Глава 1. Пунктуация как особый раздел языкознания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Пунктуация как особый раздел языкознания



Введение

 

Одна из основных задач уроков русского языка в начальной школе - формирование функциональной грамотности учащихся. Известно, что в начальной школе уделяется большое внимание грамотному написанию слов, то есть такому разделу русского языка, как орфография. Этого нельзя сказать о пунктуации. Внимание учащихся начальной школы почти не акцентируют на этом разделе русского языка.

Тем не менее, учащиеся уже в младшем школьном возрасте постоянно имеют дело со знаками препинания в процессе чтения книг, без них не обходится ни одно письменное высказывание. Знаки препинания необходимо учитывать при формировании навыка выразительного чтения младших школьников. Человека, владеющего навыком выразительной речи, приятно слушать, ему легко выражать свои мысли и чувства.

Очень важно формировать у учащихся умение грамотно расставлять знаки препинания, так как это облегчает письменное общение. Все эти умения можно объединить и назвать - пунктуационными навыками. Пунктуация тесно связана с синтаксисом - разделом языкознания, который изучается главным образом в средней и старшей школе. Поэтому пунктуационный навык очень сложно формировать у детей начальной школы, не обладающих достаточными синтаксическими знаниями.(25,13)

Бесспорно, формирование пунктуационного навыка на основе синтаксических знаний - основная задача старших классов. Но для того, чтобы она была успешно решена в будущем, необходимо уже в начальной школе учить детей внимательно относиться к знакам препинания, познакомить их с простейшими пунктограммами, формировать на практическом уровне элементарные пунктуационные умения.(20,58)

Проблема: Какой должен быть по содержаниию, методам, средствам урок русского языка, чтобы сформировать пунктуационные навыки у учащихся начальных классов в повышении грамотности?

Объект исследования: процесс формирования пунктуационного навыка у учащихся начальной школы.

Предмет исследования: упражнения, направленные на формирование пунктуационного навыка.

Гипотеза: если систематически, методически грамотно проводить на уроках русского языка и чтения пунктуационные упражнения, то это будет способствовать повышению грамотности.

Цель: в процессе исследования собрать интересные упражнения по формированию пунктуационных навыков, познакомиться с методикой их проведения, выяснить их роль в повышении грамотности младших школьников.

Задачи:

. Проанализировать сущность понятий “пунктуация”, “пунктуационный навык”, “пунктуационное поле”, “пунктуационные ошибки”, “пунктограмма” с целью выявления особенностей формирования пунктуационной грамотности младших школьников.

. Проанализировать содержание работы по усвоению пунктуационных знаний, умений и навыков младших школьников, предусмотренное разными программами обучения русскому языку в начальной школе.

. Познакомиться с пунктуационными упражнениями, проводимыми на уроках русского языка в начальной школе.

В ходе работы над данной проблемой использовались теоретические методы:

. Теоретический анализ литературы по данной проблеме;

. Обобщение передового педагогического опыта по проведению упражнений, направленных на формирование пунктуационных навыков,

. Анализ и сравнение программ по русскому языку для начальной школы. Эмпирические методы: наблюдение за деятельностью учителя, беседа с ним, анализ продуктов деятельности учащихся.

В первой главе “Пунктуация как особый раздел языкознания” раскрывается сущность таких важных лингвистических понятий, как “пунктуация”, “пунктограмма”, “пунктуационно - смысловой отрезок”, “пунктуационные упражнения”, “пунктуационный навык”, “пунктуационное правило”, “пунктуационная норма”, “пунктуационные ошибки”. Раскрыть их сущность помогла следующая литература: «Словарь - справочник” по методике русского языка (М.Р. Львов), “Лингвистический энциклопедический словарь” (гл. ред. Ярцева В.Н. - М., 1990), справочник по русскому языку (М.Т. Баранов) и другие.

Во второй главе “Содержание работы по формированию пунктуационных навыков у учащихся начальной школы” анализируется содержание работы по усвоению пунктуационных знаний, умений и навыков младших школьников в современных программах: традиционной, развивающей, “Школа - 2100”.

