Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Музей: понятие, функции, предназначениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Музей - научно-исследовательское, научно-просветительское учреждение, которое комплектует, хранит, изучает, выставляет, популяризирует произведения искусства, предметы истории, науки, быта, промышленности и сельского хозяйства, материалы из жизни и деятельности великих людей. Музей на древнем вьетнамском языке называли «бао та», что означало «хранилище реликвий». [34. С. 8] Международный Совет Музеев (ИКОМ) - неправительственная профессиональная организация музеев мира (Приложение) - дал следующее определение музея в третьей статье своего устава: «Музей - это постоянное, некоммерческое учреждение, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и среде его обитания в целях изучения, образования, а также для удовлетворения духовных потребностей». [52. С. 7] В широком смысле музеем называется теперь любое собрание, выставка, коллекция. Общепризнанны музеи под открытым небом, вмещающие целые районы и природные заповедники. В музеях работают люди многих специальностей: историки, археологи, искусствоведы, реставраторы, биологи-консерваторы, музейные климатологи. Музеи выполняют следующие функции, соотношение которых меняется в зависимости от их типа: научно-документационная; аксиологическая; познавательная; образовательно-воспитательная; исследовательская; коммуникативная; развивающая; популяризаторская; идеологическая; развлекательная. Музей как древнейший институт культуры выполняет также синтезирующую функцию. В нем пересекаются многие виды искусства, сосуществование и взаимодополнение которых позволяет постигать суть человеческой деятельности, одухотворенной вдохновением и талантом. Он воплощает идеи наследия, преемственности традиций и обычаев. В музее происходит непосредственное общение зрителя и экспоната, не скованное никакими преградами, устанавливается информационно-визуально-познавательный контакт человека с подлинником, обладающим особой притягательной энергетикой. Прежде чем стать объектом показа, подлинник сознательно отобран, документально зафиксирован, научно осмыслен в системе музейной коллекции и художественно переосмыслен в экспозиции. Истинные произведения искусства не в описании, не в репродукциях, не в копиях воспринять и глубоко осознать невозможно. Важнейшие компоненты музея составляют его триединую формулу: ) здание, архитектурное сооружение - храм искусства, пластическая модель; ) экспонаты, составляющие коллекцию, собрание; ) зритель, посетитель - потребитель музейного знания, музейной информации. (Схема 1) Квебекская декларация 1984 г. призвала к переходу от традиционного музея к музею активному. Трактовка музея в современном обществе приобретает расширительный характер. Здесь интегрируются, синтезируются принципы специализированного музея и коммуникации его с различными группами посетителей. Примером такой интеграции может служить музей ремесел, нарушающий грань между прошлым и настоящим. В таком музее функционирует ярмарка-продажа. Другой формой интегрированного музея может служить экологический музей, который работает благодаря трехсторонним усилиям и заинтересованности власти, специалистов и местных жителей. Новые музеи - открытые и развивающиеся системы. Они стремятся скоординировать свою деятельность с другими музеями, библиотеками, выставочными цeнтрами, реставрационными службами, учреждениями, ответственными за охрану памятников, архивами. Современные музеи в своей работе делают все больший акцент на эмоции посетителей, музеи становятся местами взаимодействия культур, восстанавливающими связь между знанием и чувством. При всем многообразии новейших тенденций развития музеев главным по-прежнему остается отношение зрителя, посетителя музея к историческим традициям и культурному наследию. Вместе с тем музей принадлежит к учреждениям с ярко выраженной идеологической направленностью: в зависимости от подбора экспонатов, их подачи может значительно меняться общий контекст экспозиции и интерпретация событий. Существуют различные типы музеев: комплексные, исторические, художественные, краеведческие, этнографические, мемориальные, литературные, технические, архитектурные, научные, отраслевые, музеи предприятий, школьные музеи, музеи-заповедники, музеи-квартиры, музеи-усадьбы, музеи-монастыри, передвижные музеи, музеи одной картины, музеи под открытым небом, экомузеи. Отдельно выделяют музей дворцового типа, в котором маршрут приобретает ярко выраженную эстетическую направленность, подчеркивает выдающуюся, единственную в своем роде архитектуру, интерьер, убранство. Существует также типология музеев по общественному назначению: научно- исследовательские; просветительские, преобладающие в музейной сети; учебные, например при вузах или школах. [34. С. 11] Под профилем понимается отношение музея к профильным дисциплинам или комплексу наук, виду искусства, отрасли общественного производства. Понятие профиля также включает хронологические, территориальные границы, в рамках которых музеем проводится документирование общественных явлений. Профилем определяется основное содержание работы музея. По профилю различают музеи: исторические, технические, сельскохозяйственные, естественнонаучные, искусствоведческие, литературные, театральные, музыкальные, т.е. музеи историко-искусствоведческого характера. [34. С. 11]
