Глава 3. Разработка экскурсии «русский портрет XVIII - XIX столетия. Дом романовых: лики времени в экспозиции двхм» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Разработка экскурсии «русский портрет XVIII - XIX столетия. Дом романовых: лики времени в экспозиции двхм»



 

Вид экскурсии - тематическая

Продолжительность - 35 мин.

Состав экскурсантов - учащиеся общеобразовательных школ, ВУЗов.

Цель экскурсии: обогатить знания по отечественной истории, приобщить экскурсантов к духовным ценностям и нравственно-эстетическому отношению к миру; способствовать процессам возрождения культуры и развить патриотические чувства и любовь к Родине.

Задачи экскурсии:

·   Рассказатьопарадном портрете, о влиянии западноевропейских художников на портретную живопись русских художников.

·   знакомство с портретами царей, историческими деятелями и художниками этого жанра ХVIII-XIX вв.

·   Рассказать о династии Романовых, о царской семье, о приближенных.

Объекты:

1.  Неизвестный художник. XVIII в. Принцесса Шарлота Христиана София, жена царевича Алексея Петровича.

2. Неизвестный художник сер. XVIII в. (тип Л. Каравакка). Портрет императрицы Елизаветы Петровны.

.   Неизвестный художник (тип А. Рослена). Портрет императрицы Екатерины II. 1770-е гг.

.   Неизвестный художник. (круг Левицкого). Портрет Великого князя Александра Павловича.

.   Неизвестный художник. Портрет Суворова А.В. в Преображенском мундире. 1790-1800 г. (тип Крейцингера).

.   Неизвестный художник. XIX в. Портрет А.А. Аракчеева.

.   Макаров И.К. 1822-1897. Портрет Великой княгини Марии Николаевны.

Маршрут экскурсии: 2 этаж ДВХМ, выставочный зал.

Мы находимся в ДВХМ - крупнейшее в западной части Тихоокеанского региона российское государственное собрание произведений изобразительного искусства, а именно в выставочном зале, где представлены парадные портреты царствующих особ династии Романовых и их приближенных. В этом году (2009) отмечается 396-летие династии Романовых, представители которой более 300 лет управляли российским государством.

В 30-е годы прошлого века все эти и другие холсты были переданы в дар ДВХМ центральными музеями нашей страны (Эрмитаж, Государственный исторический музей, Русский музей, Музей изобразительных искусств им. Пушкина.

Портретный жанр имеет свои внутрижанровые закономерности - существует деление на типы портретов: (репрезантативный (парадный), психологический, реалистический, салонный, мифологический, сентиментальный.

Парадный портрет отличает стремление художника в позе, жесте, великолепии костюма показать социальное положение человека, его принадлежность к светскому избранному обществу. И в то же время под маской недоступности скрыть внутреннюю жизнь модели.

С середины 17 века царь Алексей Михайлович стал выписывать иностранцев-художников для написания царских портретов.

столетие открывает новый этап - русское искусство нового времени.

Появляются новые виды изобразительного искусства, развиваются разные типы портретов, пейзажа, батальной живописи, батальной графики, светской монументально-декоративной живописи, скульптуры.

Начинает формироваться реализм.

Знакомство с произведениями, привезенными из-за границы или создаваемых иностранными авторами расширяет кругозор русских мастеров. Работающие под руководством приезжих художников они получают навыки творчества. Знаменательно, что каждый приглашенным в Россию деятель искусства (особенно в петровское время) подписывая контракт, обязался готовить русских учеников.

В 18 веке не только работают с «образца», но и начинают копировать произведения эпохи античности и нового времени, т.е. избирается принципиально иной образец. В этом качестве выступают гравюры, картины, портреты, статуи и т.д.

Значительным завоеванием русского искусства в этот период является работа с натуры.

Мастера изучают натуру, знакомятся с натурой, совершенствуются свое мастерство в зарубежных поездках.

Петровские пенсионеры работают у ведущих художников и зодчих других стран, знакомятся с постановкой дела, овладевают европейскими языками, изучают собрания живописи, графики, книг и древностей. Молодые живописцы и зодчие делают обмеры и зарисовки памятников архитектуры и монументального искусства.

Особо значительным явлением в русском искусстве была портретная живопись. Она не только получила в эти годы быстрое развитие, но и достигла значительных успехов, в основе ее развития лежал повышенный интерес к человеческой личности.

Нужно заметить, что портрет конца 17 века делался в основном по воображению. В этих изображениях персон (парсунах) образ человека носит условный характер. Преобладает плоскостная, нередко декоративная трактовка, в частности, особое внимание уделяется передаче орнамента на тканях, светотень художникам дается еще с трудом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.006 с.)