Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Стилистически окрашенная лексика русского языка↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цели: 1) повторить сведения о стилистически окрашенной лексики; 2) развивать исследовательский интерес учащихся в отношении системы оценки стилистически окрашенных слов; 3) воспитывать интерес к слову в художественном тексте. Оборудование: учебник русского языка, «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, текст романа Ф.М. Достоевского «Идиот», раздаточный материал. Ход урока: I. Оргмомент. Сообщить учащимся цели и задачи урока. II. Повторение ранее изученного материала 1) Что изучает лексика? 2) Какие группы лексики выделяются с точки зрения происхождения? Приведите примеры. 3) С точки зрения динамического употребления? Приведите примеры. 4) С точки зрения сферы употребления? Приведите примеры. 5) С точки зрения стилистической окрашенности? Приведите примеры. 6) Какая лексика называется нейтральной? Приведите примеры. 7) Какая - с повышенной стилистической окрашенностью? Приведите примеры. III. Проверка д/з. Задание: найдите в тексте романа Ф.М. Достоевского «Идиот» стилистически окрашенную лексику при оценке или самооценке героев. 1) А теперь я гулять хочу, я ведь уличная (Настасья Филипповна, с. 176). Улица – 1) пространство между домами для прохода и проезда, а также само это пространство; 2) (перен.) компания, противопоставляемая семье по своему отрицательному влиянию на детей, подростков. В данном контексте слово «уличная» носит пониженную стилистическую окрашенность и характеризует героиню с отрицательной стороны. По аналогии с первым примером учащиеся анализируют последующие примеры с применением материалов словарей. 2) Я был такой большой, я всегда такой мешковатый (пониженная стилистическая окрашенность). 3) Я совсем, совсем становлюсь такой рассеянный и смешной (Мышкин, с. 217) (пониженная стилистическая окрашенность). 4) Да, я идиот, истинный идиот. (Мышкин, с. 270) (пониженная стилистическая окрашенность). 5) А почерк превосходный. Вот в этом у меня, пожалуй, и талант (Мышкин, с. 47) (повышенная стилистическая окрашенность). 6) Я тебя, честную девушку, за собой, за распутной ухаживать заставляла (Настасья Филипповна, с. 177) (пониженная стилистическая окрашенность). Подводим итоги о том, какая лексика чаще встречается на страницах романа. IV. Работа с текстом (каждому учащему дается распечатка текста)
1. Люди хотят быть счастливыми – это их естественная потребность. 2. Но где кроется самая сердцевина счастья? 3. (Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь). 4. Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? 5. И да, и нет. 6. Нет – по той причине, что, имея все эти достатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами.7. Кроется ли она в здоровье? 8. Конечно, да, но в то же время и нет. 9. Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: «Царствие Божие внутри нас». 10. Гармоническое устройство этого «царства» во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. 11. Но не самую важную. 12. При всех призывах бороться с недостаткам нашей жизни, которых накопилось с избытком, я все же прежде всего выделю борьбу с самим собой. 13. Нельзя ждать, что кто-то придет со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. 14. Надо вступать в битву за «честного малого» в себе, иначе – беда. – Прочитайте текст. – Определите стиль и тип речи текста (публицистический стиль, рассуждение). – Найдите в тексте слова, которые относятся к стилистически окрашенной лексике. Распределите данные слова по группам: нейтральные, стилистически повышенные, стилистически пониженные. – В каком предложении использована метафора? (в 14). V. Работа у доски (записывают предложение и выполняют все виды разборов). Меня тоже за идиота считают все почему-то, я действительно был так болен когда-то, что тогда и похож был на идиота.
[ ]1, [так]2, (что3…)
Сложное предложение, с разными видами связи (бессоюзной и союзной подчинительной). 1-е предложение со 2-м связано бессоюзной связью, а 2-е с 3-м подчинительной связью. 3-е предложение представляет собой придаточное меры и степени. – Находим в предложении стилистически окрашенную лексику и выписываем значение слова «идиот» из словаря С.И. Ожегова. – Повторяем все виды разборов. Считают 1 Счи-та-ют сч [щ’] – согл., глух., мягк. и [и] – гл., безуд. т [т] – согл., глух., тв., парн. [д] а [а] – гл., ударн. [j] – согл., зв., мягк. ю [у] – гл., безуд. т [т] – согл., глух., тв., парн [д] 7 б., 7 звуков.
Действительно 2 – действительный (морфологический суффиксальный способ) Я 3 – местоим. (Кто?) я Н.ф. – я Пост. – личное Непост. – в И.п., ед. ч. (Кто?) Я – подлежащее Синтаксический разбор: 1) повеств., невоскл., простое, двусост., распр., не осл. 2) повест., невоскл., простое, двусост., распр., не осл. 3) повест., невоскл., простое, односост, н/л, распр., не осл. VI. Составьте микротекст (устно) с характеристикой близкого вам человека, употребляя стилистически окрашенную лексику. VII. Итоги урока: – Что мы сегодня рассматривали на уроке? – Какая лексика с точки зрения стилистической окрашенности романе «Идиот» чаще всего встречается? Почему? VIII. Написать сочинение о друге, используя стилистически окрашенную лексику.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.239.63 (0.008 с.) |