Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музей: понятие, функции, предназначение

Поиск

 

Музей - научно-исследовательское, научно-просветительское учреждение, которое комплектует, хранит, изучает, выставляет, популяризирует произведения искусства, предметы истории, науки, быта, промышленности и сельского хозяйства, материалы из жизни и деятельности великих людей. Музей на древнем вьетнамском языке называли «бао та», что означало «хранилище реликвий». [34. С. 8]

Международный Совет Музеев (ИКОМ) - неправительственная профессиональная организация музеев мира (Приложение) - дал следующее определение музея в третьей статье своего устава:

«Музей - это постоянное, некоммерческое учреждение, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и среде его обитания в целях изучения, образования, а также для удовлетворения духовных потребностей». [52. С. 7]

В широком смысле музеем называется теперь любое собрание, выставка, коллекция. Общепризнанны музеи под открытым небом, вмещающие целые районы и природные заповедники.

В музеях работают люди многих специальностей: историки, археологи, искусствоведы, реставраторы, биологи-консерваторы, музейные климатологи. Музеи выполняют следующие функции, соотношение которых меняется в зависимости от их типа: научно-документационная; аксиологическая; познавательная; образовательно-воспитательная; исследовательская; коммуникативная; развивающая; популяризаторская; идеологическая; развлекательная.

Музей как древнейший институт культуры выполняет также синтезирующую функцию. В нем пересекаются многие виды искусства, сосуществование и взаимодополнение которых позволяет постигать суть человеческой деятельности, одухотворенной вдохновением и талантом. Он воплощает идеи наследия, преемственности традиций и обычаев. В музее происходит непосредственное общение зрителя и экспоната, не скованное никакими преградами, устанавливается информационно-визуально-познавательный контакт человека с подлинником, обладающим особой притягательной энергетикой. Прежде чем стать объектом показа, подлинник сознательно отобран, документально зафиксирован, научно осмыслен в системе музейной коллекции и художественно переосмыслен в экспозиции. Истинные произведения искусства не в описании, не в репродукциях, не в копиях воспринять и глубоко осознать невозможно.

Важнейшие компоненты музея составляют его триединую формулу:

) здание, архитектурное сооружение - храм искусства, пластическая модель;

) экспонаты, составляющие коллекцию, собрание;

) зритель, посетитель - потребитель музейного знания, музейной информации. (Схема 1)

Квебекская декларация 1984 г. призвала к переходу от традиционного музея к музею активному. Трактовка музея в современном обществе приобретает расширительный характер. Здесь интегрируются, синтезируются принципы специализированного музея и коммуникации его с различными группами посетителей. Примером такой интеграции может служить музей ремесел, нарушающий грань между прошлым и настоящим. В таком музее функционирует ярмарка-продажа. Другой формой интегрированного музея может служить экологический музей, который работает благодаря трехсторонним усилиям и заинтересованности власти, специалистов и местных жителей. Новые музеи - открытые и развивающиеся системы. Они стремятся скоординировать свою деятельность с другими музеями, библиотеками, выставочными цeнтрами, реставрационными службами, учреждениями, ответственными за охрану памятников, архивами.

Современные музеи в своей работе делают все больший акцент на эмоции посетителей, музеи становятся местами взаимодействия культур, восстанавливающими связь между знанием и чувством. При всем многообразии новейших тенденций развития музеев главным по-прежнему остается отношение зрителя, посетителя музея к историческим традициям и культурному наследию. Вместе с тем музей принадлежит к учреждениям с ярко выраженной идеологической направленностью: в зависимости от подбора экспонатов, их подачи может значительно меняться общий контекст экспозиции и интерпретация событий.

Существуют различные типы музеев: комплексные, исторические, художественные, краеведческие, этнографические, мемориальные, литературные, технические, архитектурные, научные, отраслевые, музеи предприятий, школьные музеи, музеи-заповедники, музеи-квартиры, музеи-усадьбы, музеи-монастыри, передвижные музеи, музеи одной картины, музеи под открытым небом, экомузеи. Отдельно выделяют музей дворцового типа, в котором маршрут приобретает ярко выраженную эстетическую направленность, подчеркивает выдающуюся, единственную в своем роде архитектуру, интерьер, убранство.

