Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стандартизация в РФ. Отечественный опыт управления качеством продукции
В рамках системы стандартизации Российской Федерации разрабатываются национальные (государственные) стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р). Ранее действовавшие на территории бывшего СССР государственные стандарты (ГОСТ) продолжают действовать на территории России и других стран СНГ при наличии в их заинтересованности. Межгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации организует Межгосударственные технические комитеты (МТК), в которых проводится совместная работа по созданию межгосударственных стандартов. В течение нашего столетия в связи с возрастанием сложности продукции проблема обеспечения качества значительно обострилась. Уже нельзя ограничиться проведением только технического контроля, но требовались какие-то меры. Поэтому с 20-х годов в нашей стране начали разрабатываться и внедряться статистические методы контроля, появились специальные контрольные карты и методы выборочного контроля. В 30 - 40 годы новые требования к качеству продукции, привели к дальнейшему развитию отдельных элементов управлению качеством, внедрению более сложных методов его обеспечения. В послевоенный период технический прогресс обусловил необходимость освоения и выпуска на короткие сроки высококачественной продукции. Это привело к созданию техники управления качеством, разработке новых способов его повышения. Первые успешные попытки организации планомерной систематической работы в обеспечении качества были предприняты в 50-х годах. Началом подхода к управлению качеством продукции в нашей стране считают разработку и внедрение в 1955 г. системы бездефектного изготовления продукции (БИП). Система БИП явилась началом комплексного подхода к организации работ по повышению качества продукции. Также примером научного подхода к управлению качеством стала созданная в 1958 г. на предприятиях система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий). Широкую известность среди систем управления качеством продукции получила система НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса). Внедрение НОРМ позволило значительно снизить затраты на техническое обслуживание и ремонт двигателей. Все разработанные системы, имея свои особенности, базировались в основном на принципах описанных ранее систем управления качеством продукции, разработанных в 50-60-е годы передовыми предприятиями страны.
Опыт разработки и внедрения этих систем в ряде случаев оставался достоянием только самих разработчиков и очень медленно и недостаточно широко распространялся в промышленности. Однако уже в 70-е годы возникла необходимость более широкого и эффективного внедрения достижений лучших производственных коллективов в практику работы всей отечественной промышленности. В начале 70-х годов специалисты Госстандарта в сотрудничестве с организациями различных министерств и ведомств провели анализ, изучение и обобщение передового опыта предприятий в управлении качеством продукции. Результатом проведенных исследований стало создание единых принципов построения комплексной системы управления качеством продукции предприятия (КС УКП) на базе стандартов предприятия. КС УКП - совокупность мероприятий, методов и средств, при помощи которых целенаправленно устанавливается, обеспечивается, поддерживается на основных стадиях жизненного цикла (планирование, разработка, производство, эксплуатация или потребление) уровень качества продукции, соответствующий потребностям народного хозяйства и населения. Работа по внедрению КС УКП обеспечила на многих предприятиях значительное улучшение качества продукции и повысила их экономические показатели. Очевидно, что и сегодня в условиях расширения международной торговли, необходимости использования в работе по повышению качества продукции всего ценного из мировой практики, перед нами весьма остро стоят задачи внедрения стандартов ISO серии 9000 и перехода от комплексных систем управления качеством к международным стандартам. И хотя принципы КС УКП и ISO 9000 совпадали, в основе своей КС УКП, являясь плодом командно-административной системы, обладала такими особенностями, как равнодушие к потребителю, экономическая незаинтересованность в обеспечении качества и т.п. (18,22) К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:
. национальные стандарты; . правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; . применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; . стандарты организаций. Структура Регистра приведена в таблице 1.5. В функции Госстандарта России входит: § принятие принципиальных решений о дальнейшем развитии Регистра; § рассмотрение основных правил и принципов функционирования Регистра; § контроль за его деятельностью; § участие в комиссии по апелляциям (при необходимости).
Таблица 1.5 Структура Регистра системы качества. Системы сертификации ГОСТ Р
Органы по сертификации систем качества и производств, проводят сертификацию, оформляют ее результаты и осуществляют инспекционный контроль; ведут методическую работу. Объектами проверки и оценки системы качества являются деятельность по управлению и обеспечению качества и само качество продукции (услуг). Деятельность по управлению и обеспечению качества заявителя проверяют и оценивают поэлементно на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 - ГОСТ Р ИСО 9003 согласно заявленной модели. Участниками проверки при сертификации систем качества являются проверяемая организация (заявитель), эксперты органа по сертификации и консультанты, объединенные в комиссию. (13,12) Порядок сертификации продукции в России: В отечественной практике известны многие процедуры и методы подтверждения соответствия продукции заданным требованиям, которые выполняются разными сторонами - изготовителями, продавцами, заказчиками, а также независимыми от них органами и организациями. Особое место среди процедур проверки и подтверждения соответствия заняла сертификация, которая отличается от остальных, прежде всего тем, что выполняется третьей стороной, независимой от изготовителей (поставщиков) и потребителей, что создает предпосылки высокой достоверности ее результатов. Поэтому в условиях, когда конкуренция перемещается в сферу качества, сертификация стала непременной составной частью любой эффективно функционирующей рыночной экономики. Сертификация осуществляется в целях создания условий для деятельности предприятий, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле, защиты потребителя от недобросовестности изготовителя или продавца, контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, подтверждения показателей качества продукции. Как было сказано выше, в России может проводиться как обязательная, так и добровольная сертификация. В соответствии с указанным законом Госстандарт России устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации. На основе вышеуказанных законов Госстандартом России разработаны «Правила по проведению сертификации в Российской Федерации». Этот документ устанавливает цели, принципы, общие правила и рекомендации по проведению обязательной и добровольной сертификации и распространяется на сертификацию продукции.
