Факторы формирования и развития розничного оборота 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы формирования и развития розничного оборота



 

На стратегическое развитие показателя розничного товарооборота оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы [7].

Выполнение плана по товарообороту и динамика основных показателей в зависят от трёх групп факторов:

1. от уровня обеспеченности товарными ресурсами, правильности их распределения и использования;

2. от уровня обеспеченности трудовыми ресурсами, эффективности использования рабочего времени, уровня производительности труда работников;

.   от состояния, динамики формирования и развития и использования материально-технической базы.

Первая группа факторов

Основополагающий фактор успешного развития товарооборота и выпуска собственной продукции - обеспеченность и рационального использования товарных ресурсов. Исследование использования товарных ресурсов обычно начинают с изучения баланса [19].

В ходе исследования определяют, как товарные ресурсы обеспечивали успешное выполнение плана и развитие товарооборота в динамике. Товарооборот зависит от поступления покупных товаров, состояния товарных запасов. На его объём оказывает влияние прочее выбытие продуктов.

На выполнение плана и динамику товарооборота, таким образом, положительное воздействие оказывают завышенные товарные запасы на начало изучаемого периода и рост поступления продуктов, а отрицательное -увеличение прочего выбытия продуктов и завышенные запасы сырья и покупных материалов на конец периода [8].

Большое значение имеет проверка соблюдения договоров поставки покупных товаров отдельными поставщиками. В процессе анализа определяют степень выполнения договоров поставки по совокупному объёму, ассортименту и качеству продуктов, срокам их отгрузки, условиям транспортировки и упаковки; выявить случаи нарушения договорных обязательств, если они имели место, и установить их причины.

Нарушения в выполнении договоров поставки сырья и покупных товаров могут быть по вине поставщиков (из-за несвоевременного заключения договоров, согласования спецификаций; нарушения договорных обязательств по объёму, ассортименту и качеству товара, срокам отгрузки и другим условиям их поставки)или по вине предприятий (несвоевременное заключение договоров и предоставление разнарядок и заявок поставщикам, нарушение действующего порядка расчётов).

Для обеспечения ритмичной работы, широкого выбора собственной продукции и покупных товаров, наиболее полного удовлетворения спроса потребителей должны быть определённые товарные запасы. По назначению их подразделяют на текущие и сезонные.

Основными являются текущие товарные запасы, предназначенные для обеспечения повседневной, бесперебойной розничной торговой деятельности предприятий. Запасы продуктов текущего хранения должны неизменно и равномерно пополняться [23].

Предприятия должны иметь их в размере на установленное по плану количество дней торговой деятельности. Текущие товарные запасы должны быть средними, не завышенными и не заниженными.

Завышенные запасы товаров ведут к замедлению товарооборачиваемости, росту товарных потерь и других издержек производства и обращения, а главное - ухудшению качества и даже порчи продуктов.

Заниженные розничные товарные запасы могут привести к перебоям в производственно-торговой деятельности предприятий, к снижению объёма товарооборота и выпуска собственной продукции.

Сезонные запасы создают в определённые периоды года и их образование связано с сезонностью производства. Текущие товарные запасы обычно планируют отдельно от сезонных запасов [16].

В процессе анализа устанавливают, как товарные запасы обеспечивали развитие товарооборота и выпуска собственной продукции: изучают причины отклонений фактических остатков продуктов от установленных нормативов. Такими причинами могут быть:

- невыполнение или перевыполнение планов товарооборота;

-  завоз товара в размерах, превышающих потребность;

-  неравномерное их поступление;

-  неправильное распределение товарных ресурсов между отдельными подразделениями;

-  наличие других недостатков торговой деятельности.

Вторая группа факторов

Вторым фактором успешного становления и развития является уровень обеспеченности розничной организации трудовыми ресурсами; правильность установления режима труда; эффективность использования рабочего времени; рост производительности труда [33].

Используя данные статистического учёта и отчётности по трудовым показателям торговой организации, необходимо исследовать эффективность использование фонда календарного времени.

В частности, определяют потери рабочего времени по болезни, в связи с прогулами, скрытой и явной безработицей и по другим причинам.