В третьей главе предлагаются упражнения, направленные на формирование пунктуационного навыка, рассматривается методика их проведения.

В заключении представлены выводы по результатам исследования.


Знаки препинания

В школе изучают 10 знаков препинания. С членением предложения связаны классы знаков препинания: 1) одинаковые в позиции середины предложения (,; -: … в функции разрыва предложения); 2) парные (двойная запятая и двойное тире, скобки и кавычки) с членением текста связаны классы знаков препинания; 3) одиночные в позиции конца предложения и 4) парные (скобки и кавычки). Возможность принадлежать более чем к одному классу выделяют группу “универсальных знаков препинания” (многоточие, скобки и кавычки).

Знаки препинания служат для отделения предложений друг от друга в тексте, для разделения и выделения смысловых отрезков в предложении. Они делятся на три группы: отдельные, разделительные, выделительные знаки препинания.(13,42)

Отделительные знаки препинания. К ним относятся: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Они используются для: 1) отделения каждого предложения от последующего в тексте и 2) для оформления отдельного предложения как законченного. Выбор одного из четырех отдельных знаков определяется смыслом и интонацией. (Ты жива еще, моя старушка?) С.Есенин.

Разделительные знаки препинания. К ним относятся,; -;. Они служат в простом предложении для обозначения границ между однородными членами (,;), в сложном - для разделения простых предложений, входящих в его состав. Выбор разделительных знаков препинания определяется морфологическими, синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями. (Катятся ядра, свищут пули, нависли холодные штыки) А.С. Пушкин.

Выделительные знаки препинания. Они служат для обозначения границ тех смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение (обращений, вводных слов, словосочетаний, предложений, обособленных второстепенных членов), а также прямой речи (,,,) - (--)! (): - употребляются вместе. Выбор выделительных знаков препинания определяется синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями (2,36).

Особенностью пунктуационной системы современного русского языка является многофункциональность и многозначность знаков препинания. Так, вопросительный знак указывает на конец предложения и на выражение вопроса, прежде всего логического. Однако, помимо основных значений, вопросительным знаком может выражаться - удивление, недоумение, утверждение, радость, вопрос. Он может быть одним из средств оформления, рассуждения, размышления, с помощью вопросительных знаков могут быть выражены и другие многочисленные смысловые и экспрессивно - стилистические оттенки.(26,13)

Многозначность знаков препинания проявляется в контексте как и многозначность слова. Но многозначность слова и многозначность знака препинания имеют принципиальные различия. Если значение слов реализуется в контексте, то знаки препинания, наоборот, определяют значение контекста. Особенно хорошо это видно при сопоставлении предложений с одинаковой лексической наполняемостью.

Да. - Да! - Да? - Да!? - Да…

Звуковое начало в произведениях воплощается в знаках препинания, которые определяют интонационное озвучивание текста. Правильно “озвучить” текст - это не только глубже понять смысл, но и почувствовать душевное состояние автора, сделаться соучастником описываемого.

Кроме многозначности знаков препинания, современная русская пунктуация наряду со строгой регламентированностью употребления знаков препинания допускает факультативное и вариативное их употребление. Так как абсолютной функциональной адекватности не наблюдается, то выбор варианта определяется смысловым, стилистическим, интонационным характером текста.

В тексте знак препинания вовлечен в систему изобразительно-выразительных средств, определяя звучание текста. И чтобы текст звучал правильно, пунктуационный анализ должен стать неотъемлемой частью лингвистического анализа.

 

Принципы русской пунктуации

 

Дело в том, что на иерархии общих функций знаков препинания основываются в европейском языке принципы организации системы пунктуации. Они были сформулированы еще в 18-19 веках. И один из принципов это:

. смысловой принцип (понимание письменного текста);

. грамматический принцип (роль пунктуации в выявлении синтаксического строя письменного текста);

. интонационный принцип (роль интонации как показателя ритмики и мелодики речи) (25,14).

