Стандартизация в РФ. Отечественный опыт управления качеством продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стандартизация в РФ. Отечественный опыт управления качеством продукции



 

В рамках системы стандартизации Российской Федерации разрабатываются национальные (государственные) стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р). Ранее действовавшие на территории бывшего СССР государственные стандарты (ГОСТ) продолжают действовать на территории России и других стран СНГ при наличии в их заинтересованности.

Межгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации организует Межгосударственные технические комитеты (МТК), в которых проводится совместная работа по созданию межгосударственных стандартов.

В течение нашего столетия в связи с возрастанием сложности продукции проблема обеспечения качества значительно обострилась. Уже нельзя ограничиться проведением только технического контроля, но требовались какие-то меры. Поэтому с 20-х годов в нашей стране начали разрабатываться и внедряться статистические методы контроля, появились специальные контрольные карты и методы выборочного контроля.

В 30 - 40 годы новые требования к качеству продукции, привели к дальнейшему развитию отдельных элементов управлению качеством, внедрению более сложных методов его обеспечения. В послевоенный период технический прогресс обусловил необходимость освоения и выпуска на короткие сроки высококачественной продукции. Это привело к созданию техники управления качеством, разработке новых способов его повышения.

Первые успешные попытки организации планомерной систематической работы в обеспечении качества были предприняты в 50-х годах. Началом подхода к управлению качеством продукции в нашей стране считают разработку и внедрение в 1955 г. системы бездефектного изготовления продукции (БИП).

Система БИП явилась началом комплексного подхода к организации работ по повышению качества продукции. Также примером научного подхода к управлению качеством стала созданная в 1958 г. на предприятиях система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий).

Широкую известность среди систем управления качеством продукции получила система НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса).

Внедрение НОРМ позволило значительно снизить затраты на техническое обслуживание и ремонт двигателей.

Все разработанные системы, имея свои особенности, базировались в основном на принципах описанных ранее систем управления качеством продукции, разработанных в 50-60-е годы передовыми предприятиями страны.

Опыт разработки и внедрения этих систем в ряде случаев оставался достоянием только самих разработчиков и очень медленно и недостаточно широко распространялся в промышленности. Однако уже в 70-е годы возникла необходимость более широкого и эффективного внедрения достижений лучших производственных коллективов в практику работы всей отечественной промышленности.

В начале 70-х годов специалисты Госстандарта в сотрудничестве с организациями различных министерств и ведомств провели анализ, изучение и обобщение передового опыта предприятий в управлении качеством продукции.

Результатом проведенных исследований стало создание единых принципов построения комплексной системы управления качеством продукции предприятия (КС УКП) на базе стандартов предприятия.

КС УКП - совокупность мероприятий, методов и средств, при помощи которых целенаправленно устанавливается, обеспечивается, поддерживается на основных стадиях жизненного цикла (планирование, разработка, производство, эксплуатация или потребление) уровень качества продукции, соответствующий потребностям народного хозяйства и населения.

Работа по внедрению КС УКП обеспечила на многих предприятиях значительное улучшение качества продукции и повысила их экономические показатели.

Очевидно, что и сегодня в условиях расширения международной торговли, необходимости использования в работе по повышению качества продукции всего ценного из мировой практики, перед нами весьма остро стоят задачи внедрения стандартов ISO серии 9000 и перехода от комплексных систем управления качеством к международным стандартам.

И хотя принципы КС УКП и ISO 9000 совпадали, в основе своей КС УКП, являясь плодом командно-административной системы, обладала такими особенностями, как равнодушие к потребителю, экономическая незаинтересованность в обеспечении качества и т.п. (18,22)

К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

.   национальные стандарты;

.   правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

.   применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

.   стандарты организаций.

Структура Регистра приведена в таблице 1.5. В функции Госстандарта России входит:

§ принятие принципиальных решений о дальнейшем развитии Регистра;

§ рассмотрение основных правил и принципов функционирования Регистра;

§ контроль за его деятельностью;

§ участие в комиссии по апелляциям (при необходимости).

