Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Из истории возникновения и развития музеевСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Слово «музей» происходит от греческого museion - «храм муз». Музами (Musai) называли прекрасных спутниц бога Аполлона, покровительниц наук и искусств, 9 дочерей Зевса и Мнемозины: Эрато, Евтерпа, Каллиопа, Клио, Мельпомена, Полигимния, Терпсихора, Талия, Урания. [18. С. 415 ] В Древней Греции под понятием «музей» подразумевали философское учреждение. Сходным было толкование термина (лат. museum - место ведения философских дискуссий) и в римской культуре. Однако в эллинской и ранней римской культуре широко бытовали и другие названия: академия, лицей, кабинет, союз, посвященный музам. Некоторые знатные и образованные люди устраивали подобные музеи или кабинеты вблизи мест погребения своих предков. Музеи были важнейшими центрами интеллектуальной жизни. Здесь проводились философские диспуты, состязания в ораторском искусстве, соревнования поэтов, музыкантов, спортсменов. Постепенно в музеях накапливались собрания предметов, связанных с награждением, скульптурных и художественных изображений муз и самих победителей. Наряду с такими центрами светской интеллектуальной жизни, коллекции накапливались и в сокровищницах древнегреческих храмов. Как известно, приношения богам составляли неотъемлемый элемент культа в древнегреческой религии. Для храмов стали изготавливать специальные вещи, не употреблявшиеся в быту, а предназначенные только для божества: статуи, вазы, одеяния, ткани, драгоценности, ювелирные изделия, картины, скульптурные изображения людей, животных и богов, инструменты для разнообразных ремесел, жезлы, луки, мечи, шлемы, монеты, мебель, изделия из драгоценных камней, слитки золота и серебра и многое другое. В древнегреческих храмовых собраниях хранились и кости гигантских животных, известных в настоящее время как окаменелости. Олимпийские празднества, посвященные Зевсу привлекали огромное число паломников, непременно совершавших приношения богам, и прежде всего Зевсу. Гости посещали храмы, знакомились с различными памятниками, окутанными древними легендами, а также выставленными из храмовых сокровищниц раритетами. Участники, гости, победители соревнований, паломники жертвовали что-либо храму в соответствии со своими возможностями. Социальное бытование собраний носило ярко выраженный прагматический характер: коллекции выполняли сакральную и презентативную функции. Они использовались в богослужении, в оформлении интерьеров и внешнего облика храмов. Широко бытовавшие в греческой культуре мусические (гр. musike - общее образование, духовная культура) и спортивные состязания сопровождались различными шествиями и празднествами, также оформлявшимися с привлечением храмовых и частных собраний. Широко бытовали и своеобразные «постоянные» экспозиции из храмовых собраний, иллюстрировавшие военные и политические события жизни полиса, например, художественные изображения отдельных сцен Троянской войны либо сюжетов из мифологии. Выставлявшиеся на обозрение различные курьезы- диковинки природы (например, кости вымерших животных) демонстрировались как свидетельства жизни мифологических персонажей. [56. С. 24 ] Переломным периодом для античной истории стал IV в. до н.э. Он был ознаменован сменой демократического полисного управления монархическим. В формировании собраний и их использовании на раннем этапе бытуют традиции древнегреческой культуры. В отличие от древнегреческой традиции пополнения собраний индивидуальными подношениями, доминирующим источником храмовых сокровищниц Рима становились трофеи, захваченные в условиях активных военных действий. В составе коллекций накапливался обширный материал по «чужим», чаще всего современным, культурам и экзотической природе, что в целом способствовало формированию географического кругозора. Абсолютизация единоличной власти, обожествление фигуры царя-правителя ведут к увеличению в составе коллекций доли предметов, игравших роль в самопрезентации личности, и прежде всего царя. Военные трофеи, свидетельства военных побед, а сними и мощи государства, начинают осознаваться как заслуги правителя. В условиях ориентации монархии на военную экспансию важную роль в обществе начинает играть фигура военачальника. Получает распространение практика собирания скульптур древнегреческих полководцев, копирование с древних оригиналов, а также создание по их образу и подобию галереи собственных героев. Со временем это привело к обилию фигур императоров и полководцев на улицах города. Более последовательным и успешным было освоение древнегреческого наследия в области воспитания, образования и науки. Присваивая материальные ценности древних греков, римляне впитывали эллинский дух. Весьма популярным становится посещение районов Греции, богатых прославленными памятниками и традициями. В практике собирания, хранения и презентации древних собраний накапливался и осмысливался опыт работы с предметами, определивший впоследствии