Стандартизация и нормативные документы. Стандарты и сертификация товаров и услуг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стандартизация и нормативные документы. Стандарты и сертификация товаров и услуг



 

Главная правовая особенность стандартизации, изложенная в Федеральном законе «О техническом регулировании», состоит в том, что стандартизация определяется как деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сфере производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Международной организацией по стандартизации (ИСО) принято следующее определение термина «стандартизация», раскрывающее ее сущность, назначение и содержание.

Стандартизация - это процесс установления и применения правил в целях упорядочения деятельности на пользу и при участии всех заинтересованных сторон и, в частности, для достижения всеобщей оптимальной экономии, с соблюдением функциональных условий и требований техники безопасности. Она основывается на объединенных достижениях науки, техники и практического опыта и определяет основу не только настоящего развития, но и будущего, поэтому и должна осуществляться неразрывно от прогресса.

Основным нормативным документом стандартизации является стандарт. В Федеральном законе «О техническом регулировании» он определяется как документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг (из ст. 2 Федерального закона «О техническом регулировании»).

В любом обществе стандартизация осуществляется в целях обеспечения:

Ø безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества людей;

Ø технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

Ø качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

Ø единства измерений;

Ø экономии всех видов ресурсов;

Ø безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

Ø обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

В самом общем виде объектами стандартизации являются вещи, процессы или отношения. Нормативный документ по стандартизации - это документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики, касающиеся объектов стандартизации, определенных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу пользователей. (6, 7, 9)

Национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации. Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2003 г. №316 Госстандарт России уполномочен на исполнение функций национального органа по стандартизации. Стандарт разрабатывается на конкретную продукцию и услугу, конкретные производственные процессы или их элементы, имеющие общенародное хозяйственное значение.

В 1998 г. была принята Концепция национальной системы стандартизации в России, которая обобщила достижения многолетнего опыта в развитии как отечественной, так и международной стандартизации и определила основные задачи в связи с рыночными условиями хозяйствования. Концепция содержит основные исходные предпосылки развития и дальнейшего совершенствования стандартизации в РФ:

·   необходимость государственного регулирования экономики в условиях ее ориентации на рыночный характер;

·   обеспечение в стандартах баланса интересов самостоятельных хозяйствующих субъектов и государства;

·   сохранение приоритета стран СНГ в торгово-экономическом и научно-техническом партнерстве;

·   постепенное снижение зависимости потребительского рынка товаров и услуг от импорта;       

·   обеспечение опережающего характера научно-технической интеграции с развитыми странами. 

Наряду с отдельными стандартами как в нашей стране, так и за рубежом широко используются комплексы стандартов. (12, 13)

Как деятельность по установлению норм стандартизация различается по уровням. На международном уровне нормативные документы по стандартизации открыты для всех стран мирового сообщества.

Различают следующие уровни стандартизации:

.   Международный - участвует большинство государств.

.   Региональный - участвует группа государств определенного региона.

.   Межгосударственный - участвует группа государств, присоединившихся к определенному соглашению.

.   Национальный (государственный) - в рамках одного государства.

Закон Российской Федерации о стандартизации:

Закон касается всех субъектов хозяйственной деятельности и защищает интересы потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных актов по стандартизации. Закон предусматривает следующее общее определение стандартизации:

Надзор за соблюдением стандартов производится с привлечением государственных инспекторов. Государственные инспекторы обладают широкими полномочиями, имеют беспрепятственный доступ к процессам производства и технологической документации.

Продукция, соответствующая требованиям стандартов России заносится в государственный реестр и маркируется знаком соответствия государственным стандартам.

 

Таблица 1.4 Схема взаимодействия и подчиненности метрологических служб

 

В Российской Федерации различают следующие категории стандартов:

ГОСТ Р - государственный (национальный) стандарт Российской Федерации;

ГОСТ - государственный (национальный) стандарт бывшего СССР;

ОСТ - отраслевой стандарт бывшего СССР;

РСТ - стандарт бывшего РСФСР;

СТ СЭВ - стандарт бывшего Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ);

СТО - стандарт организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц.

Различают стандарты следующих видов:

§ Стандарты общих технических условий.

§ Стандарты технических условий.

§ Стандарты общих технических требований.

§ Стандарты технических требований.

§ Стандарты параметров и (или) размеров.

§ Стандарты типов, основных параметров и (или) размеров.

§ Стандарты методов контроля (испытаний, анализа, измерений, определений).

§ Стандарты правил приемки.

§ Стандарты правил маркировки, упаковки, транспортировки и хранения.

§ Стандарты правил эксплуатации и ремонта.

§ Стандарты общетехнические и организационно-методические.

Международные стандарты не являются обязательными. Однако многие международные стандарты отражают интересы большинства стран и часто принимаются за основу при разработке национальных (государственных) стандартов. Это способствует конкурентоспособности продукции, развитию торговли, экономическому и научно-техническому сотрудничеству. (11)

В России получили распространение следующие нормативные документы:

технические условия (ТУ) - разрабатываются на новую продукцию, на которую нет стандарта;

технические описания (ТО) - разрабатываются на продукцию, изготовляемую в соответствии со стандартом.

Технические условия создают на новые виды продукции, которые разработаны в целях обновления ассортимента и не предусмотрены в действующих стандартах. Требования, устанавливаемые в ТУ, должны быть не ниже требований действующих стандартов на аналогичную продукцию. Технические условия действуют ограниченное время.

