Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Категории оценки и ее лингвистический статус
модный литература женщина лингвистический Ценностные представления присущи каждой культуре. Они отражают миропонимание и мировоззрение народа. Каждая национальная культура характеризуется особым видением мира. И как следствие, индивидуум, выросший в этой атмосфере, также наделен им. Ценностная картина мира социума включает определенный набор и иерархию ценностей. Которые выражаются в оценках, а также предполагает наличие оценочных стереотипов и норм, оценочной шкалы и ориентиров оценки. Различные типы ценностей, их пересечение и конфликт закрепляются в языковой картине мира. Группировка ценностей способна выступать отличительным признаком культуры. Основным способом отражения системы ценностей в языке признается категория языковой оценки (Вольф 1985; Арутюнова 1988, 1999; Телия 1986; Богуславский 1994). Аксиологический подход у языковым единицам помогает реконструировать ценностную картину мира в ее национальных вариантах. В результате взаимодействия с окружающим миром происходит его познание и оценка и формируется ценностное видение мира. Наиболее ярко ценностная картина мира представлена в лексике и словообразовании. Благодаря словообразованию можно понять. Какие ценности удерживают сознание. Мир оценок всеобъемлющ и многогранен. Один и тот же объект может быть предметом самых разнообразных оценок. Вместе с тем оценки отличаются селективностью: они вычленяют и фиксируют то, что становится важным с точки зрения общественных потребностей. Оценка - это результат определенного уровня развития общества, познания, самопознания. По И.И. Ивину оценка на уровне высказывания характеризуется соотнесенностью с логическими формами суждения, с эмоциональными формами выражения, с определенным понятийным содержанием (которое выступает в форме представлений о нормах, стандартах, стереотипах), с национальной культурой, системным характером представленности в сознании.
Структура оценки
В логике оценку рассматривают как разновидность модальной рамки, которая наслаивается на содержание и сообщает о ценностном отношении субъекта речи к предмету сообщения. Оценочную модальность представляют в виде формулы А r В, где А представляет субъект оценки, В- ее объект, а r - оценочное отношение, которое имеет значения «хорошо / плохо» (Ивин 1070: 12). То есть главными элементами оценочной модальной рамки являются ее субъект и объект. Связанные оценочным предикатом.
Под субъектом оценочной структуры подразумевается лицо. Часть социума или социум в целом, с точки зрения которого производится оценка. Субъект дает оценку на основании имеющейся в его «картине мира» шкалы и соответствующих стереотипов. Объект оценки - это лицо, предмет, событие или положение вещей, к которым относится оценка. Объектом оценки может быть все, что им способно стать: практически весь универсум в человеческом сознании ценностно окрашен. Предикат r в формуле А r В, на которой основывается структура оценки, обладает рядом свойств, отражающих специфику оценочного отношения субъекта к объекту. В языке r может быть представлен разнообразно: как словами (хороший, плохой, умный, глупый, нравиться, одобрять, презирать, молодец, негодяй и т.д.), так и семантикой высказывания в целом. Неотъемлемой частью структуры оценки, в основании которой лежит сравнение, является аксиологическая шкала, как способ градуированного сравнения однородного класса объектов, обладающих определенным признаком относительно стандарта или нормы. Зона «нормы» соотносится с той частью шкалы, на которой помещаются стереотипные представления о данном объекте с соответствующим признаком. Примечательно, что в области аксиологических понятий норма лежит не в серединной части шкалы, а совпадает с ее позитивным краем. И оценочные предикаты образуют бинарную оппозицию: «норма-не норма» (отклонение от нормы): хороший означает соответствующий норме, плохой сигнализирует об отклонении от нормы (Арутюнова. 1996: 181). Таким образом, аксиологическую шкалу можно представить следующим образом: в центре шкалы лежит область положительной оценки, то есть норма, справа и слева от нее находятся области отрицательной оценки. Выражающие. Соответственно, избыточную или недостаточную степень признака. Зона «нормы» - это положение, соотносимое с позитивной оценкой социума и предписываемое предмету оценки его представителями. В ней отражаются признаковые характеристики как стереотипа, так и эталона оцениваемого объекта. Отношение к норме является критерием объективности ценностного суждения, что позволяет устранить или ослабить роль субъективного фактора в оценке.
