Классификация натуральных обязательств по глоссе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация натуральных обязательств по глоссе



«По глоссе нужно различать рода объективного права. 1) Jus naturale, общее для всех существ; в другом месте это право обязует, в том числе к благодарности — ad antidora; исполнение их -donatio 2) Jus gentium, общее всем людям; по этому и раб -лицо; а то jus naturale 3) Jus civile, свойственное только общине граждан. Все обязательства без obligationes ex instinctu naturae, делятся на 1) Obligationes tantum civiles основа -jus civile -без эффекта -обязательство, против которого exceptio pacti de non petendo. 2) Obligationes tantum naturales -основа – jus gentium s. naturale - исключают требование обратно сделанной по ним уплаты. 3) Obligatio simul utraque -обязательство, основанное на jus»[3702]

«civile, и на jus gentium снабжено иском. То же учение усложненное новыми разделениями и подразделениями иною терминологией у постглоссаторов. Изложим теорию одного из видных представителей этого -Бартола (1314 — 1357 г.). Obligatio naturalis сама не вызывает иска, если нет санкции jus civile (§ 18). Покоится на ratio naturalis, или на instinctus naturae ограниченного эффекта. Если по нему уплата по заблуждению, то должно возвратить; если сознательно, то считается за remuneratio и возврату не подлежит. Натуральные обязательства, основанные на ratio naturalis могут заключать ad obligandum, и тогда различные последствия, смотря как к ним относится jus. 1) Если натуральное обязательство «approbatur а jure>, то полный эффект; 2) если оно «пес reprobatur пес approbatur», то способно к компенсации, к обеспечению залогом и поручительством, к погашению уплатой. Могут заключаться ad liberandum значение различно. 1) Если обязательство «approbatur a lege>, то уничтожение обязательства, по поводу которого оно заключено, согласно L. 58 D. 2, 14; 2) если <ei lex resistit>, то его эффект определяется согласно L. 7 § 14 D. eod.; 3) если <lex ei non resistit пес assistit>, то применяется L. 27 § 2 D. -eod. (§ 11). — Obligationes civiles различаются -obi. civiles effectu: контракты: obi. verborum, obi. litterarum (no J. 3, 21), contractus emphyteuticus и sponsalitia largitas (§ 14). Для таких обязательств jus civile causa immediata. Но большая часть обязательств покоится на jus gentium -obliga-«[3703]

«tiones naturales effectu. Их causa immediata -consensus. Они делаются obligationes civiles «approbatione». В подобном случае obligatio naturalis выступает в сопровождении obi. Civilis и получает полный эффект, т. е. снабжается иском. Поэтому глосса и говорит, что у обязательства duas radices. Jus gentium Бартол делит на duae partes; есть pars juris gentium, «quae procedit ex ratione naturalb; по этому праву раб -лицо может обязываться naturaliter: но есть jus gentium, которое «procedit ex usu gentium»; по этому праву раб не обязывается. Только первое jus gentium совпадает с jus naturale.

Дуарен (1509—1559 г.) учит оbligatio naturalis основана на naturalis ratio или на aequitas. Если ей придана исковая защита jus civile, то она обращается в obi. civilis. Такое придано не всем натуральным обязательствам. Если натуральное обязательство не признано legibus и потому не снабжено иском, а получило только некоторые цивильные последствия «ех moribus potius et interpretatione prudentum>, то оно остается на степени obi. naturalis.»[3704]

«obi. natnralis ad remunerandum по> L. 25 § 11 D. 5, 3 не натуральное обязательство для признания натурального обязательства необходима наличность «necessaria praestatio> участников; этого нет в данном случае, ибо постыдно для разумного добиваться взаимного дара. Основа натуральных обязательств jus naturale обычно источники отожествляют с jus gentium. Однако различайте виды juris gentium: primaevum и secundarium. Только первое совпадает с j. naturale, по этому j. gentium sive naturale все рождаются свободными, а потому ему известны натуральные обязательства рабов. По jus gentium secundarium введено рабство по этому праву раб не может обязываться. В L. 64 D, 12, 6 j. gentium разумеется в смысле secundarium, а в L. 84 § 1 D. 50, 17 — в смысле primaevum.»[3705]

Куяций

«Куяция лишь несколько экскурсов не всегда согласуемых обязательства -civiles, или naturales. Obi. сiviles -и naturales s. juris gentium и защищаются исками (напр, emptio venditio). Obligationes naturales-не всегда и цивильные obi. tantum natnralis основыванная на только aeqnitas или jus gentium, иска не порождает; ее последствия -исключение сопdictio indebiti или способность служить основой поручительства; если obi. naturalis получает исковую защиту, то она обращается в obligatio naturalis et civilis. У Куяция в примере искового обязательства, нет опоры в jus naturale s. gentium, и основанного только на jus civile. — Сталкиваясь с L. 32 D. 50, 17, Куяций (Opera, т. VI стр. 1877 сл.; стр. 2021 сл.) значительно меняет свою теорию. Раб может обязываться naturaliter, так как по естественному праву все люди равны. Но это обязательство раба опирается исклю»[3706]

