Возникновение пунктуации как раздела языкознания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение пунктуации как раздела языкознания



пунктуационный русский язык школа

Становление пунктуации было обусловлено развивающимися потребностями письменного общения. Еще в древних европейских рукописях отмечены отдельные знаки препинания, прежде всего точка (и комбинации точек), а также двоеточие, запятая, точка с запятой - они непосредственно употребляются (помимо указания границ слова в текстах без пробела) как разделительный знак препинания. Состав и употребление знаков препинания с развитием жанров и усложнением письменной речи меняется. Решающее значение для их систематизации и унификации в европейских языках имели изображение книгопечатания и деятельности типографов и издателей, в частности, венецианцев, упорядочивших в 15 веке для лат иноязычной письменности состав знаков препинания правила их употребления, которые в главных чертах дошли до нашего времени (18,25).

Закреплению традиций пунктуации европейских языков и ее дальнейшему употреблению, точнее - усвоению, способствовала художественная практика крупных писателей и деятельность языковедов - нормали заторов, кодифицирующих нормы, упорядочивающие правила употребления знаков препинания. В частности, для русской пунктуации имели большое значение труды Я.К. Грота (19 век) и А.Б. Шапиро, справочник Розенталя Д.Э. (80-е гг. 20 века) и при кодифицированности современных норм пунктуации могут быть отступления от них - как использование в отдельных звеньях системы в классовой практике пишущих.

Так, начало научному изучению русской пунктуации было положено “Российской грамматикой” М.В.Ломоносова (1757г). Дальнейшее развитие науки о русской пунктуации обнаруживает, с одной стороны, воздействие логической теории синтаксиса К.Ф. Беккера (это воздействие связано с соотношением “синтаксическая структура - пунктуация”.

В разных языках еще В.И. Классовский противопоставлял русскую и немецкую пунктуацию, для который характерно стремление до сих пор отмечать большинство синтаксических конструкций - французской, английской, итальянской, где эта черта отсутствует, но знаки препинания чаще всего выражают смысловые нюансы) с другой стороны - связь с практикой преподавания языка, и связаны с этим вышеперечисленные 3 принципа (18,64).

Для русского языка характерны 10 знаков препинания. И всеми ими мы активно пользуемся. Но какие же знаки препинания характерны для других языков? Оказывается, что для большинства языков, пользующихся иероглифами (китайское, арабское, японское письмо и другие), характерен минимальный состав традиционных знаков препинания - обычно в форме точки между предложениями (или строками), встречается в этой роли и вертикальная черта; реже - внутри предложения (например, японская “круглая точка” между предложениями, “черная точка” - между строками). Наряду с этим подобные письменности, начиная с 19 века, заимствовали знаки препинания из европейского (чаще всего английского) письма, употребление таких заимствованных знаков препинания часто факультативно(23,16).

Изучая историю знаков препинания, можно сделать вывод, что знаки препинания играли огромную роль еще в древности и такую же огромную роль играют по сегодняшний день в письменной речи каждого народа.

 

Принципы русской пунктуации

 

Дело в том, что на иерархии общих функций знаков препинания основываются в европейском языке принципы организации системы пунктуации. Они были сформулированы еще в 18-19 веках. И один из принципов это:

. смысловой принцип (понимание письменного текста);

. грамматический принцип (роль пунктуации в выявлении синтаксического строя письменного текста);

. интонационный принцип (роль интонации как показателя ритмики и мелодики речи) (25,14).

Отдельные правила пунктуации отражают только структурно - синтаксический принцип, (например, постановка знаков препинания между частями сложного предложения), некоторые - смысловой и интонационный (например, постановка знаков препинания между частями сложного предложения - это смысловой принцип или - постановка знака препинания при обособленных членах предложения - интонационный), в основу некоторых правил положены все три принципа (например, постановка вопросительного знака в конце предложения).

В современной лингвистике активно развивается изучение современной пунктуации в функциональном плане: стремясь выявить закономерности употребления знаков препинания, оно опирается на их функционирование в реальных текстах с учетом полифункционированности и взаимодействия.

До недавнего времени преобладали односторонние взгляды на основу русской пунктуации: одни ученые признавали пунктуацию интонационной, другие видели в ее основе смысловой принцип, третьи - синтаксический (25,17).

При сопоставлении пунктуации и интонации как способов членения устной и письменной речи, чаще всего умалялась (С.И. Абакулов) или преувеличивалась (А.И. Тешковский) роль интонации в изучении пунктуации, то сейчас выделяемые принципы пунктуации не противопоставляются, а только указывают на разные грани одного и того же грамматического явления, образуя сложную систему употребления знаков препинания.