Зоны «плюса» и «минуса» на оценочной шкале естественного языка не обнаруживают полной симметрии. Оценка «хорошо» может означать как соответствие норме, так и превышение ее, в то время как оценка «плохо» всегда означает отклонение от нормы. Слова из семантической области «среднего» также имеют тенденцию перехода в сферу» - «; ср.: так себе, средний, обычный, заурядный, посредственный и т.п. Норма слабо представлена в лексике, тогда как конечные фланги градационной шкалы изобилуют экспрессивными синонимами. Тем не менее, существование нормы в языковых структурах проявляет себя через констанцию плохого как «не нормы». Зато отклонение от нормы в сторону увеличения признака как отрицательного, так и положительного. Язык может рассматривать как сдвиг в сторону «хуже» (Вольф 1985: 55). Помимо вышеперечисленных элементов оценочной структуры модальная рамка оценки включает, как правило, скрытно-оценочные стереотипы и основание оценки. Оценочный стереотип составляет стандартные признаки для соответствующих классов объектов. На шкале оценочные стереотипы соотносятся с зоной нормы. Представления о стандартных признаках оценочного стереотипа являются общими для всех или большинства членов данного социума. Оценочные стереотипы включают собственные свойства предметов, образующие наборы стандартных признаков + стереотипное представление о социально обусловленном месте объекта в системе ценностей. Релевантным для оценки является второй компонент стереотипа. Позицию в системе ценностей может занимать признак как таковой, который в самой своей семантике имеет оценку, например, грязный (» - «) - грязнуля, многие поведенческие признаки человека: распутный (» - «) - распутница и т.п. Не имеют стереотипов общие и аффективные оценки, поскольку они не соотносятся с признаками объектов и не предполагают классификации. Хотя в некоторых ситуациях аффективы подразумевают некий набор частных признаков, каузирующих оценку. (Вольф 1985:61). Основание оценки - это ее мотивация или оценочный признак. Основания оценки меняются с течением времени и зависят от изменения критериев оценки, стандарта класса (стереотипных, эталонных представлений). Именно основание оценки является базой многочисленных классификаций оценок.
Природа оценочного значения
Для проведения различий между оценками и тем, что ими не является, в научной литературе (Ивин 1970; Вольф 1985; Арутюнова 1999) используется противопоставление: «оценка - описание», «оценивать - описывать». Следовательно, оценка противостоит дескрипции, которая фиксирует воспринимаемые человеком черты объективного мира. Сферы действия оценки и дескрипции как будто бы противоположны во всех отношениях. Сущность дескрипции - это достоверно представить существующее или одно из возможных дел; сущность же оценки - сообщение о том, что описанное положение квалифицируется субъектом речи как хорошее или плохое. Дескрипция направлена на объективность и независима от субъекта речи; оценка, будучи порождением ментального мира, находится в тесной взаимосвязи и субъектом речи. Дескрипция стремится описать собственные свойства предметов внешнего мира, тогда как оценка, оперируя понятиями нормы (стандарта, эталона, стереотипа) рассматривает эти свойства с ценностных позиций потребностей субъекта. Дескрипция ориентирована на реальность и стремится максимально приблизиться к ней, эксплицируя все многообразие существующих в природе причинно-следственных отношений.
