Понятие о функции и взаимоотношениях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о функции и взаимоотношениях



Главная причина того, что математика должна быть использована для проведения аналогий или в качестве объяснительного принципа, заключается в полезности математического понятия «функция». Для объяснения этого необходим краткий экскурс в теорию чисел.

С точки зрения философов науки наиболее значительным шагом в развитии современного математического мышления явилось постепенное появление нового понимания числа в период от Декарта до наших дней. Для математиков Древней Греции числа были конкретными, вещественными величинами, понимаемыми как свойства реальных предметов. Поэтому геометрия занималась измерениями, а арифметика —• счетом. Освальд Шпенглер в своей блестящей работе «О смысле чисел» (146) показывает, что не только понятие о нуле как о числе было немыслимым, но и отрицательным величинам также не было места в реальности античного мира: «Отрицательных величин не

\023\

Психология межличностных коммуникаций

существует. Выражение -2 х —3 = +6 не несет в себе ни следа наглядности или представления какой-либо величины«(Цит. по: Шпенглер О. Закат Европы. Очерки мифологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность / Пер. с нем. К. А. Свасьяна. — М.: Мысль, 1993. — С. 217.) Представление о том, что числа должны выражать величины, преобладало на протяжении двух тысяч лет, как уточняет Шпенглер:

До сих пор не существовало второй такой культуры, которая воздавала бы столько почестей свершениям иной, давно угасшей культуры и была бы в научном смысле столь податливой к влияниям, как западная по отношению к античной. Прошло немало времени, пока мы нашли в себе мужество думать собственным умом. В основе лежало постоянное желание подражать античности. И все-таки каждый шаг был в этом смысле фактическим удалением от искомой цели. Оттого история западного знания есть история поступательной эмансипации от античного мышления, история освобождения, которое, не будучи даже желанным, форсировалось глубинами бессознательного. Так, развитие новой математики принимало формы тайной, затяжной,наконец, победной борьбы против понятия величины. (Цит. по: Шпенглер О. Закат Европы. Очерки мифологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность / Пер. с нем. К. А. Свасьяна. — М.: Мысль, 1993. — с. 229).

Нет необходимости в деталях описывать, как была одержана эта победа. Достаточно сказать, что решающее событие произошло в 1591 году, когда Виет впервые использовал буквенные обозначения вместо чисел. В результате представление о числах как о дискретных величинах было оттеснено на второй план, и родилось базовое понятие о переменной, понятие, которое античному математику показалось бы

24

Глава 1. Система основных понятий

не более реальным, чем галлюцинация. Переменные, в отличие от чисел, обозначающих реальные величины, не имеют собственного значения, они обладают значением только относительно друг друга. С появлением переменных открылось новое измерение информационного пространства. Так сформировалась новая математика. Отношение между переменными (обычно, но не всегда, выраженное в виде равенства) представляет собой функцию. Процитируем еще раз Шпенглера, который говорил, что функции

вообще не являются числами в пластическом смысле, но знаками некоего отношения, в котором отсутствуют признаки величины, формы и однозначности, знаками бесконечности возможных положений одинакового характера, которые, будучи поняты как единство, и суть само число. В идеографической записи, применяющей, к сожалению, множество сбивающих с толку знаков, все уравнение s целом фактически представляет собою одмо-единственное число, а х, у, г в столь же малой степени являются числами, как + и =, (Цит. по: Шпенглер О. Закат Европы. Очерки мифологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность / Пер. с нем. К. А, Свасьяна. — М.: Мысль, 1993. — С. 230.) Таким образом, например, равенство у2=4ах отражает особую взаимосвязь переменных х и у и заключает в себе все свойства кривой.*

* Придавая числам значение величин, легко впасть в заблуждение даже тогда, когда эти числа первоначально использовались для обозначения конкретных величин, как, например, в экономике. Это показано в недавно опубликованной статье Дэвида Штерна (149). Рассуждая о проблеме национального долга, он показывает, что рассматривая его изолированно, т. е, как абсолютную величину, можно отметить, что национальный долг США подскочил с 257 биллионов долларов в 1947 году до 304 биллионов в 1962. Однако, если посмотреть на это явление в нужном контексте, например с

