Глава 4. Организация человеческого взаимодействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Организация человеческого взаимодействия



4.1 Введение. 146

4.2 Взаимодействие как система. 147

4.21 Время как переменная. 148

4.22 Определение системы.„. 149

4.23 Окружающая среда и подсистемы. 150

4.3 Характеристики открытых систем.„. 153

4.31 Целостность. 153

4.311 Несуммарность. 155

4.312 Разнонаправленность 156

4.32 Обратная связь 157

4.33 Равнорезультатность. 158

4.4 Длительно существующие системы взаимодействия 161

4.41 Продолжающиеся взаимоотношения., 161

4.411 Описание или объяснение. 162

\007\

Оглавление

4.42 Ограниченность.,. 164

4.43 Правила взаимоотношений. 165

4.44 Семья как система.„. 167

4.441 Целостность. 168

4.442 Несуммарность. 169

4.443 Обратная связь и гомеостаз. 173

4.444 Калибровка и ступенчатые функции. 181

4.5 Выводы. 182

ГЛАВА 5. ПАРАДОКСАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

5.1 Природа парадокса. 186

5.11 Определение. 187

5.12 Три типа парадоксов. 189

5.2 Логико-математические парадоксы. 191

5.3 Парадоксальные определения. 193

5.4 Прагматические парадоксы. 196

5.41 Парадоксальные предписания. 196

5.42 Примеры парадоксальной коммуникации. 198

5.43 Теория двойного ограничения. 217

5.431 Составляющие двойного ограничения.,. 218

5.432 Патогенность двойного ограничения. 220

5.433 Связь с шизофренией. 222

5.434 Противоречивые и парадоксальные предписания. 222

5.435 Поведенческие следствия двойного ограничения. 226

5.44 Парадоксальные обещания/предсказания. 229

5.441 Объявление преподавателя. 229

5.442 Недостатки ясного мышления. 232

5.443 Доверие как проблема. 234

5.444 Неопределенность. 235

5.445 Практический пример. 233

5.446 Доверие — дилемма узника.„. 237

5.5 Выводы. 241

ГЛАВА б. ПАРАДОКСЫ В ПСИХОТЕРАПИИ

6.1 Иллюзия альтернативного выбора. 244

6.11 Рассказ Батской ткачихи. 244

6.12 Определение. 246

6.2 «Игра без конца». 248

6.21 Три возможных решения.„. 249

8

Оглавление

6.22 Парадигма психотерапевтического вмешательства. 251

6.3 Предписание симптомов. 253

6.31 Симптом как спонтанное поведение. 253

6.32 Устранение симптома. 254

6.33 Симптом в межличностном контексте. 256

6.34 Краткий обзор. 257

6.4 Терапевтическое двойное ограничение. 258

6.5 Примеры терапевтического двойного ограничения. 260

6.6 Парадоксы в игре, юморе и творчестве. 274

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ II ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

7.1 Экзистенциальное бытие. 280

7.2 Окружающая среда как программа. 281

7.3 Гипостазирование реальности. 283

7.4 Уровень знания, посылки третьего порядка. 284

7.41 Аналогии посылок третьего порядка. 287

7.5 Смысл и ничто. 289

7.6 Изменение посылок третьего порядка. 292

7.61 Аналогии с теорией доказательств. 294

7.62 Доказательство Гёделя._. 296

7.63 «Трактат» Витгенштейна и главный парадокс человеческого существования.297

Посвящается Грегори Бейтсону, другу и наставнику.

 

ВВЕДЕНИЕ

Эта _книга посвящена прагматическим (поведенческим) эффектам.человеческой коммуникации, причем особое внимание здесь уделяется расстройствам прведенияТТ^ёйчас, когда форм1Ш*зова~нъгтолько' грам-матичёский"1и синтаксический коды вербальной коммуникации, когда 'Q^c^^_cк§lmiЩi3^iJШ^U^og^__вoз- можности создания успешной теоретической структуры семантики человеческой коммуникации, любая попытка систематизировать ее прагматику должна показаться следствием невежественности или самонадеянности. Если на современном этапе развития науки не существует даже удовлетворительного объяснения того, как происходит процесс овладения родным языком, то перспектива обобщения формальных связей между коммуникацией и поведением представляется еще более туманной.

