Рихард Рудзитис Николаю Рериху 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рихард Рудзитис Николаю Рериху



Melluzi, 4 августа 1936 г.

Дорогой Николай Константинович!

Получил Ваши письма от 11 и 20 июля и приношу Вам свою сердечную благодарность. Ваши статьи Борьба с невежеством, Горький и Новая Эра присоединил к сборнику. Первая статья, как обычно, потерпела неудачу в редакции Сегодня. Знаю, что здесь ещё всё же есть настроение против Вас. Если что и напечатали, то лишь то, что писал их сотрудник, или в связи с ним. Статью о Горьком пошлю также в Эстонию и Литву. Хорошо было бы и в Швецию, но не знаю как. Нужно знакомого в высших кругах. О Швеции отвечу подробнее Владимиру Анатольевичу.

Получил также драгоценные посылки – Нерушимое и 200 параграфов Аума. Вашу книгу уже начинаем набирать.

Мы разослали, между прочим, также Врата в Будущее по Вашему списку. Врата в Будущее недавно мы начали Вам высылать и экземпляры брошюрованные, печатанные на другой бумаге, и также в переплёте. Оказывается, что первая, белая бумага всё же для чтения не так приятна, как вторая, которую мы считали немного более худшего качества.

Я получил от Е.Туркиной ответ на мой запрос о Священном Дозоре. Хотя здесь, должно быть, ничего нового для Вас не будет, всё же прилагаю для Вас копию этого письма. Послан ли Е. Тур-киной экземпляр Врат в Будущее»? Если нет, то мы вышлем.

Буцен в своём письме к Вам о своей поездке в Эстонию, между прочим, сердечно отзывался о m-me Ким из Таллина, в которой он видит будущую опору нашего Учения в Эстонии. Также и некоторые другие члены в восторге от неё. Хотя я не познакомился поближе, но и моё впечатление было благоприятным. Главным образом привлекает её большая энергия, её культурный ум и её чистое сердце. Но моё мнение, что первое условие для её дальнейшего продвижения – она должна освободиться от влияния Розендорфа, без этого она со всеми своими прекрасными планами останется на полпути. Она выступила также раз на нашем общем собрании, но нас неблагоприятно поразило её утверждение, которым она начала речь, что она имеет великое счастье быть ученицей Розендорфа и что последний получает непосредственные указания от Белого Братства (должно быть, через астральных проводников, подобно Балоду в Риге и многим другим, более или менее подверженным психизму). Одна из отличительных черт нашей эпохи, как Вы знаете, та, что в ней выступает множество различных пророков, основателей сект и пр., которых Учение хорошо охарактеризовало. Также и у нас в Риге их не мало. Главное, что все они открыто или тайно дают другим понять, что их учение единственное в своём роде, что они являются или высшими посланниками, или реформаторами, что единственно по их плану мир будет спасён. О Балоде, под влиянием которого находится виндавский Принц (как прекрасно они охарактеризованы в Мире Огненном, ч. III, 267!), Вам подробнее напишет Буцен, который сам когда-то краткое время состоял в его обществе. Хочу лишь здесь заметить, что Балод считает себя посвящённым, и даже псевдоним для себя выбрал «Рофант», т. е. Hierophant!

Буцен мне прочёл копию своего последнего письма к Вам. Меня удивило, что он между прочим сообщает, что Карл Иванович уклонялся от сотрудничества. Я уверен, что Буцен своё суждение сформулировал слишком резко. Я говорил с К.И., и уверился, что мы его привлечём вновь к более активному сотрудничеству на пользу Обществу, лишь только найдём подходящую форму сотрудничества, в которой он психологически мог бы участвовать с неподдельной радостью. Мы думаем, не предложить ли Карлу Ивановичу какую-нибудь почётную должность, например, в связи с Пактом и пр. Но это можем предложить ему лишь внутренним порядком, так как наши внешние статуты этого не предвидят, а изменить статуты в настоящее время, когда всё ещё закрываются общества, пока немыслимо. При последней встрече К.И. обещал мне просмотреть немецкий перевод Листов Сада Мории, он в принципе не был также против чтения рефератов и т. д. Мы решили предложить ему руководство новой группой Учения. Я хотел бы добавить к сообщению Буцена ещё и то, что он отнёс Карлу Ивановичу наше письмо – сердечную благодарность нашего правления за его труд на пользу Обществу и с приглашением и впредь нам пособлять своими сердечными советами и трудом.

