Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ программ декоративной обработки древесины
В настоящее время на первый план деятельности школы выдвигается трудовое воспитание и обучение, в том числе средствами искусства. Оно играет важнейшую роль в гражданском становлении, нравственном формировании личности, в выработке осознанного отношения подростков к учебе, подготовке их к вступлению в самостоятельную жизнь. Комплексный подход к постановке всего дела воспитания является на современном этапе развития школы методологическим принципом организации ее воспитательной работы, важнейшим условием всестороннего развития личности школьников. Существенное значение в осуществлении единства эстетического и трудового воспитания школьников, в их духовном развитии имеют занятия декоративно-прикладным искусством, основанные на народном творчестве. Декоративно-прикладное искусство — это обширная область искусств, которая служит художественному формированию материальной среды, создаваемой человеком, способствует внедрению в нее эстетического и идейно-образного начала. Произведения декоративно-прикладного искусства наряду с делением их по практическому назначению (утварь, мебель, ткани, орудия труда, одежда и т. д.) классифицируются по материалу (дерево, металл, керамика, текстиль) и по технике выполнения (резьба, роспись, чеканка, инкрустация, мозаика и т. д.). Благодаря соединению техники, технологических приемов обработки материалов с художественным творчеством и искусством достигается особая декоративная красота и выразительность предмета. В школьных занятиях декоративно-прикладным искусством заложен высокий воспитательный потенциал. Раскрывая огромную духовную ценность изделий народных мастеров, такие занятия формируют эстетический вкус школьников, позволяют вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. Так в процессе занятий различными видами декоративно-прикладного искусства органически сочетаются и связываются задачи эстетического и трудового воспитания школьников. Существует немало видов художественной обработки материалов. Однако далеко не каждый из них может войти составной частью в содержание занятий общеобразовательных школ в качестве одного из воспитательных средств. Они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Виды декоративно-прикладного искусства, используемые в воспитательной работе общеобразовательной школы, при высоких эстетических качествах должны быть доступны школьникам по своим художественным и технологическим характеристикам, по затрате физических усилий. Однако наряду с доступностью и посильностью эти занятия должны обладать потенциальным запасом сложности, чтобы каждое из выполняемых заданий велось по дидактическому принципу обучения на высоком уровне трудностей, позволяющему полнее раскрыть духовные и физические силы школьников.
В школе должны находить место такие виды декоративно-прикладного искусства, в процессе освоения которых устанавливались бы прочные межпредметные связи и получали практическое применение и дальнейшее развитие знания, приобретаемые школьниками на уроках по различным дисциплинам. Занятия декоративно-прикладным искусством должны основываться на знаниях, приобретенных учащимися на уроках изобразительного искусства, черчения и технологии, физики и химии. При работе над декоративными композициями учащиеся могут воспользоваться знаниями из области ботаники, биологии, истории, литературы и других учебных дисциплин. Вместе с тем немалое значение имеет соответствие выбранных видов декоративно-прикладного искусства требованиям школьной гигиены и безопасности труда, возможности проведения занятий в учебных мастерских и кабинетах. Непременным условием является также доступность материалов и малое количество инструментов, применяемых для создания изделий. В нашей стране, богатой лесами, дерево всегда было однимиз самых любимых материалов для изготовления посуды, мебели и других предметов домашнего обихода. Пониманиеего пластических качеств, красоты текстуры развивалось в творческом опыте многих поколений народных мастеров. Каждый традиционный центр народной резьбы по дереву отличался своеобразными художественно-стилистическими чертами, основанными на особых исторических, культурных, географических, природных, экономических условиях развития края. Издавна сложившиеся способы художественной обработки дерева, традиции образной пластической выразительности форм, орнамента, замечательное мастерство резьбы по дереву в наши дни развивают современные художники и мастера народных художественных промыслов.
