Геноцид В истории человечества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Геноцид В истории человечества



В данной статье описываются различные подходы к пониманию понятия «геноцид», а также рассматриваются примеры геноцида, известные из всемирной истории.

Как нам известно, каждый человек, к какой бы расе, национальности и религии он ни относился, имеет право на жизнь. Это неотъемлемое, естественное и общепризнанное во всем мире право. Из истории мы знакомы с такими явлениями, как войны, в процессе которых погибало огромное количество людей. Однако самым страшным, самым жестоким, одним из самых тягчайших преступлений против человечества признан геноцид.

Термину «геноцид» можно дать множество различных определений, однако все они будут схожи друг с другом. Например, Уголовный кодекс Российской Федерации определяет геноцид как «действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы» [2]. Основные положения, касающиеся геноцида, раскрываются в конвенции 1948 г. «О предупреждении преступления геноцида и наказания за него» [1].

Таким образом, геноцид – всегда целенаправленное и умышленное уничтожение вышеперечисленных групп. Совершается геноцид только с прямым умыслом. Кроме того, для него характерно, что осуществляется он по отношению к каким-либо этническим, религиозным, национальным или расовым группам в целом, а не к индивидуальным лицам. Именно по данным признакам геноцид в законодательстве выделяют в качестве отдельного особо тяжкого преступления [9, с. 62-69].

Причины такому явлению как геноцид могут быть различны: это и желание присвоения чужих земель и ресурсов, и нацизм, и религиозная рознь.

В качестве террора разжигатели геноцида используют довольно различные, нередко самые изощренные средства.

Из истории армянского геноцида, организованного и «превосходно» осуществленного в 1915 году, унесшего по официальным данным свыше 1,5 миллиона армян, известно, что массовые убийства происходили с особой жестокостью: людей гнали пешими колоннами под палящим солнцем, предварительно отделив мужчин от женщин и детей, о еде и воде при этом не могло быть и речи. Такая депортация сопровождалась массовой резней, в которой помимо османских властей принимало участие также и «мирное» турецкое население. Множество депортируемых погибло от жажды, голода и болезней. Молодые девушки из числа армянок подвергались массовому сексуальному насилию. Людей резали на части, убивали путем повешения, с помощью кинжалов вырывали еще нерожденных младенцев из чрев беременных женщин, беспомощных приколачивали к крестам, сгоняли на баржи и топили, сжигали живьем [5].

И вся «вина» армян состояла лишь в упорном желании сохранить Христианскую веру и свою национальную культуру и самобытность.

Армения по сей день упорно пытается доказать, что в течение 1915-1918 гг. более 1,5 миллиона армян, большей частью стариков, женщин и детей пали жертвами турецких властей. Кстати, подобные обвинения в адрес Турции выдвигают греки и ассирийцы. Турция отвечает лишь тем, что армяне сами спровоцировали убийства, атакуя турецкие сёла, и османские подданные лишь провели массовую эвакуацию армян, чтобы лишить российские войска возможных союзников в Первой мировой войне [4, с. 83-88].

Помимо Армении события 1915 года официально признает геноцидом 21 государство (включая Россию) и 45 штатов США [8].

Геноцид армян – это не только боль армянского народа, это боль всех христиан. Окажись на месте армян любой другой народ, исповедующий Христианскую веру, «приговор», очевидно, последовал бы тот же.

Что ж? 1,5 миллиона убитых, тысячи депортированных со своей исторической Родины… Но XX век отнюдь не кончился этим прискорбным числом жертв.

В эпоху Второй мировой войны, вдохновившись примером безнаказанности османских властей (хотя позже все руководители этих зверств были перестреляны в разных уголках мира) и непризнанием миром армянского геноцида, Гитлер решает провести политику Холокоста в отношении евреев и осуществить геноцид цыган. Илья Эренбург пишет о фашистах: «Все завоевания цивилизации они обратили на уничтожение» [3, с. 387].

Под Холокостом принято понимать систематическое преследование и массовые убийства нацистами евреев в течение 1933-1945 годов [7, с. 40-48]. Холокост евреев признан известным фактом геноцида ХХ века.

В чем же конкретно заключался Холокост? В годы фашизма евреев «партиями» изолировали от остального общества, помещая в специально устроенные для них лагеря и гетто (по последним данным на территории Европы насчитывалось свыше 42 500 таких учреждений) [7, с. 40-48].