Нас обрадовало, что в латышском журнале Sejejs [87] в трёх номерах помещена длинная статья Дуцмана, бывшего нашего посла, теперь международного судьи при Лиге Наций, – о «расширении сознаний». Дуцман был другом Феликса Денисовича, от него он получил также первые сведения об Учении, но наше Общество не посещал. Когда я послал ему свою книгу о Вас, он ответил мне с большим энтузиазмом, потом я писал ему дважды, послал книгу Клизовского, потом и книги Учения, но он не ответил. В этой статье растолковываются основы эзотерического христианства, но проводятся параллели с новым восточным Учением. Утверждается, что это новое Учение сменит Учение Христа как следующее откровение, приводятся цитаты из Учения, хотя и не упоминаются названия книг. Между прочим, интересно его заключение, что место в Евангелии, где Христос говорит: «Я буду с вами до конца мира», неправильно переведено и растолковано. Так, в шведской Библии вместо «до конца мира» переведено «до конца эпохи». При этом автор делает вывод, что Христос сам утверждал, что Его Учение предназначено только для данной эпохи, но после него появится новый Учитель. Особенно приятно, что эта статья появилась в официозе, где мы менее всего этого ожидали, и конечно, как принадлежащая перу дипломата, вызвала широкое внимание. Лишь в месте, где автор истолковывает понятие реинкарнации, редакцией поставлено особое примечание.

Шлю Вам и Елене Ивановне самые искренние и самые чистые мысли и пожелания моего сердца.

Сердечно преданный Вам,

Р. Рудзитис

_______

 

Рихард Рудзитис Елене Рерих

Melluzi (Rigas Jormala)

11 августа 1936г.

Дорогая Елена Ивановна!

Ваше письмо от 20 июня принесло мне самое невыразимое словами и самое напряжённое. Сказать ли мне, что Слова Великого Владыки для меня были как бы прикосновением Высшего Огня? Также и то, что дало мне Ваше указание о Великом Владыке, хотя я это чуял уже давно. Моё единственное желание, чтобы я, хотя бы малейшим образом, оправдал это Высочайшее Одобрение.

Я хотел бы узнать Ваш совет по следующему поводу. Мы в прошлом году праздновали День Владыки 24 декабря, по традиции, начатой Феликсом Денисовичем. Он указал нам этот день как День Владык, не только рождения Христа. В этом году, по Вашему указанию, мы отпраздновали День Владыки 24 Марта и будем это делать и впредь. Теперь не знаем, как быть с празднованием 24 декабря? Вы знаете, что День Владыки для нас самый торжественный день в году. Тогда мы раздаём и Портрет Владыки тем, которые его не имеют и которые это заслужили. Это, как Вы, должно быть, уже знаете от Ф.Д., Портрет, известный в теософских кругах, с которого Ф.Д. имел прекрасную копию. Согласно завету Ф.Д., все отошедшие от Учения должны Портрет вернуть. К прошлому 24 декабря Александр Иванович послал два Портрета и в Литву, один – Серафинене, другой – Обществу.

Последний Знак я передал, согласно Вашему указанию, т-гае Крауклис. Конечно, её радость была велика. Она сообщила, что только что перед тем пережила существенное обновление в своей жизни.

