Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Появление и история развития интернет-журналистики в Украине
До недавних пор количество пользователей Интернета в Украине с каждым годом неизменно увеличивалось. Разумеется, к этому привыкли. Но вот появилась информация о том, что, согласно показателям за 2009-2011 годы, рост украинской аудитории Интернета практически… прекратился. Причина, полагают, проста - достигнута точка насыщения. То есть те тридцать процентов взрослого населения страны, которые имеют доступ ко Всемирной сети (плюс миллионы детей и подростков), хотели стать пользователями и стали ими. Остальные же не испытывают особой надобности в Интернете. Освоение Интернета на самом деле активно продолжается, но теперь преимущественно за счёт увеличения разнообразия условий работы в нём: всё больше опытных юзеров имеют по два, а то и по нескольку компьютеров, предназначенных для разных целей - десктоп, ноутбук, нетбук, планшет, нередко при этом ещё и смартфон или обыкновенный мобильный телефон с подключением к Интернету, и тому подобное. Увеличивается также и время, проводимое пользователями в Интернете. Для исследователей украинской интернет-журналистики настоящий момент очень интересен тем, что он сигнализирует о некой стабилизации в сфере так называемых «новых медиа», а также о переходе на качественно иной уровень. Возрастание степени лёгкости и удобства пользования Интернетом на фоне бешеной популярности социальных сетей обусловило то, что интернет-издания заводят собственные аккаунты на Фейсбуке, пользуются Твиттером, Одноклассниками и Вконтакте в качестве источников необходимых сведений, а также стараются технически адаптировать свои сайты под различные мониторы. Вообще украинские интернет-СМИ на пути своего становления прошли определённые этапы, для каждого из которых присущ свой характер, продиктованный знаковыми событиями и явлениями. Конечно, большая часть этих меток касалась не только Украины. Всё же в преломлении через историю именно украинских интернет-СМИ они дают относительно своеобразную картину. Как-то сама собой складывается чёткая периодизация, где определяющая нить развития меняется примерно каждые пять лет. Таким образом, можно говорить о нулевом периоде - первой половине 1990-х годов, первом периоде - второй половине 1990-х годов, втором периоде - первой половине 2000-х годов, третьем периоде - второй половине 2000-х годов и текущем четвёртом периоде - первой половине 2010-х годов. В данной статье мы предлагаем их краткое описание. Стоит добавить, что альтернативной периодизации истории развития украинских интернет-СМИ на сегодняшний день пока нет.
Нулевой период. В начале 1990-х годов ещё не могло быть и речи об украинских интернет-СМИ, но проигнорировать этот период нельзя, поскольку он сыграл роль подготовительного этапа. Круг первых интернет-пользователей, как и везде, был очень узок и состоял вначале из лиц со специальным техническим образованием. Попытки использовать межкомпьютерную связь, конечно, наблюдались ещё в 1980-х годах, но с внедрением WWW, а потом - с распадом советской системы, на перспективы освоения Интернета взглянули по-новому, и это, понятно, послужило чертой, принципиально отделяющей 1990-е от 1980-х. В 1992 году родился Уанет - Украине делегировали домен UA. В 1993-1994 годах создавались первые веб-сайты. Они принадлежали, как правило, официальным учреждениям, органам власти, научным и учебным заведениям, а также часто - фирмам и организациям, имеющим отношение к продаже компьютерной техники или интернет-провайдингу. Настоящей журналистской работы в Интернете ещё не было видно. Появлялись лишь прообразы интернет-СМИ. Например, с 1994 года выпускалась и пользовалась относительной популярностью электронная газета электронная газета «ELVisti.info», которая распространялась в виде Usenet-конференций. Первый период. На первом сайте Верховной Рады Украины в 1995 году был размещён список ведущих украинских СМИ. Рядом с юридическими адресами редакций уже указывались электронные адреса, однако не было упоминаний о сайтах СМИ. Традиционные медиа только приглядывались к Интернету. Опередила всех, наверное, одесская пресса: с 1996 года в Интернете был представлен журнал «Одесса», хотя не отдельным сайтом, а страницами на paco.net. Одновременно на основе частной инициативы осуществлялись попытки публиковать в Сети медиа-сообщения, материалы которых владельцы сайтов брали у традиционных СМИ. И снова придётся упомянуть Одессу: основанный в Америке Евгением Розинским сайт odessit.com в 1996 году содержал тексты одесских городских новостей. Переломными следует считать 1997-1998 годы, когда собственные веб-ресурсы завели, в частности, газеты «День» (www.day.kiev.ua), «Зеркало недели» (zn.ua), «Поступ» (postup.brama.com, львовское периодическое издание), журнал «CHIP» (chip.kiev.ua), газета «Сегодня» (segodnya.ua), а также киевское «Гала радіо» (galaradio.com.ua), Первый национальный телеканал (1tv.com.ua), телекомпания «TONIS» (tonis.ua) и «11 канал» (11channel.dp.ua) [нынешние веб-адреса названных сайтов не всегда совпадают с начальными]. В конце этого периода - в 1999 году - в Украине возникают и первые исключительно онлайновые издания. Это «UAToday» (uatoday.net) и «Електронні вісті» (elvisti.com).
