Специфика интернет-журналистики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика интернет-журналистики



 

Все больше и больше информации способен получить человек посредством Интернета. На современном этапе развития общества человеку предоставляются широкие возможности для выбора, сортировки и получения в режиме реального времени информационной содержащей. Большие газеты и маленькие интернет-издания соревнуются в предоставлении этого вида информации. Пресс-службы соревнуются в представлении, на первый взгляд, простых и типовых сообщений в новом виде, привлекая тем самым дополнительных читателей, завоевывая потенциальную аудиторию, которая может приобрести их услугу или товар.

Но пока в нашей стране существует свобода для этих экспериментов в сети - интернет-издания пока не приравниваются к традиционным СМИ, законодательная база, существующая для них, ставит рамки для этого продвижения и воздействия на массы людей. По сути, мы не можем рассматривать интернет-издания как СМИ, людей, которые их готовят, как журналистов, а отделы, выпускающие информацию для их содержания, как пресс-службы и пресс-атташе. Но, несмотря на это, пресс-службы являются ответственными за выходы анонсов, новостей компании, отчетов и интервью с руководителями и партнерами.

А как работать с такого рода информацией, если ее нельзя отнести ни к области журналистики, ни к области программирования? Назвать ее просто - сочинение, поэма или проза? Конечно, это не так. Как только в мире начал развиваться Интернет и появилась потребность в написании текстов, лингвисты стали выделять особый вид журналистики, а именно интернет-журналистика. И не обязательно, что этим делом занимается человек, имеющий профессию журналист. В современном мире все больше людей в этой области обладают специальностью в области PR или пресс-службы. А вот социальное, или общественное дело? Как оно пришло сюда? Очень просто - прежде чем создать какой-то материал, надо понять, а нужен ли он обществу? Как его можно преподнести и укрепить тем самым положительное и лояльное отношение к нам как к компании со стороны общества (посредством, возможно, тех же самых СМИ), партнеров и коллег по бизнесу, укрепить стабильное положение на рынке, с перспективой дальнейшего развития? Нужно четко и ясно понимать движение общественных масс, понимать, как они могут среагировать на такого рода информацию. Вроде бы - обычная работа - взял и написал… Сколько нюансов надо учитывать и уметь совмещать в себе профессию аналитика, программиста, маркетолога, психолога, писателя.

Можно уверенно говорить, что интернет-журналистика занимает особое место в развитии средств массовой информации, развивая и создавая особые базы для развития маркетинга и PR внутри себя, создавая те каналы, по которым можно взаимодействовать СМИ, интернет-аудитории. Именно про такое явление, как интернет-журналистика, и работа в ней специалиста по связям с общественностью, я хотела бы поговорить.

Интернет-журналистика требует интеграции знаний из разных областей современной науки и практики, она должна учитывать аспекты практики внедрения в различные виды общественные группы. В отличие от обычных СМИ, пресс-службы, работающие на Интернет издания должны понимать, что интернет-журналистика это не только красивая и умело поданная текстовая начинка. Носителями информации в данном случае может быть не только текст. Это может быть картинка, звук, видео, сопровождающие этот текст. Если объекты сопровождения подобраны правильно - результат воздействия этого сообщения может возрасти в несколько раз. Посредством глобальных сетей эта информация может быть воспринята человеком не только из страны-производителя данного сообщения. Если на сайте есть перевод сообщения на другой иностранный язык (или несколько) - возможно, сообщение о жизни компании станет новостью в иностранной прессе. А если это сообщение представляет общественный интерес, то оно станет бесплатной рекламой. И все благодаря скоростному распространению сообщения.

Ради отклика всякий юзер старается быть интересным, подобрать интересную тему, интересно выразить свои мысли. Если у него получается, и он добивается отклика, то сама процедура отклика используется окружающими ровно с той же целью - добиться отклика в свою очередь, уже на свою активность. Наиболее интересные темы заражают интересом большое число юзеров. Начинается эпидемия интереса к теме. Причем каждый участник добавляет что-то свое - сокращает, приписывает, ставит акценты, изменяя входящее сообщение. В результате этой подстройки вирус интересности мутирует, стремясь найти оптимальную форму, способную захватить как можно большее количество жертв. Каждый из нас с удовольствием (с жаждой отклика) прилагает к этому свое усилие, инвестируя порой несколько часов в день, чтобы распространить и прирастить заразу интересности. Так, благодаря вирусному редактору происходит отбор общей значимости в череде частных усилий. Сообщения, не обладающие потенциалом интересности (то есть потенциалом отклика) частными фильтрами не пропускаются.