«чительно на jus naturale. На jus gentium основано быть не может, ибо рабство -институт juris gentium. По Куяцию есть неисковые обязательства основаные на jus gentium и отвергаемые в jus naturale напр., обязательство либерта предоставлять патрону operas officiales; патронат и рабство -институты juris gentium, несогласны с j. naturale. Обстоятельно о натуральных обязательствах у Донелла (1527 —1591 г.). Различает obi. civilis nuda, obi. naturalis и obi., «quae utramque continet». Oblig. civilis nuda производит иск парализуемый эксцепцией преторского права. Не содержит натурального обязательства, ибо противополагаемая ей эксцепция основана на aeqnitas s. jus naturale. Obi. naturalis -принудительная обязанность к уплате, основанная на aequitas s. jus naturale не получившая иска от цивильного права. Aequitas, jus naturale или jus gentium -право естественным разумом установленное для всех людей и народов. Оbi. civilis justa -совмещающее в себе и obi. naturalis, и obi. civilis снабжено иском jus civile. Все по Донеллу -«obligation в pr. J. 3, 13. И в obi. naturales tantum не полная, necessitas, т. е. дают средства принуждения против должника. Такая necessitas и в obi. tantum civilis: если должник не противопоставит при litiscontestatio своей эксцепции иску кредитора, то он осужден. В виду несовершенства защиты, эти два вида -obi. imperfectae, в противоположность к obligationes per-«[3707]

«fectae снабженым иском, не парализованным эксцепцией. — Вопрос когда имеется obi. naturalis, разрешается ex causa et origine. Обыкновенно obi. naturalis познается по ее последствиям лишь когда уже по causa констатировано возникновение обязательства. —Obi. naturales возникают: causa sola -когда основание их не порождает по цивильному праву иска кого бы ни касалось, сausa simul et persona устанавливается obi. naturalis, если возникает из отношения способного производить иск по цивильному праву, но в данном случае состоявшегося между такими лицами, что свойства одного из них препятствуют возникновению иска (обязат. рабов, pupilli s. t. а., сделки отца с сыновьями). — Не признает Донелл за настоящее обязательство obi. ad remunerandum: дело в том, что обратный подарок считается за donatio, а не за debiti solutio; следовательно, одаренный не принуждается к его совершению правом. Источники говоря здесь о. <naturaliter obllgari> и «beneficii debitor» имеют в виду не ratio naturalis как основу натуральных обязательств технически a «sensus et affectus, omnibus hominibus a natura insitus> и состоящие в естественном стремлении порядочного благодарить за услугу. —Юридический эффект obi. tantum naturalis по Донеллу прежде всего, в soluti retentio и compensatio, и затем в способности этого обязательства быть основой для сопstitutum, новации снабженных исками залога и поручительства. По практику Германии Лаутербаху (1618—1678). В Collegium theorico—practicum, lib. 44 tit 7, §§ 3—14- (ed. Tubingae, 1715 г. т. Ill стр. 640 слл.) обязательства по их causa efficiens, т. е объективному праву с обязательственной связью, obligationes simplices, основанные на одном jus civile, или одном jus naturale (j. gentium), и на obi. mixtae. 1) Simplex natu»[3708]

«ralis obligatio делится на obi. рerfecta или plena и imperfecta или minus plena. Obi. naturalis imperfecta -связь, основанная только на aequitas naturalis и нет принудительной силой. Такова обязанность помогать бедным. Obligatio plena naturalis принудительна по j. gentium не по j. civile. Таково обязательство из контракта раба или из nudum pactum. Подобные обязательства не снабжены иском, так как они не получили его от j. civile. Делятся на Obi. naturalis approbata получает от jus civile эффектъ: soluti retentio, exceptio, compensatio и способность служить опорой для конститута, новации, залога и поручительства Оbligatio naturalis reprobata по специальному предписанию цивильного права сделана <inefficax ad exigendum >; таковы, напр., обязательства женщин contra Sctum.—2) Simplex civilis obligatio основана на цивильном праве, но противна aequitas naturalis. Подобные обязательства делаются такими или с начала (договор, заключенный под влиянием dolus, metus, error), или-же только впоследствии (цивильный долг, прощенный nudo pacto). Такое обязательство производит ipso jure иск, парализуемый exceptione.—3) Obligatio mixta (названная по аналогии с упоминаемой в источниках actio mixta) основана и на jus civile, и на jus naturale. В источниках это обязательство по преимуществу называется obi. civilis; оно порождает actio civilis. Obligatio mixta бывает vere mixta, или ficte sive praesumptive mixta. Obi. vere mixta действительно основана на jus utrumque; таковы обязательства из реальных и консенсуальных контрактов. Оbl. praesumptive mixta -обязательство, где vinculum naturale только фингируется напр., обязательство из неправильного осудительного решения. Obi. mixta порождает иск, если только jus civile по соображениям publicae utilitatis не парализует этого иска эксцепцией; в таком случае остается obi. naturalis (mutuum contra Sctum Macedonianum). К нидерландской школе относятся Шультинг и Вестейберг. Ант. Шультинг (1659 — 1734 г.) оставил особую dis-«[3709]