\025\

Психологин межличностных коммуникаций

Можно провести интересные параллели между возникновением математического понятия о функции и появлением в психологии понятия «взаимоотношение». Долгое время (в определенном смысле, начиная с Аристотеля) психика рассматривалась как совокупность характеристик, которыми человек может быть наделен в большей или меньшей степени, почти так же, как он может обладать стройным или грузным телом, рыжими или светлыми волосами, и т. д. В конце прошлого века психология вошла в эру экспериментальных исследований, что сделало во многом более научным ее словарь, однако в определенном смысле этот новый словарь все же оставался похожим на прежний: он все еще состоял из отдельных, мало связанных между собой понятий. Эти понятия рассматривались по аналогии с физическими функциями, и, к несчастью, не имели никакого отношения к математическому понятию о функции. Как мы знаем, ощущения, восприятие, апперцепция, внимание, память и некоторые другие процессы были определены именно как такие функции и во множестве работ изучались, и все еще изучаются в искусственной изоляции. Но Эшби, например, показал, как предположение о существовании памяти напрямую зависит от наблюдаемости данной системы. Он утверждает, что для наблюдателя, владеющего всей необходимой информацией, любая ссылка на прошлое (и, следовательно, на существование памяти в системе) не является необходимой. Он может делать выводы,

точки зрения чистого дохода на душу населения, станет очевидным, что за указанный период произошло снижение со 151% до 80%. Это заблуждение особенно характерно для неспециалистов и политиков, хотя ученые-экономисты давно настаивают на употреблении собственно экономических переменных, а не изолированных или абсолютных единиц.

\026\

Глава 1. Система основных понятий

основываясь на поведении системы сейчас. Он приводит такой реальный пример:

.предположим, я в гостяху друга. Когда мимо окон проезжает машина, собака друга неожиданно забивается в угол комнаты. Для меня такое поведение непонятно и необъяснимо. Затем мой друг говорит: «Она попала под машину полгода назад». Теперь поведение собаки объясняется ссылкой на событие шестимесячной давности. Если мы скажем теперь, что собака обладает «памятью», мы будем иметь в виду практически тот же факт: ее поведение может быть объяснено исходя не из теперешнего состояния, а исходя из того, каким было это состояние шесть месяцев назад. Неосторожный наблюдатель может сказать, что собака «обладает» памятью, и думать о собаке как о владеющей чем-то, как если бы у нее было, к примеру, пятно черного цвета на спине. Затем может возникнуть соблазн найти этот «предмет», которым обладает собака. Правда, свойства этого «предмета» окажутся очень странными. Ясно, что память не является чем-то вещественным, тем, чем система может обладать или не обладать. Это понятие, которое использует наблюдатель, чтобы заполнить пустующее место в случае, когда какая-то часть системы не доступна наблюдению. Чем меньше наблюдаемых переменных, тем большему количеству событий в прошлом наблюдатель будет вынужден приписывать важную роль в актуальном поведении системы. Таким образом, существование памяти в головном мозге лишь частично может считаться объективным феноменом. Неудивительно, что ее характеристики иногда кажутся необычными или даже парадоксальными. Естественно, учитывая все вышеизложенное, эта тема нуждается в тщательном переосмыслении (5, р. 117).

\027\

Психология межличностных коммуникаций

Как мы понимаем, это утверждение никоим образом не отрицает достижения нейропсихологических исследований, касающихся процессов сохранения информации в мозге. Очевидно, что в результате аварии состояние животного изменилось, должно быть, произошли изменения на молекулярном уровне, образовались новые связи, словом, «что-то», чем собака сейчас «обладает». Но Эшби очень точно описывает проблему соотношения теоретического конструкта и его материального воплощения. Другая аналогия, предложенная Бейтсоном (17) — это шахматная партия в развитии. В каждый момент времени положение, сложившееся в партии, можно понять только на основе расстановки фигур на доске (шахматы — это игра с полной информацией), без всякой записи или «памяти» о прошлых ходах. Даже если это положение истолковывается как память об игре, это целиком и полностью настоящая, наблюдаемая интерпретация данного момента.

