Анализ программ декоративной обработки древесины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ программ декоративной обработки древесины



 

В настоящее время на первый план деятельности школы выдвигается трудовое воспитание и обучение, в том числе средствами искусства. Оно играет важнейшую роль в гражданском становлении, нравственном формировании личности, в выработке осознанного отношения подростков к учебе, подготовке их к вступлению в самостоятельную жизнь.

Комплексный подход к постановке всего дела воспитания является на современном этапе развития школы методологическим принципом организации ее воспитательной работы, важнейшим условием всестороннего развития личности школьников. Существенное значение в осуществлении единства эстетического и трудового воспитания школьников, в их духовном развитии имеют занятия декоративно-прикладным искусством, основанные на народном творчестве.

Декоративно-прикладное искусство — это обширная область искусств, которая служит художественному формированию материальной среды, создаваемой человеком, способствует внедрению в нее эстетического и идейно-образного начала. Произведения декоративно-прикладного искусства наряду с делением их по практическому назначению (утварь, мебель, ткани, орудия труда, одежда и т. д.) классифицируются по материалу (дерево, металл, керамика, текстиль) и по технике выполнения (резьба, роспись, чеканка, инкрустация, мозаика и т. д.). Благодаря соединению техники, технологических приемов обработки материалов с художественным творчеством и искусством достигается особая декоративная красота и выразительность предмета.

В школьных занятиях декоративно-прикладным искусством заложен высокий воспитательный потенциал. Раскрывая огромную духовную ценность изделий народных мастеров, такие занятия формируют эстетический вкус школьников, позволяют вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. Так в процессе занятий различными видами декоративно-прикладного искусства органически сочетаются и связываются задачи эстетического и трудового воспитания школьников.

Существует немало видов художественной обработки материалов. Однако далеко не каждый из них может войти составной частью в содержание занятий общеобразовательных школ в качестве одного из воспитательных средств. Они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Виды декоративно-прикладного искусства, используемые в воспитательной работе общеобразовательной школы, при высоких эстетических качествах должны быть доступны школьникам по своим художественным и технологическим характеристикам, по затрате физических усилий. Однако наряду с доступностью и посильностью эти занятия должны обладать потенциальным запасом сложности, чтобы каждое из выполняемых заданий велось по дидактическому принципу обучения на высоком уровне трудностей, позволяющему полнее раскрыть духовные и физические силы школьников.

В школе должны находить место такие виды декоративно-прикладного искусства, в процессе освоения которых устанавливались бы прочные межпредметные связи и получали практическое применение и дальнейшее развитие знания, приобретаемые школьниками на уроках по различным дисциплинам. Занятия декоративно-прикладным искусством должны основываться на знаниях, приобретенных учащимися на уроках изобразительного искусства, черчения и технологии, физики и химии. При работе над декоративными композициями учащиеся могут воспользоваться знаниями из области ботаники, биологии, истории, литературы и других учебных дисциплин. Вместе с тем немалое значение имеет соответствие выбранных видов декоративно-прикладного искусства требованиям школьной гигиены и безопасности труда, возможности проведения занятий в учебных мастерских и кабинетах. Непременным условием является также доступность материалов и малое количество инструментов, применяемых для создания изделий.

В нашей стране, богатой лесами, дерево всегда было однимиз самых любимых материалов для изготовления посуды, мебели и других предметов домашнего обихода. Пониманиеего пластических качеств, красоты текстуры развивалось в творческом опыте многих поколений народных мастеров. Каждый традиционный центр народной резьбы по дереву отличался своеобразными художественно-стилистическими чертами, основанными на особых исторических, культурных, географических, природных, экономических условиях развития края. Издавна сложившиеся способы художественной обработки дерева, традиции образной пластической выразительности форм, орнамента, замечательное мастерство резьбы по дереву в наши дни развивают современные художники и мастера народных художественных промыслов.

Программа курса "Резьба по дереву" ставит своей целью вовлечение учащихся в занятия по художественной обработке дерева, развивая их творческие способности, расширяя их знания о традиционных художественных промыслах, обучение практическим навыкам резьбы по дереву, умению создавать собственные творческие композиции.

Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнять учащимся, развитие у них уже с первых занятий творческого отношения к работе.

Большое внимание уделяется в данной программе эстетическому воспитанию учащихся, формированию у школьников системы художественных представлений, взглядов и убеждений, помогающих выработать истинные критерии эстетических ценностей.

Занятия носят, в основном, практический характер. На сообщение теоретических сведений отводится не более 20 процентов учебного времени. Они связаны как с изучением видов художественной обработки материалов, так и с практической работой.

