Сознательное и бессознательное 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сознательное и бессознательное



Если рассматривать поведение человека в рамках представления о черном ящике, то информация на выходе из одного черного ящика будет являться входной информацией для другого. Вопрос, является ли этот информационный обмен сознательным или бессознательным, теряет ту первостепенную значимость, которая придавалась ему в психодинамической теории. Если мы сосредоточиваем свое внимание на реакциях на определенное поведенческое проявление, нам неважно, рассматривается ли это поведение как сознательное или неосознанное, произвольное или непроизвольное, или симптоматическое. Если кому-то наступили на ногу, ему очень важно знать, было ли это сделано случайно или преднамеренно. Это видение, однако, основывается на его оценке мотивов другого человека, и, следовательно, на предположении о том, что происходит у наступившего в голове. И, конечно, если бы наш герой спросил другого, он все же не мог бы быть полностью уверенным в его мотивах, поскольку тот мог бы утверждать, что его поведение было неосознанным, в то время как оно было умышленным, и наоборот, он мог бы утверждать, что наступил на ногу нарочно, хотя на самом деле это произошло случайно. Все это снова возвращает нас к проблеме приписывания «значений», которое играет важную роль в субъективном переживании опыта коммуникации с другими людьми, но которое является, как мы обнаружили, совершенно неприменимым для научного анализа человеческой коммуникации.

1.63 Настоящее и прошлое

Хотя несомненно, что поведение, по крайней мере, частично, определяется прошлым опытом, по-

50

Глава 1. Система основных понятий

иск причин в прошлом, как это печально известно, совершенно ненадежен. Размышления Эшби о странности такого понятия, как «память», были процитированы выше. Причина этого не только в том, что мы вынуждены опираться на субъективные данные, которые, вполне возможно, страдают теми же искажениями, которых мы стремимся избежать. Дело еще и в том, что то, что человек А рассказывает о своем прошлом человеку В, неразрывно связано и определяется нынешними отношениями между этими двумя людьми. Если, с другой стороны, коммуникация между личностью и ее значимыми другими подвергается непосредственному наблюдению, как было предложено в аналогии с шахматами или как это делается в терапии супружеских пар или целых семей, то можно идентифицировать паттерны коммуникации, которые являются диагностически важными и позволяют спланировать наиболее эффективную стратегию терапевтического вмешательства. Таким образом, этот подход заключается, скорее, в поиске паттернов здесь и теперь, а не сосредоточивается на символическом значении, возможных причинах или мотивации.

1.64 Следствие и причина

Если продолжить рассмотрение в этом ключе, то в том случае, когда речь идет о взаимодействии тесно связанных между собой индивидов, возможные или гипотетические причины поведения отходят на второй план, а первостепенную значимость приобретают реальные эффекты поведения. Например, снова и снова можно наблюдать, как симптом, остававшийся неподдающимся терапии, несмотря на интенсивный анализ его происхождения, неожиданно обнаруживает свою значимость в контексте семейных взаимоотношений пациента со своей или своим супругом (супругой). Таким образом, симптом может проявлять-

51

Психология межличностных коммуникаций

ся как правило «игры»5 в их межличностных отношениях, а не как результат неразрешенного конфликта гипотетических интрапсихических сил. В общем, нам представляется, что симптом — это поведенческое проявление, оказывающее сильное влияние на окружение пациента. Из этого можно сделать практический вывод: там, где на вопрос «почему» о каком-то поведенческом проявлении невозможно дать вразумительного ответа, важную информацию может дать ответ на вопрос «зачем».

1.65 Кругообразность паттернов коммуникации

Все части организма образуют круг. Поэтому каждая часть является и началом, и концом.