Значительного повышения эффективности труда можно достичь за счёт сокращения и предупреждения текучести кадров. Социологические обследования показывают, что после принятия решения об увольнении у работника снижается интерес к работе, падает производительность труда.

В первый месяц работы на новом месте даже по той же специальности у него уровень производительности труда ниже на 25-30%, чем на прежнем месте работы. Значительно ниже выработка и в последующие месяцы.

Проводя исследование, необходимо установить, какая работа проводится по закреплению кадров, изучить состояние трудовой дисциплины и дать оценку текучести рабочей силы [24].

Особое внимание уделяют выявлению, изучению и мобилизации резервов повышения производительности труда торговых работников и улучшения обслуживания потребителей.

Третья группа факторов

Большое воздействие на развитие товарооборота оказывают состояние и использование материально-технической базы. Под материально-технической базой, прежде всего, имеют в виду основные средства (фонды) торговой организации. В процессе исследования основные средства должны изучаться комплексно, независимо от их принадлежности.

Основные средства торговой организации подразделяют также на производственные и непроизводственные.

Производственные основные фонды классифицируются по отраслям народного хозяйства: промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли, общественного питания.

Непроизводственные основные средства включают здания, сооружения и инвентарь, находящиеся в ведении жилищно-коммунальных хозяйств, предприятий бытового обслуживания, органов просвещения, культуры, здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения.

Проводя анализ, в первую очередь изучают производственные основные фонды, обеспечивающие нормальное функционирование предприятий. По выполняемым функциям они подразделяются на активные и пассивные фонды.

К активным относят машины, оборудование, приборы и прочие основные средства, занятые непосредственно в торговом процессе предприятий.

Пассивные основные средства предприятия розничной торговли включают здания, сооружения, передаточные устройства и механизмы, транспортные средства, обеспечивающие нормальное функционирование активных основных средств [1].

Исследование состояния и развития материально-технической базы торгового предприятия обыкновенно начинают с изучения состава и структуры основных производственных фондов.

В процессе исследования устанавливается, как изменяется материально-техническая база, изучается своевременность ввода в действие построенных и приобретённых основных средств.

Если план по этим показателям не выполнен, то подсчитываются и изучаются потери в товарообороте, прибыли, в том числе в связи с удлинением сроков проведения текущего и капитального ремонтов, инвентаризаций и ремонтов. Потери в величине товарооборота торговой организации определяются прямым счётом.

В целях определения воздействия на объем розничного товарооборота вышеперечисленных факторов следует использовать формулу


РТО = ((Ч · ПФср) · О) / 100                                                    (1.15)

 

где РТО - объем розничного товарооборота;

Ч - численность обслуживаемого населения;

ПФср - покупательные фонды населения на одного человека;

О - степень охвата покупательных фондов товарооборотом.

С этой целью все основополагающие экономические факторы, под воздействием которых развивается розничный товарооборот, следует разделить на две группы - экстенсивные и интенсивные (таблица 1.3).

 

Таблица 1.3 - Факторы, влияющие на развитие розничного товарооборота

Экстенсивные факторы Интенсивные факторы
Денежные доходы (покупательные фонды населения) Процент охвата розничным товарооборотом покупательных фондов населения
Товарные ресурсы (товарные запасы на начало периода плюс поступление товаров) Процент использования товарных ресурсов (отношение оборота к товарным ресурсам)
Численность обслуживаемого населения Товарооборот на одного человека
Численность работников (среднесписочная) Производительность труда работников

 

Планирование товарооборота розничной торговли в настоящий момент является основополагающим элементом торговой деятельности предприятия, поскольку на его основании возможно делать заключения о потенциальных направлениях деятельности торгового предприятия. Планирование товарооборота розничной торговли предоставляет возможность экономически обосновать объем оборота розничной торговли предприятия, обеспечить рациональное распределение его объема во времени, привести структуру оборота розничной торговли в соответствие с изменениями потребительского спроса и предложения, а также выявить возможности и резервы роста показателей деятельности торгового предприятия. Это определяет необходимость постоянного мониторинга факторов и резервов повышения розничного товарооборота торгового предприятия [5].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.011 с.)