Вирусный редактор - это живое биение общественного мнения. В результате потенциал взаимодействия и подладки оказывается больше потенциала анархии и какофонии.

Всеобщая мгновенная связь, прямое участие частных суждений в выработке общественного мнения кардинально меняют роль былого посредника - роль СМИ. Желая отклика, любой публикатор неосознанно стремится привлечь свою аудиторию. По сути, это медийная задача. А коль скоро публикаторы теперь все, то и медийные функции распределяются на всех. Каждый применяет, того не ведая, редакционные технологии. Например, никогда раньше столько людей не придумывали заголовки. Теперь все де лают медийную работу: найти актуальное, интересно подать, подобрать иллюстрацию, фактуру. Все эти приемы помогают привлечь внимание и добиться отклика - не зря же они были наработаны профессиональными СМИ.

Нет ничего странного в том, что любой публикатор - будь то частный человек или корпорация, - получив доступ, тут же начинает улучшать свою медийность. Ведь чем лучше сделано сообщение, тем выше вероятность отклика. Критерий эффективности зашит в природу процесса. [13 c тр.4 ]

Коллективное медийное самообслуживание создают партизанскую журналистику, способную выполнить любые функции, закрепленные ранее за СМИ.Возьмем новости. Пользователи интернета, эти собкоры вирусного редактора, присутствуют везде. В результате любое событие происходит обязательно в присутствии блоггера, который, конечно же, тут же сообщает об этом миру. Еще бы - такой шанс получить отклик!

Это означает, что если у события есть хоть какой-то потенциал значимости, оно будет замечено. А если этот потенциал большой - сообщение будет подхвачено и распространено ровно в таком объеме, в котором оно того заслуживает. Профессия репортера, в общем-то, уже умирает. Репортер приезжает всегда после события, а блоггер - всегда на месте в момент события. Партизанская журналистика может производить аналитику, затевая коллективную экспертизу. Как это происходит? Например, некий блоггер увидел, что фотоотчет прокремлевского молодежного движения о тушении лесного пожара похож на подделку. Он предъявляет это свое сомнение и какие-то начальные аргументы. Если френдам интересно, они заражаются расследовательским пылом, заражают других, набегает толпа самодеятельных экспертов, среди которых найдутся толковые и бестолковые специалисты любой компетенции. Вирусный редактор отберет лучшие умозаключения и лучшие формулировки, то есть осуществит еще и стилистическую редактуру. И тут же распространит их силами самих же участников. Найдутся и такие, кто сжато агрегирует выводы, сделает попурри. Внесет свой вклад, чтобы получить свой отклик. На выходе получается детальный разбор темы, невозможный в СМИ. Этот механизм работает с любой темой. От спортивных и политических до самых сложных финансовых или макроэкономических. Любые обсуждения суммарно рафинируют главное и вскрывают подробности. Если это интересно, вирусный редактор разберется во всем. Потому что это интересно как раз людям соответствующего профиля. А значит, они непременно инвестируют свои знания и время в коллективный анализ.

Возможно ли расследование Навального по буровым установкам хоть в одном профессиональном российском СМИ? Видимо, нет. Даже в самых независимых деловых изданиях.Однако проблема даже не в том, что СМИ, будучи уязвимы, не могут по политическим причинам. Технологически некоторые из них, наверное, смогли бы сделать не хуже, если бы припомнили навыки и как следует напряглись. Дело в том, что СМИ для этого больше не нужны. Можно и без них. Доступ к расследовательскому публикаторству теперь открыт всем желающим. А массив столь велик, что желающие находятся. Для своих целей: политических, репутационных - неважно.

Ну, а об альтернативной публицистике говорить вообще не приходится. Партизанская журналистика располагает самыми лучшими публицистами. В том числе (и прежде всего) теми, которые вроде как работают в СМИ.

Да есть ли в журналистике что-то, недоступное усердному любителю, вышедшему в состояние сетевого разума? [13 c тр.5]

Интернет преобразует до неузнаваемости классическую схему коммуникации «источник-сообщение-получатель». Коммуникация в интернете принимает разные формы - от WWW-страниц до обмена электронными письмами друзей. Каждое звено в цепочке «источник-сообщение-получатель» может полиморфно трансформироваться в непредсказуемых пределах. Источником может быть как частное лицо, так и группа журналистов, сообщением - журналистский материал или текст сообщения в чате, а получателем - один человек или аудитория, потенциально состоящая из миллионов человек.

