Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы и перспективы включения музеев в сферу туристских услуг
Географическое положение Хабаровска является одним из главных факторов, определяющих специфику музеев города. И в первую очередь эта специфика связана с природными и этнографическими ресурсами края. Свойственная Дальневосточному региону уникальность, неповторимость ресурсов делает регион привлекательным для туристов. Туристы стремятся увидеть что-то редкое, экзотическое, им еще неведомое. Но все же музеи, владея сокровищами, влачат жалкое существование. Существуют причины, которые препятствуют активному развитию туризма в крае и туристской деятельности музеев. Проблемы, с которыми столкнулись музеи Хабаровска, связаны в первую очередь с отсутствием финансовой поддержки со стороны государства. В связи с этим плата за услуги высока и этим обусловлена низкая посещаемость. Следующая проблема заключается в отсутствии помещения, где могли разместиться многочисленные фонды, хранящиеся на складах и не нашедшие себе места. Музеи вынуждены периодически менять экспозиции, чтобы показать те шедевры, которые были не задействованы в выставке. Музеи Хабаровского края по сравнению с музеями Центральной России не уделяют должного внимания маркетинговой деятельности. Поэтому за границей из-за отсутствия рекламы нет достаточного представления о музеях. А также плохо рекламируются и на внутреннем рынке. Во многих музеях отсутствует информация для туристов: каталоги, буклеты. Отсутствуют сувенирная лавка, кафе и др. А это очень важно для туриста, поскольку удовлетворенность массового посетителя зависит не только от качества экспозиций и экскурсий, но и от сопутствующей инфраструктуры. Японские туристы ждут от поездки знакомства с европейским стилем градостроительства - не менее важны для них культурная программа, комфорт отелей на уровне «5 звезд», русская кухня с учетом японских вкусов, большой выбор сувениров, открыток и возможность свободно погулять по улицам с путеводителем в руках. Если европейские страны, Москва и Санкт-Петербург имеют массу исторических и культурных достопримечательностей (музеев, концертных залов, театров), которые привлекают туристов из Японии, если многие города не только сохраняют исторические памятники, но и реконструируют пришедшие в негодность или разрушенные здания, то и Хабаровск здесь сильно проигрывает - даже с учетом того положительного процесса обновления, который наблюдается.
Один из мощных туристических стимулов - культура, при всем огромном своем потенциале находится на явно недостаточном уровне, нет масштабных концертных мероприятий, включая оперные и балетные спектакли, цирковые программы, музейные экспозиции - все то, что составляет основу туристической программ Москвы и Санкт-Петербурга. А то что есть иностранных туристов не привлекает. Близость со странами АТР вызывает интерес со стороны соседей к территории и соответственно музеям. Гостей интересует нанайская культура, традиции и обычаи. Ученые изучают литературу, историю, археологию. Одна из основных целей визитов - выявить общность малочисленных народов-нанайцев в России и айнов из Японии. Поэтому услугами музеев пользуются научные делегации и просто туристы из Азии. Памятники относящиеся к категории всемирно-культурного наследия Петроглифы С. Сикачи-Алян подогревают еще больший интерес и привлекаю в наш город туристов и ученых со всего мира. Развитию культурно-образовательного туризма способствует сотрудничество музеев с зарубежными странами. Обмен знаниями, проведение различных научных конференций и выставок, создают представление о нашем крае и содействуют развитию туризма. Музеи города выполняют роль посредников в передачи информации туристам, в них собран тот материал, который дает наглядное представление о Хабаровске и регионе в целом. Но в предоставлении одной информации функция музея не ограничивается. На сегодняшний день музеи города ведут активную деятельность, направленную на развитие культурно-образовательного туризма. Если раньше музеи выполняли чисто научно-исследовательские, образовательные функции, то теперь все больший акцент делается на предоставлении услуг связанных с индивидуальными запросами туристов, на определенный сегмент потребителей. На современном этапе музей - это место и научного познания и развлечения. В Хабаровске сосредоточены одни из крупнейших музеев Дальнего Востока: Государственный музей Дальнего Востока им. Н. И. Гродекова, Дальневосточный художественный музей, который выгодно отличается от конкурентов занятием активной концертной деятельностью. Сегодня наиболее перспективные с точки зрения познавательного и международного туризма - музеи под открытым небом - археологический (например, Шайгинское средневековое поселение, Партизанский район, средневековые памятники Уссурийского района) и этнографические, представляющие славян-переселенцев как основных этносов Дальнего Востока России. Среди объектов этнотуризма наиболее интересны наскальные рисунки (петроглифы) эпохи неолита у села Сикачи-Алян (70 км от Хабаровска), многочисленные места археологических находок и национальные села Нижнего Амура.