Истинность дескритивного содержания может быть проверена путем соотнесения с действительностью. Оценка имеет двойственный характер: с одной стороны, она обращена к «идеализированной картине мира», формируемой ценностями и нормами. А с другой_ к действительности, поскольку мотивы и критерии оценки задаются фактическими свойствами предметов. Мотивы оценок всегда объективны. Но они «не находятся с самой оценкой ни в каузальных отношениях, ни в отношении логического вывода»: одни и те же мотивы могут служить основаниями для разных оценок (Арутюнова 1999: 181). Иначе говоря, между основанием оценки и самой оценкой отсутствует непосредственная связь, хотя они и находятся в постоянном эмпирическом взаимодействии в сознании людей. Оценка применима ко всему, что человек считает благом: хорошо - значит соответствовать идеализированной модели макро0 или микромира; плохо - значит не соответствовать этой модели по одному из присущих ей параметров. Зону же «безразличного» (неоцениваемого) составляет «вовсе непричастное к идеализированному представлению о жизни на земле» (Арутюнова 1999: 180-181). Мир ценностей формируется под воздействием внешнего мира, но составляющие его компоненты детерминируются человеком. Оценивается то, что представляется необходимым ему физически и духовно. Таким образом, между оценочным предикатом и объектом оценки всегда стоит человек. Любая оценка подразумевает ценностное отношение между субъектом и объектом. Поэтому важнейшей особенностью семантики оценки является то, что в ней всегда присутствует субъективный фактор, тесно взаимодействующий с объективным. Субъективный компонент предполагает положительное или отрицательное отношение субъекта оцеки к ее объекту (иногда его представляют в виде оценочных модусов «хорошо / плохо». «одобрение / неодобрение», «ценить/не ценить», «нравится/не нравится» или модусов эмотивности «снисхождение», «презрение», «пренебрежение», «порицание», «осуждение» и т.п.), в то время, как объективный компонент оценки ориентируется на собственные свойства предметов или явлений, на основе которых выносится оценка. В высказываниях субъективный и объективный аспекты могут быть разделены. Так часто субъективное отношение передается предикатами сенсорной оценки (очаровательница, обольстительница, очаровашка, милашка), обозначающими отношения между объектами внешнего мира и вызываемыми ими состояниями человека. Они отсылают к некоторому свойству объекта (предметы, лица), которое стимулирует в человеке определенную психологическую или физиологическую реакцию.
Способностью обозначать субъективное отношение обладают аффективные слова - тогда, когда эти слова и теряют свой дескриптивный смысл, а именно при непосредственной коммуникации. Отрыв от свойств референта более характерен для отрицательной оценки. «Окончательный отрыв от действительности превращает отрицательную оценку в ругательство…Ругань выражает только отрицательное отношение говорящего к объекту оценки (обычно к адресату). Она не нуждается ни в основании, ни в критерии оценки» (Арутюнова 1999:51). Следует отметить, что противопоставление субъекта / объекта в структуре оценки и субъективность / объективность в ее семантике - явления разнопорядковые. И субъект, и объект оценки предполагают наличие субъективного и объективного факторов, которые находятся в сложном взаимодействии (Вольф 1985). Так субъект, оценивая предметы или события, опирается, с одной стороны, на свое отношение к объекту оценки («нравиться/не нравится»), а с другой стороны, на нормативные, стереотипные представления об объекте и шкалу оценок, на которой расположены присущие объекту признаки. «Нормы строятся на упрочении связи между мотивами оценки и самой оценкой. Отношение к ним дает наиболее объективное основание для ценностного суждения, способное устранить или ослабить роль субъективного фактора» (Арутюнова 1999: 181). Объект оценки. В свою очередь, также вбирает в себя субъективные (субъектно-объектные отношения) и объективные (свойства объекта) признаки. В языковых средствах, приписывающих объекту те или иные свойства, оценочный и дескриптивный компоненты неразрывно связаны и во многих случаях неразделимы. Это относится как к семантике отдельных слов, так и к целым высказываниям, содержащим оценку. Соотношение субъективного (идеального) и объективного (действительного) является основной проблемой, вокруг которой разворачиваются споры о сущности и природе оценочных суждений. В истории изучения оценки выделяются два основных направлений, одно из которых опирается на представление о том, что ведущая роль в оценке отводится субъекту, определяющему свое отношение к объекту, а другое считает основным для оценки свойства объекта (Вольф 1985; Арутюнова 1988; Ивин 1970). Несмотря на то, что идеи данных направлений развивались преимущественно в сфере этических теорий, многие из положения являются существенными для изучения оценки с позиций языка. Итак, первое направление нашло свое наиболее явное выражение в концепциях эмотивизма, где оценочное значение рассматривается непосредственно как выражение эмоций субъекта, как отношение субъекта к объекту (Карнап, Айер, Стивенсон, Хаэр и др.). «Эмотивность» в данном случае понимается очень широко, поскольку считается, что практически любое высказывание содержит эмотивный аспект; даже сообщение о факте что-то меняет в психическом состоянии слушателя. И ему предписываются соответствующие эмоциональные состояния.