Отдельные правила пунктуации отражают только структурно - синтаксический принцип, (например, постановка знаков препинания между частями сложного предложения), некоторые - смысловой и интонационный (например, постановка знаков препинания между частями сложного предложения - это смысловой принцип или - постановка знака препинания при обособленных членах предложения - интонационный), в основу некоторых правил положены все три принципа (например, постановка вопросительного знака в конце предложения).

В современной лингвистике активно развивается изучение современной пунктуации в функциональном плане: стремясь выявить закономерности употребления знаков препинания, оно опирается на их функционирование в реальных текстах с учетом полифункционированности и взаимодействия.

До недавнего времени преобладали односторонние взгляды на основу русской пунктуации: одни ученые признавали пунктуацию интонационной, другие видели в ее основе смысловой принцип, третьи - синтаксический (25,17).

При сопоставлении пунктуации и интонации как способов членения устной и письменной речи, чаще всего умалялась (С.И. Абакулов) или преувеличивалась (А.И. Тешковский) роль интонации в изучении пунктуации, то сейчас выделяемые принципы пунктуации не противопоставляются, а только указывают на разные грани одного и того же грамматического явления, образуя сложную систему употребления знаков препинания.

А.И. Гвоздев утверждал “Знаки препинания обозначают такие обобщенные значения, которые получают выражения в синтаксических структурах (конструкциях), поэтому устанавливается связь пунктуации с синтаксисом” (11,73).

Современные правила постановки знаков препинания (пунктуационная норма) учитывает, как правило, структуру отдельно взятого предложения.

Таким образом, пунктуация это основной раздел языкознания, основное назначение которого - указать на смысловое значение членения речи. В пунктуации выделяют основные принципы, а также различные функции знаков препинания, которые очень важно понять и усвоить.


Глава 2. Содержание работы по формированию пунктуационных навыков у учащихся начальной школы

Традиционная программа. Формирование пунктуационного навыка - процесс длительный и начинается в период обучения грамоте, но имеет свои особенности в зависимости от программы обучения. Обучаясь по традиционной системе 1-4-Рамзаева или Зеленина, Хохлова и “Букварь” В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф. Шанько и учебник “Русский язык” под редакцией Закожурникова, система 1-3 учащиеся в период обучения грамоте знакомятся со следующими знаками препинания: точкой, запятой, восклицательным и вопросительным знаками (на практическом уровне) и читают такие тексты, в которых встречаются эти, а также другие знаки препинания (многоточие, тире, двоеточие, кавычки).

Особое внимание уделяется выразительному чтению с соблюдением соответствующих знаков препинания в конце предложения и в середине при перечислении однородных членов предложения.

Учитель обращает внимание на важность правильной постановки знаков препинания в целях общения. Учащиеся наблюдают, как знаки препинания меняют смысл и интонацию предложения. В этот период учащиеся учатся членить речь на предложения и отличать по интонации одно предложение от другого, то есть идет пропедевтическое ознакомление с классификацией предложений по цели высказывания(17,33).

В первом классе на уроках русского языка (учебник “Русский язык” М.А. Закожурниковой, Ф.Д. Костенко, Н.С. Рождественского) дети продолжают учиться выделять предложение из потока речи, из текста, отличать его от отдельных слов, соблюдать при произнесении и чтении интонацию конца предложения, интонацию перечисления (в предложениях с однородными членами), записывают его после предварительного анализа, учатся употреблять большую букву в начале предложения и точку (или другой знак препинания) в конце.

Во втором классе (учебник “Русский язык” М.А. Закожурниковой, Ф.Д. Костенко, Н.С. Рождественского, А.М. Матвеева) учащиеся знакомятся с употреблением на конце предложений, кроме точки, восклицательного и вопросительного знаков. Учатся выделять голосом нужные по смыслу слова, соблюдать правильные интонации в соответствии со знаками препинания.

