Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компьютерные средства обучения

Поиск

 

Компьютерное средство обучения (КСО) − это программное средство (программный комплекс) или программно-технический комплекс, предназначенный для решения определённых педагогических задач, имеющий предметное содержание и ориентированный на взаимодействие с обучаемым.

КСО является средством, специально созданным для решения педагогических задач, т.е. использование в учебном процессе − его главное назначение. Средства, применяемые при обучении, но имеющие другое основное назначение и не реализующие педагогические функции, не относятся к КСО. Данное замечание представляется важным, так как широко распространена точка зрения, объединяющая в класс КСО любые программные системы, используемые в учебном процессе. Например, компьютерные презентации, применяемые преподавателями на лекциях, не относятся к КСО.

К компьютерным средствам обучения (КСО) относятся компьютерные (то есть реализуемые в той или иной компьютерной среде) учебники и задачники, тренажёры, лабораторные практикумы, справочники, энциклопедии, тестирующие, контролирующие и обучающие программы и некоторые другие педагогические программные продукты.

Информационные технологии (ИТ) в системе образования подразделяются на три группы, соответственно трём уровням их применения:

− ИТ, выступающие в качестве инструментария для решения отдельных педагогических задач в рамках традиционных форм образования и методов обучения. КСО на данном уровне обеспечивают поддержку учебного процесса наравне с прочими (некомпьютерными) учебно-методическими средствами. Место КСО и возлагаемые на них функции определяются сложившимися принципами организации обучения;

− ИТ, способствующие развитию дидактики и методики;

− ИТ, обеспечивающие развитие функциональной и организационной структуры образования, воплощение их в новых формах.

Активная роль ИТ проявляется на втором и третьем уровнях. Она обусловлена тем, что, по сравнению с традиционными учебно-методическими средствами, КСО обеспечивают новые возможности, а многие существующие функции реализуются с более высоким качеством.

Назовём основные преимущества КСО:

−  создание условий для самостоятельной проработки учебного материала (самообразования), позволяющих обучаемому выбирать удобные для него место и время работы с КСО, а также темп учебного процесса;

−  более глубокая индивидуализация обучения и обеспечение условий для его вариативности (особенно в адаптивных КСО, способных настраиваться на текущий уровень подготовки обучаемого и области его интересов);

−  возможность работы с моделями изучаемых объектов и процессов (в том числе тех, с которыми сложно познакомиться на практике);

−  возможность представления и взаимодействия с виртуальными трёхмерными образами изучаемых объектов;

−  возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, видеофрагментов, звукозаписей и др.);

−  возможность автоматизированного контроля и более объективное оценивание знаний и умений;

−  возможность автоматической генерации большого числа неповторяющихся заданий для контроля знаний и умений;

−  возможности поиска информации в КСО и более удобного доступа к ней (гипертекст, гипермедиа, закладки, автоматизированные указатели, поиск по ключевым словам, полнотекстовый поиск и др.).

К отрицательным сторонам КСО относятся:

−      необходимость иметь компьютер (в ряде случаев с выходом в Интернет) и соответствующее программное обеспечение работы с КСО;

−  необходимость обладать навыками работы на компьютере;

−  сложность восприятия больших объёмов материала с экрана дисплея;

−      недостаточная интерактивность КСО (существенно большая по сравнению с книгой, но меньшая, чем при очном обучении);

−  отсутствие непосредственного и регулярного контроля над ходом выполнения учебного плана.

Названные недостатки КСО носят объективный характер. К сожалению, часто к ним добавляются субъективные недостатки, вызванные неграмотным проектированием КСО и концептуальными недочётами, допущенными их создателями. В результате потенциальные пользователи, воодушевившись многочисленными авансами, выданными КСО, после ознакомления с их неудачными представителями испытывают разочаровании и делают вывод о неэффективности и бесперспективности всего класса подобных средств.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.164.100 (0.006 с.)