Наряду с учебной деятельностью рекомендуется и внеучебная работа в кружках, студиях и т.д. При работе кружка большое внимание необходимо уделять практическим занятиям. На них учащиеся будут совершенствоваться приобретении практических навыков обработки дерева и других конструкционных материалов, заниматься разработкой и изготовлением различных творческих работ.

Одним из важнейших вопросов, который приходится решать в ходе планирования учебной или кружковой работы, является подбор объектов труда для школьников. Это довольно сложная проблема, так как необходимо учитывать множество факторов:

1) социальная значимость изделия;

2)соответствие технологии изготовления программе и способностям учащихся;

3) наличие в мастерских нужных материалов, инструментов и приспособлений;

4) соответствие формы и декора содержанию изделия и принципам оформления;

5) возможности вовлечения учащихся в процессе работы в активную мыслительную (в частности, творческую) деятельность.

Социальная значимость изделия не случайно названа первой, ибо это довольно объективное обстоятельство, которое не поддается корректировке в такой же мере, как и остальные перечисленные выше критерии. Если, например, технологию изготовления изделия можно в определенных пределах изменять, материальную базу усовершенствовать, выбирать подходящую форму изделия и методику проведения работы, то значимость определена потребностями общества, школы и мастерских.

Очень тесно данная проблема связана с качеством изготовляемых предметов. Поэтому при выборе объектов труда учитель должен точно знать, где и как они будут использованы, и до начала работы сообщить об этом ученикам. Чтобы облегчить анализ социальной значимости объектов труда, целесообразно рассмотреть их в системе. Изделия, изготовляемые в школьных мастерских, по их основной функции (утилитарной или декоративной) можно условно расчленить на две группы:

1 группа - предметы бытового (домашнего) употребления, инструменты и приспособления, учебные пособия и инвентарь для школы, игрушки и технические модели, заказы от производства.

2 группа - сувениры, декоративные формы и панно, призы, украшения, имитации этнографических предметов домашнего обихода.

На ступени первоначального обучения тому или иному виду художественной обработки учащимся рекомендуется копирование образцов народной резьбы по дереву. Копирование народных образцов позволяет им понять и усвоить для себя не только разные виды и технику резьбы, но и типовые композиции резьбы по дереву. Это предполагает следующие этапы обучения обработке материалов в 5-9 классах:

1 этап (5 класс) - формирование у учащихся знаний и умений по ручной и механической обработке древесины и металлов, декоративной обработке дерева (выпиливание лобзиком) на налаженном оборудовании и налаженными инструментами по инструкционно-технологическим картам с элементами художественной отделки изделий;

2 этап (6 класс) - формирование у учащихся знаний и умений по ручной и механической обработке различных материалов с самостоятельной элементарной наладкой оборудования, приспособлений и инструментов и отдельными элементами построения технологического процесса, знакомство с образцами различных видов резьбы по дереву, инструментами и приспособлениями для резьбы, изготовление изделия с использованием различных пороков древесины;

3 этап (7 класс) - формирование у учащихся элементарных знаний и умений по технологическому планированию обработки и конструированию несложных деталей и изделий, знакомство с особенностями техники выполнения основных элементов геометрической резьбы, самостоятельная разработка формы и конструкции изделия с последующим выполнением геометрической резьбы;

4 этап (8 класс) - формирование у учащихся элементарных знаний и умений по художественной обработке древесины, народных ремеслах и промыслах, правильную организацию рабочего места резчика, инструменты для выполнения резьбы, знакомство с техникой выполнения контурной и плоскорельефной резьбы, моделирование изделий при помощи данных видов резьбы;

5 этап (9 класс) - формирование у учащихся знаний по принципам формообразования и композиции, роли цвета видам резьбы, их особенностям и технике выполнения, знакомство с накладной, рельефной и домовой резьбой, разработка и изготовление изделия с применением накладной или рельефной резьбы.

По окончании курса "Резьба по дереву" учащиеся должны знать:

- о народных художественных промыслах на территории России;

- об истории возникновения и развития местных художественных промыслов;

- правила техники безопасности при работе с ручными и механическими инструментами, а также при работе на станках.

Учащиеся должны уметь:

- правильно организовать рабочее место;

- владеть инструментом для резьбы по дереву;

- выполнять основные операции на токарном станке по дереву;

- владеть техническими приемами основных видов художественной обработки дерева;

- выполнять всестадии резьбы по дереву, включая операции отделки готовых изделий;

- разрабатывать самостоятельно несложные композиции резьбы по дереву на основе местных традиций народного искусства.