Интернет можно рассматривать как средство массовой информации в том случае, если используемая коммуникационная модель имеет направленность на массовую аудиторию. Посетителей страниц лишь в редких случаях можно отнести к таковой, вследствие их активности в выборе страниц, т.е. самоидентификации.

Исследовательский интерес к авторским проектам проявляют, конечно, сами их участники и пионеры русского интернета: А. Носик, Е. Горный, Л. Горалик, авторы рубрики «Net-культура» Русского журнала. Эта тема пока является предметом обсуждения достаточно узкого круга энтузиастов и ждет серьезного исследования.

В отличие от России и Украины на Западе признание интернет-изданий произошло практически сразу, как только интернет перестал быть феноменом для избранных и стал массовым явлением начиная с 1995-1996 гг., т.е. тогда, когда появились Windows-95 и первые графические браузеры. Тогда же появились первые новостные сайты, которые могли быстро и с малыми затратами транслировать в интернет полученные с телетайпных лент данные, а также первые интернет-обзоры. [8]

"Под журналистикой сегодня в самом широком смысле этого слова понимают весь спектр деятельности в газетах и журналах. Этот термин берет начало от французского слова "журнал ", которое, став модным еще в XVII веке, вытеснило великолепное немецкое слово "Tagzitbuch", а в XVIII веке стало общепринятым названием этого печатного вида СМИ. К началу XIX столетия, параллельно с активной борьбой взглядов и убеждений, оно перешло от журнала к газете. Немецкое значение понятия "журналистика" первоначально определяло сбор всех привязанных к конкретному дню актуальных новостей, их тщательную обработку и публичное распространение через газету. Исполнителей этой работы стали называть "журналистами". Сейчас в Германии их называют "редакторами", а ранее называли сегодня уже забытыми словами "Zeitungsschreiber" (газетописцы - А.К.) и "газетчики" (2)."Журналистика, первоначально обозначавшая исключительно профессиональную писательскую деятельность в прессе, охватывает сегодня своим понятием и аналогичную работу на радио и телевидении. Она основывается на корреспонденции о различных областях жизни, представляющей их в конкретный момент написания материалов, то есть без глубокого анализа ситуации и окончательного вывода" (3).

Онлайн-журналистика

В Интернете принадлежность к определенным отделам (редакциями) не является обязательным условием работы в СМИ, не существует и определяемый правилами путь информации к потребителю. При общении с ежедневной печатной газетой читатель знает точно, где он найдет ту или иную статью. Все тематические области макета ежедневно располагаются на одном и том же месте. Заголовки статей хоть и не должны набираться типичным крупным шрифтом, но, как минимум, должны быть сориентированы по темам.

Весьма отдаленно можно было бы определить "Интернет-журналистику" как представление в онлайн-ресурсе информации любого содержания. Тогда под это понятие естественно подпали бы и электронная версия каталога "Otto", и информация, размещенная на персональных страничках. А потому определение, которое можно было бы корректно использовать в дальнейшем рассмотрении темы, должно основываться на редакционных действиях журналиста: с боре, сортировке и подготовке информации. Также и в традиционной журналистике не существует однозначного определения, кто является журналистом, а кто нет. Основываясь на определении, утвержденном Немецким союзом журналистов (DJV), а именно - "журналист - э то тот, кто по своей основной профессии занят распространением информации, мнений и суждений посредством СМИ", позволим себе выработать рабочее определение этого понятия и в рамках данного реферата: "К Интернет-журналистике относятся те, кто по основной профессии занимается распространением информации, мнении и суждений через СМИ". [ 14 ]

Особенности онлайн-журналистики

Функции "технических" средств массовой информации (Интернета, телевидения, радио) обеспечиваются:

производством сигнала (конструкция сигнала)

коммутацией (временное хранение данных)

приемом сигнала (обратное форматирование)

В то время как печатные издания имеют единственной предпосылкой для своего существования продажу, пользователи телевидения, радио и Интернет-изданий не только должны иметь технические средства по приему и преобразованию кода в сигналы, воспринимаемые человеческими органами чувств, но и иметь элементарные навыки по их эксплуатации.

Расходы же на приобретение компьютера, текущие издержки и определенная необходимая для обслуживания ПК компетенция уже изначальным являются препятствием к пользованию онлайн-изданиями, да и работа в Интернете частично связано с серьезным психологическим напряжением, так как пользователи постоянно думают о телефонных счетах. (17)

Онлайн-газета зависима также от времени ожидания во время так называемой передачи данных и монитора. Последний обеспечивает обзор лишь ограниченного пространства, вследствие чего зачастую возникает проблема "информационной миопии". Чтобы решить ее, онлайн-СМИ должны предлагать различные средства навигации и максимального обзора содержимого.