           «sertatio de naturali obligatione (в его Comm. Academicae, т. I стр. 1 — 38). По нему jus бывает jus mere naturale sive gentium, jus mere civile, jus ex utroque concretum. Jus naturale -врожденный людям закон, написанный Богом в их сердцах прежде всего повелевает почитать Бога, а затем — не нарушать требований общественного порядка. Из последнего вытекают частные принципы естественного права (стр. 5, ср. стр. 29 прим. с. d. е.). Санкция этого закона служатъ Божестя награды за его исполнениe и мучения при жизни и за гробом в случае его нарушения (Это jus naturale тожественно jus gentium; поэтому неправильно деление обязательств на natm.les tantun, j. gentium tantum, naturales et j. gentium). Существование j. naturale, общего людям и животным, отпадает (стр, 10). Предостерегает от смешения status naturalis -предшествовал появлению положительного права, с j. naturale; в этом повинны и римские юристы -вслед за стоиками, говорят. Гражданский законодатель всегда должен соблюдать главную заповедь естественного права, касающуюся гражданского общества (salutem communem), но в частностях может и отступать от lex naturae, насколько требуют условия времени и места (стр. 5). Обязывать может sola naturalis aequitas sola civilis ratio et subtilitas, или utrum que simul. Отсюда obligationes naturales, civiles и mixtae; по существу не по названиям, деление это знакомо и римским юристам. Наибольшая сила у obi. mixta, защищаемой вполне действительным иском. Так как закон, установляющий натуральные обязательства -в нас то узнаём о существовании такого обязательства не иначе, как обращаясь к разуму. В внешней санкции земной власти натуральные обязательства для бытия не нуж»[3710]

«даются (стр. 9). Если положительное право объявляет обязательство ничтожным нет и «naturale vincuium», ибо повиноваться светскому законодателю, как бы Божьему служителю, предписывает нам совесть. Поэтому по Шультингу не натуральные обязательства, напр.,,intercessio mulieris или незаконная мировая сделка об алиментах (стр. 12 сл.). Бытие натуральных обязательств определяется, главным образом juris naturalis судебные последствия из-за положительного права -может придать им очень слабые, и довольно важные последствия не дает только иска. Соответственно с этим obi. naturales делятся на efficaciores или pleniores (obi. ex nudo pacto, obi. либерта к operae officiales, obi. servi перед третьими лицами и господином и господина перед рабом) и inefficaces (обязанности ex pietate, obi. contra Sctum Macedonianum). У Вестенберга (немца в Голландском университете; 1667—1737 г.) о натуральных обязательствах в «dissertatio juridica prima de causis obligationum» (Opera omnia curante Jungio, т. I ч. 2, стр. 59 — 71). — jus humanum и divinum -делится на innatum и геvelatum. Jus divinum innatum -иначе jus naturale (resp. jus gentium) -принципы, вложенные Богом в сердца всех людей и познаваемых разумом и совестью. Из них вытекает obligatio juris naturalis к Богу и ближним. Воздерживаться от действий вредных общественно возникают потому, что Бог создал человека способным..на счастливую жизнь только в обществе себе подобных. Обязанности к себе и ближним -человек должен сохранять себя любить и воспитывать своих детей, приносить ближнему пользу, насколько возможно без вреда себе, и»[3711]

«не вредить никому без вины последнего; сюда же обязанность держать данное слово даже врагам, разбойникам, еретикам и обязанность к благодарности. У Jus divinum revelatumтри категории. Jus morale из 10 заповедей и только тем отличается от j. naturale, что последнее -в сердцах людей. Jus ceremoniale относится к богослужебным обрядам иудеев и не значим христианам. Jus forense касается политического управления иудеев и важно лишь поскольку объясняет и защищает 10 заповедей. Из Jus civile возникает obligatio, в силу которой подданные обязанны к знанию права и к повиновению его предиисаниям. Jus civile Romanorum -почти всецело из предписаний натурального права и хорошо согласуется с jus divinum; поэтому в обычае большинства Европейских стран. В этом праве обязательства делятся на оbligatio mere naturalis -связь, основанная на aequitas принуждающей дать или сделать, что по этому поводу иска к нам нет. Этих обязательств рода: у obi. mere naturalis inefficax или minus plena слабые последствия (такова obi из ничтожного завещания, к уплате легатов без вычета, пупилла s. t. а., расточителя); obi. naturalis efficax или plenior производит все послйдствия, допускаемые при оbi. mixta, кроме иска -напр., обязательство из nudum pactum. Obligatio mere civilis дает иск обессиливаемых эксцепцией значимо, если эксцепция не заявлена на суде. Obligatio mixta основана на jus civile и aequitas и производит действительный иск смешанна или на самом деле, или только презумптивно (неправильное осудить, решение; obi. litterarum Юстин, права). Книга о натуральных обязательствах немецкого Вебера»[3712]