С другой стороны, очевидно, что коммуникация — это conditio sine qua поп человеческого существования и общественного устройства. Также очевидно, что с начала своего существования человек вовлечен в сложный процесс овладения правилами коммуникации, лшыьГйвднимально' осознавая, из чего состоит эта совокупность правил, это исчисление человеческой коммуникации.

\011\

Психология межличностных коммуникаций

Не _намног(^дальще_продвигаемся в предлагаемой

книге и мы сами. Это псего ли:лъ попытки разработать модель и представить факты, эту модель подтверждающие. Наука о прагматике человеческой коммуникации находится на младенческой стадии своего развития, она едва может прочитать и написать свое имя, ей еще далеко до разработки собственного непротиворечивого языка. Ее интеграция с результатами научных изысканий в других областях — дело будущего. Однако мы надеемся на то, что такая интеграция произойдет, и эта книга адресована~всём^тем, чья работа связана с изучением и решением проблем взаимодействия в самом широком смысле этого слова.

Нас могут упрекнуть, что в этой книге не рассматриваются важные исследования, напрямую связанные с предметом нашего изучения. Недостаток подробных ссылок на невербальную коммуникацию может стать одним из источников подобной критики, отсутствие ссылок на общую семантику — другим. Но эта книга -- всего лишь введение в прагматику человеческой коммуникации (ту область, которая вплоть до настоящего времени привлекала к себе необоснованно мало внимания),.и поэтому мы не можем указать на все существующие связи прагматики с другими Областями знания, не превратив ее в энциклопедию, в плохом смысле этого слова. По той ж-е причине пришлось, ограничить количество ссылок на множество других работ по теории человеческой коммуникации, особенно в тех случаях, когда такие работы ограничиваются рассмотрением коммуникации как одностороннего феномена (от говорящего к слушающему) и останавливаются незадолго до понимания коммуникации как процесса взаимодействия. '

Междисциплинарные связи предмета нашего изучения отражены в манере подачи материала. Примеры и аналогии „добирались из весьма широкого спектра областей, хотя предпочтение отдавалось психопатологии. Особенно важно прояснить, что там, где

12

Введение

для аналогий использовалась математика, она применялась только как язык, превосходно подходящий

для выражения сложных взаимоотношений; однако это вовсе не означает, что мы полагаем, будто наши данные готовы для перевода в числовую форму. И наоборот, многим читателям может показаться, что использование нами литературных примеров довольно спорно с научной точки зрения, поскольку доказывать что-либо, ссылаясь на плоды художественного вымысла, --не самый_. убедительный спрсоб аргументации. Однако с помощью этих литературных цитат мы не доказываем, а просто, иллюстрируем и разъясняем теоретические положения на более понятном языке; мы вовсе не полагаем, что эти цитаты сами по себе" что-то доказывают. Если коротко," эти ана-логии^и_пр_имеры — это описательные, а не прогностические модели.

Во многих параграфах этой книги прииспользова-нии базовых понятий из других областей знания приведены определения этих понятий, совершенно не интересные для человека, специализир^^ющегос.я. выданной области. Чтобы предостеречь такого читателя, а также для удобства всех остальных здесь приводится крат-

" "J ДД.^--. ---- — С.—.,. --fcj. — а^.^увм^А-а— *.

кий_щзйд содержания глав и их разделов.

Глава 1 посвящена попытке создать теоретическую

crjD^Krygy описания. Там вводятся основные понятия, такие как функция (параграф 1.2 1). информация и og-

ратная связь (параграф 1.3). избыточность (параграф 1.4), также в этой главе высказывается существовании некоего, еще не формализованного кода, исчислти^ (параграф 1.5) человеческой коммуникации, правила которого можно наблюдать в успешной ком-

1 Десятичное подразделение глав было введено не для того, чтобы запутать читателя или произвести на него впечатление, а для того, чтобы сделать структуру глав более четкой и облегчить перекрестные ссылки в работе.

