Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Музейный туризм: отечественный и зарубежный опыт сотрудничества музеев и туристских организаций
Музейный туризм, безусловно, не является изначально традиционным направлением деятельности музеев. Это явление в России возникло сравнительно недавно - в середине 1990-х годов, в то время, когда музеи, как и другие учреждения культуры, были поставлены в ситуацию предельного самоопределения, поиска новых путей развития и новых внебюджетных источников привлечения средств, в том числе через участие в туристской деятельности. Музейный туризм есть по сути специфическая деятельность музеев в сфере познавательного туризма по производству и реализации различных туристских продуктов музейного характера (создание экспозиций, организация внутренних и внешних экскурсий, музейных магазинов и т.д.), а также в ряде случаев по организации туристского цикла (размещение, питание, трансфер, информационное обеспечение и др.). Музейный туризм - это составляющая культурно-познавательного туризма, путешествие, предусматривающее обязательное посещение музеев, исторических центров городов, осмотр культурных достопримечательностей, археологических раскопок. Музейный туризм основывается на идее комплексного показа (освещения) истории и культуры территорий, входящих в орбиту научных, просветительских и других традиционных интересов музея, не в последнюю очередь обусловленных спецификой и составом тех или иных музейных коллекций. Базовыми процессами, связанными с созданием музейно-туристских продуктов, являются: 1 интерпретация культурного наследия территории; 2 разработка специфического музейно-туристского креатива (творческих решений). Музейный туризм направлен как на работу с индивидуальными туристами или малыми группами, путешествующими самостоятельно, не прибегая к услугам туристских фирм, так и с организованными группами. В зависимости от этого музеи могут занимать различные позиции в сфере туризма. Когда речь идет о самостоятельных туристах, музей может занимать позицию туроператора - фактически принимающей стороны, обеспечивающей вместе с другими местными партнерами (ДК, местным сообществом, муниципалитетами и др.) собственныйтуристский цикл, включая организацию культурных программ, развлечения и т.д. В случае с организованными группами музей выступает в качестве одного из элементов внешнихкультурно-туристских программ (маршрутов), работая по договорному принципу с теми или иными турфирмами.
Существуют на практике и другие формы участия музеев в туристской деятельности, например, когда музей для той или иной турфирмы на договорной основе разрабатывает туристский маршрут, оказывает рекламно-информационные услуги и т.д. Отношения между учреждениями культуры и туроператорами складываются в целом на основе взаимодействия, соглашений о совместной организации подготовки кадров и других форм сотрудничества. Большой музей может себе позволить обязательное лицензирование экскурсоводов, например, когда речь идет о музеях-заповедниках и экскурсию ведет сотрудник фирмы, то он должен получить лицензию на проведение по территории заповедника экскурсии. Сотрудничество музеев и туризма основано на формировании системы историко-культурных и природных территорий. Музейный туризм - это разновидность туризма, специфика которого заключается в использовании туристского потенциала музеев и прилегающих к ним территорий. Музейный туризм как система взаимодействия музеев и туристических фирм в области культурного туризма предусматривает: ) разработку перспективной программы, объединяющей деятельность музеев; ) разработку и реализацию музейных туров; ) введение культурных акций в турпрограммы; )создание эффективных форм сотрудничества музеев с турорганизациями (туроператор+музей); )введение новых форм туристского обслуживания - единый музейный билет, «карта гостя города»; ) использование гибкой ценовой политики. За рубежом, например, в Париже, введена так называемая музейная карта (Carte Musees-Monuments), которая продается в туристических офисах, на станциях метро, в магазинах FNAC и в самих музеях. С помощью нее можно без очереди посетить 70 музеев и исторических памятников Парижа и его пригородов. Для детей до 18 лет вход в музеи бесплатный. Стоимость музейной карты на 1 день - около 15 EUR, на 3 дня - 30 EUR, на 5 дней - 45 EUR. При средней стоимости входного билета в музей 7.50 EUR покупка музейной карты более чем оправдана. Единственное, музейная карта не дает возможности доступа на временные экспозиции.
