Музейный туризм: отечественный и зарубежный опыт сотрудничества музеев и туристских организаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музейный туризм: отечественный и зарубежный опыт сотрудничества музеев и туристских организаций



 

Музейный туризм, безусловно, не является изначально традиционным направлением деятельности музеев. Это явление в России возникло сравнительно недавно - в середине 1990-х годов, в то время, когда музеи, как и другие учреждения культуры, были поставлены в ситуацию предельного самоопределения, поиска новых путей развития и новых внебюджетных источников привлечения средств, в том числе через участие в туристской деятельности.

Музейный туризм есть по сути специфическая деятельность музеев в сфере познавательного туризма по производству и реализации различных туристских продуктов музейного характера (создание экспозиций, организация внутренних и внешних экскурсий, музейных магазинов и т.д.), а также в ряде случаев по организации туристского цикла (размещение, питание, трансфер, информационное обеспечение и др.).

Музейный туризм - это составляющая культурно-познавательного туризма, путешествие, предусматривающее обязательное посещение музеев, исторических центров городов, осмотр культурных достопримечательностей, археологических раскопок.

Музейный туризм основывается на идее комплексного показа (освещения) истории и культуры территорий, входящих в орбиту научных, просветительских и других традиционных интересов музея, не в последнюю очередь обусловленных спецификой и составом тех или иных музейных коллекций.

Базовыми процессами, связанными с созданием музейно-туристских продуктов, являются:

1 интерпретация культурного наследия территории;

2 разработка специфического музейно-туристского креатива (творческих решений).

Музейный туризм направлен как на работу с индивидуальными туристами или малыми группами, путешествующими самостоятельно, не прибегая к услугам туристских фирм, так и с организованными группами. В зависимости от этого музеи могут занимать различные позиции в сфере туризма.

Когда речь идет о самостоятельных туристах, музей может занимать позицию туроператора - фактически принимающей стороны, обеспечивающей вместе с другими местными партнерами (ДК, местным сообществом, муниципалитетами и др.) собственныйтуристский цикл, включая организацию культурных программ, развлечения и т.д.

В случае с организованными группами музей выступает в качестве одного из элементов внешнихкультурно-туристских программ (маршрутов), работая по договорному принципу с теми или иными турфирмами.

Существуют на практике и другие формы участия музеев в туристской деятельности, например, когда музей для той или иной турфирмы на договорной основе разрабатывает туристский маршрут, оказывает рекламно-информационные услуги и т.д.

Отношения между учреждениями культуры и туроператорами складываются в целом на основе взаимодействия, соглашений о совместной организации подготовки кадров и других форм сотрудничества. Большой музей может себе позволить обязательное лицензирование экскурсоводов, например, когда речь идет о музеях-заповедниках и экскурсию ведет сотрудник фирмы, то он должен получить лицензию на проведение по территории заповедника экскурсии.

Сотрудничество музеев и туризма основано на формировании системы историко-культурных и природных территорий.

Музейный туризм - это разновидность туризма, специфика которого заключается в использовании туристского потенциала музеев и прилегающих к ним территорий.

Музейный туризм как система взаимодействия музеев и туристических фирм в области культурного туризма предусматривает:

) разработку перспективной программы, объединяющей деятельность музеев;

) разработку и реализацию музейных туров;

) введение культурных акций в турпрограммы;

)создание эффективных форм сотрудничества музеев с турорганизациями (туроператор+музей);

)введение новых форм туристского обслуживания - единый музейный билет, «карта гостя города»;

) использование гибкой ценовой политики.

За рубежом, например, в Париже, введена так называемая музейная карта (Carte Musees-Monuments), которая продается в туристических офисах, на станциях метро, в магазинах FNAC и в самих музеях. С помощью нее можно без очереди посетить 70 музеев и исторических памятников Парижа и его пригородов. Для детей до 18 лет вход в музеи бесплатный. Стоимость музейной карты на 1 день - около 15 EUR, на 3 дня - 30 EUR, на 5 дней - 45 EUR. При средней стоимости входного билета в музей 7.50 EUR покупка музейной карты более чем оправдана. Единственное, музейная карта не дает возможности доступа на временные экспозиции.

В канадской провинции Квебек в 2009 г. поступила в продажу музейная карта. При стоимости 50 $, включая налоги, она дает возможность одноразового посещения десяти музеев в течение трех дней со дня ее приобретения. Карта предоставляет право двухдневного бесплатного проезда на городском наземном транспорте, скидки в магазинах - перечень возможностей составляет довольно большой список.

Такие туристские карточки применяются во многих странах.

