История стандартов качества. Стандартизация. Сертификация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История стандартов качества. Стандартизация. Сертификация



Введение

стандарт сертификация аудит управление

В настоящее время во всем мире заметно ужесточились требования, предъявляемые потребителями к качеству продукции. Вероятность того, что созданная продукция будет отвечать требованиям потребителя, повышается, если на предприятии действует эффективная система качества. Это привело к международной практике внесения в контракты требований к системам качества, дополняющих требования к продукции или услуге, а также к проверке качества на предприятии у поставщика.

Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization) была создана в 1946 г. Это неправительственная организация национальных органов по стандартам. Работа по подготовке международных стандартов обычно осуществляется силами технических комитетов. Каждый национальный орган - член ИСО, заинтересованный в той области, где создан Технический комитет, а их на сегодняшний день образовано около двухсот, имеет право быть представленным в этом комитете. Россия - член ИСО, поэтому российские специалисты, так же как и специалисты других стран, принимали участие в разработке стандартов в области качества.

Принципиально важным положением новой версии стандартов ISO серии 9000 являются выделение следующих четырех ключевых аспектов качества:

·   качество, обусловленное спросом на продукцию;

·   качество, обусловленное проектированием продукции;

·   качество, обусловленное соответствием продукции проекту;

·   качество, обусловленное материально-техническим обеспечением.

Цель методических указаний и требований стандартов семейства ISO серии 9000 - выполнение требований для всех четырех аспектов качества продукции.

В новой версии стандартов ИСО серии 9000:2000 (Е) обобщен опыт, накопленный ИСО в области качества, сокращено число стандартов, продолжена их дальнейшая ориентация на удовлетворение запросов потребителя, идет непрерывное совершенствование стандартов - впервые рассматривается процессный подход к управлению качеством, основанный на восьми универсальных принципах «всеобщего управления качеством» (TQM).

Под термином «TQM» понимается метод управления предприятием, основанный на сотрудничестве всех его работников, ориентированный на качество и обеспечивающий через удовлетворение запросов потребителей достижение целей долговременного предпринимательского успеха и выгоды для всех работников организации и хозяйства в целом.

Международной организацией по стандартизации (ИСО) принято следующее определение термина «стандартизация», раскрывающее ее сущность, назначение и содержание.

Стандартизация - это процесс установления и применения правил в целях упорядочения деятельности на пользу и при участии всех заинтересованных сторон и, в частности, для достижения всеобщей оптимальной экономии, с соблюдением функциональных условий и требований техники безопасности. Она основывается на объединенных достижениях науки, техники и практического опыта и определяет основу не только настоящего развития, но и будущего, поэтому и должна осуществляться неразрывно от прогресса. Основным нормативным документом стандартизации является стандарт. В Федеральном законе «О техническом регулировании» он определяется как документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Сертификат - это документ, удостоверяющий качество. Он защищает интересы потребителя товаров, государственные интересы той или иной страны.

Сертификацию производств можно считать как самостоятельную процедуру и как составную часть системы обеспечения качества. Стимулами для сертификации предприятиями своих производств являются выполнение основного этапа сертификации системы качества; повышение конкурентоспособности продукции и облегчения ее выхода на мировой рынок; сокращение затрат на испытания на этапе инспекционного контроля за сертифицированной продукцией.

Объектами проверки и оценки системы качества являются деятельность по управлению и обеспечению качества и само качество продукции (услуг).

Актуальность моей темы в том, что сегодня в условиях расширения международной торговли, необходимости использования в работе по повышению качества продукции всего ценного из мировой практики, перед нами весьма остро стоят задачи внедрения стандартов ISO серии 9000 и перехода от комплексных систем управления качеством к международным стандартам.

Цель дипломной работы состоит в изучении методов оценки качества, основных показателей и контроля над ним, изучение стандартизации и сертификации в Российской Федерации. Я хочу проанализировать влияние показателей качества на конкурентоспособность предприятия.