Здесь же хочу Вам рассказать о двух наших активных членах – Аиде Виестур и Янисе Принцисе (конечно, не виндавском). Мать Виестур уже давно просила меня написать Вам об осложнениях в её семье, но я не хотел Вас обременять. Но так как Вы просили меня написать обо всех активных членах и так как этот случай в последнее время имеет отношение также к Знаку, то считаю теперь своим долгом осветить Вам это дело подробнее. Я уже писал Вам о молодой Аиде Виестур как о романтической, преданной душе. Между нею и Принцисом установилась взаимная симпатия. Будто бы её симпатия началась на основании каких-то видений, по которым она заключила о связи с ним из прошлых жизней. Я сам их когда-то познакомил, также и Ф.Д. вначале был хорошего мнения о нём. Он казался интересным и даровитым человеком, говорил о космической музыке, о своих излечениях магнетизмом, о своих видениях и пр. Но уже тогда проявлялась вялость и нерешительность его характера, которая с течением времени всё усиливалась. Родители А.В. (мать её тоже состоит в Обществе) не могли примириться с его характером, они не разрешали дочери выйти замуж за Принциса, пока тот не станет материально самостоятельным. Но всё же они вначале возлагали на него некоторые надежды, пособляли ему материально и помогли ему устроить магазин радиоаппаратов (он имеет неполное среднее образование, но умеет собирать эти аппараты). Но в магазине он хозяйничал на удивление безрассудно, брал деньги в долг у многих знакомых, под конец истратил для своего предприятия деньги, пару десятков тысяч латов, вскоре обанкротился, и, главным образом, отец А.В. теперь должен оплатить его векселя, которые подписал. Притом он проявлял слабость характера: постоянно забывал, что обещал. Друзья не могли понять, сознательно ли он врал или, скорее, находился под каким-то психозом. Нас поражало всё его слабоволие. Особенно и потому, что мы думали, что он человек не без некоторых духовных накоплений из прошлой жизни. Прошлой зимой он жаловался, что видел даже какие-то кошмарные видения, как будто в полуяви, а именно, что его мучит астрал Карла Ивановича и т. д. Также и А.В. когда-то имела некоторые видения астрала К.И. (А.В. вообще была способна к разным видениям и о своих видениях рассказывала уже Феликсу Денисовичу). При этом нужно заметить, что ей когда-то казалось, что К.И. немного ухаживал за ней. Может быть, отсюда и разъяснение видениям Принциса и её? В связи со всем этим А. Виестур и вся её семья были глубоко несчастны и умоляли нас помочь и разъяснить всё это. Мы старались понять, не являются ли эти видения Принциса отражением его собственных мыслей или астральными элементалами чужой личности, которая принимает образ Карла Ивановича. Наши советы избегать и не доверяться всему этому мало влияли. Отчасти влияло на Принциса и то, что он в последнее время, изнурённый всеми переживаниями, полученными упрёками, мало спал, причём он болеет в лёгкой форме туберкулёзом. Будучи очень импульсивной, малоопытной, А.В. совсем не умеет разобраться в своих отношениях с Принцисом, не способна также воспитать его характер и, конечно, много страдает. А.В. была последней из 7 членов, получивших Знак. Она также участвовала в торжественном собрании, о котором я уже писал Вам и куда были приглашены все получившие Знак. Там же прочли места из Ваших писем о Знаке, там же эти Знаки и были распределены. Но вот что случилось. Недавно А.В., взволнованная, призналась мне, что она – с одной стороны, из-за глубокой, внезапно охватившей жалости к Принцису, так как она раньше присоединялась к упрёкам своей семьи против него; далее, ввиду того, что она почувствовала, что он всё же старый дух и что она недостойна этого Знака, из-за своей неготовности; наконец, на том основании, что, кажется, имела перед тем какое-то видение, – охваченная внезапным чувством симпатии и внезапным решением, подарила этот Знак Принцису (тоже как будто торжественным образом). Я был воистину поражён этим её прискорбным поступком. Как она способна была отдать доверенное лишь ей! Оказывается, что А.В. всё же не восприняла всю сокровенность Знака Доверия, раз могла так поступить. Если даже А.В. не совсем владеет русским языком (наша ошибка, что мы не перевели ей лично по-латышски, выписки из писем мы передали членам лишь потом), то её сердце должно было подсказать истину. Ведь она писала так чутко о Ф.Д., также свои строки в День Владыки и пр. Конечно, я попросил её взять Знак от Принциса обратно (Знак там же у неё и находился). Я хотел также Вам писать. После этого она страдала. Потом, когда были переданы ей записи из Ваших писем, она как-то раз, очень взволнованная, вернула мне Знак обратно, считая себя недостойной, особенно же после всего случившегося. Я отдал ей Знак и попросил её сохранить его пока у себя. Сообщаю Вам это и прошу Вашего совета.

Я много думал о понятии психизма, о признаках психизма среди некоторых членов, какие видения можно отнести к психизму и т. д. Конечно, психист прежде всего тот, кто остаётся в своих астральных переживаниях и кто сознательно их не преодолевает и не транс-мутирует. Оказалось, что в группе Слётовой (одной из самых младших групп) собралось между прочими несколько членов, более склонных к разным видениям. И так как в группе Слётовой неоднократно велись разные беседы о видениях и пр. и чтобы не поддерживалась эта склонность, ибо и Слётова когда-то была склонна к астральным видениям и т. д., то мы желаем группу Слётовой осенью распустить и членов присоединить к другим группам.

Гаральд Феликсович, хотя и находится в самой младшей группе Буцена, приглашён также в старшую группу. Осенью намереваемся образовать ещё одну группу. Трудный вопрос, что делать с парой таких членов, которые хотя и являются в группу Учения, но совсем неаккуратно, самое Учение мало понимают и вообще обременяют весь темп группы. Так, одна пожилая дама (одна из тех, в глазах которых Ф.Д. увидел знаки) вечно досаждает своими просьбами и жалобами и т. д.

Водитель русской группы розенкрейцеров в Шанхае Сальников нам прислал запрос о высылке им 80 книг Учения для их группы. Он нам прислал также древнюю розенкрейцерскую книгу Тебе Я Дарую (могу и Вам выслать, если не имеете), автором которой розенкрейцеры считают кого-то из египетских фараонов более тысячи лет до Р. Хр. Эта книга по своему этическому содержанию и поэзии напоминает притчи Соломона. Буцен Вам уже упомянул о другой шанхайской книге – Пути и предначертания Божий Баженова. В этой книге, основывающейся на изданных Amork'oM книгах о пророчествах пирамид и на Библии, все пророчества в конце концов сводятся (как и А.Хейдоком) к 16 сентября – день, который Баженов сводит к гл. 14, ст.7 книги Захар («День Господа»). Но когда читаешь книгу, часто остаётся также впечатление, что автор сперва вычисляет день, а потом подыскивает событие...