\013\

муникации, тогда как при наличии коммуникативных расстройств данные правила нарушаются.

В Главе 2 опр_еделень1 ^которые^^к^щмы этого гипотетического ис_числ^дия, "в то время как дозмож-ные виды патологии, связанные с^этими аксиомами, освещены в Главе$,

,теория коммуникации выходит на уро-

вень организации или структуры, основой здесь 'яв-

поэтому большая часть главы посвтценд.д£щущденвю или примененикТпрйнц^йпов общей теории, систем.

Ъ_Главе £ описываются поведенческие эффекты па^адйк^аТЭто требует определения понятия (параграфы 5.1, 5.2 и 5.3), которое может быть пропущено читателем, знакомым с литературой по антиномиям, особенно той, что касается парадокса Рассела. В разделе 5.4 представлено менее известное понятие о _пар_адоксах, особенно теория двой-и ее важность для понимания ши-

зрфренической коммуникации. Тлобоопо!священ а терапевт.

радоксаГЗа исключением теоретических рассуждений в параграфах 6.1 и 6.2, в этой глав уделается

акцент на возможностях клинического приложения парадокса л ьныхТтаттёрнов коммуникации. Эта глава заканчивается коротким экскурсом в роль парадокса в игре, юморе и творчестве (параграф 6.6).

В Заключении описываются ^ггр_облемь! коммуни-кации человека £ реальностью в самом широком смысле этого слова, но это не более чем обзор. Мы говорим о том, что порядок, аналогичный уровневой структуре логических типов, наполняет осознание человеком своего существования и определяет, в конечном итоге, познаваемость Вселенной.

С рукописью знакомилось множество экспертов, от психиатров и биологов до инженеров-электронщиков, и в ходе этого рассмотрения стало понятно, что любой раздел для одних представляется слиш-

14

Введение

ком упрощенным, а для других — слишком специализированным. То же касается включения определений (в тексте или в сносках): для того, кто каждый день использует этот термин в своей профессиональной деятельности, включение в текст определения может показаться проявлением оскорбительной снисходительности, в то время как для обычных читателей недостаток определений может быть воспринято как неуважение к себе («Если вы не знаете, что значит это слово, мы не собираемся вам объяснять").

Авторы хотят выразить признательность многим людям, которые читали рукопись целиком или частично, и помогали поддержкой или советом, особенно Полу С. Ачиллсу, Джону Ч. Викленду, Карлосу Е. Слуцки, Расселу Ли, Ричарду Фишу и Артуру Бодину, всем нашим коллегам в Институте исследований психики; Альберту Е. Шефлеку, Институт психиатрии Восточной Пенсильвании и Медицинская школа университета Темпля; Карлу X. Прибраму, Ральфу Якобсу и Вильяму Дементу, Медицинская школа университета Стенфорда; Генри Лонгли, инженеру проекта, Западная исследовательская лаборатория; Ноэлю Томпсону, начальнику Отдела медицинской электроники, Фонд медицинских исследований Пало Альто; Джону П. Спигелу, Центр исследования личности, Гарвардский университет. Естественно, что ответственность за сделанные утверждения и возможные ошибки лежит целиком на авторах.

Эта работа была поддержана Национальным институтом психического здоровья, Фондом Роберта С. Вилера, Фондом Джеймса МакКина и Национальной ассоциацией психического здоровья, о помощи которых мы с благодарностью заявляем.

