Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дидактические принципы проектирования компьютерных средств обучения↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Перечислим дидактические принципы, которые необходимо соблюдать при проектировании КСО (при условии соблюдения общепринятых дидактических принципов − доступности, научности и др.): информативности, генерализации информации, способности к адаптации; индивидуализации. Научность содержания КСО предполагает предъявление средствами программы научно-достоверных сведений (по возможности методами изучаемой науки). При этом возможность моделирования, имитации изучаемых объектов, явлений, процессов может обеспечить проведение экспериментально-исследовательской деятельности, инициирующей самостоятельное открытие закономерностей изучаемых процессов, и вместе с тем приблизить школьный эксперимент к современным научным методам исследования. Доступность означает, что предъявляемый программой учебный материал, формы и методы организации учебной деятельности должны соответствовать уровню подготовки обучаемых и их возрастным особенностям. Данный принцип предусматривает установление того, доступен ли пониманию обучаемого, предъявляемый с помощью КСО учебный материал, соответствует ли он ранее приобретенным знаниям, умениям и навыкам студента. Актуальность принципа информативности объясняется целым рядом факторов. С точки зрения информатики как науки, изучающей законы и принципы поиска, сбора, хранения, обработки, преобразования, распределения и использования информации, любую педагогическую технологию можно назвать информационной, поскольку в ней присутствуют источник (педагог) и приёмник информации (обучаемый). Использование средств НИТ в учебном процессе принципиально изменило подход к оценке информационных умений педагога, которые до недавнего времени преимущественно связывались со способностью транслировать информацию обучаемым. Сегодня же уровень информационных умений педагога определяется не только коммуникативными навыками, но и возможностью использования компьютера в качестве источника информации. Принцип генерализации информации требует её обобщения. Часто перегруженность содержания КСО, обилие второстепенного материала приводят к потере главного среди маловажных деталей. Практическая реализация этого принципа с использованием средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) достаточно актуальна для развития личности обучаемого и формирования у учащихся информационно-коммуникативных компетенций: умений сравнивать преимущества и недостатки различных источников информации, выбирать соответствующие технологии её поиска, создавать и использовать адекватные модели и процедуры изучения и обработки информации Принцип способности КСО к адаптации означает открытость программного продукта в смысле возможности дополнять его и видоизменять в соответствии с потребностями конкретного преподавателя и способа изложения учебного материала. КСО должен быть многоуровневым. Кроме того, должна быть предусмотрена возможность ввода информации пользователем несколькими способами с тем, чтобы имелся выбор наиболее предпочитаемого тем или иным пользователем способа. Принцип индивидуализации базируется на закономерности, согласно которой эффективность развития личности прямо пропорциональна индивидуализации деятельности учащихся в ходе обучения. В педагогическом процессе на базе средств ИКТ принцип индивидуализации реализуется прежде всего посредством гипертекстовой технологии представления неструктурированного свободно наращиваемого знания. Гипертекстовая технология ориентирована на обработку информации не вместо человека, а вместе с человеком. Удобство её использования состоит в том, что учащийся сам определяет подход к изучению или созданию материала с учётом своих индивидуальных способностей, знаний, уровня подготовки. Кроме того, гипертекст содержит не только информацию, но и механизмы для её эффективного поиска. Методические требования к ППС предполагают необходимость: учитывать своеобразие и особенности конкретного учебного предмета; предусматривать специфику соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенности методов исследования ее закономерностей; реализации современных методов обработки информации. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме использования информационных технологий в системе образования показывает, что проектирование информационных технологий обучения должно подчиняться законам создания комплекса учебно-методического обеспечения дидактического процесса и должно быть организовано в соответствии с принципами: научности, целостности, нелинейности педагогических структур, адаптации процесса обучения к личности обучаемого, потенциальной избыточности информации. В данной главе мы попытались изучить научное обоснование дидактических принципов и условий, лежащих в основе реализации информационных инновационных технологий, и систематизировать типологию компьютерных средств обучения, выяснить условия их создания и успешного применения. Компьютерное средство обучения − это программное средство или программно-технический комплекс, предназначенный для решения определённых педагогических задач, имеющий предметное содержание и ориентированный на взаимодействие с обучаемым. К компьютерным средствам обучения относятся компьютерные учебники, тренажёры, лабораторные практикумы, справочники, энциклопедии, тестирующие, контролирующие и обучающие программы и другие педагогические программные продукты. Подводя итог, можно предложить следующий состав средств обучения нового поколения, в которую входят средства обучения, функционирующие на базе ИТО, отметив при этом назначение составляющих: - средства обучения, предназначенные для поддержки процесса преподавания учебного предмета (курса), включающие программные средства; - объектно-ориентированные программные системы, предназначенные для формирования информационной культуры и, в частности, культуры учебной деятельности; - учебное, демонстрационное оборудование, сопрягаемое с ЭВМ, предназначенное для самостоятельного изучения учебного материала при обеспечении предметности деятельности, ее практической направленности и, кроме того, позволяющее обучаемому реализовывать спектр возможностей ИТО; - предметно-ориентированные среды обучающего и развивающего назначения.
