 секунд до нескольких часов (если информация повторится пару-тройку раз). В долговременной памяти хранится то, чем мы пользуемся многократно на протяжении месяцев и лет (наше имя, родной язык и пр.). Следы в ней могут сохраняться в течение всей жизни. Объем долгосрочной памяти очень велик. Краткосрочная память вмещает намного меньше информации, часть из нее забывается, часть — переходит в долгосрочную память.

По характеру психической активности, требующейся для запоминания информации, память делится на:

двигательную,

эмоциональную,

образную,

словесно-логическую.

Если требуется запомнить движения (танца, упражнения), то работают те участки мозга, отвечающие за двигательные навыки. При запоминании эмоций работают эмоциональные мозговые центры радости, гнева, удовольствия и т. д. При запоминании какого-то образа работает соответствующий анализатор: зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный или вкусовой. Соответственно и память может быть зрительной (помню цвет, одежду), обонятельной (помню аромат розы), вкусовой (помню вкус лимона) и т. д. Зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты у всех людей. Остальные особенности памяти обычно индивидуальны: кто-то хорошо помнит лица, кто-то — нет, некоторым сложно запоминать имена. Мужчины чаще всего не смогут сказать, во что был одет их знакомый при встрече, женщины же подробно опишут цвет, фасон, аксессуары встреченной ими дамы. Словесно-логическая память необходима нам, чтобы помнить значения слов родного и иностранного языков, понимать речь, уметь сравнивать, понимать главную мысль прочитанного, делать выводы. Словесно-логическая память — один из необходимых инструментов мышления.

По характеру цели деятельности память может быть произвольной и непроизвольной. Если что-то запомнилось нам само, то это — непроизвольная память. Если же были приложены усилия со стороны человека — это произвольное запоминание. Непроизвольная память занимает большое место в жизни и деятельности людей: человек много запоминает и помнит без специальных намерений и усилий. Произвольная память позволяет человеку запоминать с необходимой полнотой то, что нужно ему в данный момент. Она необходима в учебе, работе, спорте, овладении любой новой деятельностью.

Сравните, насколько выше результативность осмысленного запоминания по сравнению с механическим заучиванием. Насколько легко вспоминать слова по смысловым связям, ассоциациям с чем-то? Как вы пользуетесь этим в жизни?

Еще одним приемом, помогающим запомнить информацию, являются мнемонические опоры. Например, всем известная формула «каждый охотник желает знать, где сидит фазан» для запоминания цветов радуги. Ее другой вариант — «как однажды Жан-звонарь головой свалил фонарь». Очень часто, пытаясь запомнить что-то сложное для нас, мы придумываем для этого какой-то свой значок или образ.

Очень интересный вид мнемонических опор — пиктограммы. Это такие рисунки, где не используются цифры, буквы, математические знаки и другие общеизвестные символы. Типичный пример пиктограмм — индейское или аборигенское письмо. У некоторых народов нет письменности, поэтому, желая передать какое-то сообщение, вдобавок скрыв его смысл от непосвященных, они рисуют значки типа: «идешь по дороге» — линия, «мимо леса» — несколько изображений деревьев, «проходишь стойбище врагов» — рисунок вигвама с черепом на верхушке и т. д.. Попробуйте запомнить информацию с помощью пиктограмм.

Вернемся к упражнению «Пиктограмма». Постарайтесь точно, дословно, воспроизвести все словосочетания.

Обсуждение. Насколько помогают пиктограммы в запоминании слов?

Таким образом, мы выяснили, что для лучшего запоминания материала его требуется осмыслить и повторить несколько раз. А вот чтобы лучше запомнить зрительный образ (картину, пейзаж, человека) можно сделать следующее. Взглянув внимательно на пейзаж, несколько раз подряд закройте и откройте глаза, сравнивая при этом то, что вы видите и что представляете. От раза к разу ваше представление будет становиться ярче, богаче, отчетливее, зрительный образ в памяти будет более полным.

Еще в 1885 году немецким психологом Германом Эббингаузом при исследовании механического запоминания и воспроизведения материала была получена кривая забывания (кривая Эббингауза). Оказалось, что 50% механически вызубренного забывается в течение часа. Через день сохраняется около 30% запомненного. Эффективность осмысленного запоминания примерно в 25 раз выше, чем при механическом заучивании. Материал, запомненный по смыслу, сохраняется значительно дольше, хотя, если его время от времени не возобновлять в памяти, он также будет рано или поздно забыт.

Задание 2. «10 слов»

Прослушайте слова и постарайтесь после прочтения повторить их.