В третьем классе (учебник “Русский язык” М.А. Закожурниковой, Ф.Д. Костенко, Н.С. Рождественского) даются понятия о видах предложения: повествовательное, вопросительное, побудительное (по цели высказывания), восклицательное (по интонации), дети учатся правильному, уместному их употреблению в речевом общении, как в устной, так и письменной форме.

В четвертом классе (учебник “Русский язык” М.А. Закожурниковой и других) школьники получают сведения о предложениях с однородными членами (с одиночными союзами и, а, но и без союзов). Они учатся произносить их с интонацией перечисления, употреблять в устной и письменной речи, отделяя при письме однородные члены (при отсутствии союза) запятой.

Программа развивающего обучения. Иначе формируется пунктуационный навык в системе развивающего обучения; в его основе - “понимание речи, как процесса общения людей на основе использования средств языка, прежде всего - слов и предложений. Узнавание говорения и слушания, как видов устного и словесного общения”. Уже в период обучения грамоте дети выполняют упражнения с целью пробудить интерес к собеседнику, желание поделиться своими мыслями, чувствами. Дети знакомятся с существенными признаками предложения, а именно с его смысловой и интонационной законченностью. При наблюдении за интонацией логического ударения, мелодики, дети убеждаются, что каждое предложение по-своему необходимо, все зависит от конкретной ситуации. А также, таким образом, дети устанавливают законченность мысли(10,54).

Для грамматических наблюдений используются загадки, отгадывая которые, дети составляют различные по цели высказывания предложения. Дети учатся не только правильно их произносить, но и находить их в тексте, классифицировать.

В первом классе (учебник “Русский язык А.В. Поляковой) большое внимание уделяется развитию устной речи. Предусмотрено практическое освоение языковых и внеязыковых средств устного общения. В процессе развития диалогической и монологической речи идет работа над умением задавать вопросы, строить восклицательные предложения, правильно интонировать их (вопросительные и восклицательные). К концу первого класса учащиеся должны знать признаки предложения (смысловая и интонационная законченность), название предложений по интонации (повествовательные, вопросительные, восклицательные), знаки препинания в конце предложения в зависимости от интонации. Должны уметь: различать предложения по интонации, ставить нужный знак в конце предложения, составлять предложения на заданную тему по рисунку, по заданию учебника(11,59).

Во втором классе (учебник “Русский язык” А.В. Поляковой), обучая детей умению спорить, обращаем внимание на ситуационные различия и интонирования высказываний. К концу второго класса учащиеся должны знать: названия предложений по интонации и цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные), однородные члены предложения. Должны уметь: распознавать виды предложений по цели высказывания и интонации, ставить в конец предложения нужный знак препинания, распознавать предложения с однородными членами, использовать интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения.

В третьем классе (учебник “Русский язык” А.В. Поляковой) продолжается работа по усвоению детьми взаимосвязей между целью, содержанием и формой высказывания. Создание речевых ситуаций: посещение, какого - либо предприятия, выставки и т.д. Придумывание ситуационных игр. Правильное использование игр, слов, интонации, темпа речи, силы, тембра голоса, жестов, мимики. Речевой этикет в ежедневной системе общения.

К концу третьего класса дети должны знать: сложное предложение, союзы в сложных предложениях, прямую речь, знаки препинания в ней. Должны уметь: распознавать виды предложений, ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, а также - в сложных.

Программа “Школа - 2100”. Формирование пунктуационного навыка у учащихся начальной школы по программе “Школа - 2100” идет следующим образом.

В период обучения грамоте (учебник “Моя любимая азбука” Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной) дети знакомятся с постановкой точки, запятой, вопросительных и восклицательных знаков, а также многоточием (что отличает данную программу от традиционной) на практическом уровне, а также с тире, запятой, двоеточием, кавычками при чтении текстов с этими знаками препинания. Особое внимание уделяется выразительному чтению с соблюдением пауз и интонации, соответствующих знакам препинания.