Существует также типология музеев по общественному назначению:

научно- исследовательские;

просветительские, преобладающие в музейной сети;

учебные, например при вузах или школах. [34. С. 11]

Под профилем понимается отношение музея к профильным дисциплинам или комплексу наук, виду искусства, отрасли общественного производства. Понятие профиля также включает хронологические, территориальные границы, в рамках которых музеем проводится документирование общественных явлений. Профилем определяется основное содержание работы музея. По профилю различают музеи: исторические, технические, сельскохозяйственные, естественнонаучные, искусствоведческие, литературные, театральные, музыкальные, т.е. музеи историко-искусствоведческого характера. [34. С. 11]

 

Схема 1. Направления деятельности современного музея

 

Музееведческие исследования являются основой экспозиционной деятельности. Экспозиция - это выставка произведений искусства, тематически подобранных и выставленных по определенной системе согласно научным принципам. [34. С. 15] Экспозиция зачастую воспринимается дословно как «выставленное напоказ». Музейная экспозиция служит основной формой музейной коммуникации, образовательная и воспитательная цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественного решения.

К новым тенденциям развития экспозиционного искусства относятся: использование аудиовизуальных средств и новейших компьютерных технологий; расширение социально-политической значимости экспозиции; повышение информационной емкости экспозиции; устройство экспозиции по принципу контраста; разработка художественной концепции и плана-сценария экспозиции.

В экспозиции непременно присутствуют элементы: этикетаж краткая характеристика экспоната; экспликация - развернутое пояснение, тексты у входа в выставочный зал, содержащие сжатую информацию о представленных произведениях искусства и принципах устройства экспозиции. Важное место занимают средства визуальной коммуникации для организации маршрутов: план-схема, география символов, указателей. Маршруты движения дифференцированы от жестко принудительного до свободного по типу лабиринта.

Сегодня можно с уверенностью говорить о становлении в условиях мегаполисов многоуровневой экспозиции, заменяющей собой музеи разных профилей и типов. Такая экспозиция мобильна и способна к саморазвитию. Она становится проектом завтрашнего дня, отражающим перспективный взгляд на человека, общество, культуру, природу и, наконец, музей как таковой. Музей выходит за пределы здания на территорию прилегающих районов и города в целом. Жилые кварталы, улицы и площади приобретают значение выставочных пространств, предназначенных дли демонстрации исторического наследия и привлечения к нему внимания жителей и туристов.

Структура экспозиций иерархична. Отдельные информационно взаимосвязанные экспозиции составляют единую систему коммуникаций. На город (район, регион) «набрасывается сетка музейных маршрутов». Создается несколько экспозиционных поясов, сходящихся или расходящихся из единого центра - музея. Экспозиционное ядро составляет центральная экспозиция. Далее следуют: динамическая экспозиция (временная выставка на одном из этажей); техно- и этнопарк на прилегающей к музейному зданию территории; специализированные монотематические и мемориальные экспозиции в филиалах на территории города; локальные экспозиции районов и уникальные природно-исторические ландшафты. Через систему уличных экскурсионных маршрутов, включающих отдельные объекты музейного показа в городской среде и рекламно-указательную информацию, внешний четвертый экспозиционный пояс связан с третьим - музейным парком.

В отличие от СМИ экспозиция дает не просто информацию и знания, основанные на личном опыте и понимании их ценности, она предоставляет посетителям возможность приобщиться к знаниям, к возвышенному, прекрасному через личное участие. [34. С. 19]

Музейный фонд - это совокупность принадлежащих музею музейных предметов и научно-вспомогательного материала. [34. С. 19] К фондам также относится музейное оборудование (шкафы, стенды, витрины) и музейная техника (кино-, фотоаппаратура, автоматические экскурсоводы, компьютеры). Входящие в фонды музейные предметы могут находиться в хранилище, в экспозиции или на временном хранении в другом музее или учреждении. Через каждые 20-25 лет фонды большинства музеев удваиваются. (Схема 2)

Коллекционный фонд содержит музейные предметы, представленные единственным или лучшим экземпляром. Музейная коллекция - это совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков и представляющих научный, познавательный, зачастую художественный интерес как единоe целое. Музейное собрание - совокупность коллекции. Основноe направление фондовой работы состоит в комплектовании, учете, хранении, изучении фондов и проведении консультаций. Комплектование фондов вместе с внутрифондовой работой по определению, классификации, систематизации и интерпретации музейных предметов объединены понятием музейное коллекционирование. Направление фондовой работы, целью которой является юридическая охрана музейных фондов и право музея на полученные в результате изучения предметов научные данные о них, называется учетом музейных фондов, а складывающаяся в процессе учета музейных фондов документация - учетной документацией. [34. С. 19]


Схема2. Музейные фонды

 

 

Музейное дело, как наука, и связанная с ним деятельность складывались исторически, с развитием цивилизации. Этот процесс можно проследить, рассмотрев историю возникновения и развития музея.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.105.110 (0.009 с.)