 

Таблица 1.5 Структура Регистра системы качества. Системы сертификации ГОСТ Р

 

Органы по сертификации систем качества и производств, проводят сертификацию, оформляют ее результаты и осуществляют инспекционный контроль; ведут методическую работу.

Объектами проверки и оценки системы качества являются деятельность по управлению и обеспечению качества и само качество продукции (услуг). Деятельность по управлению и обеспечению качества заявителя проверяют и оценивают поэлементно на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 - ГОСТ Р ИСО 9003 согласно заявленной модели.

Участниками проверки при сертификации систем качества являются проверяемая организация (заявитель), эксперты органа по сертификации и консультанты, объединенные в комиссию. (13,12)

Порядок сертификации продукции в России:

В отечественной практике известны многие процедуры и методы подтверждения соответствия продукции заданным требованиям, которые выполняются разными сторонами - изготовителями, продавцами, заказчиками, а также независимыми от них органами и организациями. Особое место среди процедур проверки и подтверждения соответствия заняла сертификация, которая отличается от остальных, прежде всего тем, что выполняется третьей стороной, независимой от изготовителей (поставщиков) и потребителей, что создает предпосылки высокой достоверности ее результатов. Поэтому в условиях, когда конкуренция перемещается в сферу качества, сертификация стала непременной составной частью любой эффективно функционирующей рыночной экономики.

Сертификация осуществляется в целях создания условий для деятельности предприятий, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле, защиты потребителя от недобросовестности изготовителя или продавца, контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, подтверждения показателей качества продукции.

Как было сказано выше, в России может проводиться как обязательная, так и добровольная сертификация. В соответствии с указанным законом Госстандарт России устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации.

На основе вышеуказанных законов Госстандартом России разработаны «Правила по проведению сертификации в Российской Федерации». Этот документ устанавливает цели, принципы, общие правила и рекомендации по проведению обязательной и добровольной сертификации и распространяется на сертификацию продукции.

Наряду с «Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации» постановлением Госстандарта России №15 от 21.09.1994 года введен в действие «Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации». Данный порядок устанавливает, что при сертификации проверяются характеристики (показатели качества) продукции и используются методы испытаний, позволяющие:

Ø провести идентификацию продукции, в том числе проверить принадлежность к классификационной группировке, соответствие технической документации, происхождение, принадлежность к данной партии;

Ø полно и достоверно подтвердить соответствие продукции требованиям, направленным на обеспечение ее безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан, окружающей среды, установленным в нормативных документах для этой продукции.

Поскольку обязательная сертификация вводится законодательными актами Российской Федерации, они содержат требования и нормы, обязательные для всех субъектов хозяйственной деятельности на территории РФ. Большинство этих требований и норм устанавливается государственными стандартами (ГОСТ) России, поэтому они являются основными нормативными документами, используемыми при обязательной сертификации. Наряду с ГОСТами при обязательной сертификации используются правила, утверждаемые соответствующими органами государственного управления (строительные нормы и правила, санитарные правила и нормы и др.).

В России обязательная сертификация распространяется, прежде всего, на потребительские товары и предусматривает контроль их безопасности. Она затрагивает непосредственные интересы не только изготовителей, продавцов, но и потребителей. И главный вопрос для них - это вопрос о номенклатуре продукции, подлежащей обязательной сертификации. Руководствуясь такой номенклатурой, потребители могут получать информацию о тех товарах, которые подлежат обязательной сертификации и относительно которых им должна быть предоставлена информация о ее проведении (знак соответствия, сертификат, его копия, указание в товаросопроводительной документации).