           «1784 г приверженца естественного права. По нему всякая обязанность -моральная необходимость сделать ли установленная законами. Эти законы: право положительное и натуральное -законы о правах и обязанностях людей познаваемых одним здравым разумом без принудительных обязанностей к Богу; ему известны только обязанности человека к себе и к ближним. Принудительные обязанности покоются на праве здравого разума, написанном, по ап. Павлу, в сердцах людей -натуральные обязательства. Противоположны им обязательства цивильные, основанные на положительном праве. Упоминание о натуральных обязательствах в положительном праве уничтожает субъективность в воззрениях людей на содержание велений естественного разума и непредусмотренным положительным правом обязательствам с принудительной силой по праву натуральному, должно внять судам. Таким образом, у принудительной обязанности натурального права полный исковой эффект и без санкций права положительного. Соотвйтствует принципам римского, канонического и германского права. Такие обязанности -натуральные обязанности человека, как такового, поскольку не противоречат положительным законам данного общества, обязанности из природы государства и обязанность повиноваться положительным законам государства. Из последнего следует.»[3713]

           «что все обязанности, основанные на цивильном праве -и натуральные, ибо граждане должны повиноваться положительному праву. Натуральные обязанности такие простираются не дальше содержания данного положительного закона, на котором основаны (поэтому нет натуральной обязанности платить легаты по завещанию не соблюденной формы: завещание -из положительного права и из него вытекают обязанности лишь насколько удовлетворяет положит. праву (стр. 150—153). Положительное право может лишить силы натуральную обязанность, или ограничить -obligatio naturalis в техническом смысле. Положительное право может изменять и отменять нормы натурального права только насколько соответствует законам разума и полномочиями, предоставленным законодателю по общественному договору -основе всякой государственной власти. В силу этого недействительны, напр., законы, уничтожающие право граждан на существование или ограничивающее их свободу болеe, чем требует общее благо. Натуральные обязательства запрещённые положительным правом (азартныя игры, ростовщичество, сделки недееспособных лиц, приобретение недвижимостей иностранцами) -нет натуральной обязанности ибо все граждане уже по натуральному праву должны повиноваться запретам положительного права. Если запрет в интересах только должника (сделки недееспособных), то на совести должника обязанность суды должны игнорировать. Если положительное право натуральную обязанность только лишает ее полной судебной защиты, то натуральное обязательство ограниченно. Такое обязательство может возникнуть с начала (nuda pacta, обязат. раба, обязат. между домовладыкой и подвластным сыном, benef. competentiae) или только спустя время после совершения обятельственного»[3714]

           «акта (обязательство с истекшей исковой давностью; цессия вопреки lex Anastasiana. §§ 90—94). От обязанностей по натуральному праву принудительных и потому снабженных исками, если исковая защита прямо не отнята у них положительным правом, Вебер отличает обязанности по натуральному праву не снабженные средствами внешнего принуждения: несовершенные обязанности, долги совести. Этим обязанностям не соответствуют права других лиц. (§§ 39—40). Иногда положительное право придает и этим обязанностям принудительную силу (§ 49); иногда дает на основании таких обязанностей возражение против иска (обязанность либерта к operae officiales) иногда снабжает  исками (обязанность отца к установлению приданного; обязанность родителей и детей к алиментам. §§ 98 — 100).»[3715]

Учение Лельевр

«Без большого интереса латинсая диссертация Лельевра «Quid est obligatio naturalis ex sententia Romanorum». (1826 г.). Конечный вывод (стр. 71) «Есть (натуральные) обязательства без эффекта; есть некоторыми последствиями снабжённые, а других лишены; некоторые натуральные обязательства допускают только прибавление акцессорных правоотношений, не вызывая прямых последствий у части их последствия истинного и полного цивильного обязательства. Из значения слова <naturalis» ясно -употребляется о несовершенном праве, отрицательно или умаляюще или указывает на факт». В том же году Франке теория в самых общих чертах (стр. 66 сллЛ. Obi. naturales -исковые обязательства опирающиеся на jus gentium, т. е. коренятся в человеческой»[3716]

