Программа курса  «школа родителей будущих первоклассников» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа курса  «школа родителей будущих первоклассников»



ПРОГРАММА КУРСА  «ШКОЛА РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ»

Курс рассчитан на 8 занятий, по 1 ч. каждое, один раз в неделю.

Цель программы:

развитие компетентности родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школе, их социализации в школьной жизни.

Задачи программы:

1. Пропаганда психологических знаний по теме «Психологическая готовность к школе».

2. Помощь в осознании специфики возраста и соотнесении требований школы с психологическим обликом ребенка.

3. Формирование позиции сотрудничества со своим ребенком и со школой.

4. Создание классного коллектива родителей, планирование совместных работ и методического обеспечения учебного процесса

Методы работы: г рупповое обсуждение, беседа, ролевые игры, дискуссия, деловая игра, психодиагностика

Примерное тематическое планирование.

 

Тема Время
1 Что такое «готовность к школе»? 1 час
2 Интеллектуальная готовность. Развитие мелкой моторики руки. 1 час
3 Познавательные процессы. Память. Приемы мнемотехники 1 час
4 Внимание. Упражнения на развития внимания. 1 час
5 Мышление. Развитие мышления. 1 час
6 Межполушарная асимметрия мозга. 1 час
7 Темперамент вашего ребенка. 1 час
8 Как определить способности вашего ребенка? 1 час

 

По итогам проведения «Школы родителей будущих первоклассников» можно говорить о следующих результатах:

1. Удовлетворенность родителей полученными знаниями

2. Готовность к дальнейшему сотрудничеству в рамках психолого-педагогического просвещения.

3. Ориентация родителей в вопросах психологической готовности будущего первоклассника.

4. Увеличения количества обратившихся за консультативной помощью в адаптационный период.

ТЕМА №1. Что такое «готовность к школе»?

Цели

· Познакомить родителей с видами психологической готовности детей к школе.

· Способствовать определению позиций, по которым дети нуждаются в помощи при подготовке к школе.

Материалы и оборудование

Плакаты, распечатки анкет, информационные листы на каждого участника, лист ватмана, маркеры.

Ход занятия

Психолог. Последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог его родителям. За этот достаточно долгий срок некоторые мамы и папы пытаются изучить со своим сыном или дочерью программу первого класса. Однако делать подобное ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для обучения в школе.

Почему же так необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше — до поступления в школу? Что же такое «готовность к школе»? Для чего это нужно знать родителям? Попробуем разобраться.

Задание № 1

Психолог. Заполните, пожалуйста, тест «Готовы ли мы отдавать своего ребенка в школу» Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.

1 2 3 4 5
1/ 2/ 3/ 4/ 5/
6/ 7/ 8/ 9/ 10/
11/ 12/ 13/ 14/ 15/
         

Всего:

1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.

2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.

3. На мой взгляд, четыре урока — непомерная нагрузка для маленького ребенка.

4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.

5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама.

6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.

7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.

8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.

9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.

10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.

11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.

12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.

13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.

15. Мой ребенок часто говорит: “Мама, мы пойдем в школу вместе!”.

А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма. Если общий показатель принимает значение

до 4 баллов — это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября — по крайней мере, сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;

5-10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;

10 баллов и больше — было бы неплохо посоветоваться детским психологом.

А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.

1 — необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.

2 — нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.

3 — предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями

4 — есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.

Этот краткий тест дает представление о тех психологических сложностях, которые возникают у первоклассников. Внимательные родители умеют предвидеть и избегать проблем школьной адаптации, но для этого необходимо быть уверенным, что Ваш ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для того, чтобы учиться в школе.

Психолог. Что нового возникает в жизни ребенка с того момента, как он, вооружившись ранцем и букетом цветов, отправляется в школу?

1. Ребенок переходит к систематической учебной деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Нужно заметить, что поступление ребенка в школу не означает отказа от игр, т. к. по-прежнему значительную часть своего времени первоклассник уделяет именно им.

2. Возникают отношения «ученик–учитель». Они требуют от первоклассника принятия роли ученика, т. е. умения слушать и выполнять указания учителя.

