Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие банковской системы в период перехода к рыночной экономике

Поиск

 

До проведения банковской реформы 1987-90-х гг., в бывшем СССР, как и в некоторых других странах Восточной Европы, утвердилась в основном следующая структура банковской системы: центральный государственный банк с широкими функциями – эмиссионный центр, главный государственный кредитный, расчетный и кассовый институт страны; государственный банк, обслуживающий сферу капитального строительства; банк для внешней торговли.

Неэффективность одноуровневой банковской системы послужила обоснованием проведения банковской реформы в период перестройки экономики России:

Таблица 1.1

Состояние банковской системы

Состояние банковской системы к 1987г. Первый этап (1987-1988 гг.) Второй этап (1998-1990 гг.) Третий этап (начало 90-х гг.)
1 2 3 4
1. Госбанк СССР, включая систему Государственных трудовых сберегательных касс СССР (ГТСК СССР) 2. Стройбанк СССР 3. Внешторгбанк СССР 1. Реорганизация банковской системы: Госбанк СССР. Специализированные банки: Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР, Внешэкономбанк СССР, Сберегательный банк СССР 2. Создание новых коммерческих и кооперативных банков Принятие законов о банках и банковской деятельности. Первый уровень банковской системы: Госбанк СССР и центральные банки республик (независимых государств на территории бывшего СССР) Второй уровень: коммерческие банки 1. Создание собственных банковских систем на территории бывших республик СССР. В России: Центральный банк РФ и коммерческие банки 2. Принятие решения о создании Межреспубликанского банка государств СНГ для координации денежной политики, преодоления инфляции, укрепления позиций коммерческих банков

На первом этапе реформы банковской системы наряду с Госбанком СССР начали функционировать государственные специализированные банки: Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, ЖилсоЦентральный банканк СССР и Сберегательный банк СССР, созданные для обслуживания определенных народнохозяйственных комплексов и населения. Перестройка банковской системы должна была явиться органической частью глубоких преобразований в управлении экономикой. Однако банковская реформа на первом этапе е дала тех результатов, которые от нее ожидались. Эксперты сходились во мнении, что банки значительно ухудшили свою работу, что реорганизация банковской системы не принесла изменений, которые бы соответствовали новой экономической модели, а настоящей реформы не получилось.

Главная причина неудачи на первом этапе банковской реформы состояла в том, что она проводилась сверху и не была должным образом подготовлена. Отсутствовали необходимые предпосылки ее проведения. Коренная перестройка управления экономикой была начата лишь в 1987 г. К началу банковской реформы еще не сложилось понимание роли банка в экономической реформе в целом. Проблемы экономического роста привели к ослаблению финансового положения субъектов экономики и государства. Дефицит государственного бюджета, использование кредита для покрытия бюджетных потребностей, опережающие темпы роста денежной массы по сравнению с темпами роста товарооборота и услуг, предоставляемых населению, усиливали инфляционные тенденции в экономике.

В настоящее время в России функционируют разнообразные виды банков, в том числе с различной формой собственности.

В 1993-1995 гг. в структуре банков России происходили заметные изменения, связанные с увеличение как числа новых банков, так и уставного фонда (капитала) действующих банков. Последнее происходило прежде всего по прежде всего по инициативе Банка России. При этом в конце 1995-1996 гг. наблюдалась тенденция снижения темпов роста численности банков.

Процесс создания новых банков сопровождается укрупнением проводящих агрессивную политику банковских структур.

Наблюдается дальнейшая интернационализация банковской системы России за счет появления на российском рынке банков с участием иностранного капитала. Банк России установил лимит (12%) на дол. капитала иностранных банков в сумме капиталов всех коммерческих банков страны. Это связано с тем, что в переходный период необходимо создание определенных преференциальных условий для отечественного капитала по сравнению с иностранным в банковском секторе экономики. В то же время очевидно, что присутствие в стране банков с международно признанной репутацией является одним из условий создания благоприятного инвестиционного климата.

Можно выделить следующие особенности построения банковской системы России:

1. первый этап реформирования банковской системы отличался быстрым ростом численности кредитных учреждений. В конце 80-х гг. многие считали, что найдены правильные пути быстрейшей реорганизации банковского дела. Однако дальнейшие события показали, что за прошедшие шесть-семь лет перестройка деятельности банков была обеспечена в основном в организационной ее части. Коренное же изменение качественных параметров работы банков, их отношений с предприятиями, организациями, учреждениями и населением еще не произошло и находится лишь в начальной стадии становления. Это обстоятельство в сочетании с инфляцией, кризисом системы платежей и другими факторами поставило под вопрос возможность функционирования большинства банков. В ходе событий августа-сентября 1995 г. прекратили свое существование не только ряд мелких, ко и отдельные крупные банки.

В российской банковской практике вводятся два вида базовых лицензий: первая дает право на осуществление банковских операций (за исключением привлечения во вклады средств населения) со средствами в рублях и в валюте, вторая – на привлечение во вклады средств физических лиц.

2. Законодательные основы функционирования современной банковской системы России были созданы в 1990 г. с принятием законов «О Центральном банке РФ» и «О банках и банковской деятельности». В 1995 и 1996 гг. эти законы были приняты Государственной Думой в новой редакции. Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» дал более четкое и подробное описание функций главного банка страны, наделил Центральный банк РФ правом издания нормативных актов, обязательных для исполнения всех юридических и физических лиц и органов государственной власти. В Законе были усовершенствованы инструменты осуществляемой Центральный банк РФ денежно-кредитной политики, развит принцип независимости Центральный банк РФ и однозначно записано, что никакие государственные органы не имеют права вмешиваться в деятельность Центральный банк РФ по реализации его функций.

В новой редакции «Закона о банках и банковской деятельности» четко прослеживаются три основных принципа: либерализация ведения банковской деятельности, усиление мер по обеспечению устойчивости банковской системы, приближение положений закона к нормам прямого действия. Закон впервые исчерпывающе определил перечень и существо исключительно банковских операций, для которых потребуется лицензия Центрального банка РФ и которые могут осуществлять только зарегистрированные «кредитные организации». Закон внес ясность в регулирование деятельности банков на рынке ценных бумаг, обусловил изменения в порядке регистрации банков и ужесточил требования к сохранению банковской тайны.

Современная практика развития банковской системы, вышеназванные и прочие причины предопределили необходимость совершенствования функционирования банковской системы России, в частности, совершенствования концепции стратегии развития банковской системы и ее согласования с Центральным банком РФ и банковским сообществом.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.249.104 (0.02 с.)