Пало Алъто

Глава 1. СИСТЕМА ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

1.1

Изучите описанные ниже ситуации: Популяция лисиц в определенной области на севере Канады демонстрирует строгую периодичность повышения и снижения своей численности. В течение четырехгодичного цикла она возрастает до максимума, падает почти до грани вымирания и, наконец, снова начинает увеличиваться. Если бы внимание биолога было приковано только к лисам, данная цикличность оставалась бы необъяснимой, поскольку в природе этих лис или всего их вида нет ничего, что могло бы указать на причину этих изменений. Однако если учесть, что лисы питаются практически исключительно только дикими кроликами, и что у этих кроликов почти нет ^других естественных врагов, это отношение между двумя видами позволяет дать удовлетворительной объяснение загадочному феномену. Можно заметить, что кролики существуют в таком же цикле, но периоды прироста и падё-

18

Глава 1. Система основных понятий

ниячи елейности^попу_ляции располагаются^у^их в^ другом порядке: чем больше лисиц, тем больше^кро-ликов сши^съедают, чтогудиеоди/г к постепенному уменьшению количества их пищи. Поэтому количест- Ш~ТТйс"уменьшается7что дае^шанс выжившим кво- ликам расплодиться и процветать в_услов_иях времен- ноГО отсутствия "их врагов — лисиц. Вновь восстанов-лшшоёизобгшие кроликов способствует выживанию и"Ув"е7Гичёкию численности лисиц, и все повторяется

сначала.

Человеку становится плохо, и его отвозят в больницу. Осматривающий его врач диагностирует потерю созна'нш:. очень низкое артериальное давление и, в общем, клиническукГ'картину, напоминающую алкогольное пли наркотическое отравление. Анализы, однако, не выявляют присутствия этих веществ. Состояние пациента остается необъяснимым до тех пор, пока "он не приходит в сознание и не сообщает, что он — горный инженер и только что вернулся после двухлетней работы в угольной шахте, располо-ж'енной на глубине 15000 футов в Андах. Теперь становится понятно^^чтр состояниедшциента - - это не болезнь в привычном смысле этого слова, т. е. не недостаток какого-либо органа или ткани, а проблема ад^1§ДШ1^линич^Ки здорового^ ррганизма_к коренным образом изменившейся окружающей среде. Если бы внимание медика было сконцентрировано только на самом пациенте или на экологии окружающей врача среды, состояние больного оставалось бы непонятным и загадочным.

В саду загородного дома на виду у прохожих полза-ет вокруг луга_ бородатый человек, описывая восьмерки, постоянно поглядывает через плечо и безостановочно крякает\_Так этиолог Конрад Лоренц описывает свое поведение во врем и эксперимента по изучению импритинга^у утят, когда он пытался^заменить им мать. j<JT поздравил^ейя, — пишет он, — с тем, как мои утята послупгно^ неточно, переваливаясь, шли за мной,

\019\

Психология межличностных коммуникаций

а затем неожиданно посмотрел вверх и_ венно^бледных лиц над садовой оградой: группа^ туристов стояла около забора и с ужасом смотрела в г.гоем направлении». Утята были спрятаны j высокой траве и все, что видели туристы — это совершенно "необъяснимое, безусловно безумное поведение.

В этих внешне не связанных примерах есть одна общая деталь: явление остается необъяснимым до тех пор, пока поле наблюдения не расширяется настолько, чтобы включить в себя"^контекст, в котором это

явление происходит: Игнорирование сложных взан-моотношений события и матрицы, в которой оно про-исходит, организма и "среды, приво'дит^либо гГстолк-

новению исследователя счем-то «загадочным», либо

к соблазну приписать объекту" изучения такие свой-

ства. которыми он, возможно, не обладает. Этот" факт получил широкое признание в биологии, в то время как наука о поведении все еще в большой степени базируется на монадическом подходе к изучению человека и на использовании традиционного метода изолированных переменных. Это становится особенно оче видным, когда объектом "изучения является нарушен ное поведение. Если человек с нарушенным поведением (психопатологией) изучается изолированно, исследование имеет отношение к природе этого состояния~или, "в Оолее широком смысле, кприроде человеческой пси хики. Если рамки исследования расширяются так, чтобы включить влияние, которое это поведение оказывает ка дщпдх^шодеи/их реакции на него и тот контекст,

в котором это все происходит, фокус" смещается с i с- «а»» > __ j -._. ^ — ' _ ^

искусственно изолированной монады на взаимоотно-

шения между образом, исследователь человеческого 'гюведёния переходит от изучения внутренних механизмов психики к анализу внешних проявлений взаимоотношений между людьми.