3. Приобретается статус ученика. Школа воспринимается им как символ дальнейшего развития. А что разовьет в себе ребенок, чего достигнет, пребывая в ее стенах, — во многом зависит от нас, взрослых.

Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность — это результат того, что первоклассник психологически не был готов к обучению в школе. Какие же компоненты включает в себя «психологическая готовность к школе»? Прежде чем ответить на вопрос, познакомьтесь с информацией на плакате.

На доске появляется плакат, на котором указаны компоненты готовности ребенка к обучению в школе:

 

 

Родителям раздаются распечатки с описаниями компонентов психологической готовности к обучению в школе.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6–7-и годам ребенок должен знать:

· свой адрес и название города, в котором он живет;

· название страны и ее столицы;

· имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;

· времена года, их последовательность и основные признаки;

· названия месяцев, дней недели;

· основные виды деревьев и цветов.

Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью — учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался». Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Познавательное развитие. Важно, чтобы ребенок желал узнавать что-то новое. Высокий уровень обучаемости напрямую связан с познавательной активностью. Известный детский писатель С.Я.Маршак написал:

Он взрослых изводил вопросом «почему?»

Его прозвали «маленький философ»,

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не досаждал вопросом «почему?»

Не отмахивайтесь от детских вопросов. Дети наблюдательны, но им не хватает жизненного опыта, чтобы правильно оценить и истолковать замеченное явление.

Необходимо также развивать у ребенка мышление, воображение, восприятие. Сейчас печатается огромное количество книг с играми, упражнениями на развитие психических процессов. Ими можно пользоваться. Но помните: Как только интересное и новое становится обязательным, обременяющим, оно не приносит должного результата

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Медицинский критерий.

Сегодня только 4 % детей рождаются здоровыми. 96 % детей имеют какую-то патология или заболевание.

Если у вашего ребенка присутствуют хронические заболевания – требуется консультация с врачом. Не задача педагога – психолога работать с больным ребенком. Задача – дать информацию.

Обязанность родителя – сообщить обо всех хронических заболеваниях своему педагогу на случай обострения заболевания.

Желудочно-кишечный тракт.

Осенью происходит обострение всех желудочно-кишечных проблем. Какова должна быть профилактика на этот период?

Жалобы на живот нельзя игнорировать!

Бронхо-легочная система

Самое большое количество кислорода ребенок получает через органы носоглотки. Если у ребенка затруднено дыхание – он получает меньше кислорода. Значим, меньшее его количество попадает в кровь и приходит в мозг. Отсюда идет неуспешность в учебной деятельности.

Сердечно-сосудистая система

Больное сердце ведет к потере сознания, которая, в свою очередь, ведет к временной нетрудоспособности.

Неврологический статус.

Большинство родителей об этой проблеме ничего не знает!

При любом синдроме в кризисный семилетний возраст будет затруднен переход на новый этап. Происходят обострения всех неврологических заболеваний, идущих от периода новорожденности.

Также надо обратить внимание на следующий момент: у ребенка должна быть сформированы НАВЫКИ ПЕРВОКЛАССНИКА

К моменту поступления в школу, дети должны уметь самостоятельно:

1. мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалета, перед едой;

2. умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером перед сном;

3. причёсываться (своей расчёской);

4. мыть ноги перед сном тёплой водой;

5. утром и вечером чистить зубы;

6. при приёме пищи: сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами), не разговаривать, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и салфеткой, тщательно пережёвывать пищу;

7. пользоваться носовым платком;

8. быстро одеться, раздеться, убрать постель;

9. содержать в чистоте и порядке игрушки и книги;

10. содержать в чистоте и порядке одежду и обувь;

11. при входе в помещение вытирать обувь;

12. переодеваться в домашнюю одежду и обувь;

13. при необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью.

 

В заключение психолог подводит итог и организует среди участников обмен мнениями по проблеме готовности детей к обучению в школе.

ТЕМА №2 Интеллектуальная готовность. Развитие мелкой моторики руки.

Цели: познакомить с критериями интеллектуальной готовности ребенка

Вступление.