Гиппократ

В то время как в линейной, последовательной цепи причинности можно осмысленно рассуждать о начале и конце этой цепочки, эти понятия теряют всякий смысл в системах с петлями обратной связи. У круга нет ни начала, ни конца. Размышляя в рамках подхода к таким системам, мы отходим от представления о том, что, скажем, событие а происходит первым, а событие Ь определяется присутствием а, поскольку исходя из той же ошибочной логики можно заключить, что событие Ъ предшествует а, в зависимости от того, где будет решено разорвать круг. Но, как будет показано в следующей главе, эта ошибочная логика все еще используется в изучении человеческого взаимодействия, когда считается, что и индивид А, и индивид В только реагируют на поведение партнера, без

5 В данной книге термин «игра» заимствуется из математической теории игр, и обозначает последовательность поведения, управляющегося правилами,

52

Глава 1. Система основных понятий

осознания того, что они оба, в свою очередь, оказывают влияние на партнера посредством своей реакции. Подобная аргументация используется и в безнадежном споре о том, является ли коммуникация в данной семье патологической потому, что один из ее членов — психотик, или один из ее членов психотик потому, что коммуникация является патологической.

1.66 Относительность «нормального» и «аномального»

Самые первые психиатрические исследования проводились в клиниках для душевнобольных, и их целью была классификация пациентов. Такой подход имеет определенную практическую ценность, в частности, именно благодаря ему были открыты некоторые органические нарушения, например, общий паралич. Следующим практическим шагом было оформление выявленных концептуальных различий между нормой и патологией в рамках использования узаконенной терминологии, в результате появились понятия «психическое здоровье» и «психическое отклонение». Однако, если мы считаем, что с точки зрения коммуникационного подхода поведенческое проявление может изучаться только в том контексте, в котором оно происходит, эти термины практически теряют свой смысл, если использовать их по отношению к индивидам. Таким же образом и само понятие аномалии становится сомнительным. Сейчас общепризнано, что состояние пациента не статично, оно зависит как от ситуации в межличностных отношениях, так и от настроя наблюдателя. Когда, далее, психиатрические симптомы рассматриваются как поведение, соответствующее происходящим взаимодействиям, появляется структура анализа, противоположная той, что используется в традиционной психиатрии. Значимость такого смещения акцентов переоценить трудно. Так, «шизофрения», рассматриваемая как не-

53

Психология межличностных коммуникаций

излечимое и прогрессирующее заболевание личности, и «шизофрения», рассматриваемая как единственно возможная реакция на абсурдную или непригодную для существования коммуникационную среду (реакция, которая следует за правилами этой среды, и, соответственно, их закрепляет) — это две совершенно разные вещи, и эта разница обусловлена несовместимостью двух концептуальных схем, хотя клиническая картина, к которой могут применяться обе эти схемы, одна и та же. Этиологические и терапевтические следствия из этих двух разных посылок также совершенно различны, и поэтому наш интерес к изучению и подчеркиванию значимости коммуникационного подхода — это вовсе не отвлеченная игра ума.

 

Глава 2.

АКСИОМЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ

 

2.1

Вступление

Выводы, к которым мы пришли в первой главе,

подчеркнули несовместимость многих традиционных психиатрических понятий с предлагаемой нами концепцией. Может показаться даже, что изучению прагматики человеческой коммуникации практически не на чем базироваться. Мы хотим показать, что это не так. Чтобы сделать это, нам придется начать с описания некоторых простых свойств коммуникации, которые имеют большое прикладное значение в контексте межличностного взаимодействия. На самом деле, по своей природе эти свойства являются аксиомами в рамках нашего гипотетического исчисления человеческой коммуникации. Определив эти свойства, мы сможем перейти к рассмотрению их возможных патологических нарушений в главе 3.

2.2

Невозможность отсутствия коммуникации

2.21

Прежде всего, у поведения есть свойство, которое является настолько базовым, что часто упуска-

56

Глава 2. Аксиомы теории коммуникации

стся из виду: у поведения нет противоположности. Другими словами, не существует такой вещи, как не-поведение, или, еще упрощая, у человека не может не быть поведения. Далее, если мы признаем, что любое поведение в ситуации взаимодействия1 обладает информационной ценностью, т. е. является коммуникацией, становится очевидным, что как бы человек ни старался, он не может не вступать в коммуникацию. Активность или пассивность, слова или молчание — все это передает информацию: влияет на других людей, которые, в свою очередь, не могут не ответить на эту коммуникацию и, следовательно, сами в нее вступают. Необходимо ясно понимать, что если люди просто не разговаривают друг с другом, или не обращают друг на друга внимания, это вовсе не опровергает утверждения, сделанные выше. Человек у стойки бара, который смотрит прямо вперед, пассажир, сидящий в самолете с закрытыми глазами, — оба они ясно сообщают, что не хотят ни с кем разговаривать, и окружающие обычно прекрасно понимают эти сообщения и оставляют их в покое. Очевидно, что это такая же коммуникация, как и оживленная дискуссия.2