основные направления музейной деятельности. Собрания картин, скульптур, резных камней получают различные наименования, этимология которых восходит к особенностям создания предметов: собрания художественных произведений, создававшихся в Древней Греции преимущественно на сосновых досках, получают название пинакотек (гр. pinax - доска, картина и thеke хранилище). По этому же принципу собрания скульптур названы глиптотеками (гр. glyptos - вырезанный, изваянный и thеke - хранилище) и т. д. [56. С. 22 ] К этому же периоду относятся и первые прецеденты адресного «экскурсионного» обслуживания. Так, служитель храма не только следил за сохранностью сокровищ, но должен был рассказывать о них гостям и путешественникам. Таким образом, храм и его сокровищница впервые становились объектами античного «туризма». В практике хранения и показа сокровищ накапливался первый практический опыт их учета. В частности, в отдельных храмах имелись инвентарные описи и даже некоторое подобие будущих путеводителей, а также первые схемы группировки предметов. Например, в афинском Акрополе, в Пропилеях найдены остатки пинакотеки, где картины сгруппированы по художественным школам, что представляет собой прообраз будущей академической экспозиции художественного музея. Характерной особенностью социального бытования памятников в греко-римской культуре было рассмотрение их как общенародного достояния. Это предполагало создание условий для доступа к их осмотру широкой публики. Весьма приветствовались и поощрялись акты дарения собраний храмам либо городу, а также меры по организации широкого доступа не только к храмовым и городским, но и к частным собраниям. Особенно распространенными были дарения коллекций правителями и крупными государственными деятелями. Возникновение первых музеев в Европе связано с Италией, преемницей культуры античности, и прежде всего с городами-республиками Генуей, Флоренцией, Венецией. В ХV-XVI вв. здесь необычайно модным становится коллекционирование, охватившее все слои населения, но особенно- представителей светской и духовной аристократии. Это приводит к формированию в XVI-ХVII вв. первых дворцовых музеев, возникших на базе художественных собраний светских правителей. Особенно выделялся род флорентийских правителей Медичи, ставший своеобразным символом художественного меценатства, а также развитых форм коллекционирования. Собранные его представителями на протяжении ХV-ХVII вв. коллекции составили ядро крупных художественных собраний Европы. Опыт их организации, методов хранения, описания, группировки и экспонирования, накопленный при создании и бытовании первого дворцового музея, широко использовался впоследствии во многих европейских странах. [56. С. 31] Кроме первых музеев, возникших благодаря собирательству и меценатству светской и духовной аристократии, в ХVI-ХVII вв. на территории Италии формируются такие типы собраний, как научная коллекция, дом-музей искусств, дом-музей гуманизма, или галерея портретов выдающихся людей. Наряду со светской аристократией большую роль в возникновении первых музеев в Италии сыграли и представители духовной власти- кардиналы и избиравшиеся ими папы. Многие из них покровительствовали скульпторам и художникам. Более того, некоторые римские папы были страстными коллекционерами предметов античного и византийского искусства, устроителями первых музеев, а также организаторами археологических раскопок Древнего Рима и даже участниками практических работ по реставрации памятников. Становление музея как социо-культурного института шло в условиях глубокого интереса к античному наследию как эталону, высокому идеалу. Существенными фaкторами, стимулировавшими возникновение музеев, явились также Великие географические открытия, познакомившие европейцев с иными культурами и экзотической природой. Наконец, музейные собрания становятся востребованными развивающимся рациональным знанием, и прежде всего естествознанием. Первые музеи возникли на базе частных собраний светских и духовных правителей. Наиболее значительные из них положили начало формированию крупнейших художественных собраний Европы. Концепция дворцового музея предполагала формирование образа просвещенного правителя, соответствовавшего гуманистическим идеалам культуры Возрождения. Девиз «Оружие и ученость» символизировал соединение храбрости и доблести правителя в военное время с «высоким досугом» (интеллектуальным трудом) в мирных условиях. «Высокий досуг» предполагал знакомство с миром окружающей природы, современной и древней культурой. Акцент на культуре античности как высоком идеале, наиболее ярко выраженный в собирательской деятельности правителей Италии и Франции, способствовал созданию в этих странах высоких образцов современного искусства, становившихся предметами музейного коллекционирования. Первые дворцовые собрания этих стран представляли собой частные музеи, включавшие античное и современное искусство (живопись, скульптуру), а также природный («натурный») материал. В дворцовых музеях ряда