Стандарты исо серии 9000, исо 9000:2000 (е) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стандарты исо серии 9000, исо 9000:2000 (е)



 

В 1987 г. Техническим Комитетом международной организации по стандартизации ISO TK-176 «Управление качеством и обеспечение качества» опубликована серия стандартов по системам качества организаций (серии 9000), включающая следующие стандарты:9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению»;9001 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и / или разработке, монтаже и обслуживании»;9002 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»;9003 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»;9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания».

За год до этого ISO TK-176 опубликовал трехъязычный словарь терминов и их определений в области управления и обеспечения качества - стандарт ISO 8402-86, который также явился составной частью стандартов ISO серии 9000.

Основными целями выпуска стандартов ISO серии 9000 являлись:

укрепление взаимопонимания и доверия между поставщиками и потребителями продукции из разных стран мира при заключении контрактов;

достижение взаимного признания сертификатов на системы качества, выдаваемых аккредитованными органами по сертификации из разных стран мира на основе использования ими единых подходов и единых стандартов при проведении сертификационных проверок (аудитов);

оказание содействия и методической помощи организациям различных масштабов из различных сфер деятельности, в создании эффективно функционирующих Систем Качества.

Квалификация стандартов ISO серии 9000 может быть представлена в виде трех отдельных групп стандартов этой серии, каждая из которых имеет свое предназначение.

Первая (основная) группа стандартов ISO серии 9000, именуемая группой базовых стандартов, включает четыре стандарта ISO (9001, 9002, 9003, 9004), регулирующих как контрактные, так и неконтрактные ситуации. Новая их редакция выпущена в 1994 г.

Согласно общим положениям ISO 9004/1 1994 г. успешная деятельность любой организации обеспечивается выпуском продукции, которая:

o отвечает четко определенным потребностям, области применения или назначению;

o удовлетворяет применяемым стандартам и техническим условиям;

o отвечает требованиям общества (действующему законодательству, обязательным требованиям и т.п.);

o учитывает требования охраны окружающей среды;

o предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам;

o является экономически выгодной.

В качестве ключевых целей организаций в области качества ISO 9000/1 1994 г. устанавливает:

Ø достижение, поддержание и стремление к постоянному улучшению качества своей работы с целью полного удовлетворения всех установленных и ожидаемых требований потребителей и других заинтересованных лиц;

Ø обеспечение уверенности руководства и других работников предприятия-поставщика в том, что требования к качеству выполняются и поддерживаются и что происходит улучшение качества;

Ø обеспечение уверенности потребителей и других заинтересованных лиц в том, что требования к качеству достигаются или будут достигнуты в поставляемой продукции;обеспечение уверенности в том, что требования к Системе Качества выполняются.

Вторая группа стандартов ISO представляет собой стандарты поддержки, предназначенные для оказания помощи:

)   в выполнении деятельности, связанной с инспекцией Системы Качества

)   в определении:

терминов, наиболее часто встречающихся в стандартах, технических
условиях и контрактной документации (словарь ISO 8402 - 1994 г.);

областей применения различных стандартов (ISO 9000/1 - 1994 г.);

базовых характеристик системы метрологического обеспечения качества, необходимых для измерительной системы поставщика (ISO 10012/1 - 1992 г.).

Требования к Системам Качества для всех категорий продукции по существу одни и те же, однако, терминология и элементы административных систем, и акценты могут отличаться. Семейство стандартов ISO серии 9000 применяют по всем перечисленным выше категориям продукции. (11,9)

Принципиально важным положением новой версии стандартов ISO серии 9000 являются выделение следующих четырех ключевых аспектов качества:

качество, обусловленное спросом на продукцию;

качество, обусловленное проектированием продукции;

качество, обусловленное соответствием продукции проекту;

качество, обусловленное материально-техническим обеспечением.

Цель методических указаний и требований стандартов семейства ISO серии 9000 - выполнение требований для всех четырех аспектов качества продукции.Третья группа включает методические руководства, представляющие собой документы по оказанию помощи:

)   в практическом применении ISO 9001, 9002 и 9003

)   в применении ISO 9004/1

В нашей стране стандарты ИСО серии 9000 были введены в виде следующих государственных стандартов: ГОСТ 40.9001-88, ГОСТ 40.9002-88, ГОСТ 40.9003-88. На основе стандартов ИСО 9000 и ИСО 9004 были разработаны Методические рекомендации по внедрению систем качества.

Международные стандарты серии 9000:2000 (Е), в которых сформулированы новые международные требования, представляют собой комплект, включающий следующие документы: ИСО 9000:2000 (Е) «Система менеджмента качества. Фундаментальные принципы и словарь»; ИСО 9001:2000 (Е) «Система менеджмента качества. Требования»; ИСО 9004:2000 (Е) «Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению характеристик деятельности». Из этих стандартов для целей сертификации предназначен стандарт ИСО 9001, который устанавливает основные требования к системе менеджмента качества. Стандарт ИСО 9004 направлен на развитие системы менеджмента качества. В России действует стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2001.

