Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Jus gentium и jus civile как различие общего и национального по савиньи
«по Савиньи (System I стр. 419. Obligat. I стр. 23) Jus gentium римских юристов тождественно с jus naturale. (System I стр. 113; 417 слл.). Каждое положительное право -продукт раскрытия народного духа. (Стр. 14) -лишь частного проявления общечеловеческого духа. Jus gentium или naturale и jus civile лишь специальное историческое применение этого различия общего и национального в праве jus gentium и jus civile не тожественны понятиям общего и национального (Svst. 1 стр. 112 пр. г.). Jus gentium -положительное право, исторически сложившееся (Syst. I стр. 113) применимо ко всем не вполне безправным, и к недвижимостям в Италии и в провинциях (Syst. I стр. 114) с общенародными элементами, представляется Римлянам»[2875] «принудительным законам цивильного права внимает jus gentium (Obi. I стр. 41—44; стр. 108 сл.).»[2876] Полагаю, из-за своего безсилия Раздел. Юс постлиминии Jus postliminii «В классике плен уничтожает брак основанный на совместной жизни супругов, возможности их когабитации; нет этого -нет и брака, следовательно муж по jus postliminii без жены, если из плена вернется на родину; для возобновления их брака нужно новое согласие если жена не вышла вторично до того за-муж; такой брак не возобновлён, не продолжение прежде существующего а новый, вновь заключенный»[2877] «Супруги в плену прижившие детей впоследствии вернувшиеся на родину -jus postliminii ибо брак требует когабитации супругов, или ея внешнего признака, - deductui in domum mariti, ставящее жену в распоряжение мужа, если супруги разделены друг от друга пленом – jus postliminii невозможно ибо условие существования брака исчезло меж супругами в плену физическое соединение возможно следовательно как jus postliminii без необходимости считать исполнившийся факт (плен) неисполнившимся; - у Севера. Жене добровольно следующей за мужем нет jus postliminii»[2878] «у Павла не от доброй воли законодателя, а вопреки желаниям общества всем гражданам обеспечить в интересах общего блага их свободу, и чисто фактической необходимости, право признаёт потерявшими гражданство и свободу членов государства в плену не дружественно сносящихся с Римом. Если, таким образом, нормы с указанным содержанием не сами продукт справедливости, то aequitas naturalis требует действия их в интересах общего блага по возможности сужения. Если надо признать рабом римского гражданина у врага, то справедливо ограничить рабство временем фактической необходимости счёта с этою властью другого народа. Пленник возвращается на родину чтоб не уходить обратно под господство врагов уничтожаем последствия плена, признанные законом вопреки желаниям общества,»[2879]
«и возстановить бывшего пленника в его прежних правах. Павел употребил «per injuriam detineri -неточно, ибо Римлянин, попавший во власть недружественного народа jure делается рабом и лишь так надо ему jus postliminii ибо думал о нормах, признающих последствия захвата римлянина народами, не в дружбе, как о явлении фактически нужном, не соответствующим доброй воле законодателя и желанию общества.»[2880] Раздел. Манципация С 100 Р. Х. «Нет основания полно отрицать связь с его естественной семьей эманципированного.»[2881] Манципация и манумиссия «Манципация манумиссия и за ней возврат под отеческую власть не самостоятельны, потребляли, как формы (для усыновления и эманципации). У Гая «большею частью родители и с мужней властью по coemptio манципируют подвластных хотя освободить их из своей власти в кабале на момент, кроме когда за правонарушения»[2882] Раздел. Усыновление С 100 по Р. Х. «Нет основания полно отрицать связь усыновленного с его естественной семьей.»[2883] Траян «У Бахофена усыновление Траяна Нервою у Плиния: вместо людей Нерва положился на совете богов, adoptio не на обычной кровати, но пред ложем Юпитера в храме»[2884] Раздел. Мутуум Мутуум Проценты В «империи и по отношению к mutuum распространился обычай письменных документов: для лучшего доказательства факта займа письменная cautio. Затем и здесь значение этого письменного документа возрастало.»[2885] У классических юристов «У Фойгта ибо в источниках состав обязательства из consumptio – квазиконтракт, не договор. Но рима юристы, обсуждая последствия consiunptio точно не характеризуют основу иска, лишь возникает ли кондикция, одинаково о договорной и нет основе кондикции. У Карлова consumptio полнит недостатки реального элемента займа, противоречить само себе. Во всех случаях консумпции в источниках право требования с одним и тем ж содержанием, осуществляемым одним и тем ж иском, основанное на невозможности виндикации дает место кондикии и передатчика денег; не различая получение денег от несобственника и от недееспособного. Если консумпции следствие – установка договора займа, то, следовательно, действительности этого договора дееспособность сторон не всегда требуется; правила о возникновении обязательства consumptiей применяют к займу несобственникам, малолетним без согласия опекуна, душевно-больному. Договор займа может не договор»[2886]