1 Можно было бы добавить, что также возможно вести воображаемые диалоги, вступать в разговоры с собственными галлюцинациями (15), или с жизнью вообще (см. 8.3). Наверное, такая внутренняя «коммуникация» управляется теми же законами, что и коммуникация межличностная, однако, такие феномены, недоступные внешнему наблюдению, выходят за рамки нашего представления об этом понятии.

2 Очень интересное исследование в этой области было проведено Люфтом (98), который изучал то, что он называет «деприва-цией социальных стимулов». Он посадил двух незнакомых людей в комнате друг напротив друга и велел им «не разговаривать и не общаться никаким другим способом». Последующие беседы выявили высоко стрессогенный характер такой ситуации. Процитируем автора:

...перед ним была еще одна уникальная личность, демонстрирующая непрекращающееся, хотя и безмолвное, поведение. Здесь необходимо отметить, что, как мы полагаем, происходит своеобразное межличностное апробирование, которое лишь частично

57

Психология межличностных коммуникаций

Также мы не можем сказать, что «коммуникация» имеет место, только когда она произвольна, осознанна и успешна, т. е. когда достигается взаимное понимание. Соответствует ли посланное сообщение сообщению полученному — вопрос важный, но относящийся к анализу другого порядка, поскольку здесь бы нам пришлось опираться на оценку особых субъективных данных интроспекции, которых мы, разрабатывая поведенческую теорию коммуникации, стараемся избегать. Наш интерес к неправильному пониманию будет связан с развитием некоторых видов патологии, что происходит помимо, а в действительности вопреки мотивации или намерениям участников коммуникации.

2.22

Выше термин «коммуникация» употреблялся в двух смыслах: как общий заголовок нашего исследования и как некое, неточно определенное, поведенческое проявление. Пришло время предложить более четкое определение. Мы будем продолжать называть прагматический аспект теории человеческой коммуникации просто «коммуникацией». Для различных же элементов коммуникации (поведения) мы решили использовать термины, которые являются общепринятыми. Отдельный элемент коммуникации мы будем называть сообщением или, там, где это не приведет к путанице, одной коммуникацией. Серию сообщений, обмен которыми происходит между людьми, мы будем называть взаимодействием. (Для тех, кто любит более точные определения, мы можем только ска-

осознанно. Например, как другой человек отреагирует на него и на те маленькие невербальные сигналы, которые он посылает? Встретит ли понимание его вопросительный взгляд или будет холодно проигнорирован? Проявляется ли в осанке другого напряжение, выдающее его неудобство? Чувствует ли он себя комфортнее, ощущая свою значимость, или же к нему отнесутся как к пустому месту? Существует еще много видов легко различаемого поведения, возможного в подобной ситуации...

58

Глава 2. Аксиомы теории коммуникации

зать что последовательность, которую мы называем словом «взаимодействие», содержит в себе больше, чем одно сообщение, но не бесконечное их множество.) Наконец, в главах 4—6 мы добавим понятие паттерна коммуникации, который представляет элементы еще более высокого уровня человеческой коммуникации.

Далее, если мы говорим даже о простейшем элементе, очевидно, что, поскольку мы все поведение считаем коммуникацией, мы будем иметь дело не с монофоническим сообщением, а, скорее, с подвижным и многогранным образованием множества поведенческих форм — вербальных, интонационных, пантомимических, контекстуальных — каждое из которых влияет на значение всех остальных. Различные составляющие этого образования (рассматриваемого как целое) способны к совершенно разным и сложным перемещениям, варьируя от конгруэнтности до неконгруэнтности и даже противоположности. Нас будет интересовать прагматический эффект этих комбинаций в ситуациях межличностного взаимодействия.