Каждое последующее занятие начинается с рефлексии первоначального состояния родителей. Что рассказали дети о занятиях в школе? Что беспокоит сейчас родителей? Что хотели бы обсудить?

Задание № 1

Психолог: Мне хотелось бы задать вам первый вопрос: «Какими качествами должен обладать, на ваш взгляд, «идеальный» первоклассник?».

Родители называют качества, психолог записывает их маркером на вывешенном альбомном листе.

На выполнение этого задания отводится 3–5 минут, после чего проводится обобщение и анализ ответов.

Обсуждение

Задание № 2

Как узнать самостоятельно, без помощи специалиста, готов ли ребенок к школе? Какие тесты и методики обычно используются психологами, приемной комиссией при поступлении в школу?

Родители могут оценить уровень «зрелости» с помощью наблюдения и ответов на вопросы. Вопросы разработаны психологом Джеральдиной Чейни.

Оценка развития познания

1. Владеет ли ребенок основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.)?

2. Умеет ли ребенок классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель)?

3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?

4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум 3 указания (одень носки, сходи в ванну, там умойся, после этого принеси мне полотенце)?

5. Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?

Оценка базового опыта

6. Приходилось ли ребенку сопровождать взрослых на почту, в магазин, в сберкассу?

7. Был ли малыш в библиотеке?

8. Бывал ли ребенок в деревне, в зоопарке, в музее?

9. Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу, рассказывать ему истории?

10. Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо. Есть ли у него хобби?

Оценка языкового развития

11. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?

12. Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?

13. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи, например, пылесос, щетка, холодильник?

14. Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под стулом и т.д.?

15. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай?

16. Четко ли ребенок выговаривает слова?

17. Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?

18. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию, участвовать в домашнем спектакле?

Оценка умения общаться

23. Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними?

24. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?

25. Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?

Оценка физического развития

26. Хорошо ли ребенок слышит?

27. Хорошо ли он видит?

28. Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?

29. Развита ли у него координация моторных навыков (может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого, не держась за перила,…)

30. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?

31. Выглядит ли он здоровым, сытым, отдохнувшим (основную часть дня)?

Зрительное различение

32. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы (найди картинку, непохожую на остальные)?

33. Может ли ребенок различать буквы и короткие слова (кот/год, б/п…)?

Зрительная память

34. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из 3х картинок, а затем одну убрать?

35. Знает ли ребенок свое имя и названия предметов, встречающихся в его повседневной жизни?

Зрительное восприятие

36. Способен ли ребенок разложить по порядку серию картинок?

37. Понимает ли он, что читают слева направо?

38. Может ли самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?

39. Может ли интерпретировать картинку, составить небольшой рассказ по ней.

Оценка отношения к книгам

44. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?

45. Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?

46. Задает ли вопросы о словах, об их значении?

После того, как Вы ответили на приведенные выше вопросы, проанализировали результаты, можно провести ряд тестов, используемых детскими психологами при поступлении в школу.

Тесты проводятся не все сразу, в разное время, когда у ребенка хорошее настроение. Не обязательно проводить все предложенные тесты, выберите несколько.

Степень психосоциальной зрелости (кругозор) – тестовая беседа, предложенная С. А. Банковым.

Ребенок должен ответить на следующие вопросы:

1. Назови свои фамилию, имя, отчество.

2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.

3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?

4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?

7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?

8. Что бывает раньше – обед или ужин?

9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

10. Кем работает твой папа, твоя мама?

11. Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш)

12. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

13. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?

14. Почему снег бывает зимой, а не летом?

15. Что делает почтальон, врач, учитель?

16. Зачем в школе нужна парта, звонок?

17. Ты хочешь пойти в школу?

18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

19. Каких животных ты знаешь?

20. Каких птиц ты знаешь?

21. Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?

22. Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.

23. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Сегодня и на последующих занятиях мы рассмотрим игровые приемы развития познавательной  сферы будущего первоклассника. Игра основной вид деятельности дошкольников, не только удовольствие, радость, но важное средство самовыражения, проба сил. Игры, в которые мы попробуем поиграть, не требуют специальной подготовки, условий, главное интерес, желание. Играть в них можно по дороге в детский сад, в магазин, коротая время в ожидании автобуса, на прогулке и т. д.