«ибо мимо участия воли сторон. Источники не принуждают признавать договор займа при консумпции: кондикции без слова mutuum, лишь, что dans получает кондикции к аccipiens; консумпция у них — одно из условий явки кондикции; о конструкции материального основания кондикии нет. Чтоб решить какие юридические следствия, когда при даче денег в долг или плате право собственности не получателю при numeratio; в частности, возникает ли condictio не лишь при договоре займа – о consumptio денег по Дигестам с Юлиана – ссылки Помпомнию. У Юлиана в fr. 19 лишь § 1, но связь в подлинном изложении, компиляторами пропущенном, не соединили в один фрагмент два отрывка из разных отделов текста, не связанны меж собою общностью предмета изложения, ибо § 1 рг. внешне о разном и без интерполяций, значит § 1 – продолжение рг. В обеих частях разные категории случаев, ибо начально - „ п о п o m n is n u m e r a t i o e u m q u i a c c e p i t o b l i g a t “ и т. д.; в рг. одна категория случаев, где „ n u m e r a t i o " недостаточна возникновению обязательства ибо зависит от c a u s a дачи денег; в § 1 c a u s a дачи денег»[2887] «Классические юристы „займу " не отвели особого места. Наибольшее заимствование 26-я книга комментариев Ульпиана к эдикту. Ульпиан рассматриваетъ в этой книге всевозможные условия и предъявления condictio certi; это— комментарии к формуле; „si paret certum dare oportere". Тут о condictiones sine causa, и о condictio furtiva прочие основания иска -заем. Тоже самое и о фрагментах из ком-«[2888] «ментарии к эдикту Павла, Гая. Папиан, Африкан, Павел где случаи, относящиеся к „mutui datio“, чтоб решить возникает, ли condictio certi. С той же точки зрения касаются „mutuum Юлиан, Помпоний, Алфон в своих Дигестах. Из сказанного лишь один вывод: у договора займа в Римском праве нет специальной исковой формулы. Подтверждается исследованиями Ленеля по возстановлению преторского эдикта и трудами, посвященными кондикциям. Формула кондикции всегда та же. Actio mutui нет в формулярном процессе. Аctio mutui технически не значимо. От прочих оснований condictio certi mutuum отличается -относится к реальным контрактам и составляет вид obligationes quae re contra huntur. Ожидаемо обстоятельное изложение учения о займе в источниках, трактующих специально о реальных контрактах. Особые отделы о реальных контрактах только у Гая в институциях и „Аигеа“, в институциях Юстиниана, повторяющих Гая. Здесь определены mutui datio в отличие от других контрактов нет о содержании обязательства из mutuum Гай mutuum сближает не с прочими реальными контрактами (commodatum, depositum, pignus), но с in debitum solutum. О mutuum, как обыденной сделке у римских весьма часто не зависимо от условий и форм защиты. Как в современности употребляются „заем“, „занять денег“ без внимания в какую форму выливается обязательство о возврате — векселя или заемного письма — в римской литературе»[2889]
«общей и юридической говорится о mutuum, mutua рecunia, mutuari, mutuam pecuniam dare, accipere, sumere, безразлично, устанавливается ли обязательство о возврате re, verbis или litteris упомянутые термины не технические, в смысле, как commodatum, depositum, emptio, locatio. Употребляя mutuum, mutua pecunia, римские юристы нередко не имеют в виду возникновение определенного обязательственного требования и рассматривают mutui datio с точки зрения передачи собственности credendi causa; mutui datio в этих случаях вид предоставления с определенной causa, составляя в этом отношении одну категорию с donatio, solutio, datio dotis подлежит некоторым правилам, общим всем предоставлениям, напр., относительно восполнения недостатка в условиях передачи собственности.»[2890] «В Дигестах Кодексе нет титула, посвященного специально договору займа. Больше фрагментов, относящихся к займу в титуле Дигест 12, 1 „ Неrebus creditis. Res credita creditum нередко употребляются в том же смысле, что mutuum, peсunia mutua в этом титуле договор займа не главный предмет. В этом титуле о „creditum" в смысле обязательства, защищаемого condictio certi; этому иску, его основаниям и содержанию и посвящен титул.»