Первые интернет-СМИ, конечно же, были примитивны по сравнению с современными в плане дизайна, способов подачи информации и работы с аудиторией. Сайты газет фактически повторяли бумажные версии на мониторе компьютеров. Второй период. В начале этого периода возникли довольно известные на сегодня сайты журналов «Корреспондент» (korrespondent.net) и «Телекритика» (telekritika.ua). В целом он резко отличается от первого быстрым возрастанием числа веб-ресурсов. Среди характерных для этого времени черт стоит назвать улучшение доступа населения к компьютерной технике и Интернету; популярность веб-сервисов, которые предлагают пользователям заводить бесплатные веб-ресурсы, в первую очередь, конечно же, блоги, а в результате - настоящий массовый интерес к Интернету и расцвет гражданского журнализма. Аматорские СМИ в Сети неожиданно начали составлять серьёзную конкуренцию профессионалам медиа-сферы, что повлекло за собой целую цепочку изменений в журналистике. Популяризации Интернета в первой половине 2000-х годов весьма способствовали известные события, когда люди, не дожидаясь свежей газеты и очередного выпуска радио- или теленовостей, бросались к мониторам компьютеров в надежде узнать что-то новое, либо найти неофициальные ведомости, слухи, домыслы. В Интернете и самому можно высказаться по волнующему вопросу, причём анонимно. Катализатором интереса к Интернету в Украине немало послужили с кандальная история с редактором и основателем интернет-издания «Українська правда» (pravda.com.ua) Георгием Гонгадзе, который исчез осенью 2000 года, и Помаранчевая революция в 2004 году. Как и жителей других стран, украинцев дополнительно привлёк к Интернету теракт в США в сентябре 2001 года. Примечательно, что многие таким образом обратились к Сети впервые! И далее, конечно же, не смогли отказаться от такого удобного канала информации и средства общения. Поскольку Сеть стала весьма людным местом, через Интернет пошли массивные рекламные потоки, что дополнительно стимулировало сайтотворчество, в том числе, подстегнуло создание журналистских интернет-проектов. Развивается веб-дизайн, ставший для многих граждан увлекательным хобби. Впрочем, даже когда дизайном старались удивить, интернет-СМИ в большинстве случаев делали ставку на содержании, хотя от чересчур примитивных «одёжек», конечно же, избавились. В условиях конкуренции пришло осознание того, что веб может эффективно служить отдельным полем профессиональной деятельности масс-медийщика - полем с огромными специфическими преимуществами. Владельцы интернет-изданий обратили внимание на необходимость использования всех возможностей гипертекстуальности, мультимедийности и интерактивности. Именно в этот период воз никает веб-радио - работающее исключительно в Интернете. Первые - «Pilman’s RADIO» (pilman.kiev.ua), «ФДР» (fdr.com.ua), «TiNET» (tinet.zp.ua/radio). Актуальной становится медиа-интеграция, в которой видят выход в условиях, когда Интернет отбирает аудиторию у традиционных СМИ. Второй период был временем проб и ошибок, поскольку весомая часть того, что делалось в Интернете, делалось энтузиастами-самоучками, а самой интернет-журналистике, а тем более - тонкостям поддержания работы интернет-издания, практически ещё нигде не учили. При этом, нельзя не заметить, что некоторые солидные интернет-проекты поднимались на грантах и с участием людей, которые побывали на стажировках на Западе.