           «природе и должные в правах всех народов. Им противополагаются obi. civiles, основанные на специально-римском праве. Первыя заключаемы не римскими гражданами. Так же иногда называют officia pietatis, Liebespflicliten, исполнение которых всегда ожидается от справедливого и честного. Предоставив во исполнение такой обязанности, даже из-за заблуждения о её принудительности право не дозволяет требовать данное обратно, ибо противно добрым нравам. Obi. naturales -и обязательства вызывающие все последствия обыкновенного обязательства, кроме иска. Иногда у такого отнимаю и некоторые остальные последствия. Иска им нет из-за несоблюдения при их заключении должной формы (pacta nucla) или по особому предписанию закона о данном случае (Sctum Macedonianum) или по иной причине (истечение давности). В 1827 г по Рейнгардту («Die Lehre des romischen Reclit v. d. Verbindlichkeit im Allgemeinen und v. d. naturlichen Yerbindlichkeit insbesondere>) главный недостаток почти всех теорий об obligationes naturales у Римлян -стремление объяснить римское понятие современными представлениями о естественном праве (§ 14).»[3717]

«Naturalis obligatio по римским юристам всегда только обязательства производящие действие по положительному праву. У некоторых их полный исковой эффект -obligationes civiles. У других ограничен эффект -obi. naturales. Существенный признак их -добровольную уплату не потребовать обратно. Можно обеспечить поручительством и залогом.Писавших о натуральных обязательствах по Римскому праву с 30-х нашего столетия группы.

Первая сводит неисковые обязательства со всеми их последствиями к jus gentium или jus naturale в противоположность к jus civile. В большинстве в основе этих учений предположение, что jus gentium само не может дать обязательству искова для этого нужна санкция цивильного права -разделяют не все.

По Бюхелю в Civilrechtliche Erorterungen т. II ч. 1 (1836 г.) у выражения <obligatio naturalis» в источниках всякое обязательство с основой в jus gentium, а не в jus proprium civium Romanorum -сюда»[3718]

           «подходят и обязательства с иском. Так называются обязанности, основанные на jus naturale не в смысле jus gentium, а все обязанности из pietas безразлично с иском или простые officia pietatis. Naturalis obligatio технически - ipso jure обязательство, потерявшее силу, но по основанию признанному только в jus civile с разрушенной лишь цивильной основой искового обязательства, основа натурального права или juris gentium в силе (стр. 29; стр. 58). Ipso jure обязательство не действует ибо покоится только на jus gentium или aequitas; ipso jure ничтожно и проявляется в эксцепции выражающей начала aequitatis (стр. 61). Обязательство теряя силу не ipso jure, a ope exceptionis лишается только иска когда эксцепция введена in odium creditoris; эксцепция, установленная in favorem debitoris, отнимает у обязательства всякий эффект, так что обращается в obligatio inefficax, inutilis, quasi nulla (стр. 29; стр. 34). В первом случае обязательство ограниченно эффектом. Но это — не obi. naturalis в точном смысле ибо при данных условиях obi. civilis не уничтожена ipso jure, ipso jure она действительна. И эти обязательства называют источники obligationes naturales только в виду того, что эффект похож на настоящие obi. naturales. При неполном уничтожении обязательства ipso jure obi. naturalis по основе и эффекту при уничтожении иска exceptiей in odium creditoris натуральное обязательство только по эффекту (стр. 59 сл.). Первая кагегория -обязательства из nudum pactum, из сделок: пупилла s. t. а раба, домовладыки с подвластными, после cap. dem. minima. Вторая категория -заем против Sctum Macedonianum, обязательство, обезсиленное эдиктом о jus iniquum.»[3719]

«Очень близко Бюхелю в 1843 году (L. de Pfordten, de obligationis civilis in naturalem transitu, стр. 1—16.). К jus gentium сводят неисковые обязательства (Meyerfeld, die Lehre v. d. Schenkungen, т. I (1835 г.) стр. 339) (Unterholzner, quellenmassige Zusammenstellung der Lebre d. rom.R. v. d. Schuldverhaltnisse, т. I (1840 г.), стр. 13 слл.) (Renaud, в Arch. f. die Civil. Praxis, т. 29 (1846 г.) стр. 437 слл) (по Heimbachу в Weiske’s Rechtslexicon, т. 7 (1847 г.) obi. naturales - исковые обязательства j. gentium, т. е. применимые к перегринам (стр. 418 сл.); обязательства с иском по j. gentium, потерянным при принятии их в jus civile (стр. 466 сл). Naturale debitum означают иногда Liebespflichten, где требование обратно предоставления -turpitudo (стр. 457 гл.).) и др. Мало оригинального. У Пухты о натуральных обязательствах в Пандектах (первое издание 1838 г цитирую по 8-му), Лекциях (Vorlesungen; первое издание, посмертное, 1847 сл. года цитирую по 5 изд.) и Институциях (первое издание 1841-1847 цитирую по 9-му). В Пандектах (§ 237 пр. а) и Лекциях (т. II стр. 44; 47 сл.) Пухты obi. civiles основаны на jus civile, a obi. naturales на jus gentium или naturalis aequitas. В Институциях (т. II стр. 335) цивильные обязательства -признанные в jus civile, т. е. возникшие на основании известном только цивильному праву или принято из jus gentium. Первоначально, в римском праве только такие с полным иском если особенное условие в их фактическом составе не помешало возникновению иска с начала или не уничтожило иска впослйдствии. «naturalis» не непременно что обязательства корни в jus gentium а прежде всего, отрицательное -не основаны на цивильном праве;»[3720]

