Елена Рерих Рихарду Рудзитису 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Елена Рерих Рихарду Рудзитису



11-6-35

Родной Рихард Яковлевич, на днях получила чудесные главы Вашего труда о Н.К. на русском языке, а затем подошла и сама книга. Сердечное Вам спасибо за это прекрасное приношение. Сама книга даёт радость глазам. Присланные же главы прочла с большой радостью, которая возрастала по мере чтения, что есть знак превосходный. Сердце именно горело радостью, ибо оно звучало на тонкие струны сердца поэта. Осознание и чувство красоты есть такое высокое и редчайшее чувство! Как дорожить должны мы людьми, посылающими эти тончайшие вибрации в пространство! Истинно, лишь прикоснувшийся к искусству может оценить все тончайшие нюансы человеческой души. Дорого мне, что Вы ярко подчеркнули универсальность личности Н.К. и ввели творчество его в ритм космического строительства. Как правильно, как превосходно Ваше определение: «Из мировой красоты собирает он священную росу духа в своём сердце, чтобы оно постепенно возгорелось Чашей Грааля». Именно, Н.К. «Носитель Чаши Грааля», или сердечного подвига во имя Истины и Красоты. Также тонко отмечены Вами его качества – «приветствовать в каждом человеке положительные творческие стремления, утвердить в нём каждую искру света и оберечь и раздуть её ещё ярче».

Истинно, «глаз добрый» полагается им в основу его отношений к людям в стремлении дать всем надежду на преуспеяние и радость творчества. Этот глаз сердца и позволяет ему охватить всю Красоту Творчества Жизни и претворять её в той простоте и ясности, чуждой всяких условностей и ограничений, которая отзвучит в чутких сердцах. Его постоянное горение к Прекрасному, к строительству делает творчество его неисчерпаемым в проявлении своём.

Также сердце моё радовалось, видя, насколько творчество Ваше пропитано духом Учения. Именно, подобная ассимиляция Учения так ценна и, увы, так редко встречается. Знаю многолетних читателей книг Учения, в писаниях которых не найти претворения великих мыслей. Можно повторять мысли, но важно не повторение их, но претворение их в своём сознании, пропускание через свою призму. Но, конечно, для этого нужно быть поэтом и нужно уметь самостоятельно мыслить, а многие ли умеют это? Потому, дорогой Рихард Яковлевич, мне так хочется, чтобы именно Вы писали на темы Учения. Ваше сердце передаст их в красоте. Ваше сердце, взяв тему, создаст из неё целую прекраснозвучную симфонию. Струны Вашей Лиры могут передать всю красоту тончайших нюансов, часто недоступных многим из-за глубины и краткости формулы. Итак, творите, изливайте существо Ваше в радости творчества – в этом едином смысле нашего бытия.

Дала сделать копии с этих глав и разослала друзьям. Многим будет радость.

