Предпосылки становления интернет-журналистики в информационном обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпосылки становления интернет-журналистики в информационном обществе



 

Информационное общество - это головоломка века. Мы находимся в эпицентре коммуникационной революции, которая радикально изменит наш образ жизни и работы Тремя китами информационной революции и предпосылкой к возникновению интернет-журналистики являются телефон, телевизор и компьютер. Они стали мотором перемен благодаря трем технологическим новшествам. Во-первых, цифровая технология. Это процесс, позволяющий при помощи компьютерного кода конвертировать любую информацию в биты.

Когда все данные переведены на общий цифровой язык бинарного кода, пропадает различие между информационными источниками - будь то звукозапись, радо, телевидение, фильм, видео, графика или печатный текст. Биты есть биты. Собранные вместе биты информации могут быть направлены по линии телефонной связи с удивительно высокой скоростью. Вторая революция коснулась линий связи. Использование оптико-волокнистого телефонного кабеля на главных телефонных магистралях планеты позволяет одновременно передавать миллионы звуковых сообщений одновременно по одному лишь волоску кабельного пучка. Сотни видео сообщений путешествуют по тому же пути. Сейчас разработаны новые формы сжатия битов информации, которые позволяют передавать огромное количество данных при помощи обычных медных проводов. Третьим и ключевым элементом, приведшим информационную революцию практически в каждый дом, стало стремительное падение стоимости компьютерной технологии.[6] Открытием интернет-журналистики и главной предпосылкой можно считать блог, который является информационно наполненным дневником. Авторы веб-блогов (блоггеры) претендуют на новый подход к структурированию и управлению информационно-смысловыми потоками. Именно опыт первых веб-изданий показал, что в интернете можно создавать успешные СМИ.

Основные уровни коммуникационной культуры. Эпоха мультимедийности

Понятие «массовая коммуникация» соединяет в себе смыслы понятий «коммуникация» и «масса», являющихся предметом исследований в психологии и социологии. Первоначально исследования массовой коммуникации носили преимущественно бихевиористский характер. Сегодня же речь идет уже о проникновении и слиянии традиционных направлений изучения массмедиа с такими на первый взгляд достаточно далекими от массмедиа направлениями, как кибернетика и информатика. Массовая коммуникация представляет собой систему, состоящую из источника сообщений и их получателя, связанных между собой физическим каналом движения сообщений. Такими каналами являются:

А) печать (газеты, журналы, брошюры, книги массовых изданий, листовки, плакаты);

Б) радио и телевидение - сеть широковещательных станций и аудиторий, имеющих радио- и телеприёмные устройства;

В) кино, обеспеченное постоянным притоком фильмов и сетью проекционных установок; Г) звукозапись (система производства и распространения грампластинок, магнитофонных роликов или кассет); видеозапись.

Массовая коммуникация - исторически сложившийся и развивающаяся во времени технически опосредованный процесс создания, хранения, распределения, распространения, восприятия информации и обмена его между социальным субъектом (коммуникатором) и объектом (коммуникантом). Средства коммуникации выступают вещественным, материальным компонентом коммуникативного процесса и всегда выражают собой способ передачи, сохранения, производства и распространения культурных ценностей в обществе.

Существует два типа средств коммуникации:

. естественно возникший (язык, мимика, жесты)

. искусственно созданный (технический)

а) традиционный (пресса, книгопечатание, письменность)

б) типично современный (радио, телевидение, кинематограф).

В ходе анализа исторических этапов развития системы средств массовой коммуникации в исследовании особое внимание уделяется рассмотрению двух взаимоисключающих точек зрения. Согласно первой - возникновение системы средств массовой коммуникации связывается с появлением типично современных средств, появлением радио, кинематографа и телевидения.