В первом классе дети знакомятся с повествовательной, вопросительной, восклицательной интонацией, учатся пунктуационно правильно оформлять предложения на письме (писать первое слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, вопросительный или восклицательный знаки), читать и произносить предложения, тексты с правильной интонацией.

Во втором классе учащиеся знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными; восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях. Знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления, узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без них. Начинают формироваться умения ставить запятые в предложениях с однородными членами. Обращается внимание детей на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно понять написанное, то есть помогают письменному общению. Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения(28,16).

Итак, обучаясь по данной системе, дети знакомятся с употреблением точки, запятой, восклицательным и вопросительным знаками, а также узнают несколько случаев постановки запятой на основе смысла предложений, их интонации и понимания их структуры. Но в своей практике дети нуждаются в знании правил оформления прямой речи (кавычки, тире), нередко они пользуются двоеточием, многоточием реже скобками, точкой с запятой. Со всеми знаками они встречаются в процессе чтения книг, и осознание ситуации их употребления идет практически.

Проанализировав программу традиционного общения, программу развивающего обучения и программу “Школа - 2100”, можно сделать вывод, что развитию пунктуационных навыков в них уделяется гораздо меньше внимания, чем развитию орфографического, речевого навыков. Это объясняется тем, что учащиеся начальной школы еще не имеют достаточных грамматических знаний для глубокого знакомства с пунктуацией. Но во всех трех программах заложены основы изучения пунктуации и формирования пунктуационного навыка в средней школе. Уделяется внимание отработке выразительного чтения предложений, разных по цели высказывания и эмоциональной окрашенности, предложений и текстов, в которых встречаются разные знаки препинания. Интересно, что программа “Школа - 2100” предусматривает уже в период обучения грамоте знакомство не только с точкой, запятой, вопросительным и восклицательным знаками (как в традиционной системе обучения), но и с многоточием. Этот знак препинания встречается в ряде текстов, отрабатывается интонация чтения предложений с многоточием на конце.

В системе развивающего обучения дети получают более полное представление о знаках препинания. Так как в этой системе обучение ведется на более высоком теоретическом уровне, программой предусмотрено не только практическое знакомство с классификацией предложений, но и усвоение детьми таких понятий, как “повествовательное”, “побудительное”, “восклицательное” предложения уже в первом классе. В нетрадиционных программах шире круг изучаемых пунктограмм. Если в традиционной системе обучения изучается только две пунктограммы: “Знаки препинания в конце предложения” и “Запятая при однородных членах предложения”, в системе развивающего обучения и в программе “Школа - 2100” к ним добавляются ещё две “Запятая в сложном предложении” и “Знаки препинания при прямой речи”.


Игра “Немое письмо”.

Задание: учитель выразительно читает тексты, а учащиеся ставят только знаки препинания.

Цель: выявить умение учащихся слушать, определять коней предложения и ставить, в зависимости от интонации, соответствующий знак препинания.

Например: Здравствуй, милая мамочка! Привет тебе от твоего любящего сына! Как мои дела? Мне нравиться учиться в школе. Я теперь смогу написать слово “заяц”. Уроки русского языка самые интересные!

Я часто вспоминаю тебя и своих братьев, наш лес. Что интересного в вашей жизни? Когда мы увидимся? Целую тебя и братьев! Твой сын заяц Пус.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Известно, что в начальных классах закладываются основ важнейших учебных навыков по русскому языку, в том числе и пунктуационного. Пунктуационная грамотность важна не менее, чем орфографическая, она является одной из характеристик правильной письменной речи.