Гора, игла, роза, кошка, часы, пальто, книга, окно, пила, нога.

Запишите число слов, которые вы смогли вспомнить.

Прослушайте слова еще раз.

Еще раз запишите цифру, сколько слов вы вспомнили со второго раза.

И т.д. до 10 раз.

Сделайте выводы о своей кратковременной памяти.

Шестилетний ребенок запоминает 5 – 6 сов при повторении до 5 раз.

 

Кроме количества времени, прошедшего с момента запоминания, на качество воспроизведения влияет та деятельность, которой человек занимался в промежутке. Если после заучивания вы занялись чем-то, тем более — чем-то схожим с запомненным материалом, то вспомнить его вам будет значительно труднее. К примеру, выучив фразу иностранного языка, вы продолжаете читать иностранный текст, — тогда вероятность вспомнить потом выученную фразу невелика. Правильно подмечено многими людьми: хорошо учить что-то на ночь. Ведь потом заученная информация не будет «затираться» информацией извне. Полезно повторить выученное перед сном, а утром вспомнить «на свежую голову». Забывание происходит медленнее, когда между запоминанием и воспроизведением человек ничем не занимается или спит, чем если он занят каким-то делом.

Нелегко бывает запомнить то, что нужно. Но иногда еще труднее забыть.

Упражнение. В течение трех минут постарайтесь не думать о белом медведе. Просто сидите молча, думайте о чем угодно, но — не о белом медведе.

Обсуждение. Признайтесь честно: кому не удалось не думать о белом медведе? Не удалось всем. Ведь забывание — непроизвольный процесс.

Что делать, чтобы уменьшить забывание?

Осмыслять информацию, а не механически заучивать. Зубрежка приемлема только тогда, когда вы точно знаете, что эта информация вам никогда не понадобится, вам нужно ее выучить и сдать «для галочки». То, чем вы планируете пользоваться в дальнейшем, лучше понимать.

Повторять информацию. «Повторение — мать учения». Первое повторение нужно сделать через 40 минут после заучивания (чтобы не забылось в течение часа). Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, так как в эти дни максимальны потери для забывания. Лучше так: в первый день — 2-3 повторения, во второй день — 1-2 повторения, затем — по одному повторению в день.

Заучивайте в период своей наилучшей работоспособности. У одних это утро, у других — вечер. Не учите днем, среди других дел.

— Учите сначала медленно, осмысливая, а затем — быстро, запоминая. При заучивании не связанного между собой и обширного материала лучше разбить его на небольшие группы, объединенные по какому-либо признаку. Например, чтобы заучить 40 названий, разделите их на 4-5 групп, возможно более однородных, в крайнем случае их можно сгруппировать хотя бы по одинаковой первой букве.

Пользуйтесь выученным. Забывается то, в чем нет постоянной потребности или необходимости. Именно поэтому можно учить иностранный язык годами на Родине, но выучить его за месяц, находясь среди носителей языка в другой стране.

Скорее запоминается то, что объединено какой-либо общей мыслью в тематическое целое. Поэтому, заучивая стихи, слова песни, не надо зубрить каждую строчку отдельно.

Забывание может быть обусловлено защитными механизмами психики. Человеческая психика устроена так, что неприятные, травмирующие переживания чаще всего забываются, а приятные — остаются в памяти. Исключение составляют события, сильно потрясшие нас, — их мы помним долго, независимо от того, хорошие они или плохие. Если бы все тяготы беременности и родов женщины помнили лучше, чем радости материнства, мало кто из них захотел бы иметь второго ребенка и род человеческий давно бы перевелся. Если бы люди хранили в своей памяти преимущественно неприятное, они и ждали бы от жизни одни неприятности, значит, были бы прирожденными пессимистами, а человек от природы оптимист.

Дополнительные тесты и упражнения:

«Робот» - на развитие образной памяти: Вы – робот, состоящий из деталей конструктора. Снимите голову и засуньте ее под мышку. Отверните уши. Одно ухо прикрутите ко лбу, а второе – на правую руку. Задание: одновременно укусите ухо и почешите нос. Верните уши на место. Вверните голову.

«Телефонограмма»: 4 человека уходят за дверь. Входят по одному, слушают и повторяют текст.

Примите телефонограмму: «22 мая в 11.15 по адресу улица Пушкинская, 148 некая Валентина Евгеньевна будет зачитывать название экзаменационных сочинений. Если же абитуриент не может попасть в назначенный день, то 23 мая в 14.45 Николай Антонович на кафедре может выдать эту информацию. Приходить с электронным носителем (дискетой)»

Приемы мнемотехники;

«Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны»

«Кто и шутя и скоро пожелает Пи узнать – число уж знает»

«Пи число легко запомнить, только надо все учесть – 3, 14 16 92 и 6»

«Бабушка укладывала в свой чемодан…»

Тема № 4. Внимание. Упражнения на развития внимания.