2.23

Невозможность отсутствия коммуникации — это феномен, интересный не только с теоретической точки зрения. Это, например, часть так называемой «дилеммы» шизофрении. Если мы понаблюдаем за поведением шизофреника, не думая об этиологии, нам будет казаться, что шизофреник старается не вступать в коммуникацию. Но поскольку даже бессмыслицы, молчание, уход, неподвижность (телесная немота) или любая другая форма отказа сама по себе является коммуникацией, шизофреник сталкивается с невыполнимой задачей отрицания, того что он вступил в коммуникацию, в то же самое время отрицая, что его отказ является коммуникацией. Осознание этой базовой дилеммы шизофрении является ключом к пониманию многих аспектов шизофренической коммуникации, которые в противном случае остаются непонятыми. По-

59

Психология межличностных коммуникаций

скольку любая коммуникация, как мы увидим, подразумевает передачу информации и в связи с этим определяет видение отправителем его отношений с получателем, можно предположить, что шизофреник ведет себя так, как будто он старается избежать этой передачи с помощью избегания коммуникации. Мы не можем установить, является ли это действительно его целью, но эффект такого поведения шизофреника подробно будет рассмотрен в параграфе 3.2.

2.24

Итак, обобщая, мы можем сформулировать мета-коммуникационную аксиому прагматики коммуникации: не вступать в коммуникацию невозможно.

2.3

Коммуникация: уровень содержания и уровень отношения

2.31

Выше мы упомянули еще одну аксиому, когда говорили, что любая коммуникация подразумевает передачу информации и поэтому определяет отношения. Другими словами, коммуникация не только передает информацию, но в то же время детерминирует поведение. Вслед за Бейтсоном (132, pp. 179— 181) эти две операции называют «описательным» и «побудительным» аспектом коммуникации. Бейтсон иллюстрирует эти два аспекта, приводя физиологическую аналогию: пусть А, В, С образуют линейную цепь нейронов. Тогда возбуждение нейрона В — это и «описание» того, что нейрон А находится в возбуждении, и «команда» для нейрона С также прийти в состояние возбуждения.

Описательный аспект сообщения передает информацию и является поэтому синонимом содержания

60

 

Глава 2. Аксиомы теории коммуникации

сообщения, когда речь идет о человеческой коммуникации. Это может быть все что угодно, все, что поддается передаче, неважно, является ли данная информация правдивой, ложной, надежной, неправильной или неразрешимой. Побудительный аспект, с другой стороны, касается того, какого рода эта информация, как ее нужно воспринять, и поэтому практически полностью относится к взаимоотношениям между людьми, находящимися в коммуникации. Смысл всех подобных утверждений сводится к одному или нескольким из нижеследующего: «Вот как я вижу себя... вот так я вижу тебя... вот так я вижу твое представление обо мне» и так далее до бесконечности. Так, например, сообщения «Нужно отпускать сцепление мягко и постепенно» и «Только отпусти сцепление, и коробка передач полетит к черту» несут приблизительно одну и ту же информационную нагрузку (описательный аспект), но очевидно, что они определяют совершенно разные взаимоотношения. Чтобы избежать любого непонимания вышеизложенного материала, нужно прояснить, что отношения лишь иногда определяются полностью осознанно. На самом деле, чем более спонтанны и «здоровы» отношения, тем более аспект отношений отходит на второй план. Напротив, «нездоровые» отношения характеризуются тем, что за природу отношений идет постоянная борьба, а содержательный аспект коммуникации становится все менее и менее важным.

2.32

Интересно, что еще до того, как исследователи поведения начали задумываться об этих аспектах человеческой коммуникации, инженеры-компьютерщики столкнулись в своей работе с похожими проблемами. Они поняли, что при общении с искусственным организмом необходимо, чтобы коммуникация содержала как описательный, так и побудительный аспект. Например, если компьютер должен перемножить два

61

Психология межличностных коммуникаций

числа, ему нужно дать эту информацию (два числа) и информацию об этой информации: «перемножь их». Для нас важно рассмотреть взаимоотношения между описательным (содержание) и побудительным (отношения) аспектами коммуникации. По существу, мы определили это еще в предыдущем абзаце, когда сказали, что компьютеру нужна информация (данные) и информация об этой информации (инструкции). Понятно, что инструкции принадлежат к более высокому логическому уровню, чем данные; они являются метаинформацией, поскольку представляют собой информацию об информации, или любое их смешение привело бы к получению бессмысленного результата.