Опыт взаимодействия Эрмитажа и петербургских турорганизаций, показывает, что музей стремится оптимизировать сотрудничество путем разработки новых правил, которые делают отношения музея и турфирм стабильными и прогнозируемыми не только для крупных операторов морских круизов, приводящих в Эрмитаж десятки тысяч туристов, но и для небольших компаний. Посещение музея группами туристов осуществляется на основе предварительной заявки, которая подается в сектор планирования и организации работы с туристическими компаниями, и специальных программ. По новым правилам Эрмитаж выставляет турфирме счет, по которому она в жестко оговоренные сроки оплачивает стоимость входных билетов и дополнительных услуг. Договор разрешает сопровождение группы туристов гидом и ответственным представителем фирмы, когда экскурсию по музею проводит его сотрудник. Возможность легальной корректировки числа туристов по отношению к предварительной заявке в день посещения турфирмы считают наиболее важным результатом переговоров с Эрмитажем, проводимых в течение пяти месяцев. С целью стимулирования турпотоков в межсезонье Эрмитаж в виде эксперимента предоставит турфирмам, имеющим договор с музеем, дополнительную сезонную скидку в размере 1 евро на период с 13 января по 14 марта. Был подтвержден и мораторий на повышение цен в ближайшее время. Увеличились сроки обучения гидов, к тому же теперь Эрмитаж принимает на обучение 11 групп (ранее было только 8), причем вводятся вечерние занятия для студентов дневных отделений. Ни одной из турфирм, работающих с Эрмитажем, ни разу не было отказано в обучении. Обучение гидов проводится с начала февраля до конца апреля.

Эрмитаж первым среди питерских объектов показа прервал практику повышения цен, вначале объявив соответствующий мораторий, а затем в виде эксперимента немного снизив цены на зимний период. Музей показывает яркий пример возможности конструктивного диалога между турфирмами и наиболее привлекательными для туристов учреждениями культуры. Практически никто из государственных учреждений всерьез не занимается привлечением туристов в город в низкий сезон, а Эрмитаж предпринимает конкретные шаги в этом направлении. В настоящее время музей при участии турорганизаций готовит целый ряд программ для продвижения низкого сезона - выставки, концерты, фестивали в Эрмитажном театре.

Учитывая добрые и деловые отношения, сложившиеся у Государственного Эрмитажа с Российским союзом туриндустрии, а также собственные благотворительные инвестиции музея в развитие туризма в Петербурге, Эрмитаж решил сохранить цены прошлого года для туристических организаций, работающих с иностранными туристами до 1 августа. По итогам 2008 года договорная цена входного билета в музей для туркомпаний составила 350 рублей, а для компаний, которые привели в музей более 10000 туристов и активно участвовали в специальных программах - 320 рублей"

Договаривающиеся стороны пришли к соглашению, что итоги работы музея и туристических организаций, нужно подводить не ежегодно, а ежеквартально. При подведении итогов были предложены следующие критерии "добросовестности" партнеров: соблюдение графиков посещения музея туристическими группами, соблюдение правил парковки туристических автобусов, использование новых технологий, поддерживающих музейную экологию. «Принимая во внимание усилия туркомпаний по увеличению культурной составляющей в общем пакете предлагаемых туристических услуг, Эрмитаж считает возможным предложить посещение основных экспозиций и Главного штаба в течение одного дня по цене входного билета». Российский гражданин может посетить музей, заплатив всего100 рублей. При этом базовая мировая цена билета в музей такого уровня, как Эрмитаж, составляет 10 евро (около 450 руб.). Государственный Эрмитаж намерен и впредь сохранять свою социальную программу, несмотря на то, что государственное субсидирование музея уже сокращено примерно на 16%. Соответственно, сохранение этой программы сказывается на материальном положении сотрудников и заставляет сворачивать ряд других важных музейных программ.

Базовые цены в договорах с туристическими организациями на 2009 год устанавливаются в валюте РФ (в рублях). Расчетная стоимость входного билета на одного туриста по договору для всех туристических организаций остается неизменной до 10 мая 2009 года и сохраняется в размере 320 рублей (цены билета в кассе - 350 рублей). С 10 мая 2009 года расчетная стоимость билета по договору устанавливается в размере 410 рублей. При этом с 10 мая 2009 года соответственно изменится и стоимость входного билета для индивидуального посетителя в кассе музея - она составит 450 рублей. Десяти компаниям, имеющим долговременные партнерские отношения с Эрмитажем, по итогам лучшей работы в 2008 году устанавливается цена на входной билет в размере 300 рублей с 1 февраля 2009 года и в размере 380 рублей, начиная с 10 мая 2009 года.

Эрмитаж вводит в текст договора позицию о пересмотре расчетной стоимости входного билета не чаще одного раза в квартал, начиная с третьего квартала этого года.

Договоры на проведение специальных программ между Эрмитажем и туркомпаниями заменят многочисленные разовые соглашения. Данные договоры станут ежегодными (как и основной договор). Услуги будут оказываться на основании ежемесячных графиков, а денежные средства компании смогут переводить из расчета планируемых объемов.