[2891] «Титул Дигест 12. 1. озаглавлен „de rebus creditis “; первые два его фрагмента посвящены определению понятия creditum и отношения mutuum к creditum; иск, о котором говорится в большей части фрагментов этого титула называется (кроме condictio) actio certae creditae pecuniae; creditum и credita pecunia постоянно упоминаются как предмет требования или условия предъявления этого иска. И creditum res credita, pecunia credita не обозначают особого определения юридического отношения характеризуемое бы по его материальному содержанию и специально излагаемое бы у юристов. Credere и pecunia credita употребляются нередко в применении к реальному договору но те же термины, подобно mutuum, mutua рecunia, прилагаются и к иной форме требования по займу, а сверх того credere и creditum чисто-формально значимы, относясь к стипуляции certae pecuniae безотносительно к ее материальному основание. Таким образом, заем в источниках резко отличается от всех прочих материальных договоров тем, что нет специфического иска и строго определенного технического названия. Отличаются обязательство из mutuum от других обязательств допущением прямого представительства при займе и к обращению долга в заем простым соглашением.»[2892] «спорно, так как спорны тексты, а вторая особенность, кроме того -предмет знаменитой антиномии между fr 1 5 cit и D. 17, 1 3 4 рг.»[2893]
Знаменитой, видимо, в среде романистов тех лет «С учением о mutuum в источниках связаны контроверзы -о condictio generalis абстрактности стипуляции антиномиях между D. lit 1 8 и D 4 1. 1, 3 6. Перечисленное определяет существенные пункты учения о mutuum: понятие о mutuum, отношениe его к creditum, к стипуляции в связи с сonceptio non numeratae pecuniae, безпроцентность обязательства ex mutuo singularia и контроверзы -останавливали на себе внимание романистов со времени Глоссы в общих трактатах монографиях не придавалось должного главной особенности mutui: отсутствию специального иска нecooтветствию реального контракта „mutuum“ договору займа в современном смысле. Особенности римского займа и в современной литературе усматриваются, главным образом в отношении к реальным контрактам, среди которых занимает такое же положение, как commodatum и depositum mutuum изучается наравне с другими материальными договорами. Вследствие этого, обязательство займа менее выяснено, чем другие контракты.»[2894] «Первое бросается в глаза в источниках — отношение mutuum к creditum и к кондикции. По этому Глосса начала взгляды, препятствующие правильному освещению „ mutuum “. Creditum и res creditae в тесном смысле Глосса признала равнозначущими „mutuum" в смысле займа вообще. К рубрике Дигест 1 2, 1 „si certum petetur" Аккурсий ставит Глоссу „id est mutuum" р азличает condictio specialis и cond. generaiis; первая -иск о займе. В Глоссе к Dht 9 pr §§ 1 sqq. под кондикцией, упоминаемой в этом фрагменте, разумеется condictio deneralis опровергается мнение будто есть особая кондикция. Condictio generaiis по Глоссе нужна потому, что не у всякого требования специальный иск, но это Глосса относит не к mutuum, как ожидаемо, а к стипуляции, при которой condictio specialis не применима согласно D. ht 2 4. Некоторые глоссаторы признавали только кондикцию — общую большинство считало должна быть специальная — для mutuum и это усвоено постглоссаторами. По Бартолу странна мысль что у заёма нет специального иска указанного в эдикте словами „si certum petetur certum здесь и есть mutuum. Замечено некоторыми глоссаторами, что condictio certi дается и при in debiti solutio, по Бартолу нет здесь опровержения своего мнения; это condictio certi genеraiis имеющаяся при всяком контракте с специальным иском, в том числе с специальным иском для in debitum; Бартол не останавливается пред распространением condictio generaiis на заем, так что при займе возможны кондикции: общая и специальная основанная на mutuum: нужно в исковом требовании упомянуть о займе, а при общей кондикции это не нужно, так истец просто говорил, что просит certum, не указы вая основания. Creditum глоссаторы и постглоссаторы понимают широко -право требования»[2895] «и тесно — заем. У Бартола ещ е „теснейшее" значение creditum: денежный заем. К общим чертам „ займа“ глоссаторы и постглоссаторы прибавили учение о mutuum naturale, civile и civile cui naturа cooperatur. Mutuum mere civile — при chirographum после двух лет mutuum mere civile -lit 2 § 5 (без „proficis i pecuniam); mutuum mere naturale — реальный заем. Mutuum civile cui natura cooperatur — заемная