Цель: изучить виды внимания, его функции и свойства, приемы развития внимания.

 

На доске вывешен  плакат, на котором указаны виды и свойства внимания:

Наше сегодняшнее занятие мы начнем с небольшого упражнения.

Задание 1. «Колечко»

Сейчас все вы выйдите из комнаты, а я размещу вот эти два небольших кольца на видных местах. Вы войдете в класс и должны будете найти эти элементы. Кто найдет оба элемента – тихо садитесь на свои места, остальные продолжают искать.

 

Внимание является одним из психических процессов, с помощью которых человек воспринимает и познает окружающий мир. Чтобы воспринимать какой-либо предмет или явление, органы чувств должны быть «настроены» на него, иначе он не заметен. Этой цели служит внимание — произвольная или непроизвольная направленность сознания на определенный объект. В процессе внимания сознание выделяет из общей массы предмет, который вы воспринимаете, о котором думаете или вспоминаете. Одновременно с этим вы на какое-то время перестаете замечать другие окружающие вас объекты. То, к чему привлечено внимание, становится для нас «фигурой», а все остальное — «фоном». Во внимании проявляется избирательность сознания. Мы не в состоянии в каждый момент времени воспринимать мир полностью со всеми его звуками, запахами, изображениями. Или постоянно думать обо всех предметах и явлениях, которые нас окружают. Или вспоминать сразу все, что происходило с нами на протяжении всей нашей жизни. Человек всегда воспринимает какой-то «кусочек» реальности (больший или меньший), его мысли вертятся вокруг какого-то отдельного предмета или конкретного вопроса. Даже когда он думает «ни о чем», можно заметить, что в сознании «всплывают» разнообразные темы и вопросы, мысленно перескакиваешь с одного на другое. Но мысли никогда не приходят все сразу, а только по очереди. В каждый момент времени нас занимает что-то конкретное, а не все вообще. Сознание выбирает, на что направить внимание. Это может быть обусловлено двумя причинами:

1. Физические характеристики объекта или явления. Внимание человека может привлекать цвет, звук, форма, яркость, необычность, привлекательность предмета, новизна или внезапность ситуации. Красное платье само обращает на себя внимание. Громкий или внезапный звук трудно проигнорировать.

2. Значимость объекта или явления для человека. Значимыми могут быть весь объект или его отдельные части. Назначив встречу с человеком, ранее вам незнакомым, вы можете высматривать в толпе: просто молодого человека или девушку или конкретно человека с рюкзаком в желтых ботинках. Смотря какой признак вас в данный момент интересует. В другой раз вы бы на человека с рюкзаком и внимания не обратили, а сейчас это для вас важно.

Состояние внимания может возникать само собой, под действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого, вызывающего эмоциональный отклик (интерес). Это непроизвольное внимание — сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. Также его называют пассивным, подчеркивая отсутствие усилий со стороны человека, направленных на то, чтобы сосредоточиться.

Если человек обращает свое внимание и сосредотачивается на объекте сознательно, усилием воли, то говорят о произвольном (активном) внимании. В этом случае человек делает что-то не потому, что это интересно или приятно, а потому, что должен это делать — перед ним стоит цель сосредоточиться. Умение направить свое внимание на нужный предмет и не отвлекаться необходимо для успешной учебы и труда. Многие школьные проблемы возникают из-за слабости (несформированности) активного внимания, особенно у младших школьников. Отвлекся на птичку за окном или на новый пенал соседа — и прослушал вопрос учителя. Задумался о чем-то постороннем — и не услышал объяснения теоремы. Одним ухом прислушивался к сплетням за соседней партой — и неправильно списал пример с доски. Для детей легкая отвлекаемость, неумение долго сосредотачиваться на чем-то одном или неинтересном естественна. В процессе учебы их внимание становится более произвольным.

Иногда бывает трудно сосредоточиться на чем-то однообразном, неинтересном, но необходимом. Можно помочь себе в этом:

— Заниматься делами, требующими сосредоточенности, лучше в период своей наибольшей работоспособности. Некоторым людям хорошо думается с утра: голова свежая, солнышко ярко светит. Некоторые любят «заседать» ночью: в ночной тишине в голову приходят неожиданные, оригинальные мысли, свежие решения.

— Если устал или болеешь, то придется отложить сложные дела «до лучших времен».