Теперь Ваши вопросы о духе и душе. Вопрос этот вследствие неполных объяснений является сложным и запутанным в теософской литературе. Также и в разных Восточных Учениях число принципов, подразделения и сочетания их, входящие в определения духа и души, тоже варьируются. Но в действительности трудно совершенно отделить дух от души, ибо все такие подразделения по существу являются лишь различными качествами единой основной энергии, проявляющимися на разных планах и через разные центры и проводники. Так, во всех Учениях можно встретить подразделение человеческого существа на три основных начала – духовное, психическое и физическое – дух, душа и тело. В Восточных Учениях эти три основных начала расширяются для специальных целей, и мы уже встречаемся с четверичным, пятеричным, шестеричным и семеричным подразделением; последнее подразделение было принято и Великими Махатмами в Тайной Доктрине. Так, высший или основной синтетический принцип есть огненная энергия жизни или духа, разлитая во всём Космосе, требующая для своего фокусирования шестой принцип, или Буддхи (часто называемый духовной душой, в отличие от человеческой – животной души), образуя таким образом монаду, которая является первичным, несознательным воплощающимся Эго. Далее следует пятый принцип Манас – самосознание или мыслитель (высший разум), и эти три принципа составляют высшую триаду или уже сознательное бессмертное Эго человека, которое переживает в Девачане после распадения принципов, составлявших его земную личность или душу, или, как говорят восточники, его низшее Эго. Так, в Учении именно это высшее Эго, эта триада часто обозначается как дух или духовное начало, не имеющее самостоятельного непосредственного проявления на земле. Для проявления эта триада нуждается в четвёртом принципе. Так, человеческая душа должна включать четвёртый принцип, называемый Кама, через который проявляется желание, в двух аспектах, как Кама-Манас (ментальность или низший ум, интеллект, или в буквальном переводе ум желаний) и Форма (субъективная, форма ментальных и физических желаний и мыслей). Это есть мыслитель в действии; в связи с Манасом (высшим) и Буддхи образующий высшее тонкое тело[42] или духовную душу духовно развитого человека. Так, Кама-Манас является как бы мостом, соединяющим высший Манас с Кама-Рупой – соединяя, таким образом, Манас и Форму, которые являются Кама-Манасическим телом или же человеческой душой. Именно, когда этот мост между Манасом и его низшим аспектом Кама-Манасом состоялся, то есть когда человек начинает получать запечатления от высшего Буддхи-Манаса, можно его назвать духовно развитым человеком и он начинает приближаться к бессмертию. Так, для достижения истинного бессмертия, иначе говоря, для сохранения сознания на всех четырёх планах бытия и чтобы стать Архатом, нужно именно в физическом теле соединить 4, 5 и 7-й принципы и слить их в шестом – Буддхи. Иначе говоря, все качества основной энергии, трансмутированные её огнём, должны сгармонизироваться и вылиться в её высшем качестве высокой психической энергии.

На ВоСтокс способ сообщения между низшим и высшим Манасом называется Антахкарана, или мост, или тропа, и по этой тропе низшее Эго в свою очередь также передаёт высшему Эго все те впечатления и мысли, которые по природе своей могут быть ассимилированы неумирающей нашей сущностью, таким образом, тоже становясь бессмертными или теми накоплениями, которые хранятся в «чаше».

Таким образом, истинная индивидуальность человека будет заключаться в его причинном теле, или духовной душе, тогда как низшая душа – в его личности или в сменяющихся земных проявлениях, отсюда ясно, что душа есть понятие растущее и подлежащее изменению. В связи с этим пересылаю Вам выдержки из моей книги Основы буддизма. Я послала Вам её в английском переводе, но у меня остался неполный оригинал её, потому и посылаю Вам несколько страничек, затрагивающих понятие души.

Так, личное или низшее Эго, или человеческая душа, состоит из пяти принципов, тогда как дух, или высшее Эго, или истинная индивидуальность, или духовная душа, являет триаду из седьмого, шестого и пятого принципов.

Конечно, значение личности в развитии человека самодовлеюще, ибо это есть основа всей его эволюции, ибо лишь это проявление, в различных сочетаниях и вечно сменяющихся условиях, даёт нам возможность развить и утончить, и сгармонизировать все наши энергии или принципы через деятельность наших нервных центров. Так, четвёртый принцип играет огромную роль, ибо в нём заложено желание, этот стимул к жизни, который, успешно проходя через горнило жизни, трансмутируется в бесконечное огненное устремление или волю, без которых нет продвижения, нет и творчества. Так будем ценить каждое наше земное проявление, дающее нам возможность что-то улучшить, что-то добавить в «чашу» накоплений, собирающую нам Амриту. Сравнительно не так трудно для развитого человека отличать духов с большими накоплениями. Так, богатая индивидуальность будет всегда обладать синтетическим умом. Тогда как духов с малым багажом можно часто встретить среди узких специалистов. Дух с накопленной «чашей» легко понимает сущность вещей. Именно про них можно сказать, что они вкушают плоды, тогда как другие пересчитывают листья, которые сменяются каждою осенью.