«они покоются часто на jus gentium, но может основаны и на jus honorarium (стр. 335, 336). Обязательства, основанные на jus gentium, в древности юридически не значимые. Возможны лишь материальною основой цивильным обязательствам, соглашение прибавлением к нему causa civilis обращалось в obligatio. На этом учение что обязательства juris gentium без санкции цивильного права, возможный базис акцессорных правоотношений; сюда впоследствии прибавили способность производить эксцепции и быть основанием действительной уплаты. Эти последствия прочно установились -«obligatio naturalis» стали неисковым обязательством, в том числе и obligatio civilis, потерявшую иск; последнее -«naturalis obligatio manet>. Некоторые obi. naturales получили со временем иск от претора и сделались obi. honorariae есть и obi. honorariae не из jus gentium -obi. naturales лишь ибо не цивильные. Неисковые obi. naturales -и опирающиеся на философское jus naturale -обязательство господина перед рабом (стр. 336). Пухта от натуральных обязательств отличает моральные обязанности, т. -е неюридические. Именуя naturales obligationes или naturalia debita, неуместны слова obligatio или debitum. При исполнении их, нет cond. Indebiti..средств юридического принуждения. Право не желает поощрять их нарушения. Эркслебен в Condictiones sine causa, ч. I (1850 г.), стр. 118—152 близок Пухте -у римлян права источники: jus civile— продукт особых воззрений на право отдельного народа особого развития и строя государственной организации; другие»[3721]

           «часть — jus gentium s. naturale — составляет продукт ratio naturalis равно влияещая на жизнь всех народов и образование их права. Jus сivile всегда и принципиально положительным правом утвержденным авторитетом государственной власти и должное применяться органами государства jus naturale -только «правообразовательное стремление», нравственное требование: юридически сильно только после признания его в юридическом сознании данного народа. Со временем многие положения juris naturalis приняты положительным правом; эту силу им сообщает признание обычаем, эдиктом магистратов или закона. Полно признаны нормы juris naturalis лишь когда оно согласуемо с особым строем римского правового организма. Так появились некоторые исковые обязательства с материальными корными в j. gentium, признанны и в j. civile или honorarium. Много случаев, когда по естественному воззрению на право должно возникать юридически связующее обязательство, но положительный строй римского права препятствует возникновению такового. Сюда nuda pacta, сделки рабов недееспособных между объединёнными отеческой властью когда обязательство по цивильному праву теряет силу из-за обстоятельств по натуральному праву не должных бы его разрушать (cap. dem. minima, jus iniquum etc.) разрушающих только цивильный элемент обязательства и оставляя в силе натуральный. Для цивильного права нет юридического обязательства есть по натуральному или естественному. Поэтому, если должннк по ошибке уплатит ему не дается cond. Indebiti исключаемая ipso jure, ибо опирается на bonum et aequum и понятие <indebitum> обсуждается при ней по естественному воззрению на право. За признанием soluti retentio на основании таких обязательств, последние стали «читаться способными и к новации, конституту, компенсации, обеспе-«[3722]

           «чения залогом и поручительством. Пухта и Э. отличают от натуральных обязательств когда иск о возврате сделанная представления не допускается по морали. Савиньи оbi. naturalis тесно связывает с противоположностью jus civile и jus gentium. (System I стр. 419. Obligat. I стр. 23).»[3723]

«выражением naturalis rationis, т. е. присущая человеческой природе общего правосознания следствие отсюда -неизменность этого права. Отдельные положения juris gentium с этой стороны не проверяли (Syst. I стр. 110; стр. 113). Jus gentium -положительно как и jus civile, и применялось практически, значит jus civile влияло на jus gentium. Поэтому договор, запрещенный в цивильном праве (напр, долг из игры или ростовщические проценты), не производит даже naturalis obligatio (Syst. I стр. 115 сл.). Различия между obligationes civiles и naturales, по Савиньи (Oblig. I стр. 23) в происхождении, обязательства основанные на jus gentium, и из jus civile. Большинство обязательств juris gentium признаны и в jus civile. К jus gentium обязательства покоющиеся не на произвольных предписаниях, но на ratio naturalis, естественном элементе права в частности основания возникновения обязательства: свободная воля должника (договор); неосновательное обогащение из чужого имущества; правонарушение ибо иска из деликта предмет – возмещение убытков (Oblig. I стр. 26). Без обязательств juris civilis удовлетворительное юридическое состояние мыслимо так что они не неизбежны (Oblig. I стр. 28) в личной правоспособности, обязательства доступны только римским гражданам и несколько исключений по чисто практическим соображениям (обязательства juris civilis) (Oblig. I стр. 29—33), или заключаемые и перегринами (все обязательства juris gentium)»[3724]