В зависимости от видов сертифицируемой продукции используются дополнительные документы:

·   протоколы испытаний (приемочных, периодических, инспекционных и т.п.);

·   гигиеническое заключение (гигиенический сертификат);

·   документ территориальной службы Госкомсанэпиднадзора о санитарно-гигиеническом состоянии производства;

·   сертификат пожарной безопасности (на продукцию);

·   сертификаты (декларации о соответствии) поставщиков комплектующих изделий и материалов, тары, упаковки;

·   ветеринарный Сертификат (свидетельство) и т.д.

Кроме перечисленных по решению органа по сертификации можно использовать другие документы, не вызывающие сомнений в достоверности, содержащейся в них информации. (17,18,26)

 

Таблица 1.6 Основные операции подтверждения соответствия продукции Системы Качества требованиям сертификации

 

Учет требований стандарта ISO серии 9000 в отечественных стандартах:

Госстандартом России предусмотрено прямое применение всех новых международных стандартов (МС) семейства ИСО 9000 (включающего определенные стандарты ИСО серии 10000) на территории РФ. При этом проекты стандартов ИСО, входящих в «семейство», как это предусмотрено законом РФ «О стандартизации», до начала работы с ними принимаются в качестве предварительных государственных стандартов.

Мотивами для сертификации систем качества у отечественных предпринимателей могут быть разные причины, например:

Ø требования потребителей при заключении контрактов (договоров) и повышение конкурентоспособности продукции;

Ø условие для участия в тендерах, конкурсах и прочих подобных мероприятиях, которые могут закончиться контрактом и являться рекламой предприятия;

Ø условие для получения государственного заказа, льготного кредитования или страхования;

Ø осознанное желание высшего руководства предприятия быть уверенным в соответствии условий производства продукции (т.е. Системы Качества) международным требованиям, чтобы в любой момент быть готовым к возможных выгодным предложениям;

Ø сертификация продукции, обязательным условием которой является сертификация систем качества и пр.

Решение проблемы сертификации Систем Качества, связанных с удовлетворением коммерческих интересов отечественных предприятий и страны в целом, заключается в создании условий обеспечения заинтересованности предприятий в сертификации систем качества.

Главная роль в организационной поддержке внедрения Систем Качества на предприятиях и их сертификации в РФ принадлежит Госстандарту России.

Одной из важнейших задач Регистра является обеспечение вхождения российских систем сертификации в международные союзы и соглашения: Европейскую сеть по оценке и сертификации Систем Качества (EQNET), Европейскую ассоциацию организаций, аккредитующую органы по сертификации Систем Качества (ЕАС), Международную систему признания результатов оценки Систем Качества (QSAR) и ряд других.

Условием вступления России в международные союзы и соглашения является выполнение требований документов ИСО, в том числе новых документов по аккредитации и сертификации в области систем качества.

Уважение к международным документам ИСО, Европейским директивам и национальным требованиям укрепляет доверие мирового сообщества к органам по сертификации.

До принятия РФ в международные организации по сертификации систем качества и заключения Госстандартом России соответствующих соглашений о взаимном признании сертификатов с зарубежными сертификационными органами отечественным предприятиям целесообразно вначале провести сертификацию в национальной системе ГОСТ Р с тем, чтобы снизить риск получения отрицательного заключения при сертификации Системы Качества в зарубежном органе.

Требования к органам по сертификации систем качества содержатся в EN45012 «Общие критерии для органов по сертификации систем качества поставщиков».

Сертификация и инспектирование Систем Качества в России, осуществляемые органом по сертификации, включают в себя следующие основные этапы:

подготовительный;

проверки (предварительной и окончательной) и оценки Систем Качества;

регистрации и выдачи сертификатов соответствия;

инспектирования сертифицированных Систем Качества.

Есть все основания полагать, что в России сертификация Систем Качества в ближайшее время будет развиваться более интенсивно под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. (3,5,13)


Рис. 1.1 Форма сертификата соответствия Системы Качества

 

Рис. 1.2 Форма знака Регистра Системы Качества в России

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.221 (0.031 с.)