Схема 1. Направления деятельности современного музея
Музееведческие исследования являются основой экспозиционной деятельности. Экспозиция - это выставка произведений искусства, тематически подобранных и выставленных по определенной системе согласно научным принципам. [34. С. 15] Экспозиция зачастую воспринимается дословно как «выставленное напоказ». Музейная экспозиция служит основной формой музейной коммуникации, образовательная и воспитательная цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественного решения. К новым тенденциям развития экспозиционного искусства относятся: использование аудиовизуальных средств и новейших компьютерных технологий; расширение социально-политической значимости экспозиции; повышение информационной емкости экспозиции; устройство экспозиции по принципу контраста; разработка художественной концепции и плана-сценария экспозиции. В экспозиции непременно присутствуют элементы: этикетаж краткая характеристика экспоната; экспликация - развернутое пояснение, тексты у входа в выставочный зал, содержащие сжатую информацию о представленных произведениях искусства и принципах устройства экспозиции. Важное место занимают средства визуальной коммуникации для организации маршрутов: план-схема, география символов, указателей. Маршруты движения дифференцированы от жестко принудительного до свободного по типу лабиринта. Сегодня можно с уверенностью говорить о становлении в условиях мегаполисов многоуровневой экспозиции, заменяющей собой музеи разных профилей и типов. Такая экспозиция мобильна и способна к саморазвитию. Она становится проектом завтрашнего дня, отражающим перспективный взгляд на человека, общество, культуру, природу и, наконец, музей как таковой. Музей выходит за пределы здания на территорию прилегающих районов и города в целом. Жилые кварталы, улицы и площади приобретают значение выставочных пространств, предназначенных дли демонстрации исторического наследия и привлечения к нему внимания жителей и туристов. Структура экспозиций иерархична. Отдельные информационно взаимосвязанные экспозиции составляют единую систему коммуникаций. На город (район, регион) «набрасывается сетка музейных маршрутов». Создается несколько экспозиционных поясов, сходящихся или расходящихся из единого центра - музея. Экспозиционное ядро составляет центральная экспозиция. Далее следуют: динамическая экспозиция (временная выставка на одном из этажей); техно- и этнопарк на прилегающей к музейному зданию территории; специализированные монотематические и мемориальные экспозиции в филиалах на территории города; локальные экспозиции районов и уникальные природно-исторические ландшафты. Через систему уличных экскурсионных маршрутов, включающих отдельные объекты музейного показа в городской среде и рекламно-указательную информацию, внешний четвертый экспозиционный пояс связан с третьим - музейным парком. В отличие от СМИ экспозиция дает не просто информацию и знания, основанные на личном опыте и понимании их ценности, она предоставляет посетителям возможность приобщиться к знаниям, к возвышенному, прекрасному через личное участие. [34. С. 19] Музейный фонд - это совокупность принадлежащих музею музейных предметов и научно-вспомогательного материала. [34. С. 19] К фондам также относится музейное оборудование (шкафы, стенды, витрины) и музейная техника (кино-, фотоаппаратура, автоматические экскурсоводы, компьютеры). Входящие в фонды музейные предметы могут находиться в хранилище, в экспозиции или на временном хранении в другом музее или учреждении. Через каждые 20-25 лет фонды большинства музеев удваиваются. (Схема 2) Коллекционный фонд содержит музейные предметы, представленные единственным или лучшим экземпляром. Музейная коллекция - это совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков и представляющих научный, познавательный, зачастую художественный интерес как единоe целое. Музейное собрание - совокупность коллекции. Основноe направление фондовой работы состоит в комплектовании, учете, хранении, изучении фондов и проведении консультаций. Комплектование фондов вместе с внутрифондовой работой по определению, классификации, систематизации и интерпретации музейных предметов объединены понятием музейное коллекционирование. Направление фондовой работы, целью которой является юридическая охрана музейных фондов и право музея на полученные в результате изучения предметов научные данные о них, называется учетом музейных фондов, а складывающаяся в процессе учета музейных фондов документация - учетной документацией. [34. С. 19] Схема2. Музейные фонды
Музейное дело, как наука, и связанная с ним деятельность складывались исторически, с развитием цивилизации. Этот процесс можно проследить, рассмотрев историю возникновения и развития музея.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.105.110 (0.009 с.) |