Проблемы и перспективы включения музеев в сферу туристских услуг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы и перспективы включения музеев в сферу туристских услуг



 

Географическое положение Хабаровска является одним из главных факторов, определяющих специфику музеев города. И в первую очередь эта специфика связана с природными и этнографическими ресурсами края. Свойственная Дальневосточному региону уникальность, неповторимость ресурсов делает регион привлекательным для туристов. Туристы стремятся увидеть что-то редкое, экзотическое, им еще неведомое.

Но все же музеи, владея сокровищами, влачат жалкое существование. Существуют причины, которые препятствуют активному развитию туризма в крае и туристской деятельности музеев.

Проблемы, с которыми столкнулись музеи Хабаровска, связаны в первую очередь с отсутствием финансовой поддержки со стороны государства. В связи с этим плата за услуги высока и этим обусловлена низкая посещаемость.

Следующая проблема заключается в отсутствии помещения, где могли разместиться многочисленные фонды, хранящиеся на складах и не нашедшие себе места. Музеи вынуждены периодически менять экспозиции, чтобы показать те шедевры, которые были не задействованы в выставке.

Музеи Хабаровского края по сравнению с музеями Центральной России не уделяют должного внимания маркетинговой деятельности. Поэтому за границей из-за отсутствия рекламы нет достаточного представления о музеях. А также плохо рекламируются и на внутреннем рынке. Во многих музеях отсутствует информация для туристов: каталоги, буклеты. Отсутствуют сувенирная лавка, кафе и др. А это очень важно для туриста, поскольку удовлетворенность массового посетителя зависит не только от качества экспозиций и экскурсий, но и от сопутствующей инфраструктуры.

Японские туристы ждут от поездки знакомства с европейским стилем градостроительства - не менее важны для них культурная программа, комфорт отелей на уровне «5 звезд», русская кухня с учетом японских вкусов, большой выбор сувениров, открыток и возможность свободно погулять по улицам с путеводителем в руках.

Если европейские страны, Москва и Санкт-Петербург имеют массу исторических и культурных достопримечательностей (музеев, концертных залов, театров), которые привлекают туристов из Японии, если многие города не только сохраняют исторические памятники, но и реконструируют пришедшие в негодность или разрушенные здания, то и Хабаровск здесь сильно проигрывает - даже с учетом того положительного процесса обновления, который наблюдается.

Один из мощных туристических стимулов - культура, при всем огромном своем потенциале находится на явно недостаточном уровне, нет масштабных концертных мероприятий, включая оперные и балетные спектакли, цирковые программы, музейные экспозиции - все то, что составляет основу туристической программ Москвы и Санкт-Петербурга. А то что есть иностранных туристов не привлекает.

Близость со странами АТР вызывает интерес со стороны соседей к территории и соответственно музеям. Гостей интересует нанайская культура, традиции и обычаи. Ученые изучают литературу, историю, археологию. Одна из основных целей визитов - выявить общность малочисленных народов-нанайцев в России и айнов из Японии. Поэтому услугами музеев пользуются научные делегации и просто туристы из Азии. Памятники относящиеся к категории всемирно-культурного наследия Петроглифы С. Сикачи-Алян подогревают еще больший интерес и привлекаю в наш город туристов и ученых со всего мира.

Развитию культурно-образовательного туризма способствует сотрудничество музеев с зарубежными странами. Обмен знаниями, проведение различных научных конференций и выставок, создают представление о нашем крае и содействуют развитию туризма.

Музеи города выполняют роль посредников в передачи информации туристам, в них собран тот материал, который дает наглядное представление о Хабаровске и регионе в целом. Но в предоставлении одной информации функция музея не ограничивается.

На сегодняшний день музеи города ведут активную деятельность, направленную на развитие культурно-образовательного туризма. Если раньше музеи выполняли чисто научно-исследовательские, образовательные функции, то теперь все больший акцент делается на предоставлении услуг связанных с индивидуальными запросами туристов, на определенный сегмент потребителей. На современном этапе музей - это место и научного познания и развлечения.