           «по действительности, обязательства неисковые (naturales)..и исковые (civiles) (большинство) -все obi. juris civilis и obi. juris gentium признанные в jus civile и потому с иском. Обязательства juris gentium из-за недостатка своего состава не признанные jus civile и потому..без иска в источниках obi. naturales ибо они только naturales (Oblig. I стр. 34 — 36). Nat. obi. иногда означают и исковые обязательства во внимание к их происхождению (Oblig. I стр. 38—41). По Савиньи его схема похожа на схему старых деливших обязательства на mere civiles, mere naturales и mixtae отвергаемую ибо чуждо римским а jus civile и jus gentium -не самостоятельны влияют друг на друга. jus gentium договор juris civilis обезсиливает, если он заключен под влиянием clolus из-за juris civilis долг из игры – не obi. natnralis. Неисковое натуральное обязательство приведёт к совершению предоставления должником, если из-за фактических обстоятельств можно обойтись без иска об исполнении (Oblig. I стр. 45). Obi. nat. способны вызывать исключение condictio indebiti даже при solutio per errorem; compensatio; deductio из пекулия; поручительство; constitutum; залог; novatio (Oblig. I стр. 45 — 50) если особая природа данного обязательства не исключает некоторых из них. (Oblig. I стр. 51). Эти обязательства не признаны в jus civile и потому без»[3725]

           «иска из-за несоблюдения формы при установлении обязательства недостаточной правоспособности или дееспособности сторон строгой консеквенции цивильного права, не признанная в jus gentium (confusio при принудительном вступлении в наследство, cap. dem. minima) особых норм искового права (absolutio injusta, истечение исковой и процессуальной давности, jus iniquum; Oblig. I стр. 52—100). У Савиньи особо две obi. nat ограниченного значения: приводят только к soluti retentio благодаря неопределенности содержания (obi. nat. жены к установлению приданого и либерта к предоставлению operae officiales; Oblig. I стр. 100—103). При обязанности к remuneratio в источниках об obligatio фактически. При уплате легатов без вычета quarta Falcidia лишь сознательное совершение её – не дарение (Oblig. I, стр. 103—106). По Савиньи обязательство, недействительное по jus civile, и по jus gentium без силы при недействительности искового обязательства ipso jure и когда исковое обязательство теряет силу из-за эксцепции: если эксцепция согласна с основами juris gentium (naturalis rationis или aequitatis), то она не оставляет даже натурального обязательства (Oblig. I стр. 115; System, У стр. 378); для эксцепции из Sctum Vellejanum создана искусственная naturalis aequitas ибо не считали согласным цели этой чисто цивильной эксцепции оставить в силе obi. nat. mulieris intercedentis (Oblig. I стр. 119 сл.).»[3726]

Машелар

«По 1861 г на французском Машелара <Des obligations naturelles en droit romain» натуральные обязательства у римлян -исковые обязательства, основанные на jus gentium и доступные римлянам и перегринам»[3727]

           «среди исковых обязательств натуральных больше, цивильных (стр. 3-10); неисковые обязательства исключение. Последнее значение термина obligatio naturalis -техническое и господствующее (стр. 12). Главный критерий наличности неисковой obligatio naturalis -возможность по ней платить -не дарение, а настоящая debiti solutio (стр. 525). В натуральных обязательствах уплата со связующей силою даже когда произведена под влиянием заблуждения последствия независимо от воли должника (стр. 527. 533). Иногда уплата может наступить даже независимо от всякого действия должника когда кредитор с jus retentionis и jus compensations (стр. 533 сл.). Право на компенсацию -сильнейшее последствие возможно связующее с неисковым обязательством (стр. 19). Или по obi. naturales платить можно только сознательно и добровольно нет дарения; но заблуждение должника в обязательстве считаемом за исковое, дает ему право на возврат предоставления. Например, debitum naturale должника, несправедливо признанного судом недолжным (стр. 527; стр. 287). Во французском праве натуральные обязательства только в этом смысле (стр. 528). В этой категории возможно всякое добровольное обеспечение уплаты поручительством, залогом, конститутом, новаций. По автору все obi. naturales однородны и из одного источника; различия лишь в силе последствий. Каждое отдельное обязательство может неспособно к некоторым последствиям допустимым при исковых обязательствах (стр. 534 сл.; стр. 20; стр. 524). Машелару»[3728]