Объектом исследования является предприятие, которое следует требованиям Системы Качества, ГОСТам, и самое главное, удовлетворению потребностей потребителей. В данном случае это ОАО КФ «Волжанка». По объему производственных мощностей «Волжанка» входит в первую десятку предприятий кондитерской промышленности России.

Предметом дипломной работы являются методы оценки качества, методы оценки показателей качества, контроль качества, международные и отечественные стандарты, сертификация, документы и законы.

Если повышение качества продукции - надежный путь более полного удовлетворения потребностей страны в необходимых изделиях и растущего спроса населения на разнообразные товары, то низкое качество, брак - это растрата материальных ресурсов и труда народа. Поэтому необходимо изучать Систему Качества и стремиться к внедрению международных стандартов.

 


Премии качества

 

Если стандарты ISO серии 9000 рассматривают внутренние проблемы компании в вопросах обеспечения качества, то премии качества нацелены в основном на внешние проблемы компании, являющиеся результатом ее внутренних проблем. В этом и состоит наиболее существенная разница между моделями ISO 9000 и премией качества.

Наиболее престижными премиями качества являются: приз Деминга (Deming Application Prize - DAP) в Японии, национальная награда за качество Мэлкома Бэлдриджа в США и Европейская награда за качество (European Quality Award - EQA) для компаний Европы.

Прежде чем рассматривать эти премии качества, следует обратить внимание на различный подход к вопросу качества в Европе, США и Японии.

В Европе большое внимание уделяется в настоящее время Системе Качества и соответственно качеству процесса. Этот подход и лежит в основе стандарта ISO серии 9000. В то же время, как в США, так и в Японии вопросы качества представляют в более высоком его понятии: качество, удовлетворявшее потребителя. В этом случае под качеством, удовлетворяющим потребителя, понимается качество цели и качество исполнения. Европейские же страны в своем развитии, несколько отстали в вопросах обеспечения качества. И поэтому они вынуждены начинать с Системы Качества, которая для Японии и США является пройденным этапом и «саморазумеющимся» для компаний, выживших в жесткой конкурентной борьбе.

Российская премия (приз) качества; Премия Правительства Российской Федерации в области качества была учреждена постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. №423, что явилось результатом масштабного комплекса работ отечественных специалистов по изучению и обобщению зарубежного опыта в области управления качеством и совершенствования его обеспечения.

Премия присуждается ежегодно, начиная с 1997 г., на конкурсной основе за достижение организацией значительных результатов в области обеспечения безопасности и качества продукции или услуг, а также за внедрение организацией высокоэффективных методов управления качеством.

Ежегодно присуждается не более 12 премий, которые вручают лауреатам конкурса (во время Европейской недели качества).

Присуждение премий оформляется постановлением Правительства Российской Федерации, которое публикуется в средствах массовой информации ко дню проведения Всемирного дня качества (второй четверг ноября).

В качестве премии организациям-лауреатам вручается приз с эмблемой премии и диплом. Церемония премирования проводится в рамках Всемирного дня качества. (13,21)

 

Заключение

 

Международные стандарты не являются обязательными. Однако многие международные стандарты отражают интересы большинства стран и часто принимаются за основу при разработке национальных (государственных) стандартов. Это способствует конкурентоспособности продукции, развитию торговли, экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

Решение проблемы сертификации Систем Качества, связанных с удовлетворением коммерческих интересов отечественных предприятий и страны в целом, заключается в создании условий обеспечения заинтересованности предприятий в сертификации систем качества.

Выпуск и реализация продукции повышенного качества адекватно отражают социально-экономические интересы, как производителя, так и торговли. От качества продукции во многом зависят конкурентные возможности торгового предприятия, его товарная и ценовая политика, успех в коммерческом деле и размеры прибыли.