стипуляция. Глоссаторы и постглоссаторы не поняли отношение mutuum к creditum и к стипуляции, и от них ускользнула главная особенность mutui — отсутствие специального иска из-за непонимания римской системы исков и значения стипуляции. С Возрождения ошибки глоссы и постглоссаторов отпадали по мере тщательного исторического изучения римского права до XIX века mutuum рассматривается наравне с прочими контрактами; кондикция из mutuum, считают специальным иском, как condictio in debiti. ob causam datorum отношение mutui к стипуляции невыяснено querela non numeratae pecuniae проявляющий главным образом это отношение, рассматривается исключительно в связи с займом, exceptio non numeratae pecuniae считается возражением против иска, основанного на займе. Невыяснено значение сгипуляции и кондикций. Обрабатывают tit. D. 12, 1, видя в нем преимущественно учение о договоре займа. Говорят о понятии creditum обширно и тесно отношении creditum к nmtuum, о mutuum как реальном контракте толкуют отдельных фрагментов и останавливаются на знаменитых контроверзах; о condictio generaiis, о fr. 9 § 8, об антиномии между Африканом и Ульпианом (D. h t. 5 и 1 7, 1, 3 4 рг.) Ульпианом и Юлианом (ht 18 и 4 1, 1. 36), о „Lex Lecta“ к учению о иске часто присоединяют учение о querela non numeratae pecuniae.»[2896]
«контроверзы интереснее романистам, чем учение о сущности mutui. Пpиeмы изложения учения о mutuum -до Глюка во всех комментариях к corpus juris civilis, у всех школ; различие только в трактовании отдельных контроверз и степени пользования неюридическими источниками. Французская школа объясняет термины creditum и mutuum и их взаимное отношение, пользуясь значительным материалом, из неюридической литературы; ими впервые указано бытовое значение mutuum в смысле безвозмездного займа, сближение займа с „ссудой“ и „ наймом"; значительный шаг вперед -выяснение реальности договора займа, заем рассм атривается как обязательство, возникающее re. Определяют mutui применительно к источникам в общем рассматривают как договор займа со своим специальным иском. У Куяция mntuum -вид creditum равного обязательству ex contractu; специфический признак mutui — обязательство возвратить genus. По некоторым глоссаторам и Куяцию кондикции общая и специальная -иск ex mutuo. Кондикции из неправомерного обогащения основание -иной источник обязательства, чем condictio ex mutuo: последняя вытекает из договора, первая — ex aequo et bono, non ex contrаctu, non ex creditо. В отличиe от глоссы и постглоссаторов, Куяций правильно определяет отношение mutui datio к стипуляции не касается этого в изложении ex ceрtio non numeratаe pecuniae. Донелл вносит в определение займа признак потребляемости предмета займа и тем отличается от большинства и новых романистов.»[2897] «Соглашение, необходимое, по Донеллу, для действительности всякого контракта, при займе разумеется в смысле conventio tacita, так как conventio expressa не необходима; достаточно лишь, чтобы вещи-возможные предметы займа, при передаче dicantur dari mutuo et accipiantur hoc nomine. Mutuum -реальный контракт как и всякий, требует для действительности прежде всего соглашения, а затем — res могущую соединяться с соглашением в начале или впоследствии. Но conventio во всех реальных контрактах deсadem re reddenda „non exprimitur verbis“ и узн ается nomine ipso et titulo traditionis“ или „ratio cinаtione“. Такое позволяет Донеллу отнести к упомянутым реальным контрактам требования, осуществляемый кондикцией из неправомерного обогащения. Донелл признает только одну общую кондикцию одинаково применяемую к займу и другим обязательствам. Голландская и германская школа больше внимает на чисто-догматическое изучение mutuum, приспособленное для практики. Систематическое изложение начинается определением отношения займа к более общим понятиям: договора creditum. В трактатах Лаутербаха, Фета и Ноодта Mutuum -один из договоров с определенным материальным содержанием; источник обязательства и здесь — соглашение присоединяется позитивное требование римского права, traditio rei vera или ficta; излагается учение mutuum по общепринятой схеме изложения отдельных обязательственных договоров: определение субъекты займа, предмет займа, способ установления займа, последствия займа, его прекращение и защита. В последнем отно-«[2898] «нет различия mutuum с прочими контрактами; у каждого contractus nominatus, в том числе заема свой иск для займа condictio certi speciаlis, называемая condictio ex mutuo или actio mutui (Cod 7, 35, 5). Ноодт как Донелл, вносит в определение займа признак передачи