правителей династии Габсбургов, а также в английских королевских собраниях ведущей тенденцией презентации правителя являлась идея прославления военной мощи страны и воинской доблести ее главы. Поэтому в составе коллекций частных дворцовых музеев этих стран преобладали экспонаты, связанные с войной, например, оружие, портреты выдающихся военачальников и др. Такие собрания (оружейные комнаты, пантеоны славы, коллекции военного оружия и др.) заложили основы для возникновения впоследствии специфических военных музеев. Эпоха Возрождения создала первые прецеденты использования музейных собраний в исследовательской практике и учебном процессе. В XVII в. возникают университетские музеи, совмещающие в своей концепции исследовательскую и образовательную функции. Возникновение и бытование музеев положило начало зарождению музейной науки: формированию ее терминологического аппарата, организации хранения разных видов памятников, способов их презентации, созданию первых схем музейной типологии. Основными адресатами первых музеев были представители высших социальных слоев: светские и духовные иерархи, а также интеллектуальная элита - скульпторы, художники, архитекторы, исследователи. [56. С. 52] Эпоха Возрождения характеризуется развитием такой формы бытования и музейного представления наследия, которая в современной терминологии обозначается как недвижимые археологические памятники, или археологический раскоп. Они представляют собой презентацию феноменов истории и культуры in situ (лат. - в месте нахождения). Кроме вышеупомянутых археологических раскопок в районе Ареццо, направленных на поиск предметов культуры этрусков и античности, широкое распространение получает программа более масштабного воссоздания реалий культуры Древнего Рима. В частности, при покровительстве папы Юлиана II живописцем и архитектором Рафаэлем Санти была предложена программа организации работ по «планомерному раскрытию» памятников античности в Риме с целью превращения его в специфический музей древнего города. История музеев содержит примеры систематизированных собраний. Однако подавляющее большинство музейных коллекций были бессистемными, что в целом отвечало состоянию рационального знания, находившегося на стадии эмпирического собирания и первого осмысления материала. «Нормой» были в большинстве своем бессистемные собрания, сгруппированные на основе так называемого казового интереса, или по принципу «красивости». В этом смысле экспозиции многих музеев напоминали витрины антикварных лавок, в которых вещи отбирались и выставлялись в соответствии со вкусами владельца. В эпоху Возрождения обозначились и определенные взаимоотношения музея и посетителя, получившие в современной музейной науке определение музейная коммуникация. Первые музеи, возникшие как частные дворцовые собрания светских и духовных иерархов, были адресованы сравнительно узкому кругу представителей интеллектуальной элиты. [56. С. 49 ] Использование музейных коллекций наукой привело к формированию и развитию профильного музея эпохи Просвещения. Именно в нем закладывается фундамент музееведения как науки, первоначально представлявшей собой вспомогательную по отношению к естественной истории дисциплину. В литературе это направление нередко называют профильным музееведением. Именно в профильном музее формируются научные основы описания, атрибутирования, систематизации музейных предметов. [56. С. 186 ] Необычайно плодотворным для музееведения был и опыт профильных музеев в области теории комплектования. В свою очередь, профильные музеи, являясь фактографической базой для исследований, способствовали становлению новых наук и научных дисциплин, а в ХХ в. они сыграли ведущую роль в возникновении многих отечественных академических институтов. В структуре музееведения эпохи Просвещения активно развивались его разделы, направленные на обслуживание предметного знания. Они составили методический базис для таких направлений музейной деятельности, как комплектование, научное описание, обеспечение физической сохранности предметов, разработка справочного аппарата. Направления деятельности по работе с посетителями, известной в настоящее время как музейная коммуникация, в рамках профильного музееведения того периода еще не существовало. Это вполне естественно, если учесть, что основным посетителем музея и пользователем коллекций был профессиональный исследователь. Появление первого музея в России восходит к началу XVIII в. и связано с реформаторской деятельностью Петра I. Первооснову Кунсткамеры составили три коллекции, купленные лично Петром I либо по его поручению в Германии и Голландии. Они представляли собой собрания, описанные и систематизированные в соответствии с представлениями естествознания того периода. В их числе - ботанические и зоологические коллекции амстердамского аптекаря Себы; коллекция минералов, раковин, драгоценных камней и янтаря, купленная в Данциге (Германия) у доктора Готвальда; знаменитая анатомическая коллекция амстердамская анатома Рюйша, отдельные