Объяснение игры обязательно сопроводите примером или показом.

Родителям раздаются буклеты с описанием игр. Можно предложить поиграть в форме соревнований между родителями заранее разделив их на группы. При этом необходимо обратить внимание родителей на то, что, играя с ребенком, следует отмечать даже небольшое продвижение вперед, при этом форма соревнования не всегда может быть уместной.

В конце занятия необходимо отметить активных участников занятия, поблагодарить родителей за участие в работе курса, и предложить заполнить анкету для анализа эффективности совместной работы

Задание 4

Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи

Я предлагаю  задания по формированию графических навыков. Но прежде, чем приступить к занятиям, ознакомьтесь с методическими рекомендациями:

· на первом занятии научите ребенка ориентироваться в тетради (тетрадь с крупной клеткой), ребенок должен показывать правый верхний и правый нижний углы, левый верхний и левый нижний углы, середину тетради в крупную клетку;

· фломастер можно применять только на первых занятиях, а затем - только ручку;

· расстояние между строчками при письме должно быть равно двум клеточкам, а между элементами оно может быть разным;

· количество заполняемых строчек зависит от возможностей детей;

· образец следует давать в тетрадях, объяснять детально;

· сначала ребенок должен пальцем воспроизвести рисунок на столе, после чего обратным концом ручки обвести образец в тетради.

Эти задания помогут научить ребенка:

· ориентироваться в тетради в крупную клетку;

· рисовать прямые линии, квадраты по точкам и без них;

· рисовать косые линии по точкам и без них, штриховать;

· рисовать дуги, овалы по точкам и без них.

Ниже приводится практический материал по обучению детей графическим навыкам и зрительные диктанты.

Дети на занятиях должны научиться работать фломастером.

1. Проводить линии по точкам сверху вниз.


Проводить линии от одной опорной точки до другой, сверху вниз.


Самостоятельно проводить вертикальные линии в одной клетке по образцу.


2. Проводить линии по точкам слева направо в одной клетке, пропуская две клетки.


Проводить горизонтальные линии от одной точки до другой.


Самостоятельно проводить линии слева направо в одной клетке по образцу (количество строчек не ограничено).


3. Рисовать уголки по поставленным точкам, пропуская между уголками две клетки.


Нарисовать уголок по опорным точкам.


Самостоятельно нарисовать уголок по образцу.


4. Нарисовать бордюр, состоящий из вертикальных и горизонтальных линий, не отрывая фломастер от листа.


5. Нарисовать вертикальные палочки в двух клетках.


Нарисовать горизонтальные линии в двух клетках.


Нарисовать вертикальные и горизонтальные линии по образцу.


6. Нарисовать квадраты по точкам, пропуская две клетки.


Самостоятельно нарисовать квадраты.


7. Соединять квадраты, не отрывая фломастер от рисунка.

 

Родителям показываются различные варианты рисунков, способствующих развитию мелкой моторики руки.

 


 

Тема № 3. Познавательные процессы. Память. Приемы мнемотехники

 

Цель: изучить основные процессы и виды памяти, факторы забывания и способы уменьшения их влияния. Познакомить с приемами мнемотехник.

 

 На доске вывешен плакат, на котором указаны процессы и виды памяти:

Виды: ü Наглядно-образная ü Словесно –логическая ü Эмоциональная  
Процессы: ü Запоминание ü Сохранение ü Воспроизведение ü Забывание  
Свойства: ü Объем ü Прочность ü Точность ü Организованность

 

В начале занятия я хочу предложить вам упражнение.

Задание № 1. «Пиктограмма»

По очереди читаются словосочетания, а вы должны к каждому из них сделать небольшой рисунок, который помог бы вам запомнить это словосочетание. Нельзя использовать буквы, цифры, знаки, формулы. Словосочетания: веселый праздник, грустный день, неожиданная находка, приятное воспоминание, болезнь, успех, старый знакомый, злейший враг, мода, вдохновение. Нумеруйте изображения.