На этом основании отрицается, в свою очередь, наличие "спорадически" возникающего процесса массовой коммуникации в общественных формациях. Согласно второй - предпосылки появления процесса массовой коммуникации и обеспечивающих его средств рассматриваются в связи с процессом становления и развития культуры человеческого общества. Когда информационная среда рассматривается с точки зрения хранимой и циркулирующей в ней информации, она, как правило, выступает как объект техники, служащей определенным человеческим целям, которые выступают по отношению к этой технике внешними условиями функционирования. Это ресурсный или технический подход к информационной среде. Как только информационная среда начинает рассматриваться как средство коммуникации, наводящееся к передаче фактических сведений, но связанной с передачей мнений, приказаний, обещаний, гипотез, вопросов, слухов и т.д., она выступает и неотъемлемым фрагментом культуры и должна исследоваться в этом качестве. Абсолютизации первого подхода предполагает веру в то, что технические возможности предопределяют цели развития общества (возникают технические утопии). Абсолютизация второго подхода может привести к забвению технических возможностей информатизации, недооценке технических нововведений.

Новый безбумажный этап в развитии социальных коммуникаций. Бумага необходима только для воспроизводства визуально оформленных документов. Роль систематизации, хранения, переработки информации, а также передачи ее на длительные расстояния взяла на себя техника.

Интерактивность как эффективный фактор реализации массовой коммуникации

Интерактивность (от англ. interaction - «взаимодействие») - понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами. Используется в областях: теория информации, информатика и программирование, системы телекоммуникаций, социология, промышленный дизайн и других. В настоящее время среди специалистов перечисленных областей отсутствует конкретное устоявшееся определение значения этого термина. Тем не менее этот термин, обобщенно, можно определить так:

Интерактивность - это принцип организации системы, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы. Степень интерактивности - это показатель, характеризующий, насколько быстро и удобно пользователь может добиться своей цели. Элементами интерактивности являются все элементы взаимодействующей системы, при помощи которых происходит взаимодействие с другой системой/человеком (пользователем). [4] Суть интерактивности - и есть коммуникация.

Главное отличие электронного диалога от межличностной устной коммуникации, по мнению профессора А.В.Соколова, состоит не столько в опосредованности экраном, которая есть и в случае видеотелефона или промышленного телевидения, не говоря уж о кинематографе, сколько в факте общения не с человеком, а с электронной памятью. Диалог «человек - ЭВМ» - главное отличие электронной коммуникации от устной или документальной коммуникации, где имеет место прямой или опосредованный документом диалог «человек - человек». [ 3 c.121] Каковы же качественно новые возможности компьютерной страницы из компьютерной книги? Во-первых, в условиях информатизации и наличия глобальных информационных сетей компьютерная книга становится составной частью глобального полилога и интертекста.

Во-вторых, невиданная мобильность и изменчивость содержания и оформления компьютерной страницы буквально подталкивают читателя-зрителя к диалогу с ней. В-третьих, принципиально по-иному начинает действовать ее потенциальная сверхемкость, обеспечиваемая глобальной сетью баз данных, баз знаний и экспертных систем, к которым можно подключить каждую индивидуальную экранную книгу, сделав ее книгой «тысячи и одного автора».

Это и есть реализация массовой коммуникации. Каждый пользователь жаждет отклика, реакции на свою микроредактуру, это питает вирусный редактор. «12. Вирусный редактор является новой формой общественного договора (массовой коммуникации):

Отбор и перепечатка сообщений есть форма голосования за значимость этих сообщений. (С возможностью самостоятельной доработки бюллетеня прямо в кабинке для голосования.) Перепост является самым простым и доступным способом гражданской активности.

Явка в вирусном редакторе случайна, но репрезентативна на 100 процентов. Тематические эпидемии вирусного редактора одновременно являются референдумами - моментальными формами прямой демократии.

Мнение большинства в вирусном редакторе необязательно к исполнению, но создает такие величины социальной гравитации, которые могут влиять на реальность.

Вирусный редактор есть механизм виртуального общественного договора - самоскладывающегося консенсуса масс по поводу ключевых вопросов общественного бытия.» [1]Компьютерная страница непредсказуемым образом расширяет социокультурный диапазон. [3 c. 122] Пользователи всего мира общаются между собой.