А.И. Гвоздев утверждал “Знаки препинания обозначают такие обобщенные значения, которые получают выражения в синтаксических структурах (конструкциях), поэтому устанавливается связь пунктуации с синтаксисом” (11,73).

Современные правила постановки знаков препинания (пунктуационная норма) учитывает, как правило, структуру отдельно взятого предложения.

Таким образом, пунктуация это основной раздел языкознания, основное назначение которого - указать на смысловое значение членения речи. В пунктуации выделяют основные принципы, а также различные функции знаков препинания, которые очень важно понять и усвоить.


Глава 2. Содержание работы по формированию пунктуационных навыков у учащихся начальной школы

Традиционная программа. Формирование пунктуационного навыка - процесс длительный и начинается в период обучения грамоте, но имеет свои особенности в зависимости от программы обучения. Обучаясь по традиционной системе 1-4-Рамзаева или Зеленина, Хохлова и “Букварь” В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф. Шанько и учебник “Русский язык” под редакцией Закожурникова, система 1-3 учащиеся в период обучения грамоте знакомятся со следующими знаками препинания: точкой, запятой, восклицательным и вопросительным знаками (на практическом уровне) и читают такие тексты, в которых встречаются эти, а также другие знаки препинания (многоточие, тире, двоеточие, кавычки).

Особое внимание уделяется выразительному чтению с соблюдением соответствующих знаков препинания в конце предложения и в середине при перечислении однородных членов предложения.

Учитель обращает внимание на важность правильной постановки знаков препинания в целях общения. Учащиеся наблюдают, как знаки препинания меняют смысл и интонацию предложения. В этот период учащиеся учатся членить речь на предложения и отличать по интонации одно предложение от другого, то есть идет пропедевтическое ознакомление с классификацией предложений по цели высказывания(17,33).

В первом классе на уроках русского языка (учебник “Русский язык” М.А. Закожурниковой, Ф.Д. Костенко, Н.С. Рождественского) дети продолжают учиться выделять предложение из потока речи, из текста, отличать его от отдельных слов, соблюдать при произнесении и чтении интонацию конца предложения, интонацию перечисления (в предложениях с однородными членами), записывают его после предварительного анализа, учатся употреблять большую букву в начале предложения и точку (или другой знак препинания) в конце.

Во втором классе (учебник “Русский язык” М.А. Закожурниковой, Ф.Д. Костенко, Н.С. Рождественского, А.М. Матвеева) учащиеся знакомятся с употреблением на конце предложений, кроме точки, восклицательного и вопросительного знаков. Учатся выделять голосом нужные по смыслу слова, соблюдать правильные интонации в соответствии со знаками препинания.

В третьем классе (учебник “Русский язык” М.А. Закожурниковой, Ф.Д. Костенко, Н.С. Рождественского) даются понятия о видах предложения: повествовательное, вопросительное, побудительное (по цели высказывания), восклицательное (по интонации), дети учатся правильному, уместному их употреблению в речевом общении, как в устной, так и письменной форме.

В четвертом классе (учебник “Русский язык” М.А. Закожурниковой и других) школьники получают сведения о предложениях с однородными членами (с одиночными союзами и, а, но и без союзов). Они учатся произносить их с интонацией перечисления, употреблять в устной и письменной речи, отделяя при письме однородные члены (при отсутствии союза) запятой.

Программа развивающего обучения. Иначе формируется пунктуационный навык в системе развивающего обучения; в его основе - “понимание речи, как процесса общения людей на основе использования средств языка, прежде всего - слов и предложений. Узнавание говорения и слушания, как видов устного и словесного общения”. Уже в период обучения грамоте дети выполняют упражнения с целью пробудить интерес к собеседнику, желание поделиться своими мыслями, чувствами. Дети знакомятся с существенными признаками предложения, а именно с его смысловой и интонационной законченностью. При наблюдении за интонацией логического ударения, мелодики, дети убеждаются, что каждое предложение по-своему необходимо, все зависит от конкретной ситуации. А также, таким образом, дети устанавливают законченность мысли(10,54).

Для грамматических наблюдений используются загадки, отгадывая которые, дети составляют различные по цели высказывания предложения. Дети учатся не только правильно их произносить, но и находить их в тексте, классифицировать.

В первом классе (учебник “Русский язык А.В. Поляковой) большое внимание уделяется развитию устной речи. Предусмотрено практическое освоение языковых и внеязыковых средств устного общения. В процессе развития диалогической и монологической речи идет работа над умением задавать вопросы, строить восклицательные предложения, правильно интонировать их (вопросительные и восклицательные). К концу первого класса учащиеся должны знать признаки предложения (смысловая и интонационная законченность), название предложений по интонации (повествовательные, вопросительные, восклицательные), знаки препинания в конце предложения в зависимости от интонации. Должны уметь: различать предложения по интонации, ставить нужный знак в конце предложения, составлять предложения на заданную тему по рисунку, по заданию учебника(11,59).