Проводимые научно-практические конференции музейных работников помогает музейщикам определить свое место в современной культурно-информационной ситуации, в системе научных поисков, а также в организации экспозиции и культурно-образовательной работе. Знакомство с опытом работы музеев региона, «круглые столы» по актуальным проблемам, показательные занятия и многое другое позволяет музейным работникам более точно определить свое место и значение в жизни нашего общества. Включение музейных коллективов в туристический бизнес будет способствовать расширению культурного влияния музеев, интенсификации потока посетителей, усовершенствованию внутримузейной структуры, появлению специалистов новых музейных профессий, активному вовлечению музеев в партнерские отношения с различными административными и предпринимательскими структурами и, как следствие, к большей финансовой самостоятельности и независимости музеев. Для многих музеев страны проблемы туристской практики являются еще новым и непройденным полем деятельности. Однако, несомненно, что сотрудничество музеев с туризмом является наиболее обещающим направлением в ближайшей перспективе. Этот подход также очень важен и в связи с расширением хозяйственных форм музейной деятельности, возможным обеспечением экономической самостоятельности музеев. Потенциально любой, даже небольшой, российский музей при правильной постановке дела - беспроигрышный объект туристского показа. В преодолении проблем необходимо активней сотрудничать как с другими музеями так и с турфирмами, разрабатывать общие программы и проекты. Очень важно турфирмам в сотрудничестве с музеями представлять на различных туристических выставках и ярмарках экспонаты музеев, ценности, которые хранят храмы муз. Для того чтобы музей был привлекателен для туриста нужно создать необходимые условия как для культурного просвещения так и для отдыха. Как показывает опыт, чем больше времени проводят экскурсанты и туристы на объектах (в музеях, комплексах, заповедниках и т.д.) и чем большим количеством услуг, предоставляемых на этих объектах, они воспользуются, тем больший (духовный, моральный, материальный и финансовый) положительный эффект получат все стороны туристской деятельности (объект, субъект, участники и т.д.). Поэтому необходимо уделять внимание наличию в музеях кафе и ресторанов, магазинов музейной продукции и всего прочего, необходимого для отдыха и развлечения.
Крупных музеи Хабаровска, в отличие от районных (Приложение), имеют выгодное расположение, находятся в центре города, вблизи старых зданий и храмов, гостиниц. Но при этом все музеи Хабаровска имеют одни и те же проблемы, которые необходимо решать с помощью грамотного, последовательного маркетингового планирования, изучения туристского рынка. Необходимо это и для того, чтобы привлечь инвесторов в эту сферу. Так как главная проблема - это отсутствие средств, как финансовых, так и материальных. Мастерство местных жителей в изготовлении произведений искусства уникально, но только благодаря использованию музейного менеджмента и маркетинга можно ремесло вовлечь в преуспевающий туристский бизнес. В существующих проблемах взаимодействия музеев и туристских организаций и включения их в сферу услуг помогают разобраться статьи журнала «Мир музея» [14]. Анализируя текст доклада Сергея Павловича Шпилько, президента Российского союза туристической индустрии и интервью ведущего научного сотрудника Лаборатории музейного проектирования РИК, Владимира Юрьевича Дукельского на тему музейного туризма можно судить о том, что они занимают разные позиции в видении проблем, которые препятствуют развитию музейного туризма, а именно сотрудничеству между музеем и туриндустрией. Дукельский в своем содержательном интервью говорит о незавидной роли музеев в развитии туризма. «Музеи остаются пешками в чужой игре, и в турбизнесе им отводится роль объекта, а отнюдь не субъекта. Чаще всего турфирмы просто используют музеи в своих целях, и если вдруг какой несчастный музейчик попробует заартачиться, то его просто обходят. «А вот здесь музей, - говорят экскурсоводы, - там все, как во всех остальных. Пойдемте дальше». Музею, конечно же, трудно отстаивать в одиночку свои права перед «акулами бизнеса». К тому же турфирмы - прирожденные халявщики и привыкли эксплуатировать ресурсы территорий, не ими созданные и не ими сохраняемые. Ведь к чему сводятся отношения турфирмы и музея? Турфирма оплачивает экскурсию, а музей рад-радешенек, что хоть кто-то на него обратил внимание и обеспечил рост посещаемости. Турфирмам все видится иначе, потому что зарабатывают они на другом, а на культурных объектах скорее экономят. И они всегда предпочтут снизить цену тура и выиграть в конкурентной борьбе за счет невключения музея в свой оборот.