— Если озабочен какими-то другими делами или проблемами, то сосредоточится на данном предмете трудно. Постарайся на время забыть о постороннем и полностью погрузиться в то, чем сейчас занимаешься.

— На умственной деятельности легче сосредоточиться, если подкрепить ее практическими действиями. Например, чтение сопровождать конспектированием. Или попытаться понять сложный физический закон, решая конкретную интересующую тебя задачу (сколько секунд будет лететь с 9-го этажа наполненный водой воздушный шарик и с какой силой он ударит в асфальт; а если пустить его с 16-го этажа и наполнить песком?).

— Представь, что объясняешь этот материал кому-то, кто этого не знает или не понимает. Или поупражняйся в умении пояснять сложные вещи самому себе.

— Найди в данном деле свой интерес. В жизни может пригодиться все — смотря как она повернется.

Кроме непроизвольного и произвольного внимания, существует еще и послепроизвольное внимание, в ходе которого сознательное выполнение какой-либо деятельности настолько поглощает и заинтересовывает человека, что не требует волевых усилий. Такое состояние может длиться часами, и человек не устает. Послепроизвольное внимание является самым эффективным и длительным.

Внимание имеет свои отличительные особенности — свойства. К свойствам внимания относятся: объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение и переключение. Внимание каждого человека индивидуально. Мы подробно рассмотрим каждое из свойств внимания и измерим свои собственные показатели этих характеристик.

Задание 2.

«Сейчас я покажу вам на одну секунду рисунок, на котором будет несколько чисел. Посмотрите внимательно, какие числа будут написаны, а когда я уберу рисунок, сложите их и запишите сумму». Потом на одну секунду, мысленно сосчитав «раз-и», показывает на доске изображение: восьмерка в квадрате, тройка в треугольнике, девятка в круге.

 

 

Когда сумма будет записана и оглашена, попросите вспомнить фигуры, в которые были вписаны цифры. Чаще всего люди не обращают на это внимания, а точнее — им не хватает объема внимания, чтобы заметить и цифры, и фигуры. Объем внимания — это то количество объектов, которые могут быть одновременно и отчетливо восприняты за относительно короткий период времени. Кроме объема, в этом задании проявилась и избирательность внимания — установка на выбор из множества объектов только некоторых. Если бы было дано задание запомнить и цифры, и фигуры, куда они вписаны, то внимание было бы организовано по-другому, но объема его также могло бы не хватить на выполнение задания полностью.

Очень часто в нашей жизни мы используем такое свойство внимания как распределение. Оно проявляется при одновременном выполнении двух или нескольких действий. Каждому из вас приходилось одновременно слушать и писать под диктовку, во время просмотра телевизора качать пресс, убирать в комнате, слушая музыку и пританцовывая. Случалось при этом, отвлекшись на что-нибудь одно, неправильно сделать другое: разговаривая с приятелем, налил чай не в чашку, а в сахарницу. Это говорит о том, что ваше распределение внимания нуждается в тренировке, так как вы не можете делать оба дела одинаково хорошо. В некоторых профессиях умение распределять внимание особенно важно. Это профессии летчика, шофера, педагога. Водитель должен одновременно следить за дорогой прямо-впереди и сбоку-сзади, не забывая вести машину. Учитель объясняет урок и следит за классом, нередко он еще и пишет что-то на доске.

Однако, долгое время эффективно распределять свое внимание между несколькими делами затруднительно. Попробуйте, сидя в комнате, одновременно читать книгу и слушать тиканье часов. Через некоторое время вы «поймаете себя» на том, что станете прерывать чтение, чтобы послушать часы, либо, увлекшись книгой, перестанете слышать тиканье. Если бы ваша черепная крышка была прозрачной, то можно было бы во время этого опыта наблюдать, как очаг возбуждения, обеспечивающий внимание, переходит то в центры, определяющие чтение книги, то — слушание часов. Происходит колебание устойчивости внимания — способности человека длительно удерживать внимание на чем-либо, сопротивляясь утомлению и отвлечению. Такие колебания внимания (флюктуации) свойственны всем людям без исключения, но в разной степени. Они могут быть длительными или временными, в зависимости от того, насколько быстро может человек «собраться» — волевым усилием вновь сконцентрироваться на деле, которым занимается. При некоторых болезнях человек никакими усилиями не может сконцентрироваться на чем-либо. В целом же, флюктуации — естественное свойство деятельности мозга человека, подобно тому, как мышце свойственно уставать.

Задание 3.

