Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этнические и правовые проблемы эвтаназии
В Российской Федерации проблема эвтаназии возрастает. Споры ведутся между учеными, юристами и врачами на предмет легализации или же запрета эвтаназии до сих пор не разрешены. Противники легализации эвтаназии обосновывают свою позицию следующими доводами: это приведет к злоупотреблениям со стороны медицинских работников; правовой нигилизм общества не способствует правильному пониманию эвтаназии; принятие закона об эвтаназии в нашей стране невозможно в связи с тем, что у нас слабы привычки соблюдения законов и большой опыт их умелого и корыстного нарушения и др. Есть и сторонники легализации эвтаназии. Они обосновывают свою правильность позиции в основном следующими утверждениями: если человек имеет право на жизнь, то он имеет право и на смерть; по сути, пассивная эвтаназия и так уже осуществляется врачами в нашем государстве, она носит форму латентности, а поэтому ее необходимо возвести в рамки закона; запрет эвтаназии неконституционен, и он противоречит принципам обеспечения свободы и человеческого достоинства. Этико-юридический характер проблемы эвтаназии получил свое развитие в положениях ряда официальных документов зарубежных государств, в том числе и в России. Декларация об эвтаназии, принятая 39-й Всемирной медицинской Ассамблеей в октябре 1987 г. в Мадриде, установила, что «эвтаназия как факт преднамеренного лишения жизни пациента даже по просьбе самого пациента или на основании обращения с подобной просьбой его близких, неэтична» [5, 38] Ст. 14 Этического кодекса российского врача определяет: «Эвтаназия как акт преднамеренного лишения жизни пациента или по просьбе его близких недопустима, в том числе и в форме пассивной эвтаназии» [5, 53]. В России согласно ст. 45 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» любой вид эвтаназии запрещен[1]. Более того, в Уголовном кодексе нет самого термина «эвтаназия», а действие врача, который осуществил данную процедуру, рассматривается как умышленное убийство. Государство и общество находятся в диалектической взаимосвязи, поэтому даже в рассмотрении самого простого вопроса решение должно быть принято единогласно. Общество принимает нововведение, а государство закрепляет его на законодательном уровне и устанавливает взаимные права и обязанности сторон. Легализация представляет собой сложный процесс придания юридической силы какому-либо явлению, поэтому решение должно быть всесторонне аргументировано, опираясь на потребности общества и цели государства. Рассмотрим аргументы в пользу эвтаназии:
Первым аргументом выступает принцип самоуправления или право выбора, то есть каждый имеет право принимать свои собственные решения, которые влияют на него самого; Второй аргумент по природе своей является ценностным и для каждого он универсален исходя из того, что жизнь - это высочайшая ценность для любого человека. Но жизнь, связанная только с невыносимыми мучениями, приводит к переориентации ценностных ориентиров и смерть как избавление от страданий становится благом. Исходя из этого, никто не вправе лишать человека этого блага [2]; Нравственной почвой для третьего довода выступает оказание помощи кому-либо в улучшении его положения. Таким образом, эвтаназия улучшающая чье-либо положение, не может считаться причинением вреда, а напротив должна рассматриваться как реальная помощь; четвертый аргумент состоит в возможном увеличении страданий больного, ведь сознавая свою беспомощность страдания возрастают. В данном случае решение о применении эвтаназии ведёт к прекращению страданий больного; во многих странах эвтаназию поддерживает большинство населения, даже в тех странах, где эвтаназия запрещена, это говорит о том, что общество уже готово принять явление эвтаназии, но вопрос остается закрытым с точки зрения законодательства; Помимо этого, следует учитывать, что только врачи, имея опыт работы с пациентами, находящимися в критическом состоянии, могут самым справедливым образом оценивать явление эвтаназии и именно их убеждение в допустимости эвтаназии является наиболее объективным. Некоторые медики высказываются за эвтаназию, но абсолютное большинство членов данной профессии не желает выступать в роли палачей [3]. Преобладающее число врачей считают эвтаназию убийством по просьбе потерпевшего. Если смертельно больной требует провести данную процедуру, следовательно, он не избрал суицид. Напрашивается вопрос: а почему, собственно, этот больной не избрал суицид? Возможно, по религиозным мотивам, так как, к примеру, в христианстве, это считается грехом. Следовательно, возникает ещё один вопрос: а перекладывание действий по лишению жизни со своих рук на руки – врача-это разве не грех? Причем после эвтаназии пациент умрет, а врачу ещё дальше жить с этим моральным «грузом», ведь каждый врач даёт клятву Гиппократа, в которой торжественно обещает отрицательно относиться к эвтаназии.
Все аргументы заданную процедуру сводятся к состраданию к тем, кто неизлечимо болен. Но если посмотреть на ситуацию с другой стороны, акт эвтаназии «дает милосердие» безнадежно больному, но отнимает его у здорового. У врача, чей долг сохранить жизнь, придумать любой способ для спасения (создание новых препаратов, способов лечения, аппаратуры и т.д.), любой, а не помочь пациенту «уйти из жизнь». Это не помощь, не облегчение страдания - это убийство, отказ в спасении [4]. Юридическая проблема состоит в необходимости выработки правовой процедуры осуществления эвтаназии в случае, если данный акт будет разрешен законодательством. Важнейшим вопросом в рамках этой проблемы следует считать необходимость конституционного анализа возможного закона об эвтаназии согласно ст. 15 Конституции РФ. Кстати сказать, отработка процедурно-юридических вопросов, касающихся эвтаназии, уже производится, что наряду с отсутствием более или менее приемлемого решения проблемы на морально-этическом уровне служит показателем того, что проблема назрела и требует соответствующего разрешения. Решать вопрос об эвтаназии с точки зрения права непросто, ибо в тех же Основах законодательства РФ «Об охране здоровья граждан», наряду с приведенной выше ст. 45 имеется другая: ст. 19 «Права пациента» содержит право на отказ от медицинского вмешательства. В ней указано, что «гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения», даже если оно начато на любом этапе проведения. При этом ему в доступной форме должны быть изложены все последствия отказа от лечения, что оформляется записью в медицинском документе и подписывается пациентом (его законным представителем) и лечащим врачом. Все вышесказанное о законном и незаконном, моральном и неморальном является совершенно недостаточным в современном споре об эвтаназии. О легализации эвтаназии в России говорить рано. Этот вопрос требует детального изучения и обсуждения, пересмотра законов и соответствия их Конституции РФ. Так как отношение к эвтаназии в обществе неоднозначно, причем, каждую сторону можно понять или, наоборот, осудить.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 06.03.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 48. – Ст. 6724. 2. Артамонова Г.К., Бабаджанов И.Х., Сальников М.В. Право на жизнь и право на смерть в системе соматических прав человека [Текст] / Г.К. Артамонова // Юридическая наука: история и современность. – 2017. – № 2. – С. 179-192 3. Ильченко К.В. О некоторых правовых проблемах осуществления эвтаназии [Текст] / К.В. Ильиченко // Мир политики и социологии. – 2017. – № 2. – С. 190-193. 4. Подколзина М.А. Проблемы эвтаназии в России [Текст] / М.А Подколзина // Аллея науки. – 2017. – Т. 3. – № 13. – С. 721-724. 5. Сборник официальных документов Ассоциации врачей России [Текст]: под ред. В. Н. Уранова. – М. ПАИМС,1995. – 96 с. Курсант 4 курса М.В. Гринева, Научный руководитель к.ю.н., проф. Т.М. Занина
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.14.219 (0.008 с.) |