Человек приносит с собою в новое воплощение те накопления, которые можно определить в нём как характер или наклонности. Чисто технические или физические способности, конечно, часто зависят от наследственности, тоже являющейся кармическим следствием. Случается, что дух с большими накоплениями в силу кармы, даже не так личной, как групповой или даже целого народа, попадает в несоответствующие условия, то есть тело, полученное им, не отвечает размаху его духа, и тогда такое несоответствие выражается иногда в идиосинкразиях, которые ввергают окружающих в недоумение. Даже в детях можно замечать иногда странные явления, например, беспричинный крик или плач, всё это можно объяснить несоответствием духа с полученной оболочкой. Ведь оболочка человека творится коллективными усилиями человечества, и, конечно, при низком уровне большинства легко можно понять, как трудно высоким духам выявляться в уготованных им оболочках. Вот почему так важно всячески подымать общий уровень человечества, чтобы дать возможность высоким духам проявить себя в возможно полной мере. Конечно, это обстоятельство и делает таким трудным распознавание истинной ценности человека. Вот почему так нужны снимки аур, которые явят истинную сущность человека. Такие свидетельства заставят многих призадуматься и устремиться к действенному улучшению своего паспорта.

Да, конечно, закон кармы очень сложен. И нужно стать Архатом, чтобы быть в состоянии проследить его действия. Ведь, в сущности говоря, ничего, кроме кармы, и не существует. Всё Бытие есть лишь нескончаемая цепь причин и следствий, причём последние, в свою очередь, становятся причинами последующих следствий и так далее.

Человек кончает свою карму на этой планете, чтобы продолжить её в других мирах. Окончание одного цикла кармы наступает для человека, когда все элементы или энергии, входящие в его существо, достигли состояния совершенства, положенного для этой планеты.

Ещё выдержка из Основ буддизма.

«Современные научные данные поддерживают теорию кармы, изложенную в буддизме. Современная наука учит, что каждое поколение людей является наследником отличительных особенностей предыдущих поколений, и не только в массе, но в каждом индивидуальном случае.

Психология находит себе полное основание в том исключительно сугубом внимании, которое Будда уделял мыслительным процессам, очищению и расширению сознания учеников, утверждая мысль первенствующим фактором эволюции всего сущего. Психологические процессы в буддизме тесно связываются с физиологией.

Философию буддизма можно назвать анализом отдельных элементов, вступающих в сочетание при образовании определённого индивидуального потока. Индивидуальный поток слагается и питается бесчисленными проявлениями человека на земле, в других планах и других мирах. Впитывая все особенности каждого проявления, поток этот растёт возможностями, видоизменяется, оставаясь вечно самодовлеющим. Истинная индивидуальность, истинное бессмертие заключается в осознании своего истинного Я, сложенного бесчисленными сочетаниями проявлений. Человек в буддизме не несчастный пигмей, каким он является в представлении западного мышления, но владыка миров. Будучи частью и отображением Космоса, он, подобно ему, безграничен в своих возможностях».

Следует иметь в виду, что часто утверждается, что седьмой и шестой принципы находятся вне нашего физического тела, и это до известной степени так, ибо, истинно, эти принципы или энергии выявляются в излучениях нашего электромагнитного поля, или ауры. Истинно, можно измерить величие духа по ширине излучаемой им ауры.

Всегда рада ответить на Ваши вопросы.

Послала Ваши две главы Н.К. в пустыню. Когда он получит их, трудно сказать, ибо почта очень нерегулярна.

Шлю Вам и семье Вашей всего самого светлого и радостного. Прилагаю веточку моруа.

Духом с Вами,

Елена Рерих

Послала Основы буддизма и Александру Ивановичу Клизовскому. Думаю, ему трудно будет справиться с английским текстом, потому, может быть, Вы не откажете дать ему прочесть приведённые выдержки по-русски.

Идея личного бога, спасающего человечество, являлась для буддистов неприемлемой, несовместимой с законом кармы и с пониманием необходимости совершенно личных усилий для своего освобождения.

«Если существует Бог, какую надежду можешь ты питать умилостивить его гимнами и поклонами? Поступки, совершённые тобою, есть поступки этого высшего существа. Если Бог делает и всё то, что худо, какую заслугу видишь в нём для твоего почитания? Если, ненавидя зло, Он не способен выявлять зло, то нелепо говорить, что всё сущее есть творение Бога. Мощь Бога должна быть основана на законе или же быть подчинена другой причине. В первом случае она является следствием закона, во втором мы должны назвать её рабством, а не владычеством».

Если вечно изменяющееся существование человека исключает гипотезу постоянной, неизменной сущности, то и Вселенная, этот комплекс комплексов, объясняется всецело без необходимости или даже возможности вводить в неё существо неизменяемое и вечное.