Музею, конечно же, неприятно, что все отношения сводятся к оплате экскурсионной путевки. Он начинает требовать заключения предварительного договора, предлагать какие-то дополнительные услуги. Иными словами музей пробует построить отношения с фирмой на коммерческой основе и тут же проигрывает, особенно если речь идет о маленьком музее. Музей может предлагать своего экскурсовода, а турфирма, естественно, норовит пробежать экспозицию со своим.. Что касается крупных музеев, то им зачастую лень как-то специально выстраивать отношения с турфирмами, потому что поток посетителей все равно есть. По мнению Ю.В. Дукельского выход из ситуации есть, он говорит о том, что музеи должны сами втягиваться в турбизнес, создавать при себе или при объединениях музеев турфирмы.[] Простейшей формой работы музея в сфере туризма является создание разнообразных культурных программ, желательно в сотрудничестве с другими муниципальными учреждениями культуры. Более высокая ступень - формирование определенного турпредложения и обращение уже с этим предложением в турфирму, лучше - в несколько, ведь у каждой из них своя бизнес-стратегия». Шпилько С.П., в своем докладе говорит о том, что туриндустрия продает турпродукт. А турпродукт - это комплекс услуг, проданный по единому договору и единой цене, частью которого является посещение музея. В России есть замечательные музеи, но нет продукта, который можно было бы предложить на мировом рынке, который был бы конкурентоспособным по отношению к тому, что предлагают другие страны. Кроме того, турбизнес постоянно сталкивается с тем, что руководители крупных, известных музеев считают, что легче вывести одну выставку за рубеж и заработать таким образом гораздо больше денег, чем приносят туристы, составляющие 5-10% от всего потока посетителей[]. При таком подходе договориться очень сложно. Четыре-пять лет назад, обращаясь к властям, партнерам, в том числе музеям, предупреждали, что турбизнес находится на верхней границе спроса на его качество, соотношения цены и спроса на уровень турпродукта. Если туриндустрия дальше будет поднимать цены, то ее продукт перестанет быть конкурентоспособным. Так и произошло. Здесь Шпилько выступает против повышения музеями цен. Далее он считает, чтобы создать турпродукт, нужно менять главное - мотивацию, т.е. работникам музейного дела, чтобы быть успешными в области турбизнеса, необходимо переквалифицироваться еще и в работников сервиса. Позиции представителей двух сфер понятны. И на примере взаимодействия хабаровских музеев и турфирм также видно, что сотрудничеству препятствует высокая цена билетов, что невыгодно турфирмам при формировании турпакета, так как в итоге завышенная цена отпугивает иностранцев. Но этому есть свое объяснение. Поток посетителей туристов музеев Хабаровска не так уж и высок по сравнению с музеями Москвы и Санкт-Петербурга и они не финансируются государством, поэтому они вынуждены устанавливать такие цены, чтобы «выжить». Также очень важна подготовка специалистов музейного дела в области туризма, это будет способствовать активному вовлечению музея в сферу туризма, так как без специалистов невозможно подготовить ту или иную программу или проект, поэтому для того чтобы быть успешными в области турбизнеса, необходимо еще переквалифицироваться в работников сервиса.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.51.117 (0.011 с.) |