В эмотивном аспекте оценки делятся на собственные эмоции субъекта, т.е. выражающие состояния говорящего. И эмоции, оказывающие влияние на собеседника. Сторонники эмотивизма не относят «хорошее» к свойствам объекта, исходя из того, что этот признак не принадлежит собственно объекту. Авторы данного направления исключают возможность спора об оценках, поскольку последние не включают факты. Эмотивисты признают первичность эмоционального фактора в оценке и производность (вторичность) рационального. Противоположное направление - натурализм - опирается на идею, что оценочное значение - это нечто, что принадлежит самим объектам и представляет собой не отношение, а свойство. В рамках этой концепции появляются два течения: интуиционизм (Холл, Урмсон) и функционализм (Катц, Вендлер, Хаэр). Представители первого считают, что оценочные свойства, в том числе моральные, являются объективной реальностью и присущи действиям и состояниям дел. Они полагают, что поскольку оценка основана на объективных признаках предмета и явлений, то, соответственно, оценочные свойства истекают как логический вывод из дескриптивных. Сторонники функционализма оценочные свойства состоят с функциями вещей: хороший нож - это такой, который хорошо режет; хороший отец - это тот, который хорошо выполняет соответствующие функции: кормит и одевает детей. Попытки «примирить» крайности взглядов рассмотренных направлений стимулировали дальнейшие теоретические изыскания. Которые привели к необходимости установить различия между собственными и оценочными свойствами предметов. Количество определений оценочного значения в отечественной лингвистике за последнее время значительно возросло. Опираясь на изложенные различными авторами мысли и положения, можно предложить следующую классификацию существующих концепций оценочного значения: 1. Оценочное значение - это выражение отношения к дескриптивному содержанию с позиций субъекта речи по признаку «хорошо / плохо» (Вольф 1985); «положительно / отрицательно» (Харченко 1973; Кошель 1983); «позитивно / негативно / нейтрально» (Бабаева). 2. Разграничивается узкое и широкое понимание термина «оценка». Первое включает только собственно оценочную характеристику предметов, свойств, факторов, ситуации по признаку «хорошо-плохо». Данный вид классификации чаще выражается лексически. Оценка в широком смысле представляется как целый спектр языковых функций, включающий многоаспектную квалификацию как «истинно-ложно». «важно-неважно» и др., выражаемую не только лексическими, но и грамматическими средствами. . оценочное значение понимается как реляционное, т.е. устанавливающее соответствие между дескриптивным содержанием и нормативными представлениями субъекта речи. Оценочные значения характеризуют «отношение между действительным миром и его идеализированной моделью, сам факт наличия или отсутствия соответствия между этими мирами, отражение одного в другом» (Арутюнова 1999: 182). Таким образом, оценочное значение предстает как констатация наличия или отсутствия в идеализированной модели мира аналога определенного свойства, понимаемого в данном случае как дескриптивного содержание. . Оценочное значение - установление ценностной значимости дескриптивного содержания для жизненных, общественно - практических и культурологических потребностей субъекта; определение «ценностной предметности» дескриптивного содержания (Богуславский 1994).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.220.181.180 (0.012 с.) |