Программа курса "Резьба по дереву" ставит своей целью вовлечение учащихся в занятия по художественной обработке дерева, развивая их творческие способности, расширяя их знания о традиционных художественных промыслах, обучение практическим навыкам резьбы по дереву, умению создавать собственные творческие композиции. Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнять учащимся, развитие у них уже с первых занятий творческого отношения к работе. Большое внимание уделяется в данной программе эстетическому воспитанию учащихся, формированию у школьников системы художественных представлений, взглядов и убеждений, помогающих выработать истинные критерии эстетических ценностей. Занятия носят, в основном, практический характер. На сообщение теоретических сведений отводится не более 20 процентов учебного времени. Они связаны как с изучением видов художественной обработки материалов, так и с практической работой. Наряду с учебной деятельностью рекомендуется и внеучебная работа в кружках, студиях и т.д. При работе кружка большое внимание необходимо уделять практическим занятиям. На них учащиеся будут совершенствоваться приобретении практических навыков обработки дерева и других конструкционных материалов, заниматься разработкой и изготовлением различных творческих работ. Одним из важнейших вопросов, который приходится решать в ходе планирования учебной или кружковой работы, является подбор объектов труда для школьников. Это довольно сложная проблема, так как необходимо учитывать множество факторов: 1) социальная значимость изделия; 2)соответствие технологии изготовления программе и способностям учащихся; 3) наличие в мастерских нужных материалов, инструментов и приспособлений; 4) соответствие формы и декора содержанию изделия и принципам оформления; 5) возможности вовлечения учащихся в процессе работы в активную мыслительную (в частности, творческую) деятельность. Социальная значимость изделия не случайно названа первой, ибо это довольно объективное обстоятельство, которое не поддается корректировке в такой же мере, как и остальные перечисленные выше критерии. Если, например, технологию изготовления изделия можно в определенных пределах изменять, материальную базу усовершенствовать, выбирать подходящую форму изделия и методику проведения работы, то значимость определена потребностями общества, школы и мастерских. Очень тесно данная проблема связана с качеством изготовляемых предметов. Поэтому при выборе объектов труда учитель должен точно знать, где и как они будут использованы, и до начала работы сообщить об этом ученикам. Чтобы облегчить анализ социальной значимости объектов труда, целесообразно рассмотреть их в системе. Изделия, изготовляемые в школьных мастерских, по их основной функции (утилитарной или декоративной) можно условно расчленить на две группы:
1 группа - предметы бытового (домашнего) употребления, инструменты и приспособления, учебные пособия и инвентарь для школы, игрушки и технические модели, заказы от производства. 2 группа - сувениры, декоративные формы и панно, призы, украшения, имитации этнографических предметов домашнего обихода. На ступени первоначального обучения тому или иному виду художественной обработки учащимся рекомендуется копирование образцов народной резьбы по дереву. Копирование народных образцов позволяет им понять и усвоить для себя не только разные виды и технику резьбы, но и типовые композиции резьбы по дереву. Это предполагает следующие этапы обучения обработке материалов в 5-9 классах: 1 этап (5 класс) - формирование у учащихся знаний и умений по ручной и механической обработке древесины и металлов, декоративной обработке дерева (выпиливание лобзиком) на налаженном оборудовании и налаженными инструментами по инструкционно-технологическим картам с элементами художественной отделки изделий; 2 этап (6 класс) - формирование у учащихся знаний и умений по ручной и механической обработке различных материалов с самостоятельной элементарной наладкой оборудования, приспособлений и инструментов и отдельными элементами построения технологического процесса, знакомство с образцами различных видов резьбы по дереву, инструментами и приспособлениями для резьбы, изготовление изделия с использованием различных пороков древесины; 3 этап (7 класс) - формирование у учащихся элементарных знаний и умений по технологическому планированию обработки и конструированию несложных деталей и изделий, знакомство с особенностями техники выполнения основных элементов геометрической резьбы, самостоятельная разработка формы и конструкции изделия с последующим выполнением геометрической резьбы; 4 этап (8 класс) - формирование у учащихся элементарных знаний и умений по художественной обработке древесины, народных ремеслах и промыслах, правильную организацию рабочего места резчика, инструменты для выполнения резьбы, знакомство с техникой выполнения контурной и плоскорельефной резьбы, моделирование изделий при помощи данных видов резьбы; 5 этап (9 класс) - формирование у учащихся знаний по принципам формообразования и композиции, роли цвета видам резьбы, их особенностям и технике выполнения, знакомство с накладной, рельефной и домовой резьбой, разработка и изготовление изделия с применением накладной или рельефной резьбы.
По окончании курса "Резьба по дереву" учащиеся должны знать: - о народных художественных промыслах на территории России; - об истории возникновения и развития местных художественных промыслов; - правила техники безопасности при работе с ручными и механическими инструментами, а также при работе на станках. Учащиеся должны уметь: - правильно организовать рабочее место; - владеть инструментом для резьбы по дереву; - выполнять основные операции на токарном станке по дереву; - владеть техническими приемами основных видов художественной обработки дерева; - выполнять всестадии резьбы по дереву, включая операции отделки готовых изделий; - разрабатывать самостоятельно несложные композиции резьбы по дереву на основе местных традиций народного искусства. 2.2. Фрагмент календарно-тематического плана по технологии художественной обработки древесины По авторской программе _______________________________________________________________________________ Таблица № 1
Продолжение таблицы № 1
Продолжение таблицы № 1
План - конспекты уроков Урок 1 Тема: Декоративная обработка древесины Цели урока: Знать разновидности декоративной обработки древесины и уметь различать виды декоративно-прикладного искусства. Развивать познавательный интерес учащихся к художественной обработке дерева. Воспитать трудолюбие, аккуратность в работе. Оборудование: столярный верстак; Инструменты: тетрадь, ручка. Структура урока.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.046 с.) |