Качество продукции тесно связано с ее конкурентоспособностью, которая характеризуется соответствием потребительских и стоимостных показателей товара показателям товара-аналога конкурента. Следовательно, конкурентоспособность определяется путем сравнения товаров однородного свойства, удовлетворяющих одну и ту же потребность. Помимо понятия конкурентоспособности товара существует понятие конкурентоспособности торгового предприятия. Под конкурентоспособностью предприятия понимаются его устойчивые позиции и место на рынке, где определяющим фактором является качество товаров. Эти две категории не только проявляются одновременно, но и обычно взаимодействуют с присущими им признаками. Обеспечение и поддержание на заданном уровне конкурентоспособности, как товаров, так и торгового предприятия являются залогом успеха на конкурентном рынке.

Сегодня управление качеством продукции диктуется новыми условиями хозяйствования.

В нынешних условиях организация управления качеством продовольственных товаров должна строиться на взаимодействии служб, занятых производством и обращением товаров (поставкой, хранением, переработкой, транспортировкой, реализацией). Функции управления качеством включают: обеспечение и сохранение параметров качества начиная от производства и заканчивая сбытом товаров. На стадии производства главная задача - гарантия заданных потребительских свойств и качества товаров, на стадии хранения - защита продукции от неблагоприятно воздействующих факторов. Необходимо создание условий и режима, способствующих сохранности полезных свойств и минимальным потерям продукции. На стадии переработки требования к продуктам регламентируются действующими стандартами и нормативами качества. На последующих стадиях обращения: транспортировке, перемещении и реализации продукции - предусматриваются меры по сохранению кондиционного состояния и сокращению потерь товаров от физико-механического воздействия.

Оценка уровня качества продукции (товаров) является основой для выработки необходимых решений в системе управление качеством продукции.

Деятельность по повышению качества влечет за собой увеличение затрат как производителя, так и потребителя продукта. Для сохранения конкурентоспособности продукта при управлении хозяйственными процессами осуществляют оптимизацию затрат на качество.

Я проанализировала показатели оценки качества ОАО КФ «Волжанка» и других кондитерских фабрик, и сделала вывод, что качество продукции на ОАО КФ «Волжанка» находится на высоком уровне. Но для увеличения спроса, высокой конкурентоспособности, удовлетворения нужд потребителей, безопасности для здоровья, жизни людей необходимо улучшать качество продукции по всем показателям качества.

Анализ теоретического и практического опыта управления качеством показывает, что применительно к рыночным отношениям и сложившимся в нашей стране условиям однозначное использование только отечественных или зарубежных подходов к управлению не позволит достичь видимых результатов. Однако главное - это необходимость развития и более широкого использования системного подхода при обеспечении качества.

К этому следует добавить:

·   цели и задачи в области повышения, обеспечения и улучшения качества должны находиться в центре экономической политики каждого предприятия, фирмы, компании и т.п. Целями их деятельности, как правило, должны быть: удовлетворение запросов и требований потребителей; достижение ожидаемого потребления качества (с учетом цены) с минимальными затратами поставки продукции и оказание услуг потребителям в установленные сроки; основным критерием достижения целей в области качества принято принимать удовлетворение требований потребителей;

·   необходимы признание и реализация комплексного и систем подходов к УК как наиболее эффективных методов достижения целей и задач в области качества;

·   при производстве продукции и оказании услуг высокого качества следует использовать средства труда высокого уровня качества;

·   должны осуществляться непрерывное и систематическое обращение, специализированная профессиональная подготовка высоко квалифицированных кадров и постоянное повышение их квалификации в области обеспечения и УК;

·   необходима постоянная добросовестная творческая работа сотрудников по повышению, обеспечению и улучшению качества, требуется воспитание у каждого изготовителя продукции, исполнителя, всех работников глубокоуважительного отношения к потребителю, заказчику;

·   необходимо создавать атмосферу заботы и уважения к работнику любой должностной категории и внимания к их нуждам, т.е. важно учитывать человеческий фактор.

Структура и объем дипломной работы: диплом состоит из введения, трех глав, включающих девять разделов, заключения и списка литературы.

 


Список литературы

 

1. Закон РФ «О стандартизации» - Москва, 1993 - 15 с.