2.33

Если мы вернемся теперь к человеческой коммуникации, мы увидим, что те же отношения существуют между описательным и побудительным аспектами: первый передает «данные» коммуникации, а второй то, как эта коммуникация должна быть воспринята. «Это приказ» и «Я просто шучу» — речевые примеры таких коммуникаций о коммуникации. Отношение также может быть выражено невербально с помощью крика или улыбки, или ряда других способов. Также можно ясно понять характер отношений из контекста, в котором происходит коммуникация, например, между военнослужащими в форме или на арене цирка.

Читатель заметит, что аспект отношений, являясь коммуникацией о коммуникации, является, конечно, тем же самым, что и понятие о метакомму-никации, разработанное в первой главе, где оно было ограничено рамками понятийной структуры и особым языком, который должен использовать исследователь коммуникации, вступая в коммуникацию по поводу коммуникации. Теперь можно увидеть, что не только такой исследователь, а любой человек сталкивается с этой проблемой. Способность к метакоммуни-кации — это не только conditio sine qua поп успеш-62

Глава 2. Аксиомы теории коммуникации

ной коммуникации, она тесно связана с многочисленными проблемами осознания себя и других. Мы детально рассмотрим этот вопрос в параграфе 3.3, а в данный момент мы хотим только показать, что сообщения, особенно в письменной коммуникации, могут быть составлены с высокой долей метакоммуни-кационной амбивалентности. Как утверждает Черри (34, р. 120), предложение «Ты думаешь, что он сделает?» может иметь множество различных значений в зависимости от того, на какое слово будет поставлено ударение, что не характерно для письменной речи. Другим примером может стать объявление в ресторане, которое гласит: «Официантам грубить посетителям строго запрещено». Это объявление, по крайней мере теоретически, можно наделить двумя, совершенно противоположными, смыслами. Двусмысленности подобного рода — это далеко не все сложности, вытекающие из двухуровневой структуры коммуникации; как вам, например, объявление, на котором написано: «Не обращайте внимания на этот знак»? Как мы увидим в главе, посвященной парадоксальной коммуникации, путаница и неразбериха между двумя этими уровнями — коммуникацией и метакоммуникацией — может приводить к тупиковым ситуациям, по своей структуре аналогичным знаменитым логическим парадоксам.

2.34

Давайте сейчас просто обобщим все вышесказанное и сформулируем еще одну аксиому нашего экспериментального исчисления: Каждая коммуникация содержит содержательный аспект и аспект отношений, так, что последний систематизирует первый и, следовательно, является метакоммуникацией.3

Мы решили утверждать, что отношение систематизирует или классифицирует содержательный аспект, хотя с точки зрения логического анализа абсолютно правильным было бы сказать, что

63

Психология межличностных коммуникаций

2.4 Пунктуация последовательности событий

2.41

Следующая базовая характеристика коммуникации, которую мы хотим рассмотреть, касается взаимодействия — обмена сообщениями между коммуникантами. Внешнему наблюдателю серия коммуникаций представляется как непрерываемая последовательность взаимообменов. Однако участники взаимодействия всегда используют то, что Уорф (165), Бейтсон и Джексон назвали «пунктуацией последовательности событий». Они утверждают:

Психолог, занимающийся изучением стимула-реакции, обычно настолько сужает поле своего внимания к проблемам последовательности обмена, что становится возможным один из элементов информации на входе назвать «стимулом», другой — «подкреплением», а то, что субъект делает между двумя этими событиями — «реакцией». И на основе такой урезанной последовательности считается возможным рассуждать о «психологии» субъекта. Напротив, та последовательность обмена, о которой мы здесь ведем речь, гораздо длиннее и поэтому обладает особенностью, которая заключается в том, что каждый ее элемент является одновременно и стимулом, и подкреплением, и реакцией. Данный элемент поведения,4 является стимулом, поскольку за ним следует элемент, привносимый В, а за ним — еще один

класс определяется объектами, его составляющими, и, следовательно, можно заключить, что содержательный аспект определяет аспект отношений, Но поскольку главный предмет нашего интереса — не информационный обмен, а прагматика коммуникации, мы будем использовать первый подход.