Две доктрины, особенно осуждавшиеся Буддою. 1) Утверждение вечной, неизменной души. 2) Уничтожение души после смерти. Обе эти доктрины опровергались законом причинного зарождения, устанавливающего, что все дхармы, в одно и то же время, являются причинами и последствиями.

Будда отрицал существование неизменной души в человеке и во всём, ибо в человеке и во всей Вселенной он видел лишь непостоянство и преходящее.

Тезис – беспрерывность потока феноменов и формула – причинность зарождения исключают существование вечной, неизменной души, как индивидуальной, так и мировой.

Понятие, связанное со словом <неизменная> душа, совершенно неприемлемо для буддиста, ибо представление, что человек может быть сущностью, отделённой от всех других сущностей и бытия всей Вселенной, не может быть доказано ни логикой, ни поддержано наукой. «В этом мире никто не независим. Всё, что существует, зависит от причин и условий». «Всякая вещь в зависимости от другой, и вещь, от которой она зависит, в свою очередь, не независима» (Бодхтарьяватара, 26–31).

Будда постоянно учил, что самостоятельного «я» нет, что нет и обособленного от него мира. Нет самостоятельных предметов, нет обособленной жизни – всё лишь неразрывные корреляты. Раз нет отдельного «я», то мы не можем сказать – моё то или другое, и этим самым уничтожается зачаток понятия собственности.

Если понятие постоянной и самостоятельной человеческой души должно быть отброшено, что же это такое в человеке, что даёт ему впечатление обладания постоянной личностью? Ответ будет – тришна, или неудовлетворённое желание бытия. Существо, породившее причины, за которые оно должно отвечать, обладая вожделением, получит новое рождение, согласно своей карме.

Рождается новое соединение сканд – элементов одного и того же комплекса элементов или дхарм, проявляющихся в данное время как одна личность, и после определённого промежутка времени – в виде другой, третьей, четвёртой и т. д. в бесконечность. Происходит не трансмиграция, а бесконечная трансформация комплекса дхарм или элементов, иначе говоря, перегруппировка элементов-субстратов, входящих в человеческую личность.

На качество нового соединения сканд – элементов новой личности оказывает большое влияние последнее, предсмертное устремление предыдущей личности, дающее направление освобождающемуся потоку.

Человек рассматривается в буддизме как индивидуальность, сложенная многочисленными существованиями, но лишь частично проявленная в каждом новом появлении на земном плане.

Индивидуальное существование, состоящее из целой серии жизней, которые начинаются, продолжаются и оканчиваются, чтоб снова начаться, и так нескончаемо, сравнивается с колесом или годом с 12-ю месяцами, неизменно повторяющимися. Самая цепь 12-и нидан становится уже не цепью, но колесом жизни с 12-ю спицами. Колесо жизни, колесо Закона, раз пущенное в ход, никогда не останавливается. «Колесо благого Закона в неизменном вращении неустанно дробит, неценные отбросы отделяя от золотого зерна. Рука кармы направляет колесо, его обороты отмечают биение её сердца».

Все эти смены форм или бытия ведут к одной цели – достижению Нирваны, т. е. полного развития всех возможностей, заложенных в человеческом организме. Но буддизм учит познавать и творить благо независимо от этой цели, ибо в противном случае это было бы абсолютным эгоизмом, и подобный спекулятор заранее осуждён на разочарование; как сказано, Нирвана есть синоним бескорыстия, полный отказ от всего личного во имя истины. Невежественный человек мечтает и стремится к Нирване, не имея ни малейшего представления об истинной её сущности. Творить добро с целью получения результатов или же вести указанную дисциплинированную жизнь для достижения освобождения не есть благородный путь, завещанный Готамою. Без мысли о каких-либо вознаграждениях и достижениях должна быть пройдена жизнь, и такая жизнь есть наивеличайшая.

Состояние Нирваны может быть достигнуто человеком в его земной жизни.

Буддизм не делает различия между физическим и психическим миром. Реальность, приписываемая действиям мысли, того же порядка, что и реальность предметов, познаваемых нашими чувствами.