экспонаты которой и в настоящее время представлены в музее. Последняя включала наряду с предметами флоры и фауны ок. 2 тыс. анатомических препаратов нормального и аномального развития человека, ценных для изучения природы различных заболеваний. Вся последующая политика Петра I в области комплектования Кунсткамеры была направлена на пополнение ее собраний отечественными материалами по естественной и социальной истории Российского государства. Обретение академического статуса определило концепцию музея как фактографической базы науки, а также новые принципы комплектования. В рамках Петербургской академии наук основу комплектования музея отныне составляют регулярные академические экспедиции, организуемые в соответствии с тематикой и программой научных исследований. На протяжении XVIII в. Академией наук осуществляется серия экспедиций в мало исследованные либо вообще не изученные окраины российского государства. Собранный на протяжении десяти лет материал послужил основой для создания крупных монографических работ в области естественной истории, получивших признание европейской науки. Структура фонда академического музея в конце XVIII в. была двусоставной: он включал материалы социальной и естественной истории. Природная часть, резко увеличившаяся уже после Великой северной экспедиции, составляла самостоятельную структуру музея - Натуркамеру. В ее пределах коллекции состояли из трех групп собраний, соответствующих трем царствам природы. Как отмечалось выше, это деление закрепляли и издавшиеся на протяжении XVIII в. каталоги. В музее существовала также обширная библиотека, комплектовавшаяся за счет интенсивных закупок отечественной и зарубежной литературы. Кроме того, для академии и музея были выполнены переводы наиболee важных справочных и монографических работ напримep, многотомной «Естественной истории» Ж. Бюффона директора Королевского сада «натуралиев» в Париже). [56. С. 63 ] Екатерина II покупала произведения искусства целыми собраниями. С эпохой Просвещения связан значительный рост музейных собраний. У Екатерины II возникает потребность перещеголять своей коллекцией собрания других могущественных монархов, например Людовика XIV. Из казны выделяются значительные суммы на пополнение коллекций, ведется поиск раритетов через сеть корреспондентов в европейских столицах, собирается информация с рынка торговли предметами искусства. Два зала Зимнего дворца отводятся под экспонирование естественнонаучных коллекций. Собрание Эрмитажа пополняется полотнами Гюбера Робера, Жан-Батиста Грёза, завещанной библиотекой Вольтера и купленной библиотекой Д. Дидро. По великосветской моде XVIII в. двухэтажный павильон, скрытый от чужих глаз, называют эрмитажем (с фр. ermitage - уединение). За дворцовым собранием так и закрепилось это название. [34. С. 87 ] Малый Эрмитаж был построен в 1769 г. Валленом-Деламотом в стиле классицизма. Именно Малый Эрмитаж, ставший основой знаменитого на весь мир собрания, дал название всему музейному комплексу. Здание Старого Эрмитажа, отстроенного в 1771-1787 гг., было выбрано на набережной Невы специально для хранения разросшихся коллекций. Дворцовый музей, будучи собственностью императорской фамилии и замкнутым собранием художественных ценностей, начал открываться для широкой публики. Характер музейной политики в первой четверти ХIХ в.: · закладывается основа всех значительных коллекций Эрмитажа · формируются музейные службы по систематизации фондов, реставрации · происходит пополнение музеев профессиональными кадрами, людьми знающими и преданными искусству и музейному делу · государство финансирует деятельность музеев: ежегодная сумма, отводимая на содержание и обслуживание Эрмитажа, составляла 20 900 рублей · складываются коллекции русской живописи и скульптуры, музеями осуществляется покупка авторских работ художников · практика дарения и завещания чacтных коллекций, т.е. благотворительные акции, заложила основу крупнейших российских музейных собраний. В 1825 г. были установлены правила «для порядка в Эрмитаже», предусматривающие дежурство в залах, охрану экспонатов, что входило в обязанности гоффурьеров, и оговаривались часы посещения музея. Публика могла осматривать галереи с 12.00 до 15.00 зимой и с 12.00 до 18.00 летом, копировальщики работали с 9.00 до 17.00 зимой и с 8.00 до 20.00 летом. В 1826 г. печаталось до 600 входных билетов, что допускало до 4 тыс. разовых посещений музея, не считая копиистов. Хорошо знал и любил Эрмитаж АС. Пушкин, получивший благодаря хлопотам В.