Правовое регулирование в сфере оборота оружия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое регулирование в сфере оборота оружия



 

Говоря о правах человека, как незыблемой основы гражданского общества и современного демократического государства, следует также говорить и о сопряженном понятии, без которого невозможно само существование каких-либо охраняемых ценностей – гарантий их реализации и защиты. Без данных базовых характеристик невозможно было бы существование юридических институтов вообще. Разве можно апеллировать к категории законности, если любая форма социально позитивного поведения человека может быть попрана силовым, несправедливым деянием, при отсутствии механизма пресечения и наказания подобных явлений. Ответ представляется весьма очевидным.

Таким образом, права и средства их защиты – составные части единой системы. Эта модель характерна для любой рассматриваемой ситуации, в том числе и когда речь идет о наиболее приоритетном, незыблемом праве человека – праве на жизнь. Именно оно открывает перечень соответствующих статей Конституции России (ст. 20)[1], с защиты права на жизнь начинается Особенная часть УК РФ (ст. 105)[2].

В современной правовой системе России, с гуманистическим вектором развития, жизнь человека – самая главная ценность в социальной системе, из предоставленных природой. Для защиты данной системы создан сильный, разветвленный аппарат государственных органов. Однако, для предоставления действительно полной системы гарантий, органы публичной власти не могут лишить личность возможности самостоятельной защиты своих прав.

Вследствие этого, возникают права, которые рационально было бы назвать корреспондирующими или обеспечительными. В нашем случае, выражением одного из ключевых прав на самозащиту является право на владение оружием и использования его в законных целях.

В соответствии с положением Федерального закона «Об оружии», «оружие - устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов». Также, исходя из норм данного акта, право на владение и использование оружия является специальным и осуществляется на основе лицензии [3].

Нанести существенный ущерб здоровью человека (вплоть до летального исхода) можно с помощью огромного спектра орудий повседневной деятельности, о чем и свидетельствует юридическая практика и Постановление Пленума Верховного СудаРФ от 15.11.2007 N 45 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений», в рамках которого под «предметами, используемыми в качестве оружия,… понимаются любые материальные объекты, которыми, исходя из их свойств, можно причинить вред здоровью человека». Более того, к данным предметам отнесены даже собаки, которые могут выступить в качестве источника повышенной опасности [4].

Выходит, к оружию можно приравнять все – начиная с кухонного ножа, топора, отвертки и кончая домашним питомцем? Разумеется, нет. Полностью ограничить право пользования предметами быта, с помощью которых можно хоть как то причинить вред здоровью, невозможно и крайне нерационально. Ввиду этого законодатель на основе исследований и экспертных заключений проводит линию разграничения, отделяющую предметы обихода от орудий, созданных преимущественно для «внебытовой» деятельности, в случае противоправного применения которых общественная опасность деяния, его вредные последствия кратно возрастают.

К таким основополагающим актам разграничения относятся:

1) ранее упомянутый Федеральный закон «Об оружии», дающий легальные определения основополагающим понятиям в сфере оборота оружия, классифицируя его, устанавливая их основные характеристики;

2)Постановление Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 (ред. от 09.02.2019) «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» (вместе с «Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», «Положением о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему») – один из основополагающих актов,регулирующий процесс оборота оружия, конкретизирующий права на владение пользование и распоряжение конкретными видами гражданского оружия, устанавливающий нормативные основы лицензирования и основания для отказа от предоставления разрешения и ряд иных основополагающих вопросов в данной сфере;

3) Постановление Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 482 «Об утверждении Положения о лицензировании торговли оружием и основными частями огнестрельного оружия и Положения о лицензировании торговли патронами к оружию», закрепляющий нормативные основы лицензирования субъектов, осуществляющих продажу оружия и патронов населению;

4) Приказ МВД России от 30.06.2017 N 429 «Об утверждении Криминалистических требований к техническим характеристикам гражданского и служебного оружия, а также патронов к нему», устанавливающий тактико-технические характеристики разрешенного к обороту оружия и технологические ограничения для их модификации;

5) ГОСТ Р № 51548-2000 «Ножидлявыживания» и ГОСТ Р № 51500-99 «Ножи и кинжалы охотничьи», позволяющие провести четкую грань между предметом быта и холодным оружием.

6) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.10.2008 № 584н«Об утверждении норм допустимого воздействия на человека поражающих факторов гражданского оружия самообороны», устанавливающий ограничения в плане поражающей способности различных видов гражданского оружия.

Безусловно, вышеуказанный перечень нормативных актов не является исчерпывающим, но данные статуты составляют фундамент для всей сферы правового регулирования оборота оружия в Российской Федерации.

Подобного рода разграничения позволяют сформировать и систематизировать правовые нормы в зависимости от субъекта – владельца оружия, что также позволяет квалифицировать оружие и по степени общественной опасности. Законом выделены 3 вида оружия: 1) гражданское; 2) служебное; 3) боевое. Что касается легального обороты служебного и боевого оружия, то данная сфера урегулирована весьма детально и случаи его применения в преступных целях не так часты и во многом зависят от периферийных факторов. Данные средства силового воздействия используются в рамках служебной деятельности управомоченных лиц для обеспечения общественного благополучия[3].