Когда со временем словарь экспериментальной психологии расширился настолько, чтобы включить в себя контекст межличностных отношений, он по-прежнему оставался монадическим. Такие понятия, как лидерство, зависимость, экстраверсия и интроверсия, воспитание и многие другие стали объектами тщательного изучения. Опасность здесь состоит в том, что все эти термины, после долгого обдумывания и многократного повторения, сами по себе становятся некой псевдореальностью, и постепенно «лидерство», представляющее собой некий теоретический конструкт, становится Лидерством с большой буквы — измеряемым качеством человеческой психики, которое рассматривается как изолированный феномен. Как только происходит такая «материализация», мы перестаем осознавать, что термин — это всего лишь краткий символ для обозначения определенной формы имеющих место взаимоотношений.

Каждый ребенок со школы знает, что всякое движение относительно, что его можно воспринять

28

Глава 1. Система основных понятий

только относительно какой-либо точки отсчета. Но многие не осознают того, что тот же самый принцип лежит в основе практически всех видов восприятия, и, следовательно, в основе жизненного опыта человека. Ученые, занимающиеся исследованиями сенсорных процессов и функционирования мозга доказали, что человеком могут восприниматься только взаимоотношения и паттерны взаимоотношений, и именно они являются сущностью человеческого опыта. Поэтому когда благодаря действию хитроумного изобретения движение глаз становится невозможным, так, что один и тот же образ продолжает восприниматься одним и тем же участком сетчатки, четкое зрительное восприятие становится невозможным. Точно так же ровный, не изменяющийся звук является трудным для восприятия и может даже стать незаметным. И если кто-нибудь хочет исследовать твердость и текстуру поверхности, он не просто положит палец на эту поверхность, но станет двигать его вперед и назад, потому что если палец останется неподвижным, почти невозможно получить хоть какую-то полезную информацию, кроме разве что ощущения температуры, которое мы также получаем благодаря разнице температур предмета и пальца. Можно было бы продолжать приводить подобные примеры. Все они подводят нас к одному выводу: в том или ином виде процессы изменения, движения или исследования вовлечены во все виды перцепции (132, р. 173). Другими словами, устанавливается взаимоотношение, в рамках которого производится настолько большое количество проб, насколько позволяет данная ситуация. Таким образом, мы постепенно приближаемся к выводу о том, что все то, о чем идет речь, очень сходно с математическим понятием «функция». Поэтому не «вещи», но функции составляют сущность наших перцептивных процессов, а функции, как мы видели, — это не изолированные переменные, а «знаки, выражающие связь. бесконечность возможных

29

Психология межличностных коммуникаций

позиций вероятностного характера...». Но если это так, нас не должно больше удивлять то, что даже представление человека о самом себе — это на самом деле представление о функциях, о взаимоотношениях, в которые он включен, и неважно, насколько он воплощает это представление в реальной жизни. Кстати, всем этим фактам, от сенсорных нарушений ощущений до проблем самосознания, можно найти подтверждение в обширной ныне литературе, касающейся проявлений и последствий сенсорной депривации.

 

1.3

Информация и обратная связь

Фрейд покончил со многими заблуждениями традиционной психологии, когда выступил со своей психодинамической теорией поведения человека. Нет нужды описывать здесь его заслуги. Один аспект, однако, имеет самое непосредственное отношение к нашей теме.

