Материалы для резьбы по дереву 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материалы для резьбы по дереву



Для различных видов резьбы по дереву могут приме6няться разнообразные древесные породы: липа, осина, ольха, берёза, сосна, ель, лиственница, ясень, дуб и ряд других более редко встречающихся пород.

Липа. Древесина липы мягка, однородного строения, достаточно вязкая. Она одинаково легко режется вдоль и поперёк волокон, благодаря чему издавна считается одной из лучших резных пород. Из этого материала можно создавать токарные, строганные, долблёные изделия, а так же выполнять узоры буквально ювелирной тонкости.

Липа хорошо тонируется в любой цвет водными составами, отлично полируется. Весьма выразительный декоративный эффект даёт сочетание полированных и матовых участков липы, например, в кудринской резьбе.

Древесина липы пригодна для трёхгранно - выемчатой, кудринской, яворовской, контурной, рельефной резьбы.

В школах, расположенных в районах народных художественных промыслов, липа хорошо знакома учащимся.

В связи с тем, что древесина липы имеет большое промышленное значение, она редко попадает в мастерские массовых школ, поэтому руководители могут использовать осину.

Осина. Древесина осины белая, светящаяся. Осина легко режется и обладает всеми качествами, необходимых для выполнения различных работ.

Издавна осину использовали в строительстве и в кустарном производстве. Например, мастера Нижегородской губернии в конце XVII - века применяли осину для изготовления прялок, ставших впоследствии известными под названием Городецких. Основа прялки (донце, головка, гребень) выполнялись из осины, которая декорировалась врезками из тёмного морёного дуба и упругими, напряжёнными порезками геометрической резьбы.

Осина наиболее часто встречается среди пиломатериалов, получаемых школьниками по фондам. Осиновая тарная дощечка идёт на упаковку различного оборудования, приобретаемого школой. Это отличный материал для занятий, стоит его лишь немного подсушить.

Так же как и липа, осина хорошо тонируется в любые цвета и отлично выглядит под прозрачной отделкой. Кроме того, следует учитывать и собственный серебристо - светящийся цвет древесины, который в резных изделиях не требует никакой дополнительной отделки, кроме лёгкого закрепления от пыли.

Интересным материалом для резных работ считается древесина серой и чёрной ольхи, отличающаяся однородностью и вязкостью.

древесина чёрной ольхи буровато - красного цвета. Она широко используется в производстве фанеры, идёт на изготовление мебели. Серая ольха имеет сероватый оттенок. Её физические свойства близки к свойствам древесины чёрной ольхи, так как в большинстве случаев толщина ствола серой ольхи не превышает 30 см, а в деревообрабатывающей промышленности она применяется редко. Сельские школы имеют большие возможности в обеспечении учеников этим материалом. Поленья нужно распилить поперёк на отрезки требуемой длины, расколоть, высушить, а затем, обработав вручную или на фуговальном станке, наносить на них резьбу.

Ольха хорошо точится на станке. Делать на этой древесине резьбу - одно удовольствие.

Липа, осина, ольха - древесные породы, которые можно рекомендовать для уроков художественной обработки.

Берёза - материал, который чаще других может встретиться в школе. Этот материал неохотно используется на строительные, хозяйственные нужды школ, и он остаётся в большом количестве, чем другие породы. Берёза режется чисто, хорошо шлифуется, тонируется и отделывается. Она пригодна для самых различных резных работ. По крайней мере, все виды резьбы могут выполняться на берёзовой древесине.

Дуб нередко используется для рельефной скульптурной резьбы. Несмотря на крупнотекстурное полосатое строение, он обладает однородной плотностью на тёмных и светлых участках годичных слоёв, вязкостью и необычайной прочностью.

Дуб, как и другая порода - ясень, из-за высокой твёрдости редко применяется в школьной практике, но известны случаи активной работы старшеклассников с этими материалами.

Хвойные породы - интереснейший материал для резных работ. Они не подходят для конкурной резьбы, так как имеют не равномерное строение, не позволяющие получить плавную, текучую линию. Кроме того их текстура слишком активна, в ней теряются изящные линии контурной резьбы. Трудно на такой древесине делать и Яворовскую резьбу. Только трёхгранно - выемчатая, рельефная и кудринская резьба получаются на хвойных породах очень декоративно.

