Лесные ресурсы Республики Беларусь: состояние и основные направления повышения эффективности использования и охраны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лесные ресурсы Республики Беларусь: состояние и основные направления повышения эффективности использования и охраны



   Лесное хозяйство Республики Беларусь – это развивающаяся отрасль национальной экономики, которая не только обеспечивает потребности народного хозяйства и населения в древесных и других продуктах леса, но и выполняет важные экологические и социальные функции.

    Положительная динамика показателей лесного фонда является результатом рациональной, эффективной, целенаправленной лесной политики, проводимой в Республике Беларусь. Лесной фонд республики Беларусь находится в ведении семи лесофондодержателей. Основная площадь (88 %) находится в ведении юридических лиц, ведущих лесное хозяйство в составе Министерства лесного хозяйства (98 лесхозов); 7,9 % – в ведении Управления делами Президента Республики Беларусь; 2,3 % – в ведении Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. На долю каждого из остальных лесофондодержателей приходится менее 1 % площади лесного фонда. В настоящее время совершенствуется нормативно-правовая и техническая база лесного хозяйства с учетом развития современных методов, технологий и технических средств в отрасли. В 2014 году был утвержден Стратегический план развития лесного хозяйства на период с 2015 по 2030 годы, который был разработан в целях формирования высокопродуктивных и устойчивых лесов, сохранения и эффективного использования их биологического и ландшафтного разнообразия с учетом климатических изменений и интересов «зеленой» экономики, многоцелевой и комплексной системы. В 2015 году был принят новый Лесной кодекс, который учитывает интересы не только потребности экономики в лесных ресурсах, но и экологические требования использования природных ресурсов, а также социальные требования к лесам, т.е. возможность использовать леса в рекреационных целях гражданами страны с учетом принципов устойчивого (рационального) управления лесами.

    Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь разработаны государственные и отраслевые программы с целью решения проблемных вопросов развития лесного хозяйства, повышения его вклада в экономику республики, повышения собственных доходов за счет более эффективного использования ресурсного потенциала лесов. Реализация мероприятий государственных и отраслевых программ невозможна без привлечения инвестиций. Источниками инвестиций являются собственные средства лесхозов, заемные средства в виде кредитов банков, лизинг, средства республиканского бюджета (только строительство лесных дорог). Приоритетными направлениями инвестиционной деятельности в лесном хозяйстве являются: техническое перевооружение лесохозяйственного, лесозаготовительного и деревообрабатывающего производств, строительство лесохозяйственных дорог, создание и развитие инфраструктуры по заготовке и доставке древесного топлива в республике, развитие инфраструктуры охотничьего хозяйства, жилищное строительство. С каждым годом увеличиваются объемы, качество услуг, оказываемых гражданам Республики Беларусь и иностранным туристам. Реализация всех вышеперечисленных направлений повысила эффек- тивность ведения лесного хозяйства. Доля бюджетных средств в расходах снизилась за 5 лет на 10% и составляет сейчас 30%, что соответствует мировому опыту и проценту неокупаемых расходов на ведение лесного хозяйства, связанных с лесоустроительными работами, лесохозяйственными рубками (осветление, прочистка), лесовосстановлением и лесоразведением, лесной мелиорацией, противопожарными мероприятиями. Таким образом, лесное хозяйство Республики Беларусь решает государственные задачи в области воспроизводства, охраны и защиты лесов, рационального использования лесных и охотничьих ресурсов и вносит весомый вклад в обеспечение экономической, экологической и продовольственной безопасности страны. Белорусская модель государственного управления комплексным лесным хозяйством способствует повышению эффективности использования лесных ресурсов, развитию инфраструктура лесного фонда и росту вклада лесного сектора в экономику страны.

 

 

13. Проблема образования, накопления, утилизации, использования отходов производства и потребления в Беларуси.

Загрязнение земель, подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха во всевозрастающей степени связано с накоплением отходов производства и потребления. Все отходы делятся на производственные и бытовые (отходы потребления).

  Отходы производства — это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, которые образуются в процессе производства продукции или выполнения работ. По своему физико-химическому составу отходы делятся на:

* твердые,

* жидкие (растворенные в использованной воде, сбрасываемые в открытые водоемы, канализацию или поступающие на очистные сооружения, где они превращаются в твердые осадки)

* газообразные (газы, образующиеся при разложении мусора, или газы предприятий).

Отходы потребления — изделия и материалы, которые потеряли свои потребительские свойства в результате физического или морального их износа. К отходам потребления относятся и твердые бытовые отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности людей.

Особую группу составляют опасные отходы, которые в результате их реакционной способности или токсичности создают непосредственную или потенциальную опасность для здоровья человека или состояния окружающей среды самостоятельно, а также при вступлении в контакт с другими веществами (отходами) и окружающей средой.

  В настоящее время на территории Беларуси ежегодно образуются более 22 млн тонн отходов производства и производственного потребления. Из них утилизируется не более 16%, остальные, как правило, вывозятся на полигоны, накапливаются; хранятся на территории предприятий; сжигаются, сливаются в канализацию, водоемы; вывозятся в несанкционированные места. Растет число несанкционированных мест захоронения отходов в пригородных зонах, вблизи сельских населенных пунктов, транспортных магистралей, дачных поселков, зон отдыха и туризма.

  Приоритетными направлениями в области управления отходами признаны следующие:

* сокращение объемов образования отходов путем внедрения ресурсосберегающих и малоотходных технологий;

* повышение уровня их переработки, предусматривающее разработку и внедрение новых технологий, создание комплексов по утилизации, обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов, внедрение промышленных методов переработки бытовых отходов;

* экологобезопасное размещение, предусматривающее организацию контролируе-мого захоронения отходов на полигонах, совершенствование контроля за действующими и строительство новых полигонов;

* разработка нормативно-методических документов, регламентирующих обраще-ние с отходами;

* создание системы обращения с отходами, включающей контроль за трансгра-ничной перевозкой опасных грузов;

* организация в городах и других населенных пунктах системы раздельного (се-лективного) сбора отходов.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.86.95 (0.006 с.)