Разбейтесь на пары. Один из вас пусть попробует в течение нескольких минут, напрягая произвольное внимание, смотреть на какое-либо из двойственных изображений, приведенных ниже («профиль и ваза», мышь и толстяк«и т. д.). (Рис. 1)Попытайтесь видеть только одну из этих фигур. Вам это не удастся. Причина — непроизвольные колебания внимания. Каждый раз, когда у вас будет «проскакивать» в сознании другая фигура, ударяйте по столу пальцем, попросив напарника следить по секундной стрелке и записывать, на какой секунде вы стучите. Так вы сможете получить замеры колебаний вашего внимания. Затем помогите вашему напарнику сделать то же самое.

Обсуждение. Сравните длительность периодов колебаний вашего внимания. У всех ли они одинаковы?

Концентрация внимания – это способность человека сохранять сосредоточенность на объекте внимания при наличии помех (шум, физиологический дискомфорт (неудобная поза, жара или холод, жажда или голод), другие раздражающие и отвлекающие человека вещи). Чем меньше круг объектов, на которых сосредоточено внимание человека, тем он больше на них сконцентрирован. За множеством объектов уследить трудно. Способность сконцентрироваться и не отвлекаться на помехи зависит также от свойств нервной системы. Людям со слабой нервной системой раздражители мешают сосредоточиться, они легко отвлекаются на шум, голоса, могут сосредоточиться только в тишине, в привычной обстановке. Людям с сильной нервной системой помехи не мешают, а даже помогают, — повышают концентрацию внимания. Такие люди иногда просто не могут работать в тишине, им лучше думается под музыку, при звуках телевизора.

Еще одно свойство внимания — переключение. Это способность перемещать внимание с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую. При этом учитывается, насколько быстро человек может «включиться», вникнуть в новую деятельность, перестав думать о предыдущей. А также, насколько легко ему удается это сделать. Люди с подвижной нервной системой легко переключают внимание с одного предмета на другой, быстро сосредотачиваются на новом объекте. Некоторым людям тяжело сменить образ действий: начав заниматься другой работой, еще некоторое время они делают все так же, как и раньше.

Для тренировки внимания используют те же задания, что и для его диагностики. Их можно усложнять: вместо двух букв вычеркивать три и больше, вычеркивать на скорость, зачеркивать по-разному. Есть множество картинок в журналах, в которых предлагается найти отличия.

Рисунок 1

 

Задание 4.

Игра «Муха»: каждый из партнеров мысленно воображает квадрат 3 на 3 клетки, в средней клетке помещается «муха», ее по очереди передвигают из клетки в клетку, стараясь не выйти за границы квадрата. Можно усложнить эту игру, играя в квадрате 4 на 4, 5 на 5.

 

Дополнительные тесты и упражнения:

«Корректурная проба» - рисуночный и буквенный вариант, даже подходит любой текст из газеты.

Упражнение на увеличение количества заданий, произнесенных одновременно:

ü нарисовать 3 различные геометрические фигуры разным цветом;

ü нарисовать внизу листа 5 квадратов одинаковой величины, первый – любым цветом;

ü нарисовать 5 круглых бусинок на нитке разными цветами, средняя – синяя;

ü нарисовать 7 геометрических фигур, 4 – по углам листа, остальные в центре, 1 – синяя, 2 – красная, 3 – желтая, 4 – зеленая, 5 – голубая, 6 оранжевая, 7 фиолетовая.

Таблицы Шульте (также рисуночный вариант с двумя или тремя элементами)

«Найди отличия»

«Пишущая машинка» и т.д.

Тема № 5. Мышление. Развитие мышления

 

На доске вывешен  плакат, на котором указаны виды и операции мышления:

 

1. Наглядно-действенное (дошкольники)
2. Наглядно-образное (дошкольники и младшие школьники)  

 

 

Изучение мышления началось сравнительно недавно, гораздо позже исследования восприятия, внимания и памяти. Это объясняется сложностью данного психического процесса, недоступностью его внутренней динамики для внешнего наблюдения. Народная пословица гласит: «Чужая голова — потемки». Долгое время единственным способом изучения мышления считалось самонаблюдение (интроспекция). Сейчас спектр научных средств изучения мышления значительно расширился: от наблюдения и самонаблюдения до лабораторного и естественного эксперимента, от тестирования мыслительных особенностей, психофизиологических способов регистрации мыслительных действий (детектор лжи) до создания компьютерных программ, способных моделировать мысли человека (компьютерный игрок в шахматы). Пока не изобретено способа узнать мысли другого человека, — мы можем только догадываться об их содержании с большей или меньшей достоверностью. Но как велико стремление человека к раскрытию этой охраняемой природой с особой тщательностью заг



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.131 с.)