Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семантические признаки и виды языковых оценок
Специфика природы оценочного значения определяет характер ее семантического описания. В научной литературе выделяются следующие признаки оценочного предмета. ). Собственно оценочность. Здесь подразумевается хорошее / плохое отношение субъекта к объекту оценки, рассматриваемое независимо от того, какими свойствами обладает последний. Оно устанавливает соответствие между физическим миром и миром ценностей, указывая на факт присутствия или отсутствия идеального в действительном. В этом значении оценочное значение противопоставляется дескрипции, фиксирующей воспринимаемые человеком черты объективного мира и выражающей отношение высказывания к действительности. Этот компонент указывает на присутствие субъекта оценки и имеется во всех оценочных выражениях. ). Оценка эмоциональная и рациональная. Их выделение в структуре оценочного предиката осуществляется в зависимости от того, какие стороны субъектно-объектных отношений актуализируются в оценочном акте. Эмоциональная оценка предполагает активизацию эмоциональной сферы говорящего, его чувств, отношений, положительных и отрицательных эмоций, связанных с психической сферой симпатий и антипатий. Рациональная оценка базируется на когнитивной сфере говорящего. Она отражает знание субъекта, формируемые в результате взаимодействия ментальной и социальной природы окружающей человека действительности. В аксиологии вопрос о первичности одного из этих факторов является ведущим. Эмотивисты считают, что оценка определяется эмоциями, непосредственной реакцией на события. Объективисты полагают, что эмоции возникают в результате наших суждений, эксплицитных и имплицитных, если меняется мнение о предмете, то меняются и эмоции. Е.М. Вольф говорит о сложности выделения чисто эмоциональной и рациональной оценки. Способы их выражения в языке тем не менее отличаются, сигнализируя о присутствующей в основе суждения оценке. Говоря о различии между частнооценочными и эмотивными предикатами В.Н. Телия отмечает специфику их семантики, мотивации и функции. По его мнению, эмотивно-оценочные значения создаются семантическими компонентами, порождающими предпосылки для эмоционально-окрашенного восприятия действительности, обозначаемой языковым выражением. Эмоциональная оценка предполагает стимул, способный вызвать эмоциональную реакцию, и в качестве такого стимула обычно выступает образность. Эмотивно-оценочные значения порождаются на основе стереотипа или квазистереотипа. Рациональная оценка интерпретирует некоторую «аномалию» в мире, а эмоциональная указывает на личное отношение говорящего к объекту оценки и стремится донести это отношение до сознания адресата.
Каждый язык обладает арсеналом средств для различения эмоциональной и рациональной оценок; фиксирования разных реакций на них адресата; дифференциация этих двух видов оценки при интерпретации. Эмоциональной является непосредственная реакция на объект, выраженная междометием, эффективными словами. Словами - оскорблениями и т.п. Рациональная оценка предполагает оценочное суждение и способы выражения, учитывающие этот характер оценки. В первую очередь, аксиологические предикаты (ср.: Я считаю, что это хорошо и Хорошо!). Экспрессивность рациональной оценке не свойственна. Но соотношение рационального и эмоционального меняется при разных формах оценки. Строго дифференцировать эти виды оценки не всегда возможно. Рациональность оценки усиливается, если включается предикат мнения, а эмоциональность усиливается, если включается предикат мнения, а эмоциональность усиливается с помощью экспрессивности и аффективных прилагательных (Она прекрасная хозяйка; какая она великолепная хозяйка, - наращивание эмоциональности; В ней чувствуется хорошая хозяйка; Я считаю ее хорошей хозяйкой, - нарастание рациональности). Наиболее явно рациональная и эмоциональная оценки различаются в речевых актах, обращенных непосредственно к собеседнику. ). Экспрессивность тесно связана с эмоциональной оценкой. Она возникает в тех случаях, когда оценка появляется как непосредственная реакция на событие, явление, объект или его свойства. Экспрессивность оценочных выражений в речевых актах направлена на то, чтобы усилить эмоциональное воздействие на собеседника. ). Аффективность. Под аффективностью понимается компонент оценочного значения, характеризующий степень заинтересованности субъекта, например: Это интересно и Это потрясающе, Я люблю и Я обожаю и т.п. Данное свойство оценочного предиката реализуется как в семантике отдельных оценочных слов, так и в структуре высказывания в целом.
Среди оценочных выражений выделяется особый класс слов, которые содержат аффективность в своем значении; ср.: прилагательные потрясающий, замечательный, немыслимый, ужасный, кошмарный и т.п. В семантике этих слов оценка сочетается с интенсификацией, а эмотивный аспект значения (ориентированность на субъект) выступает на первый план. Предикаты аффективного значения квалифицируют объект через ту реакцию, которую он вызывает в субъекте. В этом состоит их основная суть. ). Интенсификация. Движение по оценочной шкале отражает свойства интенсификации и деинтенсификации. Движение происходит как в зоне «+», так и в зоне «- «. Интенсификация подразумевает усиление признака «хорошо» или «плохо», деинтесификация - ослабление признака «хорошо» или признака «плохо». Интенсифицироваться могут как общеоценочные слова, так и частнооценочные предикаты. Интенсификация оценки не ограничена определенным числом позиций, не дискретна. Она может быть выражена в семантике слов (ср.: глупый - безмозглый; любить - обожать; милашка - очаровательница - восхитительница), а может эксплицироваться благодаря определенным аффиксам: глупый - глуповатый; мудрый - мудрейший. Интенсифицироваться могут не только признаки, выраженные прилагательными, но и предикатные семы оценочных имен, например: отъявленный негодяй; конченный мошенник; восхитительная красавица.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.220.181.180 (0.005 с.) |