Буддизм рассматривает все существующие феномены как единственную реальность. Физически и психически эти феномены суть дхармы, предметы нашего познавания. В нас и вне нас мы соприкасаемся лишь с дхармами, ибо в нас и вне нас существуют лишь дхармы. Слово дхарма одно из наиболее значительных и наиболее трудно переводимых в буддийской терминологии. Дхарма есть многообразный фактор, фактор сознания, с присущей ему особенностью определённого выявления. Наши органы доставляют нам чувствования, которые обращаются в дхармы действием познавания. Идеи, представления и все интеллектуальные процессы, прежде всего, дхармы. Для нашего сознания дхармы то же, что цвет, форма и звук для зрения и слуха. Дхармы существуют для нас своим воздействием. «Синий цвет существует, поскольку мы получаем ощущение синего».

Само учение Будды принято называть Дхарма, ибо дхарма также обозначает закон, <долг>.

Субъективные или же объективные феномены беспрерывно изменяются. Они реальны, но реальность их моментальна, ибо всё, что существует, есть лишь вечное развитие – дхармы появляются в один момент, чтоб измениться в следующем. Эта доктрина вечного потока всех вещей была настолько основной характеристикой учения, что оно получило даже наименование «Теория моментального разрушения».

Дхармы (трансцендентальные носители определенного качества) вовлечены в поток вечного изменения. Сочетания их определяют особенности предметов и индивидуумов. Неизменно лишь то, что находится вне сочетаний. Древнее учение знало лишь одно понятие, которое не было составным, условным и было вечно[43], – это Нирвана.

Каждая дхарма является причиной, ибо каждая дхарма есть энергия. Если эта энергия присуща сознательному существу, она выявляется двояко: внешне она проявляется как непосредственная причина феноменов, внутренно она изменяет породившего ее и заключает в себе последствия, обнаруживающиеся в более или менее далёком будущем.

Если взять человека, мы найдём, что его физическое и психическое строение есть лишь сочетание пяти групп агрегатов – сканд, которые подразделяются на физические качества, форму – рупа; чувствования – ведана; представления – санжна; силы – самскара; сознание – вижнана. Все пять одинаково неустойчивы и двойственны. Самскара суть наклонности и творческие силы, объясняющие настоящие дхармы предыдущими дхармами и которые в настоящих дхармах подготовляют дхармы будущего.

«самскара – накопления, оставленные прошлыми чувствованиями и сообщающие аромат будущим чувствованиям». Из этого определения самскара-сканд ясно, что эта группа элементов является как бы впитывающей в себя все особенности прочих сканд. Сканда вижнана и отчасти санжна дают окраску или характер прочим сочетаниям и потому являются причиной, определяющей последующее существование, в смысле устремлений, наклонностей.

Ни один элемент из одного существования не переходит в другое, но ни один не достигает нового существования, не имея причины в предыдущем бытии. Когда старое сознание перестаёт существовать – это смерть. Когда сознание возвращается к существованию, получается новое рождение. Нужно понимать, что не из старого сознания возникает настоящее сознание, но что оно своим настоящим видом обязано причинам, заложенным в предыдущем бытии.

От одной жизни к другой нет передачи, но как бы отсвет, солидарность.

«Человек посеявший – не тот самый, который жнёт, но он и не другой».

Содержание сознания состоит из дхарм. Дхармы – это мысли. Мысли эти так же реальны, как и четыре элемента или органа чувств, ибо с момента, как о вещи подумали, она уже существует. Человек есть комплекс сочетаний, и в каждый момент его природа определяется числом и характером частиц, которые его составляют. каждое изменение в его сочетаниях делает из него новое существо. Но это изменение не исключает последовательности, ибо движение сканд не совершается случайно и вне закона. Вовлечённые в вечный прилив и отлив агрегаты изменяются в одном направлении более, нежели в другом, ибо условия каждого нового сочетания определяются причиной, и причиной этой является качество предшествовавшей причины. Каждое последующее сочетание пожинает плод предыдущих сочетаний и закладывает семя, которое оплодотворится в будущем сочетании.

Человек есть комплекс сочетаний и, в то же время, он – звено. Он – комплекс, ибо в каждый момент он содержит большое число сканд; он представляет из себя звено, ибо между двумя последующими состояниями есть одновременно различие и солидарность. «Если не было бы разницы, молоко не изменилось бы в простоквашу. И если не было бы солидарности, не было бы необходимости в молоке, чтоб иметь простоквашу».