64

Глава 2. Аксиомы теории коммуникации

элемент, привносимый А. Но поскольку элемент А находится между двумя элементами, привносимыми В, он является реакцией. В то же время элемент А является подкреплением, поскольку он следует за элементом, привносимым В. Описываемые здесь обмены образуют, таким образом, цепь из находящих друг на друга триадических звеньев, каждое из которых сравнимо с последовательностью стимул— реакция—подкрепление. Мы можем взять любую триаду нашего обмена и рассмотреть ее как отдельный опыт в эксперименте по стимульно-реактивно-му обучению.

Если мы посмотрим на какой-либо эксперимент по условно-рефлекторному научению с этой точки зрения, то тотчас же заметим, что повторяющиеся пробы выявляют дифференциацию отношений двух организмов — экспериментатора и его испытуемого. Последовательность попыток организована таким образом, что кажется, что экспериментатор всегда предоставляет «стимулы» и «подкрепления», в то время как испытуемый предоставляет «реакции». Эти слова намеренно взяты здесь в кавычки, потому что распределение ролей происходит фактически только благодаря желанию организмов принять такую систему чередования. «Реальность» определения ролей примерно такого же порядка, что и реальность летучей мыши на карточке из теста Рор-шаха — т. е. в большей или меньшей степени результат действия перцептивных процессов. Крыса, которая говорит: «Я выработала навыку своего экспериментатора. Каждый раз, когда я нажимаю на рычаг, он дает мне еду» отказывается принять пунктуацию последовательности, которую старается установить экспериментатор.

На самом деле, однако, в длительной последовательности обмена организмы, особенно если это

3 Психология

65

Психология межличностных коммуникаций

люди, так организуют свое взаимодействие, что один из них или другой будет доминирующим, инициативным, зависимым или что-нибудь еще в этом роде. То есть они установят между собой такие паттерны обмена (относительно которых согласие может быть достигнуто, а может быть, и нет) и эти паттерны будут фактически правилами обмена подкреплениями. Наклеивать разные ярлыки очень легко на крыс, но далеко не всегда мы можем поступить точно так же с пациентами психиатрических клиник, и для некоторых терапевтов это настоящая психологическая травма (19, pp. 273—274).

Мы не пытаемся определить, является ли пунктуация коммуникационной последовательности, говоря в общем, хорошей или плохой, однако очевидно, что она организует поведенческие события и поэтому оказывает существенное влияние на происходящее взаимодействие. В каждой культуре существует множество пунктуационных норм, они не лучше и не хуже других способов оценивания происходящих событий, просто они помогают организовать коммуникационные последовательности. Например, мы называем человека, придерживающегося одной стратегии поведения в группе, «лидером» а другого человека — «ведомым», хотя, если поразмыслить, трудно сказать, кто из них является первым, или каким было бы поведение одного без другого.

2.42

Несогласие относительно пунктуации последовательности событий лежит в основе возникновения бесконечных проблем во взаимоотношениях. Предположим, у пары есть проблема в супружеских отношениях, причем его стратегия — это пассивное избегание, а она реагирует постоянным ворчанием и придирками. Пытаясь объяснить свою неудовлетворенность, муж будет утверждать, что его избегание — это только защи-

66

Глава 2. Аксиомы теории коммуникации

та от ее нападок, в то время как она будет называть его объяснения грубым и умышленным искажением того, что на «самом деле» происходит в их браке, а именно, она будет доказывать, что ворчит, потому что он пассивен. Освобожденные от всех мимолетных и случайных элементов, их ссоры состоят из однообразного обмена посланиями «Я избегаю, потому что ты придираешься» и «Я придираюсь, потому что ты избегаешь». Мы уже упоминали о таком типе коммуникации в параграфе 1.65. Если изобразить их взаимодействие, случайно выбрав начальную точку, то получится примерно следующее:

Наверху — «муж»

Внизу — «жена»

сплошные стрелки — «избегание»

пунктирные стрелки — «придирки».