Память — основа психической деятельности человека. Без нее невозможен процесс мышления, а также адекватное окружающему миру поведение человека. Память — запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Благодаря памяти мы можем многократно использовать то, что мы однажды узнали и чему научились. Эта способность необходима для жизни в таком многообразном и меняющемся мире, как наш. Только представьте, если бы нам пришлось каждый раз заново осваивать какое-либо действие: как жарить яичницу, как одеваться, как сходить в магазин. Не говоря уже о том, что было бы, если бы мы не запоминали свой адрес, имя, своих родственников и друзей. Жизнь тогда была бы похожа на телевизионный сериал, с полным набором проблем, которые возникают у героев, страдающих амнезией. Они никого не узнают, многого не умеют, почти беспомощны.

Память помогает нам сохранить то, чего уже нет. Она и ее различные варианты (фото, рассказы, воспоминания) — форма существования нашего прошлого. Память связывает прошлое с настоящим и будущим человека. Благодаря ей, человек может осознать то, что когда-то происходило с ним и забылось, но продолжает влиять на него сейчас.

Память присуща всем живым существам, но в различных формах. Появились данные о способности к запоминанию даже у растений. Известны опыты, в ходе которых растения «узнавали» человека, ранее причинившего им вред. В самом широком смысле память можно определить как механизм фиксации информации, приобретенной и используемой живым организмом. Человеческая память — это сохранение человеком всего того, что с ним произошло, иногда даже помимо его воли (хочется забыть, а не можешь).

Основные процессы памяти, посредством которых она действует, — это запоминание, воспроизведение и забывание. Запоминание — главный процесс памяти, от него во многом зависит, насколько полно, точно и долго человек сохраняет информацию. Запоминание и воспроизведение могут быть произвольным или непроизвольным. Мы можем запомнить что-то как по собственному желанию, так и случайно, нечаянно, не прикладывая усилий. Точно так же можно вспомнить что-то, выученное специально, или припомнить что-то, случайно замеченное. Забывание же — это непроизвольный процесс, неподвластный человеку. Протекание процессов запоминания и воспроизведения зависит от того, насколько важна данная информация для человека. Важные для нас, оставившие след в душе вещи мы помним долго. Незначительные события быстро забываются и вспоминаются с трудом или не вспоминаются вовсе. Установлено, что крепче всего мы запоминаем значимую для нас информацию. Любому человеку нетрудно будет припомнить, что составляло смысл его жизни в каждом конкретном возрасте: мечты, желания, стремления, направленные на достижение определенной цели. Хорошо запоминается материал, когда он выступает в качестве цели наших действий — когда нам нужно его помнить. Очень прочные мнемонические («мнемос» — греч. «память», Мнемозина — богиня памяти) связи образуются при многократном обращении к какой-то информации — постоянно или длительно используемые знания запоминаются на всю жизнь.

Выделяют несколько видов памяти.

Если рассматривать память как физиологический процесс, возникающий при работе головного мозга, то она может быть кратковременной или долговременной. Что есть память на физиологическом уровне? Ее можно сравнить с множеством дорожек, как на грампластинке или на лазерном диске. При воздействии какого-либо события, переживания образуется нервный импульс, который «бежит» по определенной дорожке и оставляет на ней след. Так же, как при записи музыки или фильма на CD лазером «выжигаются» дорожки. Иногда эту дорожку импульс проторяет впервые (когда мы сталкиваемся с чем-то в первый раз) — тогда след от него неглубокий и быстро исчезает. Если же импульс пробегает по дорожке многократно (при повторении сигнала), то остается глубокий неисчезающий след, — так мы запоминаем что-то надолго. Кратковременная и долговременная память, по существу, — это разные стадии единого процесса. Сначала всегда идет кратковременное запоминание, а повторении события память о нем становится долговременной. В кратковременной памяти след от информации остается в течение 10 секунд до нескольких часов (если информация повторится пару-тройку раз). В долговременной памяти хранится то, чем мы пользуемся многократно на протяжении месяцев и лет (наше имя, родной язык и пр.). Следы в ней могут сохраняться в течение всей жизни. Объем долгосрочной памяти очень велик. Краткосрочная память вмещает намного меньше информации, часть из нее забывается, часть — переходит в долгосрочную память.