Одним из самых известных лагерей смерти является польский Освенцим, в котором фашисты приговорили к смерти десятки тысяч поляков, евреев, цыган и русских.  Общая площадь лагеря превышала 500 гектаров. Сбежать из этого лагеря было невозможно. Пленные оставались в живых недолго, многие умирали от голода. Физически слабых и непригодных к работе людей путем обмана заводили в душ, который на самом деле оказывался газовой камерой. Не были редкостью и самоубийства оказавшихся в безвыходном положении людей, давно и так обреченных на смерть. Оставшиеся в живых скорей были похожи на трупов, физически и духовно сломленных. Жертвам, оказавшимся выносливей своих собратьев и обязанным выполнять тяжелую работу, сбривали волосы, а на плече набивали индивидуальный номер. Содержались пленные в невыносимых условиях: жилые бараки не были защищены ни от жары, ни от холода. В одном таком бараке имелось 36 деревянных коек на 500 человек, так что спать приходилось впятером на одной доске, порой сидя [6, с. 152-156]. Кроме того, над евреями ставили различные медицинские опыты.

За весь период Холокоста по официальным данным насчитывается около 6 миллионов убитых евреев, не говоря уже о других нациях…

Приведенные в данной работе примеры не являются исчерпывающими в истории. Акты геноцида совершались как до данных событий, так и после них. Так неужели мы живем в цивилизованном мире? За что страдают старики? В чем виноваты дети? Разве можно считать одну расу или нацию выше другой? Можно ли убивать за веру и использовать религию как орудие смерти? Можем ли мы с уверенностью утверждать, что наш или какой-либо иной народ не постигнет подобная расправа в будущем? Можем ли мы надеяться на эффективность и силу законодательства в борьбе с этим страшным явлением? Вряд ли можно дать точные ответы на эти вопросы.

Всегда следует помнить, что геноцид, в какой бы форме он ни осуществлялся, все же является преступлением. Ни один человек не обязан отстаивать свое право на существование, оно присуще ему от рождения, где и кем бы он ни родился, какую бы веру ни исповедовал.

Геноцид – запрещенное и осуждаемое всеми законодательствами мира деяние, самое безжалостное, самое безнравственное и безбожное преступление, известное человечеству, своеобразный конвейер по уничтожению человека. Это преступление из преступлений!

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, принятая резолюцией 260 (III) Генеральной Ассамблеей ООН от 9.12.1948 // СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=15155#04759010620278301 (дата обращения 09.03.2019).

2. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ; принят Гос. Думой 24.05.1996 г.; одобрен Советом Федерации 5.06.1996 г. // СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_10699/ (дата обращения 03.03.2018).

3. Вставай, страна огромная! / Сост., автор вступ. Статьи и примеч. В.С. Хелемендик; Худож. А. Денисов. – М.: Сов. Россия, 1985. – 480 с.

4. Кароян Г.Р. Проблема геноцида в современном обществе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2012. – № 4. – С. 83-88.

5. Кречетников А. Резня турецких армян: трагедия народа и спор о терминах [Электронный ресурс] // BBC NEWS: Русская служба. – М., 2015. – Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/international/2015/ 04/150424_armenians_massacre_1915 (дата обращения 09.03.2019).

6. Лянник Д.А. Освенцим – лагерь смерти // Молодежь и научно-технический прогресс: сборник докладов VIII международной науч.-практ. Конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: в 4-х томах. – 2015. – С. 152-156.

7.  Мацкевич А.Ю., Губанова И.Ю., Зайцева А.А. «Забытые уроки Холокоста»: взгляд на проблему // Политология и социология: наука, образование, реальность. – 2017. – С. 40-48.

8.  Сидорчик А. Гибель народа. Краткая история геноцида армян в Османской империи [Электронный ресурс] // Аргументы и факты. – 2014. – Режим доступа: http://www.aif.ru/society/history/gibel_naroda_kratkaya_ istoriya_genocida_armyan_v_osmanskoy_imperii (дата обращения 09.03.2019).

9. Черновицкая Ю.В. Геноцид исторический и геноцид современный. Проблема ответственности // Материалы ежегодных Моисеевских чтений. М.: МНЭПУ, 2015. – Т. 4. – С. 62-69.

 


Студент 2 курса

С.С. Красных

Научный руководитель

К.и.н., доц. М.В. Какурина

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.008 с.)