quantitas utenda, и что иск из займа по Ноодту -condictio generaiis в каждом случае с специальным основанием; исторически mutuum — первоначальное основание, ради него введена кондикция, распространенная на остальные основания преторским эдиктом. С XVII века специальные монографии о римском займе. Лишь в немногих попытка систематической обработки большинство характером и темам изложения -как отделы пандект в легальной системе. Таковы монографии авторитетные: Мериллия и Барклая. Начинают с объяснения рубрики Дигест; в связи с этим излагают отношение к mutui к creditum и затем комментируют фрагменты титула попутно излагая условия возникновения и содержание обязательства из займа и контроверзы. У Мериллия в комментарии неюридические римские писатели, Барклай внимательнее к предшествующей литературе. Мериллий признает существование кондикции, общей и специальной -специального иска для займа; Барклай отвергает»[2899] «Кондикция „si certum petetur — одна, происходит из всяких контрактов, но из займа всегда вытекает требование certi, из остальных контрактов — не всегда. Оба признают, что в случае соединения mutui datio со стипуляцией unus contractus с двумя основаниями. Противореча Африк ану с Ульпианом оба видят результат исторического развития римского права. Систематически излагает о займе монография Gocddaei. Интересна -заем рассматривается как договор современного обязательственного права, а римские особенности „mutui“ -формальные требования положительного права. Мало интересует отношение займа к creditum настаивает что mutuum -контракт и требует для своего действия – соглашения. Полемизирует против относящих к одной кaтeгopии с займом — in debitum „promutuum sive in debitum“ -quasi-contractus и возможный предмет не только quantitas, но и species подчеркивает, что datio недостаточно установлению обязательства, „поэтому ошибки нет места, как и в прочих контрактах; отсюда что заем не заключаем недееспособным и не заключаемо реальное обязательство с душевнобольными ибо для займа достаточно tacitus consensus: заем требует иск D. lit fr. 12 — не из договора, a ex aequitate. Учения о реальном элементе римского займа — о mutui datio и непрямом mutui datio, останавливаетсь на контроверзах»[2900] «начинает с цели datio при займе. Переходит к экономической цели займа: выдачи в заем цель-помощь ближнему или извлечение дохода из предмета займа. До сих пор излагали по 4 категориям Аристотеля. В 5 главе говорится de effectu et action e, в 6-ой о способах прекращения обязательства по займу. Отвергает учение глоссаторов о том что Mutuum только naturale — реальный заем или civile — стипуляция; присоединение стипуляции к займу так же мало может изменить природу отношения, как и присоединение стипуляции к купле-пр одаже. Диссертация Saco Hermanns ab Idsinga, первой половины 18 века -систематическое изложение учения о римском займе с историческим введением широко пользуясь неюридическими источниками. Во введении, после изложения понятия о creditum о долговых римских законах, в том числе XII таблиц реконструкция эдикта — „de mutuo“. После -этимология mutuum и определением сущности займа, затем о предмете займа составляет ли выдача в заем „alienatio", о субъектах займа и способах установления обязательства по займу. Dissertatio inauguralis: „D ifferentiae juris Romani et Germanici de mutuo“ - перечень отдельных „differentiae“ значима как курьёз. Говорит о терминах mutuum, moiton, сопоставляя их с немецким „mieta" и польским — „ kmethones"; differentia сомневается в применимости правил Македониева сенатусконсульта к Germaniae nostrae principes. Результаты старой литературы у Глюка, рисуют положение учения о римском займе к началу XIX века в виде. Заем — mutuum — один из договоров с иском по римскому праву. Обязательство по займу требует для возникно-«[2901] «вения, кроме соглашения, еще реального элемента — mutiri datio: заем — один из реальных контрактов. Римский mutuum не отличается от современного займа; специально римские нормы определяют лишь частности: необходимость особого договора о процентах, ограничения права обязываться по займу. Иска о займе — condictio ex mutuo против этого возможны exceptione non numeratae pecuniae относящиеся к расп искам о займе. Появились монографии о римском займе: Геймбаха и Гушке в 1849. He смотря на заглавиe исключительно римское право. Геймбах пытается представить учениe римского права о creditum и рассматривает mutuum, как вид creditum. Правильно, но безрезультатно, не смотря на обилие собранного не внял что creditum и mutuum значение: техническо-юридическое и