Лиственница значительно твёрже сосны и поэтому режется труднее, но на срезах даёт красивое сочетание древесных волокон. На каждом срезе хвойных пород возникает причудливая игра текстуры, обогащающая декоративную композицию.

Не редко приходится слышать, что древесина хвойных пород совершенно не погодна для геометрической резьбы. С этим нельзя согласиться, так как и история народного искусства, и работы современных художников, и изделия школьников убеждают в обратном.

Трудностей в работе с сосной при выполнении геометрической резьбы не будет, если научиться угадывать направление среза, т.е. Резать не навстречу волокнам, а как бы соскальзывать по ним (по принципу строгания рубанком).

Нужно также иметь в виду, что характер древесного рисунка сказывает существенное влияние на вид, форму и величину элементов задуманной композиции. Например, при работе с сосной, лиственницей и другим хвойным породам с ярко выраженной текстурой. Характер вырезаемых узоров должен быть крупным, сочным, достаточно глубоким. Это связанно, во - первых, с тем, что на срезах текстура выделяется очень яркими, выразительными линиями, вмешиваясь в рисунок узоров, поэтому мелкие элементы теряются в этих текстурных разводах, и резьба почти не просматривается. Во - вторых, древесина хвойных пород очень хрупка и не равномерна по плотности. Она легко скалывается по слою, от чего работа становится неопрятной. При крупных элементах эти недостатки исключаются.

Что касается таких пород, как липа, осина, берёза, то они могут быть покрыты тончайшим узором, который не забивается природным рисунком волокон, так, как их древесина равномерно гладкая и достаточно вязкая, чтобы не скалывались мелкие элементы.

Конечно не только названные породы пригодны для резных работ, хотя они наиболее распространённы в большинстве раинах страны. В то же время есть места, где нет этих пород, а есть другие, например: пихта, кедр, орех, бук, тис. их тоже можно успешно использовать в работе.

Учащиеся ряда школ, расположенных в районах деревообрабатывающих предприятий, где строгают древесину на шпон, имеют возможность работать с отходами фанерного производства.

Эти материалы весьма разнообразны по цвету и текстуре, объединяются в условные группы, носящие название "красное дерево", "лимонное дерево", "чёрное дерево". Как правило, они очень прочные, режутся с трудом, мелкие элементы резьбы часто скалываются, но богатейший насыщенный цвет этих пород со всевозможными переливами струйчатой текстуры покрывает все эти недостатки. С какими породами, если они имеются, рекомендуется работать старшеклассникам.

В сельской местности, и в городских районах в местах застроили старых кварталов новыми домами нередко можно запастись

древесиной яблони, груши, сливы.

Древесина должна быть хорошо высушена для резьбы. если резать по сырой древесине, сам процесс будет идти легче, но при высыхании изделие может растрескаться. По сухой древесине резать труднее, но резьба сохраняется надёжно.

Наиболее просто сушить древесину на открытом воздухе под навесом, закрасив торцы маслинной краской. Закладывать материал на сушку лучше в конце учебного года, чтобы за лето он высох.

 

Инструменты резчика

При художественной обработке материалов используются традиционные столярные и слесарные инструменты, а так же станочное оборудование учебных мастерских. Вместе с тем, каждый из видов декоративно - прикладного искусства связан с некоторыми специальными инструментами.

Здесь рассматривается минимальное количество инструментов. В своей педагогической деятельности руководители могут не ограничиваться этим количеством и создавать другие, нужные в работе инструменты и приспособления. При их проектировании нужно учитывать основные причинные факторы, диктующие конструкцию и форму инструментов, их функциональные, эргономические, эстетические свойства. Инструменты должны быть удобны в работе, чтобы в процессе занятий школьники не уставали и не получали травмы. Немаловажным фактором является так же доступность в исполнении учащимися спроектированных инструментов.

Предлагаемые далее инструменты и приспособления нетрудно выполнить учащимся самостоятельно в школьных мастерских.