Психоаналитическая теория основана на теоретической модели сохранения, которая была наиболее популярной в момент формирования взглядов Фрейда. В соответствии с этой теорией, поведение есть прямой результат гипотетического взаимодействия интрапсихических сил, действующих по правилам, аналогичным законам сохранения и передачи энергии в физике, где, процитируем слова Норберта Винера по этому поводу, «материализм привел в систему свои основные принципы, и ядром этой системы стало понятие энергии» (166, р. 199). В целом, можно сказать, что классический психоанализ оставался преимущественно теорией интрапсихических процессов, поэтому даже в тех случаях, когда взаимодействие со внешними силами было очевидным, оно рассматривалось как вторичное, как, например, в концеп-

30

Глава 1. Система основных понятий

ции «вторичной выгоды».1 Таким образом, мы можем сказать, что взаимозависимость между индивидуумом и окружающей его средой осталась той областью, на которую сторонники психоаналитического направления практически не обращали внимания. И именно здесь нам необходимо обратиться к понятию информационного обмена, то есть коммуникации. Между психодинамической (психоаналитической) моделью, с одной стороны, и любой концепцией взаимодействия окружающей среды и организма с другой, имеется одно фундаментальное различие, и оно может стать более понятным в свете следующей аналогии (12). Если человек пнет на ходу ногой гальку, энергия будет передана от ноги камню; последний придет в движение и, в конечном счете, остановится снова в положении, которое полностью определено такими факторами, как количество переданной энергии, форма и вес гальки, а также характер поверхности, по которой она катилась. Если, с другой стороны, человек пнет вместо гальки собаку, собака может подпрыгнуть и укусить его. В этом случае отношение между пинком и укусом имеет совершенно другой характер. Очевидно, что собака получает энергию для своей реакции, благодаря своему собственному метаболизму, а не от пинка. Поэтому то, что передается, это уже, скорее, не энергия, а информация. Другими словами, пинок — часть поведения, которое что-то сообщает собаке, и на эту коммуникацию собака реагирует другим поведением (коммуникацией). Именно в этом кроется принципиальное различие между психодинамикой Фрейда и теорией коммуникации как объяснительными моделями человеческого поведения. Несложно заметить, что они относятся к различным уровням сложности и не вы-

1 Так называемые неофрейдисты, конечно, уделяли гораздо больше внимания взаимодействию индивида с окружающей средой.

31

Психология межличностных коммуникаций

водимы друг из друга: они концептуально неоднородны.

Этот концептуальный переход от понятия энергии к понятию информации имел важное значение для головокружительного развития философии науки начиная с конца Второй мировой войны, и особое воздействие он оказал на развитие наших знаний о человеке. Осознание того факта, что информация об эффекте действия, должным образом переданная обратно эффектору, будет способствовать поддержанию стабильности последнего и его адаптации к изменениям окружающей среды, не только послужило толчком к созданию машин высокого порядка (например, систем, самоуправляющихся рассогласованием или целенаправленных механизмов) и привело к созданию новой научной области — кибернетики, но также помогло совершенно по-новому понять функционирование очень сложных взаимодействующих систем, изучаемых в биологии, психологии, социологии, экономике и других областях. Хотя, по крайней мере, на современном этапе, значение кибернетики нельзя оценить даже приблизительно, ее фундаментальные принципы удивительно просты и будут кратко рассмотрены в нашей работе.

Пока наука занималась изучением линейных, однонаправленных и последовательных причинно-следственных отношений, многие очень важные феномены оставались за пределами огромной территории, оккупированной ею за последние четыре столетия. Упрощая, можно сказать, что эти феномены имеют своим общим знаменателем связанные между собой понятия роста и изменения. Чтобы включить эти феномены в цельный образ мира, науке со времен древних греков приходилось прибегать к по-разному определяемым, но всегда туманным и неудобным концепциям, основанным на представлении о том, что ход событий определен некой причиной и что окончательный исход «как-то» определяет шаги, которые

32

Глава 1. Система основных понятий

к нему приводят; иными словами, эти феномены были охарактеризованы понятием «витализм» и поэтому изгнаны из науки. Таким образом, примерно две с половиной тысячи лет назад началось одно из величайших эпистемологических противостояний, продолжающихся и по сей день: спор между детерминизмом и теологией. Возвращаясь еще раз к изучению человека, можно сказать, что психоанализ, несомненно, принадлежит к детерминистским школам, а, например, аналитическая психология Юнга во многом исходит из представления о «энтелехии», имманентной человеку.