общелитературное важнее что построил теорию -actio certae creditae pecuniae -особый иск, отличный от condictio certi: actio certae creditae pecuniae — иск для защиты creditum, a condictio certi — иск для осуществления требований из неправомерного обогащения но по источникам иск -формально тот же, проистекало ли требование из займа, стипуляции или in debiti solutio или datio ob causam. Потому по Рудорфу значим как сборник материалов. Безконечно научнее монография Huschke: die Lehre des Romischen Rechts vom Darlehn und den dazn gehorigen Materien -обычные достоинства и недостатки романиста. Одна основная идея: договор займа -особый вид сделок Vermogensgeschafte -переход вещей из одного имущества в дру –«[2902] «гое, в результате которого одно имущество увеличивается насчет другого; в Sachgeschaft, каково commodatum, de positum, fiducia переходят вещи в собственность или владение, не переход из имущества в имущество. Этим Гушке объясняет все особенности римского учения о займе. Отождествляет mutuum с современным договором займа. В Schey Die Obligatio im verlia ltnisse des oster reichischen all gemeinen Privat rechts, I Band. 1 Heft, (1890) и Gr. C. Messa, J1 contratto di mutuo, (1900) значительная часть римскому праву. Посвященны римскому займу французск ие, немецкие диссертации без научного значения. Недостаток монографий восполняется работами о кондикциях и о формальных контрактах римского права единственно должно внимающих на особенности mutuum как реального контракта и одного из оснований кондикции. В исследованиях о формальных контрактах римского права (.1ибе, Гн ейста, Гиртаннера, Шлезингера и Карстена) о новации (особенно Сальпиyca) об отношении mutui datio к стипуляции и exceptio non numeratae pecuniae; в исследованиях о кондикциях подробно о mutuum, как основании кондикции, и отношении mutui к другим основаниям кондикции; особенно значим Пернис (в III томе,,Labeo“) Майр и Кошембар —.1ысковский ибо внимают новейшим историческим изысканиям о классическом праве. Статьи по частным вопросам учения о займе по римскому праву Вендта и Перниса об отношении mutui к стипуляции, Шлоссмана о представительстве при займе. Литература по сложным вопросам, соприкасающимся с учением римского права о займе, очень обширна ибо и о causa, юридических сделках, передаче собственности. Значение литературных пocoбий только у основанных на новей-«[2903] «ших изысканиях в классическом праве; значительная часть работ догматической литературы игнорирует специфические особенности „mutuum", в классическом праве многие даже исторические работы не принимают интерполяций, особенно обильных в нашем вопросе должно не внимают исторической перспективе в изучении corpus juris civilis. У Pеrnicа новая конструкция римского займа по основанию кондикции; по Карлова mutuum предоставление credendi causa и одно из оснований actio certae crеditae pecuniae, но воскрешает учение Геймбаха о самостоятельной condictio certi с первым иском. В большей части литературы традиционное зрение на mutuum; отсюда двойственность в изложении из-за стремления держаться возможно ближе к источникам сохранив взгляд на mutuum, как на договор займа современный. В определениях займа пандектистов не все существенные признаки „займа"»[2904] «Заем в обоих отношениях требует специальных юридических норм придаёт договору займа важно общественное значение -его хозяйственная цель. Договор займа -юридическая форма пользования чужими ценностями— капиталом или предметом потребления не может игнорировать юриспруденция ибо основание выделить заем в особый тип договоров и снабдить диспозитивными и принудительными нормами. Родственны содержанием договоры где должник обязан возвратить деньги или иные заменимые вещи контрагента -depоsitum irregulare, locatio conductio irregularis, pignus irregulare, узуфрукт потребляемых вещей.»[2905] «специфического признака нет в определениях займа пандектистов; существенный признак займа у них передача в собственность заменимых вещей с обязательством возвратить столько же вещей такого же качества ибо почти все пандектисты держатся Дигест с признаками mutui datio с признаком только указанным, и под римских юристов определение mutui datio подходит и deрos itum irregulare и прочие родственные сделки. По приближённее к источникам Виндшейду „Дать в заем" (Pand. § 370), значит: „дать в собственность заменимые вещи с получателя обязанностью возвратить одинаковое количество одинаковых вещей". По Арндтсу „Договор займа, реальный контракт..п ередача заменимых вещей в собственность с будущим возвратом такого же количества таких же вещей (Pand. § 280). У Бринца в займе элемент интереса должника: заем — передача заменимых вещей..