Геометрическая и контурная резьба выполняется одним косым ножом (резаком). Он имеет вид стамески или сапожного ножа. Можно переточить в резак обычную плоскую стамеску. Наиболее просто сделать косой нож из обломков полотен слесарных ножовок, которые скапливаются в мастерских. Обломки длиной 150 - 160 мм затачиваются под углом от 45 до 60 градусов. Нож с меньшим углом заточки применяется для контурной резьбы и для выполнения мелких геометрических порезок.

Чтобы ножом было удобно работать, ему нужно сделать деревянную ручку. Полотно ножа обкладывается строганными деревянными планками толщиной 5 - 7 мм и шириной несколько большей размеров полотна. Чтобы полоса металла надёжно держалась между планками, в одной из них узкой стамеской выстругивается желобок по ширине и толщине полотна. Обе половинки ручки склеиваются (клей столярный, нитроцеллюлозный, ПВА), зажатые на время склеивания в тисках или зажимах верстака. Затем ручка обрабатывается рубанком, покрывается лаком и просушивается.

Нож можно сделать из железки для отборника или из небольшого плоского или ромбического напильника. В учебных мастерских во время работы на фрезерных станках нередко ломаются отрезные фрезы. Эти обломки так же могут служить отличными лезвиями для косого ножа.

Помимо перечисленных исходных материалов, имеющихся в мастерской любой школы, рекомендуется использовать специальные наборы для резьбы, выпускаемые нашей промышленностью, например резцы для работы по дереву.

Для кудринской и рельефной резьбы, помимо ножа - резака используются полукруглые стамески с радиусом округления от 3 до 12 мм. Если нет возможности их купить или заказать на заводе, стамески можно изготовить в учебных мастерских. Делаются они из полукруглых и круглых напильников.

Так как с внешней стороны они уже имеют заоваленную форму, остаётся сделать немного. Если напильник круглый, его стачивают на электронаждаке, до полукруглого (на расстоянии 50 - 60 мм до конца). Дальше с обоими типами напильников работа идёт одинаково - удаляют насечку, выбирают желобок и делают удобную ручку.

Желобок выбирается на электронаждаке ребром круга. Если при этом напильник держать неподвижно, то будет выбран желобок угловой формы, что нежелательно. Поэтому напильник нужно всегда поворачивать вокруг оси, моделируя заоваленное полукруглое углубление. Желобок достаточно проточить на протяжении 40 - 50 мм от конца, постепенно сводя его на нет.

Стамески можно делать и из трёх - или четырёхгранных напильников. В этом случае работы несколько больше, так как эти формы нужно довести до полукруглой, а затем уже выбирать желобок.

Полукруглые стамески получают из обыкновенных плоских, которые часто встречаются в продаже. Если они широки, их следует обузить на наждаке и переточить в полукруглые. Рабочий конец стамески затачивается так, чтобы его края были заовалены и хорошо отточены до высоты 5 - 6 мм. Это связано с тем, что в кудринской резьбе работа не только передней кромкой, но и боковыми краями.

Лезвие стамесок должно быть идеально острым, зеркально отполированным, иначе древесные волокна будут не перерезаться, а рваться, заминаться, участки резьбы - выкрашиваться.

Ручка у стамески может быть из любого материала - дерева, металла, пластмассы и т.д. Она должна быть гранёной, так как при кудринской резьбе приходится делать вращательные движения со значительными усилиями.

Ручка без гранений может прокручиваться в ладони, а рука будет быстро уставать от излишнего напряжения. Чтобы не было мозолей грани нужно заовалить.

Хранить инструменты следует так, чтобы их лезвия не соприкасались. Удобен для этого плотный холщовый футляр, где для каждой стамески и ножа отведён отдельный кармашек. Инструменты располагают черенками (ручками) в разные стороны.

Три - четыре стамески и косой нож позволяют начать работу над резьбой. Постепенно количество инструментов может увеличиваться, что расширит возможности учащихся в реализации творческих замыслов.

Если есть возможность, лучше заказать стамески на предприятии. Кроме того могут потребоваться и широкие пологие полукруглые стамески, которые можно изготовить на наждаке из обыкновенных плоских.

Процесс изготовления и использования рассмотренных инструментов и приспособлений позволяет учащимся, занимающимся художественной обработкой материалов, приобрести целый ряд трудовых навыков, познакомиться с различными технологическими процессами, приобщиться к созданию общественно - полезных изделий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.018 с.)