Раздел «Пунктуация» является одним из самых сложных в языкознании. Пунктуация тесно связна с синтаксисом - разделом, лингвистики, изучающим грамматический строй языка, словосочетание и предложение. Пунктуационные правила, опираются, как правило, на синтаксические знания. Учащиеся младших классов, только начинающие знакомиться с грамматическими понятиями, таких знаний еще не имеют, поэтому и испытывают определенные трудности в усвоении пунктограмм. Следовательно, нужно еще в начальной школе помогать детям преодолевать эти трудности и начинать формировать пунктуационный навык. Чтобы предотвратить пунктуационные ошибки у старшеклассников, необходимо систематическое, грамотно организованная работа над развитием пунктуационного навыка в младших классах, которая должна проводиться как на уроках русского язык, так и на уроках чтения, математики, окружающего мира т на других предметах. Работа по формированию пунктуационного навыка поможет не только предотвратить пунктуационные ошибки, но и будет способствовать совершенствованию выразительности речи, что также очень важно как в школьной практике, так и в жизни каждого человека вообще. Ведь речь необходима человеку для общения, а выразительная речь делает человека приятным собеседником, умелым оратором.

Использование на уроках русского языка и чтения пунктуационных упражнений в 3 «В» классе СОШ №66, привело к повышению грамотности, т.е. позволило сформировать пунктуационный навык у школьников. Установленные в ходе практической работы факты подтверждают нашу гипотезу: если систематически, методически грамотно проводить на уроках русского языка и чтения пунктуационные упражнения, то это будет способствовать повышению грамотности.

Опираясь на опыт известных педагогов и собственный, приобретенный на практике, можно предложить ряд рекомендаций учителю по повышению пунктуационного навыка у школьников:

предлагать учителю дополнительные задания, которые способствуют более глубокому пониманию пунктуационных правил;

использовать приемы развивающего обучения;

вести работу по развитию самообразования и желание самостоятельного поиска новых знаний;

учитывать пожелания и интересы при подборе заданий;

использовать различный материал на уроках русского языка, который бы способствовал не только формированию пунктуационного навыка, но и развитию кругозора учащихся;

Подводя итоги научно-исследовательской работы, сделаем несколько выводов. Если в педагогической деятельности систематически применять разнообразные пунктуационные упражнения, то можно добиться следующих результатов:

1. повысить уровень усвоение пунктуационных правил;

2. повысить уровень успеваемости по русскому языку;

.   сформировать у учащихся систему научных взглядов на мир;

.   развивать и совершенствовать устную и письменную речь школьников;

.   усвоение детьми основных литературных норм языка;

.   сформировать основные, прочные навыки правописания;

.   сформировать умение осмысленно пользоваться языком, т.е. грамматически правильно, стилистически точно, содержательно.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева Т.В. Некоторые приемы формирования навыка грамотного письма - Начальная школа №5, 2000г.

. Алтабаева Е.В. Формирование понятия «функциональных предложений» -Начальная школа №6, 2003г.

Баранов Н.Т. Русский язык. - М. 1984г.

Блинов Г.И. Пунктуационные задачи \\ Русский язык №1, 1987г.

Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. - М., 1990г.

Буслаев Ф.И. Историческая грамматика русского языка.- М., 1987г.

Волина В.А. Русский язык. Учимся, играем. Е. 1996г.

. Гольцова Н.Г. Проблемы русской пунктуации. - Начальная школа№7,№8, 1992г.

. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации: книга для учащихся среднего и старшего возраста - М. «Просвещение», 1987г.

. Григорян Л.П. Обучение пунктуации в средней школе: (методическое исследование). Научно-исследовательский институт содержания и методов обучения Академии педагогических наук. М.: Педагогика, 1982г.

. земский А.М., Крючков С.Е., Светлов Н.В. Русский язык, М., 1997г.

. Иванова О.А. Праздник пунктуационных навыков \\ Начальная школа №2, 1991г.

. Иванова Л.Т., Осипов Б.И. Хрестоматия по методики русского языка: Преподавания орфографии и пунктуации в общеобразовательных учебных заведениях, М., 1995г.

. Лингвистический энциклопедический словарь \ главный редактор Ярцева Е.Н., М., 1990г.

. Львов М.Г. Словарь-справочник по методики русского языка, М., 1997г.

. Николенкова Н.В. Роль связного текста в отработки практических навыков, употребление правил орфографии и пунктуации. (дидактика №1), 2002г.