по инициативе должника, в его интересе, для употребления им предмета займа по своему желанию; отсюда только как следствие необходимость передачи предмета займа в собственность (Brinz Pand. § 296) воспроизводить ближе других пандектистов Павла (D. htfr. 2), называя заем видом кредитной сделки -вносит хозяйственный признак займ а. И у Бринца признак этот не достаточно определён: и банкир может вклад получить его в своем интересе, и заимодавец может заинтересован в помещении своего капитала у Павла лишь возможен»[2906] «возврат не тех же вещей, а не о потреблении их „creditum» -надо доказать как „кредит“ современной экономической науки как и Huschke в credere находящем признак потребления; указал правильно на цель потребления, как на признак займа утверждает достаточно возможности потребления, и центр тяжести не в цели потребления, но в передаче из имущества в имущество. Не согласен с находящими указание на экономическое значение mutui в свойствах его объекта: объект займа у римских юристов не потребляемые вещи, но заменимые. Из цивилистов впервые Schey должно внял на недостатки определения займа, усвоенного в „современном римском праве ", недостатки эти отмечены и ранее. Определение слишком широко, охватывая займ, и другие сделки и узко, ибо и современное обязательство по займу и римское обязательство, ему соответствующее, могло возникнуть независимо от передачи в собственность заменимых вещей заставляя пандектистов оговариваться в разрез с их определением (напр. Виндшейд и Арндтс). Определение займа пандектистов смешивает понятия в исследовании установления отношения займа к прочим сделкам передающим res fungibiles с обязательством возвратить ноeandem speciem, a idem genus; особенно затруднения у отношений зай ма к depositum irregulare специальная монография юридически не различает договора. у Sclieу займ: „договор одним лицом предоставляющий другому капитал в пользование на время"; из пандектистов»[2907] «подобное определение только у Дернбурга: заем -ссуда оборотного капитала, т. е. передача денег или иных заменимых вещей в ссуду с обязательством возврата суммы однородных объектов; здесь лишь иначе выраж ена та же мысль, что у Schey, только ограничен объект ссуды оборотным капиталом. По Cuqу, Voigt, Karlowa существенные признаки римского займа цель передачи — потребление, без достаточных оснований в источниках. Определяют займ и все учение о римском займе, на источниках о mutuum и пгаtui datio без всех необходимых элементов для построения этого понятия опредяют согласно источникам, но не верно ибо не то, что хотят определить. Mutui datio передача права собственности qipntitas с обязательством возвратить tantundem. По общепринятому в современному mutuum - реальный контракт для действительности требуется и передача собственности на валюту займа или в иное предоставление, равносильное передаче собственности. В настоящ ее время признано,,res“ -условие действительности контракта не добавочное к соглашению -необходимому и достаточному элементу контракта res -необходимый составной элемент»[2908] «элемент реальный у пандектистов -самостоятельный акт передачи имущественного предоставления, также и консенсуальный элемент -договор, проявляемый независимо от реального элемента и особо обсуждаем, по общим началам об обязательственных договорах реальный элемент вторичен, главное значение у „договора". Заем- только договор реальный. По Виндшейду (Pand. § 370, п. 2) «договор займа предполагает все требуемое для действительности договоров -соглашение сторон, и дееспособность должника" с ссылкой на общее учение о договорах которому (§ 311) для действительности займа необходимо: чтобы для изъявления воли вступили между собою в отношение требуемое понятием договора и каждого волеизъявления самого по себе юридическую силу. Излагает суррогаты передачи собственности и непрямое mutui datio. Консенсуальный элемент у Виндшейда самостоятельный договор, сопровождающий реальный элемент — передачу права собственности или равносильное ей предоставление. Потому должны найти в источниках обсуждение условий действительности займа, относящихся особо к реальному элементу»[2909] «займа и особо к консенсуальному последние условия действительности займа должно б рассм атривать по понятиям обязательственного договора. Римские юристы консенсуальный элемент mntni datio не отделяют от реального и сводят к соглашению о cansa передачи валюты займа; за вычетом консенсуального элемента от mntni datio останется лишь фактическая передача. Условия возникновения обязательства из mntni datio приурочивают к условиям действительности mntni datio в смысле акта передачи собственности: обязательство из mntui datio возникает, коль скоро выполнены все условия передачи собственности на деньги или иные quantitatеs, a animus transferendi dominii воплощается в datio credendi causa.»