«не важно различать натуральные и моральные обязательства как напр., Пухта ибо только путает (стр. 282-285). Видит наличность юридического обязательства гасимого уплатой (стр. 529— 532). Натуральные обязательства по М основаны на jus naturale. Отвергает Шванерта и Гольциуса различие obligatio naturalis с debitum naturale требующих для натурального обязательства наличности causa civilis..очень удобно практически -избавляемся от шаткого jus naturale, границами не твёрдыми но несогласно с источниками (L. 49 § 2 D. 15, 1, по Машелару, стр. 543 сл только к рабскому пекулию). Не определить твердыми правилами, в каких случаях, с каким эффектом возникают натуральные обязательства. В каждом случае внимать, что достаточно по правилам честности и добросовестности возникновению долга как римскиe юристы часто противопоставляют право в настоящем смысле aequitasу -базису j. naturale, а следовательно, натуральным обязательствам (стр. 538—9). Исковые obi. naturales из принципов, общих всем народам и покоющихся на разуме; в этом опираются на jus namrale (стр. 547 сл.). У Машелара источник исковых натуральных обязательств – не всегда j. naturale и aequitas; иногда -j. Gentium.к перегринам (стр. 30, 86, 267, 418, 493).»[3729]

Massol

           «(Massol) <De obligation naturelle et de i’obligatiou morale en droit romain et en droit Fran§ais> в 1858 г., а второе с обширной «introduction», в 1862 г. Строго различает натуральные обязательства и моральные (считая это существенный пункт своего труда) в римском, французском праве противоположно Машелару. (obi. naturelles) -опирающиеся на положительное право разных народов (jus gentium), но в праве данного народа без полного признания (стр. 6; стр. 2 сл.; стр. 4; introd. стр. XI). Если не упоминается законодательством то полна сила. Если нет, то полно ничтожно или ограничено силой -натуральное обязательство (стр. 3—4). Обязательство из jus gentium полной силы по праву народа -оbligatio civilis. У оbligation naturelle значение юридической связи. Её критерий – составляет часть имущества кредитора и только неспособна на иск или служить для compensatio ex dispari causa (стр. 7 сл.); compensatio ex dispari causa неприменима к неисковым обязательствам -привела б здесь к несправедливым резуль-«[3730]

«татам (стр. 66 сл.). Составляя юридический долг, эта obi. naturelle погашают уплатой -не дарение (стр. 42 сл.; стр. 47 сл.). Как юридически действительное обязательство, натур, обязательство -часть имущества кредитора и потому возможный предмет цессии и легата (стр. 45 сл.). Натуральное обязательство можно подкрепить поручительством, залогом, корреалитетом, конститута. Оно возможный предмет и средство новации (стр. 50— 60). Из-за возможности этих последствий плата по натуральному обязательству вынуждена кредитором помимо воли должника compensatiей ex eadem causa, обеспечением долга третьим лицом без ведома должника, распространением залогового права в обеспечение другого долга, на натуральные требования того ж кредитора, необезпеченные залогом (стр. 8 пр. 1., introd. стр. XXII сл.: стр. 65).

По Массолю все натуральные обязательства способны вызывать одни и те же последствия (introd. VI—X; стр. 32; стр. 111: стр. 184) а obi. naturales без опоры на jus naturale, т. -е. на право, записанное в сердцах людей и независимое от положительной санкции (стр. 24; стр. 3; стр. 115 пр. 1). Обязательства моральные -вне права опора исключительно на велениях морали, голосе совести без юридической связи (стр. 3; стр. 4: стр. 8; introd. стр. XI). Юристу они интересны, ибо уплата по ним, не требуема обратно даже когда она совершена под влиянием error juris, и возможный мотив заключения юридического обязательства (стр. 8 сл.). Уплата по ним -не уплата долга юридически несуществующего.»[3731]

           «а дарение (liberalite) даже вызванное ошибкой платящего о долге ему обязательности. Дарению достаточно чтоб законодатель мог основательно презюмировать animus donandi. Ссылке предоставившего что добровольно не исполнило б officium pietatis право не внимает (introd. стр. XXXI; стр. 88 сл.). Моральное обязательство не предмет новации, основание поручительства, залога, конститута (introd. стр. XII слл.; стр. 50 сл.; 8 сл.; 59). Не в имуществе (стр. 42 слл.). Основа неисковых обязательств со всеми их юридическими последствиями – j. gentium или j. Naturale по Келлеру, Зинтенису, Молитору, Майнцу, Ортолану и фан Веттеру.»[3732]

«Неисковые обязательства -не право.» [3733]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.033 с.)