Появление кибернетики изменило эту ситуацию, показав, что, в результате соединения двух принципов можно создать более эффективную систему. Это стало возможным благодаря открытию явления обратной связи. Цепь, в которой событие а влияет на событие b, a b затем воздействует на с, с, в свою очередь, на d и так далее, обладала бы свойствами детерминированной линейной системы. Если, однако, d вновь воздействует на а, система замыкается в круг и начинает функционировать совершенно по-другому. Она демонстрирует поведение, аналогичное проявлению тех феноменов, которые не рассматривались с позиций строгого линейного детерминизма.

Известно, что обратная связь может быть положительной либо отрицательной; последняя будет чаще упоминаться в этой книге, поскольку она характеризует гомеостаз (состояние равновесия) и поэтому играет важную роль в достижении и поддержании стабильности во взаимоотношениях. Положительная обратная связь, с другой стороны, приводит к изменениям, т. е. к потере стабильности или равновесия. В обоих случаях часть результата деятельности системы возвращается в нее как информация об этом результате. Разница в том, что в случае отрицательной обратной связи эта информация используется, чтобы уменьшить отклонение результата от не-

2 Психология

33

Психология межличностных коммуникаций

которой нормы (отсюда прилагательное «отрицательная»), в то время как в случае положительной обратной связи та же самая информация действует в качестве меры отклонения результата, и поэтому является положительной относительно уже существующей тенденции к поддержанию стабильности или разрушению.

Понятие о гомеостазе в человеческих взаимоотношениях будет подробно рассмотрено в параграфе 4.4, здесь же важно отметить, что было бы опрометчивым и неточным заключить, что отрицательная обратная связь является полезной, а положительная — разрушительной. Наше главное предположение состоит в том, что межличностные системы, будь то группы незнакомых между собой людей, супружеские пары, семьи, психотерапевтические или даже межнациональные отношения, можно рассматривать как петли обратной связи, поскольку поведение каждого человека влияет и подвергается влияниям со стороны других людей. Информация, вводимая в такую систему, может способствовать изменениям или поддерживать стабильность, в зависимости от того, какие механизмы обратной связи — положительные или отрицательные — задействованы. В результате изучения семей, в которых один из членов болен шизофренией, стало известно, что существование пациента очень важно для стабильности семьи, и что система очень быстро и эффективно будет реагировать на любые внешние или внутренние попытки изменить ее структуру. Понятно, что в такой стабильности нет ничего хорошего. Столь же очевидно, что любые проявления жизни характеризуются как изменениями, так и стабильностью, поэтому и положительная и отрицательная обратная связь должны сосуществовать, дополняя и взаимно влияя друг на друга. Прибрам (117) недавно показал, как достижение стабильности влияет на развитие новых видов чувствительности. Таким образом, стабильность — не

34

Глава 1. Система основных понятий

бесплодный конечный пункт даже в относительно постоянной окружающей среде, а скорее, как заметил Клод Бернар, «стабильность внутренней среды — условие существования свободной жизни».

Обратная связь — это своеобразная загадка природы. Системы с обратной связью отличаются не только более высоким уровнем сложности; они качественно отличаются от систем, действующим по обычным механизмам. Их изучение требует новых концептуальных схем; их логика и эпистемология отлична от некоторых традиционных принципов научного анализа, таких, как подход «изолированной переменной» или положение Лапласа о том, что полное знание всей информации в данный момент времени позволит с точностью предсказать все будущие состояния. Саморегулирующиеся системы — системы с обратной связью — требуют разработки своей собственной философии, в которой понятия «паттерн» и «информация» являлись бы столь же существенными, каковыми были понятия о веществе и энергии в начале века. Исследование этих систем, по крайней мере в настоящее время, очень затруднено из-за того, что пока не существует научного языка, способного их адекватно описывать и объяснять; по мнению Визера (167, р. 33) эти системы сами по себе являются своим наилучшим и простейшим объяснением.