[2910] «нечто вроде характеристики понятия „mutuum": у Гая в III книге институций (§ 90) и во 11 книге Aurеorum (D. 44, 4, 1 § 2) и у Павла в 28 книге комментариев к Эдикту (D. li.t. 2 рг.— § 4) исчерпывающих изложение „mutuum" ex professo у классических юристов. Места Гая тождественны содержанием — лишь в J. сit этимология „mutuum" от „meum" и „tuum". Из комбинации обоих мест составлен J. Just. III, 14, рг. Гай рассматривает mutui datio как реальный источник обязательства. Первый вид obligatio quae re сontrahitur у Гая — обязательство из mutui datio. Обязательства характеризует способ установления. „Реально устанавливается обязательство „mutui datiей" -начало мест Гая, а непосредственно за этим объясняет mutui datio в datio rei – передаче вещи; datio — признак всех реальных контрактов. Специфический признак mutui datio -предмет передачи -вещи зам енимые волей передатчика должные поступить в собственность получателя и вместо них должно возвратить другие вещи того же рода качества коли чества. В „Аигеа" Гай отличает обязател ьства из mutui datio, от обязательств из прочих реальных контрактов: возврат лишь того же количества таких же вещей, а не полученных, и независимо»[2911] «обязательства от гибели вещей, полученных в заем. Это единственное в классической литературе eх professo о содержании обязательства из nmtui datiо, но и здесь это -лишь следствие из особенностей способа установления обязательства; и здесь не о правах и обязанностях сторон из сути договорного обязательства данного типа, указывают лишь что раз данный способ заключения контракта, то из него может возникнуть только обязательство с данной особенностью содержания. Павел определяет mntni datio как Гай. Специфика mntni datio — передача в собственность res fungibiles, с обязательством возврата не idem, не tantnndem иначе commodatum или depositum. Но по Павлу mutui datio обязательство, устанавливающее „creditum“. Павел не излагает обязательства по их источникам, как Гай, а рассматривает виды общего понятия „creditum“. У Mutui datio непременно объект своих res quae pondere numero mensurа consistunt; creditum возникнет и передачей иных вещей creditum возможно „etiamsi nihil prolicis catur; a mutuum предполагает непременно, чтоб деньги перешли от кредитора долж нику по ht. 2 рг. §§ 1 и 3. По §§ 2 и 4 mutui datio предполагает право собственности в лице передатчика. Mutuum -вид creditum. По Павлу вид creditum вообще но в §§ 1 и 3 о creditum, возникающем ге. Фрагмент Павла -из L. XXYIII ad Edictum о части эдикта de rebus creditis, где об иске о creditum. Этот иск может основан на реальном контракте, стипуляции, литтеральном контракте. Res, verba, litterae -порядок перечисления этих источников обязательств (напр., у Гая). В § 5 о credеre verba „quoque" показывает,»[2912] «что Павел переходит тут к другому способу „credere"; следовательно в предыдущем изложении, где о mutui datio, у Павла о credere re. Mutuum -вид „credere ге“, частный случай обоснования иска о creditum на реальном контракте. дальше у Павла и о crederе litteris. В fr. cit. одна фраза как бы явствует, что „credere" §-а 3-го -credere вообще: указание что creditum может и без „ pecuniam proficisci" с ссылкой на пример: „veluti si post nuptias dos promittatnr. По Huschke здесь у Павла о обязательстве мужа: муж обязуется к возврату приданного но невозможно. У Павла об обязательстве, осуществляемом actione ce rtae creditae pecuniae, обязательство же возвратить приданое не подходит понятию creditum в этом смысле характером иска (actio rei uxoriae), способу установления мыслима здесь только res, но нет о обязательстве возврате приданого отношении к реальным контрактам. У Павла „promittatur" не значит стипуляции об установлении приданного таким образом Павел здесь не переходит к другому виду credere — verbis ибо о „verbis credere" у Павла только с 5 § в этом § и в §§ 1 и 3 активный субъект „credere" -кредитор, следовательно и в фразе „veluti si post nuptias dos promittatur" действует кредитор обещая приданое. Здесь об иске из dotis dictio и место изменено компиляторами. Нет у Гая и Павла признака сущ ественного понятию займа как необходимое условие возникно-«[2913]
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.028 с.) |