Наряду с «Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации» постановлением Госстандарта России №15 от 21.09.1994 года введен в действие «Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации». Данный порядок устанавливает, что при сертификации проверяются характеристики (показатели качества) продукции и используются методы испытаний, позволяющие: Ø провести идентификацию продукции, в том числе проверить принадлежность к классификационной группировке, соответствие технической документации, происхождение, принадлежность к данной партии; Ø полно и достоверно подтвердить соответствие продукции требованиям, направленным на обеспечение ее безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан, окружающей среды, установленным в нормативных документах для этой продукции. Поскольку обязательная сертификация вводится законодательными актами Российской Федерации, они содержат требования и нормы, обязательные для всех субъектов хозяйственной деятельности на территории РФ. Большинство этих требований и норм устанавливается государственными стандартами (ГОСТ) России, поэтому они являются основными нормативными документами, используемыми при обязательной сертификации. Наряду с ГОСТами при обязательной сертификации используются правила, утверждаемые соответствующими органами государственного управления (строительные нормы и правила, санитарные правила и нормы и др.). В России обязательная сертификация распространяется, прежде всего, на потребительские товары и предусматривает контроль их безопасности. Она затрагивает непосредственные интересы не только изготовителей, продавцов, но и потребителей. И главный вопрос для них - это вопрос о номенклатуре продукции, подлежащей обязательной сертификации. Руководствуясь такой номенклатурой, потребители могут получать информацию о тех товарах, которые подлежат обязательной сертификации и относительно которых им должна быть предоставлена информация о ее проведении (знак соответствия, сертификат, его копия, указание в товаросопроводительной документации). В зависимости от видов сертифицируемой продукции используются дополнительные документы: · протоколы испытаний (приемочных, периодических, инспекционных и т.п.); · гигиеническое заключение (гигиенический сертификат); · документ территориальной службы Госкомсанэпиднадзора о санитарно-гигиеническом состоянии производства;
· сертификат пожарной безопасности (на продукцию); · сертификаты (декларации о соответствии) поставщиков комплектующих изделий и материалов, тары, упаковки; · ветеринарный Сертификат (свидетельство) и т.д. Кроме перечисленных по решению органа по сертификации можно использовать другие документы, не вызывающие сомнений в достоверности, содержащейся в них информации. (17,18,26)
Таблица 1.6 Основные операции подтверждения соответствия продукции Системы Качества требованиям сертификации
Учет требований стандарта ISO серии 9000 в отечественных стандартах: Госстандартом России предусмотрено прямое применение всех новых международных стандартов (МС) семейства ИСО 9000 (включающего определенные стандарты ИСО серии 10000) на территории РФ. При этом проекты стандартов ИСО, входящих в «семейство», как это предусмотрено законом РФ «О стандартизации», до начала работы с ними принимаются в качестве предварительных государственных стандартов. Мотивами для сертификации систем качества у отечественных предпринимателей могут быть разные причины, например: Ø требования потребителей при заключении контрактов (договоров) и повышение конкурентоспособности продукции; Ø условие для участия в тендерах, конкурсах и прочих подобных мероприятиях, которые могут закончиться контрактом и являться рекламой предприятия; Ø условие для получения государственного заказа, льготного кредитования или страхования; Ø осознанное желание высшего руководства предприятия быть уверенным в соответствии условий производства продукции (т.е. Системы Качества) международным требованиям, чтобы в любой момент быть готовым к возможных выгодным предложениям; Ø сертификация продукции, обязательным условием которой является сертификация систем качества и пр. Решение проблемы сертификации Систем Качества, связанных с удовлетворением коммерческих интересов отечественных предприятий и страны в целом, заключается в создании условий обеспечения заинтересованности предприятий в сертификации систем качества. Главная роль в организационной поддержке внедрения Систем Качества на предприятиях и их сертификации в РФ принадлежит Госстандарту России. Одной из важнейших задач Регистра является обеспечение вхождения российских систем сертификации в международные союзы и соглашения: Европейскую сеть по оценке и сертификации Систем Качества (EQNET), Европейскую ассоциацию организаций, аккредитующую органы по сертификации Систем Качества (ЕАС), Международную систему признания результатов оценки Систем Качества (QSAR) и ряд других. Условием вступления России в международные союзы и соглашения является выполнение требований документов ИСО, в том числе новых документов по аккредитации и сертификации в области систем качества. Уважение к международным документам ИСО, Европейским директивам и национальным требованиям укрепляет доверие мирового сообщества к органам по сертификации.
До принятия РФ в международные организации по сертификации систем качества и заключения Госстандартом России соответствующих соглашений о взаимном признании сертификатов с зарубежными сертификационными органами отечественным предприятиям целесообразно вначале провести сертификацию в национальной системе ГОСТ Р с тем, чтобы снизить риск получения отрицательного заключения при сертификации Системы Качества в зарубежном органе. Требования к органам по сертификации систем качества содержатся в EN45012 «Общие критерии для органов по сертификации систем качества поставщиков». Сертификация и инспектирование Систем Качества в России, осуществляемые органом по сертификации, включают в себя следующие основные этапы: подготовительный; проверки (предварительной и окончательной) и оценки Систем Качества; регистрации и выдачи сертификатов соответствия; инспектирования сертифицированных Систем Качества. Есть все основания полагать, что в России сертификация Систем Качества в ближайшее время будет развиваться более интенсивно под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. (3,5,13) Рис. 1.1 Форма сертификата соответствия Системы Качества
Рис. 1.2 Форма знака Регистра Системы Качества в России
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.221 (0.031 с.) |