Служебное и, в особенности, боевое оружие довольно сложно с конструктивной точки зрения спутать с предметами быта, их тактико-технические характеристики четкосформулированы, сам факт обладания и хранения жестко регламентирован. Ввиду этого больший научный интерес составляют особенности оборота гражданского оружия.

Во-первых, гражданское оружие – предмет владения рядовых граждан, которые и совершают абсолютное большинство преступлений с применением оружия. Во-вторых, конструктивные особенности его некоторых разновидностей влекут сильное сходство с предметами, не являющимися оружием, что оставляет для недобросовестных производителей и обладателей ряд возможностей для махинаций в сфере оборота. В-третьих, периодически возникающие резонансные преступления с применением гражданского оружия приводят к активному социальному напряжению по данному вопросу, вплоть до призывов запрета на владения оружием в частом порядке.

Что касается использования оружия в преступных целях, следует отметить, что данным эпизодам противостоит огромный массив преступлений с использованием «аналогов оружия» - кухонных ножей, отверток и прочих предметов бытового характера. Статистика применения огнестрельного оружия показывает, что в криминальной деятельности в подавляющем большинстве случаев используется незарегистрированное нелегальное оружие или оружие, ранее утерянное владельцем.

Использование в преступных целях зарегистрированного огнестрельного оружия заведомо влечет идентификацию владельца, ввиду наличия пулегильзотеки (для нарезного оружия) и соответствующих технологических требований к производителю[4]. Распознание в случае использования гладкоствольного ружья более проблематично, поэтому законодатель устанавливает ряд ограничений в плане характеристики оружия и возможности его модифицирования, что упрощает процесс опознания.

Ограничения необходимы для предупреждения возможности противоправного использования оружия и повышения его поражающей способности. Например, ограничение по длине в сторону укорачивания ствола, снаряжения патронами для боевого оружия, снаряжения специальными прицелами, использования нарезного оружия в качестве оружия самообороны, заперт на владение короткоствольным оружием большой мощности с заменой его на оружие ограниченного поражения, на скрытое ношение, периодические проверки правоохранительных органов – все это препятствия на пути возможной криминальной реализации оружия.

Что же касается вопроса о полном запрете оборота гражданского оружия – это такая же крайность, как и полное снятие ограничений. Человек с укоренившимися преступными намерениями исполнит их и при отсутствии вышеупомянутых лицензий и разрешений, что более разумно, так как «легальное» орудие посягательства значительно упростит следственный процесс(вопросы идентификации рассмотрены выше).

Как свидетельствует из заключений аналитических отделов органов правопорядка, организованные преступные группы, террористические организации, киллеры в подавляющем большинстве случаев используют при совершении преступлений нелегальное оружие, запрещенное к обороту.Если посмотреть на статистические данные, то основная масса преступлений с гражданским оружием не убийства и разбои, а незаконная охота (статья 258 УК РФ) [2].

К вопросу об использовании гражданского оружия при совершении массовых убийств (что и вызывает споры о рациональности владения частными лицами оружием), следует отметить, что проблема здесь кроется не в самом праве обладания оружием, а в халатности лицензирующих и надзорных органов и некоторых недостатков системы контроля, осуществляемого органами правопорядка. Также следует отметить, что в нашей стране система защиты мест скопления людей (будь то государственные учреждения или торгово-развлекательные комплексы) развита очень слабо и не способна в полной мере противостоять реальным угрозам.

Таким образом, для решения проблемы вооруженных нападений необходимо разработать эффективную систему предупреждения и своевременного оповещения в местах массового скопления людей, увязав в единую систему обеспечения безопасности с органами правопорядка, скорректировать конкретные полномочия и обязанности последних. Также необходимо усилить мероприятия по пресечению незаконного оборота оружия в нашей стране и внести коррективы в законодательство о лицензировании владения гражданским оружием, ужесточив медицинский контроль, а также введя требование на систематические прохождение экспертиз психоэмоционального здоровья и запрос характеристик с места работы, опрос соседей; возможность приостановления лицензии при совершении административных правонарушений, посягающих на общественный порядок; ужесточение наказания за небрежное хранение оружия и его утрату по вине собственника.

 

                                      ЛИТЕРАТУРА:

1) Конституция Российской Федерации [Текст]: (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – №31. – Ст. 4398.

2) Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ(ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 25. – Ст. 2954; …2018. – № 53. – Ст. 8446.

3) Федеральный закон от 04.03.1998 № 33-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «Об оружии» // Собрание законодательства РФ. –1996. -№51. Ст. 5681.

4) Шестаев Н.Т. Гражданское оружие: владение и использование/ Н.Т. Шестаев // Журнал российского права. – М., 2015. - С. 78.

 

 


Студентка 2 курса

Д.А. Мордовцева,

Научный руководитель

К.и.н., доц. М.В. Какурина



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.01 с.)