. Обучаем по системе Л.В. Занкова, И.И. Аргинская, Н.Я. Дмитриева, А.В. Полякова (1-3 класс), М., 1993г.

. Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка во 2-3 классе трехлетней начальной школе. Пособие для учителя, М., 1987г.

. Рожденственский Н.Д. Методика грамматики, орфографии в начальных классах - М., 1988г.

. Розенталь Д.Э. Пунктуация и управление в русском языке, М.,1998г.

. Розенталь Д.Э., Галуб И.Б. Русский язык. Орфографии м пунктуация, М., 1997г.

. Сальникова Т.П. Методика обучения грамматики, правописания и развития речи. - учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «учитель начальных классов» М.: «Сфера», 2000г.).

. Сироткина Е.Я. Повторение изученного о словосочетании и предложении. Начальная школа №5, 2004г.

Сорокина А.И. Работа над ошибками на уроках русского языка. Начальная школа №10, 2002г.

. Филина М.Н. Работа со схемами предложений на уроках русского языка. Начальная школа №12, 2001г.

. Фомичева Г.А. О формировании синтаксического строя речи младших школьников: (методика работы по синтаксису в начальных классах школы). Начальная школа №1, 2001г.

. Шапира А.Б. Современный русский язык, М., 1978г.

. Шапира А.Б. Основы русской пунктуации, М., 190г.

. Швайкина Е.А. Выразительное чтение на уроках русского языка. Начальная школа №6, 2004г.

. «Школа - 2000». Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы \\ под научной редакцией А.А. Леонтьева. Выпуск 1, М., 1995г.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Приложение №1

 

Приложение №2

 

Сводная таблица по результатам написания текста экспериментального и контрольного классов на диагностирующем этапе.

Уровни сформированности пунктуационного навыка

Экспериментальный класс

Контрольный класс

  Кол-во чел. % Кол-во чел. %
Высокий 2 9,5% 2 10%
Средний 9 42,9% 8 40%
Низкий 10 47,6% 10 50%

 


Приложение №.3

 

Приложение №4

Приложение №5

Сводная таблица по результатам написания текста экспериментального и контрольного классов на контрольном этапе.

Уровни сформированности Пунктуационных навыков

Экспериментальный класс

Контрольный класс

  кол - во чел. % кол - во чел. %
ВЫСОКИЙ 5 21, 7% 3 14, 3%
СРЕДНИЙ 12 52, 2% 9 42, 9%
НИЗКИЙ 6 26, 1% 9 42, 9%

 

 


Приложение №6

 

Приложение №7

 

Выразительное чтение.

5) Прочитайте стихотворение.

 

Побежим скорей к ручью,

Зачерпнуть воды хочу

Вместе с солнечным лучом,

Тонким ивовым сучком,

Вместе с запахом лесов

И со звоном родников.

Хороша в ведре водица!

Приходите к нам напиться!

Какие знаки препинания встречаются?

Как нужно читать?

Прочитай выразительно.

 

) Вставьте на место пропусков подходящие по смыслу слова.

Запишите разные по цели высказывания предложения, ставя в конце соответствующий знак препинания.

. жизнь бабочек …. удивительна

. … дружно строят дом. муравьи

. ножки у козла … или полненькие. Тоненькие

Графический диктант.

1) Слушайте внимательно и запишите только знаки препинания.

(Учитель предлагает учащимся текст для прослушивания).

Словарная работа.

1) Запишите под диктовку словарные слова

картофель, помидор, огурец

Каким, одним словом их можно назвать?

малина, рябина, арбуз

) Вспомните и запишите словарные слова, обозначающие птиц, фрукты, школьные принадлежности.

Фрукты:

Птицы:

Школьные принадлежности

Введение

 

Одна из основных задач уроков русского языка в начальной школе - формирование функциональной грамотности учащихся. Известно, что в начальной школе уделяется большое внимание грамотному написанию слов, то есть такому разделу русского языка, как орфография. Этого нельзя сказать о пунктуации. Внимание учащихся начальной школы почти не акцентируют на этом разделе русского языка.