Идя навстречу пожеланиям Северо-Западного Регионального Отделения Российского Союза Туристской Индустрии (СЗРО РСТ), согласовывается вопрос о летнем режиме работы Галереи драгоценностей для того, чтобы наиболее полно удовлетворить спрос на ее посещение.

Отношения с Государственным Эрмитажем всегда были очень важны для туристских фирм, и сейчас музей показывает достойный пример лояльности и понимания проблем развития въездного туризма в городе в сложившихся на настоящий момент условиях на мировых рынках. Эрмитаж первым нарушил складывающуюся в туристской инфраструктуре тенденцию к подорожанию турпродукта и в 2006 году в виде эксперимента, немного снизил цены в зимний период. За время длительного сотрудничества Государственного Эрмитажа с туристской отраслью Санкт-Петербурга, музей не раз проявлял должное внимание к нуждам компаний, работающих на рынке въездного туризма, шел им на встречу и находил компромиссы по возникающим проблемам.

Важным инструментом развития индустрии современного туризма и музеев является маркетинг как способ ведения бизнеса, сфокусированный на клиенте. Исходя из интересов и пожеланий туристов, разрабатываются разнообразные туристические программы. В зарубежных странах с развитой туристской-инфраструктурой, где сосредоточен огромный историко-культурный потенциал развитие туризма просто немыслимо без применения маркетинга. Музеи являются достопримечательностью для туристов. Они работают в тесном контакте с индустрией туризма по линии пропагандирования, анализа направлений и цен. Через индустрию туризма музей для рекламы своей продукции связывается с бизнесом, приносящим прибыль - отелями и туроператорами. Такое объединение ресурсов во многом способствует дополнительной рекламе и лучшей посещаемости. Ныне музеи участвуют в различных экономических и деловых ассоциациях - торговых палатах, советах по туризму и маркетинговых ассоциациях.

За рубежом в развитии музейного туризма большую роль играет бренд данной территории, образ. Чтобы привлечь посетителей, очень часто создаются различные легенды, рассказ о событиях кроторые как буд-то бы происходили на этой территории. Умение грамотно применять музейный маркетинг и менеджмент позволяет привлечь большое количество туристов.

Также в зарубежной практике распространено создание объектов показа и туристской инфраструктуры на местах археологических раскопок.

С зарубежным опытом можно ознакомиться на примере Карелии, которая находится рядом с Финляндией, где достаточно развитый турсервис. В Карелии активно выходят на рынок музейные турагентства. Благодаря обмену опытом с Финляндией, внедряется схема, где несколько провинциальных музеев могут объединить свои ресурсы и создать такую турфирму, которая, с одной стороны, будет простраивать отношения с фирмами столичными, с другой - сама действовать на рынке туруслуг и формировать достаточно специфический турпродукт. В этом случае музеи будут сопровождать туриста на всем протяжении маршрута и как бы передавать его друг другу.

Некоторые туристские организации реализовывают проекты, которые предполагают вовлечение музеев-партнеров в деятельность нового типа - культурный туризм - одно из наиболее актуальных направлений развития музеев малых городов. В результате реализации проекта при музее создают информационно-туристские визит-центры, деятельность которых за счет оказания новых услуг и формирования турпродуктов способствует социально-экономическому развитию территории. Одна из основных задач музейного визит-центра - функционирование в качестве центра гостеприимства, направленного на привлечение в город новых туристов и оказание им полного спектра услуг.

Само название визит-центра говорит о том, что это центр, который посещают. Каждый такой центр интересен своими, присущими только данному парку или природной территории, особенностями. Но их всех объединяет одна главная задача - информировать туриста или посетителя о работе данной организации. Посетитель, попадая в такой центр, должен получить определённые знания о структуре парка, его природных и исторических достопримечательностях, экскурсионных и туристических маршрутах, правилах поведения и посещения. Всё это, в конечном итоге, позволяет получить полное представление о работе национальных парков. Что же такое визит-центр? Это и природный музей, и кинозал, и лекторий, и сувенирная лавка, и информационный центр услуг, и театр, и, в конечном итоге, место для отдыха. Порой сам визит-центр посещают гораздо больше, чем маршруты этого же парка. В визит-центре формируются экскурсионные группы, начинаются многие туристические маршруты, экологические тропы.

В 2005 году был завершен проект муниципалитета города Юввяскюля и Центра культурных инициатив Карелии «Музейно-информационная сеть «Карельские каникулы», финансировавшийся ТАСИС и Министерством культуры Республики Карелия в партнерстве с Департаментом туризма Министерства экономического развития Республики Карелия. В его рамках проекта была запущена программа развития музейного туризма в Карелии - созданы при музеях семь визит-центров в Костомукше, Кеми, Беломорске, Медвежьегорске, Петрозаводске, Олонце и Сортавале, разработаны новые маршруты по материковой Карелии, проведено обучение музейных работников основам менеджмента туризма, организованы рекламные туры для турфирм Петрозаводска и многое другое.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.85 (0.013 с.)