1.4

Избыточность

Подробное описание недостатков системной, а также традиционной монадической или линейной теорий было сделано вовсе не для того, чтобы у читателя возникло ощущение безнадежности. Концептуальные трудности подчеркиваются здесь лишь затем, чтобы обосновать необходимость поиска новых подходов, просто потому, что традиционные схемы

35

Психологин межличностных коммуникаций

оказываются непригодными. В этом поиске мы обнаруживаем, что в других областях были сделаны открытия, имеющие непосредственное отношение к изучению человеческой коммуникации, и именно они являются объектом нашего рассмотрения в этой главе. Гомеостат Эшби — великолепная конструкция, и поэтому заслуживает здесь хотя бы краткого рассмотрения. Это устройство состоит из четырех одинаковых саморегулирующихся подсистем, теснейшим образом взаимосвязанных друг с другом, так, что любое внешнее воздействие оказывает влияние на каждую из этих подсистем и вызывает их реакцию. Поэтому ни одна из подсистем не в состоянии изолированно достичь состояния равновесия. Эшби описывает несколько наиболее интересных «поведенческих» характеристик этой машины. Хотя устройство гомеостата очень примитивно по сравнению с человеческим мозгом или с какими-то другими техническими приспособлениями, он может производить 390 625 комбинаций значений своих параметров. Другими словами, это число отражает количество возможных адаптационных реакций на изменения во внешней и внутренней среде. Гомеостат достигает состояния равновесия путем случайного перебора возможных комбинаций вплоть до восстановления желаемой внутренней формы. Это аналогично использованию метода проб и ошибок, к которому прибегают многие организмы в стрессовой ситуации. В случае с гомеостатом время, затраченное на поиск, может колебаться от секунд до часов. Легко понять, что для живых организмов такая временная задержка была бы чрезмерной и серьезно мешала бы выживанию. Эшби доводит эту мысль до логического завершения, когда пишет: «Если бы мы, подобно гомеостатам, пытались разом достичь полной адаптации, мы ждали бы вечно. Но младенец не ждет вечно, наоборот, вероятность того, что он достигнет уровня адаптации взрослого в течение двадцати лет, практически стопроцентна» (4,

36

Глава 1. Система основных понятий

р. 136). Затем Эшби утверждает, что у живых организмов наблюдается своего рода сохранение адаптации. Это означает, что старые адаптационные механизмы не разрушаются, когда образуются новые, и что весь процесс поиска не должен начинаться с самого начала, если решение однажды уже было найдено.

Какое отношение все это имеет к прагматике человеческого общения, станет понятнее после следующего рассуждения. В гомеостате каждый из 390 625 вариантов внутренней конфигурации с равной вероятностью может явиться результатом взаимодействия четырех подсистем. Таким образом, появление данной конфигурации не оказывает никакого влияния на появление следующей конфигурации или последовательности конфигураций. Цепь событий, в которой каждый элемент всегда имеет равные шансы на появление, — это проявление случайности. Здесь нельзя сделать никаких выводов и нельзя предсказать появление следующей конфигурации. Другими словами, здесь не содержится никакой информации. Однако, если система, подобная гомеостату, получит возможность сохранять найденные адаптационные механизмы для дальнейшего использования, последовательность внутренних конфигураций претерпит коренные изменения, так как некоторые конфигурации станут повторяться чаще, и, следовательно, станут более вероятными, чем другие. Важно отметить, что нет необходимости приписывать какое-либо значение этим группировкам, само их существование является лучшим объяснением. Описываемая цепочка — одно из основных положений теории информации, и она называется стохастическим процессом. Таким образом, стохастический процесс имеет отношение к закономерности, присущей последовательности явлений или событий, неважно, идет ли речь о такой простой последовательности, как результаты извлечения белых и черных шаров из урны, или о такой сложной,

37

Психологин межличностных коммуникаций

как особый характер сочетания тональных и оркестровых элементов в произведениях какого-либо композитора, идиосинкразическое использование элементов языка в стиле какого-либо автора, или же о полных диагностической значимости линиях электроэнцефалограммы. В соответствии с теорией информации, стохастический процесс демонстрирует избы точность или принужденность — понятия, которые используются как синонимы понятия «паттерн», которое мы часто употребляли выше. Рискуя быть обвиненными в избыточных повторениях, еще раз подчеркнем, что эти паттерны не имеют никаких объяснений или символических значений, и не нуждаются в них. Это не исключает, однако, вероятности того, что они могут быть связаны с другими событиями, как, например, в случае с энцефалограммой'или какими-то другими медицинскими показателями.