Поясним ещё примером. Физиологически человеческий организм совершенно изменяется каждые семь лет, и тогда как человек А в сорок лет совершенно тождествен с восемнадцатилетним юношей А, всё же, благодаря постоянному разрушению и восстановлению его тела и изменениям в уме и характере, он другое существо. Человек в старости является точным следствием мыслей и поступков каждой предыдущей стадии своей жизни. Подобным образом новое человеческое существо, будучи предыдущей индивидуальностью, но в изменённой форме, в новом соединении сканд-элементов, справедливо пожинает следствия своих мыслей и поступков в предыдущих существованиях.

Сознание и его вечно изменяющееся содержание едины. «Нет постоянного «я», которое оставалось бы неизменным». «Нужно, чтоб эмбрион умер, для того чтоб родился ребёнок, нужна смерть ребёнка, чтоб родился мальчик, и смерть мальчика выявляет юношу» (Шикшасамуччая, стр. 358).

Принято эволюцию человеческого существа сравнивать с ожерельем, каждая буса которого – одно из физических проявлений. Но ближе представить себе эволюцию эту как сложную настойку, в которую с каждым новым проявлением на земном плане прибавляется новый ингредиент, который, конечно, изменяет весь состав.

Каждое новое проявление ограничивается физическими элементами – сканда-рупа.

Энергия, стремящаяся создать новое существо и направляемая кармой, называется тришна – стимул, жажда бытия.

_______

 

Рихард Рудзитис Елене Рерих

Рига, 5 августа 35 г.

Сердечноуважаемая и дорогая Елена Ивановна!

Моё сердце шлёт Вам свою самую искреннюю благодарность за Ваше последнее письмо, за все Ваши светлые, ободряющие слова и пожелания. Ваше письмо дало мне так много. О принципах прочли также и некоторые наши ближайшие члены. Письмо помогло мне вникнуть в смысл того, что представляется самым трудным для нашего относительного сознания, для нашего рассудка: отношения понятия духа к душе. Помню, что Феликс Денисович когда-то усердно изучал труд А. Безант Die sieben Prinzipien [44] и советовал также нам его прочесть. Без сомнения, для выяснения глубин самым неотложным является ознакомление с Тайной Доктриной. В Обществе мы начали её читать в старшей группе лишь недавно, и медленно продвигаемся вперёд. Я сам смогу взяться за неё лишь в ближайшем будущем. Некоторое представление о принципах дал также и Ключ к теософии и др. Перечитывая книги Учения, отыскивая места о принципах, я пытался сложить систему в своём сознании. Всё же я не вполне ещё уяснил отношение высших принципов к Миру Огненному. Насколько я понимаю – высший, седьмой принцип – Чистый Дух – Оум – это Высшая Огненная Энергия, которая проявляется через шестой принцип и проникает всё сущее, потенциально таится во всей природе. Высшее явление этого Огня – Огонь Пространства или Космический Разум в пределах нашей планеты. Огонь Пространства мы должны постичь, пропустить его через наше сознание, осознав его, то есть соединив огонь нашего сердца с Огнём Пространства. Огонь Пространства, осознанный, превращается в огненную психическую энергию в нас. Итак, Мир Огненный, или Мир Духа – в высшем, абсолютном смысле слова, – это мир седьмого принципа. В более относительном смысле это мир высшей триады – духовного начала в человеке, объединяющий в себе все три высшие плоскости сознания. Правильно ли я понял?