2. Закон РФ «О стандартизации товаров и услуг» - Москва, 1993 - 9 с.

.   Зиньковская И.В.: Сертификация: теория и практика/ Зиньковская И.В., Макаренко М.В., Сельская О.В./ - Москва, ПРИОР, 2002 - 192 с.

.   Лифиц И.М.: Стандартизация, метрология и сертификация. - Москва, Юрайт-Издат, 2003 - 296 с.

.   Крылова Г.Д.: Основы стандартизации, сертификации, метрологии. - М аудит, 1998 - 479 с.

.   Мазур И.И.: Управление качеством. - М: Омега Л, 2005 - 399 с.

.   Мельников В.П.: Управление качеством. - Академия, 2005 - 339 с.

.   Мишин В.М.: Управление качеством. - Москва, ЮНИТИ - ДАНА, 2000 - 303 с.

.   Аристов О.В.: Управление качеством/ Аристов О.В./ - М.: Инфра М, 2007 - 236 с.

.   Басаков М.И.: Сертификация товаров и услуг с основами стандартизации и метрологии. - Ростов - на - Дону, МарТ, 2000 - 256 с.

.   Басовский Л.Е., Протасьев В.Б.: Управление качеством. - Москва, ИНФА-М, 2002 - 212с

.   Бузов Б.А.: Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация. - М Академия, 2006 - 168 с.

.   Глудкин О.П.: Всеобщее управление качеством./ Глудкин О.П./ - Москва, 2001 - 600 с.

.   Николаева М.А.: Товарная экспертиза. - Москва, 1999

.   Гиссин В.И.: Управление качеством продукции. - Ростов - на - Дону. Феникс, 2000 - 256 с.

.   Осипов Б.В., Мировская Е.А.: Математические методы и ЭВМ в стандартизации и управлении качеством. - Москва, Издательство стандартов, 1990 - 168 с.

.   Сергеев А.Г., Латышев М.В.: Сертификация. - М - Логос, 2000 - 248 с.

.   Ильенкова С.Д.: Управление качеством./ Ильенкова С.Д./ - Москва, Юнити, 2001-199 с.

.   Горфинкель В.Я., Швандар В.А.: Товарная экспертиза. Стандартизация. - Москва, 2006

.   Афанасьева Л.Р., Базарова В.И., Боровикова Л.А.: Товароведение продовольственных товаров. - М.: Экономика, 1995. - 376 с.

.   Половцева Ф.П.: Коммерческая деятельность. - Москва, 2001

.   Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К.: Коммерческая деятельность. - Москва, 1998

.   Андрест Б.В. Волкинд И.Л., Гарнецков В.З., Ерохин С.Н., Жустров В.Н.: Справочник товароведа продовольственных товаров. - Москва, 1987

.   Фатыхов Д.Ф., Белехов А.Н.: Охрана труда в торговле, общественном питании, пищевых производствах в малом бизнесе и быту. - Москва, 2000

.   Елиферов А.В.: Основы системы менеджмента. - Москва, 2005 - 292 с.

.   Василевская И.Д.: Управление качеством. - Москва.1999 - 73 с.

.   Источники «Бизнес Аналитика»

.   Данные Аналитического отдела РИА «РосБизнесКонсалтинг»

Введение

стандарт сертификация аудит управление

В настоящее время во всем мире заметно ужесточились требования, предъявляемые потребителями к качеству продукции. Вероятность того, что созданная продукция будет отвечать требованиям потребителя, повышается, если на предприятии действует эффективная система качества. Это привело к международной практике внесения в контракты требований к системам качества, дополняющих требования к продукции или услуге, а также к проверке качества на предприятии у поставщика.

Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization) была создана в 1946 г. Это неправительственная организация национальных органов по стандартам. Работа по подготовке международных стандартов обычно осуществляется силами технических комитетов. Каждый национальный орган - член ИСО, заинтересованный в той области, где создан Технический комитет, а их на сегодняшний день образовано около двухсот, имеет право быть представленным в этом комитете. Россия - член ИСО, поэтому российские специалисты, так же как и специалисты других стран, принимали участие в разработке стандартов в области качества.