Движущим механизмом этих внешних проявле-

\020\

Мы считаем, что изу_чение__^1еловеческой коммуникации может быть, разделено на те же три области: синтаксис^семантику и прагматикуи?ш:ррые были выделены Моррисом (106), а затем Карнапом (33, р. 9]"~для изучения семиотики (общей теории знаков и язьщш). Проецируя эти три области на структуру человеческой коммуникации, можно сказать, что первая из них имеет отношение_к проблемам передачи информации, и находится поэтому в сфере профессиональных интересов разработчиков теории информации. Их интересуют такие проблемы, как кодирование, каналы, объем, избыточность и другие статистические характеристики языка. Эти проблемы носят преимущественно синтаксический характер,"здесь неважно значение передаваемых символов. Значение — это то, что находится в центре внимания семантики. Хотя в принципе синтаксически точная передача рядов символов вполне возможна, они оставались бы бессмысленными, если бы отправитель и получатель не договорились предварительно об их значении. В этом смысле любая передаваемая информация предполагает договоренность относительно семантического содержания сообщений.

Наконец, коммуникация влияет на поведение, и это — прагматический аспект. Таким образом, можно четко разграничить три сферы человеческой коммуникации, но, тем не глснее, они являются взаимозависимыми. Как утверждает Джордж (55, р. 41), «можно ска'зать, что синтаксис — это математическая логика, семантика"— это философия или философия науки, а прагматика — это психология, но эти области не так уж сильно разнятся между собой».

_В_данной книге будут затронуты, все три аспекта коммуникации, но главное внимание будет уделено прагматике, т. е. поведенческим эффектам коммуникации. В этой связи необходимо с самого начала понять, что термины «коммуникация» и «поведение» употребляются фактически как синонимы, посколь-

\021\

Психология межличностных коммуникаций

ку единицы анализа в прагматике — это не только слова, их формы, их значения, которые являются элементами рассмотрения в синтаксисе и семантике, но также и невербальные компоненты, язык тела-Даже более того, нам представляется возможным рассматривать в качестве поведенческих проявлений личности особенности того контекста, в котором происходит коммуникация. Таким образом, с точки зрения прагматики, все поведение, а не только речь, является^_кдммуникацией, а вся коммуникация — даже характеристики самого контекста — влияют на поведение."

С традиционной точки зрения, прагматика, прежде всего","имеет "дело с: тем эффектом, который указывает та или иная информацйя~на"ёе~пЬлучателя> тогда как нас также будет интересовать и другой, неразрывно связанный^ первым, вопрос: какое влияние на отправителя оказывает реакция получателя? Таким образом, мы предпочитаем рассматривать скорее взаимоотношения между отправителем и получателем, посредником в которых является коммуникация, а не замыкаться на от ношения:^ между знаком и отправителем или знаком и получателем.

Поскольку коммуникационный подход к изучению человеческого поведения, как нормального, так и отклоняющегося от нормы, основывается на наблюдении внешних проявлений взаимоотношений, в самом широком смысле этого слова, концептуально он гораздо ближе к математике, чем к традиционной психологии, поскольку математика — это именно та наука, которая занимается отношениями между сущностями, а не их природой. В психологии же, напротив, традиционно преобладает склонность к монади-ческому взгляду на человека и, следовательно, те сложные паттерны взаимоотношений и взаимодействия, существование которых становится все более и более очевидным, остаются практически вне сферы ее внимания.

22

Глава 1. Система основных понятий

Мы будем говорить о близости нашей теории и математики при каждом удобном случае. Это не должно отпугнуть читателя, не имеющего углубленной подготовки в этой области, поскольку ему не придется столкнуться с формулами или другими специальными символами, Возможно, когда-нибудь человеческое поведение будет адекватно описано на языке математических символов, но в наши планы такие попытки не входят. Скорее, мы будем ссылаться на многочисленные работы, имеющиеся в определенных областях математики, когда их результаты могут быть использованы для описания феноменов человеческой коммуникации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.81.206 (0.043 с.)