Во втором классе (учебник “Русский язык” А.В. Поляковой), обучая детей умению спорить, обращаем внимание на ситуационные различия и интонирования высказываний. К концу второго класса учащиеся должны знать: названия предложений по интонации и цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные), однородные члены предложения. Должны уметь: распознавать виды предложений по цели высказывания и интонации, ставить в конец предложения нужный знак препинания, распознавать предложения с однородными членами, использовать интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения.

В третьем классе (учебник “Русский язык” А.В. Поляковой) продолжается работа по усвоению детьми взаимосвязей между целью, содержанием и формой высказывания. Создание речевых ситуаций: посещение, какого - либо предприятия, выставки и т.д. Придумывание ситуационных игр. Правильное использование игр, слов, интонации, темпа речи, силы, тембра голоса, жестов, мимики. Речевой этикет в ежедневной системе общения.

К концу третьего класса дети должны знать: сложное предложение, союзы в сложных предложениях, прямую речь, знаки препинания в ней. Должны уметь: распознавать виды предложений, ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, а также - в сложных.

Программа “Школа - 2100”. Формирование пунктуационного навыка у учащихся начальной школы по программе “Школа - 2100” идет следующим образом.

В период обучения грамоте (учебник “Моя любимая азбука” Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной) дети знакомятся с постановкой точки, запятой, вопросительных и восклицательных знаков, а также многоточием (что отличает данную программу от традиционной) на практическом уровне, а также с тире, запятой, двоеточием, кавычками при чтении текстов с этими знаками препинания. Особое внимание уделяется выразительному чтению с соблюдением пауз и интонации, соответствующих знакам препинания.

В первом классе дети знакомятся с повествовательной, вопросительной, восклицательной интонацией, учатся пунктуационно правильно оформлять предложения на письме (писать первое слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, вопросительный или восклицательный знаки), читать и произносить предложения, тексты с правильной интонацией.

Во втором классе учащиеся знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными; восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях. Знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления, узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без них. Начинают формироваться умения ставить запятые в предложениях с однородными членами. Обращается внимание детей на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно понять написанное, то есть помогают письменному общению. Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения(28,16).

Итак, обучаясь по данной системе, дети знакомятся с употреблением точки, запятой, восклицательным и вопросительным знаками, а также узнают несколько случаев постановки запятой на основе смысла предложений, их интонации и понимания их структуры. Но в своей практике дети нуждаются в знании правил оформления прямой речи (кавычки, тире), нередко они пользуются двоеточием, многоточием реже скобками, точкой с запятой. Со всеми знаками они встречаются в процессе чтения книг, и осознание ситуации их употребления идет практически.

Проанализировав программу традиционного общения, программу развивающего обучения и программу “Школа - 2100”, можно сделать вывод, что развитию пунктуационных навыков в них уделяется гораздо меньше внимания, чем развитию орфографического, речевого навыков. Это объясняется тем, что учащиеся начальной школы еще не имеют достаточных грамматических знаний для глубокого знакомства с пунктуацией. Но во всех трех программах заложены основы изучения пунктуации и формирования пунктуационного навыка в средней школе. Уделяется внимание отработке выразительного чтения предложений, разных по цели высказывания и эмоциональной окрашенности, предложений и текстов, в которых встречаются разные знаки препинания. Интересно, что программа “Школа - 2100” предусматривает уже в период обучения грамоте знакомство не только с точкой, запятой, вопросительным и восклицательным знаками (как в традиционной системе обучения), но и с многоточием. Этот знак препинания встречается в ряде текстов, отрабатывается интонация чтения предложений с многоточием на конце.

В системе развивающего обучения дети получают более полное представление о знаках препинания. Так как в этой системе обучение ведется на более высоком теоретическом уровне, программой предусмотрено не только практическое знакомство с классификацией предложений, но и усвоение детьми таких понятий, как “повествовательное”, “побудительное”, “восклицательное” предложения уже в первом классе. В нетрадиционных программах шире круг изучаемых пунктограмм. Если в традиционной системе обучения изучается только две пунктограммы: “Знаки препинания в конце предложения” и “Запятая при однородных членах предложения”, в системе развивающего обучения и в программе “Школа - 2100” к ним добавляются ещё две “Запятая в сложном предложении” и “Знаки препинания при прямой речи”.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.054 с.)