Заодно я очень прошу Вас разъяснить мне пару мест из Учения. В присланном мне 12-м письме из Чаши Востока (глава XI), на 9-й странице манускрипта написано: «Совершенный человек, или существо, которое достигнет полного совершенства (при котором каждый из его семи принципов вполне созреет), не будет больше рождаться здесь. Его местный земной цикл закончен, и он или должен продвигаться дальше вверх, или – быть уничтоженным как индивидуальность». Как понять уничтожение – как слияние с Высшим Сознанием? Но здесь индивидуальность считается сосредоточенной «в трёх средних, или 3-м, 4-м и 5-м принципах». Значит, после уничтожения индивидуальности Дух пребывает ещё в 6-м и 7-м принципах, в Высшем Слиянии?

В 3-м параграфе Беспредельности говорится: «Человечество даже не представляет себе явление угасимости, но вы знаете, что всякое угашение вспышки огней зажигает надземные факелы». Понять ли это так, что, когда угасает пламя земного энтузиазма, возгораются Высшие Огни?

Получил, с истинной благодарностью, из Аума: §§ 1–200, 201– 327 для печатания. Для себя я получил §§ 1–93 (в отдельной посылке), 196–326 (вместе со второй посылкой для печатания). Не забыли ли послать недостающие страницы? Или, может быть, они посланы Буцену, я не успел ещё его об этом спросить?

Прилагаю при сём список опечаток в Общине и пошлю ещё экземпляр. Сам не знаю, как я мог допустить некоторые просто непростительные опечатки. Может быть, и оттого, что в мае я читал корректуру двух книг и пр. Но всё же это так печально.

Шлю Вам и Николаю Константиновичу всего-всего самого Светлого и Радостного, мои самые благоговейные и благодарные мысли.

Сердечно преданный Вам,

Р.Рудзитис

Кончая это письмо (12.VIII), я только что получил письмо Н.К. от 29 июня, с двумя статьями, и за эту новую радость шлю ему своё сердечное спасибо.

_______

 

Рихард Рудзитис Елене Рерих

Melluzi, 18 августа 1936 г.

Дорогая и сердечноуважаемая Елена Ивановна!

Послал Вам 12 августа письмо и хочу добавить ещё пару строчек. Я уже писал Вам, что получил манускрипт Аума, 1–327-й параграфы, для печатания. Если окончание его последует в скорейшем времени, нельзя ли уже приступить к печатанию начала книги? Не нужно ли поспешить? На печатание и брошюровку книги обыкновенно надобно около 2 месяцев. В таком случае, когда получу конец книги, половина её уже может быть напечатана. Также сообщите, печатать ли текст по образцу Общины, т. е. со строками, более отделёнными одна от другой, или по образцу Мира Огненного!

Далее, если нам будет предоставлена возможность и счастье печатать Тайную Доктрину, то было бы желательно знать пораньше формат книги, чтобы мы могли заказать специальную бумагу на фабрике; изготовление бумаги длится около 2 месяцев. Так мы хотели заказать и для Нерушимого, но не хотели отложить печатание, и печатаем теперь на бумаге Общины. Мы желали бы заказать бумагу, подобную бумаге в Путях Благословения (верже[88]), или же другую, если посоветуете. Вообще, как я уже писал, в открытой продаже бумаги лучшего качества у нас очень мало, и притом не для каждого формата. Также сообщите, какой из шрифтов был бы более подходящим. Машинным набором работу можно было бы в два раза ускорить, но в настоящее время можем использовать лишь одну типографию, где имеется машинный набор, именно ту, где печатали О Началах, но здесь, как можно видеть, шрифт не совсем ровный.

Как Фёдор Антонович Вам уже писал, средств у нас на все издания книг будет достаточно. В финансовом отношении у нас теперь одна из самых сильных опор Гаральд Феликсович, у которого теперь много пациентов и который все свои свободные деньги жертвует Обществу, также и др. Мы с радостью издали бы и Агни-Йогу и другие книги.

В прошлом письме я Вам упомянул о книгах Баженова и о Тебе Я Дарую, но я уже получил от Асеева Ваши суждения о них.

Прилагаю Вам рецензию о Земле Колумба. Медленной почтой высылаю и др. экз.

Я забыл запросить Николая Константиновича о краске для обложки для Нерушимого. Имеющиеся у нас образцы обложек я уже раньше послал Владимиру Анатольевичу.

Мои самые сердечные мысли Вам и Николаю Константиновичу.

Искренне преданный Вам,

Р. Рудзитис

_______

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.022 с.)