А Жуковского постоянный билет «на всю вечность». Посещение залов Эрмитажа до 1825 г. было сопряжено с меньшими формальностями, чем в эпоху Николая I, когда осуществлялся тщательный надзор за тем, чтобы разрешение выдавалось только лицам «достойным и известным». До 1831 г. регламент предписывал, чтобы посетители были одеты пристойно и опрятно, позже публике надлежало быть во фраках и мундирах. К концу царствования Александра I в богатейшее собрание произведений искусства Эрмитажа было внесено некоторое оживление, само здание музея перестроено, его убранство пополнено перенесенными из Михайловского замка мебелью, коврами, хрусталем, бронзой. По распоряжению Николая I из Эрмитажа было перевезено 700 шедевров для украшения интерьеров во дворцах Гатчины, Павловска, Царского Села, Петергофа. В 30-40-е годы XIX в. была предпринята перестройка нового здания музея Эрмитаж. Архитектура здания Нового Эрмитажа совмещала в себе элементы античной классики, ренессанса и барокко. Торжественная церемония открытия музея Эрмитаж состоялась 5 февраля 1852 г. В том же году было завершено строительство здания Нового Эрмитажа, которое поражало своими размерами и роскошью отделки. В собрание вошли археологические коллекции «Древности Боспора Кимерийского», найденные на юге России в 30-е годы. По-прежнему небольшими были размеры отдела русской живописи. Властью Эрмитаж был официально признан музеем, но билеты для посещения выдавались придворной конторой. На первом этаже экспонировались памятники античной древности, на втором размещалась картинная галерея, в которой произведения живописи были развешаны в порядке, отвечающем исключительно декоративному вкусу. С 1849 г. обязанности куратора, осуществлявшего надзор за коллекцией, выполнял Федор Бруни, в его бытность было продано 1219 полотен из собрания. С 1863 г. куратором был историк Сергей Гедеонов, обладавший профессиональными навыками. При нем были сделаны существенные приобретения: «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, «Мадонна Коннестабиле» Рафаэля Санти. [34. С. 94 ]нной поворот в сторону глубокой социализации музея происходит во второй половине ХIX начале ХХ в. В этот период формируется новое направление музейной деятельности, развивающее возможности музея как канала культурной коммуникации. В это время возникает и утверждается концепция музея как просветительского учреждения. В спектре основных видов музейной деятельности складываются и развиваются новые направления и программы, связанные с разработкой тематики просветительских программ и методов работы с различными категориями посетителей. Теоретическое обобщение опыта различных музеев - университетских, школьных, детских, земских исторических, художественных - способствовало возникновению новых смежных дисциплин. Так, в структуре музейной науки появляются музейная педагогика; музейная социология, использующие методы общественных наук. В 60-е гг. ХХ в. в теории и методах музееведения начинают успешно применяться положения общей теории коммуникации, математической теории связи, адаптированные к проблемам оптимизации работы с посетителем. В практике различных музеев, а также в литературе предлагаются схемы музейной коммуникации, адресованные разным категориям посетителей. Дальнейшее использование музейной наукой методов точных дисциплин шло по линии внедрения новых информационных технологий, и прежде всего электронных (компьютерных), по всем направлениям музейной деятельности. Музейная информатика является в настоящее время самостоятельным разделом музейной науки и активным направлением практической деятельности. Созданные в большинстве музеев отделы информатики осуществляют обширные программы компьютеризации таких направлений, как кoнсервация и реставрация, создание мультимедийных продуктов для просветительских программ, формирование электронных баз данных (компьютеризация фондов) по музейным фондам и др. [56. С. 187 ] Более того, развитие электронных технологий открыло дополнительные возможности доступа к музейным собраниям, что не только дало возможность устройства виртуальных выставок, но положило начало формированию виртуального музея. Наконец, в последние десятилетия в условиях формирования рыночной экономики в сферу музейного управления внедряется инструментарий таких наук, как экономика и управление, все более обретающих контуры и статус соответствующей смежной дисциплины - музейного менеджмента. [56. С. 187 ] Выделяют следующие периоды, которые соответствуют развитию музейного дела в совокупности стран и материков в целом: . Предмузейное собирательство (архаическое или первобытное общество, древний мир, средневековье); . Становление музея как социокультурного феномена (ХV в. - 80-е гг. ХVIII в.); . Выделение музейного дела в самостоятельную отрасль культуры и массовое появление публичных музеев как результат реализации программных требований представителей либеральных и радикальных слоёв общества развитых и развивающихся стран (90-е гг. ХVIII в. - 10-е гг. ХХ в.); . Дальнейшее развитие музейного дела и оформление музееведения (музеологии) как научной дисциплины (с 20-х гг. XX в. по наши дни). Эволюция музеев наглядно свидетельствует, что их появление и развитие связано с эстетическим удовольствием, восхищением. Затем все более начинает осознаваться их образовательная и воспитательная сущность. В различные эпохи с появлением новых мировоззренческих доктрин меняется и роль музеев.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.138.214 (0.012 с.) |