Технология плоскорельефной резьбы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология плоскорельефной резьбы



 

Школьников разного возраста привлекает вырезание творческих композиций с сочной светотенью, глубокими подрезами, с выявлением пластики древесного рельефа. В этом случае они обращаются к плоскорельефной резьбе.

Плоскорельефная резьба более сложная по сравнению с другими видами. В этом виде резьбы фон находится на одном уровне, а по отношению к нему отдельные участки изображения выступают на различную высоту. Там где глубина большая, участки темнее, более выступающие части освещены сильнее, а в глубоких зауженных участках лежит плотная тень. Поверхность плоскорельефной резьбы получается в разной степени освещённой или затемнённой, что придаёт ей особую выразительность.

Плоскорельефная резьба характерна для русского деревянного зодчества. Нарядные узоры на избах превращали её в сказочные терема. При сочинении рисунка для резьбы нужно учитывать не только контуры изобразительных элементов, но и очертания промежутков фона между ними, так как фон в этих местах будет тёмным, затенённым, активно контрастируя со светлыми выпуклыми элементами.

Инструменты для резьбы должны быть особенно острыми, чтобы оставлять сочный, маслянистый срез на дереве. Ведь эта резьба ничем не шлифуется и идёт под отделку сразу после работы стамесками. Если инструмент тупой, при отделке обнаружатся шероховатости, заусеницы, от которых трудно будет избавиться. Лучшим материалом для занятий этой резьбой со школьниками является липа, осина, берёза, иногда сосна.

Порядок выполнения плоскорельефной резьбы включает несколько стадий. Рассмотрим их на примере резного цветка.

1. Рисунок, подготовленный в натуральную величину будущей резьбы, переводят на выстроганную заготовку с помощью копировальной бумаги, бывшей в употреблении и имеющей серый цвет. Заготовку с рисунком надёжно закрепляют, так как при работе обе руки резчика будут заняты инструментами.

2. Надрезание и подрезание контуров изображения. Вначале углубляют все контурные линии и границы резных плоскостей на изображении, а затем сам рисунок отделяют от фона прорезной канавкой. Прямолинейные и плавно изогнутые контурные углубления делают косым ножом, сначала наклоном его в одну сторону (надрезание), а затем в другую (подрезание). Нож в этом случае проходит справа и слева от линии рисунка, так что она оказывается в середине проделываемой полоски.

На рассматриваемом примере прорезают контурные канавки в середине между листьями. Между соединяющими лепестками в цветах, отделяются стебли от головок цветов. Здесь поможет приём работы стамеской, отработанный при выполнении кудринской резьбы. Если рельефное изображение заключено в рамку, которая как и основной рельеф выступает над фоном (как в нашем случае), то вокруг неё так же выполняют контурный надрез: на прямолинейных участках - ножом, на поворотах - полукруглой стамеской. Вначале делают угловые скругления, а затем между ними по линейке осуществляют прямой надрез. Это похоже на выполнение сопряжений в черчении, только в роли карандаша или рейсфедера выступают резные инструменты. При надрезании очертаний рамки ручки инструментов несколько отклоняют за пределы резного поля. подрезание ведется отлогой полукруглой стамеской в направлениях, перпендикулярных линиям надреза.

3. Окружив углублённой канавкой изображение и рамку, удаляют выпуклости фона. Работают полукруглыми стамесками, срезая фон до необходимой глубины во всех направлениях, как только удобно - вдоль, поперёк волокон, под углом к ним.

Когда фон углублён до нужного уровня, начинают моделировать изображение. Для этого хороши все инструменты. Иногда пользуются косым ножом, заоваливая им высокие края резьбы; для выборки мягких углублений понадобится отлогая широкая стамеска, в другом месте будет необходимо дать продольные углублённые прорези узкой полукруглой стамеской.

В нашем примере наружные края лепестков и листьев удобно срезать и заовалить широкой плоской стамеской, кое - где подправляя косым ножом. Этими же инструментами моделируют стебли и круглые серединки цветов, а внутренние углубления лепестков, идущие к серединке цветка, делают полукруглыми стамесками. Некоторые жёсткие углублённые жилки на листьях и лепестках выполняют косым ножом в виде контурных порезок. Серединки цветов срезают частыми взаимно перпендикулярными контурными канавками с помощью специальных резаков.

Если нужно сделать плоскорельефную фактуру более глубокой, резко выраженной, производят обжиг несколько раз, чередуя его с прочисткой щёткой. Особенно выразительно декоративная структура проступает при обжиге хвойных пород (лиственницы, сосны, ели). На лиственных породах (липа, осина, ольха, берёза) слои выражены слабее, поэтому при обжиге резьбы лишь приобретает тёмный фон без заметных рельефных изменений.

Плоскорельефной резьбой от простейших растительных орнаментов и узоров до сложных многофигурных сложных композиций покрывают самые различные плоскости.


Технологические карты

Таблица № 2

№ п/п Последовательность выполнения работы Графическое изображение Инструменты и приспособления
1 2 3 4
1 Выбрать пиломатериал (доски) с учетом припусков на обработку и отпилить ее по длинам.   Рулетка карандаш станок - фуговал. ножовка угольник верстак
2 Разметить и прострогать по пласти и кромкам пиломатериала (досок).   Рулетка карандаш фуговаль- станок. ножовка угольник верстак
3 Выбрать четверть на стажке. Распиловка торцов досок под углом 45* для соединения потом в рамку. Обработать.   стусло угольник карандаш фреза линейка наждачн. бумага верстак
4 Собрать и склеить доски-рейки в рамку на шканты. Применив в данное приспособление и стянуть. Дать сохнуть.   Присрособление. шканты-8шт. угольник карандаш клей-ПВА шнур верстак

Продолжение таблицы № 2

№ п/п Последовательность выполнения работы Графическое изображение Инструменты и приспособления
1 2 3 4
5 Подгонка зеркального полотна к раме, обработка, шкурение. Распиловка ДВП для задней стенки, подгонка.   Верстак карандаш ножовка зеркало ДВП рубанок угольник наж. бумага
6 Подготовленный рисунок - шаблон (узор). Переводим на раму. Вырезаем плоско-рельефный узор на рамке. Подрезаем, выбираем узор.   Шаблон-узор, верстак, карандаш резцы по резьбе, наж. бумага, приспособление
7 Нарезанный узор - подщищаем морению, защистке. Лакирование изделия несколько раз.   верстак, резцы, нож. бумага, лаК ПФ, марилка, ножницы
8 Сборка готового изделия в зеркало и в ДВП. Навеска петлей.   Верстак, резцы, отвертка, навесы, шурупы, шайбы, нож. бумага, лак ПФ

Экономическая часть



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.005 с.)