Онлайн-газеты должны читаться непосредственно с монитора, а именно "гипертекстово", что, с одной стороны, освобождает руки при чтении, с другой - переутомляет глаза. То есть, монитор отнюдь не является идеальным посредником в получении информации: чтение текстов с монитора утомительно, а его скорость приблизительно на 25 % ниже, чем при чтении печатных текстов. Монитор существенно ограничивает воспринимаемый обзор площади, на которой расположена информация, имеет меньше возможностей для размещения линейного или плоскостной текстовой информации и допускает более сильную смесь мультимедиа (включая аудио - и видеоэлементы).

Результаты исследования, проведенного в университете штата Огайо (США), показали, что читатели воспринимают текстовый онлайн-материал хуже, чем его печатные аналоги. Предлагаемые с монитора тексты кажутся менее достоверными и оказывают более слабое влияние на позиции читателей, чем те же тексты, опубликованные в обычных газетах. Однако так называемую "дружественность интерфейса" при разработке веб-страниц можно повысить следующими мерами:

Законченность и гармоничность макета сайта. Завершенный дизайн веб-страницы. Ограниченное количество применяемых цветов. Черный шрифт на белом фоне (он лучше всего читается)Применение иных цветов только в графических объектах (иконки, логотипы и т.д.)Четкая "иерархия" структуры страниц (напр.: заголовок - изображение - текст)Ширина столбца должна быть не более 12 см,"Разрыхленный", не слишком плотный текст в блоках.

Актуальность и избирательность

Онлайн-издания печатных СМИ и вообще онлайн-журналистика предполагает постоянное обновление, информация при этом может меняться ежечасно и даже поминутно. Речь при этом может идти об оперативном освещении уже не конкретного дня, а конкретных событий.

Существуют три возможности такой актуализации:

Произвольное обновление: по мере подготовки материала. Обновление с установленной периодичностью: сайт обновляется в определенный момент, например, ежедневно или еженедельно. Перманентное обновление: новости и сообщения размещаются на сайте сразу по мере поступления из информационных агентств, от корреспондентов или репортеров.

Некоторые онлайн-издания объединяют все три варианта актуализации, т. е., например, некоторые рубрики сайтов месяцами остаются неизменными, другие отделы обновляют свои блоки со строгой периодичностью, а отделы новостей, наоборот, постоянно.

Реципиент (читатель) имеет возможность читать несколько разных газет, иностранные печатные СМИ, а также старые выпуски, он имеет больше свободы в решениях и выборе (избирательность).

Объем памяти и возможности архивирования Интернет предлагает неограниченный объем памяти. Обновления следуют одно за другим, но более старую информацию можно архивировать, превращать в базу данных с возможностью легкого открытия необходимых документов. И хотя реципиент имеет доступ к невероятному количеству информации, она предоставляется ему в отсортированном и упорядоченном виде. Архив становится частью общего продукта редакций, всегда доступной реципиенту. При этом весь обширный архив оснащен поисковой машиной, позволяющей находить редакционные материалы, упорядоченные по датам, темам и отделам. Архив способствует росту качества продукта журналистики, внося прозрачность в корреспонденции. Ведь читатель может легко составить общее впечатление и сделать обзор какой-либо темы по дням, за недели, месяцы, годы.

Интерактивность

При употреблении понятия "интерактивность" в области СМИ, в особенности, онлайн-СМИ, чаще всего различают представления, основанные либо на технических, либо на социальных параметрах. Под техническими подразумеваются, в основном, взаимодействия между пользователем и техническими средствами (человек - компьютер), социальные - между пользователями, но посредством опять же технических средств (человек - компьютер - человек).

Применительно к журналистике интерактивность определяется не цепочкой "человек - человек", а взаимодействием "человек - машина", в ходе которого реципиент имеет выбор и возможность влияния на машину. Пользователь онлайн-газеты имеет возможность и активно отбирать информацию, и отозваться на нее посредством:

Электронной почты E-Mail

Исследованием банков данных и архивов

Участием в онлайновых опросах, голосованиях и т.д.

Загрузкой игр и программ.

Интерактивность предлагается также в форме телеконференций, чатов, рассылках новостей, форумов и гостевых книг. [ 14]

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.214 (0.039 с.)