В Хабаровске сосредоточены одни из крупнейших музеев Дальнего Востока: Государственный музей Дальнего Востока им. Н. И. Гродекова, Дальневосточный художественный музей, который выгодно отличается от конкурентов занятием активной концертной деятельностью. Сегодня наиболее перспективные с точки зрения познавательного и международного туризма - музеи под открытым небом - археологический (например, Шайгинское средневековое поселение, Партизанский район, средневековые памятники Уссурийского района) и этнографические, представляющие славян-переселенцев как основных этносов Дальнего Востока России. Среди объектов этнотуризма наиболее интересны наскальные рисунки (петроглифы) эпохи неолита у села Сикачи-Алян (70 км от Хабаровска), многочисленные места археологических находок и национальные села Нижнего Амура.

Проводимые научно-практические конференции музейных работников помогает музейщикам определить свое место в современной культурно-информационной ситуации, в системе научных поисков, а также в организации экспозиции и культурно-образовательной работе. Знакомство с опытом работы музеев региона, «круглые столы» по актуальным проблемам, показательные занятия и многое другое позволяет музейным работникам более точно определить свое место и значение в жизни нашего общества.

Включение музейных коллективов в туристический бизнес будет способствовать расширению культурного влияния музеев, интенсификации потока посетителей, усовершенствованию внутримузейной структуры, появлению специалистов новых музейных профессий, активному вовлечению музеев в партнерские отношения с различными административными и предпринимательскими структурами и, как следствие, к большей финансовой самостоятельности и независимости музеев.

Для многих музеев страны проблемы туристской практики являются еще новым и непройденным полем деятельности. Однако, несомненно, что сотрудничество музеев с туризмом является наиболее обещающим направлением в ближайшей перспективе. Этот подход также очень важен и в связи с расширением хозяйственных форм музейной деятельности, возможным обеспечением экономической самостоятельности музеев.

Потенциально любой, даже небольшой, российский музей при правильной постановке дела - беспроигрышный объект туристского показа.

В преодолении проблем необходимо активней сотрудничать как с другими музеями так и с турфирмами, разрабатывать общие программы и проекты. Очень важно турфирмам в сотрудничестве с музеями представлять на различных туристических выставках и ярмарках экспонаты музеев, ценности, которые хранят храмы муз. Для того чтобы музей был привлекателен для туриста нужно создать необходимые условия как для культурного просвещения так и для отдыха. Как показывает опыт, чем больше времени проводят экскурсанты и туристы на объектах (в музеях, комплексах, заповедниках и т.д.) и чем большим количеством услуг, предоставляемых на этих объектах, они воспользуются, тем больший (духовный, моральный, материальный и финансовый) положительный эффект получат все стороны туристской деятельности (объект, субъект, участники и т.д.). Поэтому необходимо уделять внимание наличию в музеях кафе и ресторанов, магазинов музейной продукции и всего прочего, необходимого для отдыха и развлечения.

Крупных музеи Хабаровска, в отличие от районных (Приложение), имеют выгодное расположение, находятся в центре города, вблизи старых зданий и храмов, гостиниц. Но при этом все музеи Хабаровска имеют одни и те же проблемы, которые необходимо решать с помощью грамотного, последовательного маркетингового планирования, изучения туристского рынка. Необходимо это и для того, чтобы привлечь инвесторов в эту сферу. Так как главная проблема - это отсутствие средств, как финансовых, так и материальных. Мастерство местных жителей в изготовлении произведений искусства уникально, но только благодаря использованию музейного менеджмента и маркетинга можно ремесло вовлечь в преуспевающий туристский бизнес.

В существующих проблемах взаимодействия музеев и туристских организаций и включения их в сферу услуг помогают разобраться статьи журнала «Мир музея» [14].

Анализируя текст доклада Сергея Павловича Шпилько, президента Российского союза туристической индустрии и интервью ведущего научного сотрудника Лаборатории музейного проектирования РИК, Владимира Юрьевича Дукельского на тему музейного туризма можно судить о том, что они занимают разные позиции в видении проблем, которые препятствуют развитию музейного туризма, а именно сотрудничеству между музеем и туриндустрией.