Третий период. Количество интернет-изданий по-прежнему увеличивалось, может быть даже интенсивнее, но это уже не бросалось в глаза. Отличительной чертой третьего периода является то, что он более спокоен во многих отношениях. Во-первых, на смену панике традиционных СМИ по поводу появления такого мощного конкурента, как Интернет, пришла уверенность, что к новым условиям можно приспособиться. Медиа-интеграция стала обычным явлением, всё чаще проявляется медиа-конвергенция медиа-продукта, говорят о синергетизирующей функции информационного пространства Интернета. Во-вторых, из проб и ошибок предыдущего периода в сфере интернет-СМИ выкристаллизовался опыт, который позволил сформироваться определённым стандартам журналистской деятельности в Сети. Всё больше факультетов журналистики стали обращать внимание на потребность подготовки специалистов для Интернета, соответствующие знания стали внедрять в учебные программы. В этот период в Украине выходит первое не переводное, а своё, учебное пособие по интернет-журналистике львовского автора Бориса Потятыника (который, кстати, предложил удобную аббревиатуру - ИЖ). Для журналистов-практиков, студентов и преподавателей факультетов журналистики часто устраиваются различные курсы, семинары, школы по ИЖ и т. п. [11] Распространённым явлением становится фриланс. Причина - сайтов много, а настоящие редакции у веб-изданий встречаются нечасто. Официального статуса СМИ они тоже не имеют. Несмотря на это, в народе интернетные СМИ во второй половине 2000-х воспринимаются как стоящие на одном уровне с традиционными, их влияние на общество всё более заметно.
Во внешнем оформлении и подходах к организации информации на сайте украинские интернет-издания ориентируются на стандарты, которые, кажется, во всём мире уже чётко сформировались. Это, как правило, сочетание нескольких контрастных тонов: белый, светло-голубой или светло-серый для фона; красный, синий, чёрный для шапки и прочих деталей; маленький, но броский логотип; на главной странице - лента основных новостей, модуль слайд-шоу для анонсирования свежих материалов, видео, опросы и т. д. Среди веб-проектов этого времени выделяются подчёркнуто мультимедийные, как, например, интернет-издания «ТелеПростір» (teleprostir.com), «INTV» (intv.ua), новостной видеопортал «Ukrvideo» (ukrvideo.com). Сейчас можно говорить о начале четвёртого периода. Нами уже упоминались два явления, которые следует зачислить к его характерным чертам. Это, во-первых, обращение к социальным сетям как типичная составляющая работы современного интернет-СМИ. Во-вторых - приспособление издания к различным цифровым устройствам: кроме обычного веб-сайта, облегчённый вариант для мобильника, электронная версия для ридера. Конечно, скоро мы услышим о новых веяниях… Особенности каждого периода, естественно, имеют корни в предыдущем, но только выйдя на первый план, они диктуют лицо отрасли на тот или иной момент. В очень сжатом виде суть предложенной периодизации состоит в следующем: - возникновение среды для зарождения нового медиа-сектора; - появление первых интернет-СМИ; - стихийный, бурный и почти слепой рост нового медиа-сектора; - умелое совершенствование работы интернет-СМИ с опорой на опыт и обобщённые знания; - дальнейшее сближение с аудиторией (вероятно). Занятно было бы заглянуть и в будущее, уловив логику развития новых медиа, которые на сегодня уже скорее «старые добрые», чем но вые. Но оставим эту задачу медиа-футурологам… [ 12 ]
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.131.164 (0.019 с.) |