Заключение
Анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы, позволяет сделать вывод, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует: - активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников; - достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе; - развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения; - снижению дидактических затруднений у учащихся; - повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникационной компетенции; - приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности. Применение компьютерных средств обучения инициирует педагогическую деятельность, обеспечивающую создание условий для развития интеллектуальной активности учащихся, гибкого мышления, способности к коллективной деятельности. Таким образом, применение компьютера как элемента образовательной среды начальной школы: развивает познавательные способности учащихся (внимание, воображение, память, логическое мышление), улучшает восприятие мира, воспитывает самостоятельность, позволяет провести диагностику усвоения учебного материала. Применение компьютерных средств обучения в начальной школе позволяет создать творческую положительно-эмоциональную атмосферу на уроке. Использование красивой и яркой графики, сказочной оболочки в обучающих программах с эффектом новизны (различные сказочные оболочки для игры с одной и той же учебной целью позволяют поддерживать постоянный интерес ребенка), приводит к тому, что младшие школьники с нетерпением ждут компьютерных уроков, что повышает мотивацию обучения. Литература
1. Антонова Т.С. Гипертекстовый школьный учебник: польза или вред? / Т.С. Антонова, А.Л. Харитонов // Электронные учебники и учебно-методические разработки в открытом образовании: сб тез. докл. (7 сентября 2000 г., г. Москва) М.: МЭСИ, 2000. 140 с. 2. Апатова Н.В. Влияние информационных технологий на содержание и методы обучения в средней школе: дис…. д-ра пед. наук: 13.00.02 М., 1994. 354 с. 3. Башмаков А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков. М.: «Филинъ», 2003. 616 с. 4. Белошапка В.К. О классификации учебных программных средств / В.К. Белошапка, А.С. Лесневскнй. М.: Просвещение, 1987.192 с. 5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. 192 с. 6. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995. Бобко И.М., Молокова А.В., Молоков Ю.Г. Тенденции развития информатизации общеобразовательной школы. - Новосибирск: СИОТ РАО, 1996. 7. Брыксина О.Ф. Конструктнрование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных ресурсов / О.Ф. Брыксина // Информатика и образование. 2004. №■ 5.С. 34-38. 8. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. Методологический семинар «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы».\ Материалы к четвертому заседанию методологического семинара. 16 ноября 2004. - М: МО РФ, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. . Виленский М.Я., П.И. Образцов, А.И. Уман, Технологии профессионально-ориенторованного обучения в высшей школе: Учебное пособие, Издание второе /Под, ред, В.А. Сластенина. М,: Педагогическое общество России, 2005. 192 с. 10. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования / Б.С. Гершунский. М..Педагогика, 1987. 264 с. 11. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики / В.М. Глушков. М.: Наука, 1987. 552 с. . Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. М., 1993. 13. Гутгарц Р.Д. Компьютерная технология обучения / Р.Д. Гутгарц // Информатика и образование. 2000. №• 5. С. 44-45. 14. Дьюи Дж. Демократия и образование: Пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 2000. . Захарова И.Г., Информацинные технологии в образовании, М., 2005, с. 22. 16. Захарова И.Г. Информационные технологии для качественного и доступного образования / И.Г. Захарова // Педагогика. 2002. №1. С. 27-34. 17. Захарова И.Г. Информационные технологии обучения и развитие учебных навыков / И.Г. Захарова // Открытое образование. 2002. №1. С. 24-30. 18. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие /Под ред. Д.Ш. Матроса.- М.: Педагогическое общество России, 2004. . Концепция электронных изданий и ресурсов. Том I. Разработка концепции электронных учебников по образовательным областям. -М., 2003. . Компетентностный подход в педагогическом образовании. Коллективная монография под ред. проф. Козырева В.А., проф. Родионовой Н.Ф. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. . Кристочевский Е.А. Информатизация образования // Информатика и образование. 1994. №1. . Кукушкин В.С. Теория и методика обучения /В.С. Кукушкин. Ростов н/д.: Феникс, 2005.474 с. . Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении / [Под общ, ред. Б.В. Гнеденко и Б.В. Бирюкова]. М.: Просвещение, 1966. 24. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. 25. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. К вопросу о перспективах научных исследований в области личностно-ориентированного обучения // Развитие личности в системе непрерывного образования: Сб. докл. междунар. конф. - Новосибирск: НГПУ, 1996. - С. 45-46. 26. Молоков Ю.Г. Компьютер в школах Сибири // Информатика и образование. - 1997, No 2. - С. 4-5. . Молокова А.В. Опыт и перспективы создания электронных учебных материалов для начальной школы // Психолого-педагогические аспекты внедрения ИТ в образовательный процесс: Сб. научных трудов. / Под ред. И.М. Бобко. - Новосибирск - Новокузнецк: НГПИ, 2002. - С. 16-21. . Молокова А.В. О проекте <Информатизация школьного образовательного пространства> // Психолого-педагогические аспекты внедрения ИТ в образовательный процесс. Сб. научных трудов. / Под ред. И.М. Бобко. - Новосибирск - Новокузнецк: НГПУ, 2002. С. 11-16. 29. Монахов В.М. Перспективы разработки и внедрения новой информационной технологии на уроках математики / В.М. Монахов // Математика в школе, 1991. N-3. С. 58-62. информационный обучение компьютерный индивидуализация
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.110.171 (0.008 с.) |