По характеру психической активности, требующейся для запоминания информации, память делится на:

двигательную,

эмоциональную,

образную,

словесно-логическую.

Если требуется запомнить движения (танца, упражнения), то работают те участки мозга, отвечающие за двигательные навыки. При запоминании эмоций работают эмоциональные мозговые центры радости, гнева, удовольствия и т. д. При запоминании какого-то образа работает соответствующий анализатор: зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный или вкусовой. Соответственно и память может быть зрительной (помню цвет, одежду), обонятельной (помню аромат розы), вкусовой (помню вкус лимона) и т. д. Зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты у всех людей. Остальные особенности памяти обычно индивидуальны: кто-то хорошо помнит лица, кто-то — нет, некоторым сложно запоминать имена. Мужчины чаще всего не смогут сказать, во что был одет их знакомый при встрече, женщины же подробно опишут цвет, фасон, аксессуары встреченной ими дамы. Словесно-логическая память необходима нам, чтобы помнить значения слов родного и иностранного языков, понимать речь, уметь сравнивать, понимать главную мысль прочитанного, делать выводы. Словесно-логическая память — один из необходимых инструментов мышления.

По характеру цели деятельности память может быть произвольной и непроизвольной. Если что-то запомнилось нам само, то это — непроизвольная память. Если же были приложены усилия со стороны человека — это произвольное запоминание. Непроизвольная память занимает большое место в жизни и деятельности людей: человек много запоминает и помнит без специальных намерений и усилий. Произвольная память позволяет человеку запоминать с необходимой полнотой то, что нужно ему в данный момент. Она необходима в учебе, работе, спорте, овладении любой новой деятельностью.

Сравните, насколько выше результативность осмысленного запоминания по сравнению с механическим заучиванием. Насколько легко вспоминать слова по смысловым связям, ассоциациям с чем-то? Как вы пользуетесь этим в жизни?

Еще одним приемом, помогающим запомнить информацию, являются мнемонические опоры. Например, всем известная формула «каждый охотник желает знать, где сидит фазан» для запоминания цветов радуги. Ее другой вариант — «как однажды Жан-звонарь головой свалил фонарь». Очень часто, пытаясь запомнить что-то сложное для нас, мы придумываем для этого какой-то свой значок или образ.

Очень интересный вид мнемонических опор — пиктограммы. Это такие рисунки, где не используются цифры, буквы, математические знаки и другие общеизвестные символы. Типичный пример пиктограмм — индейское или аборигенское письмо. У некоторых народов нет письменности, поэтому, желая передать какое-то сообщение, вдобавок скрыв его смысл от непосвященных, они рисуют значки типа: «идешь по дороге» — линия, «мимо леса» — несколько изображений деревьев, «проходишь стойбище врагов» — рисунок вигвама с черепом на верхушке и т. д.. Попробуйте запомнить информацию с помощью пиктограмм.

Вернемся к упражнению «Пиктограмма». Постарайтесь точно, дословно, воспроизвести все словосочетания.

Обсуждение. Насколько помогают пиктограммы в запоминании слов?

Таким образом, мы выяснили, что для лучшего запоминания материала его требуется осмыслить и повторить несколько раз. А вот чтобы лучше запомнить зрительный образ (картину, пейзаж, человека) можно сделать следующее. Взглянув внимательно на пейзаж, несколько раз подряд закройте и откройте глаза, сравнивая при этом то, что вы видите и что представляете. От раза к разу ваше представление будет становиться ярче, богаче, отчетливее, зрительный образ в памяти будет более полным.

Еще в 1885 году немецким психологом Германом Эббингаузом при исследовании механического запоминания и воспроизведения материала была получена кривая забывания (кривая Эббингауза). Оказалось, что 50% механически вызубренного забывается в течение часа. Через день сохраняется около 30% запомненного. Эффективность осмысленного запоминания примерно в 25 раз выше, чем при механическом заучивании. Материал, запомненный по смыслу, сохраняется значительно дольше, хотя, если его время от времени не возобновлять в памяти, он также будет рано или поздно забыт.

Задание 2. «10 слов»

Прослушайте слова и по



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.159 с.)