В канадской провинции Квебек в 2009 г. поступила в продажу музейная карта. При стоимости 50 $, включая налоги, она дает возможность одноразового посещения десяти музеев в течение трех дней со дня ее приобретения. Карта предоставляет право двухдневного бесплатного проезда на городском наземном транспорте, скидки в магазинах - перечень возможностей составляет довольно большой список. Такие туристские карточки применяются во многих странах. Опыт взаимодействия Эрмитажа и петербургских турорганизаций, показывает, что музей стремится оптимизировать сотрудничество путем разработки новых правил, которые делают отношения музея и турфирм стабильными и прогнозируемыми не только для крупных операторов морских круизов, приводящих в Эрмитаж десятки тысяч туристов, но и для небольших компаний. Посещение музея группами туристов осуществляется на основе предварительной заявки, которая подается в сектор планирования и организации работы с туристическими компаниями, и специальных программ. По новым правилам Эрмитаж выставляет турфирме счет, по которому она в жестко оговоренные сроки оплачивает стоимость входных билетов и дополнительных услуг. Договор разрешает сопровождение группы туристов гидом и ответственным представителем фирмы, когда экскурсию по музею проводит его сотрудник. Возможность легальной корректировки числа туристов по отношению к предварительной заявке в день посещения турфирмы считают наиболее важным результатом переговоров с Эрмитажем, проводимых в течение пяти месяцев. С целью стимулирования турпотоков в межсезонье Эрмитаж в виде эксперимента предоставит турфирмам, имеющим договор с музеем, дополнительную сезонную скидку в размере 1 евро на период с 13 января по 14 марта. Был подтвержден и мораторий на повышение цен в ближайшее время. Увеличились сроки обучения гидов, к тому же теперь Эрмитаж принимает на обучение 11 групп (ранее было только 8), причем вводятся вечерние занятия для студентов дневных отделений. Ни одной из турфирм, работающих с Эрмитажем, ни разу не было отказано в обучении. Обучение гидов проводится с начала февраля до конца апреля. Эрмитаж первым среди питерских объектов показа прервал практику повышения цен, вначале объявив соответствующий мораторий, а затем в виде эксперимента немного снизив цены на зимний период. Музей показывает яркий пример возможности конструктивного диалога между турфирмами и наиболее привлекательными для туристов учреждениями культуры. Практически никто из государственных учреждений всерьез не занимается привлечением туристов в город в низкий сезон, а Эрмитаж предпринимает конкретные шаги в этом направлении. В настоящее время музей при участии турорганизаций готовит целый ряд программ для продвижения низкого сезона - выставки, концерты, фестивали в Эрмитажном театре. Учитывая добрые и деловые отношения, сложившиеся у Государственного Эрмитажа с Российским союзом туриндустрии, а также собственные благотворительные инвестиции музея в развитие туризма в Петербурге, Эрмитаж решил сохранить цены прошлого года для туристических организаций, работающих с иностранными туристами до 1 августа. По итогам 2008 года договорная цена входного билета в музей для туркомпаний составила 350 рублей, а для компаний, которые привели в музей более 10000 туристов и активно участвовали в специальных программах - 320 рублей"
Договаривающиеся стороны пришли к соглашению, что итоги работы музея и туристических организаций, нужно подводить не ежегодно, а ежеквартально. При подведении итогов были предложены следующие критерии "добросовестности" партнеров: соблюдение графиков посещения музея туристическими группами, соблюдение правил парковки туристических автобусов, использование новых технологий, поддерживающих музейную экологию. «Принимая во внимание усилия туркомпаний по увеличению культурной составляющей в общем пакете предлагаемых туристических услуг, Эрмитаж считает возможным предложить посещение основных экспозиций и Главного штаба в течение одного дня по цене входного билета». Российский гражданин может посетить музей, заплатив всего100 рублей. При этом базовая мировая цена билета в музей такого уровня, как Эрмитаж, составляет 10 евро (около 450 руб.). Государственный Эрмитаж намерен и впредь сохранять свою социальную программу, несмотря на то, что государственное субсидирование музея уже сокращено примерно на 16%. Соответственно, сохранение этой программы сказывается на материальном положении сотрудников и заставляет сворачивать ряд других важных музейных программ. Базовые цены в договорах с туристическими организациями на 2009 год устанавливаются в валюте РФ (в рублях). Расчетная стоимость входного билета на одного туриста по договору для всех туристических организаций остается неизменной до 10 мая 2009 года и сохраняется в размере 320 рублей (цены билета в кассе - 350 рублей). С 10 мая 2009 года расчетная стоимость билета по договору устанавливается в размере 410 рублей. При этом с 10 мая 2009 года соответственно изменится и стоимость входного билета для индивидуального посетителя в кассе музея - она составит 450 рублей. Десяти компаниям, имеющим долговременные партнерские отношения с Эрмитажем, по итогам лучшей работы в 2008 году устанавливается цена на входной билет в размере 300 рублей с 1 февраля 2009 года и в размере 380 рублей, начиная с 10 мая 2009 года. Эрмитаж вводит в текст договора позицию о пересмотре расчетной стоимости входного билета не чаще одного раза в квартал, начиная с третьего квартала этого года.