Далее, мы в старшей группе много размышляем о понятии Матери Мира. Помню, как в своё время часть членов, прочитав в Учении, что Матерь Мира – великая творческая сила в нашей сущности, что Матерь Мира – Материя Люцида и т. д., стали склоняться более к тому, что Матерь Мира лишь Принцип или Сила. Но члены не могли не видеть, что имеется в Учении немало мест, где Матерь Мира неоспоримо почитается как Личность (Иерархия, § 9; Листы Сада Мории, ч. II и т. д.). советую произносить имя матери мира не как символ, но как мощь дающую (Беспредельность, § 9). Хотя в Учении дано столько аспектов Матери Мира, мы не вполне постигаем отношение Её к солнечной системе и к нашей планете. Ваши последние письма теперь ближе поясняют роль Её во Вселенной как Личности. матерь мира стоит во главе иерархии на нашей планете (в письме Александру Ивановичу). конечно, ни матерь мира, ни будда, ни христос не ушли из нашей солнечной системы и даже не ушли из сфер, окружающих нашу планету. наоборот, именно приблизились сейчас (в письме Зильберсдорфу). Простите, простите, если я касаюсь вопросов, где начинается Великая Тайна. Ведь Вершина Матери Мира уходит в Беспредельность. Но моё сердце горит коснуться лишь тех струн, которые открыты в Учении. Я когда-то, несколько лет тому назад, посвятил несколько стихотворений Матери Мира как Космической Личности, в том же духе, как свои гимны пели и Рамакришна и Вивекананда. Чувствую, что явление Матери Мира относится и к 12-й главе Апокалипсиса. Сопоставить место и роль Матери Мира во всех прежних Заветах было бы великой задачей, духовным возношением [приношением. – Г. Р. ] Учению Будущего.

Когда перечитываю в книгах Учения о величайшей напряжённости наших дней, об огненной насыщенности атмосферы, о различных знаках и предзнаменованиях, сопровождающих наступление Эры Огня, думаю о том, что такую небывалую напряжённость чувствуют уже многие люди. Если порасспросить духовно чутких людей, у каждого будет нечто чудесное, неисповедимое на сердце, что он ощутил, увидел или даже услышал сам, своими собственными глазами или ушами. Так, между прочим, некоторые из наших членов видели разные огненные знаки. Не знаю, писал ли Вам уже Карл Иванович, что он, в прошлом году, в ночь на Новый год, вместе с группой других на улице наблюдал небывалое явление: громадную яркую звезду, медленно, как бы вибрируя, передвигающуюся горизонтально по всему звёздному полушарию, после чего она исчезла. Недавно Карл Оттонович Валковский увидел, тоже ночью, огненный шар, передвигающийся по небу. В ту же ночь Л. Слётова видела на небе огненный крест. Другая из наших членов, пожилая дама Э.Виестур, прошлой зимой видела огненное пламя над домами в Риге, в виде зигзагов. Это показалось ей столь непостижимым, что она думала, что ей это мерещится, и потому боялась открыть это другим.

Ежедневно нас поражают и многие другие знаки, появляющиеся по всему свету, например, землетрясения в местностях, в которых это до сих пор не наблюдалось. Когда мы читали об ужасной катастрофе в Кветте[45], мы думали также о Вашем Ашраме, который, хотя и в отдалённости, как бы окружён линией подземного взрыва; ведь ещё не так давно были землетрясения и в Непале. Мы думали об огне разрушающем и очищающем. Мне вспоминался § 81 из второй части Мира Огненного.

Такие истинные «землетрясения» и взрывы можно наблюдать теперь и в жизни отдельных индивидов, несравнимо чаще, чем когда-либо. Чувствую, что и многих членов не миновал этот путь. Для некоторых это, может быть, является испытанием – испытанием его зрелости, насколько кто пригоден идти по пути Учения, насколько его сознание претворяет Новый Мир в свою жизнь. Испытания, касающиеся как его общественной, так и личной жизни. У скольких из наших членов можно наблюдать свою потаённую семейную и другую боль, часто граничащую с истинной трагедией, если можно так выразиться. С другой стороны, встречаются препятствия, которые человек всеми силами своего духа должен перебороть. Более слабым характерам грозит и опасность. Карл Иванович уже писал Вам, как в прошлом году одна из наших младших членов ушла путём самоубийства (до вступления в Общество она занималась Хатха-Йогой и т. п.). Зимой так же ушёл сын Стрекаловой (из наших старших групп): он сам тоже когда-то короткое время состоял нашим членом, но потом снова ушёл (стоял близко к группе последователей Кришнамурти). Удивительно и поразительно, как все кармические сплетения теперь так ускоренно развязываются! Один из наших членов, Слётов (из старших групп), две недели тому назад ехал на велосипеде, наскочил на столб и разбил себе череп. Врачи ожидали его смерти, но больной, проведя пять дней в беспамятстве, всё же пришёл в себя (может быть, и благодаря молитвам его супруги, тоже из наших членов; она поведала, как она боролась за своего мужа на астральной плоскости), и теперь медленно он выздоравливает. Он открыл супруге, что его несчастье случилось из-за его прегрешения (кощунственной лжи) в апреле–мае с. г.