Дукельский в своем содержательном интервью говорит о незавидной роли музеев в развитии туризма. «Музеи остаются пешками в чужой игре, и в турбизнесе им отводится роль объекта, а отнюдь не субъекта. Чаще всего турфирмы просто используют музеи в своих целях, и если вдруг какой несчастный музейчик попробует заартачиться, то его просто обходят. «А вот здесь музей, - говорят экскурсоводы, - там все, как во всех остальных. Пойдемте дальше».

Музею, конечно же, трудно отстаивать в одиночку свои права перед «акулами бизнеса». К тому же турфирмы - прирожденные халявщики и привыкли эксплуатировать ресурсы территорий, не ими созданные и не ими сохраняемые. Ведь к чему сводятся отношения турфирмы и музея? Турфирма оплачивает экскурсию, а музей рад-радешенек, что хоть кто-то на него обратил внимание и обеспечил рост посещаемости.

Турфирмам все видится иначе, потому что зарабатывают они на другом, а на культурных объектах скорее экономят. И они всегда предпочтут снизить цену тура и выиграть в конкурентной борьбе за счет невключения музея в свой оборот.

Музею, конечно же, неприятно, что все отношения сводятся к оплате экскурсионной путевки. Он начинает требовать заключения предварительного договора, предлагать какие-то дополнительные услуги. Иными словами музей пробует построить отношения с фирмой на коммерческой основе и тут же проигрывает, особенно если речь идет о маленьком музее. Музей может предлагать своего экскурсовода, а турфирма, естественно, норовит пробежать экспозицию со своим.. Что касается крупных музеев, то им зачастую лень как-то специально выстраивать отношения с турфирмами, потому что поток посетителей все равно есть.

По мнению Ю.В. Дукельского выход из ситуации есть, он говорит о том, что музеи должны сами втягиваться в турбизнес, создавать при себе или при объединениях музеев турфирмы.[] Простейшей формой работы музея в сфере туризма является создание разнообразных культурных программ, желательно в сотрудничестве с другими муниципальными учреждениями культуры. Более высокая ступень - формирование определенного турпредложения и обращение уже с этим предложением в турфирму, лучше - в несколько, ведь у каждой из них своя бизнес-стратегия».

Шпилько С.П., в своем докладе говорит о том, что туриндустрия продает турпродукт. А турпродукт - это комплекс услуг, проданный по единому договору и единой цене, частью которого является посещение музея. В России есть замечательные музеи, но нет продукта, который можно было бы предложить на мировом рынке, который был бы конкурентоспособным по отношению к тому, что предлагают другие страны.

Кроме того, турбизнес постоянно сталкивается с тем, что руководители крупных, известных музеев считают, что легче вывести одну выставку за рубеж и заработать таким образом гораздо больше денег, чем приносят туристы, составляющие 5-10% от всего потока посетителей[]. При таком подходе договориться очень сложно.

Четыре-пять лет назад, обращаясь к властям, партнерам, в том числе музеям, предупреждали, что турбизнес находится на верхней границе спроса на его качество, соотношения цены и спроса на уровень турпродукта. Если туриндустрия дальше будет поднимать цены, то ее продукт перестанет быть конкурентоспособным. Так и произошло.

Здесь Шпилько выступает против повышения музеями цен.

Далее он считает, чтобы создать турпродукт, нужно менять главное - мотивацию, т.е. работникам музейного дела, чтобы быть успешными в области турбизнеса, необходимо переквалифицироваться еще и в работников сервиса.

Позиции представителей двух сфер понятны. И на примере взаимодействия хабаровских музеев и турфирм также видно, что сотрудничеству препятствует высокая цена билетов, что невыгодно турфирмам при формировании турпакета, так как в итоге завышенная цена отпугивает иностранцев.

Но этому есть свое объяснение. Поток посетителей туристов музеев Хабаровска не так уж и высок по сравнению с музеями Москвы и Санкт-Петербурга и они не финансируются государством, поэтому они вынуждены устанавливать такие цены, чтобы «выжить».

Также очень важна подготовка специалистов музейного дела в области туризма, это будет способствовать активному вовлечению музея в сферу туризма, так как без специалистов невозможно подготовить ту или иную программу или проект, поэтому для того чтобы быть успешными в области турбизнеса, необходимо еще переквалифицироваться в работников сервиса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.51.117 (0.011 с.)