Тем не менее, учащиеся уже в младшем школьном возрасте постоянно имеют дело со знаками препинания в процессе чтения книг, без них не обходится ни одно письменное высказывание. Знаки препинания необходимо учитывать при формировании навыка выразительного чтения младших школьников. Человека, владеющего навыком выразительной речи, приятно слушать, ему легко выражать свои мысли и чувства.

Очень важно формировать у учащихся умение грамотно расставлять знаки препинания, так как это облегчает письменное общение. Все эти умения можно объединить и назвать - пунктуационными навыками. Пунктуация тесно связана с синтаксисом - разделом языкознания, который изучается главным образом в средней и старшей школе. Поэтому пунктуационный навык очень сложно формировать у детей начальной школы, не обладающих достаточными синтаксическими знаниями.(25,13)

Бесспорно, формирование пунктуационного навыка на основе синтаксических знаний - основная задача старших классов. Но для того, чтобы она была успешно решена в будущем, необходимо уже в начальной школе учить детей внимательно относиться к знакам препинания, познакомить их с простейшими пунктограммами, формировать на практическом уровне элементарные пунктуационные умения.(20,58)

Проблема: Какой должен быть по содержаниию, методам, средствам урок русского языка, чтобы сформировать пунктуационные навыки у учащихся начальных классов в повышении грамотности?

Объект исследования: процесс формирования пунктуационного навыка у учащихся начальной школы.

Предмет исследования: упражнения, направленные на формирование пунктуационного навыка.

Гипотеза: если систематически, методически грамотно проводить на уроках русского языка и чтения пунктуационные упражнения, то это будет способствовать повышению грамотности.

Цель: в процессе исследования собрать интересные упражнения по формированию пунктуационных навыков, познакомиться с методикой их проведения, выяснить их роль в повышении грамотности младших школьников.

Задачи:

. Проанализировать сущность понятий “пунктуация”, “пунктуационный навык”, “пунктуационное поле”, “пунктуационные ошибки”, “пунктограмма” с целью выявления особенностей формирования пунктуационной грамотности младших школьников.

. Проанализировать содержание работы по усвоению пунктуационных знаний, умений и навыков младших школьников, предусмотренное разными программами обучения русскому языку в начальной школе.

. Познакомиться с пунктуационными упражнениями, проводимыми на уроках русского языка в начальной школе.

В ходе работы над данной проблемой использовались теоретические методы:

. Теоретический анализ литературы по данной проблеме;

. Обобщение передового педагогического опыта по проведению упражнений, направленных на формирование пунктуационных навыков,

. Анализ и сравнение программ по русскому языку для начальной школы. Эмпирические методы: наблюдение за деятельностью учителя, беседа с ним, анализ продуктов деятельности учащихся.

В первой главе “Пунктуация как особый раздел языкознания” раскрывается сущность таких важных лингвистических понятий, как “пунктуация”, “пунктограмма”, “пунктуационно - смысловой отрезок”, “пунктуационные упражнения”, “пунктуационный навык”, “пунктуационное правило”, “пунктуационная норма”, “пунктуационные ошибки”. Раскрыть их сущность помогла следующая литература: «Словарь - справочник” по методике русского языка (М.Р. Львов), “Лингвистический энциклопедический словарь” (гл. ред. Ярцева В.Н. - М., 1990), справочник по русскому языку (М.Т. Баранов) и другие.

Во второй главе “Содержание работы по формированию пунктуационных навыков у учащихся начальной школы” анализируется содержание работы по усвоению пунктуационных знаний, умений и навыков младших школьников в современных программах: традиционной, развивающей, “Школа - 2100”.

В третьей главе предлагаются упражнения, направленные на формирование пунктуационного навыка, рассматривается методика их проведения.

В заключении представлены выводы по результатам исследования.


Глава 1. Пунктуация как особый раздел языкознания

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 2332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.6.114 (0.129 с.)