На это их толкает желание признания и самовыражения [1]

Информационное общество как новая коммуникационная среда для деятельности интернет-журналиста

Своим названием термин «информационное общество» обязан профессору Токийского технологического института Ю. Хаяши, чей термин был использован в появившихся практически одновременно - в Японии и США - в работах Ф. Махлупа (1962) и Т. Умесао (1963). Теория «информационного общества» была развита такими известными авторами, как М. Порат, Й. Массуда, Т. Стоунер, Р. Карц, в той или иной мере она получила поддержку со стороны тех исследователей, которые акцентировали внимание не столько на прогрессе собственно информационных технологий, сколько на становлении технологического, или технетронного (technetronic - от греч. techne), общества, или же обозначали современный социум, отталкиваясь от возросшей или возрастающей роли знаний, как «the knowledgeable society», «knowledge society» или «knowledge-value society». Сегодня существуют десятки понятий, предложенных для обозначения отдельных, порой даже совершенно несущественных признаков современного общества, по тем или иным причинам называемых, тем не менее, основанными его характеристиками. Таким образом, в отличие от первого подхода к терминологическим обозначениям второй ведет, по сути, к отказу от обобщающих понятий и ограничивает исповедующих его исследователей изучением относительно частных вопросов.

Начиная с 1992 года термин стали употреблять и западные страны, например, понятие «национальная глобальная информационная инфраструктура» ввели в США после известной конференции Национального научного фонда и знаменитого доклада Б. Клинтона и А. Гора. Понятие «информационное общество» появилось в работах Экспертной группы Европейской комиссии по программам информационного общества под руководством Мартина Бангеманна, одного из наиболее уважаемых в Европе экспертов по информационному обществу; информационные магистрали и супермагистрали - в канадских, британских и американских публикациях.

В конце XX в. термины информационное общество и информатизация прочно заняли свое место, причём не только в лексиконе специалистов в области информации, но и в лексиконе политических деятелей, экономистов, преподавателей и ученых. В большинстве случаев это понятие ассоциировалось с развитием информационных технологий и средств телекоммуникации, позволяющих на платформе гражданского общества (или, по край ней мере, декларированных его принципов) осуществить новый эволюционный скачок и достойно войти в следующий, 21-й век уже в качестве информационного общества или его начального этапа. [4]

К характерным чертам и признакам информационного общества следует отнести:

• формирование единого информационно-коммуникационного пространства как части мирового информационного пространства, полноправное участие страны в процессах информационной и экономической интеграции регионов, стран и народов;

• становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций;

• создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, переход информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития, фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах;

• возрастание роли информационно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства;

• повышение уровня образования, научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и, соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда;

• создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития. [5]

Информационное общество поможет укрепить общественные институты и демократические ценности в Европе. Оно будет способствовать улучшению социальных и профессиональных условий труда журналистов и всех профессионалов средств информации. Вот некоторые из потенциальных преимуществ дающих новые возможности:

значительное увеличение числа информационных каналов, доступных гражданину, что резко повышает уровень плюрализма;

повышение экономической активности и как следствие больше рабочих мест для журналистов и других профессионалов средств информации;

новые возможности выполнения информационной миссии средств информации в обществе и повышения качества журналистики.

Новые технологии заставляют журналистов овладевать навыками, которые ранее использовались другими работниками. Информационные технологии звукозаписи и видеосъемки предполагают, что журналист становится одновременно редактором и репортером. Передвигаясь по звеньям Интернет, можно получить сравнительно легкий доступ к информации, но остается проблема обеспечения ее использования в соответствии с этическими и профессиональными стандартами. Способность новых технологий обходить цензурные запреты дает возможность сохранять свободу самовыражения. К тому же журналисты получают возможность влиять на осуществление политической власти на всех уровнях. [6]


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.59.69 (0.015 с.)