Психологин межличностных коммуникаций

Можно заметить, что муж воспринимает только триады 2-3-4, 4-5-6, 6-7-8 и т. д., где его поведение (сплошные стрелки) — это «просто» ответ на ее поведение (пунктирные линии). С ней дело обстоит как раз наоборот; она организует последовательность событий в триады 1-2-3, 3-4-5, 5-6-7 и т. д., и считает, что она только реагирует на поведение мужа, а никак не определяет его. При проведении совместной семейной терапии часто приходится просто поражаться тому, насколько сильно проявляется то, что в традиционной психотерапии назвали бы «искажением реальности» относительно ролей обеих сторон. Часто трудно поверить, что у двух личностей может быть настолько разное видение одной и той же части совместного опыта. Эта проблема лежит в той же области, о которой мы уже упоминали: речь идет о неспособности людей к метакоммуникации относительно их соответствующих паттернов взаимодействия. Такое взаимодействие характеризуется колебательной «да-нет-да-нет-да» природой, теоретически оно может продолжаться до бесконечности, почти всегда сопровождаясь, как мы увидим, типичными обвинениями в развращенности или безумии.

Международные отношения также изобилуют аналогичными паттернами взаимодействия; возьмем для примера сделанный Джоадом анализ гонки вооружений:

...если, как утверждают, лучший способ сохранить мир — это готовиться к войне, совершенно неясно, почему все государства считают вооружения других стран угрозой мира. Однако они считают именно так и, соответственно, стараются нарастить свою военную мощь так, чтобы превзойти уровень вооружений тех, кто, по их мнению, представляет угрозу... Эти наращенные вооружения также, в свою очередь, начинают рассматриваться как угроза государством А, чьи якобы оборонные вооружения и спровоциро-68

Глава 2. Аксиомы теории коммуникации

вали рост вооружений в других странах. Воспользовавшись таким предлогом, страна А накапливает еще более мощный запас оружия, чтобы защитить себя от угрозы. Эти возросшие вооружения, в свою очередь, воспринимаются соседними странами как угроза свой безопасности, и т. д.... (79, р. 69).

2.43

И снова математика может предоставить нам наглядную аналогию — понятие «бесконечный ряд знакопеременных». Хотя сам термин был предложен много позже, ряды такого рода впервые были детально изучены австрийским священником Бернардом Боль-цано незадолго до его смерти в 1848 году, когда, видимо, он был очень увлечен идеей бесконечности. Его мысли были посмертно опубликованы в маленькой книге, озаглавленной «Парадоксы бесконечности» (30), которая стала классикой математической литературы. В этой работе Больцано изучает различные виды рядов (S), простейший из которых, наверное, следующий:

S = a — а + а — а + а — а+а — а + а — а + а — а+а —...

Для наших целей можно представить, что этот ряд выражает коммуникационную последовательность утверждений и отрицаний сообщения а. Далее, как показывает Больцано, эта последовательность может быть сгруппирована, или, как мы бы сказали, организована несколькими различными, но арифметическими корректными способами.4 Результатом будет

4 Возможны три следующие группировки („пунктуации"): S = (а—а)+(а—а) + {а—а) +... = 0+0+0+... = 0.

Можно по-другому сгруппировать элементы этой последовательности:

S = а—(а—а)—(а—а) —... = а—0—0—0... = а.

69

Психология межличностных коммуникаций

различный предел ряда в зависимости от способа пунктуации последовательности его элементов. Полученный Больцано результат привел в шок многих математиков, включая Лейбница. К несчастью, разрешение этого парадокса, предложенное Больцано, не имеет ничего общего с аналогичной коммуникационной дилеммой. Там, по словам Бейтсона (17), проблема возникает из-за неправильного представления об организации ряда, а именно из-за ложного убеждения, что у него есть начало; именно это и является ошибкой участников подобного взаимодействия.

2.44

Таким образом, мы добавляем третью метаком-муникационную аксиому: Природа отношений зависит от пунктуации коммуникационных последовательностей между коммуникантами.