Принципиально важным положением новой версии стандартов ISO серии 9000 являются выделение следующих четырех ключевых аспектов качества:

·   качество, обусловленное спросом на продукцию;

·   качество, обусловленное проектированием продукции;

·   качество, обусловленное соответствием продукции проекту;

·   качество, обусловленное материально-техническим обеспечением.

Цель методических указаний и требований стандартов семейства ISO серии 9000 - выполнение требований для всех четырех аспектов качества продукции.

В новой версии стандартов ИСО серии 9000:2000 (Е) обобщен опыт, накопленный ИСО в области качества, сокращено число стандартов, продолжена их дальнейшая ориентация на удовлетворение запросов потребителя, идет непрерывное совершенствование стандартов - впервые рассматривается процессный подход к управлению качеством, основанный на восьми универсальных принципах «всеобщего управления качеством» (TQM).

Под термином «TQM» понимается метод управления предприятием, основанный на сотрудничестве всех его работников, ориентированный на качество и обеспечивающий через удовлетворение запросов потребителей достижение целей долговременного предпринимательского успеха и выгоды для всех работников организации и хозяйства в целом.

Международной организацией по стандартизации (ИСО) принято следующее определение термина «стандартизация», раскрывающее ее сущность, назначение и содержание.

Стандартизация - это процесс установления и применения правил в целях упорядочения деятельности на пользу и при участии всех заинтересованных сторон и, в частности, для достижения всеобщей оптимальной экономии, с соблюдением функциональных условий и требований техники безопасности. Она основывается на объединенных достижениях науки, техники и практического опыта и определяет основу не только настоящего развития, но и будущего, поэтому и должна осуществляться неразрывно от прогресса. Основным нормативным документом стандартизации является стандарт. В Федеральном законе «О техническом регулировании» он определяется как документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Сертификат - это документ, удостоверяющий качество. Он защищает интересы потребителя товаров, государственные интересы той или иной страны.

Сертификацию производств можно считать как самостоятельную процедуру и как составную часть системы обеспечения качества. Стимулами для сертификации предприятиями своих производств являются выполнение основного этапа сертификации системы качества; повышение конкурентоспособности продукции и облегчения ее выхода на мировой рынок; сокращение затрат на испытания на этапе инспекционного контроля за сертифицированной продукцией.

Объектами проверки и оценки системы качества являются деятельность по управлению и обеспечению качества и само качество продукции (услуг).

Актуальность моей темы в том, что сегодня в условиях расширения международной торговли, необходимости использования в работе по повышению качества продукции всего ценного из мировой практики, перед нами весьма остро стоят задачи внедрения стандартов ISO серии 9000 и перехода от комплексных систем управления качеством к международным стандартам.

Цель дипломной работы состоит в изучении методов оценки качества, основных показателей и контроля над ним, изучение стандартизации и сертификации в Российской Федерации. Я хочу проанализировать влияние показателей качества на конкурентоспособность предприятия.

Объектом исследования является предприятие, которое следует требованиям Системы Качества, ГОСТам, и самое главное, удовлетворению потребностей потребителей. В данном случае это ОАО КФ «Волжанка». По объему производственных мощностей «Волжанка» входит в первую десятку предприятий кондитерской промышленности России.

Предметом дипломной работы являются методы оценки качества, методы оценки показателей качества, контроль качества, международные и отечественные стандарты, сертификация, документы и законы.

Если повышение качества продукции - надежный путь более полного удовлетворения потребностей страны в необходимых изделиях и растущего спроса населения на разнообразные товары, то низкое качество, брак - это растрата материальных ресурсов и труда народа. Поэтому необходимо изучать Систему Качества и стремиться к внедрению международных стандартов.

 


История стандартов качества. Стандартизация. Сертификация



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.047 с.)