Избыточность подробно изучалась в двух из трех областей человеческой коммуникации, а именно в синтаксисе и семантике. Одна из первых работ — работа Шэннона, Карнапа и Бар-Гилеля — непременно должна быть здесь упомянута. Один из выводов, который можно сделать, исходя из результатов этих исследований, заключается в том, что каждый из нас обладает огромным запасом знаний о закономерностях и статистических вероятностях как в синтаксисе, так и в семантике человеческого общения. Психологически это знание очень интересно, так как оно практически полностью находится за пределами нашего сознания. Никто, кроме, пожалуй, эксперта, не может назвать вероятность последовательности или ранги употребляемости букв и слов в конкретном языке, но все же мы все в состоянии распознать и исправить опечатку, вставить пропущенное слово или вывести из себя заику, заканчивая за него его предложения. Но знать язык и знать что-то о языке — это два совершенно разных вида знания. Таким образом, человек может бегло и правильно разговаривать на родном языке,

38

 

Глава 1. Система основных понятий

не зная грамматики и синтаксиса, т. е. не зная правил, которые он соблюдает, разговаривая. Если бы этому человеку пришлось изучать другой язык, ему явно потребовались бы знания об этом языке.2

Обращаясь к проблемам избыточности в прагматике человеческой коммуникации, можно отметить, что анализ литературных данных показывает, что этой теме вплоть до сегодняшнего дня было посвящено очень мало публикаций, особенно если мы рассматриваем прагматику как межличностный феномен. Под этим мы подразумеваем, что большинство имеющихся исследований ограничивают себя рассмотрением эффекта, который оказывает личность А на личность В, не уделяя должного внимания тому факту, что В в любом случае влияет на следующий шаг А, и что оба они находятся под влиянием того контекста, в котором происходит взаимодействие, и, в свою очередь, сами на него влияют.

Нетрудно заметить, что у прагматической избыточности много общего с избыточностью синтаксической и семантической. Здесь мы также обладаем огромным объемом информации, которая дает нам возможность оценивать и предсказывать поведение, а также влиять на него. На самом деле, в этой области мы особенно восприимчивы к противоречиям: поведение, которое выбивается из контекста, или каким-то другим образом свидетельствует о хаотичности или неопределенности, немедленно задевает нас гораздо сильнее, чем просто синтаксические или се-

2 Бенджамин Уорф, великий лингвист, снова и снова указывал на этот феномен, например, в работе «Наука и лингвистика»:

Ученые-лингвисты давно уже поняли, что способность бегло говорить на каком-либо языке еовсе не обязательно предполагает лингвистическое знание этого языка, т. е. понимание феноменов его происхождения, его системы и структуры, точно так же, как способность хорошо играть на бильярде не требует каких-то знаний о законах и механизмах, которые действуют на бильярдном столе {165, р. 213).

39

Психология межличностных коммуникаций

мантические ошибки в коммуникации. И все же в этой области мы практически не осознаем правила, которые реализуются в успешной и нарушаются в нездоровой коммуникации. Коммуникация постоянно на нас воздействует: ранее было высказано предположение о том, что даже наше самосознание зависит от коммуникации. Это было убедительно показано Хором: «Чтобы понимать себя, человек должен быть понят другим. Чтобы быть понятым другим, необходимо понять его» (65, р. 237). Но если лингвистическое понимание основано на правилах грамматики, синтаксиса, семантики и т. д., то каковы правила того вида понимания, о котором писал Хора? Снова мы сталкиваемся с тем, что мы знаем эти правила, не осознавая свое знание. Мы постоянно вступаем в коммуникацию, но все же практически неспособны вступать в коммуникацию по поводу коммуникации. Эта проблема и будет главной темой данной книги.