Техническое описание предназначено для изучения продукции в целях правильной ее эксплуатации. Оно содержит описание продукции, ее технические характеристики и другие сведения, необходимые потребителю. Техническое описание разрабатывают на продукцию, на которую имеются стандарты общих технических условий.

Сертификация производств:

Сертификация служит одним из способов, удостоверяющих соответствие продукции заданным требованиям. Сертификация считается основным достоверным способом доказательства соответствия продукции, процесса, услуги заданным требованиям.

Законодательную основу сертификации составляют не только нормативные акты, но и законы.

Первым законодательным актом, который ввел сертификацию в России, был Закон РФ «О защите прав потребителей», принятый в 1992 г. В 1993 г. был принят Закон РФ «О сертификации продукции и услуг». В этом же году был принят ряд законов, в частности «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», которые обеспечили полноту и объективность функционирования системы сертификации. (17, 21)

Для реализации требования указанных законов Госстандартом РФ создана Система сертификации ГОСТ РФ.

Международным сообществом принято определение сертификата соответствия как документа, выданного в соответствии с правилами системы сертификации и указывающего, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или иному нормативному документу. Из этого определения следует, что сертификация создает некоторую (не абсолютную) степень уверенности в наличии соответствия. Для этого сертификация должна располагать набором доказательств, а также документальным или иным подтверждением этих доказательств.

Таким образом, сертификация - это процедура, удостоверяющая качество продукции. Также сертификация - это действие третьей стороны, которая путем аккредитации получила от государства право удостоверять качество продукции - товара или услуги.

Сертификат - это документ, удостоверяющий качество. Он защищает интересы потребителя товаров, государственные интересы той или иной страны.

Недостаточное внимание к вопросам сертификации приводит к возникновению проблем в экспорте товаров и большим потерям.

Сертификация имеет три следующих уровня:

. Сертификация отдельно взятой продукции.

. Сертификация производственного технологического процесса.

. Сертификация производственной системы качества. Различают добровольную и обязательную сертификацию.

Сертификацию производств можно считать как самостоятельную процедуру и как составную часть системы обеспечения качества. Стимулами для сертификации предприятиями своих производств являются выполнение основного этапа сертификации системы качества; повышение конкурентоспособности продукции и облегчения ее выхода на мировой рынок; сокращение затрат на испытания на этапе инспекционного контроля за сертифицированной продукцией. Требования к сертифицируемым производствам регламентируются ГОСТ Р ИСО 9002 и ГОСТ Р 40.004-96 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр системы качества. Порядок проведения сертификации производств».

Закон Российской Федерации о сертификации:

Закон устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов в России, а также права, обязанности и ответственность участников процесса сертификации.

В разделе «Общие положения» рассматриваются задачи сертификации, отношения к международным договорам (они имеют приоритет).

В систему сертификации могут входить как государственные учреждения, так и частные фирмы и общественные организации. Но все системы подлежат государственной регистрации и аккредитации в установленном порядке.

Добровольная сертификация предусмотрена для продукции, не подлежащей обязательной сертификации на условиях договора между заявителем и органом по проведению сертификации.

Сертификация систем качества согласно ГОСТ Р 40.003-96 осуществляется в три этапа:

·   предварительная оценка системы качества;

·   окончательная проверка и оценка системы качества;

·   инспекционный контроль за сертифицированной системой качества в течение срока действия сертификата.

Кроме того, существует предсертификационный этап, который включает оформление предстоящих работ по сертификации и их организацию.

Предсертификационный этап включает в себя следующие работы: подготовка заявки на сертификацию в орган сертификации; подготовка заявителем исходных документов; анализ исходных документов; решение о принятии заказа; оформление договора на предварительную оценку системы качества между органом по сертификации и заявителем; формирование комиссии по сертификации.

Предварительная оценка системы качества необходима для того, чтобы эксперт мог выявить потенциальную возможность сертификации и целесообразность проведения дальнейших работ на ином предприятии. Этот этап включает в себя анализ системы качества по исходным документам; составление заключения; принятие решения о продолжении работ по сертификации; оформление договора на оценку системы качества на предприятии-заявителе.

Окончательная проверка и оценка системы на предприятии включает в себя разработку программы проверки; ее проведение; составление акта проверки; заключительное совещание по ее результатам; принятие решения о рекомендации системы качества к сертификации; окончательное решение о сертификации в Техническом центре регистра; выдачу сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия или отказ в этом; заключение договора на проведение инспекционного контроля.

Инспекционный контроль за сертифицированной системой качества включает в себя проведение ежегодного инспекционного контроля сертифицированной системы качества; составление актов по результатам контроля; принятие решения о подтверждении, приостановлении или аннулировании сертификата соответствия и лицензии на знак соответствия.

Согласно принятым в Регистре критериям качества (ГОСТ Р 40.003-96) систему качества признают соответствующей стандарту на систему при отсутствии значительных несоответствий или при наличии 10 или менее малозначительных несоответствий. Результаты проверки, выводы и рекомендации комиссии оформляются в виде акта о результатах проверки и оценки системы качества, которые и докладываются на заключительном совещании. (3,4 10)

Закон Российской Федерации о единстве измерений:

Закон регулирует отношения государственных органов управления России с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений. Закон защищает потребителя от последствий недостоверных результатов измерений.

Предусматривается добровольная сертификация средств измерений.

При обнаружении нарушений, касающихся закона о единстве измерений принимаются меры уголовного, административного или гражданско-правового характера. В частности, может быть вообще остановлено производство.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.164.121 (0.028 с.)