2.5

Цифровая и аналогическая коммуникация

 

2.51

В центральной нервной системе функциональные единицы (нейроны) получают так называемые информационные блоки через соединительные элементы (синапсы). Прибыв на синапсы, эти «блоки» порождают возбуждающие или тормозящие постсинаптичес-кие потенциалы, которые обобщаются нейроном, и

Еще один вариант:

S = а—(а—а+а-а+а-а+а—...), а поскольку элементы в скобках представляют собой данный ряд, значит

S = а — S. Следовательно, 2aS = а и S = а/2 (30, pp. 49—50).

70

Глава 2. Аксиомы теории коммуникации

вызывают либо тормозят его возбуждение. Эта особая часть деятельности нервной системы, состоящая в возбуждении или отсутствии возбуждения, проводит, таким образом, двоичную цифровую информацию. Гуморальная система, с другой стороны, не основывается на оцифровывании информации. Эта система передает информацию, выбрасывая различные количества особых веществ в кровеносную систему. Известно, что нервная и гормональная системы коммуникации внутри организма не просто существуют бок о бок, они взаимно дополняют друг друга и зависят друг от друга, часто очень сложным образом. Те же две базовые модели коммуникации можно обнаружить в работе приспособлений, созданных руками человека:5 существуют компьютеры, которые используют принцип дихотомии электронных ламп или транзисторов и называются цифровыми, потому что в своей основе они вычислители и работают с цифрами; и существует другой класс машин, которые манипулируют дискретными положительными величинами — аналогами фактов — и поэтому называются аналогическими. В цифровых компьютерах как данные, так и инструкции преобразуются в форму чисел,

5 Интересно, что существует основание полагать, что инженеры-компьютерщики пришли к этому результату совершенно независимо от того, что физиологи уже знали в это время, Этот факт сам по себе является прекрасной иллюстрацией утверждения фон Берталанфи (25), который говорил, что сложные системы обладают своей собственной неотъемлемой закономерностью, которую можно проследить на различных системных уровнях, например, атомном, молекулярном, клеточном, организменном, индивидуальном, социальном и т. д. Эта история имела место на одном междисциплинарном собрании ученых, интересующихся проблемой обратной связи (возможно, это было на одном из собраний Фонда Джозия Мэйси). Великому гистологу фон Бонину показали электросхему приспособления, осуществляющего выборочное чтение, и он тотчас воскликнул: «Да ведь это же схема третьего слоя зрительной коры...» Мы не можем поручиться, что так было на самом деле, но, как говорится в итальянской пословице «se поп е vero, e ben trovato» (даже если это и неправда, история стоит того, чтобы ее рассказать).

71

Психология межличностных коммуникаций

так что часто, особенно в случае инструкций, существует лишь произвольная связь между определенной информацией и ее цифровым выражением. Другими словами, этим числам произвольно приписываются кодовые имена, которые так же мало походят на реальные величины, как телефонные номера мало напоминают своих абонентов. С другой стороны, как мы уже видели, принцип аналогии лежит в основе всех аналогических компьютеров. Так же, как и в гуморальной системе живых организмов, где носителями информации являются определенные вещества и их концентрация в кровеносной системе, в аналогических компьютерах данные принимают форму дискретных и поэтому всегда положительных величин, например, интенсивность электрического тока, количество оборотов колеса, степень смещения элементов и тому подобное. Так называемая машина приливов (инструмент, состоящий из шкал, зубцов и рычагов и раньше использовавшийся для подсчета приливов и отливов за любой промежуток времени) может считаться простейшим аналогическим компьютером, и, конечно, гомеостат Эшби, упомянутый в главе 1, является образцом аналогической машины, даже несмотря на то, что он ничего не считает.

2.52

В человеческой коммуникации на объекты — в самом широком смысле этого слова — можно ссылаться двумя абсолютно разными способами. Они могут быть представлены с помощью изо-бражения либо с помощью имени. Так, в письменном предложении «Кошка поймала мышку» существительные можно было бы заменить на картинки; если бы предложение было произнесено, можно было бы указать на настоящих кошку и мышку. Нет нужды говорить, что это был бы странный способ коммуникации; обычно мы используем устное или письменное «имя», т. е. слово. Эти два типа коммуникации — один с помощью понятного са-

72

Глава 2. Аксиомы теории коммуникации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.089 с.)