Договоры на проведение специальных программ между Эрмитажем и туркомпаниями заменят многочисленные разовые соглашения. Данные договоры станут ежегодными (как и основной договор). Услуги будут оказываться на основании ежемесячных графиков, а денежные средства компании смогут переводить из расчета планируемых объемов. Идя навстречу пожеланиям Северо-Западного Регионального Отделения Российского Союза Туристской Индустрии (СЗРО РСТ), согласовывается вопрос о летнем режиме работы Галереи драгоценностей для того, чтобы наиболее полно удовлетворить спрос на ее посещение. Отношения с Государственным Эрмитажем всегда были очень важны для туристских фирм, и сейчас музей показывает достойный пример лояльности и понимания проблем развития въездного туризма в городе в сложившихся на настоящий момент условиях на мировых рынках. Эрмитаж первым нарушил складывающуюся в туристской инфраструктуре тенденцию к подорожанию турпродукта и в 2006 году в виде эксперимента, немного снизил цены в зимний период. За время длительного сотрудничества Государственного Эрмитажа с туристской отраслью Санкт-Петербурга, музей не раз проявлял должное внимание к нуждам компаний, работающих на рынке въездного туризма, шел им на встречу и находил компромиссы по возникающим проблемам. Важным инструментом развития индустрии современного туризма и музеев является маркетинг как способ ведения бизнеса, сфокусированный на клиенте. Исходя из интересов и пожеланий туристов, разрабатываются разнообразные туристические программы. В зарубежных странах с развитой туристской-инфраструктурой, где сосредоточен огромный историко-культурный потенциал развитие туризма просто немыслимо без применения маркетинга. Музеи являются достопримечательностью для туристов. Они работают в тесном контакте с индустрией туризма по линии пропагандирования, анализа направлений и цен. Через индустрию туризма музей для рекламы своей продукции связывается с бизнесом, приносящим прибыль - отелями и туроператорами. Такое объединение ресурсов во многом способствует дополнительной рекламе и лучшей посещаемости. Ныне музеи участвуют в различных экономических и деловых ассоциациях - торговых палатах, советах по туризму и маркетинговых ассоциациях. За рубежом в развитии музейного туризма большую роль играет бренд данной территории, образ. Чтобы привлечь посетителей, очень часто создаются различные легенды, рассказ о событиях кроторые как буд-то бы происходили на этой территории. Умение грамотно применять музейный маркетинг и менеджмент позволяет привлечь большое количество туристов. Также в зарубежной практике распространено создание объектов показа и туристской инфраструктуры на местах археологических раскопок. С зарубежным опытом можно ознакомиться на примере Карелии, которая находится рядом с Финляндией, где достаточно развитый турсервис. В Карелии активно выходят на рынок музейные турагентства. Благодаря обмену опытом с Финляндией, внедряется схема, где несколько провинциальных музеев могут объединить свои ресурсы и создать такую турфирму, которая, с одной стороны, будет простраивать отношения с фирмами столичными, с другой - сама действовать на рынке туруслуг и формировать достаточно специфический турпродукт. В этом случае музеи будут сопровождать туриста на всем протяжении маршрута и как бы передавать его друг другу.
Некоторые туристские организации реализовывают проекты, которые предполагают вовлечение музеев-партнеров в деятельность нового типа - культурный туризм - одно из наиболее актуальных направлений развития музеев малых городов. В результате реализации проекта при музее создают информационно-туристские визит-центры, деятельность которых за счет оказания новых услуг и формирования турпродуктов способствует социально-экономическому развитию территории. Одна из основных задач музейного визит-центра - функционирование в качестве центра гостеприимства, направленного на привлечение в город новых туристов и оказание им полного спектра услуг. Само название визит-центра говорит о том, что это центр, который посещают. Каждый такой центр интересен своими, присущими только данному парку или природной территории, особенностями. Но их всех объединяет одна главная задача - информировать туриста или посетителя о работе данной организации. Посетитель, попадая в такой центр, должен получить определённые знания о структуре парка, его природных и исторических достопримечательностях, экскурсионных и туристических маршрутах, правилах поведения и посещения. Всё это, в конечном итоге, позволяет получить полное представление о работе национальных парков. Что же такое визит-центр? Это и природный музей, и кинозал, и лекторий, и сувенирная лавка, и информационный центр услуг, и театр, и, в конечном итоге, место для отдыха. Порой сам визит-центр посещают гораздо больше, чем маршруты этого же парка. В визит-центре формируются экскурсионные группы, начинаются многие туристические маршруты, экологические тропы. В 2005 году был завершен проект муниципалитета города Юввяскюля и Центра культурных инициатив Карелии «Музейно-информационная сеть «Карельские каникулы», финансировавшийся ТАСИС и Министерством культуры Республики Карелия в партнерстве с Департаментом туризма Министерства экономического развития Республики Карелия. В его рамках проекта была запущена программа развития музейного туризма в Карелии - созданы при музеях семь визит-центров в Костомукше, Кеми, Беломорске, Медвежьегорске, Петрозаводске, Олонце и Сортавале, разработаны новые маршруты по материковой Карелии, проведено обучение музейных работников основам менеджмента туризма, организованы рекламные туры для турфирм Петрозаводска и многое другое.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.85 (0.013 с.) |