Поиск паттерна —■ основа всего научного исследования. Там, где есть паттерн, там есть значение — этот эпистемологический принцип столь же верен и при изучении человеческого взаимодействия. Это изучение было бы не таким уж сложным, если бы можно было просто опросить участников взаимодействия и таким образом узнать у них, какие паттерны они обычно используют, или, другими словами, какие правила поведения они для себя установили. Обычно эта идея реализуется с помощью использования методики анкетного опроса. Однако после осознания того факта, что утверждения нельзя всегда принимать за чистую монету, особенно в психопатологии, что люди очень часто могут говорить одно, а подразумевать что-нибудь совершенно другое, что существуют, как мы только что видели, вопросы, ответы на которые находятся за пределами сознания человека, стала очевидной необходимость поиска других подходов. Грубо говоря, правила поведения и взаимодействия могут находиться на тех же уровнях

40

Глава 1. Система основных понятий

сознания, которые Фрейд обозначил при анализе оговорок и ошибочных действий: 1) они могут находиться полностью в поле понимания человека, тогда может использоваться анкетный опрос и другие простые вопросно-ответные методы; 2) человек может не осознавать их, но быть способным распознать их, когда на них ему укажут; или 3) они могут располагаться настолько глубоко в бессознательном, что даже если их правильно определить и обратить на них внимание человека, он все равно не сможет их распознать. Бейтсон заострил это сходство с уровнями сознания и описал проблему в рамках современной понятийной структуры:

...продвигаясь вверх по шкале порядков знания, мы все глубже вторгаемся в область все более и более абстрактных паттернов, которые становятся все менее и менее доступны осознанию. Чем выше уровень абстрагирования, тем более общие и формальные основания используются для объединения паттернов, и тем глубже в нейрологические и психологические слои они погружаются и становятся все менее подвластными сознательному контролю. Привычка к зависимости намного меньше осознается человеком, чем тот факт, что в данной ситуации он получил помощь. Возможно он и осознает это, но осознать следующий, более сложный паттерн, а именно то, что, найдя помощь, он обычно кусает кормящую его руку, может быть, будет для этого человека уже невозможным (16).

К счастью для нашего понимания человеческого взаимодействия, картина будет совершенно другой для постороннего наблюдателя. Он подобен тому, кто наблюдает за шахматной партией, не зная ни правил, ни цели игры. Для моделирования непонимания «игроков» в реальной жизни давайте предположим,

41

Психология межличностных коммуникаций

что наш наблюдатель не говорит или не понимает язык игроков и, следовательно, неспособен попросить объяснений. Наблюдателю скоро станет понятно, что поведение игроков характеризуется определенной повторяемостью, избыточностью, благодаря которым могут быть сделаны предварительные выводы. Например, он обратит внимание на то, что за движением одного игрока почти неизменно следует движение другого. Из такого поведения легко понять, что игроки следуют правилу чередования ходов. Правила, управляющие передвижением отдельных фигур, нельзя выделить так же просто, отчасти из-за сложности ходов, а отчасти из-за того, что различные фигуры двигаются с существенно разной частотой. Будет, например, гораздо проще догадаться о правилах перемещения слона, чем о значении такого необычного и нечасто встречающегося передвижения как рокировка, которая вообще может не произойти в ходе одной партии. Обратите внимание также, что при рокировке происходят два последовательных движения одного игрока, и может создаться впечатление, что нарушается правило чередования ходов. И все же намного большая избыточность чередования ходов будет преобладать над меньшей избыточностью рокировки, и даже несмотря на наличие противоречий, наблюдатель вовсе не обязательно откажется от сформулированных гипотез. Таким образом, можно предположить, что после наблюдения ряда партий наблюдатель смог бы, по всей вероятности, сформулировать с высокой степенью точности правила шахмат, включая конечную точку игры, шах и мат. Нужно подчеркнуть, что он смог бы достичь этого результата, даже не располагая возможностью запрашивать информацию.

Означает ли все это, что наблюдатель «объяснил» поведение игроков? Мы бы скорее сказали, что он идентифицировал сложный паттерн избыточнос-

42

Глава 1. Система основных понятий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.31 (0.055 с.)