Через три недели мы приступим снова к нашим занятиям в Обществе. Нужно было бы реорганизовать наше Общество и обновить его дух. Сплотиться ещё больше как в группах, так и всем вместе. Сплотиться так, чтобы устоять братской твердыней в испытаниях, которые ещё последуют. Наши члены большей частью индивидуалисты, люди созерцательного склада. Мало среди нас людей с даром слова и ещё меньше хороших организаторов. Потому и деятельность во внешних секциях ещё не успела развиться в большей мере. Но выплывают и новые планы и новые идеи, и чувствую, что именно устремлённость поможет их реализовать.

С прискорбием я только что узнал, что нашему Обществу отказано учредить издательство Агни-Йога, как мы просили. Прискорбно, что само слово Йога в известных кругах встречает отпор. Мы желаем это издательство использовать для книг Учения. Через 1–2 месяца мы будем издавать перевод Иерархии. Можно ли поставить какое-нибудь латышское издательство или моё Rita Daile [46], или Карла Ивановича Ziemelstars [47] на другом обороте заглавного листа, как, например, в русском сборнике о Н.К.?

Весьма обрадовался я Вашей английской книге о буддизме и прочёл её с истинным интересом. Ведь весь дух буддизма так близок Учению. Несколько лет тому назад я познакомился с небольшой книжкой на другом языке (получил от Е.А.Кезберг), должно быть, сокращённым оригиналом. Последнее, кроме меня, с большим интересом прочёл Феликс Денисович и два старших члена.

С самой сердечной благодарностью за все Ваши благие мысли, желая Вам всего, всего Светлого, искренне преданный Вам,

Р.Рудзитис

 

6. VIII. 1935

Хочу открыть Вам здесь своё сердце, испытание моей жизни. Простите за мою небольшую исповедь здесь, я никогда не решился бы это сделать, если бы это касалось лишь лично меня. Но чувствую, что это касается, хотя бы и в малой степени, и общего блага, сознаю, что в общественной деятельности, помимо огненности устремления, самое главное – дар слова. Но я этим даром совсем не владею. Причина тому – моё заикание. На больших собраниях я никогда не выступал, не решался говорить, не будучи уверенным в своём языке. Индивидуально-то я могу говорить свободнее. Феликс Денисович меня лечил когда-то 8 месяцев, но безуспешно. Потом он снова повторил, но тоже без результата. Ф.Д. полагал, что нужно воздействовать на некоторые физические центры в мозгу, хотя и знал, что это на чисто психической почве (причиной тому послужили устрашения в детстве)[48].

Знаю, что всё это дано мне кармически, и я перенёс бы это с радостью, если бы назначение моей жизни ограничивалось четырьмя стенами или несколькими окружающими меня людьми. Но я ведь состою в правлении Общества, в Обществе – в служении Тому, Кого я люблю (если только я смею так говорить) больше всего на сём свете. Порою так больно видеть и чувствовать, что чувства сплочённости иногда могло бы быть больше, что нужно было бы огненно духовными словами ободрить всех и скрепить, как Ф.Д. это делал. Знаю, что мой недуг принадлежит как раз к тем, которые нужно перебороть человеческими руками и ногами. И чувствую, что истинное целение в познании Иерархии Сердца. Но, видно, я ещё до этого не дорос, не воплотил все свои жизненные импульсы в созвучии с Космической Гармонией. Когда я думаю о Вас или пишу Вам, я думаю и пишу со стыдом, что я так мало сделал для Общества. Простите, что говорю Вам всё это, но знаю Ваше доверие ко мне и знаю, что Вы являетесь поистине Духовной Матерью мне и многим другим, устремляющимся по пути Учения. Я хотел здесь Вам открыть лишь уголок своего сердца.

Всё же надеюсь и верю, ибо в сущности своей несу великую радость, и как не возрадоваться мне, что дух мой достоин прикоснуться к пути Великого Учения.

Сердечно преданный,

Р.Рудзитис

_______

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.064 с.)