2.2. Фрагмент календарно-тематического плана по технологии художественной обработки древесины

По авторской программе _______________________________________________________________________________

Таблица № 1

 

 

 

 

 

Оснащение урока

 

 

Материально-техническое Наглядные пособия
  1 Декоративная обработка древесины. а) знать разновидности декоративной обработки древесины; б) развивать познавательный интерес учащихся кхудожественной обработке дерева; в) воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе. Знакомство с видами художественной обработки дерева. Показ образцов изделий выполненных с применением резьбы по дереву, выпиливания лобзиком, инкрустации, маркетри. Тетрадь, карандаш, линейка. Образцы готовых изделий, плакаты, таблицы, карточки-задания Получения новых знаний   2
  2 Организация рабочего места резчика. а) знать оборудование рабочего места для резьбы по дереву и уметь правильно организовать рабочее место; б) развивать координацию движений при организации рабочего места резчика;  в) воспитывать бережное отношение к оборудованию. Организация рабочего места резчика и правила техники безопасности при резьбе по дереву, приемы работы режущими инструментами. Столярный верстак, резцы по дереву, стамески. Плакаты, таблицы с правилами внутреннего распорядка мастерской карточки-задания.   Комбинированный   2

 

Продолжение таблицы № 1

 

 

 

 

 

Оснащение урока

 

 

Материально-техническое Наглядные пособия
  3 Разработка формы и конструкции изделия с отделкой плоскорельефной резьбой. а) познакомить с особенностями формирования конструкции изделия и разработкой технологического процесса изготовления отдельных деталей; б) развивать умения и навыки по выполнению плоскорельефной резьбы; в) воспитывать ответственность за выполненную работу. Разработка формы и конструкции изделия с последующим выполнением орнамента плоскорельефной резьбы. Разработка технологического процесса изготовления отдельных деталей, последовательности сборки. Пооперационное выполнение технологического процесса.   Столярный верстак, набор столярных инструментов, тетрадь, карандаш, линейка. Плакаты, образцы готовых изделий. Комбинированный   2
  4 Изготовление изделия с применением плоскорельефной резьбы. а) изучить технологический процесс изготовления изделия с плоскорельефной резьбой и выполнения на ней орнамента; б) развивать творческое мышление и воображение; в) воспитывать аккуратность в работе. Разработка формы изделия. Составление орнамента с применением ранее изученных элементов. Изготовление изделия заданной формы и перенос на него орнамента. Столярный верстак, инструменты и приспособления, применяемые для выполнения рельефной резьбы.   Плакат с технологическим процессом выполнения рельефной резьбы. Формирования умений и навыков   2

 

Продолжение таблицы № 1

 

 

 

 

 

Оснащение урока

 

 

Материально-техническое Наглядные пособия
  5 Технология плоскорельефной резьбы. а) знать технологию выполнения плоскорельефной резьбы, правила техники безопасности; б) развивать умения и навыки по выполнению плоскорельефной резьбы; в) воспитать трудолюбие и аккуратность в работе.   Показ изделий с кудринской резьбой. Технология выполнения плоскорельефной. Технология чеканки фона. Инструмент для чеканки. Практическое выполнение на готовом изделии плоскорельефной резьбы с выбранным фоном.   Столярный верстак, инструменты и приспособления, применяемые для выполнения плоскорельефной резьбы. Стенд с разработанным технологическим процессом изготовления шкатулки. Формирования умений и навыков   2
  6 Технология отделки изделий из древесины. а) знать виды и технологию отделки древесины, правила техники безопасности;  б) развивать умения и навыки по выполнению отделочных операций; в) воспитать аккуратность и самостоятельность при отделке изделий.   Виды отделки древесины. Технология отделки готового изделия. Разновидности отделочных покрытий. Инструменты и приспособления, применяемые для отделочных работ. Техника безопасности при выполнении отделочных работ.   Инструменты и приспособления, применяемые для отделочных работ. Плакаты, таблицы с правилами техники безопасности; карточки- задания.  Получения новых знаний   2

 


План - конспекты уроков

Урок 1

Тема: Декоративная обработка древесины

Цели урока: Знать разновидности декоративной обработки древесины и уметь различать виды декоративно-прикладного искусства.

Развивать познавательный интерес учащихся к художественной обработке дерева.

Воспитать трудолюбие, аккуратность в работе.

Оборудование: столярный верстак;

Инструменты: тетрадь, ручка.

Структура урока.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.046 с.)