В новой версии стандартов ИСО серии 9000:2000 (Е) обобщен опыт, накопленный ИСО в области качества, сокращено число стандартов, продолжена их дальнейшая ориентация на удовлетворение запросов потребителя, идет непрерывное совершенствование стандартов - впервые рассматривается процессный подход к управлению качеством, основанный на восьми универсальных принципах «всеобщего управления качеством» (TQM).

Под термином «TQM» понимается метод управления предприятием, основанный на сотрудничестве всех его работников, ориентированный на качество и обеспечивающий через удовлетворение запросов потребителей достижение целей долговременного предпринимательского успеха и выгоды для всех работников организации и хозяйства в целом. (13, 4, 5)

Международные стандарты серии ИСО 9000:2000 (Е) устанавливают следующие принципы управления предприятием и процессами производства продукции для достижения целей в области качества:

первый - вся деятельность предприятия должна быть ориентирована на клиента;

второй - управляемость и наблюдаемость всех процессов на предприятии;

третий - вовлечение и мотивация персонала;

четвертый - процессный подход;

пятый - системный подход к управлению;

шестой - непрерывное совершенствование системы менеджмента качества;

седьмой - все управленческие решения должны быть основаны на достоверных фактических данных;

восьмой - установление взаимовыгодных отношений с поставщиками.

Стандарты серии ИСО 9000:2000 (Е) более ясно и подробно излагают следующие вопросы:

.   роль высшего руководства;

.   требования законодательства и регламентов;

.   управление ресурсами;

.   эффективность обучения, осведомленность персонала;

.   адекватность системы управления, процессов и продукции;

.   мониторинг информации в отношении удовлетворенности клиента;

.   непрерывное совершенствование.

Стандарт ИСО 9001:2000 (Е) в отличие от старых версий позволяет предприятию иметь большую гибкость при документировании СМК, а также разрабатывать документацию в объеме, который действительно необходим для планирования, разработки и контроля собственных процессов и непрерывного совершенствования СМК. (13,12,15)

Важным элементом системы управления качеством для любого предприятия независимо от его размеров и сложности является подготовка и поддержание в рабочем состоянии Руководства по качеству.

Основополагающие требования к содержанию Руководства по качеству изложены в ИСО 9000:2000 (Е), а также в ИСО 10013:1995 (Е).

Международные стандарты ISO 9001, 9002, 9003, определяющие базовые модели обеспечения качества продукции, состоят из четырех частей. Первые три части (ознакомительные параграфы) представляют собой введение, целью которого является ознакомление пользователя стандарта с:

ü областью применения рассматриваемого стандарта (часть 1);

ü используемыми в стандарте нормативными ссылками (часть 2)

ü определениями терминов, применяемых в стандарте (часть 3).

ü Четвертая часть состоит из 20 параграфов.

Параграф 4.1 посвящен ответственности руководства.

Параграф 4.2 посвящен идентификации Системы Качества и ее содержанию.

Параграфы 4.3 - 4.20 содержат описание всех требований по качеству, которые компания должна обеспечить, чтобы подтвердить свою способность выполнять требования к качеству и чтобы быть сертифицированной в соответствии с одним из базовых стандартов ISO серии 9000.

Процессы развертывания, ввода в действие, контроля и поддержания в исправном состоянии Системы Качества с учетом требований стандартов ISO 9000 и специфических требований потребителя по качеству показаны в таблице 1.1.

Сами по себе стандарты ISO серии 9000 не создают удовлетворения потребителя, но они являются фундаментом, на котором организация, следуя требованиям ISO 9000, сможет создать Систему Качества, обеспечивающую удовлетворение потребителя.

 


Таблица 1.1. Взаимосвязь процессов установления, контроля и поддержания в исправном состоянии системы качества

 

Действующие стандарты качества, и в частности ISO 9000, находятся в самом начале процесса эволюции качества (Таблица 1.2) в рассматриваемый период времени, обеспечивая сертифицированной организации стабильность и минимум возможностей для выживания в условиях современного рынка. Чтобы утвердиться и преуспевать на рынке (как видно из таблицы 1.2), необходимо постоянное улучшение качества. Сертификация на соответствие ISO 9000, являясь отправной точкой любого производителя, создает условия для дальнейшего улучшения.

Пути улучшения качества и совершенствования продукта, полученного в результате процесса, дает только модель TQM.

 


Таблица 1.2. Путь компании от выживания до лидерства на рынке

 

Таблица 1.3 Сравнительная характеристика ISO 9000 и TQM

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.90.44 (0.012 с.)